- КАК РАССАДИТЬ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ опыты и эксперименты по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мой университет
- Мой университет
- Мой университет
- 6 советов, как рассадить детей в классе
- 9 советов учителям, как рассадить учеников за партами и отвечать на претензии родителей
- Как рассадить детей в классе: правила для классного руководителя
- Совет №1
- Совет №2
- Совет №3
- Совет №4
- Совет №5
- Совет №6
- Советы, как избежать проблем при рассаживании учеников за парты
- Привлеките родителей к рассадке детей
- Совет №7
- «Первая парта» теряет свою актуальность
- Совет №8
- Учитель больше времени уделяет «Камчатке», чем первым партам
- Совет №9
КАК РАССАДИТЬ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ
опыты и эксперименты по теме
Необходимо различать личную территорию и личное психологическое пространство. Проведите опыт и прийдите к оптимальному выводу: Как лучше рассадить детей на уроке в зависимости от формы проведения урока, внеклассного занятия. Данная статья поможет ответить на эти вопросы, чтобы ребенку на уроке было комфортно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_rassadit_detey_v_klasse.rar | 601.94 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК РАССАДИТЬ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ
Психологическое пространство личности ребенка
Необходимо различать личную территорию и личное психологическое пространство. Всем известно, что границы своей территории склонны обозначать не только люди, но и животные. У человека, в отличие от животных, есть еще и границы личного психологического пространства. Они имеют прямое отношение к территориальному поведению, но часто простираются там, где это самое пространство уже не измеряется в единицах расстояния и площади. И если границы территории, на которую человек притязает, мы можем обозначить и четко измерить, то границы личного психологического пространства остаются невидимыми. Конечно, это не повод для того, чтобы считать их несуществующими.
Когда школьники занимаются вместе, их индивидуальные психологические пространства активно соприкасаются, пересекаются, вероятно, у них появляются зоны взаимного наложения. Сказывается ли это на успешности учебной деятельности? Если сказывается, то каким образом? Как это влияет на групповую динамику?
В специальных психологических исследованиях замечено, что уже сам факт присутствия других людей при выполнении индивидуумом какой-то деятельности влияет на ее результат. И в этом смысле данная индивидуальная деятельность уже может рассматриваться как совместная.
Традиционные способы размещения учащихся на занятиях
Обычно дети в школьном классе сидят так, как показано на схеме 1.
С точки зрения возможностей организации коллективного взаимодействия детей в процессе обучения несложно заметить, что вместо того, чтобы высказывать свою точку зрения одноклассникам и отстаивать ее, ученик автоматически налаживает визуальный и речевой контакт с учителем и адресует свою речь только ему.
Такое расположение детей в школьном классе имеет многовековую историю и тесно связано с методической стороной учебной работы, традиционно осуществляемой в условиях классно-урочной системы. Эта схема жестко закрепляет главенствующее положение учителя. Каждый ученик направлен на учителя и ограничен в возможностях взаимодействия с одноклассниками.
Кроме того, закрепленное за каждым ребенком место за той или иной партой имеет свой социальный ранг. Так, пребывание ученика на первой или последней парте в классной комнате и по сей день отражает и определяет степень его учебной успешности, статус в коллективе сверстников, характер его отношений с учителем.
Явное или скрытое ранжирование учеников и возможность видеть лишь затылки, а не лица друг друга, существенно сдерживают возможности взаимного участия каждого из детей в равноправном учебном диалоге. Результаты в учебной деятельности неизменно оказываются весьма скромными.
Нетрадиционные способы размещения учащихся на занятиях
Стремясь разнообразить характер совместной учебной деятельности детей, педагоги нередко прибегают и к другому взаимному расположению учащихся на занятиях. Этот способ расположения учеников представлен схемой 2. Он относится к числу университетских изобретений и наиболее приемлем для проведения занятий, напоминающих университетские семинары. Поскольку уроки-семинары — не редкость в школе и часто проводятся при изучении предметов, ориентированных на коллективное обсуждение, этот способ расстановки учебных мест весьма популярен.
Кроме эффекта новизны, неизменно возникающего в этом случае и благотворно сказывающегося на учебной работе, фиксируют также повышение уровня учебного взаимодействия детей на занятиях. Простые наблюдения показывают, как ощутимо возрастает активность учащихся в ходе обсуждения. Механизм социального взаимодействия здесь работает очень интенсивно.
