Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы
Старикова Ольга
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы
Конспект занятия педагога-психолога с
детьми старшего дошкольного возраста по развитию
эмоционально-волевой сферы.
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы и создание положительного
эмоционального настроя
-учить детей действовать по инструкции;
— учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние;
— знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;
— формировать умения различать, осознавать, выражать различные эмоции.
Возрастная группа: дети старшей группы
— кубик эмоций;
— мыльные пузыри для педагога-психолога;
-игра «собери эмоцию».
Ход занятия.
Вводная часть. Сегодня на нашем занятии присутствуют ваши родители. Я надеюсь что вы покажете им свои знания, умения которые вы получаете, занимаясь на занятиях.
Педагог-психолог: — Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех!
Сегодня мы начнем нашу работу с пожеланий друг — другу
Педагог-психолог: — я желаю вам хорошей работы на занятии….
Каждый знает без сомнения,
Что такое настроение.
Иногда мы веселимся,
Иногда скучаем мы,
Часто хочется взбодриться,
Но бываем и грустны.
Очень странное явление –
Всем ребятам важно знать,
Что не стоит унывать.
В край чудесный отправляемся!
— Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения
Как вы думаете, кто нас встречает? Смайлик и не один. Девайте выберем смайлик который соответствует вашему настроению.
Грустный смайлик. А что с ним случилось?
А как вы узнали что смайлик расстроен, грустит? Смайлик плачет. Выражение лица.
А у вас бывает грустное настроение? А когда? Передавайте изображение смайлика и отвечайте. Мне бывает грустно когда плохая погода…
А смайлику нужна помощь в выполнении заданий.
1. «Чувства героев сказок»
Цель: формировать умения различать и выражать различные эмоции
Педагог-психолог: — Ребята предлагаю вам вспомнить ваши любимые сказки,
и угадать название сказки и какие чувства и настроение испытывают герои
1. Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки.
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
(Ответы детей (радость) (Сказка «Краденое солнце»)
2.Плачет серый воробей:
— Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно,
В поле зернышка не видно! (грусть)
(Ответы детей (грусть) (Сказка «Краденое солнце»)
3. Прибежала зайчиха
И закричала: «Ай-ай!
Мой зайчик попал под трамвай
И теперь он больной и хромой
Маленький заинька мой!»
(Ответы детей (страх) (Сказка «Айболит»)
4. И доктор пришил ему ножки
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха мать
Тоже пошла танцевать
(Ответы детей (радость) (Сказка «Айболит»)
5. Я боюсь признаться маме,
Что разбил кувшин с цветами.
Весь от страха я трясусь,
Я, наверно, просто трус! или
(Е. Липатова Трусом быть я не хочу)
6.…Я позвал во двор ребят,
Взял сестру и братца-
Будем все кататься!
Дал Сереже и Алеше,
Дал Андрею, Кате, Гоше,
Пусть порадует ребят
Мы играли очень дружно –
Радостью делиться нужно. (Т. А. Шорыгина «Мне купили самокат»)
7. Я противной становлюсь,
Я свирепой становлюсь,
Я сама себя боюсь,
Я не знаю, как мне быть,
Я пылаю в гневе!
Не смогла бы нагрубить
Только королеве! (А. Барто)
Педагог-психолог: Молодцы ребята, правильно отгадали названия сказок,
чувства и настроение героев сказок и стихов. Видите, ребята настроение бывает не
только радостное, но и грустное, иногда мы испытываем чувство страха. И
настроение, и чувства зависят от ситуаций, в которых мы оказываемся.
— Как еще, каким способом можно выразить, изобразить чувства, эмоции,
настроение? Если возникнет затруднения, нам на помощь придет наш кубик с
изображением эмоций. (ответы детей). Правильно ребята выражать свои
чувства и эмоции, проявлять своё настроение можно с помощью мимики,
2. Игра «Собери эмоцию«
Ход: Детям раздаются картинки с изображением эмоций, которые они должны собрать.
1 вариант. Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю
2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами.Например: диалог между бабушкой и внуком.
Игра «Покажи на себе»
Для игры следуют составить из «конструктора эмоций» определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют это выражение. Далее детьми можно побеседовать, какая им эмоция была более ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т. п.
Игра «Послушай и собери»
Детям предлагается послушать литературные произведения – рассказы, стихи, сказки, в которых прорабатывается та или иная эмоция. Прослушав, дети с взрослым обсуждают прочитанное и собирают нужную эмоцию на доске.Например: отрывок и из стихотворения Т.Шорыгиной:«Не хочу быть трусом»:
3. Помоги животным найти своих хозяев.
