- Лаура Артусио об эмоциональном интеллекте
- Что такое эмоциональный интеллект
- Как развить эмоциональный интеллект самостоятельно
- Диаграмма эмоций (mood meter) — что это и как она работает
- Применение диаграммы эмоций в коллективе
- Стратегии улучшение настроения (как оставаться в зеленом и желтом квадрантах)
- Что дает развитый эмоциональный интеллект
- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Лаура Артусио об эмоциональном интеллекте
Лаура Артусио, психолог, научный сотрудник отдела научных исследований по психологии Университета Флоренции, рассказала о том, что такое эмоциональный интеллект, чем он может быть полезен в бизнесе и как весьма простая доска может улучшить климат в любом коллективе.
Что такое эмоциональный интеллект
Долгое время считалось, что хороший управленец принимает решения разумом, а не эмоциями. В словаре итальянского языка эмоциональность описана, как слабость, хрупкость, признак небольшого ума. Однако Чарльз Дарвин считал, что эмоции появляются не просто так. Поэтому люди и животные сохранили весь пласт эмоций во время тысячелетий эволюции. Например, страх, возникающий при встрече с опасностью, позволяет ускориться и убежать. Эмоции влияют на процесс размышления, внимание, память восприятие, на принятие решений. Несколько десятилетий назад в научном мире благодаря Питеру Саловею появилось понятие эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Для руководителя важно правильно управлять своими эмоциями. Каждый имеет право сердиться. Разница в том, как Вы покажете свою эмоцию коллективу, как он ее оценит. Иногда случается всплеск злобы, с которым люди не могут справиться. Одно неосторожно написанное письмо может вам испортить репутацию. Если Вы позволили себе впасть в состояние ярости, Вы можете потерять работу, репутацию, коллектив.
Как развить эмоциональный интеллект самостоятельно
Для развития эмоционального интеллекта необходимо брать в расчет аналитическую информацию и внутренние ощущения. Это позволит принимать правильные решения.
Чтобы не забывать отслеживать эмоциональное состояние, можно и нужно использовать диаграмму эмоций. Это очень удобно и при работе в любом коллективе — на работе, в классе, где угодно.
Диаграмма эмоций (mood meter) — что это и как она работает
Диаграмма эмоций (или диаграмма настроений, или mood meter) — это обычный квадрат, разделенный на 4 части разного цвета: синий, зеленый, красный и желтый.
По горизонтальной шкале X мы оцениваем от 0 до 10, какие эмоции мы испытываем (0 наиболее негативные, 10 самые позитивные).
По вертикальной шкале Y мы оцениваем от 0 до 10, насколько мы полны энергией, жизненной силой.
Синий квадрант — мало энергии, эмоции негативные: это может быть раздражение, желание, чтобы никто не трогал, меланхоличное настроение и т.д.
Красный квадрант — много энергии, эмоции негативные: это ярость, злость, агрессия и т.д.
Зеленый квадрант — мало энергии, эмоции позитивные: это приятная усталость, вдохновленность, возможно, мечтательное настроение, тихая влюбленность и т.д.
Желтый квадрант — много энергии, эмоции позитивные: это творческое, деятельное состояние, воодушевление, активные занятия любимым делом и т.д.
Применение диаграммы эмоций в коллективе
Отношения строятся на эмоциях, на взаимоотношениях между людьми. Нужно или избегать конфликтов, или использовать их как инструмент развития.
В каждой эмоции есть и позитивные и не очень стороны. Для предприятия нет цели, чтобы все всегда находились в желтом квадранте. Необходимо уметь жить и максимально эффективно работать в различных эмоциях всех четырех квадрантов. Знать, для какого вида деятельности, какой квадрант лучше использовать. Человек в красном и синем квадрантах более закрыт, он защищается. Это отлично, если Вам нужно кого-то в чем-то убедить; состояние в красном квадранте прекрасно подходит адвокату во время прений. В зеленом или желтом – открыт. Например, курс обучения всегда требует открытости. То есть для каждой задачи свой квадрат.
Чтобы в коллективе не было недопонимания, у нас висит на стене магнитная доска. Утром я захожу, ставлю магнитик на тот квадрант, в котором сейчас нахожусь. Если игнорировать эмоции, можно потерять какие-то таланты, а текучка будет увеличиваться, потому что мы игнорировали эмоциональный спектр. Эмоции имеют большое влияние на физическое и духовное, психическое здоровье. Очень важно научиться применять эффективные стратегии, чтобы уметь управлять ситуациями в остром стрессе.
При длительном применении диаграммы эмоций в коллективе можно значительно улучшить атмосферу в коллективе — отношения сотрудников с руководством и между собой, рабочее пространство и зону отдыха, досуг сотрудников и многое другое.
Стратегии улучшение настроения (как оставаться в зеленом и желтом квадрантах)
С одной стороны, эти стратегии могут быть индивидуальны, но во многом на людей одинаково действуют одинаковые вещи:
- музыка и пение;
- паузы и перерывы;
- двигательная активность, танцы;
- прием пищи;
- игровая деятельность (не только для детей);
- дыхательные практики;
- социальная поддержка и обратная связь;
- визуализация;
- юмор и ирония;
- окружающая атмосфера (организация пространства, температура и влажность в помещении, освещенность и т.п.).
