Как развивать чувство патриотизма

Формирование патриотических чувств через разные виды деятельности

Ольга Колесникова
Формирование патриотических чувств через разные виды деятельности

МАОУ «Школа № 30» (дошкольный уровень)

Консультация для педагогов

«Формирование патриотических чувств через разные виды деятельности»

Подготовила воспитатель Колесникова О. В.

В настоящее время наше подрастающее поколение плохо понимает, что такое любовь к Родине. Большинство детей не понимают, что это семья, дом, город, улица и даже детский сад, в который они ходят. Патриотизм выступает важнейшей характеристикой человека, которая выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Наша задача помочь ребенку приобрести чувство гордости за Родину, чувство долга перед ней, готовность в любой момент встать на ее защиту. Воспитывать патриотизм в ребенке следует начинать с раннего возраста. Это очень сложный и длительный процесс.

Мы должны дать ребенку знания о семейных ценностях, традициях, о родном крае, городе и т. д. Работа воспитателя должна быть направленна на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей.Для этого надо создать соответствующую обстановку: в группе должен находиться патриотический уголок, где есть наглядный материал, дидактические игры, книги, картинки, папки передвижки, журналы, фото-альбомы, карты на патриотическую тему.

В группе систематически должна проводиться работа с родителями, где они (родители) предоставляют книжки или альбомы с семейными путешествиями, сделанные своими руками куклы, вазы, цветы и т. д. основная задача сделать так, чтобы родители активно участвовали в этой работе, и им и детям это было интересно.

С детьми так же ведется активная работа. Так как центр патриотического воспитания может передвигаться, мы можем задействовать его в различных видах деятельности: двигательной, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной.

В продуктивной деятельности уголок патриотического воспитания превращаем в уголок детского творчества. Здесь дети занимаются аппликацией, рисованием, лепкой, могут сделать аппликацию в виде герба или флага, нарисовать свой дом, семью, город (по желанию ребенка,изучить и изобразить росписи: гжель, хохлома, городецкая роспись. Могут слепить филимоновскую или дымковскую игрушку. В коммуникативной деятельности воспитатели проводят беседы с детьми. Здесь можно использовать наглядный материал, показать, как выглядел наш город несколько лет назад, каким он был, когда только начинал строиться. Поговорить о том, как он процветает. Рассказать, как называется наша Страна, как зовут нашего президента, из каких цветов состоит наш флаг. Так же рассказать о правах ребенка. В такой работе пополняется словарный запас такими словами как, лапти, кушак, тулуп, прялка, веретено, серп, молот и т. д. Все это дополняется наглядным материалом.

В трудовой деятельности мы продолжаем знакомить детей с инструментами труда (серп, молот, веретено и т. д.) Рассказываем о том, как и для чего, использовались эти инструменты, в какое время ими пользовались. Показываем картинки с профессиями, спрашиваем, кем работают их родители, кем бы они сами хотели стать в будущем. Обязательно приглашаем родителей, чтобы они рассказали о своей профессии. Используем картотеку с подвижными играми разных народов. Разучиваем и проводим их на прогулках и занятиях по физическому воспитанию. Оформляем альбомы и плакаты с нашими спортивными достижениями. В патриотическом центре должны собраны книги и картотеки с закличками, частушками, русскими народными песнями, играми, так же книгами других национальностей. Есть плакат с гимном России, который уже заучили. Так же сотрудники устраивают театрализованные вечера, где могут принять участие родители воспитанников.

Когда с детьми проводится такая работа, им становится интересно, они хотят знать больше и стремятся к этому. В процессе работы дети больше узнают о нашей Родине, формируются знания, патриотические чувства. В этом помогают правильно оформленные патриотические уголки. Ребенку интересно подойти к карте, посмотреть, где живут разные народы, взять альбом или книгу и узнать о разных традициях, песнях, танцах, речи. Мы помогаем нашим детям, но они и сами многое узнают в патриотическом уголке. И это результат! Ведь если мы им не поможем, они могут многого не узнать, а мы стремимся вырастить настоящих патриотов нашей Родины!

Читайте также:  Что характеризует эмоциональную функцию семьи ответ

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Тема: «Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Источник

Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста

Ольга Пашкова
Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста

Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране. Укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Русский критик – демократ В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. Он отмечал, что любить свою родину, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности к своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм, в элементарном значении, как чувство любви к Родине. Э. К. Суслова отмечает, что быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Читайте также:  Неожиданная радость что это значит

Развитию патриотизма человека способствует патриотическое воспитание. В Государственной программе и концепции по вопросам патриотического воспитания оно определено как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это понятие патриотического воспитания в широком смысле.

Патриотическое воспитание дошкольников определяется элементарнее. Важно сформировать у детей положительное отношение к Родине, помочь детям осознать себя неотъемлемой частью родной страны.

Патриотическое воспитание гражданина своего Отечества начинается с детства.

Важность патриотического воспитания подрастающего поколения подчеркивается правительством Российской Федерации, так как формирование отношения к государству, где живет человек, начинается с детства. Общеизвестно, что основы человеческого характера, его личности закладываются в детстве, потому важно, как можно раньше, знакомить ребенка с основными сферами общественной жизни, начинать формировать элементарные патриотические чувства. Эти чувства только зарождаются в дошкольном возрасте, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности человека, отмечает Суслова Э. К.