Как несложно заметить, эта организация пространства значительно более демократична. Каждый участник видит всех и может общаться со всеми, все видят его и могут общаться с ним. Каждый может высказаться и быть услышанным не только учителем, но и всеми участниками занятия. Однако подчеркнем, что место педагога здесь по-прежнему выделено особо. Уже способ размещения указывает на то, что педагог здесь – глава, он ведет коллективное обсуждение. Следовательно, сама организация пространства подчеркивает его особую, доминирующую роль. А также поскольку большинство детей сидят к учителю боком, они чувствуют себя явно более раскованно, чем при традиционном размещении. Большинство детей не считают себя непременно обязанными строго следовать за учителем. Это очень заметно на уроках математики и русского языка, на уроках же, где предполагается обсуждение, эта форма размещения детей дает весьма позитивные плоды.
Схема 3 предлагает сходный, но не идентичный предыдущему способ. Главное отличие состоит в том, что здесь педагог (либо учашийся-спикер) уже не доминирует. По характеру размещения он здесь не «главный», а «равный среди равных». Конечно, при желании роль ведущего или арбитра может быть им сыграна, но она не подчеркивается самой организацией пространства.
Этот вариант размещения детей очень результативен в смысле эффективной организации совместной деятельности в обучении. При коллективном обсуждении проблемы такой вариант размещения детей на занятиях создает максимально благоприятные условия для взаимодействия.
Учащиеся уже не ощущают псевдозащищенности от того, что сидят боком к учителю, возникает большая дисциплинированность и ответственность каждого.
Размещение учащихся для работы в паре
Иногда для работы в паре детей располагают так, как это представлено на схеме 4.
Стулья учащихся, поставленные строго напротив друг друга, в процессе взаимного обучения непременно смещаются относительно центральной линии (один вправо, другой влево). В итоге оказывается, что подростки непроизвольно садятся не напротив друг друга, а со смещением. Видимо, в размещении напротив завуалировано присутствует направленность на агрессию, которая возможна в дискуссии, но не требуется в ситуациях взаимного обучения. Когда паре ставится задача на кооперацию (выполнение совместной работы), детям, оказывается, более комфортно сидеть рядом, а не напротив, пусть даже со смещением. Поэтому работа в паре требует тонко подстраивать размещение детей с учетом характера их учебной деятельности.
Для работы в небольшой группе (три-четыре ученика) действуют те же закономерности, что проявляются при учебной работе в паре. Все зависит от того, какую совместную деятельность выстраивает учитель: идет ли речь о кооперации или о конкуренции.
и пространственное размещение учащихся
Интересны в плане организации и методики проведения занятий формы конкурентного взаимодействия учащихся в больших по составу группах. Один из самых продуктивных способов коллективного конкурентного взаимодействия может быть осуществлен с помощью деления класса на две равные по количеству группы. Для этого ученические места лучше всего расставить так, как представлено на схеме 5 .
В этом случае моделируется ситуация группового состязания. Естественно, что такое противостояние интересно и эффективно, когда у каждого участника есть собственное мнение по обсуждаемой проблеме. Обычно учитель выясняет, кто какой точки зрения придерживается, и объединяет по данному принципу детей.
Далее педагогу либо достается роль спикера, либо он уступает эту роль одному из учащихся. Так же как и в случаях, описанных выше, подростки воспринимают сидящего на месте спикера учащегося как лидера, вне зависимости от его социального ранга в коллективе
В ходе таких коллективных дискуссий в каждой из двух групп непременно выявляются свои лидеры, что естественно. Любопытно, что при данном размещении учащихся лидеру группы вообще не требуется специально отведенное место. Он вынужден постоянно перемещаться за спинами товарищей, чтобы вести консультации с каждым и иметь возможность управлять действиями группы
Размещение для работы в небольших по составу группах
Особого внимания заслуживает вариант работы детей в небольших по составу группах, также требующий своего способа организации пространства.
Например, класс делится на группы по пять-шесть человек.
- Все члены группы (в режиме домашнего задания) изучают одинаковое количество информации, но каждому ученику дается только определенная часть общей темы.
3. На уроке группа садится вместе за один стол (несколько составленных вместе столов).
4. Ученик знакомит других членов группы с тем, что он изучил (обучает их). Чтобы усвоить всё, члены группы должны послушать каждого.
5. Затем учитель проводит опрос, спрашивая при этом любого члена любой группы по любому разделу данной темы.
6. По итогам ответов называется команда победителей. Оценки можно ставить как индивидуально, так и на основе общих, групповых результатов.
Перед работой групп можно выделить время для встречи «специалистов». «Специалистами» в данном случае являются ребята, изучавшие аналогичные разделы темы. Они могут побеседовать между собой, чтобы уточнить свои знания и методику преподнесения информации другим учащимся (см. схемы 6,7,8).
О способах кооперации групп
В рамках каждой из выделенных выше форм организации совместной деятельности могут быть использованы разные варианты кооперации учащихся на занятиях.
