Когда маленькие дети впервые становятся на ноги
или делают первые шаги, они учатся самому трудному в своей
жизни — держать равновесие. Мозг, тело и нервная система неразрывно связаны. Так что навыки удержания равновесия необходимы в первую очередь для становления разума homo sapiens. И ошибочным будет предполагать, что этот навык приходит сам собой, это упорный труд для малыша и он, конечно же, нуждается в помощи взрослых.
1. Дети очень любят простые мерные покачивания, когда вы удерживаете их за руки или под мышками. При этом говорите что-нибудь ласковое. Эта практика развивает вестибулярный аппарат.
2. Положите ребенка животом на руки и поносите по комнате, имитируя самолетик. Осторожно сделайте несколько виражей.
3. Большой фитбольный мяч – незаменимая вещь в доме, где есть малыш. Ребенка можно покатать на мяче, когда он лежит на животике и на спинке. Это упражнение развивает равновесие.
4. Стоя возьмите ребенка под мышки и поднимите до уровня глаз. Покачайте его как маятник в стороны и вверх-вниз.
5. Сидя, вытяните ноги, крепко удерживая ребенка за бедра или талию, опустите его на свои ноги. Покачайте ногами вниз-вверх. Некоторые дети приходят в восторг от «висения верх ногами».
6. Хождение спиной вперед. Возьмите ребенка за запястья, поставьте его ножки на свои ступни. Походите так по комнате. Когда ребенок освоиться с этим упражнением, он может делать его самостоятельно.
7. Качание на качелях. Прежде, чем приступить к упражнению, научите ребенка никогда не подходить к ним, когда качается кто-то другой и не пытаться спрыгивать с них самостоятельно пока они не остановятся.
Все эти упражнения не требуют большой затраты времени и сил, но при регулярном выполнении помогут ребенку развить чувство равновесия.
Спиной вперед
Описание. Игра для небольшой группы детей. Двигаясь спиной вперед, малыш должен найти совершенно новый для себя способ поддержания равновесия: все его движения координируются иначе, не так, как обычно. Голос взрослого помогает ему в ориентировании.
Материалы: спокойная инструментальная музыка.
Возраст участков: с 3 лет.
Инструкции детям. Вы видели как машина движется задним ходом. Когда ваши родители хотят
припарковать свою машину там, где мало места, они едут назад.
А вы знаете, что тоже можете сдавать назад?. Давайте
попробуем такую игру- Вы будете по очереди идти ко мне
спиной вперед, не оглядываясь. Я буду смотреть за вами и ловить
вас. Слушайте внимательно, что я вам говорю: так вы будете
знать, куда надо двигаться.
Стоите все вместе и ждите, пока я вас позову.
Странные птицы
Описание. В этой игре дети также пробуют двигаться спиной вперед, но при этом они еще превращаются в странных птиц, которые пытаются выбраться из своего загона на свободу. В этой игре ребята учатся сохранять равновесие в непривычной ситуации.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкции детям. Представьте, что в одной
далекой стране живут странные птицы, которые все время нагибаются, касаясь своих ног, и ходят спиной вперед. А еще эти птицы не могут видеть. Это очень неудобно для жизни, поэтому они почти все вымерли. Я хочу вам предложить игру, в которой вы превратитесь в таких странных птиц. А теперь я скажу, как мы будем играть. Половина из вас будет изгородью вокруг птиц. Станьте в круг и возьмитесь за руки. Остальные будут странными птицами. Войдите в круг, нагнитесь и крепко возьмитесь руками за свои лодыжки. Закройте глаза… Представьте, что вы умеете ходить только спиной вперед.
Теперь я коснусь плеч двоих детей в изгороди, они отпустят руки, и в изгороди появится калитка. Птицы пытаются выбраться через калитку на свободу…
Правильные скамейки. Их использование на физкультурных занятиях с детьми 5–6 лет Хорошая координация, правильная осанка – один из важных показателей успешного физического развития ребенка. В дошкольных учреждениях имеется.