4. Подбери каждому животному его маску.
— А когда мы злимся, в каких ситуациях испытываем гнев? (Ответы детей)
Как вы думаете как, каким образом можно избавиться от чувства злости?
(Ответы детей) Правильно, верно. Молодцы дети. От чувства злости можно
справиться если развеселиться, пошутить, сделать доброе дело.
Педагог-психолог: — Ребята, сейчас я вам расскажу, как можно избавиться от
чувства злости и от плохого настроения.
«Рисование плохого настроения». Помните мы выполняли это задание. А сегодня я посоветую вам другой способ избавиться от плохого настроения. Заняться интересным делом. Давайте покажем родителям упражнения на развитие моторики рук, на подготовку руки к письму, а также упражнения на развитие внимания, восприятия, мышления.
Педагог-психолог: — Когда у вас хорошее настроение, когда мы испытываем
чувство радости, в каких случаях? (Ответы детей.) Как можно поделиться
своей радостью с другими? (Ответы детей). Отлично. Замечательно вы знаете как своей радостью поделиться с другими.
Педагог-психолог:
— Ребята я предлагаю вам поделиться своей радостью с нашими гостями, это
упражнение, которое поднимает настроение не только вам, но и всем
Цель: стабилизация психоэмоционального состояния
Педагог-психолог: А сейчас предлагаю вам построить «Пирамиду радости»
из наших рук и поделиться своею радостью со всеми вокруг. Вы согласны.
(Ответы детей). Я назову что- то радостное или радостное событие и положу
руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое, или радостное
событие и класть руку поверх моей по очереди. Психолог вытягивает руку и
говорит: «Я рада видеть всех ребят в этой комнате и мне очень понравилось как вы работали сегодня». Дети, по очереди, кладут свою ладошку на ладонь психолога, объясняя, от чего они испытывают чувство радости. Затем все вместе резко кидают руки вверх расцепляя и отдавая свою радость окружающим.
Педагог-психолог: — Замечательно ребята, мы поделились своей радостью со
всеми окружающими и подарили им хорошее настроение.
Педагог-психолог:
— Ребята, наше занятие подошло к концу.
— Понравилось ли вам занятие?
— А что понравилось вам больше всего?
А какое у вас сейчас настроение?
Ритуал прощания «Мыльные пузыри»
Цель: создание положительного эмоционального настроя
У меня есть волшебные мыльные пузыри, которые заряжают всех, на кого
попадают добром, любовью, радостью и хорошим настроением на весь день.
Подходите ближе, я буду выдувать пузыри, а вы дотрагивайтесь до них, чтоб
они лопнули у вас в руках и подымали вам настроение. Ну все ребята,
пришла пора прощаться.
До свидания ребята. Хорошего вам настроения.
Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.
Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Пятый день Недели психологии. Цель: развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развитие.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.
Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию «Православный праздник «Крещение.
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.
Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке» Цель: формировать у детей элементарные математические представления с помощью заданий по математике и развитию речи. Приоритетная образовательная.
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию «Любимая игрушка» Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию Тема: Составление рассказа о любимой игрушке по.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Источник
Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
Уфимцева Марина
Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Bыготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, обучая ребенка взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно поставить себя на место обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Специальная проведенная работа показала, что родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало достается теплых слов. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются, поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Основная ее цель – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.
В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:
Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы;
Изучить этапы развития эмоционально-волевой сферы детей;
Корректировать эмоциональное поведение детей;
Снизить проявления гиперактивности и возбудимости в поведении детей;
Формировать эмоциональное осознание своего поведения;
Развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;
Формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;
Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;
Развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения.
Такая целенаправленная работа дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.
От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует отметить, что эмоциональная сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы.
В работе используются такие технологии,как:
Виды,используемых технологий: игры, элементы тренингов, психогимнастика, гимнастика для глаз, артерапия, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, самомассаж, релаксация.
По словам Д. Б. Эльконина, дошкольник вращается вокруг взрослого, его функций, задач. Взрослый выступает для него в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе социальных отношений (папа, доктор, водитель). Но дети еще не в состоянии реально участвовать во взрослой жизни, хотя и являются членами общества. Вот, как раз противоречие этой социальной ситуации разрешается в игре как ведущей деятельности, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых. Д. Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».
В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает законы системы человеческих отношений.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В процессе игры у детей произвольно развиваются внимание и память, игровая ситуация оказывает постоянное влияние на умственное развитие дошкольника.
Самый ответственный период для развития умственных способностей дошкольников – от 3-7лет. Именно в это время необходимо приложить максимум усилий для развитиявсех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и внимания. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.
