- Депрессия у детей
- Симптомы депресии у детей
- Депрессии у детей: как распознать?
- Депрессия у ребенка
- Маски детской депрессии
- Соматическая маска
- Маска хулигана
- Маска Пьеро (слезливая маска)
- Тревожная маска
- Что делать, если вы заподозрили у своего ребенка депрессию?
- Детская депрессия
- Причины детской депрессии
- Симптомы и признаки детской депрессии
- Лечение детской депрессии
Депрессия у детей
Проявление депрессии у детей зависит от возраста. Чем младше ребенок, тем меньше он способен понять, что с ним происходит и внятно об этом рассказать. Но даже в подростковом возрасте дети не всегда говорят родителям о своем состоянии и о своих проблемах прямо. По разным причинам: из страха, недоверия, стыда, смущения, неуверенности. Поэтому в любом возрасте очень важно обращать внимание на состояние ребенка – его поведение, мимика, привычки, проявление эмоций, сон и аппетит, физическое состояние. Это поможет разобраться в том, о чем ребенок не может или не хочет говорить.
Симптомы депресии у детей
Что делать, если у ребенка подозрение на депрессию?
1. Внимательно понаблюдать. Не стоит впадать в панику, если Вы заметили один или два симптома. Все дети время от времени испытывают слабость, иногда жалуются на боль, бывают пассивны или слезливы. Но если Вы замечаете 3-4 признака, стоит проконсультироваться со специалистом, для начала врачом общего профиля.
2. Важно проконсультироваться с невропатологом.Компетентный врач общего профиля обязательно даст Вам направление, если Ваше беспокойство обосновано. Это необходимо чтобы поставить правильный диагноз и решить надо ли применять медикаментозное лечение.
3. При наличии соматических жалоб (головных, мышечных, желудочных болей) следует обратиться к соответствующему специалисту, чтобы определить причину, выяснить или исключить биологическую основу этих болей. При этом обязательно помните о более широком контексте, о других признаках депрессии, которые Вы наблюдаете. Скажите об этом доктору, чтобы он мог адекватно оценить ситуацию и не «залечивал» симптомы, имеющие психо-соматическую природу.
4. И наконец, очень важно обратиться за квалифицированной психологической, психотерапевтической помощью. Даже если депрессия обусловлена биологическими факторами, если назначены соответствующие препараты, ребенку и его родителям нужно адаптироваться к сложившейся ситуации, осознать, что происходит и выработать подходящие способы взаимодействия.
Психологическая помощь имеет решающее значение, если причины депрессии коренятся в семейной сфере, социальном окружении или психологических трудностях ребенка.
Для чего необходима психологическая помощь для ребенка, страдающего депрессией?
1. Прояснить причину. Если врач не выявил биологическую причину, необходимо разобраться, что же вызвало такое состояние у ребенка.
ИСТОРИЯ
За помощью обратилась мама семилетнего мальчика. У ребенка наблюдаются большинство классических признаков депрессии: вялость, подавленность, снижение успеваемости, потеря интереса, молчаливость, изоляция, преобладание грустного настроения. При этом мальчик ни на что не жалуется, никаких изменений в его жизни за последнее время не произошло, в школе, дома, в семье, со слов мамы, все нормально. Потребовалась длительная диагностическая беседа, в ходе которой выяснилось, что у мамы обнаружили онкологическое заболевание, она проходит курс лечения. Родителям не приходило в голову, что это имеет значение: «Он же не знает, мы ему ничего не говорили». Даже если сын ничего не знает, а дети обычно знают гораздо больше, чем догадываются взрослые, он все равно чувствует и реагирует на это очень важное для него изменение.
Разумеется, беседа, не единственный способ. Психолог и психотерапевт моделирует различные ситуации, выбирая формы соответствующие возрасту и наклонностям ребенка и на основании наблюдений делает выводы о вероятных причинах трудностей. Кроме этого используются различные проективные методики: рисуночные, цветовые, игровые и т.д.
2. Помочь родителям выработать адекватную стратегию в отношении ребенка.
ИСТОРИЯ
На консультацию пришли родители пятилетней девочки. Они планируют разводиться. И хотят понять, как вести себя с дочкой. И мама, и папа любят ребенка, оба образованные, разносторонне развитые, безусловно, отличные специалисты в своей области. Тем не менее, для них было не совсем непонятно, что и как говорить девочке, что не стоит говорить, в какие аспекты отношений взрослых ее не надо посвящать. Это не история про депрессию – девочка и дальше росла и развивалась вполне счастливо. Но весьма вероятно, подобные проблемы удалось предотвратить именно потому, что родители оказались настолько ответственны, заботливы и предусмотрительны, что обратились за квалифицированной помощью заранее.