Особенности патриотического воспитания детей в том, что они еще не могут воспринимать что-то далекое, неизвестное им. Для дошкольников важно их ближнее окружение. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

При формировании патриотических чувств у дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности. Процесс познания должен происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, у него возникают яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы. Прежде всего, нужно формировать у дошкольников чувства привязанности к тем местам, где они родились и растут, так как именно с ними связаны яркие эмоциональные переживания.

Именно это имел в виду Л. Н. Толстой,когда отмечал: «Без Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». В иной форме, но об этом же писал известный русский писатель Л. М.Леонов: «Большой патриотизм, – отмечал он, – начинается с любви к тому, где живешь».

Н. К. Крупская указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение. Детей знакомят с природным и социальным окружением.

Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости.

Необходимо учитывать влияние на ребенка взрослых, которые его окружают. Это, в первую очередь, семья ребенка. Необходимо включать семью в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением, знакомить с особенностями у детей основ патриотизма.

Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою Родину. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, – писал Ушинский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Теоретической базой для изучения вопросов по теме «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста» могут стать идеи известных представителей отечественной дошкольной педагогики Н. К. Крупской, Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой, С. А. Козловой, Э. К. Сусловой.

Интересны работы других авторов – Н. В. Алешиной, И. Казаковой, М. Кирилиной, Л. Коломейченко, М. Ю. Новицкой, Л. А. Кондрыкинской и других авторов.

Н. К. Крупская отмечала важность краеведческого подхода в патриотическом воспитании. Она указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Р. И. Жуковская придерживалась идей Н. К. Крупской, видела последовательность патриотического воспитания дошкольников возрастным группам. Отмечала необходимость знакомства детей с людьми, связанными с краем, их трудом, с защитниками Отечества. Подчеркивала необходимость объяснения детям, что какой бы ни был край, в нем находит отражение что-то типичное для всей страны.

Читайте также:  Дневник хорошего настроения будни героя крафт

Н. Ф. Виноградова указывала на особую роль ознакомления дошкольников с природой в патриотическом воспитании детей. Она называла любовь к природе, как одно из проявлений патриотизма.

С. А. Козлова наряду с Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой отмечает важность ознакомления детей с родным краем, о необходимости ознакомления с трудом людей. С. А. Козлова подчеркивает, что патриотизм начинается у детей с элементарного чувства привязанности. «Если ребенок ни к чему не привязан, как учить его патриотизму

Э. К. Суслова изучала вопросы патриотического воспитания, отмечала важность воспитания у детей уважения ко всем национальностям, так как Россия многонациональная страна. Такие как С. А. Козлова говорила о толерантности к другим народам и национальностям, говорила о недопустимости превознесения в каких-либо проявлениях, какой бы то ни было национальности. Занималась вопросами патриотического воспитания в игре.

Новицкая М. Ю. отмечает, что суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима планомерная работа. В зависимости от возрастных особенностей детейпедагог может использовать различные методы и приемы: прогулки и экскурсии, наблюдение, беседы, рассказы, использование картин и иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы. При работе с детьми необходимо учитывать краеведческий подход.

Патриотическое воспитание начинается с младшего возраста. Чувство любви к Родине у маленького ребенка начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Постепенно воспитывается любовь к Родине, формируется понятие «родина». Постепенно чувство привязанности расширяется и углубляется.

Патриотическое воспитание начинается с элементарных представлений детей о себе. Постепенно знания углубляются и расширяются.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Воспитательную работу надо связывать с окружающей социальной жизнью и теми доступными объектами, которые окружают ребенка. Патриотическое воспитание в ДОУ можно отразить в схеме.

Схема последовательного знакомства детей с социальной действительностью.

я — семья / дом — детский сад — улица — район — город — край — страна

Система работы дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольниковс родным краем состоит из следующих блоков:

• Что я знаю о себе;

• Мой детский сад;

• Моя улица, мой город, мой город отличается от других;

• Мой край, его особенности (социальное и природное окружение).

Полноценная работа по воспитанию патриотических чувств детей через ознакомление с окружающим миром родного края возможна лишь при систематическом, целенаправленном подходе, учитывая возрастные особенности восприятия детей. Основой же должна стать личность педагога, любящего свою Родину, чтобы не автоматически навязать, а пробудить, воспитать в ребенке чувство любви к своей малой Родине, к своему городу, краю. Важно, чтобы работа велась в тесном взаимодействии воспитателя, детей и родителей.

На протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младшей группы должна вестись систематическая, планомерная работа по патриотическому воспитанию детей. Должны учитываться возрастные особенности детей. Эта работа должна вестись с использованием различных методов и приемов должна органически охватывать практически все виды деятельности детей.

Педагоги должны понять, что воспитание патриотических чувств у детей процесс сложный и длительный, требующий от воспитателей больших усилий. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Патриотическое воспитание Одним из приоритетных направлений подрастающего поколения является воспитание патриотических чувств подрастающего поколения. Эта проблема.

Презентация педагогического проекта «Памятные места нашего города» Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание.

Источник

Оцените статью