Как развить чувство ритма у дошкольников

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развиваем чувство ритма у детей дошкольного возраста»

Маргарита Быстрова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развиваем чувство ритма у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей.

Форма проведения: семинар – практикум.

Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Каждый человек может в той или иной степени заниматься музыкой.

Воспитание музыкой – «почва» для дальнейшего развития человека. Какова почка – таковы и растения. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человек.

Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки.

Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьёзное внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию.

Что такое ритм и чувство ритма? Слайд 2.

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции.

Ритмприсутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест

Звучащие жесты –это игра звуками своего тела,игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.

Каждый участник прохлопывает своёимя: шлепок по коленям, хлопок в ладоши, щелчок пальцами левой руки – своё имя, щелчок правой – произнести имя того, с кем познакомился.

Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

Значение чувства ритма на развитие двигательной активности детей:

Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

Восприятие ритмавызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

Значение чувства ритма на развитие речевой активности детей:

В детской психологии и методики развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она, не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.

Читайте также:  Что для вас депрессия аск

Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такая работа ведётся со 2 младшей группы.

С первой младшей группы начинаем обучать детей хлопкам, притопам, назови своё имя, хлопая в ладоши, ритмично играть на бубне, погремушке.

Игра «Волшебный клубок».

Отрезаем нитки, выкладываем на фланелеграф, проводим по ниткам пальцами, пропеваем звук. В дальнейшем заменяем на большие и маленькие круги. Пропеваем – закрываем большой круг ладошкой, поём долгий звук, маленький круг – пальчиком – пропеваем короткий звук.

Цель: Развитие чувства ритма.

Ход игры: Дети рассаживаются вокруг взрослого, у каждого из них муз. молоточки.

«Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», — взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, — продолжает педагог. Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», — педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался сильный ливень» — педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. «Испугались ребята, побежали домой».

Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки, металлофон или ксилофон.

Проведение игр с использованием ИКТ: игра «Весёлые гномы», «Зайки и мишки», «Что приносит Дед Мороз?»

Цель: Развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

«Ритмическое эхо».

Цель игры: развитие чувства ритма, используя ранее приобретенные знания (понятие о долгих, коротких звуках и о динамических оттенках) .

Ход игры: Педагог предлагает детям превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом,а именно:

— точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы, на каком-либо детском музыкальном инструменте) ;

— эхо окрашено тихой динамикой.

Педагог прохлапывает ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

1. Ритмические фразы педагога должны быть короткими, логичными, доступными детскому восприятию.

2. Усложняя игру можно, используя более быстрый темп, участие солистов и соревнования между подгруппами.

«Научи матрешек танцевать»

Один ребенок выкладывает ритмический рисунок магнитиками, другой – его проговаривает, простукивает, прохлопывает, протопывает. Для каждой Матрешки ритмический рисунок придумывают новый.

Источник

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Александра Сорокина
Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Мастер — класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

• Представить воспитателям приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.

• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей

дошкольного возраста.

Используемый материал: варежковый театр, фланельграф, карточки, детские музыкальные шумовые инструменты.

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Структура мастер-класса:

«Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.

Читайте также:  Мильгамма помогает при депрессии

3. Рефлексия – итог мастер-класса

1. Теоретическая часть

Ритм — чередование различных длительностей звуков в музыке

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Если чувство ритма несовершенно — у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Я использую речевые и музыкальные игры, пальчиковую гимнастику, ритмические упражнения.

В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, Е. В. Кононовой. Специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Б. М. Тепловым. Программой «Ладушки», авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева, разработаны системы музыкальных занятий с дошкольниками. В основе их разработок – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности.

Ритмприсутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.

I. Игры на освоение музыкального языка и музыкальной грамоты.

1) Словесно — ритмические игры:

— Игры с именами («Назови и прохлопай своё имя», «Назови и прохлопай имя своего друга»). Хлопки можно заменить другими движениями — притопами, ударами кулачков, шлепками по щекам и т. д.

— Игры по типу «Вопрос — ответ».

(педагог задаёт вопрос, а ребёнок с помощью звучащих жестов и речевых формул должен на него ответить).

Ритмическое озвучивание стихов. Отхлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм стихотворения. Можно добавить к хлопкам комбинацию из звучащих жестов (хлопки, шлепки).

2) Ритмические игры с предметами:

— С деревянными палочками, кубиками, картинками, различными видами театральной куклы (прохлопать, простучать то, что изображено на картинке в соответствии со слогами и логическим ударением, выделяя ударение более долгим звуком).

