Как развить эмоционально волевую сферу у ребенка 9 лет

Как развить эмоционально волевую сферу у ребенка 9 лет

«Эмоционально волевая сфера личности включает в себя два тесно взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции и чувства, а другим – воля. Это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств» [9]. Развитие устойчивой волевой сферы и сильной эмоциональной стороны детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет в младшем школьном возрасте, поскольку все стороны учебной деятельности школьников сопровождаются определенными волевыми усилиями и эмоциями.

Изучением эмоционально-волевой сферы занимались такие отечественные педагоги и психологи, как: Е.И. Рогов, И.М. Сеченов, А.Ц. Пуни, а так же практики: Л.И. Рыбак, Е.С. Бендер, Е.Н. Иванова. Таким образом, современная психология считает, что изучение эмоционально-волевой сферы у детей было и остается актуальным в наше время. На современном этапе данная проблема исследования отражена в таких нормативно-правовых источниках, как: «Конвенция о правах ребенка», ст. 29: «Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» [5]. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования также гласит о необходимости «учета индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [10]. Таким образом, интерес к проблеме развития эмоционально-волевой сферы обусловлен значением этого психического явления в жизни человека.

Младший школьный возраст является достаточно сложным периодом, поскольку требует от ученика концентрации произвольного внимания, определенных волевых усилий, ответственности и самостоятельности, которые у детей этого возраста еще развиты недостаточно. «С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В этом возрасте большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя. Каждому по-своему откликается на один и тот же психический процесс, так у одного незнакомая ситуация может вызвать эмоциональный подъем, а у другого грусть и апатию» [4]. Волевая сфера у ребенка, в свою очередь, усиливает мотивацию к обучению и на этой основе совершенствуется сознательная регуляция своих поступков и действий.

Кроме этого, для эффективного и успешного личностного развития школьников важно использовать в системе обучения разнообразные формы и методы работы с детьми дома, необходимо проводить совместную работу с родителями о том, как воспитывать у ребенка волевые качества, говорить о разумной требовательности к детям.

Для полноценного изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка необходимо исследовать и изучить все аспекты эмоционально-волевой сферы, при этом необходимо учитывать психологические и личностные характеристики школьника. В связи с этим, мы рассмотрели методики разных авторов, которые направлены на исследование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.

Методика «Определение уровня саморегуляции», автора Н.А. Мишиной помогает изучить эмоционально-волевую сферу младших школьников [7]. Методика «Исследование уровня мобилизации воли», автора Ш.Н. Чхарташвили направлена на определение уровня мобилизации воли [7]. Тест «Автопортрет», автора В.В. Ветровой позволяет продиагностировать бессознательные эмоциональные компоненты личности [7]. Методика «Эмоциональные лица», автора Н.Я. Семаго помогает оценить возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка [8].

Для того чтобы определить какие методы и приемы воспитания и самовоспитания устойчивой эмоциональной сферы и волевых качеств используют в своей работе современные педагоги и психологи, мы проанализировали и обобщили опыт отечественных педагогов и психологов-практиков в РФ и РС (Я), что позволило выделить следующие методы и приемы работы:

1) сказкотерапия (Т.В. Гречишкина, п.г.т. Афипский, Краснодарский край; Е.Н. Иванова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия));

2) игротерапия (Е.Г. Козлова, г. Кемерово, Новосибирская область; В.В. Стародымова, г. Шацк, Рязанская область; П.В. Тикко, г. Санкт-Петербург);

3) музыкотерапия (И.В. Негнюрова, Мегино-Кангаласский улус, Республика Саха (Якутия));

4) творческие самостоятельные задания (Е.С. Бендер, г. Санкт-Петербург; В.В. Стародымова, г. Шацк, Рязанская область);

5) упражнения (Л.И. Рыбак, с. Борское, Самарская область; Е.Г. Козлова, г. Кемерово, Новосибирская область);

6) беседы (Е.Г. Козлова, г. Кемерово, Новосибирская область; П.В. Тикко, г. Санкт-Петербург).

Таким образом, современные практики в своих работах используют такие методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы, как: сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, творческие самостоятельные задания и различные упражнения на развитие воли. Также практики отмечают, что «развитие эмоционально-волевой сферы оказывает благотворное влияние на развитие познавательной и личностно-мотивационной сферы учащихся» [2]. Исходя из этого, мы приходим к выводу, что методы представленные практиками, будут способствовать развитию у младших школьников взаимодействия, эмпатии, отзывчивости, положительной самооценки, самостоятельности и других важных качеств.

Мы считаем, что в работе с детьми необходимо применять различные сочетания методов и приемов воспитания и самовоспитания устойчивой эмоциональной сферы и волевых качеств. Исходя из анализа литературы, нами выделены такие способы развития эмоционально-волевой сферы младших школьников, как: методы – игротерапия, сказкотерапия, беседа, музыкотерапия; и приемы – упражнения на развитие волевых усилий, релаксационные упражнения и психодинамические медитации.