Нетрадиционное спортивное оборудование — «Змейка» «Наша змейка» «Змейка» — так назвали мы спортивное пособие для малышей в нашей группе. Сшить «Змейку» нам помогли наши родители, большое.
Источник
Возраст 1-3 года.
Упражнения в равновесии играют важную роль в восприятии, координации движений (сохранении позы, равновесии тела).
Поставьте малыша на мягкий диван, возьмите его за руки, раскачивайте из стороны в стороны, приговаривая:
Плывет, плывет кораблик
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой!
(С.Маршак)
«Покачай нас звонкий мяч»
Посадите малыша на большой надувной гимнастический мяч – фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в стороны, приговаривая:
Качи-кач-и качи-кач
Покачай нас, звонкий мяч!
Влево, вправо, влево, вправо,
А потом назад – вперед.
Покатаемся по кругу,
А потом наоборот!
Встаньте на четвереньки и посадите ребенка к себе на спину (пусть его кто-то из взрослых поддерживает). «Покатайте» малыша на «лошадке»:
На лошадке цок-цок-цок
Через запад на восток
Мимо гор, лесов, морей
К милой мамочке моей.
Возьмитесь с малышом за две руки и покружитесь с ним по комнате, приговаривая:
Кружимся! Кружимся!
Стой, голова закружится!
«На одной ноге постой-ка»
Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение:
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
Положите на полу обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча.
Скажите: «День» и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь» — встаньте внутри круга. Вместо «день» — ночь», можно говорить «снаружи» — «внутрь», «кошки» — «мышки» и т.д.
В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.
Протяните по полу длинную веревочку и предложите малышу пройтись по ней:
Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер.
(С.Маршак)
На улице можно начертить мелом узкую дорожку, по которой ребенку надо будет пройтись.
Скажите малышу, что ковер – это ваш плот, который плывет по реке. Предложите малышу обойти ковер по его краю, «не замочив» ноги об воду.
Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите малыша за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия.
«Идет бычок, качается»
Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если её нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и покажите, как он умеет ходить по доске:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(А.Барто)
Предложите малышу показать бычку, как он тоже умеет ходить по доске. Поддерживайте малыша за руки.
«Там мышка живет»
Малыш идет по гимнастической скамейке, в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Когда малыш доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и «убежать» по мостику от мышки.
«Идет котик по лавочке»
Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Малышу надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать малыша за руки:
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.
Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка – это мостик через речку:
Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
(Е.Железнова)
Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т.п.). Малыш прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей.
Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам-ходилкам, пенечкам и проч.
Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая малыша за руки, помогите ему подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол:
Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
Вот Ариночке годок.
На горку поднимается,
С горочки спускается.
Положите один конец длинной доски на диван или кресло. Возьмите малыша за руки и помогите ему подняться и спуститься с горы:
По долам, по горам,
Ходит шуба, да кафтан.
Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см. Это камешки через ручеек. Возьмите малыша за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камешек»:
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
По камешкам, по камешкам
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
«С бугра на бугор»
Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы: толстую книгу, низкую табуретку, перевернутую банку из-под краски, ящик. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок:
Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
«С игрушкой на голове»
Положите себе и малышу на голову мягкую игрушку. Походите с ним по комнате, держась за руки и стараясь не уронить плюшевого друга.
Источник
Наталья Замятина
Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазания, ползания и прыжков у детей
Принеси игрушку.
Цель: развитие ходьбы и равновесия.
Инвентарь: погремушки, игрушки, пирамидки, канаты длинные, ориентиры.
Ход игры: на расстоянии 6-7 м от детей цветные кубики, пирамидки, погремушки, небольшие мячи. От каждого ребенка до игрушки обозначены дорожки шириной 30 см. По предложению воспитателя дети идут к игрушкам, берут их, поднимают вверх и снова кладут на места.
