Консультация на тему: «Формирование представлений у старших дошкольников о функциях органов чувств»
Анна Скляренко
Консультация на тему: «Формирование представлений у старших дошкольников о функциях органов чувств»
Формирование представлений у старших дошкольников о функциях органов чувств.
Природа не только создала человека, как органическое тело, но и наделила его инструментами познания окружающего мира. Это наши органы чувств. Они позволяют воспринимать мир во всем его многообразии. Зрение, вкус, слух, обоняние, осязание, тактильные (кожные) ощущения. Все они составляют основу знаний об окружающем, лежат в основе познания мира.
Знакомство с органами чувств, забота о них включена в систему формирования здорового образа жизни детей. Ведь с помощью органов чувств ребенок многое узнает об окружающем мире, о живой и неживой природе, о себе самом, а, узнав, будет заботится о своем здоровье. Вся информация поступает к ребенку через органы чувств, каждый орган получает специфический для него вид информации. В реальном мире разные предметы обладают разными свойствами и видами информации. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка и умение воспринимать окружающий мир полно, ярко, разнообразно.
Задачи при знакомстве детей с органами чувств:
1. Формировать представления детей об элементарном строении, функциях и защите организма, органов чувств.
Дети дошкольного возраста с интересом относятся к познанию своего организма, к тому, как устроено наше тело, благодаря чему мы двигаемся, как дышим, что помогает нам познавать окружающий мир. При ознакомление старших дошкольников с органами чувстввыделяются следующие под темы:
Смотреть на мир и видеть- большое счастье и это счастье человеку дают глаза. С помощью глаз человек видеть предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении.
— Глаза (как устроены глаза; определение зрением цвета, формы, размера предметов; для чего нужны брови, ресницы, веки, зрачок, слезы; комплексы упражнений для отдыха глаз; какие витамины укрепляют зрение; почему люди носят очки, какие меры безопасности нужно соблюдать для сохранения хорошего зрения, эксперименты «Светло-темно№, «Разноцветные стеклышки»).
Дети нюхают цветы, пробуют пищу и трогают предметы руками. Ведь только так можно распознать запах, вкус и многое другое. Мы знакомимся с окружающим нас миром с помощью чувств : обоняния, вкуса, осязания. Чтобы расти и правильно развиваться, надо есть, и нам нужна самая разнообразная еда.
— Язык (какую работу выполняет язык; для чего нужны вкусовые сосочки и как они определяют вкус пищи; как правильно ухаживать за ротовой полостью; какая пища полезна и вредна; для чего нужны витамины; какие пословицы и поговорки про язык придумал народ).
у человеческого носа сложные и многообразные функции: дыхательная, очистительная, увлажняющая, теплообменная, информационная, обонятельная и др.
-Нос (как устроен нос; для чего в носу волосы; запахи полезные и вредные; вредные привычки; как правильно ухаживать за носом).
Человек рождается и живет в мире разнообразных звуков. Едва родившись, он оглашает мир своим криком. С первых секунд жизни новорожденный должен быть готов к восприятию и отражению колоссального потока звуковых раздражителей. Звуки окружающего мира влияют на психофизическое состояние человека, как на уровень сознания, так и на бессознательном уровне.
-Уши (как мы слышим; для чего нужны уши; сколько ушей у человека; что такое барабанная перепонка, улитка, слуховой нерв; как правильно ухаживать за ушами; какие меры безопасности нужно соблюдать для сохранения хорошего слуха).
Кожа — самый большой орган человека, ее общий вес достигает 2кг, а площадь- 1,5-2кв. м.
-Кожа (для чего нужна кожа; какова чувствительность кожи на разных участках тела; какие упражнения развивают тактильное восприятие; как нужно ухаживать за кожей; зачем нужен витамин Д).
2. Углубить представления старших дошкольниковоб общих признаках живых существ: чувствительности, дыхании, зрении, питании, росте. вызвать у детей радость от сознания себя частью живой природы, единения с ней. Развивать и углублять интерес к природе -живой и неживой.