Читайте также:  Что чувствует отец при рождении ребенка

1. «Игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры, поскольку оказывает большое влияние на воспитание у учащихся определенных волевых качеств и эмоциональной отзывчивости» [1]. Таким образом, в качестве игр с целью формирования позитивного отношения у учащихся к своему «Я» и для сплочения классного коллектива можно использовать такие психологические игры, как: «Паутинка», «Машина с характером». Игры с определенными правилами способствуют развитию выдержки, ответственности и дисциплинированности. Игры-упражнения, применяемые с целью развития у детей самостоятельности и самоконтроля отличаются незамысловатыми правилами.

2. «Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование познания эмоций у младших школьников» [3]. Можно применять на занятиях с детьми сказки на тему добра, милосердия и гуманности. Сказка является для ребенка проводником между реальностью и его внутренним миром. На основе фантазийных образов дети понимают чувства и переживания главных героев, а также осознают, как найти выход из конфликтной ситуации. Таким образом, сказкотерапия, направлена на воспитание отзывчивого внутреннего мира ребенка, его полноценного развития, творческого отношения к себе и окружающему миру.

После прочтения сказки необходимо проанализировать с детьми поступки положительных и отрицательных героев. Для этого можно применять метод беседы.

3. «Беседа – это вопросно-ответный метод обучения, применяемый с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления уже полученных знаний» [6]. Беседа формирует умение быть сдержанными и доброжелательными, приучает ребят работать в коллективе. В качестве обобщения материала и выделения ключевых моментов, беседа может проводиться с детьми сразу после прочтения сказки.

4. «Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции» [1]. Функциональные музыкальные упражнения учат детей различать звуки на улице за окном, способствуют снятию сильного эмоционального или физического напряжения у детей.

5. «Упражнения – это прием планомерно организованного выполнения воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности» [2]. На занятиях с младшими школьниками важно способствовать наилучшему пониманию детьми своих эмоциональных состояний и эмоций других людей. Применение упражнений развивают у детей умение правильно выражать свои чувства, управлять своими эмоциями. С помощью таких упражнений у детей повышается уровень стабильности эмоциональной регуляции, уменьшается психическое напряжение, тревога.

6. «Релаксации и психодинамические медитации, как вспомогательный прием, проводятся с целью расслабления и снятия мышечного напряжения» [6]. Релаксации помогают ребятам снять физическое и мышечное напряжение после активной двигательной деятельности. Педагог подробно объясняет детям соответствующие инструкции, и помогает эмоциональному расслаблению – создавая спокойную, умиротворенную атмосферу.

Для достижения наилучших результатов занятия по развитию эмоционально-волевой сферы следует проводить с учащимися как в индивидуальной, так и в групповой формах, поскольку они оказывают на детей различное воздействие и педагогу психологу необходимо отмечать как достижения всей группы в целом, так и индивидуальные ресурсы каждого ученика.

Таким образом, усилия учителя, направленные на формирование эмоциональной волевой сферы ребенка по мере его развития заключаются в том, что чувства начинают приобретать новое значение и смысл в его внутреннем мире, формируются мотивы общения и взаимодействия, укрепляется саморегуляцию поступков. Использование вышеизложенных методов и приемов сформируют у детей эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам и окружающим.

В данной работе мы ставили перед собой цель изучить особенности развития и формирования эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста. Для исследования этой цели мы изучили психолого- педагогическую литературу по развитию эмоционально-волевой сферы, ее особенности, а также методы и формы работы с детьми. Выделили психологические условия эмоционально-волевого развития младшего школьника, которые заключаются в обогащении игровой и учебной деятельности детей.

Источник

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью, знаниями, приобретает определенные навыки, он учится эмоциям. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные состояния: радость, злость, сочувствие, зависть, удивление. Понимают ли родители эмоциональные состояния своего малыша, умеют ли объяснить их, помочь пережить, справиться? Или же они оберегают его от любых печалей. Родители, не способные вынести малейшего страдания ребёнка, каждый раз заслоняющие его от неприятностей, лишают своего малыша возможности научиться погоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.

Развивая эмоциональную сферу ребенка, необходимо учитывать следующие моменты:

• Обогащайте активный словарный запас словами, обозначающими эмоциональные состояния: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. Объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

• Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Миша рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

• С уважением отнеситесь к чувствам ребенка: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Ты сердишься на меня из-за того, что я не купила тебе игрушку?».

Читайте также:  Для чего мужчина испытывает чувства женщины

• Предложите различные способы, которые помогут ребенку взять себя в руки: «Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать? Можно побегать, покататься на велосипеде, нарисовать свои эмоции, послушать любимую музыку, потанцевать».

Проделанная работа по развитию эмоций поможет родителям понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует.

Источник

Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников

екатерина кузнецова
Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприятие в дальнейшем.

Стрессовые ситуации могут привести к нарушениям в эмоционально-волевой сфере, и как следствие у ребенка проявляется тревожность.

Развивая эмоционально-волевую сферу дошкольника, мы создаем условия для формирования стрессоустойчивости ребенка и личностного роста.

Я как педагог-психолог ДОУ использую следующие упражнения для снятие напряжения и тревожности у детей дошкольного возраста.

