- Эстетические чувства — это. Эстетические чувства: формирование, структура и особенности
- Эстетические чувства и внешность
- Иерархия потребностей человека
- Что такое эстетическое суждение
- Эстетическое восприятие — что это такое?
- Что отвечает за развитие наших эстетических чувств?
- Как развивать чувство прекрасного в себе?
- Эстетические чувства — это потребность развиваться
- Эстетические чувства — это знания
- Любовь и эстетические чувства
- Первая ступень влюбленности — привычка
- Вторая ступень влюбленности — симпатия
- Третья ступень развития влюбленности — физиология
- Четвертая ступень развития влюбленности — настоящая любовь
- Эстетическое воспитание в любом возрасте
- Можно ли развить в себе чувство прекрасного?
- История эстетики: коротко о главном
- Категории эстетики
- Как правильно созерцать обыденное?
- Ещё по этой теме :
- Как научиться видеть красоту людей?
- Ещё по этой теме :
Эстетические чувства — это. Эстетические чувства: формирование, структура и особенности
Не только труд сделал из обезьянки человека, но и красота окружающего мира. Хотя способность видеть красоту была присуща не только Хомо Сапиенс, но и самым древним людям. Но по-настоящему эстетические чувства может испытывать только высокоразвитый человек.
Когда ты в жизненных явлениях можешь видеть красоту и стараешься соответствовать своему представлению о прекрасном, ты становишься лучше и развиваешься как личность.
Эстетические чувства и внешность
Люди (особенно представительницы женского пола) наращивают волосы, ухаживают за кожей, красятся. Почему? Не только для того, чтобы привлечь представителя противоположного пола, как это было раньше. А для того, чтобы комфортно себя чувствовать в своем теле.
Иерархия потребностей человека
Пирамида психолога Маслоу показывает, что физиологические потребности у человека на первом месте, а духовные — на последнем. Но тот, кто не может реализоваться в духовной сфере, превращается в обезьяну.
Это главная проблема человечества. Ведь люди вынуждены выживать, а не читать книги. Отсюда и широко распространенное, можно сказать, животное отношение друг к другу, обман, мошенничество, желание нажиться. Эстетические чувства человека на такой базе не могу формироваться. Некоторые «избранные» все же умудряются развиваться, зарабатывая каждый день на хлеб. Они и способны испытывать настоящие эстетические чувства, развиваться в творческом или интеллектуальном направлении.
Эстетические чувства (или эстетическое сознание) — это комплекс структур. Сознание эстета включает в себя отношение к религии, к труду, вкус, суждение, созерцание, восприятие, оценку, идеал, ценности.
Вкус человека — это его непосредственное мнение по поводу какого-то предмета или явления. Если, к примеру, твой парень носит джинсы с прорезями, которые сейчас «в тренде», но они тебе не нравятся, тебе нравятся больше брюки без прорезей, то это и есть субъективное эстетическое чувство.
Что такое эстетическое суждение
Понятия «эстетический вкус» и «суждение» можно спутать. Но на самом деле они отличаются. Суждение — это, скорее, оценка нравственности того или иного явления. То есть то, что ты думаешь о деле какого-либо человека, насколько это красиво или некрасиво.
Эстетическое созерцание — способность давать оценку действительности с точки зрения эстетики, а не только логики. Способность давать позитивную или негативную оценку, основываясь не только на деталях, но и на картине в целом. Например, когда видишь картину художника, рисующего жизнь котов (юмористический жанр), то оцениваешь его с точки зрения вклада в искусство, а не только критикуешь цвет ботиков кота на картине.
Эстетическое восприятие — что это такое?
- Восприятие — это мнение по поводу какого-либо произведения искусства и его вкладе в мировую красоту. Когда смотришь на красивую вещь и испытываешь положительные эмоции. Например, покупка набора чашек и блюдец по причине того, что этому набору 100 лет.
- Эстетическая оценка — это то, что думает определенный человек о красоте природы, какого-либо явления или вещи. А может, и о красоте другого человека.
- Эстетический идеал — обобщенное понятие, характеризующее то, что человек понимает под словом «идеал».
- Эстетические ценности очень характеризуют человека, так как выражают его отношение ко всем жизненным спектрам. Отношение индивидуума к разным сферам жизни в целом составляет его личность.
Без эстетических потребностей нормальный человек не может работать, если он не моральный урод. Труд нужен ему не только для покупки продуктов пропитания, но и для реализации жизненных ценностей, для покупки ресурсов, которые принесут радость другим людям (например, покупки ребенку игрушек) или для вложения денег в саморазвитие (просмотр фильмов, покупку книг).
Но и способность чувствовать красоту также не говорит, что человек совершенен. Например, Гитлер был художником и тоже видел красоту. При этом прославился как тиран.
Что отвечает за развитие наших эстетических чувств?