— При изучении каждого органа чувств можно проводить сравнение с органами чувств животных (отличие и сходство). Использовать презентации, также вовлекать в работу родителей (консультации, родители проводят совместный поиск с ребенком картин, рисунков с выразительным изображением органов чувств. Родители знакомят дома своих детей с собранным материалом и ребенок в группе детского сада рассказывает по картинке или рисунку пред другими детьми полученные знания. Другие дети дополняют рассказ своими знаниями.
3. Воспитывать толерантное отношение и уважение к физическим различиям между людьми, бережно относиться как к своим органа чувств, так и к органам чувств окружающих, основываясь на знаниях о строении, работе и гигиене органов чувств.
-В процесс игр «Узнай с закрытыми глазами», «Пройди с закрытыми глазами», «Пойми меня», «Услышь меня» можно показать как нелегко живется слепым, глухонемым людям, чтобы дети с детства стремились оказывать помощь людям с ограниченными возможностями, воспитывать сострадание.
4. Формировать понятие о здоровом образе жизни, показывать значимость здорового жизни для каждого из нас.
-Использовать весь арсенал здоровьесберегающих технологий: утреннюю гимнастику, подвижные игры, физкультурные занятия, физкультминутки, дыхательную, зрительную, пальчиковую, корригирующую гимнастики, релаксацию, прогулки, закаливающие процедуры. Воспитывать в детях желание быть здоровыми примерами героев из сказок, пословицами на ознакомление с организмом человека, на воспитание культурно-гигиенических навыков, на сохранение здоровья.
5. Использовать игры для развития органов чувств.
-Дидактические игры и упражнения на развитие слухового восприятия: «Определи, что слышится» (набор разных звуков живой и неживой природы);»Шумящие коробочки» (найти тихие и громкие шумы различных материалов); «Далеко-близко»9узнай голоса на расстоянии).
-Д/и и упражнения на развитие зрительного восприятия : «Что изменилось?», «Найди ошибку», «Найди отличия», «Запомни и нарисуй» и т. д.
-Д/и и упражнения на развития обоняния: «Определи предмет по запаху«, «Вспомни как они пахнут»(по картинкам, и т. д.
-Д/и на развитие тактильной чувствительности: «Поймай киску», «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь«, «Узнай парную фигуру».
Знакомство с органами чувств проводится на занятиях, в играх, во время режимных моментов, в повседневной деятельности детей. При систематических занятиях у детей возможно формировать знания о стронении, функциях и значении органов чувств, закрепить правила бережного к ним отношения и ко всему организму в целом.
Проект «Ребенок познает мир» Данный проект разработан воспитателем первой квалификационной категории Зыряновой Оксаной Владимировной. Оксана Владимировна работает в.
Сенсорное развитие. «Пальчики рисуют» Сенсорное развитие — это формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира через.
Источник
Конспект занятия «5 органов чувств»
Евгения Валькова
Конспект занятия «5 органов чувств»
Интегрированное занятие в подготовительной группе
Интеграция проходит по следующим областям: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка, физкультурно-оздоровительная работа.
Закрепить представления детей об основных органах чувств у человека.
Задачи
1. В ходе игровой деятельности детей, расширить знания о функциях органов чувств.
2. Привлечь к бережному отношению к своему телу, здоровью;
3. Помочь детям увидеть и услышать красоту окружающего мира, ориентироваться в нем;
4. Развиваться, общаться, ценить то, что имеешь;
5. Применять новые слова в повседневной жизни.
Словарная работа
органы чувств рецепторы
части тела азбука Брайля
аппликатор Кузнецова жесты
ощупь тактильный шрифт
аромат, вонь безвкусный
Предварительная работа
Подвижные игры в повседневной деятельности; в Дни Здоровья обговаривание правил и мер предосторожности к ушам, глазам, носу. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай по звуку» — знание музыкальных инструментов (кружок «Хрустальный голосок»). Экспериментирование в режимных моментах (соль, сахар, мука, лимонная кислота)
Оборудование
Карточки с изображением: уха, носа, рук, рта, глаз. Мольберт, лист А3 с двумя колонками, духи. Карточки Брайля; образцы тканей, аппликатор Кузнецова, лед, горячая вода. Пакетики под номерами, сахарная пудра, соль, мука, лимонная кислота; разрезная радуга; звукозапись шум моря, капели, дождя, пение птиц, музыкальные инструменты, ширма.
