- Как связаны между собой чувственное и рациональное познания
- Формы познания: классификация, примеры, описание
- Что такое познание?
- Формы познания
- 1. Чувственное познание
- 2. Рациональное познание
- Соотношение чувственного и рационального познания
- Виды познания
- Методы познания
- Заключение
- Процесс познания человеком мира
- Содержание:
- ↑ Понятие «познание».
- ↑ Процесс познания
- ↑ Эмпирический уровень познания
- ↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)
- ↑ Интуиция
Как связаны между собой чувственное и рациональное познания
Чувственное и рациональное познания составляют стороны, моменты единого процесса познания, они взаимопроникают, они неразрывно переплетаются друг с другом.
Чувственное познание отражает конкретный объект с внешней поверхностной стороны, но при всей своей конкретности оно уже содержит в себе элементы обобщения.
Чтобы описать яблоко – круглое, гладкое, сладкое у человека должны быть понятия круглое, гладкое, сладкое. И такой элемент обобщения характерен для всех трех элементов познания.
Чувственное познание является предпосылкой к переходу к познанию рациональному.
Обращаясь к рациональному познанию в нем обязательно есть момент чувственного познания .
Без чувственного познания рациональное познание будет попросту лишено объективного содержания, у него не будет связи с внешним миром.
К этому надо добавить, что рациональное познание так же ориентирует и обуславливает познание чувственное.
Если на чувственное и рациональное познание посмотреть с исторической точки зрения, то надо признать первичность чувственного познания, именно оно ориентировало и обеспечивало жизнедеятельность древних людей на протяжении многих веков.
Но если на чувственное и рациональное познание смотреть с современных позиций, то надо констатировать, что чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным и вместе они составляют общий единый процесс познания.
Существует в условии философии такие гносеологические течения, которые абсолютизируют одну из сторон познания.
Сенсуализм – это гносеологическое течение, которое абсолютизируют роль чувственного познания и стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. К этому течению относятся: Эпикун, Протогор, Бэрдли, Юнг, Гобс, Лок, Гельвеций, Дидро.
Рационализм – течение, которое абсолютизирует роль рационального познания и стремится вывести все содержание познания из разума и абстрактного познания. К ним относятся: Гегель, Лейбниц, Спиноза, Де Карт.
Познание – это процесс, в котором в неразрывной связи находятся чувственное и рациональное познание, но в этот же процесс включены и многие элементы психики.
Еще в познавательной деятельности задействованы эмоциональная, волевая сфера сознания со сем предпосылочным знанием.
Источник
Формы познания: классификация, примеры, описание
Приветствую Вас, друзья!
Познание – это сложный когнитивный процесс, которому мы обязаны всеми достижениями человеческой цивилизации. Это удивительное природное явление интересовало древних мудрецов ещё до появления философии. И сегодня оно является предметом изучения гносеологии, когнитивной психологии и многих других наук. В этой статье мы сосредоточим внимание на формах познания, но чтобы Вам было проще с ними разобраться, давайте сперва кратко рассмотрим, что такое познание. Итак,
Что такое познание?
Познание – это совокупность процессов и методов получения знаний об окружающем мире. Это обширное понятие, охватывающее и естественное стремление найти рациональное объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приёмы получения и накопления знаний. Людям свойственно стремление объяснить каждое явление окружающего мира, и именно это стремление считается главным фактором возникновения и развития человеческой цивилизации.
Познание имеет сложную структуру, при этом фундаментальными для него являются пять основных структурных элементов:
- Субъект. Это тот, кто получает знание, прикладывая к этому определённые усилия. Любой человек, читающий книгу или статью в интернете, проводящий экспериментальные наблюдения или выполняющий теоретические расчёты, является в этот момент субъектом познания.
- Объект. Это то, на что направлена познавательная деятельность. К примеру, для читателей данной статьи объектом познания является само познание как понятие и явление.
- Мотив.Это фактор, вызывающий тягу к знанию, например, интерес. Мотив может быть практическим (желание получить высшее образование и обеспечить себе карьерные перспективы) или теоретическим (получение удовольствия непосредственно от процесса познания). Теоретическими мотивами человек руководствуется, например, читая статью о теории струн или строении вселенной. Этот процесс приносит удовольствие от познания, хоть и не даёт знаний, обладающих практической ценностью.
