Как развить свой темперамент

Развитие темперамента

Свой темперамент развивать можно и нужно. Основных направлений развития два:

  1. Повышения гибкости эмоционального реагирования, умение менять свой темперамент.
  2. Усиление темперамента, повышение внутренней скорости (темпоритма), включение высокоэнергетичных эмоций.

Умение менять свой темперамент

Кому-то свой темперамент менять легче, кому-то сложнее, но при желании в этом направлении сделать можно многое. Смотри Можно ли менять свой темперамент

Основной курс — не борьба с нежелательными проявлениями неподходящего темперамента, а развитие черт и состояний нужного темперамента. В целом смотри Развитие личности на позитиве, а конкретнее Упражнение «Меланхолик», Упражнение «Холерик», Упражнение Флегматик и Упражнение Сангвиник.

Усиление темперамента

Почему только усиление, а не ослабление? Силы много не бывает, бывает недостаточное умелое использование силы. Если у вас яркий и живой темперамент, радуйтесь, гордитесь и используйте: учитесь включать его там, где это востребовано. А в других ситуациях используйте другие черты своей личности: гибкость, рассудительность, внимательность.

Список ваших достоинств может быть очень длинным, продолжите его сами.

Для усиления вашего темперамента можно порекомендовать следующие практики и упражнения.

  • Практика «Внутренний моторчик». Повышайте общую энергетику и темпоритм. Представьте, что у вас внутри зажжужал маленький моторчик, и вы начинаете делать все быстрее, живее, энергичнее.
  • Практика «Удары энергии». На фоне повышенной энергетики тренируйте ударные выбросы энергии. Вначале потренируйте реальный удары, например в упражнении Рубка дров. Затем — ударные выдохи: упражнение ХА!. После этого потренируйтесь делать удары в речи: слова — удары. Акценты в речи. Акценты, как удары! Смотри Практика «Удары энергии»
  • Упражнение «Холерик». Учитесь жить в скорости и темпераменте Холерика. Ну, быстрее, быстрее!! Смотри Упражнение «Холерик»

Источник

Темперамент и характер — что мы можем изменить?

Для того что­бы рабо­тать над собой, нуж­но чет­ко пони­мать, что в себе мы можем изме­нить, а что — нет.

У каж­до­го из нас есть тем­пе­ра­мент и харак­тер. Уче­ные по-раз­но­му опре­де­ля­ют эти уров­ни пси­хи­ки. Одни – гово­рят, что это одно и то же или счи­та­ют тем­пе­ра­мент частью харак­те­ра. Дру­гие – про­ти­во­по­став­ля­ют их. Но самым рас­про­стра­нен­ным в наше вре­мя явля­ет­ся пред­став­ле­ние о тем­пе­ра­мен­те как био­ло­ги­че­ской осно­ве характера.

Темперамент — это то, с чем мы родились

Это наша био­ло­ги­че­ская харак­те­ри­сти­ка. Созна­тель­но повли­ять на неё мы можем не намно­го боль­ше, чем на раз­мер сво­е­го сердца.

Тем­пе­ра­мент опре­де­ля­ет эмо­ци­о­наль­ность чело­ве­ка, ско­рость про­те­ка­ния его пси­хи­че­ских про­цес­сов, дина­ми­че­ские свой­ства лич­но­сти – напри­мер, силу, темп, ско­рость реак­ции на раз­лич­ные явле­ния и собы­тия. Важ­но пони­мать, что тем­пе­ра­мент харак­те­ри­зу­ет ско­рее общий спо­соб, направ­лен­ность вза­и­мо­дей­ствия чело­ве­ка с миром. Он ока­зы­ва­ет вли­я­ние на то, как мы реа­ги­ру­ем на раз­лич­ные собы­тия, какие эмо­ци­о­наль­ные при­выч­ки имеем.

Сло­ва, при помо­щи кото­рых мы опи­сы­ва­ем тем­пе­ра­мент: флег­ма­тич­ный, мелан­хо­лич­ный, холе­рич­ный, санг­ви­нич­ный (по назва­ни­ям 4 основ­ных типов тем­пе­ра­мен­та), а так­же подвиж­ный, поры­ви­стый, спо­кой­ный, урав­но­ве­шен­ный, воз­бу­ди­мый, энер­гич­ный, чув­стви­тель­ный, вспыльчивый.

