Как разговаривать с ребенком эмоции

Как говорить с ребёнком о чувствах?

Зачем его расстраивать?

— Да он всё равно ничего не понимает, зачем ему объяснять?

— Нет, я никогда не плачу при ребёнке, не хочу его пугать или расстраивать.

— Мы выясняем отношения только когда ребёнок спит, ребёнок не видит, когда мы ссоримся.

— Мы не говорим ему, что развелись, мы просто сказали, что папа в командировке.

Хочется начать с того, что большую часть первого и фундаментального опыта того, что такое жизнь, кто такой я, как взаимодействовать с окружающим миром и людьми, дети перенимают тогда, когда они ещё толком не могут даже говорить. Обучение в большей степени происходит путём примера или подражания взрослым, путём переживания опыта. Но и тогда, когда они могут понять ваши объяснения словами, семья является первым и главным источником этих представлений о себе и мире вокруг.

Основной принцип воспитания на мой взгляд заключается в пословице:

«Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя!»

Эмоции — важная часть нашей жизни. Понимание собственных эмоций и эмоций других людей — незаменимое качество при взаимодействии с ними, а также при понимании своих собственных желаний и мотивов.

Развитие и формирование эмоциональной компетентности или эмоционального интеллекта начинается с первых дней жизни малыша.

Если сравнить этот процесс с процессом развития речи ребёнка, то легко можно понять, что научить ребёнка разбираться и управляться с эмоциями можно таким же способом, как научить его говорить. Проще говоря, ему нужно видеть, как его родители переживают эти эмоции, выражают их, а также помогают ему изучать свой собственный эмоциональный мир.

От того, как вы сами будете управляться со своими переживаниями, будет зависеть, как будет управляться с ними ваш ребёнок. Причём речь идёт не только о том, как он будет выражать радость, любовь, нежность, но и страх, злость, растерянность.

Некоторые семьи придерживаются идеи «эмоциональной стерильности», которая заключается в том, что детей всячески стараются ограждать от таких переживаний, как грусть, сожаление, печаль, страх, гнев, обида, скорбь, разочарование. Как будто бы существует срок, на протяжении которого детям не стоит знать об этой части жизни, реальности.

«Он ещё ничего не понимает, наверное он даже не заметил, что папы нет дома дольше обычного».

Зачастую, это происходит оттого, что родители и сами не знают, как управиться со своим собственным страхом, гневом или досадой. Они могут пугаться таких непростых и интенсивных переживаний и не знать, как говорить об этих чувствах с ребёнком, как «побыть» с ним в этих чувствах.

Между тем, значительная часть событий и ситуаций вокруг вашего ребёнка будет вызывать в нём эти переживания. Только вот что с ними делать, такой ребёнок знать не будет, или научится тому, что испытывать такие чувства «нельзя», «плохо», «стыдно».

Я часто привожу родителям в пример метафору о том, что попытки излишней стерильности вокруг ребёнка — это не всегда хорошо. Вы вытираете пыль каждый день и пылесосите дважды в день, пытаясь создать вокруг ребёнка безопасную среду. Но часто именно это становится причиной того, что организм ребёнка оказывается не готов к столкновению с реальной жизнью, жизнью, в которой есть пыль, микробы и.т.п. Организм ребёнка должен учиться распознавать их и сопротивляться им. В искусственно стерильной среде это невозможно.

Точно так же и с эмоциональным здоровьем.

Расстраиваться и грустить, чувствовать растерянность, злиться, просить и оказывать поддержку — это нормально. Точно также, как радоваться, чувствовать нежность, трепет, восхищение.

Конечно, ваш ребёнок столкнётся с разочарованиями, болью, сомнениями и страхами. Но вы не можете оградить его от этого, вы только можете быть с ним в этих переживаниях, учить его понимать их и справляться с ними, получая опыт.

Испытывать чувство и выражать чувство — это не одно и то же. Выражая свои эмоции — вы также демонстрируете своему ребёнку «что делать, если я рассержен, обижен, расстроен».