Совместно-индивидуальная: участники вначале работают обособленно, индивидуально, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общего продукта.
В этом случае важно наличие плана работы. Возможны следующие варианты:
- План может отсутствовать.
- Может быть предложен учителем (заранее распределить, что будет делать каждый в рамках общей задачи).
3. Может быть разработан группой, перед началом работы («Сделать надо то-то и то-то . это будешь делать ты, это он, а это я . »).
Совместно-последовательная: При этой форме организации деятельности результат полученный одним участником становится предметом деятельности второго, затем третьего, четвертого и далее.
Пример одного из вариантов:
- Класс делится на группы по пять-шесть человек.
- Каждый участник берет со стола карточку с вопросом в рамках обсуждаемой темы (как билет на экзамене).
- Начинает отвечать.
- Затем, когда он раскрыл тему (дал ответ на вопрос), рассказ продолжает другой участник.
- В итоге группа коллективно раскрывает общую тему.
Совместно-взаимодействующая: предполагает согласование действий участников на всех этапах работы: от планирования и проектирования до завершения (получения окончательного продукта).
Взаимодействие может быть организовано:
— в небольших группах (три-четыре человека);
— в группах по пять-шесть человек;
— в относительно крупных группах (весь школьный класс).
Кроме того, на втором уровне возможно взаимодействие между парами и небольшими группами. Причем такое взаимодействие может быть организовано на основе совместно-индивидуальной, совместно-последовательной или совместно-взаимодействующей формы организации. Все это способно разнообразить процесс организации совместной работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов «Весёлая обезьянка» в форме презентации.
Логические задачи для детей первого и второго класса. Материал может использоваться на уроках математики, во внеклассной работе учителями и родителями для развития логического мышления детей 6-8 лет.
Конспект и презентация к классному часу. 2 класс.
Тест к разделу «Писатели о детях и для детей».
Сценарий спортивного мероприятия в начальной школе. Соревнования соответствуют возрасту. Каждый учитель легко может заменить предлагаемые задания.
Праздничное представление к светлому воскресению- пасхе. Дети могут провести для родителей.
Проект направлен на социальную адаптацию детей 1 класса с ОВЗ по программе 9.1.
Источник
Мой университет
Мой университет
Мой университет
6 советов, как рассадить детей в классе
Как учителю рассадить детей так, чтобы все были довольны и учебный процесс не нарушался? «Мой университет» дает несколько рекомендаций.
- Прежде всего ознакомьтесь с состоянием здоровья школьников, для этого загляните в их медицинские карты. Если у ребенка есть нарушения слуха или зрения, то лучше посадить ученика за парту, рекомендованную врачом.
- Как правило, высокий рост становится причиной ссылки школьника на “галерку” — последнюю парту. Можно спасти ученика от этой участи, разместив в боковом ряду, но с противоположной стороны от прохода.
- Составляя карту рассадки учеников, учитывайте темперамент и характер детей. Флегматик и меланхолик будут чувствовать себя неуютно в передних рядах и “затеряются” на последней парте, там лучше посадить шумного и инициативного ученика, который “на передовой” будет только отвлекать детей от занятий.
- Чтобы избежать конфликтных ситуаций, не сажайте рядом учеников, испытывающих друг к другу неприязнь. В то же время можно попробовать посадить за одну парту детей со спокойным и энергичным характером, скорее всего, они уравновесят эмоциональное состояние друг друга.
- Вопрос, нужно ли пересаживать детей в течение года, остается дискуссионным. С одной стороны, перемены способствуют улучшению коммуникации в классе, с другой становятся стрессом для привыкших друг к другу соседей.
- Если для детей важнее, рядом с кем они сидят, то родители нередко предпочитают, чтобы их дети сидели максимально близко к доске. По их мнению, от этого зависит успеваемость, что, конечно, является предрассудком: в течение урока учитель перемещается по классу, обращая внимание на всех учеников. Важно объяснить родителям этот момент и не идти у них на поводу.
Надеемся, наши советы помогут вам в решении проблемы рассадки учеников в классе. Желаем успехов!
Хотите узнать новые методики преподавания в школе? Записывайтесь на наши курсы от практикующих педагогов!
Источник
9 советов учителям, как рассадить учеников за партами и отвечать на претензии родителей
С началом учебного года, а периодически и во время занятий приходится решать вопросы рассаживания учеников за партами. Многие относятся к этой проблеме формально, а между тем, в ней есть несколько нюансов, без учета которых возникнут сложности с поведением и успеваемостью детей и появятся претензии родителей.