Правила: идти по сигналу; не заходить за края дорожек, сохраняя прямолинейное направление.
По тропинке.
Цель: развитие ходьбы и равновесия.
Инвентарь: Шнуры
Ход игры: На земле на расстоянии 25-30 см друг от друга проводят две параллельные линии (или кладут два шнура) длиной 2,5-3 м. Дети медленно идут по тропинке туда и обратно.
Правила: идти по сигналу; не заходить за края дорожек, сохраняя прямолинейное направление.
Удержи равновесие.
Цель: развитие ходьбы, бега и равновесия.
Ход игры: Спокойная ходьба за воспитателем или бег врассыпную по площадке. По сигналу воспитателя дети встают на край песочницы и удерживают равновесие. Затем снова ходьба в чередовании с бегом
Правила: Стаять на краю песочницы и удерживать равновесие.
Через ручеек
Цель: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Ход игры: все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.
Правила: Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.
Перебираться можно только по сигналу.
Маленькие змейки
Цель: развитие ходьбы и равновесия.
Инвентарь: Веревочки
Ход игры: В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.
Правила: идти по сигналу; не заходить за края дорожек, сохраняя прямолинейное направление.
За высоким, за низким.
Цель: развитие бега и равновесия
Ход игры: Дети идут или бегут в колонне друг за другом. На сигнал «за низким» быстро поворачиваются и бегут в противоположную сторону.
Правила: поворачиваться быстро, не наталкиваться на: впереди идущего; каждому уметь быть ведущим.
Бабочки, лягушки.
Цель: развитие ходьбы и равновесия.
Инвентарь: Бубен
Ход игры: Дети идут в колонне друг за другом. По сигналу «бабочка» останавливаются и поднимают руки в стороны. С ударами бубна или под счет воспитателя продолжают ходьбу. По сигналу «лягушка» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.
Правила: останавливаться быстро, не наталкиваясь на впереди идущего; приседая, не терять равновесие.
Козлики на мосту.
Цель:развитие ходьбы и равновесия.
Ход игры:Двое детей идут с разных сторон по доске (ширина 20 см). Встретившись на середине, поворачиваются на 180° и возвращаются каждый в свою сторону.
Правила: расходясь, не терять равновесие, не оступаться.
Донеси — не урони.
Цель:развитие ходьбы и равновесия
Инвентарь: мешочек и шнур
Ход игры:На землю кладут шнур, длиной 2-3 м. Ребенок подходит к шнуру, кладет на голову -мешочек с веском и проходит по шнуру, стараясь не уронить мешочек.
Правила: мешочек нельзя придерживать руками; если он упал, надо поднять и продолжать движение.
Трудный переход.
Цель:развитие ходьбы и равновесия
Инвентарь: пенечки
Ход игры:Детям предлагается пройти по пенечкам (снежным бугоркам, врытым в землю на разной высоте от 20 до 30 см, расстояние между ними 10 см.
Правила: Пройти ровно и не упасть.
Бегом по горке.
Цель:развитие бега и равновесия
Инвентарь: доска
Ход игры:Вбегать и сбегать по наклонной доске (ширина 20-15 см, бревну,
земляной и снежной горке, ограниченной флажками (палочками).
Правила: Пробежать ровно и не упасть
Разойдись— неупади!
Цель: развитие ходьбы и равновесия
Инвентарь: скамья
Ход игры:Двое детей идут по скамейке навстречу друг другу (с разных сторон). Встретившись, расходятся, придерживаясь друг за друга, и продолжают движение.
Правила: Пройти ровно и не упасть.
Кто дольше не уронит.
Цель: равновесие
Инвентарь: мешочек с песком
Ход игры:Играющие стоят на полу на одной ноге, вторая нога согнута в колене. Кладут на колено мешочек с песком и стараются устоять, не теряя равновесие.