Для того, чтобы осуществлять свою работу создан уютный кабинет и наполнен необходимым оборудованием и инструментарием.
Поскольку для каждого ребенка наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность, поэтому все занятия проводятся в доброжелательной обстановке, учитываются индивидуально-типологические особенности детей. Развивая интеллектуальные способности детей, в занятия включаются упражнения для снятия физического и эмоционального напряжения. Работа со старшими дошкольниками, позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации, уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т. д.
1. Подготовительный этап (10 минут)
Задача: Настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить артикуляционный аппарат к работе, улучшить ритмирование организма, активизировать работу мышц глаз
Содержание: дыхательные, глазодвигательные упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мышц руки, на развитие межполушарного взаимодействия, на гармонизацию взаимоотношений.
2. Основной этап (25 минут)
Задачи: повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие умений понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого.Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности и др.
Содержание: этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера, сказкотерапия, рисование своих проблем, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях.
Условия реализации программы
1. Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка — на успех у каждого ребенка.
2. Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей. Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка в группу.
3. Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
4. Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди.
5. Стимуляция мотива «быть не хуже других».
6. Занятия рассчитаны на возраст детей 6 –7 лет. Всего 20 занятий. Продолжительность каждого занятия 35 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.
Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
7. Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Большое значение в развитии познавательных процессов и эмоциональной сферы у детей является взаимодействие родителей и педагогов, поэтому в ДОУ проводятся регулярные встречи с родителями, которые проходят как консультации на волнующие темы, семинары-практикумы, мастер классы, тренинги.
За период функционирования встреч с родителями самым сложным оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью.
Тщательная подготовка к каждой встрече, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствует заинтересованности родителей к посещению клубных встреч.
Критериями эффективности работы являются:
— использование родителями предложенных материалов в работе с детьми;
— положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.
Результатом работы с просвещением родителей можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.
Немало важную роль играет работа с педагогами. С педагогами и специалистами проводится просветильская работа, игровые упражнения, мастер-классы, тренинги.
5. Список литературы
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — СПБ. ; Речь, 2007
2Денисов П., Денисов Г. Программа «Гимнастика мозг». Ч. 1 и 2/ Пер. С. М. Масгутовой. М., 1997
3. Маралов В. Г. Фралова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников, — М. :- ТЦ Сфера, 2008.-
3. Савина Л. И. Пальчиковая гимнастика. – М., 1999 г
4. Сакович Н. А.Практика сказкотерапии:- СПБ. : Речь, 2004.
5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. -М., 2000.
6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. :ТЦ Сфера, 2002 г.
7. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М. :ТЦ Сфера, 2003
8. Стишенок И. В. Сказка в тренинге- СПБ. : Речь, 2005.
9. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. : Академия развития, 1997.
10. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб. : Речь, ТУ Сфера, 2001
11. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПБ. : М. : Сфера, 2008.
12. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронина А. П., Нилова Т. А.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет). – СПб. : Детство-Пресс, 2000
13. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М., 1999 г.
14. Чистякова М. И. Психогимнастика. — М.,Просвещение: Владос, 1995
Список литературы для родителей
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — СПБ. ; Речь, 2007
2. Корнеева Е. Н.Детские капризы-Ярославль: Академия развития, 2002г.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. :ТЦ Сфера, 2002 г.
4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПБ. : М. : Сфера, 2008.
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте важное значение имеют эмоционально- нравственные чувства и навыки общения для развития детских взаимоотношений. Первоначальное.
Доклад «Роль праздников в развитии эмоционально-волевой сферы детей» Роль праздников в развитии и воспитании детей. 1.1. Значение и роль праздника В результате многолетней работы с детьми, я пришла к выводу,.
Игровое занятие для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Игровое занятие «Круг» для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Занятие «Круг» — ритмически организованное занятие, направленное.
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (с 5 лет) Цель: упражнение продолжает знакомство,.
Отчёт педагога-психолога «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников на начало учебного года» «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников» на начало учебного года. Для диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры» Педагогический опыт работы педагога-психолога МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Назаровой Натальи Геннадьевны.
Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально-волевой сферы в поведении детей с ОВЗ Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально – волевой сферы и типичных отклонений в поведении детей.
Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве. В настоящее время, наряду с общими.
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №443 г. Челябинск» «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей.
Духовно-нравственное воспитание, развитие эмоционально-волевой сферы. Занятие в подготовительной группе «Слепая лошадь» Цель: на примере притчи объяснить детям, как важно быть ответственным за свои слова и поступки, подвести к пониманию, что от этого может.
Источник