- Цель. Не следует путать цель и мотив. Целью познания является получение полных, точных и достоверных знаний о познаваемом объекте.
- Результат. Результатом познания является само знание. Стоит отметить, что результат иногда достигается даже без намеренного ведения познавательной деятельности. К примеру, ребёнок получает знания, когда впервые падает и расшибает колено, когда впервые обжигается, ранит палец или загоняет занозу. Он определенно не стремится к получению такого опыта, но знания он получает.
Формы познания
Существует две основных формы познания: чувственное (то есть, основанное на чувствах и ощущениях) и рациональное (основанное на мышлении). Рассмотрим каждую форму подробно.
1. Чувственное познание
Основными механизмами данной формы познания являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. При этом само чувственное познание имеет три уровня:
- Ощущение. Это процесс, происходящий в органах чувств под влиянием внешнего воздействия и позволяющий понимать определенные свойства познаваемого объекта или явления (форма, цвет, вкус, температура и прочее).
- Восприятие. Это интерпретация чувственных данных (ощущений), представляющая собой целостный образ предмета, процесса или явления.
- Представление. Это воспроизведённый образ предмета, процесса или явления, сформированный в воображении на основании имеющегося опыта и сохранившийся в памяти. Для возникновения представления не требуется воздействие на органы чувств в текущий момент времени.
Чувственное познание субъективно и не отличается высокой точностью. И всё же именно оно лежит в основе всех когнитивных процессов человека. Разновидностью чувственного познания является также интуиция. Это явление заключается в том, что человек приходит к определенным умозаключениям на основании некоего внутреннего самоощущения. При этом он руководствуется не логикой и осмысленными рассуждениями, а исключительно чувствами и предчувствиями. Как и другие формы чувственного познания, интуиция очень субъективна.
При чувственном познании знание получается непосредственно от органов чувств и без дополнительной обработки может быть неточным или неполным. К примеру, если в стакане воды находится ложка, из-за преломления она выглядит изогнутой. Поэтому для точного понимания её формы образ, полученный через чувственное восприятие, должен подвергаться рациональному осмыслению.
2. Рациональное познание
Познание, построенное на последовательном рассуждении с соблюдением законов логики, называется рациональным. Оно осуществляется разумом, а не органами чувств (поэтому и своё название оно получило от латинского слова ratio, которое переводится как «разум» или «рассудок»). При этом используются такие методы как сравнение, измерение, уподобление и обобщение. Принято считать, что рациональное познание присуще только человеку, тогда как животные опираются исключительно на чувственное.
Формы рационального познания:
- Понятие. Это логически оформленная идея или мысль, определяющая объект, явление или свойство.
- Суждение. Это мысль, утверждающая или отрицающая определенные факты (например, наличие свойств у предмета).
- Умозаключение. Это суждение, сформированное на основании нескольких других суждений и несущее при этом новую информацию.
Рассмотрим несложный пример. «Человек» и «животное» – это понятия, определяющие конкретные объекты (или классы объектов), но не задающие их свойств. Такое свойство как потребность в пище также является понятием. Суждениями являются утверждения «Все животные нуждаются в пище» и «Человек – это животное». Из этих двух суждений можно вывести следующее умозаключение: «Человек нуждается в пище».
Существует три вида умозаключений:
- Индуктивное. Это умозаключение, которое строится по принципу «От частного к общему» (если некий признак присутствует у одного объекта, значит, он должен присутствовать и у всей группы).
- Дедуктивное. Это умозаключение по принципу «От общего к частному» (если признак присутствует у всей группы, он должен присутствовать и у отдельно взятого объекта).
- Трансдуктивное. Это перенос свойства от одного объекта к другому (или от одной группы к другой). Такие умозаключения свойственны детям, которые часто переносят свой скромный жизненный опыт на новые предметы, ожидая увидеть у них привычные свойства (например, если котёнок любит играть, то и кролик тоже должен любить).
Очевидно, что из перечисленных видов умозаключений только дедуктивный метод может гарантировано приводить к правильным выводам. При этом индуктивный и трансдуктивный подходы являются основными источниками логических ошибок. Таким образом, рациональное познание не всегда приводит к получению достоверных знаний.
Рациональному познанию свойственны следующие особенности:
- оно основывается на результатах чувственного познания;
- оно использует абстрактные и обобщенные образы;
- оно использует известные закономерности, связи и отношения.