Развитие эстетических чувств красоты человека и его интеллектуальное развитие напрямую связаны между собой. Не имея достаточного интеллекта (или образования), индивид не сможет в полной мере оценить красоту. Чтобы, к примеру, оценить произведение искусства, нужно знать его ценность в контексте эпохи, изучать искусствоведение.
Как развивать чувство прекрасного в себе?
Помогут информационные источники: книги, хорошие фильмы, а также общение с другими людьми. Проводите развивающие тренинги, цените в людях не только материальное благосостояние, но и духовные ценности. Развивайте в себе умение видеть прекрасное в мелочах.
Эстетические чувства — это потребность развиваться
Давайте разберемся, что такое инвестиции в себя. Это действия, позволяющие сформировать в себе нравственные и эстетические чувства. Это уход за здоровьем и внешностью, новые знания. Без трех этих составляющих невозможно достичь успеха. Все три качества нужно в себе развивать. Пока ты молод, не особенно задумываешься о нравственности, эстетике. Именно поэтому психологи советуют развивать эстетические чувства дошкольников.
Но стоит учесть, что если не позаботиться о них должным образом, то в более зрелом возрасте появится много проблем. Жизнь человека станет очень ограниченной.
Например, здоровье тела начинается с психологического, душевного здоровья. Все душевные болячки или зажимы, так или иначе, отражаются на теле, дают о себе знать недомоганиями различных степеней тяжести. Страх, постоянная депрессия, подавленность, безысходность «трансформируются» в шейный остеохондроз, отсутствие эмоций, любви, красок жизни, портят человеку зрение. Комплекс неполноценности, так или иначе, отражается на осанке и позвоночнике.
Первое, с чего стоит начать заботу о здоровье, — обретение душевного равновесия, развитие такого фактора, как эстетические чувства (это чтение всевозможной литературы, созерцание красивых вещей).
Потом нужно обратить внимание на уход за телом и внешний вид. Если человек не нравится себе внешне, то его самооценка страдает, и жизненного успеха не достичь. В жизни женщины ее внешность и психологический комфорт связаны напрямую. Поэтому нужно позаботиться о создании своего стиля, уходе за кожей.
Прогулки на свежем воздухе не стоят денег и при этом хорошо отражаются на человеке, косвенно отвечают за воспитание эстетических чувств у детей. Поддерживать красоту волос помогут маски из хны, басмы и кисломолочных продуктов.
Чтобы полноценно ухаживать за кожей (очищать, увлажнять, тонизировать), нужно запастись пилингом для лица, увлажняющим кремом и тоником. Качественная продукция есть у вполне доступных фирм.
Эстетические чувства — это знания
Один мудрец сказал, что знания — это ценный груз, который не мешает. Никогда не знаешь, какая именно сегодня или завтра тебе потребуется информация. Поэтому лишних знаний не бывает.
Как инвестировать в себя знания?
- Читать каждый день. Отдавая предпочтение не бульварной прессе, а психологическим книгам или обучающей литературе, человек инвестирует в себя.
- Общаться с новыми людьми. Не стоит торчать в кафе целыми днями, чтобы завести знакомства. Даже в социальных сетях есть люди, которые могут дать совет по тому или иному поводу, посоветовать хорошую литературу.
- Идти на риск. Время от времени стоит выходить из «зоны комфорта» и пробовать себя в каком-то новом деле. Таким образом человек развивается.
Любовь и эстетические чувства
Психика человека многогранна. Но любить может только личность, которая способна испытывать эстетические чувства. Одно и то же качество — способность любить — в разных людях может проявляться по-разному. То, насколько сильно у человека развито это чувство, зависит от его внутреннего развития, а также от того, насколько яркие эмоции испытываешь к человеку.
Первая ступень влюбленности — привычка
Эмоции, так или иначе, требуют выхода, но как будет реализовывать себя влюбленный, зависит напрямую от его развития. Такие черты, как истеричность, самовлюбленность, эгоизм, говорят о том, что у человека сильно выражен инстинкт страха и мало выражено чувство прекрасного. Либо просто не удовлетворены его базовые потребности. Невозможность реализовать себя толкает человека на истерики, эгоизм, самозащиту.
Индивид, находящийся на первой стадии влюбленности, любит за статус, который дает ему тот или иной человек. Он любит за комфорт, за возможность защититься. Либо просто за красивую вещь. Он способен наслаждаться красивой одеждой, автомобилями. Но влюбиться в определенного человека ему сложно. Окружающие оцениваются исключительно по внешности либо по материальному статусу. Моральные качества и личность собеседника его мало интересуют.
Вторая ступень влюбленности — симпатия
Это влюбленность, также основанная на базовых потребностях. Чувство любви к ближнему еще плохо развито и не может реализоваться в полной мере. Проявление симпатии ограничивается кокетством, заигрыванием. Если объект влюбленности не ответил взаимностью, она быстро проходит, так как привязанность к нему еще не сформировалась. Это как эстетические чувства детей.