Тем­пе­ра­мент слу­жит базой для раз­ви­тия харак­те­ра, но при этом вовсе не пред­опре­де­ля­ет его.

Неуме­ние сла­дить со сво­им тем­пе­ра­мен­том может при­ве­сти к про­бле­мам со здо­ро­вьем — чрез­мер­но впе­чат­ли­тель­ные нату­ры, не сумев­шие смяг­чить при­род­ную воз­бу­ди­мость при­выч­кой к рас­су­ди­тель­но­сти, более под­вер­же­ны стрес­су, чем люди со спо­кой­ным тем­пе­ра­мен­том. Ярким лите­ра­тур­ным при­ме­ром пре­дель­но флег­ма­тич­но­го чело­ве­ка, спо­соб­но­го без осо­бых эмо­ци­о­наль­ных потерь пре­одо­леть любые жиз­нен­ные невзго­ды, явля­ет­ся май­ор Мак-Наббс из кни­ги Жюля Вер­на “Дети капи­та­на Гранта”.

Характер — то, что делает нас уникальными

Харак­тер охва­ты­ва­ет все каче­ства, сфор­ми­ро­ван­ные под воз­дей­стви­ем окру­жа­ю­щей сре­ды. Люди с похо­жим тем­пе­ра­мен­том могут обла­дать совсем раз­ны­ми харак­те­ра­ми. Более того, харак­тер пла­сти­чен и может изме­нять­ся про­сто с тече­ни­ем вре­ме­ни или изме­не­ни­ем жиз­нен­ной ситу­а­ции. А так­же чер­ты харак­те­ра мож­но изме­нить созна­тель­ны­ми усилиями.

Под харак­те­ром пони­ма­ют осо­бен­но­сти лич­но­сти чело­ве­ка, от кото­рых зави­сит пове­де­ние чело­ве­ка в раз­лич­ных ситу­а­ци­ях и по кото­рым мож­но судить о его воз­мож­ных поступ­ках в опре­де­лен­ных условиях.

Мно­го­об­ра­зие всех черт харак­те­ра дела­ет нас непо­вто­ри­мы­ми, уни­каль­ны­ми. Одна­ко есть такие чер­ты, кото­рые мож­но назвать типичными.

Сло­ва, при помо­щи кото­рых мы опи­сы­ва­ем харак­тер: муже­ствен­ный, чест­ный, ини­ци­а­тив­ный, тру­до­лю­би­вый, доб­ро­со­вест­ный, трус­ли­вый, лени­вый, скрыт­ный, воле­вой, твер­дый, ответ­ствен­ный, покла­ди­стый, вздор­ный, общи­тель­ный, сквер­ный, строп­ти­вый, скан­даль­ный, вред­ный, свар­ли­вый, дея­тель­ный, прин­ци­пи­аль­ный, непре­клон­ный, мсти­тель­ный, измен­чи­вый, миро­лю­би­вый, реши­тель­ный, доб­ро­же­ла­тель­ный, неза­ви­си­мый и т.д.

Эти свой­ства объ­еди­ня­ют раз­ных людей, дела­ют их отча­сти похо­жи­ми. В какой-то сте­пе­ни пра­во­мер­но гово­рить о наци­о­наль­ных, про­фес­си­о­наль­ных, воз­раст­ных чер­тах харак­те­ра. Но это раз­де­ле­ние весь­ма услов­но, пол­но исклю­че­ний. Нет ника­кой чет­кой клас­си­фи­ка­ции харак­те­ров – уж слиш­ком мно­го­об­раз­ны соче­та­ния раз­лич­ных качеств и слиш­ком уж пла­сти­чен, измен­чив характер.

Одна­ко для удоб­ства ана­ли­за и кор­рек­ции харак­те­ров поль­зу­ют­ся мето­дом, пред­ло­жен­ным извест­ным пси­хо­ло­гом, науч­ным руко­во­ди­те­лем лабо­ра­то­рии «Пси­хо­фи­зио­ло­гия инди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий» про­фес­со­ром Теп­ло­вым Бори­сом Михайловичем.

