- Развитие темперамента
- Умение менять свой темперамент
- Усиление темперамента
- Темперамент и характер — что мы можем изменить?
- Темперамент — это то, с чем мы родились
- Характер — то, что делает нас уникальными
- При воспитании характера учитываем темперамент
- Возможно ли повлиять на характер взрослого человека?
- Как определить и усовершенствовать свой темперамент?
Развитие темперамента
Свой темперамент развивать можно и нужно. Основных направлений развития два:
- Повышения гибкости эмоционального реагирования, умение менять свой темперамент.
- Усиление темперамента, повышение внутренней скорости (темпоритма), включение высокоэнергетичных эмоций.
Умение менять свой темперамент
Кому-то свой темперамент менять легче, кому-то сложнее, но при желании в этом направлении сделать можно многое. Смотри Можно ли менять свой темперамент
Основной курс — не борьба с нежелательными проявлениями неподходящего темперамента, а развитие черт и состояний нужного темперамента. В целом смотри Развитие личности на позитиве, а конкретнее Упражнение «Меланхолик», Упражнение «Холерик», Упражнение Флегматик и Упражнение Сангвиник.
Усиление темперамента
Почему только усиление, а не ослабление? Силы много не бывает, бывает недостаточное умелое использование силы. Если у вас яркий и живой темперамент, радуйтесь, гордитесь и используйте: учитесь включать его там, где это востребовано. А в других ситуациях используйте другие черты своей личности: гибкость, рассудительность, внимательность.
Список ваших достоинств может быть очень длинным, продолжите его сами.
Для усиления вашего темперамента можно порекомендовать следующие практики и упражнения.
- Практика «Внутренний моторчик». Повышайте общую энергетику и темпоритм. Представьте, что у вас внутри зажжужал маленький моторчик, и вы начинаете делать все быстрее, живее, энергичнее.
- Практика «Удары энергии». На фоне повышенной энергетики тренируйте ударные выбросы энергии. Вначале потренируйте реальный удары, например в упражнении Рубка дров. Затем — ударные выдохи: упражнение ХА!. После этого потренируйтесь делать удары в речи: слова — удары. Акценты в речи. Акценты, как удары! Смотри Практика «Удары энергии»
- Упражнение «Холерик». Учитесь жить в скорости и темпераменте Холерика. Ну, быстрее, быстрее!! Смотри Упражнение «Холерик»
Источник
Темперамент и характер — что мы можем изменить?
Для того чтобы работать над собой, нужно четко понимать, что в себе мы можем изменить, а что — нет.
У каждого из нас есть темперамент и характер. Ученые по-разному определяют эти уровни психики. Одни – говорят, что это одно и то же или считают темперамент частью характера. Другие – противопоставляют их. Но самым распространенным в наше время является представление о темпераменте как биологической основе характера.
Темперамент — это то, с чем мы родились
Это наша биологическая характеристика. Сознательно повлиять на неё мы можем не намного больше, чем на размер своего сердца.
Темперамент определяет эмоциональность человека, скорость протекания его психических процессов, динамические свойства личности – например, силу, темп, скорость реакции на различные явления и события. Важно понимать, что темперамент характеризует скорее общий способ, направленность взаимодействия человека с миром. Он оказывает влияние на то, как мы реагируем на различные события, какие эмоциональные привычки имеем.
Слова, при помощи которых мы описываем темперамент: флегматичный, меланхоличный, холеричный, сангвиничный (по названиям 4 основных типов темперамента), а также подвижный, порывистый, спокойный, уравновешенный, возбудимый, энергичный, чувствительный, вспыльчивый.
Темперамент служит базой для развития характера, но при этом вовсе не предопределяет его.
Неумение сладить со своим темпераментом может привести к проблемам со здоровьем — чрезмерно впечатлительные натуры, не сумевшие смягчить природную возбудимость привычкой к рассудительности, более подвержены стрессу, чем люди со спокойным темпераментом. Ярким литературным примером предельно флегматичного человека, способного без особых эмоциональных потерь преодолеть любые жизненные невзгоды, является майор Мак-Наббс из книги Жюля Верна “Дети капитана Гранта”.