Кроме консультаций родителей, для достижений результатов бывает целесообразно проведение семейных сессий для обучения новым способам взаимоотношений с ребенком и в семье, а также индивидуальная или семейная психотерапия.
3. Помочь ребенку пережить трудности хорошим для него способом.
ИСТОРИЯ
К психологу пришла мама десятилетнего мальчика. Он хорошо учится в школе, развитый, смышленый, хотя последнее время успехов стало меньше, он по-прежнему отличник, но не занимает первых мест на олимпиадах. Он мало общается со сверстниками и эта тенденция усиливается. Родителей беспокоят жалобы сына на сильные головные боли. После многочисленных диагностических процедур невролог рекомендовал обратиться психологу. Сложность, с которой ребенку оказалось не под силу справиться самому, заключалась в том, что он гиперответственный, ориентирован всегда на достижение наилучшего результата, стремится вести себя исключительно примерно. И напряжение, которое ребенок испытывает вследствие таких высоких требований к себе, влияет уже не только на его психическое, но и на физическое состояние. Здесь необходима довольно длительная психотерапия, помогающая мальчику разрешить себе быть несовершенным, испытывать «плохие» чувства, получать удовольствие от игры, общения, увидеть и принять мир, в том числе и свой внутренний.
Способы и формы работы всегда подбираются индивидуально под ребенка с учетом его возраста и особенностей. Это может быть игровая или песочная терапия, сказко-терапия или арт-терапия. Могут быть индивидуальные или групповые занятия. Часто параллельно проводится работа с родителями.
Депрессия у ребенка развивается обычно постепенно, ее проявления не сразу бросаются в глаза, поэтому так важно быть внимательным к ребенку, чтобы не пропустить симптомы заболевания и оказать ему своевременную помощь.
Источник
Депрессии у детей: как распознать?
Депрессия у ребенка
В последнее время часто сталкиваюсь с жалобами родителей на то, что ребенок стал вялым, плаксивым, отказывается от игр, все время смотрит мультики, ничего не хочет делать, жалуется на боли то в животе, то на головные боли; не хочет идти в школу или детский сад. Родители говорят, что ребенок стал неуправляемым, раздражительным, вспыльчивым даже по самому «пустяшному поводу», «он просто издевается надо мной». Так что же на самом деле происходит с ребенком?
Маски детской депрессии
Одной из причин подобного поведения являются депрессивные расстройства. У детей они протекают совсем по- другому, чем у взрослых. У них редко бывает классическая депрессивная триада: сниженный фон настроения, идеаторная и моторная заторможенность. Чаще депрессия у детей маскируется такими симптомами как нарушение поведения, гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе, соматические расстройства (бронхиальная астма, атопический дерматит, хронические запоры и т.д.). У детей школьного возраста скрытая депрессия иногда принимает форму непослушания, лени, школьники не успевают в учебе, убегают из дома, по любому поводу вступают в конфликты.
Одной из масок детской депрессии является школьная дезадаптация. Она, как правило, нарастает постепенно, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. Дети все больше времени тратят на приготовление домашних заданий, не понимают прочитанного. Много раз, пересказав текст дома, на другой день не могут вспомнить его у доски, не могут решить простейших задач, путают счет. Начинают плакать, причитая, что все их усилия напрасны, что “все равно будет двойка”. Становятся крайне рассеянными, забывают дома тетради, учебники, жалуются на потерю памяти: “совсем глупая стала”, “не умею учиться”, “силюсь понять и не понимаю”. Считают, что учителя их недолюбливают за тупость, сверстники презирают, стремятся обидеть, смеются над их плохой успеваемостью, что они неинтересны, неприятны, и даже родители отдают предпочтение другим детям в семье.
Соматическая маска
Дети жалуются на головные боли, головокружения, боли в животе, рассеянные боли в теле, беспричинное повышение температуры, нарушения деятельности желудочно – кишечного тракта (частые запоры, энкопрез, энурез, рвота), которые сопровождаются сниженным фоном настроения, нарушением сна в виде трудностей в засыпании, частыми пробуждениями. С этими масками дети наблюдаются у различных специалистов, проходят множество исследований, которые не выявляют патологии, получают гору лекарств. Но состояние остается без улучшения.
Маска хулигана
Депрессия может проявляться в нарушении поведения у детей и подростков. Появляются грубость, дерзость, злобность, агрессивность, оппозиционность, возбудимость, истеричность, которые сочетаются с отказом от учебы, драками, бродяжничеством, противоправными поступками, зависимым поведением. Такое поведение носит защитный характер, и обусловлено оно неосознанным стремлением подростка облегчить свое душевное состояние и снять напряжение. В том числе — с помощью приема психостимуляторов, поднимающих настроение и снижающих уровень тревоги.