Если вы сами сдерживаете свою злость и раздражение, и, взрываясь, бьёте посуду или наказываете своего ребёнка физически — вы даёте ему урок того, как ему следует поступать, если он в ярости, а кто-то другой не делает то, что ему хочется.

Часто такие родители жалуются на то, что их ребёнок дерётся.

Хотя конструктивный способ выражения своей злости был бы: «Я злюсь, мне не нравится, когда ты так поступаешь. Давай договоримся…»

Если вы скрываете свои слёзы, возможно, вы даёте знать ребёнку, что плакать — это нехорошо, или даже стыдно. Или вы таким образом передаёте ему идею о том, что «никого не стоит огорчать своими трудностями и переживаниями».

Выражая свои собственные чувства, вы учите ребёнка тому, как ему поступать с чувствами внутри него.

Читайте также:  То чувство когда узнаешь что это парень

Кто-то из коллег рассказал мне историю (уже не помню, вымышленную или случай из практики), когда родители, опасаясь расстроить сына, незаметно покупали ему нового похожего хомячка каждый раз, когда хомячок умирал.

Если вам кажется, что, скрывая от ребёнка развод, вы бережёте его чувства, знайте, что это не так. Дети настолько чувствительны к переменам вокруг них: чем они младше, тем больше. И отсутствие ясности, невозможность поговорить о своих переживаниях рождает чувство тревоги и напряжения, на которые часто дети реагируют соматически.

Полуторогодовалая дочь моей подруги подходила и обнимала маму, жалела её, когда она плакала. Ведь она ниоткуда не могла это узнать. Она это видела, она это пережила. Поэтому она запомнила, что когда кто-то плачет, этого не следует пугаться, не следует делать вид, что ты не замечаешь слёз, а нужно выразить поддержку, пожалеть, обнять. Возможно ли объяснить это полуторогодовалому ребёнку? Конечно, нет, можно только показать пример.

Не пугайтесь выражать и демонстрировать свои переживания, называйте чувства словами, объясняйте ребёнку, что происходит с вами: «Я плачу, потому что мне грустно». Также рассказывайте ребёнку, что происходит с его переживаниями: «Ты расстроился, конечно, неприятно, когда… я бы тоже расстроилась на твоём месте».

Есть ситуации, которые однозначно будут травмой для ребёнка, вызовут в нём сильные чувства, такие, например, как развод. И ничего нельзя сделать, чтобы он не грустил, не расстраивался первое время и не скучал по одному из родителей. Такого способа не существует. Более того, ему даже нужно погрустить, порасстраиваться, поплакать, наверняка даже позлиться, почувствовать отчаяние, для того, чтобы пережить эту утрату и принять её. Ребёнка важно понять, что именно поменяется в отношениях между родителями и в его собственных отношениях с каждым из них. И конечно, хорошо, если вы позволите ему всё это чувствовать, выражать, найдёте возможность его в этом поддерживать.

Вам не нужно специально учить ребёнка говорить, в основном, он будет учиться говорить, подражая вам. Но если вы в раннем детстве не показали своему ребёнку, что такое язык эмоций, то ему придётся учиться этому в более зрелом возрасте, как неизвестному ранее иностранному языку. А учиться языку, если ты хочешь говорить на нём, как на родном, лучше всё-таки с самого раннего детства.

Источник

Почему важно говорить с ребенком об эмоциях и как это делать?

Добрый день, дорогие родители. Человек не может жить и функционировать в обществе без эмоций. Рассматривая эмоции в контексте воспитания, важно понять, как научить детей выражать свои чувства их приемлемым образом, как контролировать их, как делиться ими с окружающими людьми.

Часто родители не акцентируют внимание на том, что в отношениях с детьми тоже присутствуют эмоции и это оказывает наибольшее влияние на формирование личности, характера, навыков управления чувствами.

Именно поэтому, необходимо осознавать важно эмоционального воспитания, чтобы привить ребенку здоровые привычки и максимально развить навыки управления чувствами. Разберем тему эмоций в воспитании детей детально.

Чем являются наши эмоции?

Эмоции выполняют функцию информаторов. Они первыми выдают реакцию на различные события в жизни, позволяют нам переживать удовлетворение от жизни, наслаждаться моментом, окрашивают наши достижения в радость и счастье, помогают взаимодействовать с людьми. Эмоции сигнализируют об опасности, они призваны защищать нас.