Характер — то, что делает нас уникальными
Характер охватывает все качества, сформированные под воздействием окружающей среды. Люди с похожим темпераментом могут обладать совсем разными характерами. Более того, характер пластичен и может изменяться просто с течением времени или изменением жизненной ситуации. А также черты характера можно изменить сознательными усилиями.
Под характером понимают особенности личности человека, от которых зависит поведение человека в различных ситуациях и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Многообразие всех черт характера делает нас неповторимыми, уникальными. Однако есть такие черты, которые можно назвать типичными.
Слова, при помощи которых мы описываем характер: мужественный, честный, инициативный, трудолюбивый, добросовестный, трусливый, ленивый, скрытный, волевой, твердый, ответственный, покладистый, вздорный, общительный, скверный, строптивый, скандальный, вредный, сварливый, деятельный, принципиальный, непреклонный, мстительный, изменчивый, миролюбивый, решительный, доброжелательный, независимый и т.д.
Эти свойства объединяют разных людей, делают их отчасти похожими. В какой-то степени правомерно говорить о национальных, профессиональных, возрастных чертах характера. Но это разделение весьма условно, полно исключений. Нет никакой четкой классификации характеров – уж слишком многообразны сочетания различных качеств и слишком уж пластичен, изменчив характер.
Однако для удобства анализа и коррекции характеров пользуются методом, предложенным известным психологом, научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий» профессором Тепловым Борисом Михайловичем.
Он предложил разделить черты характера на четыре группы:
- Наиболее общие черты характера, образующие психический склад личности. Это принципиальность, последовательность, мужество, честность, надежность, дисциплинированность, активность. Или же отрицательные черты – лживость, трусость.
- Черты, отражающие отношение к другим людям. Это общительность/замкнутость, откровенность/скрытность, вежливость/грубость, отзывчивость/черствость, чуткость, тактичность и т.д.
- Черты, выражающие отношение человека к самому себе. Это скромность/заносчивость, обидчивость, застенчивость, чувство собственного достоинства, эгоцентризм (склонность иметь в центре внимания самого себя и свои интересы, переживания), эгоизм (склонность заботиться в первую очередь о личном благе), тщеславие.
- Черты, выражающие отношение к труду. Сюда входят настойчивость, инициативность/пассивность, трудолюбие/лень, добросовестность, аккуратность и др.
Характер проявляется в том, какие цели ставит перед собой человек, и в том, какие средства он использует для достижения этих целей. Он тесно связан с мировоззрением и убеждениями человека. Таким образом, изменяя собственные установки (убеждения, отношение к миру, людям, себе), мы можем изменить и свой характер.
Положительные черты характера во всех группах – тот идеал, к которому должен стремиться христианин во славу Божию.
Нередко поведение человека слишком сильно зависит от внешних обстоятельств, от влияния на него окружающих людей. В таком случае говорят, что человек «бесхарактерный». Но на самом деле, характер у него, конечно же, есть. Просто в этом характере не выражены волевые качества.
Эти волевые качества, как и многие другие черты характера, можно развивать, формировать.
При воспитании характера учитываем темперамент
Под «воспитанием» мы как раз и предполагаем обычно закладывание и развитие различных черт характера.
При воспитании нужно обязательно учитывать темперамент – это ведь основа характера. Некоторые свойства темперамента могут способствовать выработке каких-то черт характера, а формированию других они могут мешать. Во всем нужно соблюдать принцип разумности.
Грустно смотреть, когда родители пытаются через силу заставить быть усидчивым, выдержанным, аккуратным ребенка с преобладанием холерического типа темперамента. Сейчас широко известно слово «гиперактивность». Но почему-то насильно переучивать леворуких сейчас почти перестали, а насиловать психику подвижного ребенка до сих пор считается нормой. Хотя если дать возможность возбудимому чаду реализовать свой темперамент там, где это не принципиально, например, есть – стоя, танцуя после того, как прожевал все, что во рту; учить уроки, ходя по комнате, или даже бегая; писать не сразу весь текст, а по предложению, в перерывах дав возможность побаловаться, — тогда можно добиться огромных результатов, и даже постепенно приучить ребенка держать свой темперамент в узде, сформировав нужны черты характера. Ведь по мере развития характера темперамент оказывает все менее выраженное влияние на поведение человека.