Из детских историй описанных их родителями: «Не хочет и не любит школу. Его дети не принимают. Он знает больше многих, мыслит нестандартно, необычно решает задачи. Плюс импульсность, т.е. зная он не может усидеть на месте, нужно выкрикнуть, сказать, доказать, дать совет учителю. Вот сегодня опять попросили с урока в коридоре посидеть на мягком диванчике. Плюс по олимпиадам первые места. Это многих раздражает… И детей и родителей. спорт для Г. это антидепрессант. После тренировки на пару часов исключаются негативные проявления.»
Подростки с психопатоподобной депрессией могут попасть в асоциальную компанию, начать курить, выпивать, пробовать наркотики, хотя истинного удовлетворения это им не приносит. И очень важно разделять нарушения поведения, связанные с депрессивными расстройствами и формирующимся расстройством личности.
Маска Пьеро (слезливая маска)
Дети становятся плаксивыми, капризными, часто жалуются на вялость, сонливость, быструю утомляемость, говорят, что у них нет сил, ничего не хочется делать, тело стало тяжелым, «кажется, что на ногах тяжелые сапоги», «руки свинцовые, тяжелые», при этом выражение лица у ребенка становится маловыразительным, с опущенными уголками рта, появляются синие круги под глазами. Такая маска принимается за тяжелое заболевание почек или крови, но часто анализы не выявляют патологии почек и крови, а ребенок остается таким же вялым и плаксивым.
Тревожная маска
Эта маска часто проявляется в появлении тревожных и страшных сновидений, которые не дают ребенку спать, появляется множество страхов (страх темноты, страх громких звуков, страх оставаться одному, «школьные страхи», когда ребенку сложно отвечать у доски). Страхи сопровождаются плохим настроением, замкнутостью, отказом от игр, общения со сверстниками.
Что делать, если вы заподозрили у своего ребенка депрессию?
1. Для начала перестаньте ругать его за плохие отметки, за невнимательность, за частые уходы из дома, за плаксивость и «неправильное поведение». Попробуйте услышать и увидеть, о чем вам говорит ребенок своим поведением.
2. Обратитесь за консультацией к специалисту – детскому психологу/психоаналитику. Вместе со специалистом вы сможете понять, почему появилась депрессия и помочь ребенку справиться.
Слободянюк Елена Александровна
психолог, психоаналитик, групповой аналитик
Источник
Детская депрессия
Депрессия — это психическое расстройство, при котором у человека наблюдаются подавленное, разбитое настроение и снижение или даже полная утрата способности получать удовольствие. Депрессия бывает не только у взрослых, как многие привыкли думать.
Данное заболевание стали диагностировать и у детей. Причем этот недуг может проявляться практически с самого рождения. Заболевание включено в Международную классификацию болезней (МКБ-10) под кодом F32 и имеет три степени: легкую, среднюю и тяжелую.
В некоторых случаях детскую депрессию могут ошибочно принять за РАС, особенно в раннем возрасте. Это происходит из-за схожих симптомов обоих расстройств. При расстройстве аутистического спектра дети также испытывают проблемы с общением, коммуникацией, поведением, как и при детской депрессии.
Депрессивное состояние у ребенка тормозит когнитивное развитие, поэтому нуждается в обязательной коррекции. Можно предотвратить негативные последствия, если вовремя выявить признаки начинающегося заболевания.
Причины детской депрессии
Депрессия у ребенка может появиться лишь тогда, когда у него имеется определенная почва для этого состояния. Это биохимические, неврологические, наследственные и психосоциальные факторы. Уже на это накладываются формальные поводы, провоцирующие депрессию, такие как проблемы в школе, дома, чувство одиночества и т.д.
Возможные причины детской депрессии:
- Поражения центральной нервной системы. Могут быть вызваны внутриутробными инфекциями, внутриматочной гипоксией плода, энцефалопатией новорожденных, асфиксией. Все это приводит к повреждениям головного мозга;
- Наследственная предрасположенность. Дети, родители которых часто страдали от депрессий, и сами подвержены данному недомоганию;
- Проблемы психологического и эмоционального характера. Например, ребенок постоянно наблюдает конфликты между родителями, испытывает чрезмерную заботу и внимание от родителей или их недостаток (гипер- и гипоопека, воспитание по типу «кумир семьи»), растет только с одним родителем, встречает регулярное непонимание при общении со значимыми взрослыми;
- При переживании сильной душевной травмы. Например, развод родителей, болезнь близких или чья-то смерть;
- Непостоянное место проживания. При частых переездах ребенок испытывает стресс и не успевает завести близких друзей, с которыми мог бы поделиться своими переживаниями, рассказать о секретах;
- Ребенок много времени проводит за уроками и занятиями в секциях, не высыпается. В период умственного и физического перенапряжения он наиболее подвержен депрессивным состояниям;
- Проблемы с учебой. Ребенок начинает отставать от своих сверстников, вследствие чего может быть подвержен насмешкам и издевательствам с их стороны, у него начинает снижаться самооценка;
- Подростковый период. Во время переходного возраста происходит перестройка организма (появление менструаций у девочек и ночных поллюций у мальчиков), изменение формы тела, появление прыщей. От выработки определенных гормонов дети могут стать более агрессивными. В их кругу общения начинают выделяться лидеры и аутсайдеры. Подросток, непринятый в группы общения, чувствует себя одиноким и ненужным, что приводит к депрессии.