Эмоции, сами по себе, не являются негативными или позитивными, ведь все они необходимы и каждая играет свою роль.

Печаль, радость, гнев – это признаки того, как наш разум реагирует на различные жизненные ситуации. Эмоции можно подавить, игнорировать или же высвободить. Но, самое здоровое решение – прожить их, умело управляя их последствиями.

Почему важно говорить об эмоциях с детьми?

Разговоры об эмоциях и особенностях управления ними – важная составляющая гармоничного развития ребенка. Кроме этого, разговоры такого характера способствуют лучшему взаимопониманию между детьми и родителями, улучшают их коммуникацию и выводят взаимоотношения на более высокий уровень.

Благодаря этому дети учатся свободно выражать свои потребности и желания, укрепляются доверительные взаимоотношения и углубляется самопознание.

Беседы на тему управления эмоциями с детьми дополнительно служат основанием для развития правильных поведенческих реакций и привычек, позволяют стабилизировать психологическое развитие ребенка.

Дети рождаются с огромным потенциалом, как интеллектуальным, так и психологическим. Однако, сила характера, воли и успех, во многом зависят не от умственных способностей, а от уровня эмоционального интеллекта. Поэтому, важно с раннего возраста прикладывать усилия для его развития.

Почему важно говорить с ребенком об эмоциях и как это делать? Еще одна причина, почему важно научить ребенка управлять эмоциями, осознавать и понимать их – социальное развитие.

Без эффективного эмоционального развития в процессе социализации на разных этапах могут возникнуть определенные трудности и проблемы, что, несомненно, приведет к ухудшению взаимоотношений со сверстниками, наставниками и учителями.

Читайте также:  Чувство что кровь горячая

И самое главное – разговоры об эмоциях, личный пример родителей, развитие навыков управления чувствами – все это дети могут получить только дома, в семье. Нигде больше в государственной системе образования не предусмотрено подобных занятий!

Как разговаривать с детьми об эмоциях?

На самом деле, нет ничего сложного в разговорах об эмоциях с детьми. Для обсуждения таких тем не нужно выбирать специальное время или как-то предварительно готовиться – важно просто сохранять гибкость и действовать по ситуации. Почему важно говорить с ребенком об эмоциях и как это делать?

Рассмотрим 5 базовых советов, которые помогут выстроить обучение управлению эмоциями в здоровом ключе, а также сделают эффективными ваше общение с ребенком на эту тему.

  • Когда ребенок испытывает эмоции в процессе любой деятельности – называйте их, помогая осознавать и идентифицировать каждое чувство. Когда ребенок будет знать, как называются его чувства, ему будет проще выражать их, называть, высвобождать.
  • Обязательно говорите ребенку о своих чувствах – это поможет ему на наглядном примере увидеть, как вы переживаете эмоции, как осознаете и высвобождаете их. Кроме этого, разговоры об эмоциях в таком ключе позволяют установить близкие взаимоотношения.
  • Не наказывайте ребенка за эмоции, не пытайтесь их остановить или запретить переживать их. Чувствам нужен выход – когда детей заставляют подавлять гнев, раздражение, отчаяние, они учатся игнорировать себя, свои чувства, желания и потребности.
  • Придумывайте тематические игры, где каждый участник может изображать эмоцию и показывать ее характер. Это не только весело, но и полезно для развития эмоционального интеллекта для детей.
  • Поощряйте детей говорить об эмоциях не только с вами, но и за пределами дома со сверстниками. Благодаря этому они научатся выражать правильно свои чувства, что поможет устанавливать здоровые границы в отношениях со сверстниками и смогут легко разрешать различные конфликтные ситуации.

Помните о том, что именно родителями закладывается основа характера ребенка и его эмоциональных особенностей .

Создайте свободную атмосферу, подарите чувство безусловного принятия и безопасности – в таких условиях сможет развиваться и формироваться здоровая, сознательная личность и крепкий характер!