Вторая ступень любви не имеет созидательной основы. Если влюбленный человек потерпел неудачу на личном фронте, не получил чего хотел, то он может обозлиться на противоположный пол, стать женоненавистником или мужененавистницей и посвятить весь свой быт кошке или собаке. Данный индивид может легко пройти мимо человеческого горя, использовать кого-то, в нем также есть желание мстить.
Третья ступень развития влюбленности — физиология
Человека в третьей ступени влюбленности также привлекают физические характеристики (приятный голос, внешность) но чувство к человеку он переживает уже более глубоко и полно, чем во второй ступени. Формирование эстетических чувств основывается на понимании объекта страсти. Он не только хочет взаимности с партнером, но и уважает его окружение, старается максимально украсить его жизнь. В этой стадии человек уже учится понимать психологию, читает тематическую литературу, старается вникать в ситуацию. Индивид хочет не только брать, но и отдавать.
Формируется привязанность к объекту влюбленности, от которой тяжело избавиться.
Четвертая ступень развития влюбленности — настоящая любовь
Человек, находящийся на такой ступени развития, не просто может понимать настроение другого, сострадать, но почти физически испытывает боль ближнего своего. Формируется привязанность и бескорыстная любовь к человеку, принятие всех его особенностей, в том числе и недостатков. Но не стоит путать это чувство с болезненной зависимостью, которую многие влюбленные путают с любовью.
Источник
Эстетическое воспитание в любом возрасте
Как развить способность к чувственному восприятию и лучше разобраться в красоте мира с помощью эстетической науки.
Выражение «эстетическое воспитание» может вызывать подспудное чувство протеста. Ведь каждый в глубине души уверен, что может отличить красивое от некрасивого, и что его-то чувство прекрасного — самое правильное. Однако эстетика не навязывает какое-либо понимание красоты, а помогает вырабатывать собственное — на основании теории и созерцательной практики.
Можно ли развить в себе чувство прекрасного?
Научиться писать грамотнее можно, просто много читая. Литература, причём самая разная, развивает чувство языка и естественным образом позволяет запоминать новые термины, речевые обороты, способы словоупотребления и многое другое. Так и способность разбираться в искусстве приходит с опытом рассматривания картин, посещения мировых музеев и пролистывания онлайн-галерей. Книги по эстетике тоже не будут лишними (небольшой список — в конце статьи). А биографические фильмы о художниках создают ощущение эпохи, когда рождались те или иные произведения.
Кроме того, эстетическая грамотность помогает развивать воображение и эмоциональный интеллект; находить названия таким оттенкам чувств, которых вы прежде не могли сформулировать; принимать людей такими, какие они есть, больше узнавая о том, как человечество в разные эпохи понимало красоту.
История эстетики: коротко о главном
Слово «эстетика» происходит от греческого aisthetikos — «чувственно воспринимаемое». Это означает, что категории эстетического могут распространяться на всё, что человек может воспринять с помощью органов чувств. Такого рода созерцание не утилитарно — то есть, служит не пользе, а самоценному переживанию, не привязанному к практической цели.
- Античность. Первые фундаментальные представления об эстетическом оформились в Древней Греции. Античные мыслители рассуждали о гармонии в природе, красоте пропорций и ценности искусства в осмыслении мира. В теорию пропорции большой вклад внесли пифагорейцы, а Аристотель и Платон сформулировали представления, которые лежат в основе классической эстетики по сей день. Тогда были заложены ключевые для теории эстетики понятия, в частности, катарсис и мимесис. Например, говоря, что полотна абстракционистов — непонятная мазня, зритель придерживается заложенного греками меметического принципа, который предполагает, что искусство обязательно должно подражать природе.
- Средние века. Средневековая европейская эстетика соединяет античный категориальный аппарат с христианскими представлениями, которые предусматривают деление мира на чувственный и сверхчувственный. Средневековые мастера не слишком интересовались перспективой и точными пропорциями в искусстве. Им важнее было показать символическую значимость вещей, а главным эстетическим переживанием были скрытые смыслы. Схожие принципы — двухмерные изображения, обратная перспектива, несколько сюжетов в одном изображении — до сих пор сохраняются в иконописи.
- Эпоха Возрождения. Во времена Ренессанса благодаря Леону Баттисте Альберти и Альбрехту Дюреру и другим авторам получило развитие учение о линейной перспективе, которая воспроизводит «обман зрения». Реконструкция взгляда смотрящего человека тесно связана с гуманизмом и антропоцентризмом Возрождения. Большим достижением стало казаться изображение мира таким, как он видится человеческому глазу. На смену безымянным мастерам Средних веков пришла целая плеяда мастеров Возрождения, многие из которых были авторами теоретических работ о понимании прекрасного.
