Эмоциональные особенности дошкольников
Лена Москаль
Эмоциональные особенности дошкольников
Эмоциональные особенности дошкольников.
К дошкольному возрасту у ребенка уже сравнительно богатый эмоциональный опыт. Он быстро и ярко реагирует, на хорошие и грустные события, гораздо проще ощущает настроение окружающих людей. Проявление эмоций несут в себе непринужденный характер. Ярко проявляются в словах, движения, мимике.
Как писал А. Н.Леонтьев: «Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей».[12]
После рождения ребенок испытывает первые свои эмоции – отрицательные. Это связано с тем, что у ребенка резко меняется окружающая среда. Так же проявляются чувства страха. С помощью взаимодействий с взрослыми, которые не только обеспечивают уход, но и стараются наполнить жизнь ребенка разными впечатлениями, проявляют заботливое отношение и свою любовь, в этот момент у младенца развивается положительные эмоции. Во вторую половину своей жизни ребенок начинает различать эмоциональное состояние взрослого, впечатлительно реагировать на их мимику, интонацию голоса, на действия взрослого. В этот момент у ребенка начинается формироваться любовь т симпатия к близким, как ответная реакция на заботу взрослого.
Эмоции ребенка раннего возраста кратковременны, бурно выражаются и неустойчивы. Урунтаева Г. А. [22] отмечала, эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все поведения ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо.
В 1,5 – 2 года у ребенка начинает закладываться простейшие нравственные эмоции. Фактор развития – похвала или отрицательная оценка взрослого.
В 3 года начинают выражаться эстетические чувства: радость вызвана красивым костюмом на праздник, цветочком; современен различая, находят и в музыки ее «настроение». Часто у ребенка в этом возрасте появляется желание выразить себе и свои чувства через пение, движение, рисунок. Так же начинают развиваться интеллектуальные чувства. Ребенок в меру своих речевых возможностей задавать познавательные вопросы взрослым. Так же начинается эмоциональное отношение к сверстникам, проявляется ревность взрослого к другому ребенку. В потребности похвалы у ребенка раннего возраста начинает развиваться чувства самолюбия, гордости, а так же чувства стыда. Основные мамонты эмоционального развития ребенка: эмоции такие же как и в младенческом возрасте изменчивы и неустойчивы, эмоции импульсивны, активно развиваются интеллектуальные эстетические, нравственные эмоции, главное значение приобретает слово, которое оценивает те или иные поступки или качества.
У детей в дошкольном возрасте основные изменения в эмоциональной сфере вызванный установлением иерархии мотивов, появление новых потребностей и интересов, так считал Леонтьев А. Н. [24]
Чувства ребенка в дошкольном возрасте со временем становятся глубокими по смысловому содержанию, а так же постепенно теряет порывистость. Но остаются эмоции, которые трудно контролируются, это связанно с органическими потребностями, такие как желание голода, жажды, отдыха и другие. Меняется и значимость эмоций в деятельности дошкольника. На прошлых этапах развития основной ориентир для ребенка была оценка взрослого, теперь в момент положительного результата своих действий и положительных эмоций от окружающий, он испытывает чувство радости. Дошкольник постепенно со временем осваивает экспрессивные формы выражения эмоций – мимика, пантомимика, интонация. С помощью этих выразительных средств, он больше осознает переживания другого человека. Главными моментами у ребенка в дошкольном возрасте в эмоциональном развитии является:
• Усвоение социальных форм проявления эмоций – происходит усовершенствование эстетический, моральных и интеллектуальных чувств, развивается чувство долга.
• Вследствие речевого развития эмоции становятся осмысленными.
• Эмоции становятся показателем состояния ребенка, физического и психического самочувствия.
По мере развития ребенка эмоциональные проявления становятся сложнее и содержательней. Со временем у детей появляются элементарные моральные переживания. При выполнении запросов окружающих, появляется простодушное удовлетворение. В итоге эмоциональное переживание начинает пробуждаться не только тем, что приятно или нет, но и тем что хорошо или плохо, что согласованно или не согласованно с окружающими людьми. Главная задача для маленького ребенка, это формирование ласковых, теплых, добрых отношений с воспитателем. Признание воспитателя за хорошие поступки ребенка оказывает несравненное влияние на его эмоциональное состояние.
Положительная оценка педагога повышает активность нервной системы ребенка, поднимает продуктивность выполненной деятельности. Тогда как негативные оценки, которые повторяются, влекут за собой негатив, подавленное настроение, тяготят и угнетают физическую и умственную активность.
Когда человек достигает момента зрелости, его эмоциональная жизнь недостаточна стабильна. Наблюдается снижение эмоциональности в разных жизненных ситуациях, при выполнении любых видах деятельности. У людей зрелого возраста успехи детей или внуком вызывают положительные эмоции, а неудачи – отрицательные. В этом возрасте развитие эмоциональнойсферы происходят неравномерно: эмоции становятся устойчивыми, отрицательные эмоции постепенно начинают преобладать положительные, происходит снижение эмоционального реагирование, переживание становятся менее регулированными.
