Как развивать эмоционально волевую сферу школьника

Развитие эмоционально-волевой сферы школьников

Ирина Ефремова
Развитие эмоционально-волевой сферы школьников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шимановская средняя общеобразовательная школа

Вяземский район, Смоленская область, Россия

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье раскрывается значимость развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на пути формирования нравственных представлений ребенка в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Ключевые слова: воспитание и развитие младшего школьника в условиях реализации ФГОС, эмоционально-волевая сфера, психогимнастика.

В психологии считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений детей лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых.

В младшем школьном возрасте доминируют потребность в защищенности и безопасности. Ребенок открыт, доверчив, деятелен. Он ждет внимания, ему нужны прикосновения, поглаживания, поцелуи,разговоры: ведь все это символы любви, признания, принятия в мир людей, и что особенно важно – в мир взрослых.

Младший школьник живет в отношениях преимущественно эмоциональных, до конца неосознаваемых переживаний. Если отношения богаты, разнообразны, наполнены положительными эмоциями, то ребенок полноценно развивается: он весел, активен, открыт, добр, незлобен. Если же отношения неполноценны, и он чувствует отчуждение окружающих, в ребенке растут обида, боль, которые рано или поздно перейдут в злобность, агрессию, на первый взгляд – немотивированную.

Инструмент «воздействия» на эмоционально-волевую сферу младшего школьника, на мой взгляд, лежит в использовании психотехнических методик. Наиболее целесообразно их применять во внеурочной деятельности. Возможность проведения систематических занятий значительна возросла в связи с переходом на ФГОС второго поколения, в условиях реализации которого предусматриваются дополнительные резервы внеучебного времени на развитие и воспитание младших школьников, реализуемых в образовательных учреждениях.

Для обогащения эмоциональной экспрессии ребенка, обучения элементам выражения чувств и эмоций, а также управления эмоциональными состояниями рекомендованы курсы по психогимнастике. В отечественной психологии разработано достаточно большое количество таких коррекционно-развивающих программ. В своей практике я активно использую авторские разработки И. М. Чистяковой,А. Л. Сиротюк, Е. А. Алябьевой, М. А. Павловой и других.

Опыт моей работы по развитию эмоционально-волевой сферы младшего школьника показывает положительную тенденцию качественных преобразований от дифференцирования эмоциональных переживаний к выработке устойчивых нравственных представлений и отношений к окружающему миру.

Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003.- 88 с.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Источник

Программа развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Эмоционально-волевая сфера личности каждого ребенка не имеет аналогов. С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В младшем школьном возрасте большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя. Каждый ученик по-своему реагирует на один и тот же психический процесс, так у одного незнакомая ситуация может вызвать эмоциональный подъем, а у другого грусть и апатию. Волевая сфера также является важным компонентом психики ребенка, поскольку неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Таким образом, развитие эмоциональных и волевых качеств ребенка достигается только тренировкой.

Скачать:

Вложение Размер
programma_razvitiya_emotsionalno-volevoy_sfery_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx 46.02 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая программа развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста

Эмоционально-волевая сфера личности каждого ребенка не имеет аналогов. С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В младшем школьном возрасте большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя. Каждый ученик по-своему реагирует на один и тот же психический процесс, так у одного незнакомая ситуация может вызвать эмоциональный подъем, а у другого грусть и апатию. Волевая сфера также является важным компонентом психики ребенка, поскольку неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Главной функцией развития воли выступает усиление мотивации к обучению и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.

К сожалению, не все дети, по разным причинам, могут воспринимать и понимать чувства окружающих, например «у детей с высоким уровнем тревожности, повышенной эмоциональной чувствительностью или моторно-расторможенных часто наблюдается отрицательное отношение к учебному труду, учителю и его требованиям».

В связи с этим, мы рассмотрим методики разных авторов, которые направлены на исследование и изучение эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.