Источник

5 способов научить ребёнка управлять эмоциями

Понимать себя и других, учиться с удовольствием, дружить и строить доверительные отношения — это лишь неполный список того, для чего нужен высокий эмоциональный интеллект. Заняться его развитием лучше уже в детстве, когда психика и мозг пластичны, а обучаемость на высоте. Вместе с психологом и специалистом по развитию эмоционального интеллекта Мариной Катеевой мы разобрались, как родители могут помочь в этом ребёнку.

1. Научитесь понимать собственные эмоции

В нашей культуре не принято делиться чувствами и переживаниями, проговаривать всё с близкими, что является частой причиной недопонимания и сложностей в отношениях. Чтобы помочь ребёнку в будущем строить более счастливые отношения, надо начать с себя. Первый шаг — завести привычку прислушиваться к себе, к своим чувствам и определять их. Что там, внутри, происходит? Как это можно назвать?

Очень важно отличать одно эмоциональное состояние от другого, понимать, как меняется настроение в течение дня, быть своего рода наблюдателем, подмечая и осознавая причины тех или иных эмоциональных реакций.

Следующий шаг — давать чувствам названия. Хорошо, если в вашем словаре много слов, обозначающих эмоциональные состояния, но если вы не можете найти подходящее слово — подберите метафору или придумайте своё название, как в стихотворении Виктора Лунина «У папы настроение зазавтракомчитальное, у мамы настроение напапуобижальное…».

К счастью, сегодня совсем не обязательно пользоваться старомодным «Дорогой дневник», чтобы отслеживать свои состояния. Самый простой способ — поставить в телефоне напоминания на каждые два часа и по напоминанию уделять буквально пять минут осознанию эмоций. Что происходит? Что я чувствую? Чем вызвано моё состояние? Есть множество приложений, которые сами будут присылать уведомления, задавать наводящие вопросы и помогать рефлексировать.

  • Zenify — сборник упражнений, которые помогут развить осознанность. Настраиваете расписание, как часто приложению нужно напоминать о себе, и выполняете простые, но очень полезные задания. Например, послушать короткий музыкальный отрывок и проанализировать, какие чувства он вызывает.
  • Jour — электронный ежедневник с запасом наводящих вопросов. Можно просто регулярно вести его, настроить уведомления, выполнять разработанные психологами задания по самоанализу и рефлексии.
  • Stoic — умный дневник. Он не просто напоминает, что настало время написать пару строк о собственном самочувствии, но и предлагает несколько тем. Со временем программа учится, анализирует настроение и привычки пользователя, на основе чего выдаёт статистику и предлагает персонализированные вопросы.

Ловушка классического дневника — люди пишут в него только в определённом настроении. В итоге могут получиться очень монотонные записи, как будто мы всегда в одном состоянии. Когда человек в гневе сжимает кулаки или стискивает зубы, вряд ли он задумается о том, что чувствует, и побежит записывать это в дневник. А вот зазвонил телефон — и сразу напомнил: что же это такое с вами происходит?

Читайте также:  Как очень быстро поднять настроение

2. Говорите о своих чувствах (это совсем не страшно)

Итак, вы умеете определять свои эмоции, у вас богатый «эмоциональный» словарь. Но как их выразить? А если эмоция не очень (или очень) неприятная? Стоит ли? Стоит, потому что эмоция всё равно проявится в ваших действиях, словах, реакциях и любая попытка скрыть её даст ребёнку лишний повод сомневаться в своей способности понимать и чувствовать другого, а также доверять своим чувствам. И не стоит имитировать чувства и эмоции, которых нет. Лукавство будет разоблачено.

Типичная ситуация: ребёнок приходит из школы, а родители расспрашивают, как дела, потому что надо спросить. А действительно ли им это интересно? А хочет ли об этом говорить ребёнок? Когда мы упускаем из виду эмоциональную составляющую, получается не очень приятная ситуация. Дети сразу чувствуют двойное дно: вроде и спрашивает, но как-то безлично, как будто и дела-то никакого нет до этих школьных дел. В таком случае ребёнок бросит «Всё норм» и уйдёт к себе в комнату.