Он пред­ло­жил раз­де­лить чер­ты харак­те­ра на четы­ре группы:

  1. Наи­бо­лее общие чер­ты харак­те­ра, обра­зу­ю­щие пси­хи­че­ский склад лич­но­сти. Это прин­ци­пи­аль­ность, после­до­ва­тель­ность, муже­ство, чест­ность, надеж­ность, дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность, актив­ность. Или же отри­ца­тель­ные чер­ты – лжи­вость, трусость.
  2. Чер­ты, отра­жа­ю­щие отно­ше­ние к дру­гим людям. Это общительность/замкнутость, откровенность/скрытность, вежливость/грубость, отзывчивость/черствость, чут­кость, так­тич­ность и т.д.
  3. Чер­ты, выра­жа­ю­щие отно­ше­ние чело­ве­ка к само­му себе. Это скромность/заносчивость, обид­чи­вость, застен­чи­вость, чув­ство соб­ствен­но­го досто­ин­ства, эго­цен­тризм (склон­ность иметь в цен­тре вни­ма­ния само­го себя и свои инте­ре­сы, пере­жи­ва­ния), эго­изм (склон­ность забо­тить­ся в первую оче­редь о лич­ном бла­ге), тщеславие.
  4. Чер­ты, выра­жа­ю­щие отно­ше­ние к тру­ду. Сюда вхо­дят настой­чи­вость, инициативность/пассивность, трудолюбие/лень, доб­ро­со­вест­ность, акку­рат­ность и др.

Харак­тер про­яв­ля­ет­ся в том, какие цели ста­вит перед собой чело­век, и в том, какие сред­ства он исполь­зу­ет для дости­же­ния этих целей. Он тес­но свя­зан с миро­воз­зре­ни­ем и убеж­де­ни­я­ми чело­ве­ка. Таким обра­зом, изме­няя соб­ствен­ные уста­нов­ки (убеж­де­ния, отно­ше­ние к миру, людям, себе), мы можем изме­нить и свой характер.

Поло­жи­тель­ные чер­ты харак­те­ра во всех груп­пах – тот иде­ал, к кото­ро­му дол­жен стре­мить­ся хри­сти­а­нин во сла­ву Божию.

Неред­ко пове­де­ние чело­ве­ка слиш­ком силь­но зави­сит от внеш­них обсто­я­тельств, от вли­я­ния на него окру­жа­ю­щих людей. В таком слу­чае гово­рят, что чело­век «бес­ха­рак­тер­ный». Но на самом деле, харак­тер у него, конеч­но же, есть. Про­сто в этом харак­те­ре не выра­же­ны воле­вые качества.

Эти воле­вые каче­ства, как и мно­гие дру­гие чер­ты харак­те­ра, мож­но раз­ви­вать, формировать.

При воспитании характера учитываем темперамент

Под «вос­пи­та­ни­ем» мы как раз и пред­по­ла­га­ем обыч­но закла­ды­ва­ние и раз­ви­тие раз­лич­ных черт характера.

При вос­пи­та­нии нуж­но обя­за­тель­но учи­ты­вать тем­пе­ра­мент – это ведь осно­ва харак­те­ра. Неко­то­рые свой­ства тем­пе­ра­мен­та могут спо­соб­ство­вать выра­бот­ке каких-то черт харак­те­ра, а фор­ми­ро­ва­нию дру­гих они могут мешать. Во всем нуж­но соблю­дать прин­цип разумности.