- Новое время. В XVII веке была популярна теория аффектов, с помощью которой описывали основные эмоциональные состояния человека и то, что их вызывает. Термин «эстетика» ввёл в употребление философ XVIII века Александр Готлиб Баумгартен. В новоевропейской эстетике центральные работы принадлежат немецким классическим философам. В сочинении «Критика способности суждения» Иммануил Кант разобрал «критику вкуса» с точки зрения способности разума к суждениям и дал трактовку основных эстетических категорий. Ещё одна важная работа — «Лекции по эстетике» Гегеля, искусство для которого является частью процесса проявления «абсолютного духа» в культуре.
- Современная эстетика. Со временем идея искусства как подражания природе стала сдавать позиции — тем более, для простого копирования появилась фотография. Огромное количество новых стилей живописи указывает на то, насколько разным может быть взгляд художника. Современная философия эстетики тоже крайне многообразна. Существуют феноменологический подход, восходящий к учению Эдмунда Гуссерля, психоаналитическая и экзистенциалистская эстетика, эстетика структурализма, постструктурализма и постмодернизма. Словом, каждое направление мысли ХХ века постаралось сформировать свой взгляд на теорию прекрасного.
Категории эстетики
- Прекрасное и безобразное. Эстетика, вопреки сложившемуся мнению, занимается не только красотой. Изучение того, что кажется красивым, а что — уродливым и жутким, тоже задача эстетики. Некоторые авторы полагали, что безобразное — просто отсутствие красоты, другие придерживались мнения, что отталкивающее имеет собственный эстетический потенциал. Чтобы убедиться в завораживающей силе отталкивающих образов в искусстве, достаточно взглянуть на полотна Иеронима Босха, работы немецких экспрессионистов или некоторые примеры современного перформанса.
- Возвышенное и низменное. Если красота и масштаб идеи, чей-то героизм или снимок космоса вызвают у вас замирание сердца — это определённо переживание возвышенного. Согласно Канту, возвышенное прекрасное бывает «математическим» (например, восхищение величием египетских пирамид или огромными горами) и «динамическим» (море, бушующее на глазах у зрителя, и другие проявления неукротимой силы). Низменное, напротив, имеет негативную ценность и ассоциируется со скверным и недостойным.
- Трагическое и комическое. Впервые теория драмы была сформулирована Аристотелем в «Поэтике». Трагическое предполагает наличие конфликта, выходом из которого служат гибель, жертва или несчастье. Тогда как в комическом противоречие снимается через смех. Чувство облегчения после того, как хорошо посмеёшься над своими проблемами — это, с точки зрения эстетической теории, катарсическое освобождение.
Как правильно созерцать обыденное?
Ещё по этой теме :
Согласно теории вчувствования Теодора Липпса, эстетического как объективного свойства вещей не существует. Ощущение одухотворённости природы возникает за счёт того, что зритель проецирует на созерцаемые формы собственные чувства. Так в романах возникают фразы вроде «радостный солнечный день» или «грустный осенний дождь». С точки зрения современных учёных, которые заинтересовались проблемами восприятия, даже формулировки физических законов зависят от наших представлений о симметрии и гармонии, которые сформированы органами чувств. Так что парадоксальное суждение Оскара Уайльда о том, что «жизнь имитирует искусство», верно с точки зрения антропного принципа.
Так или иначе, эстетическое воспитание — это не только хождение по музеям, но и развитие умения вглядываться в окружающий мир. Тем более, что граница между искусством и не-искусством определяется сегодня не качествами произведения, а контекстом. Красоту можно найти и в индустриальном пейзаже, и в разводах бензина на асфальте.
Это хорошо понимали японские теоретики прекрасного, которые уделяли большое внимание наблюдению как полноценному эстетическому акту. Если западный человек стремится к активному преобразованию природы, то восточный зритель склонен растворяться в тихом созерцании. Японские поэты сформулировали множество понятий, аналогов которым нет в западной науке о прекрасном — например, югэн или сибуми. Изучив их подробнее, можно найти описания для тонких оттенков переживаний.
Как научиться видеть красоту людей?
Ещё по этой теме :
Телесность стала сегодня важным предметом художественного и социокультурного осмысления. Что может лучше отражать субъективность, чем наше собственное тело? Ведь именно благодаря ему происходит чувственное восприятие. Изображения тела говорят о том, какой виделась роль человека в мире в ту или иную эпоху, и какими были стандарты прекрасного. А они менялись с каждым столетием и десятилетием.
Такой визуальный опыт пригодится не только «для общего развития», но и для того, чтобы новыми глазами взглянуть на себя и окружающих. Изучение эволюции взглядов на телесность помогает понять, насколько многообразна красота, поставляет материал для умных комплиментов другим людям и способствует избавлению от комплексов.
Источник