Как развить эмоциональную устойчивость
Три рекомендации о том, как развить психическую устойчивость ребенка в современном мире
Каждый из нас сталкивается с трудностями и неудачами. Родители, которые делают акцент в воспитании на развитие психической устойчивости малыша, делают его более стойким, уравновешенным, позитивным и способным справляться с любыми проблемами на его пути. Это способствует максимальному раскрытию потенциала личности в будущем, помогает ему чувствовать себя более счастливым и довольным жизнью.
В современном мире большую часть времени ребенок уделяет таким занятиям, как уроки, тренировки, посещение многочисленных кружков. При таком плотном расписании у родителей не остается времени, чтобы научить малыша более важным вещам. Поэтому многие дети не развивают свою психическую устойчивость, необходимую во взрослой жизни.
Рассмотрим несколько рекомендаций, следуя которым, вы поможете детям стать психически сильнее и успешнее в жизни.
Рекомендация № 1. Научите ребенка реалистичному мышлению
То, как мыслит ваш ребенок, влияет на его чувства и поведение. Поэтому так важно научить ребенка справляться с негативными мыслями и переживаниями. Дети так же часто страдают от негативных мыслей, как и взрослые (плохих предчувствий, сомнений в своих силах, критика и т. п.). Родители в таких случаях предпочитают ограничиваться фразами: «Не беспокойся» или «Всё будет хорошо».
Большинство родителей никогда не учат своих детей положительному самовнушению. И такие дети часто оказываются не готовыми к настоящим жизненным трудностям. Дети, которые мыслят реалистично, уверены в своих силах и отличаются большей жизненной стойкостью. Руководствуясь принципами реалистичного мышления, вместо мыслей: «Я никогда не сдам экзамен по математике», такой ребенок говорит себе: «Я могу улучшить свои знания по математике, если буду лучше учиться, просить помощи и регулярно выполнять домашнее задание».
Как научить ребенка. Предложите ему на время стать «детективом», который ищет факты, чтобы доказать или опровергнуть свои предположения. Когда он высказывает какую-нибудь негативную мысль, спросите его: «Почему ты считаешь это правдой?» или «Есть ли какие-то факты, подтверждающие то, что это неправда?» Научите ребенка искать подтверждение своим мыслям.
Рекомендация № 2. Научите ребенка справляться со своими эмоциями
Исследования показывают, что более 60% молодых людей эмоционально не готовы к реалиям взрослой жизни. Они не могут справляться с неприятными эмоциями, такими как одиночество, грусть, беспокойство и другими.
Многие родители пытаются уберечь ребенка от всех неприятностей. От них часто можно услышать фразы: «Не бойся» или «Не стоит беспокоиться». Но это только убеждает малыша в том, что его чувства неправильные или что он не может самостоятельно справиться со своими эмоциями.
Нужно объяснить ему то, какое влияние оказывают эмоции. Если ребенок говорит: «Я чувствую беспокойство, и из-за этого мне хочется избегать вещей, которые меня пугают», он умеет распознавать свои эмоции и поэтому лучше готов к тому, чтобы встретиться со своими страхами. Он лучше умеет справляться со своими эмоциями и состоянием внутреннего дискомфорта.
Как научить ребенка. Научите ребенка распознавать свои эмоции. Это первый шаг к пониманию того, как чувства влияют на принятие решений. Признавайте эмоции вашего малыша и объясните ему, что у него есть выбор, как обращаться со своими чувствами.
Рекомендация № 3. Научите ребенка позитивным действиям
Реалистичного мышления и управления эмоциями недостаточно для развития жизнестойкости ребенка. Ему также необходимы позитивные действия. К сожалению, родители склонны оберегать детей от трудностей реальной жизни и не дают проявить себя. В других случаях они контролируют каждый шаг ребенка. В обоих случаях ребенок лишается возможности научиться делать правильный выбор в жизни.
Позитивные действия означают, что ребенок встречается со своими страхами, проявляет упорство в достижении цели, даже когда устал, и всегда поступает в соответствии со своими ценностями. Даже когда приходится принимать непопулярные решения. Ребенок, который может действовать, несмотря на негативные эмоции и дискомфорт, сможет эффективно добиваться жизненных целей.