Груст­но смот­реть, когда роди­те­ли пыта­ют­ся через силу заста­вить быть усид­чи­вым, выдер­жан­ным, акку­рат­ным ребен­ка с пре­об­ла­да­ни­ем холе­ри­че­ско­го типа тем­пе­ра­мен­та. Сей­час широ­ко извест­но сло­во «гипе­р­ак­тив­ность». Но поче­му-то насиль­но пере­учи­вать лево­ру­ких сей­час почти пере­ста­ли, а наси­ло­вать пси­хи­ку подвиж­но­го ребен­ка до сих пор счи­та­ет­ся нор­мой. Хотя если дать воз­мож­ность воз­бу­ди­мо­му чаду реа­ли­зо­вать свой тем­пе­ра­мент там, где это не прин­ци­пи­аль­но, напри­мер, есть – стоя, тан­цуя после того, как про­же­вал все, что во рту; учить уро­ки, ходя по ком­на­те, или даже бегая; писать не сра­зу весь текст, а по пред­ло­же­нию, в пере­ры­вах дав воз­мож­ность поба­ло­вать­ся, — тогда мож­но добить­ся огром­ных резуль­та­тов, и даже посте­пен­но при­учить ребен­ка дер­жать свой тем­пе­ра­мент в узде, сфор­ми­ро­вав нуж­ны чер­ты харак­те­ра. Ведь по мере раз­ви­тия харак­те­ра тем­пе­ра­мент ока­зы­ва­ет все менее выра­жен­ное вли­я­ние на пове­де­ние человека.

Про­сто обыч­но такое гар­мо­нич­ное вос­пи­та­ние тре­бу­ет огром­но­го тер­пе­ния, вре­ме­ни, сил от роди­те­лей. Не все гото­вы на эти жерт­вы. Про­ще заста­вить, а в слу­чае чего – нака­зать за неусид­чи­вость и про­чие био­ло­ги­че­ские каче­ства. Для меня это рав­но­знач­но тому, что нака­зы­вать за фор­му носа или раз­рез глаз.

Повто­рю еще раз: тем­пе­ра­мент – врож­ден­ная харак­те­ри­сти­ка, мы не можем его изме­нить. Мы можем лишь научить­ся жить, в какой-то сте­пе­ни управ­ляя им.

А харак­тер – фор­ми­ру­ет­ся и изменяется.

При­чем, фор­ми­ру­ет­ся в пове­де­нии. Что­бы стать веж­ли­вым, нуж­но веж­ли­во посту­пать. Что­бы стать чест­ным – не врать. Что­бы стать миро­лю­би­вым и доб­рым – делать доб­рые дела и не ругать­ся. Что­бы не быть свар­ли­вым – не вор­чать. И так далее.

Луч­шим спо­со­бом вос­пи­та­ния, как извест­но, явля­ет­ся соб­ствен­ный при­мер. Прав­да, что­бы вос­пи­тать себя и стать достой­ным при­ме­ром, нуж­но еще боль­ше сил, вре­ме­ни, терпения…

Конеч­но, хоро­шо, когда эти при­выч­ки фор­ми­ру­ют­ся с само­го дет­ства, ведь стро­ить с нуля обыч­но про­ще, чем переделывать.

Взрос­лый чело­век может зна­чи­тель­но улуч­шить свой характер.

Спо­со­бов вос­пи­та­ния мно­го. Помо­га­ет вос­пи­та­нию чте­ние хоро­ших книг, про­смотр хоро­ших филь­мов. Тех, где при­ве­де­ны при­ме­ры муже­ства, воли, тру­до­лю­бия, чест­но­сти и т.д.

Я лич­но пре­крас­но пом­ню впе­чат­ле­ние, про­из­ве­ден­ное на меня «Пове­стью о насто­я­щем чело­ве­ке» — о геро­из­ме и муже­стве воен­но­го лет­чи­ка. Не знаю, оста­ви­ли ли ее обя­за­тель­ной в школь­ной про­грам­ме, поэто­му рас­ска­жу для тех, кто не читал, один слу­чай из кни­ги (осно­ван­ной, кста­ти, на реаль­ной жиз­ни Героя Совет­ско­го Сою­за Алек­сея Пет­ро­ви­ча Маре­сье­ва, лет­чи­ка, про­дол­жав­ше­го летать и вое­вать с ампу­ти­ро­ван­ны­ми ногами).

