Чувство ритма в жизни танцора
| (39594) |
| (0) |
| (21) |
| (0) |
Научиться танцевать мечтают многие. Но, почему у одних это получается легко, как будто они рождены с этим умением, а другим, даже при большом желании, танцы даются с трудом? Дело тут не только в индивидуальной гибкости, координации и способности запоминать и воспроизводить движения. Очень часто, главной помехой становится неумение слышать музыку и танцевать в нужном ритме.
Но что такое ритм? Для того, чтобы его почувствовать, так сказать, «потрогать руками», а точнее ощутить всем телом, надо для начала понять, что подразумевается под музыкальным ритмом. Что, собственно, должен чувствовать танцор?
Энциклопедии описывают ритм, как определенное соотношение длительности звуков и их последовательности. Тому, кто далек от теории музыки, такое объяснение почти ни о чем не скажет.
Тут требуется простое и доступное сравнение. И, пожалуй, легче всего ритм сравнить с пульсом человека.
Электрические импульсы задают частоту сокращения сердечной мышцы. Пульс представляет собой простейшую ритмическую фигуру из одинаково громких нот (импульсов) и равных промежутков между ними. Таков ровный пульс здорового человека. Можно сказать, что наш внутренний ритм отстукивает сердце. А в музыке эту роль выполняют ударные инструменты и бас-гитара. Они формируют основу музыкальной композиции, её ритмический рисунок, воспроизводя удары в определенной последовательности с разными промежутками времени и делая разные акценты. Этот ритмический рисунок нам и предстоит научиться различать и сопоставлять с ним свои танцевальные движения.
Главной ошибкой начинающих танцоров становится именно то, что они стараются сконцентрироваться на отработке движений (техники) и стремятся освоить их как можно больше. Выучить сложную комбинацию танцевальных элементов, в конце концов, реально даже для начинающих, а вот исполнить её под музыку удается с первого раза далеко не всем. Начиная двигаться под музыкальное сопровождение, многие даже не подозревают о том, что их движения «не попадают» в тот ритмический рисунок, который создает музыка. Танцор не успевает за ритмом или наоборот торопится — ставит ногу на пол позже или гораздо раньше ударов барабана. Со стороны это хорошо заметно, и, как правило, вскоре такое «непопадание» становится явным и для самого танцора, особенно если он танцует в паре. Так проявляется отсутствие чувства ритма. Но значит ли это, что надо поставить крест на занятиях танцами? Отнюдь. Научиться слышать музыку и развить у себя чувство ритма может каждый.
Наиболее эффективных способов два:
Первый — это начать везде и всюду вслушиваться в самую разную музыку. Только слушать музыкальную композицию следует иначе, воспринимая её не в целом, а «раскладывая на слои».
Таких основных слоев в любой композиции можно выделить три: ритм, мелодия и вокал. Чаще всего, мы обращаем внимание на вокал и мелодию, а все остальное воспринимается нами, как фон. Хотя именно этот фон и есть тот самый ритм, который задают ударные и басы, составляя основу композиции. Именно он и является главным ориентиром для танцора. Попробуйте сосредоточиться именно на этом ритмическом слое, старайтесь услышать его отчетливо. Прислушивайтесь и вычлените его из всей композиции. Такой «расклад» песен на части быстро входит в привычку и любая композиция начинает восприниматься по-другому. По сути, музыка откроется вам заново. Очень скоро этот ритмический слой перестанет быть для вас обезличенным, и вы начнете различать отдельные его составляющие, в зависимости от того, сколько и каких инструментов задают ритм.
Начинать можно с простого. Например, в латиноамериканской музыке задействовано множество самых разнообразных инструментов задающих ритм. Выделить их все достаточно сложно. А вот рок-н-ролл имеет более простой ритм, который можно услышать «невооруженным ухом». В этом смысле, лучше выбирать композиции, в которых барабаны выражены наиболее ярко, например, стоит обратить внимание на африканскую музыку. Джаз также имеет отчетливый ритмический рисунок.
