Как развить чувство меры во всем

Чувство меры или из крайности в крайность

Моя мама с детства говорила мне, что хорошо все, что в меру. Да и многие об этом слышали. Но что значит «в меру»?
Можно это назвать умением вовремя остановиться, быть умеренным.

И на своем опыте не раз убеждаешься, что так и есть. Каждый найдет свои примеры из жизни от самых простых до серьезных жизненных ситуаций. Например, от меры в еде до меры в работе, отношениях, развлечениях, отдыхе, общении.
Давно думала на эту тему и однажды поделилась с одним психологом, показала как это выглядит в действии. Но сейчас не об этом.

Можно ли через изображение меры действительно приобрести это свойство? Возможно, да.
Но чаще всего чувство меры — это такой путь и чувство, которое необходимо тренировать, как и любое качество.

Подумайте. В чем вы проявляете крайности по отношению к себе, к работе, к людям, в отношениях, как часто мы поддаемся различным эмоциям и желаниям? В чем вам бы хотелось быть более умеренным? Выберите для себя.

В одежде чувство меры — это чувство стиля, когда все в меру: украшений и деталей одежды и аксессуаров.. Такой мерой обладала Коко Шанель, благодаря чему стала популярной. Это то, что касается стиля. И, конечно, ее недюжинная работоспособность и умеренность в еде и питье. Об этом имеют все представление.
Можно продолжить список: в сне и бодрствовании, развлечениях и т.д.

В отношениях выражается умением вовремя остановиться, если чем-то не доволен. А также это прежде всего тактичность. Вот выписка из словаря: Такт— чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к чему-либо, кому-либо, умение держать себя подобающим образом. В музыке — специфическая форма и единица музыкального метра. И т.д

Отсутствие же меры и такта, например, в семейных отношениях: когда человек пришел домой уставшим, предложить пойти ему на прогулку. Т. е. когда человек не учитывает чувства, состояние или ситуацию человека. Тоже и в деле, работе.
Но это не только восприимчивость, но и соблюдение последовательности.

Что дает чувство меры: прежде всего дисциплинирует человека, делает более собранным, целенаправленным. И как составляющая понятия, психологическая саморегуляция помогает управлять своими чувствами, состояниями в некоторой степени.

В православии же чувство меры — это целый жизненный путь, оно называется «золотым путем» или Царским путем. Это путь духовного развития человека.
Вот отрывок из книги Дмитрия Р. «Поучения и слова»:
«Итак, человеку необходимо внимательно опасаться того, чтобы не уклониться налево, то есть на прелести греховные, не уклониться и направо, то есть на излишние крайне суровые подвиги, и не прийти к гордости. Идти же нужно царским путем, то есть умеренной жизнью, умеренной добродетелью. Приличный сему пример или образ приводит святой Златоуст: «Когда бремя праведных бывает слишком тяжело, то ладья погружается; когда же оно умеренно, — плывет благополучно.
Жизнь наша поистине подобна плаванию: мир, как море; тело, как ладья; душа в теле, как пловец в ладье; дела же, как какой-либо груз. Если пуста будет ладья, то поднимется ветер, и ладья скоро опрокинется волнами. Если же она отягощена без меры, то она близка к потоплению даже и тогда, когда не будет ни ветра, ни волн; когда же поднимутся ветер и волны, она тотчас погрузится. Только по мере вложив в ладью, ты можешь плыть беспечально».»

Тоже не нужно путать «чувство меры» с полумерами, когда живешь в полсилы, спустя рукава.
Или когда человек не полностью присутствует в отношениях, да что говорить, многие не очень-то присутствуют и в собственной жизни, так тоже бывает. Как сказал А.Е. Алексейчик: «Пациент прошел курс, не приходя в сознание. Психиатр тоже. »

Можно сказать, что чувство меры – это такой способ быть не только сознательным и ответственным, но и способ жить осознанно.