Уже после ампу­та­ции, на про­те­зах, с палоч­кой, кото­рая не бро­са­ет­ся в гла­за, он едет в элек­трич­ке. Сидит. На одной стан­ции в вагон захо­дят ране­ные на косты­лях, с палоч­ка­ми. Пас­са­жи­ры начи­на­ют тес­нить­ся, что­бы уса­дить сол­дат. И тут одна жен­щи­на начи­на­ет уко­рять его, что вот сидит, здо­ро­вый, и не стыд­но ему, а еще командир.…

Думаю, каж­дый из нас стал­ки­вал­ся с такой ситу­а­ци­ей в обще­ствен­ном транс­пор­те, когда не усту­па­ют места пен­си­о­не­рам, малы­шам, еще не спо­соб­ным сохра­нять рав­но­ве­сие и без­опас­но ехать в авто­бу­сах. Даже здо­ро­вые люди зача­стую отго­ра­жи­ва­ют­ся от само­го созна­ния того, что рядом те, кому надо бы усту­пить место. Дела­ют вид, что не видят. И даже не все­гда реа­ги­ру­ют на заме­ча­ния окру­жа­ю­щих, если они не слиш­ком тре­бо­ва­тель­ны. А порой и скан­да­лят, отста­и­вая свое пра­во сидеть – и тоже про­езд опла­тил, и надо на так­си ездить, и про­чее, и прочее…

Что же сде­лал Алек­сей Мере­сьев (в кни­ге фами­лия немно­го изменена)?

Сна­ча­ла он почув­ство­вал неза­слу­жен­ную оби­ду. О, какой повод был бы дать волю этой оби­де, пока­зать, что он тоже инва­лид, отсто­ять свои права…

Но он момен­таль­но транс­фор­ми­ро­вал эту эмо­цию в «озор­ную весе­лость». Мы бы ска­за­ли – сми­рил­ся. Он вско­чил, усту­пил место сол­да­ту. А сам про­тис­нул­ся к стен­ке и обло­ко­тил­ся на нее, дер­жась за пал­ку. А когда жен­щи­на осо­зна­ла свою оплош­ность и ста­ла сты­дить дру­гих, выби­вая место уже для него, то он поте­рял эту воз­ник­шую радость — радость от пра­виль­но­го поступ­ка, пра­виль­но­го отно­ше­ния к себе, к людям.

Муже­ство, досто­ин­ство, воля, скром­ность, отзыв­чи­вость – пре­крас­ные чер­ты! Ста­ра­ясь быть похо­жи­ми на героя, тыся­чи совет­ских ребят усту­па­ли места в авто­бу­сах, не жалея себя. Не раз слы­ша­ла об этом.

А в пове­сти Вени­а­ми­на Каве­ри­на «Два капи­та­на» пред­ло­жен непо­сред­ствен­но рецепт вос­пи­та­ния воли, по пунк­там. И посколь­ку герой тоже обра­зец для под­ра­жа­ния, то мно­гие и мно­гие воле­вые люди опи­ра­лись на эту кни­гу в сво­ем отро­че­стве и став взрослыми.

Мне неред­ко в рабо­те с пра­во­слав­ны­ми людь­ми при­хо­дит­ся при­во­дить в при­мер свя­тую бла­жен­ную Мат­ро­ну Мос­ков­скую. Инва­лид с рож­де­ния, чело­век в поло­же­нии, каза­лось бы, гораз­до худ­шем, чем у мно­гих наших бра­тьев и сестер во Хри­сте, не жало­ва­лась. Не роп­та­ла. Она была с Богом и радо­ва­лась. К сожа­ле­нию, сей­час очень мно­гие впа­да­ют в уны­ние из-за намно­го мень­ших про­блем со здо­ро­вьем. А ведь это как раз про­яв­ле­ние харак­те­ра. Те самые эго­цен­тризм, эго­изм, гордыня…

У каж­до­го из нас свои кни­ги, свои при­ме­ры, веду­щие нас по пути выбо­ра черт харак­те­ра. Но у пра­во­слав­ных есть Иде­ал, к кото­ро­му надо стре­мить­ся. Сей­час есть пре­крас­ная воз­мож­ность, кото­рой не было в моем дет­стве, — узна­вать о вели­ко­леп­ных при­ме­рах пове­де­ния, поступ­ков из жиз­ни свя­тых. Из само­го Еван­ге­лия, из дру­гих книг Биб­лии. И исправ­лять свой харак­тер, при­во­дить его в соот­вет­ствие с тем, чему учил нас Господь.