Поводом к появлению болезни зачастую становятся проблемы со здоровьем. К ним относятся частые головные боли, аллергия, заболевания желудка, щитовидной железы, неправильное питание и чрезмерное потребление сахаров. Но сами по себе эти проблемы могут вызвать депрессию только в том случае, если имеют хронический характер и ухудшают качество жизни, тем самым вызывая переживания ребенка по этому поводу.
Симптомы и признаки детской депрессии
Очень сложно определить развитие заболевания на начальном этапе, особенно в раннем возрасте, когда малыш не предъявляет никаких жалоб. Также сложности доставляет схожесть с другими болезнями.
При депрессивных реакциях часто наблюдают:
- Общую вялость и слабость. Ребенок быстро устает даже при минимальных физических нагрузках, у него замедляется реакция, ухудшается координация движений;
- Нарушения сна. Малыш просыпается и плачет во сне, у него может развиться бессонница;
- Заторможенность;
- Частая смена настроения, неумение радоваться и получать удовольствие от жизни;
- Снижение интереса к жизни. Дети становятся замкнутыми, безынициативными, не хотят учиться, общаться, играть;
- Неконтролируемый аппетит или его отсутствие, а также нарушения пищевого поведения. Родителей должно насторожить то, что ребенок отказывается от еды или, наоборот, ест слишком часто и большими порциями;
- Тревожность;
- Дистимию. Ребенок начинает быть угрюмым, мрачным, капризным, озлобленным, постоянно жалуется, высказывает упреки и обвинения;
- Речевые дефекты. Может развиваться специфика речи, похожая на алалию, ЗРР;
- Снижение самооценки, уверенности в своих силах;
- Психосоматические нарушения (рвота без причины, боли в животе неясного происхождения, нейродермит, бронхиальная астма, учащение сезонных простуд, аллергии и другие).
- Энурез, энкопрез;
- Отказ от выполнения повседневных дел (чистка зубов, расчесывание волос, посещение школы и т.д.);
- При тяжелой степени детской депрессии — мысли о суициде;
Лечение детской депрессии
Лечение обычно производится несколькими специалистами: врач-психиатр проводит медикаментозную терапию, психотерапевт или детский психолог применяет психотерапевтические методы. Применение одних лекарств считается неэффективным, так как они могут снять симптомы или устранить обострение, но не устранят причину заболевания. Тем не менее, прежде чем приступить к психотерапии, важно снять острую форму депрессии, чтобы не усугубить состояние ребенка, избежать попыток суицида, если речь идет о тяжелой форме депрессии.
После этого проводится работа с психотерапевтом или с психологом. Если причины депрессии связаны с обстановкой в семье, в психотерапии обязательно должны принять участие родители ребенка.
Вместе с психологом ребенок учится решать свои проблемы, которые его беспокоят. Восстанавливается здоровый эмоциональный фон и настроение в целом. Специалист применяет такие методики, как арт-терапия, песочная терапия и др.
Отдельно стоит сказать о семейных занятиях, во время которых психолог будет взаимодействовать одновременно с ребенком и его родителями. Очень важно, чтобы родители не противились посещению сессий с психологом и приняли участие в психотерапии. Они должны создать благоприятную обстановку дома для выздоровления своего ребенка. Нужно наладить климат в семье, а для этого нужно разрешить собственные проблемы. Но слишком сильно вмешиваться в личную жизнь ребенка тоже не стоит, а в некоторых случаях это вмешательство наоборот необходимо урезать. Например, когда родители и так постоянно заботятся о нем и мешают ему принимать самостоятельные решения.
Вот некоторые общие рекомендации:
- Нужно принимать нужды и мнения ребенка;
- Следить за тем, чтобы ребенок достаточно спал и правильно питался;
- Обратить внимание на самооценку ребенка. Она должна быть стабильной и адекватной;
- Учить самостоятельно разрешать трудные проблемы;
- Правильно распределять учебную нагрузку;
- Позволять отдыхать. Важно чередование видов деятельности, труда и отдыха;
- Не запрещать ему гулять и проводить время с друзьями;
- Следить за тем, чтобы его не обижали в школе/детском саду.
Только при совместной работе специалистов и родителей можно добиться полного выздоровления ребенка.
Источник