Как научить ребенка. С ранних лет развивайте у малыша навыки решения проблем. Покажите ему, что он может влиять на свою жизнь и на жизни окружающих. Помогите ему понять, что, совершая каждый день маленькие шаги на пути к своей цели, он сможет реализовать свой потенциал.
Источник
Воспитание психологически устойчивых детей
Десять советов родителям, которые помогут воспитать детей, уверенно идущих по жизни
Психологически устойчивые дети готовы к вызовам, которые им ежедневно преподносит жизнь. Они способны эффективно решать проблемы, полноценно восстанавливаться после неудач и компетентно справляться с трудностями. Помогая детям формировать психологическую устойчивость, мы вооружаем их инструментами для решения жизненных проблем – как больших, так и малых.
Психологически устойчивые дети не действуют жестко и не подавляют свои эмоции. Они не становятся упрямыми и относятся к другим людям доброжелательно. Психологически устойчивые дети работают над своей гибкостью, адаптивностью, способностью быстро восстанавливать душевные и физические силы и смело и уверенно раскрывать свой потенциал.
Помощь ребенку в развитии психологической устойчивости требует трехстороннего подхода: обучения изменять негативные мысли на более реалистичные, контролировать свои эмоции таким образом, чтобы они не контролировали самого ребенка, и демонстрировать примеры эффективного поведения независимо от обстоятельств.
Существует несколько воспитательных стратегий, методов дисциплины и обучающих инструментов, которые могут помочь детям стать сильнее. В этой статье представлены десять стратегий помощи ребенку в развитии психологической устойчивости:
1. Учите конкретным навыкам
Дисциплина не должна заключаться в наказании, она должна заключаться в обучении. Рассматривайте плохое поведение вашего ребенка как возможность научить его конкретным навыкам, таким как навыки решения проблем, контроль над побуждениями и самодисциплина. Они помогут ребенку вести себя более эффективно даже в тех ситуациях, когда он сталкивается с искушениями, тяжелыми условиями и сложными неудачами.
2. Позволяйте ребенку совершать ошибки
Позвольте ребенку получать важные жизненные уроки, совершая собственные ошибки. Расскажите ему о том, что ошибки являются частью процесса обучения, и поэтому не нужно стыдиться или испытывать неловкость тогда, когда ты сделал что-то не так. Когда это безопасно, пусть наступают естественные последствия ошибок. Поговорите с ребенком о том, как в следующий раз избежать повторения аналогичной ошибки.
3. Предотвращайте негативное мышление
Дети не могут чувствовать себя психологически устойчивыми, если занимаются самоуничижением, упиваются тревожными мыслями или делают мрачные прогнозы. Учите ребенка уметь утихомиривать свои негативные мысли, думать более реалистично и даже позитивно. Оптимистичный взгляд на неизбежные жизненные трудности помогает детям максимально раскрыть свой потенциал.
4. Помогайте ребенку встретиться со своими страхами
Если ваш ребенок избегает делать то, что считает страшным, он никогда не получит уверенность в своей способности справляться со стрессом. Если он боится темноты или опасается пробовать что-то новое, помогайте ему мужественно преодолевать свои страхи. Когда дети успешно справляются со своими страхами, они способны с уверенность выходить за пределы своей зоны комфорта и становиться еще сильнее.
5. Позволяйте ребенку чувствовать дискомфорт
Хотя желание прийти на помощь ребенку в тот момент, когда он испытывает трудности, вполне естественно, спасение от всех бед только укрепит его чувство беспомощности. Если ваш ребенок расстраивается по поводу домашней работы по математике или изо всех сил пытается решить спор с другом, позвольте ему испытать определенный дискомфорт и дайте возможность решить проблемы самостоятельно. Дети развивают психологическую устойчивость тогда, когда учатся справляться со своими эмоциями.