«Нет тако­го харак­те­ра, кото­ро­го нель­зя было бы пере­де­лать. Поэто­му бес­смыс­лен­но ссы­лать­ся в оправ­да­ние како­го-либо дур­но­го поступ­ка на недо­стат­ки харак­те­ра. Чело­век сам несёт ответ­ствен­ность за свой харак­тер». (Б. М. Теплов).

Источник

Как определить и усовершенствовать свой темперамент?

Во многих литературных источниках, сайтах предлагаются тесты на выявление темперамента человека. При этом зачастую по результатам тестируемому приписывается только один – ведущий – тип темперамента.

Мы поддерживаем точку зрения о существовании так называемой «темпераментной структуры» в личности человека, согласно которой личность любого человека сама по себе разнообразна и сложна. Кроме того в определенных ситуациях люди могут проявлять такие качества личности, которые обычно им не свойственны, но в психике любого человека присутствуют. Поэтому при выявлении особенностей темперамента в каждом человеке можно выделить как преобладающий, так и другие, менее выраженные, типы темперамента. Такой набор (иерархия) типов темпераментов и представляет собой темпераментную структуру.

Для ее определения пройдите небольшой, но информативный тест, при помощи которого можно увидеть тенденции вашего темперамента.

Инструкция: прочитайте внимательно опросный лист и постарайтесь как можно точнее определить степень своего согласия с каждым высказыванием по 11-бальной шкале (например, 11 баллов – вы полностью согласны с высказыванием; 6 – вы наполовину согласны; 0 – совершенно не согласны). При этом не рекомендуется ставить один и тот же балл несколько раз.

Помните, если Вы будете вольно или невольно искажать свои ответы (т.е. завышать или занижать степень своего согласия с высказываниями), при обработке результатов это выявится.

Опросный лист.

  1. Перед важным для меня событием я становлюсь нервным (напряженным, тревожным, беспокойным).
  2. Я работаю неравномерно (рывками).
  3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
  4. Я спокойно (без насилия над собой) отношусь к тому, что надо кого-либо ждать.
  5. Я нуждаюсь в сочувствии (особенно при неудачах и трудностях).
  6. С равными я, как говорят, «завожусь с пол-оборота».
  7. У меня не возникает трудностей, когда надо делать выбор.
  8. Для меня не существует проблемы сдерживания себя (своих эмоций и чувств); это у меня получается само собой.

Обработка результатов.

Подсчитайте получившиеся результаты по таким формулам:

Меланхолик (М) = (1+5):2; Сумма баллов по шкалам №1 и №5 деленная на 2.

Сангвиник (С) = (3+7):2;

Флегматик (Ф) = (4+8):2.

В результате вы получили темпераментную структуру своей личности, т.е. иерархию темпераментов, которые сосуществуют в одном человеке.

Как можно кратко описать особенности разных темпераментов?

У меланхоликов часто проявляются такие черты как нерешительность, неуверенность, неверие в свои силы, неактивность, обидчивость, мечтательность, тревожность при переменах, быстрая утомляемость. Если на его пути встречаются трудности, быстро опускает руки. Такой человек почти постоянно нуждается в поддержке, сочувствии окружающих. Также меланхолики нуждаются в выработке навыков психологической защиты от физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок. В тоже время люди с таким темпераментом очень ранимо и тонко воспринимают окружающую действительность, что нередко позволяет им добиваться успехов в искусстве (музыке, живописи, кино).

Сангвиник отличается высокой возбудимостью, хорошими тормозными способностями, уравновешенностью и подвижностью. Как правило – это живой, веселый. Оптимистический, решительный, уверенный в себе человек.