Игра №1: «Цветочек и солнышко».

Эта игра, направлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Воспитатель начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку.

Глубоко в земле жило-было семечко. Однажды на землю упал теплый солнечный луч и согрел его (Дети сидят на корточках, опустив голову и обхватив колени руками).

Из семечка проклюнулся маленький росточек. Он потихоньку рос и выпрямлялся под ласковыми лучами солнца. У него проклюнулся первый зеленый листочек. Постепенно он расправлялся и тянулся к солнышку (Дети постепенно выпрямляются и встают, поднимая голову и руки).

Вслед за листочком на ростке появился бутон и в один прекрасный день расцвел в красивый цветок (Дети выпрямляются в полный рост, слегка откидывают голову назад и разводят руки в стороны).

Цветок грелся на теплом весеннем солнышке, подставляя каждый свой лепесток его лучам и поворачивая голову вслед за солнцем (Дети медленно поворачиваются вслед за солнышком, полузакрыв глаза, улыбаясь и радуясь солнцу).

Игра № 2. «Пиктограммы».

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

а) определить по пиктограмме,какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый и др. ;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в)игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Игра № 3. «Тренируем эмоции».

Попросите ребенка нахмуриться — как:

— как хитрая лиса,

— как радостный ребенок,

-как будто бы увидел чудо.

— ребенок, у которого отняли мороженое,

— два барана на мосту,

Игра № 4. «Упрямые барашки».

Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый)говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки. Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.

Игра № 5. «Нехочуха».

Эта игра была разработана педагогом Л. И. Петровой. Она поможет выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Кроме этого, она позволяет детям раскрепоститься и развивает чувство юмора. К тому же, она более безопасна, чем предыдущая игра.Играть в нее очень просто: ведущий рассказывает стихотворения и сопровождает его движения, задача детей — повторять их.

Я сегодня рано встал,

Я не выспался, устал!

Мама в ванну приглашает,

У меня надулись губы,

И в глазах блестит слеза.

Целый день теперь мне слушать:

— Не бери, поставь, нельзя!

Я ногами топочу, я руками колочу.

Не хочу я, не хочу!

Тут из спальни папа вышел:

— Почему такой скандал?

Отчего, ребенок милый,

Нехочухою ты стал?

А я ногами топочу, я руками колочу.

Не хочу я, не хочу!

Папа слушал и молчал,

А потом он так сказал:

— Будем вместе топотать,

И стучать, и кричать.

С папой мы поколотили, и еще поколотили.

Так устали! Прекратили.

Опустили голову, надулись

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Ходим медленно, широкими шагами

Удивленно разводим руками

Обращаемся к другим детям

Опять разводим руками

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Читайте также:  Не могу не поделиться с вами моей радостью

Шумно выдохнули, остановились

Игра № 6. «Угадай эмоцию».

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети — зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

Игра № 7. «Как ты себя сегодня чувствуешь?».

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. д.

Игра № 8. «Классификация чувств».

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Разложить карточкипо следующим признакам:

— какие не нравятся.

Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

Игра № 9. «Встреча эмоций».

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.

Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются.Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

Игра № 10. «Испорченный телефон».

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

1. «По каким признакам ты определил именно эту эмоцию;

2. «Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?»;

3. «Трудно ли было тебе понять другого участника?»;

4. «Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию.

Игра № 11. «Рисуем настроение».

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения.Вот некоторые варианты заданий:

1.Выполнение рисунка на тему: «Мое настроение сейчас».

2. Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Игра № 12. «Ассоциации»

Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой — любую эмоцию (например: «слон» и «радость»). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.

Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.

Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой — названия эмоций.

1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.

Методический источник: https://infourok.ru/metodicheskiy_sbornik_zanyatiy_igr_i_uprazhneniy_napravlennyh_na_razvitie_emocionalno-volevoy-146433.htm

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников Одна из областей психолого-педагогической работы по ФГОС — это социально-коммуникативное развитие. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих.

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ ГОКУ «Школа – интернат р. п Квиток» Доклад «Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой.

Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы Календарно – тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально – волевой сферы (1-4 класс) № п/п Задачи коррекционной.

Открытое занятие на тему: «Коррекция эмоционально-волевой сферы» с детьми подготовительной группы Цель: формирование положительного эмоционального состояния Задачи: -способствовать развитию самоуважения детей; -развитие чувства единства,.

Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры» Педагогический опыт работы педагога-психолога МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Назаровой Натальи Геннадьевны.

Игра на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет с ЗПР «В гостях у медведя» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «В гостях у медведя» на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет с ЗПР Задача-коррекция.

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Развитие психологии современного человека.

Реализация программ и технологий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников Работая второй год психологом в детском саду, я столкнулась с такой проблемой. Порой не хватает времени на работу по развитию творческих.

Сказка как средство развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольников 5–7 лет Детство – время развития всех сил человека, время приобретения новых знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков.

Статья «Отклонения в эмоционально-волевой сфере у дошкольников» Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного.

Источник

Оцените статью