Список можно продолжать долго.
Что дает развитый эмоциональный интеллект
Люди с высоким эмоциональным интеллектом не испытывают высокого уровня стресса, у них меньше конфликтов, напряжения, ниже уровень агрессии, нет тревоги, депрессии и вредных привычек, поскольку вредные привычки – это замещение эффективной стратегии по управлению стрессом. Они принимают верные решения чаще.
Я работала в банке. Прекрасная работа рядом с домом, хорошая зарплата. Но эмоциональный интеллект настоятельно рекомендовал мне уволиться. На аналитическом уровне я понимала, что увольняться ни к чему. Но когда я задумывалась об изучении эмоционального интеллекта, о создании проекта, я испытывала такой подъем. Я оставила постоянную работу, чтобы заниматься этим. Понадобились годы, чтобы моя работа с экономической точки зрения дала мне большую уверенность. Сейчас и аналитическая информация, и внутреннее состояние совпадают.
Эмоциональный интеллект позволит выработать собственную стратегию управления эмоциями.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет правильно оценивать чужие эмоции. Например, стюардесса должна как-то направить в нужное русло эмоции взволнованных пассажиров. Сначала она выражает нужные эмоции, а потом передает их другим. Продажник сначала направляет свои личные эмоции в нужное русло, а затем эмоции клиента, потому что ему нужно сохранить клиента и оставить его удовлетворенным.
Источник
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Осознанность
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Самоконтроль
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
Социальная компетентность
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
Управление отношениями
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Как это работает. Например, вы не сделали презентацию для нового клиента и из-за этого переживаете. Уровень настроения оцените на 3 балла. При этом у вас еще много сил, поэтому уровень энергии будет 7 баллов. Так вы попадаете в красный квадрат «беспокоюсь». В таком состоянии лучше заняться активной работой, которая не требует эмоционального настроя: прибраться в доме, вынести мусор, приготовить еду.
В зеленом квадрате у вас хорошее настроение, но мало энергии. В таком случае, изучайте новое: погружайтесь в проект или задачу, собирайте информацию. Делайте то, что не требует физической нагрузки.
В желтом квадрате настроение и энергия на максимуме. Это хорошая возможность для мозгового штурма. Придумывайте новые идеи и проекты, смешивайте форматы и ищите другие решения обычных проблем.
В синем квадрате мало энергии и нет настроения. Здесь следует искать ошибки и недочеты. Разобрать, как можно улучшить повседневную рутину и придумать, над чем еще можно поработать.
Квадрант эмоций поможет направить свободные ресурсы на подходящие задачи. Вы сможете грамотно расставлять приоритеты и давать четкие распоряжения сотрудникам.
Как определить уровень развития EQ?
Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет 13 критериев развитого EQ:
Осознаете свои чувства и эмоции.
Делаете паузу, прежде чем говорить или действовать.
Стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на эмоции.
Используете критику как возможность что-то улучшить.
Придерживаетесь своих ценностей и принципов.
Хвалите и вдохновляете других.
Даете полезную обратную связь.
Извиняетесь и признаете ошибки.
Прощаете и забываете.
Выполняете свои обязательства.
Защищаете себя от эмоционального саботажа.
Виктория Шиманская добавляет один универсальный, но субъективный критерий — степень удовлетворения собственной жизнью. В EQ важнее собственное ощущение, чем показатель развития навыка. Если вы несколько лет не можете попросить прибавку к зарплате или страшно злитесь, когда убираете квартиру — присмотритесь к работе со своими эмоциями.
Как справиться с трудностями и применять это в жизни
Самое трудное в развитии эмоционального интеллекта — начать. Непонятно, в какой момент появляется опыт, который позволяет дальше развивать EQ-навыки. Начинайте внимательно прислушиваться к себе и отлавливать эмоцию: называть, осознавать, размышлять, вслушиваться в свои ощущения. Без этого упражнения никакие книги не приблизят вас к ощущению счастья, преодолению страхов, обузданию гнева и другим задачам, которые мы хотим решить с помощью управления эмоциями.
Эмоциональный интеллект живет на стыке смыслов и тела. Только связав знания с физическими ощущениями, можно его включить и настроить свой эмоциональный аппарат. Значит, наш путь — отрабатывать связку тела и сознания. Делать — фиксировать, ощущать — осмыслять.
Чтобы развить эмоциональный интеллект
Учитесь осознавать свои эмоции и называть их. Произносите вслух что вы чувствуете.
Принимайте эмоции и старайтесь проживать их без ущерба для себя и окружающих.
Научитесь отделять эмоции от себя. Вы всегда больше, чем одна эмоция.
Ищите и понимайте причину эмоции.
Согласовывайте эмоции с актуальной жизненной целью. Подумайте, как они могут вам помочь и направьте себе на пользу.
Попробуйте применить инструменты EQ к другим людям.
Пройдите специальную диагностику, чтобы определить уровень развития эмоционального интеллекта. Выберите тренинги, курсы, книги, которые помогут лучше прокачать навык.
Источник