Он склонен без особых внешних побуждений выдвигать инициативные предложения и практически их осуществлять. Также он без усилий воспринимает новое, быстро адаптируется к изменившимся условиям (к жизни, учебе, работе, людям). В сложных ситуациях нередко становится более собранным и целеустремленным. Ему присуще чувство юмора, в том числе при неудачах. Это сильный тип, склонный к лидерству. Человек компанейский, легко вступающий в контакты, ценящий шутку и остроумие. Он более склонен к решению тактических задач, хотя может решать и стратегические задачи.

В тоже время под влиянием среды иногда позитивные задатки сангвиника приобретают нежелательную окраску: оптимизм превращается в зубоскальство и тягу к развлечениям, лидерство может перейти в доминирование.

Сангвиник хорошо справляется с организаторскими функциями, ему показана работа с частыми изменениями задач, функций, условий.

Для холерика свойственно высокая возбудимость и низкая способность к торможению. Людей с этим типом темперамента называют безудержными, неуравновешенными. Они вспыльчивы, подвижны, непоседливы, склонны к инициативе, часто самоуверенны. Способны предлагать и реализовывать идеи без предварительной проработки. Они скорее «спринтеры», чем «стайеры». Необходимость ждать выводит их из себя. В моменты жизненных неудач холерику свойственны то гнев, то уныние; он либо лихорадочно действует, либо впадает в апатию. Одно из преимуществ холерика – в критические моменты проявляет неудержимую и относительно долгую активность, он способен концентрироваться и действовать интенсивно.

В процессе обучения и воспитания под влиянием среды холерик может научиться держать себя в необходимых рамках. В тоже время жизненные обстоятельства могут способствовать возникновению меланхолического стереотипа поведения.

Флегматическому темпераменту свойственна инертность, уравновешенность возбуждения и торможения, спокойствие, невозмутимость. Флегматик отличается уверенностью в себе, основанной на изучении и расчете, немногословностью. Новые предложения он выдвигает не часто, тщательно все обдумав и определив возможные последствия.

Он больше стратег, чем тактик, постоянно согласовывает свои действия с долговременной перспективой. Он скорее стайер, чем спринтер. Для флегматика не существует проблемы сдерживания своих эмоций, он терпелив, умеет ждать. Медленно приспосабливается к новой обстановке. Флегматика трудно обидеть. Иногда он испытывает трудности при выборе решения.

Учитывая тот факт, что людей с чистым типом темперамента не бывает и в тоже время каждый человек обладает их определенным соотношением, можно сделать вывод: нет негативной или позитивной темпераментной структуры. В тоже время есть ее особенности, зная которые мы можем регулировать свое поведение, планировать пути самосовершенствования личности.

При анализе своей темпераментной структуры нужно обратить внимание на последовательность представленности типов темпераментов (по результатам теста) и на количество баллов, полученных разными типами темпераментов.

Например, если у вас получилась структура: М = 7 баллов; Х = 6,5; С = 4; Ф = 3, то можно сделать вывод о сбалансированном соотношении всех типов темпераментов в вашей личности, при этом налицо небольшое преобладание меланхолического и холерического типа.

Если же структура была бы: С = 9 баллов; М = 5; Х = 4; Ф=3,5, то явно видно преобладание сангвинического типа над остальными.

В каком направлении совершенствовать свою личность, зная темпераментную структуру?

Однозначно, не нужно стремиться переделывать свою личность в части изменения темперамента, т.к. он дается нам с рождения и обусловлен нейрофизиологическими особенностями нервной системы. Вы же не пытаетесь сделать мизинец длиннее и толще?! В реальной жизни мы просто учитываем особенности мизинца и используем его таким образом, что бы он в максимальной степени был нам полезен. Примерно так же обстоит дело с темпераментной структурой: научитесь использовать позитивные стороны всех имеющихся у вас типов темпераментов. Например, принимайте решение так же быстро как холерик, будьте общительны как сангвиник, последовательны как флегматик, восприимчивы к окружающему миру как меланхолик. И вы станете супер-личностью!

Таким образом, благодаря умению управлять своим поведением, действиям по самосовершенствованию личности мы можем в значительной мере нивелировать проблемные свойства темпераментов и усилить их позитивные особенности.

Источник

Читайте также:  Чувствует ли кошка высоту
Оцените статью