С помощью художественно-творческой деятельности у взрослого и ребенка развивается эстетическое, познавательные и нравственные чувства.
Особенности музыкально-ритмического воспитания дошкольников Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно.
Особенности развития представления дошкольников о величине предмета В младшем и среднем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения приложения или наложения.
«Особенности социально-психического развития дошкольников» Социальное развитие по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых лет жизни человека. По мнению С. А.
Психолого-педагогические особенности ФЭМП у дошкольников Ведущими психологическими процессами являются: память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Мышление- бывает: предметно- действенное.
Эмоциональные этюды Приложение 1. Игнатенко Лидия Викторовна, музыкальный руководитель Эмоциональные этюды Цель: Формирование у детей дома и в детском саду.
Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.
Особенности формирования нравственных установок дошкольников Обозначенная Федеральным стандартом система ценностей ратифицирует границы социокультурной активности ребенка, являясь регулятором деятельности.
Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 5–6 лет Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Приморского района Санкт-Петербурга «Особенности.
Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников Цель педагогических воздействий по отношению к игре – формирование игровых умений,.
Возрастные особенности дошкольников Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными.
Источник
Возрастные особенности развития эмоций у дошкольников
Наталья Глухина
Возрастные особенности развития эмоций у дошкольников
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка, понимание своих эмоций и чувств — главный компонент в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.
Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Для осуществления процесса взаимодействия дошкольник должен распознавать эмоциональное состояние, настроение других людей, выражать собственные эмоции так, чтобы они были понятны и вызывали ту реакцию, которую ожидает ребенок, другими словами, находить с людьми общий эмоциональный язык. В дошкольном возрасте закладываются также основы эмоциональной отзывчивости.
Эмоциональное развитие — это закономерный процесс, в каждом возрастном этапе есть новообразования, которые можно успешно использовать в формировании эмоциональной сферы. Давайте рассмотрим их.
На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу.
Отмечается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи.
Формируются симпатии к отдельным людям.
Закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих.
Ребенок доволен, когда его хвалят.
На третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника, что приводит к окончательному формированию потребности в общении с ним.
Общение детей друг с другом имеет форму эмоционально — практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстниками принадлежит взрослому. Эффективным методом воздействия взрослого на контакт с ребенком является организация субъективного взаимодействия с ним.
Внимание ребенка непроизвольно и крайне неустойчиво. Ребенок может забыть, что шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную сюжетную картинку ребенок рассматривает 8-10 секунд.
Увлекательной деятельностью занимается 10 – 15 минут.
Многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут.
Распределять внимание между несколькими предметами не могут.
Детям трудно переключить внимание по первому указанию взрослого.
Ребенок хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения.
Испытывает удовлетворение, если смог что – то выполнить.
Переживает, если его ругают.
Понимает, если плохо делает кто — то другой.
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Доброжелательно относится к детям, получает удовольствие от общения со сверстниками.
Настороженно относится к незнакомым людям, новым ситуациям.
Возникают страхи, боязни темноты.
Ребенок начинает понимать юмор, осознанно смеяться.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения.
Свои чувства выражает взглядом, мимикой, жестами, позой, тоном, выразительными движениями.
Эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно.
Дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно.
Эмоции выступают в качестве главного мотива поведения.
У ребенка формируется личностная позиция «Я сам».
Это кризис трех лет — кризис «самости».
Дети начинают активно идентифицировать себя со взрослыми: «я- как папа; я — как мама и т. п.», копируя их внешнее поведение, повторяя речевые выражения, моделируя в игре домашние ситуации.
В 3-4 года проявляется способность оценивать свои поступки, результаты деятельности;
Ребенок осознанно огорчается, если не получается задуманное;
Все больше приобретают интерес для ребенка его сверстники;
Характерны трудности и конфликты между детьми, так как социальный опыт и речевые возможности невелики;
В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей;
У детей появляется способность отодвинуть поступок на более позднее время – это показатель развития воли;
Способность управлять своим вниманием очень невелика;
Переключение внимания с помощью словесной инструкции требует неоднократного повторения;
Устойчивость внимания незначительная и зависит от степени заинтересованности ребенка (на индивидуальном занятии с взрослым 15 -20 минут с перерывами);
Объем внимания не превышает одного объекта;
В этом возрасте появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой пустой комнаты. Особенно к этому предрасположены малообщительные дети, ограниченные в контактах. У таких детей кроме страхов могут возникать, упрямство, капризы.
