Как развить эмоциональное лидерство

Что такое эмоциональное лидерство и как его развивать?

Наряду с IQ многим известен еще один коэффициент – EQ. Он связан с человеческой эмоциональностью. Люди, у которых этот показатель высок, являются «магнитами». К ним тянутся, прислушиваются, за ними хочется следовать, куда бы они не вели. Им присуще эмоциональное лидерство. Узнать их легко, они неконфликтны, весь негатив они гасят мягко. При этом они обладают лидерской волей, манипулировать ими не удастся, да и не хочется. Существует 6 типов эмоционального лидерства.

История появления EQ.

В 1912 году появилось первое упоминание об IQ. Это понятие было введено Вильямом Штерном (психологом из Германии). Он решил ввести меру интеллекта. Прошло 83 года и его американский коллега Даниел Гоулман сделал сенсационное заявление – IQ не так важен, гораздо эффективнее измерять EQ, эмоциональный интеллект. Психолог мотивировал это тем, что для определения интеллектуальных способностей лучше оценивать способность управлять своими эмоциями и улавливать посторонние чувства.

Гоулман ввел еще одно понятие «эмоциональная компетентность». Оно означает способность осознания и признания своих ощущений и чувств прочих людей для мотивации, управления эмоциями с целью внутренней гармонии и построения нормальных взаимоотношений.

Мнение экспертов.

Проанализировав работу Гоулмана, эксперты в психологии определили, что эффективность ведения управленческой деятельности на 85% зависит от EQ и лишь на 15% от IQ. Развивая эмоциональную компетентность, лидер может рассматривать свою эмоциональность и своих подчиненных, как некий ресурс, за счет которого можно повысить производительность.

Необходимо понимать, что EQ в прямом смысле не связан с привычной всем эмоциональностью. При его определении словосочетание «эмоциональный интеллект» неразрывно. Так, например, чересчур темпераментный человек в состоянии обладать низким EQ, а у спокойных и внешне безэмоциональных людей этот показатель, как правило, высок.

При оценке эмоционального интеллекта учитываются:

  • способность погружения в собственные эмоции, их ощущение, проживание;
  • умение рационально анализировать свои чувства, принимать решения, опираясь на логику.

Человек с развитым EQ способен придерживаться баланса между чувствами и логикой. В критической ситуации они не поддаются гневу, отчаянию, унынию, раздражительности, а умеют собраться и принять решение или выдать результат.

По утверждению Саловея и Майера, интеллект и эмоции нельзя противопоставлять, как это привыкли делать многие, они тесно переплетаются, а от их правильного взаимодействия зависит успех человека не только в деловой, но и межличностной сфере.

Из чего состоит эмоциональная компетентность?

EQ строится на четырех компонентах:

  • Самосознание. Основной «ингредиент». Высокое самосознание позволяет человеку распознавать свои достоинства и недостатки, слабые и сильные черты, собственные потребности, цели, мотивы.
  • Самоконтроль. Вытекает из самосознания. Человек, изучивший себя, учится управлять своими эмоциями. Хотя изначально ими движут биологические механизмы, вполне возможно научиться перенимать контроль над ними. Способность саморегуляции позволяет освободиться от «пут чувств». Люди, способные к самоконтролю, всегда могут взять себя в руки, не поддаться унынию или чрезмерной эйфории.
  • Эмпатия. Эта способность уже нацелена на коммуникацию. Она означает способность понять чувства других, управлять взаимоотношениями, обладая знаниями об эмоциях другого человека.
  • Навыки отношений. Также это можно назвать коммуникабельностью. Некоторые путают эту черту с дружелюбием. От части это правильно, вот только речь идет о дружелюбии, которое преследует определенную цель. Оно связано с налаживанием взаимовыгодных отношений.

Значение EQ для руководителя.

Эмоциональное развитие крайне важно для руководителя. Управлять другими людьми без достаточно высокого EQ невозможно, ведь 90% деятельности управленца связано именно с общением, делегированием обязанностей, расставлением приоритетов.

Целесообразно не только развивать в себе когнитивные навыки и накапливать специализированные знания, но также повышать эмоциональный интеллект, ведь от него будет зависеть стрессоустойчивость, способность понимать своих подчиненных и их возможности, умение наладить общий язык с клиентами и партнерами.

По данным исследований, около 70% компетенции, необходимой руководителю, можно отнести именно к эмоциональной категории. Эмоциональное лидерство позволяет заряжать других, направлять их, вдохновлять, создавать правильную рабочую обстановку.

6 стилей эмоционального лидерства.

Рабочая обстановка – вопрос, на котором следует остановиться более подробно. Она зависит от того, какой стиль руководства выбирает лидер. Гоулман разделил их на 6 типов.