Можно тренировать себя, отстукивая ритм песни, которую слушаете, пальцами по столу или спинке стула. Можно даже представить себя ударником и каждый такт отстукивать ногой. И учитесь таким образом, отбивать такт в разных ритмах. Очень скоро это будет получаться автоматически.
Теперь попробуйте пройтись в ритме музыки. Делайте шаг на каждый такт. Пробуйте точно так же «держать ритм» под музыку разных танцев.
Кстати, очень часто в барах или на дискотеках можно заметить людей, которые барабанят пальцами в такт музыке. Это говорит не об их нетерпеливости, а о том, что ритм музыки настолько созвучен и понятен им, что тело само откликается на него. Станьте таким человеком.
Слушать музыку нужно не только того направления, которое соответствует вашему танцевальному стилю. Слушайте больше самой разной музыки и акцентируйте внимание на ритмическом слое.
Некоторые педагоги советуют не только детям, но и взрослым для развития чувства ритма прохлопывать музыку, выделяя сильные и слабые доли.
Можно прохлопывать простые детские стишки, также выделяя сильные и слабые доли на определенных слогах.
Даже простое постоянное прослушивание музыки дома, в машине, на улице, в метро постепенно будет развивать чувство ритма.
Второй способ — взять ритм измором.
То есть, — неустанно тренироваться. Научившись выделять ритмический слой, вы легко это сделаете и с той композицией, под которую танцуете, — разбейте её по слоям, привыкните к её ритму (изучите его до мелочей) и практикуйтесь в танце уже со знанием дела. Постоянные тренировки непременно дадут свой результат.
Еще можно наизусть выучивать счет. Считать сначала вслух, отрабатывая свою партию в одиночку, потом про себя, вставая в пару с партнером и так до тех пор, пока вы не станете исполнять свою партию уверенно.
И, если вы занимаетесь танцами самостоятельно, несомненно, нужно обратиться за компетентными советами к профессионалу. Обучаться танцам по DVD и книгам довольно сложно. «Со стороны» легко заметны ошибки, в том числе и «попадание» в музыку — опытный тренер, сам обладая отменным чувством ритма, сможет не только все доходчиво объяснить, но и наглядно показать. Главное, чтобы преподаватель оказался именно тем человеком, который позволит вам поверить в себя!
Источник
Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства
Рамиля Мазитова
Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства
«Упражнения по развитию музыкально-ритмического чувства».
Мазитова Рамиля Юнировна
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. А игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.
Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.
Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.
Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.
Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками). Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Упражнение «Козлик»
Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка,протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит,где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей,без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.
Упражнение «Веселые четверки»
И. П. : дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Упражнение «Вопрос – ответ»
И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Найди пару»
И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Игровое упражнение «Угадай».
Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен.Все говорят:
— Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара- закричала…
На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.
Слушаем и различаем (с ритмическими карточками)
1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.
Песни Е.Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».
2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.
Комплекс дыхательных упражнений на кроватках (подготовительная группа) Цели: Укреплять здоровье детей. Способствовать профилактике ОРЗ. Создать радостноенастроение при выполнении упражнений. Воспитывать привычку.
Комплекс физических упражнений. Конспект занятия по физическому воспитанию «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Комплекс физических упражнений: «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой,.
Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой.
Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.
Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Спор зверей» «Спор зверей» • «Змея»; • «Черепаха»; • «Морская звезда»; • «Лягушка»; • «Носорог»; • «Гусеница». Однажды поспорили звери, кто сможет защитить.
Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Возвращение домой» «Возвращение домой» • «Зёрнышко»; • «Веточка»; • «Черепаха»; • «Стрекоза»; • «Бабочка»; • «Велосипед»; • «Лошадка»; • «Петушок». Одним.
Комплекс упражнений по группам звуков НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 1. Окошко. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко.
Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с ОЗ «В гости в весенний лес» (подготовительная группа) Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с нарушением зрения «В ГОСТИ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС». Подготовительная группа. Цель: развивать.
Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений Мастер класс музыкального руководителя МБДОУ детского сада № 136 Васюковой О. А. Тема: «Развитие ритмического слуха у детей дошкольного.
Источник