Просто обычно такое гармоничное воспитание требует огромного терпения, времени, сил от родителей. Не все готовы на эти жертвы. Проще заставить, а в случае чего – наказать за неусидчивость и прочие биологические качества. Для меня это равнозначно тому, что наказывать за форму носа или разрез глаз.
Повторю еще раз: темперамент – врожденная характеристика, мы не можем его изменить. Мы можем лишь научиться жить, в какой-то степени управляя им.
А характер – формируется и изменяется.
Причем, формируется в поведении. Чтобы стать вежливым, нужно вежливо поступать. Чтобы стать честным – не врать. Чтобы стать миролюбивым и добрым – делать добрые дела и не ругаться. Чтобы не быть сварливым – не ворчать. И так далее.
Лучшим способом воспитания, как известно, является собственный пример. Правда, чтобы воспитать себя и стать достойным примером, нужно еще больше сил, времени, терпения…
Конечно, хорошо, когда эти привычки формируются с самого детства, ведь строить с нуля обычно проще, чем переделывать.
Возможно ли повлиять на характер взрослого человека?
Взрослый человек может значительно улучшить свой характер.
Способов воспитания много. Помогает воспитанию чтение хороших книг, просмотр хороших фильмов. Тех, где приведены примеры мужества, воли, трудолюбия, честности и т.д.
Я лично прекрасно помню впечатление, произведенное на меня «Повестью о настоящем человеке» — о героизме и мужестве военного летчика. Не знаю, оставили ли ее обязательной в школьной программе, поэтому расскажу для тех, кто не читал, один случай из книги (основанной, кстати, на реальной жизни Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева, летчика, продолжавшего летать и воевать с ампутированными ногами).
Уже после ампутации, на протезах, с палочкой, которая не бросается в глаза, он едет в электричке. Сидит. На одной станции в вагон заходят раненые на костылях, с палочками. Пассажиры начинают тесниться, чтобы усадить солдат. И тут одна женщина начинает укорять его, что вот сидит, здоровый, и не стыдно ему, а еще командир.…
Думаю, каждый из нас сталкивался с такой ситуацией в общественном транспорте, когда не уступают места пенсионерам, малышам, еще не способным сохранять равновесие и безопасно ехать в автобусах. Даже здоровые люди зачастую отгораживаются от самого сознания того, что рядом те, кому надо бы уступить место. Делают вид, что не видят. И даже не всегда реагируют на замечания окружающих, если они не слишком требовательны. А порой и скандалят, отстаивая свое право сидеть – и тоже проезд оплатил, и надо на такси ездить, и прочее, и прочее…
Что же сделал Алексей Мересьев (в книге фамилия немного изменена)?
Сначала он почувствовал незаслуженную обиду. О, какой повод был бы дать волю этой обиде, показать, что он тоже инвалид, отстоять свои права…
Но он моментально трансформировал эту эмоцию в «озорную веселость». Мы бы сказали – смирился. Он вскочил, уступил место солдату. А сам протиснулся к стенке и облокотился на нее, держась за палку. А когда женщина осознала свою оплошность и стала стыдить других, выбивая место уже для него, то он потерял эту возникшую радость — радость от правильного поступка, правильного отношения к себе, к людям.
Мужество, достоинство, воля, скромность, отзывчивость – прекрасные черты! Стараясь быть похожими на героя, тысячи советских ребят уступали места в автобусах, не жалея себя. Не раз слышала об этом.
А в повести Вениамина Каверина «Два капитана» предложен непосредственно рецепт воспитания воли, по пунктам. И поскольку герой тоже образец для подражания, то многие и многие волевые люди опирались на эту книгу в своем отрочестве и став взрослыми.