  1. Диктаторы. Им свойственно требовать от подчиненных немедленного исполнения приказов. Объясняя свои решения, они могут использовать фразу «потому что я так сказал». Они склонны достигать результата любым путем. Инициативны, обладают высоким самоконтролем. Такой лидер будет наиболее эффективен в критической ситуации, он быстро найдет антикризисное решение, способен на радикальные перемены и может взаимодействовать даже с «трудными» сотрудниками.
  2. Авторитеты. Такие руководители излагают свои и идеи и мобилизуют народ на их исполнение. Они способны вести за собой, вдохновляя окружающих. Самоуверенны, обладают хорошо развитой эмпатией, стремятся все изменить. Этот стиль руководства подходит, когда компании нужны свежие идеи, реновация, ребрендинг.
  3. Партнеры. Для них главное «оставаться человеком». Они будут пытаться дружить со всеми, похвалят фото собаки на рабочем столе, поинтересуются, как там дети. «Партнеры» являются эмпатами, умеющими наладить общение со всеми, у них широкий круг контактов и к каждому подчиненному найдется свой подход. Использовать такой стиль управления целесообразно, когда коллектив несплоченный, если есть проблемы, необходимость мотивировать сотрудников.
  4. Демократы. Это лидеры, вовлекающие сотрудников в рабочий процесс, они склонны к объединению коллектива и укреплению связей. Всегда интересуются мнением своих подчиненных при принятии решений. Они часто устраивают мозговой штурм, поддерживают общение и кооперацию. Наиболее подходит такой стиль, когда требуется взрастить в сотрудниках чувство сопричастности, достичь консенсуса, получить мнение ценных работников.
  5. Образцы для подражания. Лидеры показывают подчиненным, как необходимо работать и ждут от них целеустремленности и усердия в труде, не меньшего, нежели они сами проявляют. Они сознательны, нацелены на достижение результата, инициативны. Этот стиль управления подходит тем, кому нужно создать команду из компетентных сотрудников, мотивированных на результат.
  6. Наставники. Это лидеры, которые готовят сотрудников к достижению целей прямо сейчас. Он предлагают работникам внедрять изменения, поощряют развитие подчинённых, обладают задатками эмпата, часто занимаются самоанализом. Такое управление способствует развитию индивидуальности, увеличению производительности.
Читайте также:  Веселые рисунки для поднятия настроения про терпение

Можно ли развить EQ?

Ученые склонны считать, что IQ – коэффициент, который с годами практически не меняется. А вот эмоциональный интеллект поддается развитию и изменению. Но возникновение эмоций по-прежнему связано с физиологией, а вот управление ими – прерогатива психологического ресурса.

Эмоциональное развитие становится возможно через тренинги, чтение книг, посещение семинаров. Эмоциональная гибкость – это отличное качество для лидера, но оно не способно заменить профессионализм и умение логически взвешивать все «за» и «против».

Способы эмоционального развития.

Чтобы развивать свой эмоциональный интеллект, нужно для начала научиться распознавать свои эмоции. Порой человеку трудно описать, что он чувствует в данный момент. Это понятно, ведь у каждой эмоции существует несколько оттенков, отличающихся интенсивностью, тональностью. Например, удивление может выражаться в остолбенении, изумлении. Кроме того, человек бывает поражен, шокирован, потрясен или впечатлен. Чем точнее определение, тем легче будет управлять поведением.

Чтобы настроить свой эмоциональный радар, полезно вести дневник эмоций. Каждый лист нужно разделить на несколько частей – это будут интервалы времени в течение суток. В дневнике нужно описывать, что вы делали, с кем, и давать этому эмоциональную оценку. Нужно осознать, что нет плохих и хороших эмоций, потому не стоит бояться испытывать гнев, страх, злость. Эффективнее научиться их распознавать, чем пытаться подавить.

После того как эмоция раскрыта, необходимо задать себе несколько наводящих вопросов – почему она появилась, что вызвало именно эту реакцию, какие последствия могут быть у этого ощущения. Не важно положительная эмоция или отрицательная. Такой анализ дает возможность выявить источник позитива и негатива.

Если выявленная эмоция была негативной, то важно перейти хотя бы в нейтральное эмоциональное состояние. Необходимо вспомнить, что именно вызывает радость, умиротворение, эйфорию, мечтательность. Нужно понять, как работает этот механизм и попытаться войти в позитивное состояние. Для этого нужно проговорить либо написать, что может улучшить эмоциональный фон. Если сейчас сделать это не получается, хотя бы попытаться отвлечься.

Эмоциональное лидерство — это способность, которую полезно развивать любому человеку. Особенно важна она для руководителей. Развитие эмоциональной компетентности позволит выстраивать гармоничные и взаимовыгодные отношения с окружающими независимо от целей.

Источник

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

Читайте также:  Всех скорбящих радость с грошиками божьей матери молитва

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.

Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

  1. Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
  2. Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
  3. Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
  4. Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.

Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Читайте также:  Как приглушать чувство голода

Инструменты развития эмоционального интеллекта

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.

Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.

Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».

Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.

Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:

Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.

  • Социальная компетентность

Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.

В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:

Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.

Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.

Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

  • Управление отношениями

Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.

Источник

Оцените статью