Проведенный анализ диагностического инструментария, позволяет нам выделить следующие методики, направленные на исследование и изучение эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста:

  1. методика «Определение уровня саморегуляции» (Н.А. Мишина);
  2. методика «Исследование уровня мобилизации воли» (Ш.Н. Чхарташвили);
  3. тест «Автопортрет» (В.В. Ветрова);
  4. методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго).

Рассмотрим более подробно данные методики.

Методика «Определение уровня саморегуляции» (автор Н.А. Мишина).

Цель данной методики: изучение эмоционально-волевой сферы младших школьников.

Оборудование и материалы: в качестве стимульного материала используются образец, представленный в приложении и простой карандаш.

Инструкция к проведению: детям предлагается задание: «На этом листе дан образец написания палочек. Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила:

1) пиши палочки и черточки в такой же последовательности;

2) правильно переноси их с одной строчки на другую;

3) не пиши на полях;

4) пиши не в каждой строчке, а через одну».

Время выполнения задания 5 минут.

Обработка данных. Анализ проводится по следующим критериям : 5 баллов — ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно. 4 балла — по ходу работы ученик допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, ее оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть. 3 балла — ребенок воспринимает лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2-3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен. 2 балла — ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен. 1 балл — ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.

Методика «Исследование уровня мобилизации воли» (автор Ш.Н. Чхарташвили).

Цель: определение уровня мобилизации воли младшего школьника .

Инструкция к проведению: «Вот альбом. В нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок: сначала на нижние, потом на верхние. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя» (последнее слово интонационно выделяется). Правильность выполнения задания фиксируется педагогом по направлению взгляда испытуемого.

Оборудование и материалы: альбом с изображением картинок и кружков представленный в приложении, простой карандаш и чистый лист.

Обработка результатов. Анализ выполнения проводится по следующим критериям: 10 баллов — высшая оценка. Ставится в том случае, если ученик при выполнении всех заданий не отвлекался на картинки. Невыполнение условий для каждого задания снижает оценку на 1 балл. Высокий уровень — 9-10 баллов. Средний уровень — 6-8 баллов. Очень низкий уровень — 1-2 балла.

Тест «Автопортрет» (автор В. В. Ветрова).

Цель: диагностика бессознательных эмоциональных компонентов личности — самооценка, невротические реакции, тревожность, страх, агрессивность.

Оборудование и материалы: чистый лист бумаги, простой карандаш.

Инструкция к проведению: детям предлагается нарисовать самих себя в полный рост.

Интерпретация результатов данного теста представлены в приложении.

1 — самооценка (расположение рисунка на листе)

1.1 в центре — адекватная;

1.2 в верхней части листа — завышенная;

1.3 в нижней части листа — пониженная.

2 — интеллектуальная и социальная адекватность (голова)

2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова — интеллектуальная и социальная адекватность;

2.2 большая голова — высокие интеллектуальные и социальные притязания;

2.3 маленькая голова — интеллектуальная и социальная неадекватность.

3 — контроль над телесными влечениями (шея)

3.1 нормальная шея — адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями;

3.2 длинная шея — потребность в защитном контроле;

3.3 короткая шея — поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям;

3.4 отсутствие шеи — отсутствие контроля.

4 — местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)

4.1 нормальное, пропорциональное туловище — равновесие потребностей и влечений;

4.2 маленькое туловище — отрицание потребностей и влечений;

4.3 большое, крупное туловище — неудовлетворенность осознаваемыми влечениями;

4.4 отсутствие туловища — потеря схемы тела, отрицание телесных влечений.

5 — чувствительность к критике, общественному мнению

5.1 большие уши — повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику;

5.2 большие глаза — повышенная чувствительность к критике.

6.1 сильный нажим;

6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность);

6.3 перерисовка и стирание;

6.4 заштрихованные волосы (беспокойство);

6.5 руки прижаты к телу.