Правила: мешочки кладут по сигналу и стоят не придерживая их рукой; тот, кто уронил мешочек, выходит из игры
Совушка.
Цель: Терпение и равновесие
Ход игры:Играющие разбегаются в пределах площадки. На сигнал «ночь» останавливаются и не двигаются. В это время вылетает сова и уводит тех, кто шевелится.
Правила: останавливаться в позе, предложенной воспитателем: стоять на одном колене; на носках; образовав пары; поставив стопы на одну линию (пятку одной ноги к носку другой).
Жмурки с колокольчиком. .
Цель: Терпение и равновесие
Инвентарь: повязка и колокольчик
Ход игры:Дети встают по кругу, взявшись за руки. В центре двое водящих. Одному из них завязывают глаза — это жмурка, другому дают колокольчик. Ребенок с колокольчиком бегает внутри круга и звонит. Жмурка пытается его догнать
Правила: бегающий звонит не все время; если жмурка долго не может поймать надо сменить обоих.
Жмурки.
Цель: терпение и равновесие
Инвентарь: шнуры и повязка
Ход игры:Воспитатель назначает считалкой водящего — жмурку. Он встает на середину площадки, ограниченной шнурами. Ему завязывают, глаза и предлагают несколько раз повернуться. Все дети разбегаются, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности (дерево, пенек и др.) играющие должны предупредить жмурку словом «огонь».
Правила: не выходить за обозначенную границу; убегая отжмурки, можно приседать; чтобы жмурка не вышел за пределы площадки, его предупреждают словом «огонь».
Бой петухов.
Цель: равновесие
Ход игры: Двое детей встают в очерченный круг метр 1-1,5 м) лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Пытаются столкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.
Правила: не опускать ногу на пол; тот, кто встал на обе ноги или вышел за круг, считается проигравшим.
Донеси мешочек.
Цель: равновесие
Инвентарь:мешочек и скамья
Ход игры: 3-4 детей встают на доски или скамейку кладут на спину мешочек с песком. Ползут на четвереньках (ладонях и коленях, ступнях и ладонях) до конца скамеек. Выигрывает пришедший первым.
Правила:при ходьбе не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины, также не роняя.
Присядка.
Цель:выдержка и равновесие
Ход игры:Сесть на носок одной ноги, другую вытянуть вперед. Сделав маленький подскок, поменять ноги местами. Руки вытянуть вперед или скрестить на груди.
Правила:вначале прыгать в произвольном темпе, затем ритмично под счет.
Пройди по лестнице.
Цель: равновесие
Инвентарь: стулья и палки
Ход игры:На стулья кладутся палки на расстоянии 50 см одна от другой. Дети проходят друг за другом, перешагивая через палки.
Правила:при перешагивании не держаться за стулья; недодерживаться, не наталкиваться друг на друга, соблюдать интервалы.
Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков» Дидактическая игра «Рамка с застежками» На рамку от фотографий натянуты две планочки, на одну пришиты пуговицы, на второй сделаны разного.
Игры и упражнения для развития дыхания Консультация для педагогов Игры и упражнения для развития дыхания Каждое упражнение отрабатывается такое количество раз, сколько нужно.
Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста. Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики.
Игры и упражнения для развития речи 5–6 лет Сластенко Ольга Юрьевна Предлагаю картотеку ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 лет Найди первый звук» Цель: учиться четко.
Игры и упражнения для развития связной речи Кто лучше расскажет. Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей, развивать связную речь. Оборудование: набор сюжетных.
Игры и упражнения для развития навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Игры по сенсорике для развития сенсорных навыков у детей Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста» Консультация для родителей. Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста В раннем возрасте память ребенка развивается очень.
Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Тема:«Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Цель: Показать родителям воспитанников.
Упражнения для развития речевой активности и развития первичных навыков конструктивной деятельности Очень интересны нетрадиционные упражнения для формирования и совершенствования начальных навыков конструктивной деятельности у детей старшего.
Источник