Предполагаемый результат
Занятие позволит детям узнать, закрепить свои знания:
• о запахах, которые нас окружают;
• о тактильных ощущениях нашей кожи;
• о цветовом спектре;
• о бережном отношении к своему телу, здоровью;
• Увидеть и услышать красоту окружающего мира, ориентироваться в нем;
• Позволит развиваться, общаться, ценить то, что имеешь;
• Позволит применять новые слова в повседневной жизни.
Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о нас, как человеке. Наш организм уникален, он может распознать, увидеть все находящееся вокруг. Это происходит за счет наших органов чувств.
Кто назовет мне, какие органы чувств есть у человека? (дети называют: нос, уши, глаза, рот, руки или кожа)
Правильно, сколько органов чувств у нас получилось? (пять)
Воспитатель подытоживает, показывая картинки. Орган обоняния – нос; орган слуха – уши; орган зрения – глаза; орган вкуса – рот, язык; орган осязания наша кожа – руки.
1. Сейчас мы попробуем исследовать наши органы. Первый орган обоняния – нос (выставляется на мольберт картинка).
Все запахи делятся на приятные и не приятные. Давайте попробуем выяснить, вспомнить, какие запахи являются приятными, а какие нет. Выставляется табличка с двумя колонками, в которые кратко, записываются варианты. Воспитатель опрыскивает себя духами, предлагает детям понюхать.
Скажите, ребята, это какой запах? Приятный. А как еще можно назвать приятный запах? Вкусный, хороший, аромат. Что еще имеет приятный запах? Что может иметь неприятный запах? (ответы детей) Как можно назвать неприятный запах? Что им может оказаться? Ответы детей записываются.
Что вам помогает определить запах? (нос)
А теперь скажите, ребята, что необходимо делать, чтобы нос оставался здоровым? (нельзя ничего толкать в нос, одеваться тепло, чтобы не было насморка)
По необходимости можно провести игру-разминку или физминутку.
2. Второе наше исследование орган осязания – руки, кожа.
Наша кожа может определять разные виды ощущений. Это колючий – мягкий; шершавый – гладкий; холодный – теплый. Давайте сейчас это попробуем, определим на ощупь некоторые образцы тканей (гладкий шелк, бархат, шерстяную ткань, мех).
Для определения колючего – предлагается детям ногами походить по колючему коврику (Аппликатор Кузнецова).
Для определения холодного – лед; горячего – вода.
«Лиза, какой был лед (холодный) с помощью чего ты смогла определить, что он холодный?» (с помощью рук, потрогала). «Ваня, что ты почувствовал ногами, пройдясь по коврику?» (он колючий).
3. Следующий наш орган исследования — это рот или язык, и наша игра «Угадай на вкус».
На столах лежат пакетики с сахарной пудрой, лимонной кислотой, солью, мукой, под номерами. Детям предлагается взять пакетики, аккуратно развернуть и попробовать.
У всех детей похожий белый порошок, но разный на вкус. Дети пробуют, говорят какой вкус.
— «Подымите руки, у кого был пакетик с номером один? Что это был за порошок, каким вкусом?»
-«У нас получилось четыре вкуса: соленый, сладкий, кислый, безвкусный. А какой еще вкус мы можем ощущать?» (горький)
-«Какие продукты у нас имеют горький вкус, кислый, соленый, сладкий?» (ответы детей)
Ребята, скажите, а за ртом, языком, зубами надо как-то ухаживать? (варианты ответов детей)
По необходимости можно провести игру-разминку «Покажи, что говорю» или физминутку.
4. Следующий наш орган исследования – это глаза. Поиграем с вами в игру «Зеркало». Первый воспитатель, далее дети, кто лучше показывает. Выполняются движения как в зеркале, точное отражение. (дети садятся)
Наши глаза так устроены, что мы видим все цвета радуги в окружающей нас природе. А кто знает, какие цвета у радуги? Давайте их вспомним с помощью считалки: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. У каждого слова начальная буква говорит нам о цвете.