6. Сосредоточьте внимание на формировании характера ребенка
Для принятия верных решений детям нужны твердые нравственные ориентиры. Старайтесь прививать ребенку истинные ценности. Создавайте возможности для жизненных уроков, которые будут регулярно подкреплять значение ваших ценностных убеждений. Например, подчеркивайте важность честности и сострадания, а не победы любой ценой. Дети, которые понимают значение моральных ценностей, чаще принимают здравые решения – даже когда другие не согласны с их действиями.
7. Сделайте благодарность приоритетом
Благодарность – прекрасное лекарство от жалости к себе и других вредных привычек, мешающих ребенку стать психологически устойчивым. Помогайте ребенку узнавать все хорошее, что есть в мире, чтобы даже в худшие свои дни он знал, что ему есть за что испытывать глубочайшую признательность. Благодарность может улучшить настроение ребенка и побудить его к превентивному решению проблем.
8. Утверждайте личную ответственность
Развитие психологической устойчивости предполагает принятие личной ответственности. Когда ребенок совершает ошибку или плохо себя ведет, разрешайте ему объяснять мотивы своего поведения, но не позволяйте оправдываться. Делайте замечания, если он пытается обвинять других в том, что он думает, чувствует или как ведет себя.
9. Учите ребенка навыкам управления эмоциями
Развитие психологической устойчивости требует четкого осознания детьми своих эмоций. Не нужно подавлять свои чувства, но необходимо выбирать здоровые способы управления ими. Учите ребенка справляться с неприятными эмоциями, такими как гнев, печаль и страх. Когда дети понимают собственные чувства и знают, как поступать с ними, они становятся лучше подготовленными к решению проблем.
10. Демонстрируйте психологическую устойчивость на собственном примере
Лучший способ побудить ребенка к развитию психологической устойчивости – это демонстрировать ему свою собственную психологическую устойчивость, а не только рассказывать о ней. Говорите о своих личных целях и показывайте ребенку, что вы принимаете меры, чтобы становиться сильнее. Сделайте самосовершенствование и психологическую устойчивость жизненным приоритетом и избегайте поступать так, как психологически устойчивые родители не поступают.
Источник
Формирование у детей эмоциональной стабильности
Шостак Анна
Формирование у детей эмоциональной стабильности
У детей значительно чаще, чем у взрослых, возникают различные патологические, но обратимые психические расстройства, вызванные стрессом, длительным нервным напряжением и т. д. Медицинская практика показывает, что многие такие нарушения со временем самопроизвольно излечиваются, другие же требуют серьезной терапии. «Нервность в детском возрасте, будучи неизлеченной, писал В. Н. Мясищев, закрепляется. И человек несёт невротический гнёт или предрасположенность к этой болезни через всю жизнь».
Почему психика одного ребёнка развивается нормально, а с другим ребёнком возникают различные проблемы? Почему это случается? – главный вопрос, стоящий перед родителями и воспитателями.
Известно, что главным источником информации о мире, о себе и другом служат для ребёнка взрослые, которые в буквальном смысле «определяют», кто он.
Семья с её своеобразным психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка, формирование нравственных черт характера и процесс социализации. Наиболее существенными факторами, влияющими на социально-эмоциональное развитие ребёнка,являются:
– атмосфера в семье;
– наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями;
– позиция ребёнка в структуре семьи;
На первых этапах развития ребёнка особенно важным является его взаимодействие с матерью: физиологическую потребность в пище при отсутствии молока можно удовлетворить и бутылочкой, но лучшим способом внушить ему ощущение безопасности, стимулировать его рост и обеспечить гармоничное психическое развитие – это проявлять материнскую любовь и ласку. Отсутствие эмоциональной связи с матерью – главная причина задержки психического развития детей. Если ребёнка любят по-настоящему, ласкают и говорят нежные слова, это позитивно влияет на развитие его мозга, ребёнок развивается быстрее, он менее пуглив, чем те дети, которыми не занимаются.