7.1 интенсивная штриховка;

7.2 обведение контура;

7.3 затушеванные зрачки.

8.1 сильный нажим;

8.2 жирный контур рисунка;

8.3 ноги расставлены;

8.4 видны зубы (вербальная агрессия);

8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность);

8.6 подбородок увеличен и акцентирован;

8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия — самозащита);

8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости;

9 — выраженная защита

9.2 руки за спиной или в карманах;

9.3 человек изображен в профиль (замкнутость).

10 — эгоизм, нарциссизм

10.1 пишет свое имя;

10.2 крупный рисунок;

10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе).

11.1 рисунок в нижней части листа;

11.2 слабый нажим и контур;

11.3 скованная, статичная поза;

11.4 эскизный контур.

(в том числе и от матери)

12.1 крупный (красный) рот;

12.2 пуговицы по центральной оси;

12.3 маленькие ступни и ладони;

12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины;

12.5 груди подчеркнуты (зависимость от матери) у мужчины.

13 — эмоциональная незрелость, инфантилизм

13.1 глаза без зрачков;

13.2 опускание шеи;

13.3 детские черты лица;

13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда.

14.1 длинные ресницы;

14.2 волосам уделено много внимания;

14.3 выделенные крупные губы;

14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная;

14.5 макияж и украшения.

Методика «Эмоциональные лица» (автор Н. Я. Семаго).

Цель: оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка.

Оборудование и материалы: в качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии представленные в приложении.

Инструкция к проведению: процедура проведения исследования в полном объеме состоит из трех последовательных этапов.

1-й этап: предъявление для опознания эмоциональных состояний 1-й серии изображений (схематичные изображения). Ребенку предъявляются схематичные изображения лиц, раскладываемые в случайном порядке перед ребенком. Раскладка производится так, чтобы все изображения находились в поле зрения ребенка.

Инструкция 1: «Посмотри на эти рожицы и скажи, какое у каждой настроение».

2-й этап: предъявление реальных фотографических изображений (в соответствии с полом ребенка). На этом этапе ребенку предъявляются изображения 2-й серии: реальные фотографии. При этом предъявляются фотографии, соответствующие полу ребенка.

Инструкция 2 (модифицируется в зависимости от пола ребенка): «Теперь я тебе покажу другие картинки, на которых изображен мальчик (девочка). Посмотри на эту фотографию, как ты думаешь, какое настроение у этого (этой) мальчика (девочки)?».

3-й этап: придумывание истории по какому-либо изображению. Ребенку предлагается придумать рассказ, историю по какому-либо из предъявляемых ранее реальных изображений. Для этого реальные изображения раскладываются в том же порядке (слева — направо), как они проводились на первом этапе обследования, или просто даются ребенку в руки с предложением разложить их самому.

Инструкция 3: «Посмотри снова на эти картинки. Выбери одну из них, какая тебе больше нравится и попробуй придумать рассказ о том, что могло вызвать такое настроение мальчика (соответственно, девочки), почему он это чувствует».

Обработка результатов. «Высокий уровень — развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; высокая способность к оречевлению собственных переживаний. Средний уровень — ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого. Низкий уровень — задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себе».

Таким образом, описанные психологами-педагогами методики, такие как: методика «Определение уровня саморегуляции» , методика «Исследование уровня мобилизации воля», тест «Автопортрет», методика «Эмоциональные лица» помогут выявить эмоционально-волевую сферу, определить уровень мобилизации воли, про диагностировать бессознательные эмоциональные компоненты личности (самооценку, невротические реакции, тревожность, страх, агрессивность), оценить возможность адекватного опознания эмоционального состояния младших школьников.

Методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется, чувства развиваются в тесной связи с волей, а воля обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.

Как пишет в своей статье Т.В. Дремина: «развитие эмоционально-волевой и личностной сферы учащихся развивает системы самосознания и самооценки, рефлексивные способности, формирует адекватное отношение к себе и другим. Постепенно ребенок развивает коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других».