— «Катя, скажи, слово каждый, о каком цвете нам говорит?» (красном)
Дети на доске выстраивают из полосок – радугу, проговаривая цвет.
— Сколько у нас получилось цветов? (семь)
Ребята, теперь закройте глаза, видите, что я показываю (нет).
Есть такие люди с рождения или по другим причинам, которые не видят. Как их называют? (слепые) Как вы думаете, как они читают? (предположения детей) Эти люди изучают специальную азбуку Брайля. Читают пальцами, каждая буква, это определенная последовательность выпуклых точек, тактильный шрифт (показ карточек на примере).
А теперь, скажите, что необходимо делать, чтобы глаза оставались здоровыми? (не смотреть много телевизор, планшет, делать гимнастику для глаз….)
5. И последний наш орган чувств – это слух, ухо. Выставляется картинка уха.
Детям предлагается послушать звукозапись шума моря, дождя, капели, пение птиц.
— «Что вы сейчас услышали?» (дети перечисляют) Смотрите, вокруг нас ничего этого нет, мы не видим, но слышим. Какой орган нам помог это сделать? (уши)
Есть люди, которые ничего не слышат, как их называют? (глухие) Если человек ничего не слышит, то он и не может говорить. Еще таких людей называют глухонемые. Они общаются между собой с помощью жестов. Например, спасибо они показывают вот так. Воспитатель показывает детям, они повторяют.
— А сейчас еще попробуем исследовать ваш слух. Определите на слух, какие музыкальные инструменты играют? Вызывается ребенок, который за ширмой по очереди звучит музыкальными инструментами (муз. треугольник, бубен, барабан, маракас, металлофон). Дети угадывают.
-Ребята, сколько прозвучало музыкальных инструментов? (называют число)
— Максим, а теперь поиграй на любом инструменте, но тихо. Еще одним – громко.
— Ребята, какой инструмент звучал тихо, а какой громко? (ответы детей)
И еще одна игра, с помощью которой хочу проверить ваши ушки «Посчитай и скажи». Детям предлагаются простые примеры на правильный и быстрый счет.
*Сколько рук у человека, сколько ног у человека, сколько ушей у двух человек, сколько ног у пяти человек, сколько глаз у человека, у двух человек и т. д.
Скажите, ребята, что необходимо делать, чтобы наши уши оставались здоровыми? (не говорить громко, ничего не толкать в уши, чистить)
Вот и подошло к концу наше исследование по органам чувств. Назовите мне их еще раз. Сколько их? Молодцы!
Конспект занятия «Мои помощники — органы чувств. Уши» (вторая младшая группа) ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ презентация ТЕМА: «МОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ УШИ» Детский сад «Дружба» Брянского района. Подготовил: Воспитатель.
Конспект занятия «Мы знаем органы чувств» Цель: Закрепить элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; — обсудить вопросы гигиены органов слуха,.
Конспект занятия «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Работа по теме самообразования «Формирование патриотических чувств у детей дошкольников через разные виды деятельности и работу с семьей.
Конспект открытого занятия по валеологии на тему «Органы чувств» в средней группе. воспитатель Савченко Г. Н. Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека. Задачи: Образовательные задачи: — уточнить и закрепить.
Конспект открытого занятия «Наши помощники — органы чувств» в подготовительной группе Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Организационная информация Примечание.
Конспект занятия для детей средней группы «Органы чувств человека» Тема: Органы чувств человека Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Задачи: Помочь.
Конспект занятия «Мои помощники — органы чувств» Пояснительная записка. Занятие по программе «Мир вокруг нас» на тему «Мои помошники-органы чувств» разработано для дошкольников 6-7 лет.
Конспект занятия по развитию сенсорных способностей у детей подготовительной группы «Органы чувств» Конспект занятия по развитию сенсорных способностей у детей подготовительной группы «Органы чувств» Цель: развивать сенсорные способности.
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Тело человека. Органы чувств» Конспект занятия по валеологии в старшей группе: «Тело человека. Органы Чувств». Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших.
Занятие в средней группе по формированию представления у детей о функциях органов чувств человека «В волшебном лесу» Задачи: — формировать представление у детей о функциях органов чувств человека; — развивать умение использовать органы чувств для познания.
Источник