Мне нередко в работе с православными людьми приходится приводить в пример святую блаженную Матрону Московскую. Инвалид с рождения, человек в положении, казалось бы, гораздо худшем, чем у многих наших братьев и сестер во Христе, не жаловалась. Не роптала. Она была с Богом и радовалась. К сожалению, сейчас очень многие впадают в уныние из-за намного меньших проблем со здоровьем. А ведь это как раз проявление характера. Те самые эгоцентризм, эгоизм, гордыня…
У каждого из нас свои книги, свои примеры, ведущие нас по пути выбора черт характера. Но у православных есть Идеал, к которому надо стремиться. Сейчас есть прекрасная возможность, которой не было в моем детстве, — узнавать о великолепных примерах поведения, поступков из жизни святых. Из самого Евангелия, из других книг Библии. И исправлять свой характер, приводить его в соответствие с тем, чему учил нас Господь.
«Нет такого характера, которого нельзя было бы переделать. Поэтому бессмысленно ссылаться в оправдание какого-либо дурного поступка на недостатки характера. Человек сам несёт ответственность за свой характер». (Б. М. Теплов).
Источник
Как определить и усовершенствовать свой темперамент?
Во многих литературных источниках, сайтах предлагаются тесты на выявление темперамента человека. При этом зачастую по результатам тестируемому приписывается только один – ведущий – тип темперамента.
Мы поддерживаем точку зрения о существовании так называемой «темпераментной структуры» в личности человека, согласно которой личность любого человека сама по себе разнообразна и сложна. Кроме того в определенных ситуациях люди могут проявлять такие качества личности, которые обычно им не свойственны, но в психике любого человека присутствуют. Поэтому при выявлении особенностей темперамента в каждом человеке можно выделить как преобладающий, так и другие, менее выраженные, типы темперамента. Такой набор (иерархия) типов темпераментов и представляет собой темпераментную структуру.
Для ее определения пройдите небольшой, но информативный тест, при помощи которого можно увидеть тенденции вашего темперамента.
Инструкция: прочитайте внимательно опросный лист и постарайтесь как можно точнее определить степень своего согласия с каждым высказыванием по 11-бальной шкале (например, 11 баллов – вы полностью согласны с высказыванием; 6 – вы наполовину согласны; 0 – совершенно не согласны). При этом не рекомендуется ставить один и тот же балл несколько раз.
Помните, если Вы будете вольно или невольно искажать свои ответы (т.е. завышать или занижать степень своего согласия с высказываниями), при обработке результатов это выявится.
Опросный лист.
- Перед важным для меня событием я становлюсь нервным (напряженным, тревожным, беспокойным).
- Я работаю неравномерно (рывками).
- Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
- Я спокойно (без насилия над собой) отношусь к тому, что надо кого-либо ждать.
- Я нуждаюсь в сочувствии (особенно при неудачах и трудностях).
- С равными я, как говорят, «завожусь с пол-оборота».
- У меня не возникает трудностей, когда надо делать выбор.
- Для меня не существует проблемы сдерживания себя (своих эмоций и чувств); это у меня получается само собой.
Обработка результатов.
Подсчитайте получившиеся результаты по таким формулам:
Меланхолик (М) = (1+5):2; Сумма баллов по шкалам №1 и №5 деленная на 2.
Сангвиник (С) = (3+7):2;
Флегматик (Ф) = (4+8):2.
В результате вы получили темпераментную структуру своей личности, т.е. иерархию темпераментов, которые сосуществуют в одном человеке.
Как можно кратко описать особенности разных темпераментов?
У меланхоликов часто проявляются такие черты как нерешительность, неуверенность, неверие в свои силы, неактивность, обидчивость, мечтательность, тревожность при переменах, быстрая утомляемость. Если на его пути встречаются трудности, быстро опускает руки. Такой человек почти постоянно нуждается в поддержке, сочувствии окружающих. Также меланхолики нуждаются в выработке навыков психологической защиты от физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок. В тоже время люди с таким темпераментом очень ранимо и тонко воспринимают окружающую действительность, что нередко позволяет им добиваться успехов в искусстве (музыке, живописи, кино).
Сангвиник отличается высокой возбудимостью, хорошими тормозными способностями, уравновешенностью и подвижностью. Как правило – это живой, веселый. Оптимистический, решительный, уверенный в себе человек.