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. В.С. Мухина отмечает, что «хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает».

В связи с этим В.С. Мухина перечисляет основные задачи, которые необходимо решать в младшем школьном возрасте:

1) «преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

2) обретение ребенком контроля над своим поведением;

3) выработка волевых качеств личности».

Изучая волевое поведение, В.А. Иванников отмечал, что «проблема формирования воли это не только развитие нравственных качеств личности и формирование нравственных мотивов, воля есть не только особый способ мотивации, но и ее особая форма, а именно произвольная форма мотивации».

Также В.А. Иванников указывает, что «необходимость волевого поведения возникает тогда, когда обнаруживается недостаток или нежелательность, побуждения к действию. Например, при необходимости совершать действия, не связанны с актуальной потребностью, при преодолении внешних и внутренних препятствий, при необходимости выбора кажущихся равнозначными мотивов, целей и т.д.».

Исходя из анализа литературы о развитии эмоционально-волевой сферы, мы делаем вывод, что эмоции младших школьников отличаются высокой впечатлительностью. Необходимо учить их понимать эмоциональное состояние других людей, а так же адекватно выражать собственные эмоции. Воля рассматривается как способность сознательно преодолевать препятствия на пути к цели, а младшие школьники характеризуются неравномерностью сформированности волевых качеств. Таким образом, развитие эмоциональных и волевых качеств ребенка достигается только тренировкой.

Итак, исходя из анализа литературы, нами выделены такие методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы младших школьников, как: методы — игротерапии, сказкотерапии, беседы, музыкотерапия; и приемы — упражнения на развитие волевых усилий, релаксационные упражнения и психодинамические медитации.

1. «Игротерапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры, поскольку оказывает большое влияние на воспитание у учащихся определенных волевых качеств и эмоциональной отзывчивости». Таким образом, в качестве игр с целью формирования позитивного отношения у учащихся к своему «Я» и для сплочения классного коллектива можно использовать такие психологические игры, как: «Паутинка», «Машина с характером», «Переправа». Такие игры развивают толерантность учащихся по отношению друг к другу, в коллективе устанавливается дружелюбная атмосфера.

С целью развития у детей волевой сферы необходимо особое место уделить играм, направленным на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развития координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления, воображения и восприятия. Игры с определенными правилами способствуют развитию выдержки, ответственности и дисциплинированности. К таким играм можно отнести: «Четыре стихии» — где дети выполняют определенные движения по команде ведущего; упражнение «День и Ночь» — по команде «День» ребята бегают в произвольном порядке, изображая мышей, а по команде «Ночь» — засыпают для того чтобы ведущий-сова их не съел; игра «Атомы и молекулы» — где дети меняют свободное движение и группируются по определенному количеству с сигналом педагога.

Важно отметить, что любые игры должны вызывать положительный настрой у детей. Игры-упражнения, применяемые с целью развития у детей самостоятельности и самоконтроля, отличаются незамысловатыми правилами, например: упражнение «Сочини предложение», где группе детей предлагается 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. По очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Игра «Три движения» — когда ребятам необходимо в правильном порядке выполнять движения, тогда как ведущий специально путает группу случайной очередностью движений.

Обязательно включать в программу подвижные игры с правилами, с целью развития координации движений и произвольной регуляции собственной деятельности. Можно использовать такие игры, как: «Зайчики Солар», «Солнце, дождь и ветер», «Снежный ком», «Постройтесь по росту!». Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению в роли успешного ведущего, развивает настойчивость. Стремление к успеху развивает мотивационные качества и вместе с тем учит принимать неудачу без агрессии и обиды.