Как рассадить детей в классе: правила для классного руководителя
Лучший способ избежать конфликтов с родителями по поводу рассаживания детей за партами — это соблюдать имеющиеся на этот счет правила и не реагировать на просьбы отдельных мам и пап. Рассаживая учеников за парты, учитель должен ориентироваться на:
- состояние здоровья ребенка;
- рост;
- темперамент;
- особенности характера;
- а также на отношения между детьми.
Совет №1
Прежде всего, нужно ознакомиться с медицинскими картами школьников. Если у ребенка есть проблемы со слухом или зрением, то врач в своем заключении должен указать рекомендуемую парту. Обычно это 1-2 парты в центральном ряду.
Совет №2
Большой рост ребенка очень часто считается показателем того, что его нужно посадить на последнюю парту. Это неправильный подход. Высокого ученика можно разместить за любой партой в боковых рядах. Главное, чтобы он сидел с противоположной стороны от центральных проходов.
Совет №3
Учет темперамента ребенка при рассаживании за парты поможет обеспечить спокойную обстановку на уроке. Так, например, если гиперактивного ученика посадить на переднюю парту, то он целый урок будет мельтешить перед всем классом и тем самым привлекать к себе внимание других детей, отрывая их от работы. В то же время ребенок с темпераментом флегматика может совсем «затеряться», сидя на последней парте.
Совет №4
Учитель должен знать особенности характера и индивидуальные особенности своих учеников. Застенчивого ребенка лучше посадить на боковые ряды, но, ни в коем случае, не на задние парты. А вот активного и инициативного ученика можно смело отправить и на последнюю парту. Многие учителя сажают за одну парту детей со спокойным и энергичным характером.
Совет №5
Чтобы избежать нарушений дисциплины на уроке, нужно стараться не сажать вместе учеников, между которыми существует неприязнь и возникают конфликтные ситуации.
Совет №6
В течение года учителю необходимо несколько раз пересаживать детей за другие парты, менять составы пар. Наблюдая за поведением школьников в разных ситуациях на уроке, ему важно добиться оптимальной комбинации, при которой каждый ребенок будет способен плодотворно работать и чувствовать себя комфортно.
Советы, как избежать проблем при рассаживании учеников за парты
Обычно дети не придают особого значения тому, за какой партой они сидят — для них важно, кто будет их соседом.
А вот родители акцентируют на внимание на том, где именно сидит ребенок. Многие из них обращаются к учителю с просьбой посадить их ребенка на первую парту. Они считают, что от этого зависит его успеваемость.
Конечно же, угодить всем одновременно не получится. В качестве выхода из такой ситуации рекомендуется в начале каждой четверти менять порядок рассаживания учеников. Это не только позволит каждому ребенку посидеть на первых партах, но и служит хорошей профилактикой против нарушения зрения или осанки.
Кроме этого, дети могут меняться местами за партами при выполнении отдельных видов работ на уроке. Чаще всего это происходит при использовании интерактивных упражнений, работе в группах.
Привлеките родителей к рассадке детей
Совет №7
Еще один отличный способ избежать недоразумений с родителями по поводу того, что их ребенок сидит на «плохой» парте — предложить им самим составить схему расположения детей в классе. Лучше всего сделать это на родительском собрании.
Для выполнения такого задания родителей нужно разделить на несколько групп и каждой раздать карточки с необходимой информацией об учениках без указания их фамилий. Взрослые должны, ориентируясь только на объективные данные, распределить места за партами. В завершение следует обсудить все полученные схемы и решить возникшие несогласованности.
Когда общая схема будет готова, назвать имена детей и подписать, кто, где будет сидеть. После этого никаких повторных обсуждений или дополнительных просьб не должно быть.
«Первая парта» теряет свою актуальность
Совет №8
Под конец собрания нужно успокоить всех родителей, особенно тех, кто окажется недовольным. Следует объяснить, что в ходе современного урока значительно изменились формы и методы работы с классом, и теперь доска и учитель не являются основным источником знаний.
Дети много времени на уроке работают в парах и группах, занимаются практической и познавательной деятельностью. Процесс познания происходит на основе универсальных учебных действий и компетенций. Как следствие, при обучении упор делается на самостоятельную работу и самоконтроль.
Учитель больше времени уделяет «Камчатке», чем первым партам
Совет №9
Также можно привести данные психологов и опытных педагогов о том, что обычно учитель в ходе урока больше внимания уделяет тем, кто сидит в центре класса и на задних партах. Он не находится все время за столом или возле доски, а передвигается по классу, ходит между рядами и постоянно контролирует работу каждого ученика.
Мнение, что ученики, сидящие на задней парте, от этого будут плохо учиться, является предрассудком. Никакой взаимосвязи между этим нет. Важно добиться от родителей понимания в данном вопросе и никогда не идти у них на поводу.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник