Консультация для родителей. Воспитание в ребенке чувства эмпатии
Мягкова Елена Андреевна
Консультация для родителей. Воспитание в ребенке чувства эмпатии
Консультация для родителей.
Воспитание в ребенке чувства эмпатии.
Эмпатия – это совокупность чувств, связанных с постижением эмоциональных состояний другого человека и обусловливающих сострадание, соучастие, сопереживание, сочувствие.
Обычно к ним относятся жалость, печаль, скорбь, соболезнование, огорчение по поводу беды, несчастья, крупных неприятностей, боли, страдания другого человека. Большинство психологов полагают, что эмпатийные чувства составляют основу гуманного отношения к другим людям. Высшим проявлением эмпатийных чувств является альтруизм – принесение в жертву своих собственных интересов ради благополучия другого человека. Так, альтруистическое поведение характерно для родителей, прежде всего матерей, испытывающих безграничную, самоотверженную любовь к своим детям. Подлинные любовь и дружба в высших своих проявлениях связаны именно с альтруизмом.
Эмпатия рассматривается некоторыми психологами как особый вид научения через замещающие переживания. Через это чувство ребенок включается в чужой для него эмоциональный опыт. Ребенок получает эмоциональное удовлетворение от того, что его сочувственные ответы вызывают положительную эмоцию у других.
Благодаря переносу, проекции своих чувств желаний на других людей, особенно на членов своей семьи, ребенок постигает свою общность с ними. Так постепенно, шаг за шагом, ребенок через сочувствие, сопереживание развивает и обогащает свой опыт познания самого себя и близких ему людей. Сочувствие другим людям возможно, поскольку человек наполняет их переживание своим опытом. Гуманистическое и альтруистическое поведение ребенка возможно по мере формирования в нем соучастия в страданиях других людей.
На основе тех или иных взаимных сопереживаний, общего душевного настроя семьи у ребенка может сформироваться деятельный альтруизм (самопожертвование, сострадание). Впоследствии этот деятельный альтруизм может переноситься в другие малые группы, но его истоки, его формирование берет начало именно в семейной общности.
Развитие комплекса альтруистических чувств у ребенка предполагает накопление у него определенного опыта общения с другими людьми, особенно с членами собственной семьи. Сами эти чувства в определенной мере и степени являются частью эмоционального опыта ребенка.
Перечисленные выше чувства имеют особое социальное значение, так как они помогают улучшению отношений между людьми, облегчению взаимопонимания. К тому же жизненные ситуации в той или иной мере требуют от человека именно таких сложных форм реагирования. Более того, в различных ситуациях перед человеком встает сложнейшая задача «понимания опыта других людей».
Следовательно, в семейных взаимоотношениях особое значение приобретает то, насколько члены семьи – родители и дети – обладают эмоциональной отзывчивостью на неблагополучие других людей. Поэтому нормальное проявление чувства эмпатии встречается у тех детей, родители которых обладают высоко развитым чувством сострадания, сопереживания, соучастия. Эмпатия наиболее успешно формируется у детей, которые выросли в семьях, где они сами получали максимум доверия, любви и теплоты.
Необходимо подчеркнуть, что именно на основе чувства эмпатии, соучастия, сострадания можно понять процесс осуществления у ребенка взаимосвязи переживаний и поведения, процесс формирования нравственных чувств.
В нравственном и духовном воспитании ребенка в семье, основанном на чувстве эмпатии, дружбы, любви, уважения других людей происходит «эмоциональная реализация человечности».
Сопереживание, сочувствие, соучастие – это не только нравственное развитие ребенка, но и особый вид познания мира человеческих отношений, познания других людей.
Основываясь на этих чувствах, ребенок всматривается в других членов семьи и других людей, стремясь обнаружить в них собственные переживания. Таким образом, самопознание идет рука об руку с познанием других людей. Это два взаимозависимых и взаимодополняющих процесса. Начинается такое познание с того, что ребенок наблюдает мимику матери, отца и инстинктивно, неосознанно им подражает. Ребенок уже с первых лет жизни повторяет и копирует жесты, позу, тон, мимику настроения матери и отца.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.
Консультация для родителей «Если вы курите при ребенке» Вторичный табачный дым – это дым, выходящий из сигареты и выдыхаемый курильщиком. Курильщик с сигаретой, распространяющей табачный дым,.
Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.
Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные.
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника» Как воспитать у дошкольника нравственные качества? Ребенок не рождается не злым, не жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит.
Консультация для родителей «Воспитание или наказание?» Без строгости в воспитании ребенка не обойтись,но не надо путать ее с наказанием. Воспитание детей ремнем формирует у него страх перед.
Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребёнка» Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками.
Консультация для родителей «Воспитание усидчивости у ребёнка» Неусидчивый ребёнок доставляет много хлопот для своих родителей. Всё ему интересно, усидеть на одном месте не может. Берёт одну игрушку,.
Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки Недавно мы приглашали в сад артистов Самарской консерватории. К нам приезжали три солистки. Две играли на скрипке и одна на фортепьяно.
Воспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – начальный этап интенсивного развития личности, становление различных видов деятельности, проявление способностей и.
Источник
Упражнения на развитие чувства эмпатии
Мягкова Елена Андреевна
Упражнения на развитие чувства эмпатии
Упражнения на развитие чувства эмпатии.
Упражнение №1
Цель: определить чувство.