2. «Сказкотерапия — это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование познания эмоций у младших школьников». Можно применять на занятиях с детьми сказки на тему добра, милосердия и гуманности. Педагог Р.М. Гришина предлагает методическую разработку сказки «Звездная страна». Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. На основе фантазийных образов дети понимают чувства и переживания главных героев, а также осознают, как найти выход из конфликтной ситуации. Таким образом, сказкотерапия — это процесс воспитания внутреннего ребенка, его гармоничного мироощущения, что становится основой для созидательных действий по отношению к себе, близким, окружающему миру.

После прочтения сказки необходимо проанализировать с детьми поступки положительных и отрицательных героев. Для этого можно применять метод беседы.

3. «Беседа — это вопросно-ответный метод обучения, применяемый с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления уже полученных знаний». Беседа формирует умение быть сдержанными и доброжелательными, приучает ребят работать в коллективе. В качестве обобщения материала и выделения ключевых моментов, беседа может проводиться с детьми сразу после прочтения сказки. Для этого ребятам задается ряд вопросов: о чем эта удивительная история? Чему учит эта сказка? Как вы оцениваете поступок отрицательного героя? Почему? Пригодится ли вам эта история в жизни? Чем?

Беседа также может проводиться на определенные (намеченные педагогом заранее) актуальные темы. С целью развития у учеников эмоциональной притязательности, отзывчивости важно обсуждать такие понятия как «Дружба», «Взаимоотношения», «Конфликт». Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить — ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Детям необходимо дать возможность понять, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки.

4. «Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции». Функциональные упражнения «Послушай тишину», «Летняя ночь», «Звуки» учат детей различать звуки на улице за окном, способствуют снятию сильного эмоционального или физического напряжения у детей.

5. «Упражнения — это прием планомерно организованного выполнения воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности». На занятиях с младшими школьниками важно способствовать наилучшему пониманию детьми своих эмоциональных состояний и эмоций других людей. Применение таких упражнений, как: упражнение «За что меня любит мама», упражнение «Радость и грусть», упражнение «Зеркало», рисование на тему «Сегодня я вот такой», упражнение «Все мы» развивают у детей умение правильно выражать свои чувства, управлять своими эмоциями. С помощью таких упражнений у детей повысится уровень стабильности эмоциональной регуляции, уменьшится психическое напряжение, тревога.

Занятия с детьми в сенсорной комнате можно выделить как средства развития у учеников саморефлексии . В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов — пузырьковой колонны, аква-лампы, ребенок расслабляется, успокаивается, у него нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы . Структура занятий в сенсорной комнате предполагает использование упражнений для релаксации, дыхательных упражнений, беседы и сказкотерапию, ароматерапию и музыкотерапию.

После проведения основных игр с детьми необходимо оказать успокаивающее и расслабляющее воздействие на их эмоциональное состояние. С этой целью можно использовать различные релаксационные упражнения или психодинамические медитации с музыкальным сопровождением.

6. Релаксации и психодинамические медитации, как вспомогательный прием, проводятся с целью расслабления и снятия мышечного напряжения. Такие релаксации, как: «Лучики», «Кораблик», «Ковер — самолет», «Чудесная ночь» помогают ребятам снять физическое и мышечное напряжение после активной двигательной деятельности. Педагог подробно объясняет детям соответствующие инструкции, и помогает эмоциональному расслаблению — создавая спокойную, умиротворенную атмосферу.

Для достижения наилучших результатов занятия по развитию эмоционально-волевой сферы следует проводить с учащимися как в индивидуальной, так и в групповой формах, поскольку они оказывают на детей различное воздействие и педагогу психологу необходимо отмечать как достижения всей группы в целом, так и индивидуальные ресурсы каждого ученика.

Таким образом, мы предполагаем, что использование вышеизложенных методов и приемов сформируют у детей эмоционально — мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и они приобретут навыки, умения и опыт необходимый для адекватного поведения в обществе. При целенаправленном комплексном воздействии у них сформируются такие волевые качества как: ответственность, упорство, настойчивость, решительность, повысится самооценка.

Источник

Читайте также:  Лекарственные средства улучшающие настроение
Оцените статью