Он склонен без особых внешних побуждений выдвигать инициативные предложения и практически их осуществлять. Также он без усилий воспринимает новое, быстро адаптируется к изменившимся условиям (к жизни, учебе, работе, людям). В сложных ситуациях нередко становится более собранным и целеустремленным. Ему присуще чувство юмора, в том числе при неудачах. Это сильный тип, склонный к лидерству. Человек компанейский, легко вступающий в контакты, ценящий шутку и остроумие. Он более склонен к решению тактических задач, хотя может решать и стратегические задачи.
В тоже время под влиянием среды иногда позитивные задатки сангвиника приобретают нежелательную окраску: оптимизм превращается в зубоскальство и тягу к развлечениям, лидерство может перейти в доминирование.
Сангвиник хорошо справляется с организаторскими функциями, ему показана работа с частыми изменениями задач, функций, условий.
Для холерика свойственно высокая возбудимость и низкая способность к торможению. Людей с этим типом темперамента называют безудержными, неуравновешенными. Они вспыльчивы, подвижны, непоседливы, склонны к инициативе, часто самоуверенны. Способны предлагать и реализовывать идеи без предварительной проработки. Они скорее «спринтеры», чем «стайеры». Необходимость ждать выводит их из себя. В моменты жизненных неудач холерику свойственны то гнев, то уныние; он либо лихорадочно действует, либо впадает в апатию. Одно из преимуществ холерика – в критические моменты проявляет неудержимую и относительно долгую активность, он способен концентрироваться и действовать интенсивно.
В процессе обучения и воспитания под влиянием среды холерик может научиться держать себя в необходимых рамках. В тоже время жизненные обстоятельства могут способствовать возникновению меланхолического стереотипа поведения.
Флегматическому темпераменту свойственна инертность, уравновешенность возбуждения и торможения, спокойствие, невозмутимость. Флегматик отличается уверенностью в себе, основанной на изучении и расчете, немногословностью. Новые предложения он выдвигает не часто, тщательно все обдумав и определив возможные последствия.
Он больше стратег, чем тактик, постоянно согласовывает свои действия с долговременной перспективой. Он скорее стайер, чем спринтер. Для флегматика не существует проблемы сдерживания своих эмоций, он терпелив, умеет ждать. Медленно приспосабливается к новой обстановке. Флегматика трудно обидеть. Иногда он испытывает трудности при выборе решения.
Учитывая тот факт, что людей с чистым типом темперамента не бывает и в тоже время каждый человек обладает их определенным соотношением, можно сделать вывод: нет негативной или позитивной темпераментной структуры. В тоже время есть ее особенности, зная которые мы можем регулировать свое поведение, планировать пути самосовершенствования личности.
При анализе своей темпераментной структуры нужно обратить внимание на последовательность представленности типов темпераментов (по результатам теста) и на количество баллов, полученных разными типами темпераментов.
Например, если у вас получилась структура: М = 7 баллов; Х = 6,5; С = 4; Ф = 3, то можно сделать вывод о сбалансированном соотношении всех типов темпераментов в вашей личности, при этом налицо небольшое преобладание меланхолического и холерического типа.
Если же структура была бы: С = 9 баллов; М = 5; Х = 4; Ф=3,5, то явно видно преобладание сангвинического типа над остальными.
В каком направлении совершенствовать свою личность, зная темпераментную структуру?
Однозначно, не нужно стремиться переделывать свою личность в части изменения темперамента, т.к. он дается нам с рождения и обусловлен нейрофизиологическими особенностями нервной системы. Вы же не пытаетесь сделать мизинец длиннее и толще?! В реальной жизни мы просто учитываем особенности мизинца и используем его таким образом, что бы он в максимальной степени был нам полезен. Примерно так же обстоит дело с темпераментной структурой: научитесь использовать позитивные стороны всех имеющихся у вас типов темпераментов. Например, принимайте решение так же быстро как холерик, будьте общительны как сангвиник, последовательны как флегматик, восприимчивы к окружающему миру как меланхолик. И вы станете супер-личностью!
Таким образом, благодаря умению управлять своим поведением, действиям по самосовершенствованию личности мы можем в значительной мере нивелировать проблемные свойства темпераментов и усилить их позитивные особенности.
Источник