Читайте также:  Дети с нарушениями эмоционально волевой сферы это овз

Также чувство меры перекликается с православным понятием: Трезвение – 1) духовное бодрствование; 2) христианская добродетель, заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни, дисциплине ума.

Это, конечно, большая тема для рассмотрения и в культуре, и в личной жизни. В каждом конкретном случае.

Но, что хотелось бы пожелать всем, так это каждому найти чувство меры в том, где вам его не хватает. Упражняться и тренироваться. Найти свой баланс, который нам так всем сейчас необходим.
И напоследок небольшое стихотворение, попробуйте его выполнить:

Свой сделай шаг наполовину,
Как будто в воздухе замри.
Почувствуй твердость изнутри.

Источник

Чувство меры для чайников

Слово “мера” не так чтобы очень распространено в нашем лексиконе. Ну какие там ассоциации: Палата мер и весов и что-то с уроков физики, грозное повеление директора “примите меры!”, может, что-нибудь из портновско-шитейной тематики: “давайте снимем мерку”. Особо эрудированные вспомнят что-нибудь из Библии про то, кому какой мерой отмерять. Однако всё не так однозначно, как кажется на первый взгляд, просто поверьте.

Те, кто по-настоящему любит и умеет готовить, часто сталкивались с таким конфузом. Рассказываешь кому-нибудь рецепт и натыкаешься на, в принципе, вполне закономерный вопрос: “А этого сколько нужно? А того?” И впадаешь в ступор. Потому что и того, и этого нужно взять столько, сколько нужно. И это зависит от большого количества факторов, но в первую очередь — от внутреннего ощущения самого процесса приготовления конкретного блюда. И ощущения этого не будет, если нет любви. К готовке, разумеется.

Или вот известнейший пример с так называемой “врождённой грамотностью”. Это когда человек вообще никаких правил не знает, а пишет, подлец, как Коля Сулима. Ну просто чувствует, что вот здесь нужно поставить запятую, а вот тут — написать вдруг “а”, а не “о”. А если напишет что-то неправильно (всякое ведь бывает!), то в глазу прям как будто колет что-то: некрасиво получилось, неправильно, срочно нужно принять меры.

Когда мне нужно всерьёз говорить о мере, я обычно начинаю с немножко антирусского анекдота о том, как русский Ваня принимал участие в конкурсе, кто больше выпьет. Там все начинали с напёрстка, пытаясь постепенно увеличивать дозу, а Ваня, наоборот, начал с самой большой тары, постепенно уменьшая: ведро, банка, стакан, рюмка… И вот остаётся один тот самый напёрсток, и все трибуны дружно скандируют “Ваня! Ваня!”, но Иван неприступен. Он отставляет напёрсток с золотыми словами: “Русский Ваня свою меру знает”. (На всякий случай поясню, что антирусский анекдот, потому что эксплуатирует стереотип, что русские много пьют, что, конечно, не соответствует действительности)

Уже можно обобщать. Мера — это край, отделяющий то, что можно (правильно, красиво, хорошо и т.д.) от того, что нельзя. Мера — это форма, описывающаяся (три раза пытался это слово правильно написать!) этими самыми краями. А поскольку весь мир постоянно движется и изменяется, то и форма эта подвижная, текучая. Но что самое интересное, сама эта подвижность и текучесть не случайна, а… правильно, закономерна — на какое хорошее слово мы вышли! И вот это “примите меры” как раз про такое движение, когда мы, выражаясь научно, одними процессами корректируем течение других процессов (как там у Хауса — когда развитие одной болезни сдерживается другой).

А теперь самое интересное. Внимательно вглядевшись в этот мир, мы, каждый со своим чувством, обнаруживаем, что он абсолютно конкретен в своих формах и их развитии. То есть, он весь состоит из мириадов мер самого разного размера и порядка. И они все накладываются друг на друга, влияют, образуют новые меры, просто голова кругом! Получается узор. Живой, невероятно сложный (сложенный), который очень легко на первый взгляд принять за хаос и бардак, но стоит чуть-чуть успокоиться, вглядеться, и вот оно, волшебство текущего момента предстаёт перед нами во всей своей красе.