Эмоциональный мир ребёнка постепенно обогащается. На протяжении дошкольного и школьного возраста повышается устойчивость и сила эмоций, а характер их постоянно усложняется. Дети одинаково хорошо воспринимают все четыре основные эмоции (радость, гнев, страх и горе). Это указывает на то, что узнавание эмоций является важным аспектом восприятия окружающих. Неумение понять и направить в нужное русло эмоции детей может обусловить грубейшие ошибки в их воспитании. Ребёнок сначала развивается как эмоциональное существо, а после снижения остроты психоэмоциональных переживаний на передний план выступают поведенческие аспекты. В них-то и могут наблюдаться отклонения.
Для детей дошкольного возраста ведущими нарушениями психического развития являются расстройства поведения. Они проявляются признаками невнимательности, импульсивности, повышенной отвлекаемости на посторонние сигналы. Кроме того, расстройства поведения могут выражаться в том, что дети проявляют тревогу, нервность, склонны отвечать на угрозу, высмеивание или оскорбление уходом или плачем. Часто обижаемый ребёнок отличается низкой самооценкой и воспринимает себя неудачником.
Ребёнку необходимо помогать выражать свои чувства, учить снимать эмоциональное напряжение. Если ребёнок имеет возможность обсудить свои эмоции в беседе со взрослым, он начинает правильно осознавать ситуацию и испытываемые им переживания. Но когда этого не происходит, и ребёнок слышит сплошные замечания, нотации и требования, у него формируется противоречивость чувств. К примеру, если взрослые, к которым ребёнок испытывает чувство любви и привязанности, проявляют к нему невнимательность, то у него возникает обида. Если такая ситуация возникает, часто она становится причиной повышенной тревожности, заниженной самооценки, гипердинамических и других нервно-психических нарушений у ребёнка.
Известно, что умение радоваться облегчает человеку жизнь, делает её менее будничной. Повторяющаяся радость способствует формированию мотивации достижения труднодостижимых целей, уверенности и мужеству.
Если ребёнок плачет, оставленный один, а его потом наказывают за плач, вызывая его страдания, это может стать условным возбудителем его страха. Впоследствии ребёнок, испытывая страдания, всегда будет бояться. Он будет жить в страхе перед новыми ситуациями и неопределенностью.
Демонстративное презрение или безразличие к ребёнку, когда он плачет, может вызвать и привычку «сгорать от стыда» даже при одном упоминании о ситуации, вызвавшей плач. В этом случае страдание становится возбудителем стыда, а переживание страдания и стыда делает ребёнка тревожным, боязливым, застенчивым. Часто переживаемые страдания, связанные со стыдом, порождают у ребёнка неуверенность, робость и даже презрение к самому себе.
Ранний отрыв ребёнка от матери, инфантильное поведение родителей являются главными причинами формирования у него тревожности как черты характера.Проявления тревожности бывают разными: она может проявляться как трусость, мнительность, робость, осторожность, боязнь ответственности. Нередко родители начинают дергать ребёнка из стороны в сторону, то проявлять к нему отстраненное бесчувствие, то беспокоиться за малейшее проявление инициативы с его стороны. Это никак не способствует развитию у него чувства слитности со своим окружением, порождая в нём всё большую тревожность, что, в свою очередь, ведёт к заниженной самооценке, которая делает проблемной социальную адаптацию ребёнка. Ребёнок переживает тревогу как тягостное состояние, поэтому, чтобы избавиться от этого состояния, он может протестовать, быть агрессивным, отвергать предъявляемые ему требования. Такое поведение снимает его тревогу, так он отстаивает себя, свои прихоти, закрепляет свой способ социальной защиты. Такой стереотип поведения, формирующийся в раннем детстве, может закрепиться и проявляться и в более позднем возрасте. Кроме того, ребёнок, испытывающий тревогу, может привязаться к кому-то из взрослых или к одному из своих сверстников, который сам пробивает себе дорогу и является авторитетов в детской среде. Такой «союз» временно снимает тревогу ребёнка, однако, стоит потерять это прикрытие, и тревожность возвращается снова.
Таким образом, мы видим, что любое непродуманное действие взрослых способно породить в ребёнке различные негативные эмоциональные и поведенческие реакции, которые будут формировать его характер, а затем проявляться в будущем. Именно поэтому важно знать психические особенности ребёнка в различные периоды его онтогенеза, чтобы вовремя и адекватно оказать ребёнку помощь, понять и принять его.