— Чтение ритмических цепочек и партитур.

II. Игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении.

1) Игры со звучащими жестами (ладошками, щелчками, шлепками, притопами).

2) Игровой массаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения);использовали как самомассаж и массаж в парах;

3) Логоритмические игры, где ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определённых звуковых навыков и закрепление правильного звукопроизношения.

4) Пальчиковые игры в которых определённые движения пальчиками должны соответствовать ритму стихотворения или музыкальному сопровождению.

5) Ритмические танцы.

Работая по данной теме, я сделала вывод, что при проведении занятий, направленных на развитие музыкально – ритмического чувства, можно добиться развитие моторики и музыкальных способностей в целом.

2. Практическая часть

Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. Чтобы проведение игр состоялось, приглашаю всех желающих пройти в активную зону зала. Давайте встанем в красивый круг и поздороваемся под веселую песенку

Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»Л. Хасмитуллиной

Цель: воспитание речевой и двигательно — ритмичнойактивности

— Здравствуйте, ладошки! — хлоп, хлоп, хлоп!хлопки

— Здравствуйте, ножки — топ, топ, топ!притопы

— Здравствуйте, щечки — плюх, плюх, плюх!хлопки по щечкам

— Пухленькие щечки — плюх, плюх, плюх!

— Здравствуйте, губки — чмок, чмок, чмок! поцелуйчики

— Здравствуйте, зубки – ам, ам, ам

— Здравствуй наш носик — бип, бип, бип! показываем пальчиком носик

— Здравствуйте, малышки — всем привет!машем ручками

Посмотрите, ребята, наше веселое настроение перенесло нас на чудесную музыкальную поляну. Здесь очень много интересного и везде слышны музыкальные ритмы.

Слышите птенчики пищат

Снами поиграть хотят.

(одевают цыплят на руки)

Ритмическая игра «Цыплята»

Цель: Учить детей выполнять ритмические движения по показу педагога. Развивать чувство ритма.

Цыпы по лесугуляли, Дети, глядя на педагога,

Читайте также:  Все время пониженное настроение

Цыпы зёрнышки искали. стучат указательными пальцами

Клю-клю, клю-клю– («клюют» птенчики клювиком) медленно,

Так я зёрнышки клюю. четвертными длительностями.

Вышла Маша на дорожку, Отстукивают ритм восьмыми.

Накрошила цыпам крошки.

Быстро зёрнышки клюю. (М. Картушина)

Вот у этого пенечка выросли грибы опята

В руки мы грибы возьмем

И стучать ими начнем.

Игра «Отстучи ритм по рисунку»

Цель: учить детей отстукивать ритм, соблюдая паузы.

Педагог показывает детям карточку с несложным ритмическим рисунком, который анализируется (подсчёт количества кружков или полосок, размер кружков или полосок). На большой круг – удар долгий, на маленький круг – короткий.

Я под листик загляну,

Кто там спрятался, скажу.

А червячки ребята не простые, а говорящие. Давайте с ними поиграем в игру.

Игра «Ритмослов»

Цель: знакомство с музыкальными длительностями; развитие чувства ритма детей; закрепление знания музыкальных инструментов

Игровой материал: карточки с изображение детей играющих на музыкальных инструментах; карточки с изображением нот

К нам лягушка прискакала,

И пузырики пускала.

На пузырики смотри – ритмы точно повтори.

Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ и детских музыкальных шумовых инструментов «Лягушкины ритмы»

Цель: Закрепление полученных знаний в процессе развития чувства ритма

— Наше путешествие закончилось. Прошу вас из предложенных карточкахвыбрать эмоцию, которую вы испытали во время нашего путешествия.

11. Библиографический список

1. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. –М. ,: Просвещение, 1981.

2. Новоскольцева И., Каплунова И. Этот удивительный ритм. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. -Изд. -во «Композитор. Сакт-Петербург», 2005.

3. Рокитянская Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до9 лет. /Ярославль: Академия развития, 2006.

4. Т. Рокитянская «Музыкальная грамота в образе и движении». 13/2003г. «Дошкольное образование».

5. М. Александровская «Каждый ребенок – музыкант». 13/2001 г. «Дошкольное образование».

6. Т. Э. Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание».

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Веселое слово-Хохлома» (граттаж) Вступление. В апреле 2015г. в моем блоге на maam.ru был опубликован пост «Хохломские напевы в технике граттаж», где я показала несколько.

Мастер-класс для педагогов. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер — класс с педагогами на тему «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами».

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер — класс: «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Проблемой развития.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Источник

Оцените статью