Читайте также:  Если вы вдруг стали замечать что жизнь не приносит ни веселья ни радости

Моя любимая метафора такого закономерного узора — это игра Го. Всё очень просто. Есть поле-матрица, каждый из элементов которого может быть в трёх состояниях — может быть занят чёрным камнем, может белым, а может быть пустым. То, каким оказывается конкретный элемент, определённым образом влияет на возможности других элементов по всему полю изменить своё состояние. Каждый из игроков вносит свои изменения в общую для обоих матрицу, но предсказать последствия бывает не так просто: количество игровых ситуаций примерно равно количеству атомов во Вселенной. Поэтому играть только головой в эту игру не получится, нужно обязательно подключать сердце. В смысле, интуицию.

Ведь интуиция как работает. Где-то там, вне пределов нашего сознания (и очень может быть, за пределами нашей психики вообще), происходят какие-то вычисления, которые нам не под силу, а к нам уже приходит просто готовый ответ, в обход какой-либо логики. Тут сразу стоит оговориться, что вполне возможно, сам этот ответ потребует обязательной расшифровки, для чего нужны будут и логика, и эрудиция, и жизненный опыт. Это как с оракулом. Пифии, конечно, красотки, но их полубессвязный бред так и остался бы бредом, если бы не серьёзные бородатые мужики, крепко удерживающие их на своих барных стульях. Но и без пифий, как показала практика, мужики обойтись никак не могли.

Чувство меры, пожалуй, не просто интуиция, а интуиция extra virgin (уже без всякой отсылки к пифиям). Это не чьи-нибудь голоса, которые мы можем ненароком поймать в свои локаторы, это дыхание самого Узора, который течёт и изменяется в соответствии с ходами всех, у кого есть возможность делать ходы (а это не только игроки, но и самые разные боты, которых, поверьте, гораздо больше, чем вы можете себе представить). И у этого Узора, несмотря на астрономическую вариативность, всегда есть абсолютно закономерное развитие. Даже если в некоторые моменты происходит настоящее чудо, задним числом мы всегда сможем понять его механизм (но не факт, что сможем воспроизвести).

И когда легендарный скульптор (в смысле, герой легенды) говорил, что он просто берёт кусок мрамора и отсекает всё лишнее, он говорил нам про чувство меры. Потому что именно оно позволяет нам прочувствовать, что лишнее, а что нет. Когда музыкант-импровизатор, повинуясь своим чувствам, замолкает, чтобы дать музыке необходимое дыхание, но повинуется чувству меры. Когда кулинар красивым движением плещет каплю уксуса в соус, его ведёт то же самое чувство. Именно чувство, не знание, не рецептура, не традиции предков.

Напоследок ещё одно выражение чувства меры в нашей и без того непростой жизни. Когда-то, под занавес Советского Союза, тандем русских психологов-философов придумали любопытную концепцию природы таланта. Один из главных постулатов там такой: талант есть норма. Как раз не только в том смысле, что быть талантливым нормально для любого человека (хотя это, безусловно, так), но и в том, что талант как раз и обусловлен тем самым чувством меры, чувством нормы. Талант интуитивно чувствует, что нужно, для того чтобы “процесс пошёл”. И да, не будет делать ничего, пока этих условий нет (вечная истина — писатель отличается от графомана тем, что может не писать).