Соотношение чувственного и рационального познания
В философии существует два противоположных взгляда на то, как соотносятся между собой чувственное и рациональное познания:
- Эмпиризм. Данный подход основывается на утверждении, что единственным источником знаний является чувственное познание.
- Рационализм. Этот подход основывается на утверждении, что достоверные знания могут быть получены только путём рациональных рассуждений с соблюдением законов логики.
Каждый из этих подходов является крайностью, и в действительности обе формы познания тесно взаимосвязаны между собой. Без чувственного познания человек не может получать информацию извне, а без рационального невозможно определить достоверность полученных знаний. В современных науках присутствует большое количество абстрактных понятий, не имеющих аналогов в материальном мире, и все же для их понимания необходимо наличие образов, сформировавшихся благодаря чувственному познанию.
Виды познания
В современной философии выделяют 6 видов познания:
- Философское познание. Это нахождение объяснений различным явлениям окружающего мира посредством рассуждения.
- Научное познание. Это получение и систематизация достоверных знаний с применением доказательного подхода.
- Творческое (художественное) познание. Это познание окружающего мира через художественные образы. Творческое познание не ставит перед собой задачу обеспечивать достоверность знаний.
- Религиозное познание. Это привитие абсолютизированных идеалов, ценностей, моральных и нравственных принципов, которые должны приниматься как данность – без аргументов и доказательств.
- Мифологическое познание. Такой вид познания был актуален, когда человечеству было мало известно о законах природы. Тогда любые явления объяснялись действиями неких высших сил.
- Самопознание. Это осмысление самого себя, понимание своих психических и физических особенностей, поиск своего места в социуме. Данный процесс длится непрерывно в течение всей жизни.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы (или два уровня): эмпирические (построенные на непосредственном наблюдении неких явлений) и теоретические (основанные на анализе уже имеющейся информации и рациональных рассуждениях).
Эмпирические методы:
- наблюдение – изучение объекта в его естественной среде без какого-либо влияния на происходящие процессы;
- измерение – получение численных характеристик наблюдаемого объекта путём сопоставления его свойств с эталонными значениями;
- эксперимент – намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;
- сравнение – сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов, которые уже были изучены ранее.
Теоретические методы:
- анализ – деление объекта на составляющие и подробное изучение;
- синтез – воссоздание целостной картины из отдельных деталей;
- сравнение – сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств;
- классификация – объединение изучаемых объектов в группы на основании наличия одинаковых свойств;
- конкретизация – более глубокое изучение определенных свойств;
- абстрагирование – изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других);
- систематизация – объединение накопленных знаний в систему, в которой четко прослеживаются взаимосвязи и закономерности;
- индукция – умозаключения, направленные от частного к общему;
- дедукция – умозаключения, направленные от общего к частному;
- идеализация – создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
- моделирование – создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.
Заключение
Познание – это сложное явление, которое было одним из важнейших объектов изучения в философии на протяжении всего её существования. Сегодня разные аспекты познания изучаются такими науками как когнитивная психология, науковедение, социология знания, научная методология и множеством других научных дисциплин. Увы, изучение данного понятия не входит в школьную программу. Но можно с уверенностью сказать, что понимание сути познания, его форм, видов и методов очень полезно для любого человека, сохраняющего интерес к знаниям, саморазвитию и самоактуализации.
Источник
Процесс познания человеком мира
Содержание:
↑ Понятие «познание».
Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.
По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:
Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).
Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).
Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).
Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).
Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).
↑ Процесс познания
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.
Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)
Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)
Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков
Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
↑ Эмпирический уровень познания
Эмпирический уровень познания (чувственное познание) — начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:
- они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
- они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;
- без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;
- они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.
Формы чувственного познания:
1) Ощущение — это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.
2) Восприятие — это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.
3) Представление — это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.
Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.
↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)
Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Теоретический уровень познания (рациональное познание) — это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.
Формы рационального познания:
1) Понятие — это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.
Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие — это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.
2) Суждение — это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.
Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».
3) Умозаключение — это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.
Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод — это результат умозаключения. Например:
- Все адвокаты — юристы (посылка).
- Петров — адвокат (посылка).
- Следовательно, Петров — юрист (вывод).
Умозаключение может быть:
- индуктивным (от частного к общему)
- дедуктивным (от общего к частному)
- получаемым по аналогии
↑ Интуиция
Интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.
Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.
Источник