Гораздо лучше говорить искренне:

  • «Вот ты пришёл из школы такой румяный, взъерошенный, мне очень любопытно, что у тебя произошло за день».
  • «Вижу, ты серьёзно чем-то озадачен. Меня тревожит твоё состояние. Не хочешь рассказать, что случилось?»
  • «Слушай, ты такой вдохновлённый сегодня! Не могу удержаться от вопроса: что же такого было в школе?»

Если же по какой-то причине вы не готовы к разговору — так бывает, честнее сказать об этом и отложить все вопросы на потом. «Вань, я вижу, ты хочешь со мной поделиться, но у меня сейчас такое состояние (я возбуждён, подавлен, озадачен и так далее), что вряд ли я могу быть хорошим собеседником. Давай поговорим через пару часиков». Сказать ребёнку о себе, о своих чувствах — это очень важно, через это он учится быть внимательным к эмоциональному состоянию другого, а ещё говорить о чувствах.

3. Минимизируйте оценочные суждения

Поводов для беспокойства и у взрослых, и у детей сегодня предостаточно, но главный стрессовый фактор — это, пожалуй, внешняя оценка, с которой можно столкнуться где угодно. И речь не только о негативе. Даже кажущиеся положительными «Молодец» или «Какой ты у меня умничка» только усугубляют ситуацию, поскольку формируют зависимость. Каждый раз, когда ребёнок будет что-то делать, он будет в напряжении в ожидании этой оценки.

Конечно, мы не можем полностью освободиться от этого. Зато в наших силах сформировать у ребёнка понимание, что любое суждение — это субъективное мнение другого человека. У каждого своё видение, своё восприятие мира и окружающих.

Важно, чтобы у ребёнка по всем вопросам была собственная позиция: так он будет меньше зависеть от других людей

Роль родителей здесь — задавать наводящие и уточняющие вопросы, не говорить догмами, давать возможность порассуждать.

Совсем не обязательно во всём соглашаться с ребёнком. У вас другое мнение? Так и говорите! «Знаешь, я услышал твою точку зрения, но я так не думаю. У меня вот такие аргументы…» Но при этом не давить и не настаивать, просто делиться позицией.

4. Помогайте ребёнку справляться с сильными эмоциями

О дыхательных упражнениях и других тактиках управления эмоциями обычно говорят в контексте сильного волнения, страха и других негативных переживаний. Но и с интенсивной радостью важно уметь справляться. Например, у ребёнка день рождения. Утром он получил от родителей подарок, о котором долго мечтал, потом одноклассники должны поздравить, а вечером всей семьёй — в пиццерию. Ну и как же тут усидеть смирно на уроке математики? Его переполняют эмоции. Как и в ситуации сильного гнева, в нём есть море энергии, которую важно направить в конструктивное русло.

Сесть и подышать, посчитать до трёх — методики, проверенные временем. Они работают. Чтобы найти применение переполняющей энергии, можно пробежаться, выкинуть мусор, поотжиматься. Физическая активность — это отличный выход.

5. Рисуйте, танцуйте, пойте, пишите и играйте вместе с ребёнком

Эмоции дают творчеству энергию, служат своеобразным топливом и вдохновением. А творчество, в свою очередь, развивает эмоциональный интеллект, так как заставляет искать и находить адекватные выразительные средства, благодаря чему мы в итоге понимаем без слов язык искусства.

В книге «Творческая связь» американский психолог Натали Роджерс подробно описывает, как экспрессивные искусства не только помогают развить эмоциональный интеллект, но и лучше понять себя. Она содержит множество упражнений и практических советов, которые будут полезны как педагогам, так и родителям.

Творчество — мощный инструмент самовыражения, и его можно здорово использовать с детьми. Иногда гораздо проще описать эмоциональное состояние не словами, а какими-то другими выразительными средствами. Например, нарисовать, а потом обсудить, объяснить, что значат эти цвета, эти формы и так далее. Таким же образом можно и подвигаться, спеть, станцевать. Все средства хороши, главное — быть внимательными к чувствам своим и того, кто рядом.

Иллюстрации: Shutterstock (Natasha_Chetkova)

Источник

Оцените статью