Особое значение в развитии детей имеют адекватные возрасту и уровню интеллекта ребёнка сказки. Сказки, где действуют контрастные персонажи, наделенные положительными или отрицательными персонажами, где добро побеждает зло, вносят неоценимый вклад в развитие детской психики, помогают плавной адаптации к реальной жизни. Герои народных сказок поступают определенным образом, имеют стабильную нравственную характеристику и демонстрируют устойчивые модели поведения и поступков. Ребёнок идентифицирует себя с тем или иным сказочным персонажем. При этом его переживания и чувства являются своеобразным толчком к развитию у него индивидуальных мыслительных способностей и формированию морально-нравственных качеств. Особенно остро реагируют на сказки мягкосердечные, задушевные дети, у которых все их переживания отчётливо отражаются на лице, в мимике. Для них характерна слезливость, они плачут, слушая сказку, пересказывая кинофильм с печальным концом. Так же легко у них появляются слезы радости, растроганности, умиления. Особая чувствительность натуры таких детей ведёт к тому, что душевные потрясения оказывают на них болезненно глубокое воздействие и могут вызвать реактивную депрессию.
До 80% информации дети воспринимают по жестам окружающих, интонациям голоса и только 20% со слов. Ребёнок понимает наши слова буквально,и поэтому ни в коем случае нельзя ему кричать: «Ты что наделал! Убью, если еще раз увижу…» Вы скоро забудете о своей угрозе, а он будет ждать расправы. И это страшно! Подчинение ребёнка воле родителя или воспитателя дезорганизует его мыслительные процессы, тормозит развитие интеллекта и воли.
Особенно чревато негативными последствиями так называемое «маятниковое» воспитание, когда ребёнок попеременно испытывает преувеличенную строгость и мягкое, ласковое обращение. В этом случае ребёнок обречен на постоянные метания и неуверенность: исполнят его желание или наложат на него запрет. В итоге у него вырабатывается враждебность к тому из воспитателей, который проявлял строгость. Если один и тот же воспитатель «качается» подобно маятнику между тем и другим, то у ребёнка возникает чувство «ненависти-любви» к этому взрослому, его психика травмируется.
Удовлетворение разумных и насущных потребностей ребёнка, ощущение им своей психологической защищенности (состояния, не порождающего неуверенности и страха) определяют не только эмоциональное и физическое самочувствие, но и являются непременным условием нормального развития детской личности.
Есть еще одно явление человеческой жизни, оказывающее влияние на формирование эмоциональной стабильности психики. Это страдание. «Чтобы уметь радоваться, сначала нужно научиться страдать», писал И. С. Тургенев. Страдание в меру приносит пользу. Очень важно, чтобы дети научились правильно распознавать его причины и оказывать им соответствующие противодействия. «Управляй своим настроением, ибо оно, если не повинуется, то повелевает» гласит латинское изречение. Нужно научить детей не бояться страдания, ведь чаще человек страшится не самого страдания, а боязни его. Когда взрослые предпринимают активные попытки уменьшить воздействие негативных стимулов, вызывающих страдание ребёнка, им удаётся его успокоить. Ребёнок будет больше доверять другим людям, с большей вероятностью станет честным, готовым прийти на помощь, научится сострадать, у него будет гораздо больший запас «прочности».
В условиях нездоровой нравственно-психологической атмосферы в семье дети всегда страдают первыми.На этой почве у них возникают различные психоневротические расстройства: тики, энурезы, заикание, страхи, потеря аппетита и т. д. Уродливое воспитание не только не формирует и не развивает детскую личность, но и подрывает психическое и соматическое здоровье ребёнка еще в начале его жизненного пути. Как отмечал Михаил Булгаков, «Инъекция нравственности делается только в детстве». Нужно помнить, что нравственная целостность и моральные устои закладываются с детства. Позже они станут внутренним фундаментом ребёнка в приобщении к миру культуры, труда, к достижению поставленной цели высоконравственным путем, самоотверженно, честно и открыто.
По материалам книги В. Н. Дружинина «Психическое здоровье детей»
Источник