Так вот, для того, чтобы каждый мог проверить, насколько он талантлив, эти два хороших человека придумали любопытное испытание. Вы вполне можете его повторить. Для этого найдите свободное и ровное пространство, на котором вам нужно отметить ровно 7 метров. Это будет вашей мерой. Встаньте носками на одну черту и пройдите своей свободной походкой ровно эти семь метров так, чтобы в конце встать носками на вторую черту. Не считайте шаги, это вас только отвлечёт от кинетической мелодии вашего тела. Последний шаг наверняка будет неполным, но что ж поделать — какой есть. А теперь постарайтесь пройти ровно те же 7 метров, но с закрытыми глазами. Не получилось с первого раза? Не беда. У вас есть 10 попыток. Каждый результат необходимо записать, а потом желательно построить график, где взять результаты по модулю (то есть, неважно, недошли вы 10 сантиметров или перешли — на графике вы всё равно ставите точку на отметке 10). Идеально будет, если все ваши попытки попадут в зону 15 см от ровного результата. Но самое главное, чтобы ваш график представлял собой постепенное приближение к нулю. Это и будет свидетельством того, что в вас есть механизм, способный регулироваться, подстраиваться под ту меру, что вы ему задаёте.

Читайте также:  Как понять какого ты темперамента

И опыт этот ещё раз наглядно показывает, что одно из главных наших качеств — отмерять наши действия в соответствии с той объективно существующей нормой, которая досталась нам просто по факту того, что мы живём в этом мире и являемся частью этого узора, переливающегося и пульсирующего вечно. Берегите это чувство, без него и все остальные быстро притупятся.

Источник

Как развить чувство меры во всем

Как на счёт этого?
Вы согласитесь с тем, что мы воспринимаем мир с помощью пяти органов чувств. Мы мир видим, слышим, трогаем, нюхаем и пробуем на вкус. Вся эта информация в форме эклектических импульсов поступает в наш мозг, где сложным образом перерабатываясь, превращается в визуальные, аудиальные, кинестетические образы, эмоции, ощущения и т.д. из которых складывается наш субъективный опыт — внутренняя карта внешнего мира.

Именно это и есть тот мир, который мы на самом деле воспринимаем! Внешний мир для нас такой, какова его внутренняя карта! Не плохо звучит!

Вы также согласитесь с тем, что способность нашего восприятия мира ограничена возможностями наших сенсорных систем.

Так, человеческий глаз не способен воспринимать свет только определенной волны. Поэтому ультрафиолетового и инфракрасного излучения мы не видим, но они есть. Наше ухо способно воспринимать звуки только определенной волны. Поэтому ультразвук мы не слышим, а он есть. Во все время находимся в потоке молекул воздуха, которые воздействуют на наше тело, но мы этого не чувствуем, т.к. это ниже порога нашей чувствительности.

Другими словами, мир представляет собой бесконечное разнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но мы способны воспринимать лишь очень малую часть этого разнообразия. Но это еще не все!

Даже та часть, которую мы воспринимаем, фильтруется нашим уникальным опытом, культурой, языком, убеждениями, ценностями, интересами и предположениями.

Каждый из нас живет в уникальной реальности, построенной из своих сенсорных впечатлений и индивидуального опыта жизни, и мы действуем, опираясь на то, что мы воспринимаем — на нашу модель мира.

И теперь, я думаю, вы готовы согласиться, что карта мира, которую мы имеем в своей голове – это не есть реальный мир, в котором мы живем. Это лишь его карта. Довольно упрощенная и ограниченная.

И если вы с этим согласны – тогда важно сделать еще один шаг! Очень важный шаг! Тогда

Нет реального мира для каждого конкретного человека!

А есть пять миллиардов карт этого мира, ни одна из которых не является верной.

Поэтому сказать, что у меня есть правильное решение, мое поведение является реалистичным, или я мыслю объективно – это тоже самое, что сказать – у меня есть правильная карта мира, а у тебя нет.

Если это принять, то тогда приходит понимание, что у каждого своя правильность, разумность, реальность. И то, что правильно для одного, может быть совершенно неправильно и неразумно для другого.

И что, если мы хотим понять другого человека, то для этого нужно принять его карту мира, такой, какой она есть, а не такой, какой мы хотим ее воспринимать. «В чужую избу со своим уставом не лезут…».

Источник

Оцените статью