В четыре года устойчивость внимания ребенка возрастает. Дети могут сосредоточенно заниматься какой — либо деятельностью в течение 15 — 20 минут: лепить, рисовать, клеить, строить и т. п., а игры у некоторых детей длятся 30 минут. В игровой ситуации ребенок может действовать сразу с 2 — 3 предметами. Происходит дальнейшее развитие чувства привязанности к сверстникам.
Дети любят шутить, понимают шутки других.
Формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций.
Важным личностным механизмом считается соподчинение мотивов.
Ребенок может подавить свои непосредственные побуждения: не реагировать на привлекательный предмет.
Наиболее сильным мотивом становится поощрение, получение награды, похвалы.
Начинает формироваться самооценка, самолюбие, связанное с достижением успеха, через соревнование, соперничество.
Дети могут адекватно отнестись к успеху и неудаче.
Многие преувеличивают свои достижения.
Дети имеют разнообразные переживания, но еще в полной мере не осознают их.
Проявляется обоснованная детская агрессивность: удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.
Недостаточное или враждебное внимание и отношение взрослых в семье приводит к депрессиям, тревожности, враждебности,
агрессивному поведению, чувству неполноценности.
В возрасте 5-6 лет эмоциональный образ (аффект) становится первым звеном в структуре поведения. Эмоциональный мотив регулируе6т действия ребенка.
• Ребенок начинает радоваться, печалиться на только потому, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
• Появляются эмоции сочувствия, сопереживания другому.
• Последовательно развивается соподчинение мотивов, и детям в этом возрасте легче ограничить свои непосредственные желания.
• Сильным стимулом в деятельности является успех, но многих детей побуждает и неуспех.
• Появляется способность оценивать свое поведение с позиций моральных норм.
• К шести годам еще сохраняется завышенная самооценка, но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме.
• Существенное влияние на поведение ребенка оказывает интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них.
• Дети способны устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
• Ребенок становится чувствительным к оценкам взрослых.
• Мотивом деятельности часто выступают стремление завоевать симпатию сверстников, которые им нравятся, самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть и т. п.).
• Повышается устойчивость внимания, его объем, переключаемость возрастает, произвольность становится более целенаправленной. Дети могут удерживать внимание для решения самых различных задач.
• Дети осознают правила в поведении, в игре, стараются их выполнять.
6 — 7 лет
• Появляются эмоции сочувствия, сопереживания.
• Умеют соподчинить свои действия с деятельностью других детей.
• Могут ограничивать свои непосредственные желания.
• Сильным стимулом в деятельности является успех ребенка, но многих побуждает и неуспех.
• Дети способны оценить ситуацию или поведение с позиции моральных норм.
• В этом возрасте еще сохраняется завышенная самооценка (6 лет, адекватная самооценка с 7 лет.
• Дети активнее проявляют интерес к миру взрослых (копирование поведения взрослых, моделирование домашних ситуаций и т. п.).
• В этом возрасте дети очень чувствительны к оценкам взрослых. Любая обида порождает недоверие – дети стараются завоевать симпатию со стороны сверстников путем демонстративного поведения (предпочитают соревновательные игры силового и материального характера).
• Ребенок в этом возрасте пытается показать себя и доказать свою значимость.
• К 7 годам складывается половая идентификация (у мальчиков свои игры, у девочек – свои).
• Дети способны самостоятельно, добросовестно выполнять трудовые поручения.
Таким образом — зная об особенностях развития эмоционально — волевой и личностной сфер, вы можете помочь гармоничному развитию ребенка, и сохранить его психическое здоровье.
Консультация для родителей «Возрастные особенности психофизического развития детей старшей группы (5–6 лет)» Игровая деятельность. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое.
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей подготовительной группы 6–7 лет» Подготовительная группа детского сада – это первый шаг к школе, к более взрослой жизни. В этом возрасте игровые действия детей становятся.
Возрастные особенности детей 2–3 лет Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на.
Возрастные особенности детей 2–3 лет Материал подготовлен в вид презентации. Будет интересен, как педагогам, так родителям. Слайд 1 Познавательная сфера Им присуще наглядно-действенное.
Возрастные особенности детей 4–5 лет Возрастные особенности детей 4-5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период, который является очень важным этапом.
Возрастные особенности детей 4–5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного.
Возрастные особенности детей 5–6 лет «Возрастные особенности детей 5-6 лет» Я хочу немного познакомить вас с возрастными особенностями детей 5-6 лет. Вашему ребенку исполнилось.
Возрастные особенности детей 7 лет Возрастные особенности детей семи лет Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и.
Возрастные особенности развития ребенка 3–4 лет Данный возраст является важнейшим периодом развития ребенка. Как раз в это время происходит самоосознание, становление личности, приобретение.
Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников на разных этапах ее формирования Общепризнано, что игра — ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов.
Источник