Инструкция: «Сейчас некоторые из вас получат карточки, на которых написаны названия тех или иных эмоциональных состояний или чувства. Они прочитают то, что написано на карточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем каждый обладатель карточки невербально изобразит это состояние или чувство. Делать это надо будет по очереди, выйдя сюда, в центр полукруга, и повернувшись спиной к группе. Наша задача — определить, какое состояние или чувство изображено, наблюдая за человеком со спины, не видя его лица». Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство и т. п. После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображенного состояния или чувства, а тренер называет его.Затем можно задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?». Обсуждение дает возможность собрать «банк» пантомимических и жестикуляторных проявлений, характерных для того или иного состояния.
При проведении этого упражнения можно обнаружить соотношение роли мимических, пантомимических и жестикуляторных движений при определении тех или иных состояний.
Упражнение №2
Цель: развитие умения распознавать эмоции выраженные пантомимикой.
Участники группы разбиваются на пары.
Инструкция: «Один из участников пары будет „зеркалом”, а второй –»обезьяной”. «Обезьяна”, оказавшись перед «зеркалом»,ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. «Зеркало” повторяет как можно точнее все движения, выражения лица «обезьяны”». Через три — четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями. После завершения упражненияможно задать группе такие вопросы: «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось распознавать чувства и эмоции вашего партнера и воспроизводить их?»
Упражнение № 3 «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ»
— формирование умения давать обратную связь;
— выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.
Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.
Цель: развитие умения по движениям, позе, мимике определять чувства другого человека.
Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.
Инструкция: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и «говорить” по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. (Предварительно тренер договаривается с 3-4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого — с начальником, третьего — с другом или с любимым человеком и т. д.) Наша задача — постараться понять, с кем и о чем идет разговор». Каждый разговор длится около минуты. После этого тренер просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили.На следующем этапе обсуждения тренер может задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?». С этим вопросом лучше обратиться к тем участникам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения. Во время обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром для определения того, с кем «разговаривает» человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными, прежде всего, мимическими проявлениями.
Упражнение № 4
Цель: развитие умения находить общее для всех и отличительное.
Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга.
Инструкция: «Это упражнение состоит из двух частей или этапов. На первом этапе партнеры по очереди говорят друг другу фразу,начинающуюся со слов: «Ты такой (такая) же, как я, у тебя. ”. Один из вас начинает, потом — другой, потом опять первый и т. д. При этом надо смотреть друг другу в глаза, стараться говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию. На втором этапе упражнения, примерно через семь минут после начала работы, вы будете также по очереди говорить друг другу по одной фразе,начинающейся со слов: «Я очень отличаюсь от тебя, я. ”». Тренер может попросить кого-либо из участников вместе с ним продемонстрировать, как должно проходить упражнение. После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями.Тренер может задать такие вопросы: «Какие чувства возникали у вас в ходе работы?»; «Какие чувства у
вас возникали на первом этапе упражнения, а какие на втором?»
Упражнение №5. «Сильные стороны».
Участники делятся на пары. Первый член пары в течение двух минут рассказывает партнеру о своем затруднении в профессиональной практике. Второй, выслушав, должен проанализировать сложившуюся ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них ему. Потом партнеры меняются местами. По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.
В ходе общего анализа проведенного занятия ведущий обращает внимание на осознание потребностей, жизненных целей и профессиональных мотивов участников тренинга.
Упражнение №6. Карусель
Цель упражнения: — формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; — развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е.лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.
Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.
Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую, вы очень рады встрече.
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Упражнение №7
Задание: прочитайте нижеследующие фразы и отметьте, идет ли в них речь о наблюдении или об оценке.
1. Он сидел у телефона.
2. Маленький мальчик плакал.
4. Она громко смеялась.
3. Группа как раз хотела отбыть.
4. Она не проявила к нему интереса.
5. Она достигла успеха.
6. Она была одета очень броско.
7. Она сидела на лекции и слушала очень внимательно.
8. Он сидел за столом, скучая.
1. Он сидел у телефона.
Наблюдение: отсюда ничего нельзя извлечь.
2. Маленький мальчик плакал.
Наблюдение: Вы видите мальчика, у которого слезы текут по лицу.
Наблюдение: а может быть, она была больна или потеряла ко всему интерес?
4. Она громко смеялась.
Наблюдение: Вы можете видеть и слышать, что женщина громко смеется.
5. Группа как раз хотела отбыть.
Наблюдение: Вы видите, что люди уплатили по счету и упаковывают свои вещи.
6. Она не проявила к нему интереса.
Оценка: может быть, она проявляет даже больший интерес к нему и пытается скрыть это?
7. Она достигла успеха.
Оценка: критерий достижения успеха у каждого свой.
8. Она была одета очень броско.
Оценка: кто-то другой такую одежду может посчитать вульгарной и противной своим взглядам.
9. Она сидела на лекции и слушала очень внимательно.
Оценка: а уверены ли Вы в этом? Иной сделает очень заинтересованное лицо, а его мысли в это время витают очень далеко.
10. Он сидел за столом, скучая.
Оценка: Вы знаете, скучал или он устал, или как раз что-то обдумывал?
Упражнение № 8 «Поделись со мной»
Цель упражнения: эмпатийная диагностика личностных качеств; расширение репертуара способов взаимопонимания.
Участникам тренинга предлагается записать на карточке 10 качеств. Список может быть разный в зависимости от состава группы и целей занятия. При необходимости ведущий дает пояснение значений этих качеств.
Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени,чем у него и подходит к этому человеку с фразой: «Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать» Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого какого-либо качества (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.
На упражнение отводится — 20 минут.
После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения. Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков.
Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.
Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.
Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры — упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.
Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.
Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.
Подвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движений Данный материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре с целью организации для дошкольников прогулок, развлечений,.
Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.
Простые упражнения на развитие мышечной силы и мелкой моторики (видео) Каждый педагог и каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желание серьёзно заняться.
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.
Источник