Как проверить чувствует ли ребенок боль

Чувствуют ли новорожденные дети боль?

Долгое время считалось, что новорожденные дети устойчивы к боли. Это объяснялось незрелостью их нервной системы и неспособностью запоминать пережитые ощущения. С течением времени наука полностью опровергла принятые суждения, и сегодня боль у детей является предметом изучения многих специалистов.

Удивительно, что еще 20—30 лет назад доктора не умели правильно оценивать боль у младенцев, не знали о ее лечении и порой даже, наоборот, старались не лечить, так как опасались побочных эффектов лекарств, механизм действия которых в детском организме был совсем неизвестен [1]. Многое изменилось с тех времен, и до сих пор медицина продолжает открывать новые знания в этой области.

По определению Международной ассоциации по изучению боли, боль — это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с реальным или потенциальным повреждением тканей [2]. Способность чувствовать боль свойственна и ребенку, и взрослому, но каждый ощущает ее по-разному, ведь многое зависит от возраста, особенностей восприятия и пр. Какие отличия характерны для детей?

1. Новорожденные дети чувствуют боль. Ее ощущают как доношенные, так и недоношенные. Способность чувствовать боль имеется даже у плода.

По имеющимся данным, можно уверенно сказать, что плод имеет болевую чувствительность на 25—26 неделе беременности [3]. И также вероятно, плод может воспринимать боль с 20 недели беременности, и маловероятно, что чувственный опыт боли имеется у плода ранее 17 недели беременности [4].

2. Новорожденные дети имеют низкий порог восприятия боли.

Это значит, что они сильнее чувствуют боль, чем дети старшего возраста или взрослые. У недоношенных детей (менее 32 недель гестации) болевой порог еще ниже, следовательно, они еще более восприимчивы к боли, чем доношенные [1,5].

Повышенная чувствительность к боли у маленьких детей связана с большим количеством рецепторов в коже, активностью нервных клеток [6], недостаточно развитыми ингибирующими боль нервными путями и неумением осознанно подавлять болевые импульсы [7].

3. У новорожденных детей боль имеет преимущественно разлитой характер (не локализованный).

Это связано с тем, что нервные волокна, которые проводят болевые сигналы к мозгу, у детей расположены близко друг к другу, и импульс с одного волокна может легко распространяться на соседние, активируя больше областей мозга, анализирующих и воспринимающих боль, и, как итог, даже точечное воздействие может быть воспринято как обширное [1].

4. Новорожденные дети могут испытывать боль даже при действии стимулов, которые обычно не вызывают болевых ощущений [1].

Новорожденные дети склонны к гиперчувствительности. Например, если перед выполнением болезненной процедуры ребенок имеет неприятный чувственный опыт, то последующие болевые воздействия будут восприниматься им более сильно. Если ребенок уже испытывает боль, то любой последующий неприятный стимул (даже яркий свет или шум) будет только усиливать эту боль [5].

5. Отсутствие видимых признаков болезненных ощущений у ребенка не говорит об отсутствии боли.

Бывает, что новорожденные дети имеют тяжелые заболевания, и/или их состояние не позволяет проявлять активные реакции при воздействии болевых стимулов. Крик и повышенная двигательная активность – это не единственные проявления боли.

Боль — это типичный стрессовый фактор, который сопровождается:

Физиологические
реакции
Изменения
поведения
Гормональные
изменения
Вегетативные
реакции
Движения
тела
Повышение
ЧСС, АД,
частоты дыхания,
потребления
кислорода,
мышечного
тонуса,
внутричерепного
давления
Резкий
пронзительный
плач,
зажмуривание
глаз, углубление
носогубной
складки,
опускание
бровей,
заостренность
углов рта,
сморщивание
лба
Повышение
концентрации
кортизола,
катехоламинов,
глюкагона,
соматотропного
гормона, ренина,
альдостерона,
антидиурети-
ческого гормона.
Снижение
секреции
инсулина
Мидриаз
(расширение
зрачков),
появление
пота на лице,
покраснение,
бледность или
≪мраморность≫
кожи
Сжатие кистей
рук в кулак,
резкое
сгибание
и разгибание
ног,
запрокиды-
вание головы,
дугообразный
изгиб туловища

Большинство этих изменений не видимы для глаз, но это не означает, что их нет.

6. Боль у детей имеет как краткосрочные, так и долгосрочные последствия.

Уже давно установлено, что боль влияет на состояние ребенка, ограничивает его возможности, замедляет рост, развитие, затягивает выздоровление. Чем дольше ребенок испытывает боль, тем серьезнее последствия для здоровья он имеет [5,8].

В исследованиях отмечено, что длительная боль, перенесенная в периоде новорожденности, обуславливает меньшую устойчивость к боли и стрессу во взрослой жизни [3].

Боль является многокомпонентным феноменом, которому присущи свои особенности в разные периоды жизни. Боль одинаково неприятна и взрослым, и детям, и даже новорожденным. Для ограничения ее неблагоприятного влияния крайне важно проводить своевременную профилактику и лечение. На сегодняшний день существуют несколько видов лекарственного и не лекарственного воздействия на нее (подробнее в статье «Как справиться с болью у новорожденных детей без лекарств?»), врачи и родители должны быть обязательно с ними знакомы [9].

Читайте также:  Как реально поднять настроение

Источник

Как младенцы чувствуют боль? Долгое время врачи этого не знали

До 1980-х годов младенцам во время операций не делали наркоз. Врачи не знали, сколько боли чувствуют дети в таком нежном возрасте, а анестетики могли быть для них слишком опасными. Сейчас ученые придумали несколько методов, чтобы узнать, как дети, которые еще не могут описать свои чувства в понятной для нас форме, чувствуют боль. Эти методы можно использовать и в работе с другими неговорящими пациентами.

Первые исследования прошли в 80-х годах на животных. Тогда ученые выяснили, что все структурные и функциональные связи, которые необходимы для ощущения боли, присутствуют с рождения . Но оставалось неясным, достаточно ли они сформированы, чтобы дети чувствовали то же самое, что и взрослые. На этот вопрос могло дать ответ только исследование нервной системы самих младенцев.

Ученые проверили активность мозга маленьких детей при болевых ощущениях. Для этого они использовали неинвазивные (не проникающие под кожу) методы — электромиографию, регистрирующую сокращение мышц, и электроэнцефалографию, отражающую любые изменения в работе мозга.

В мозге недоношенных детей регистрируется значительный всплеск активности при любом воздействии

У всех младенцев был выявлен защитный спинальный рефлекс, направленный на удаление от раздражителя (когда вы прикасаетесь к горячему предмету, то неосознанно отдергиваете руку — это и есть защитный спинальный рефлекс). Чем младше был ребенок, тем сильнее проявлялась реакция — самые маленькие всегда старались удалиться даже от легких прикосновений, а дети постарше (от 40 недель) постепенно привыкали к несильным раздражителям. Их рефлексы срабатывали только при болезненном воздействии. Недоношенные дети воспринимают любое прикосновение — и болезненное, и нет — одинаково: изгибаются всем телом. С возрастом это проходит.

Примерно такие же результаты показала и электроэнцефалограмма. В мозге недоношенных детей регистрируется значительный всплеск активности при любом воздействии (на простое прикосновение и на забор крови мозг ребенка реагирует одинаково). Через несколько недель в ответ на болезненные ощущения у них появляется уже специфическая волна активности, похожая на ту, что можно наблюдать в мозге взрослого человека.

Нельзя сказать, что показатели, предоставленные учеными, полностью объясняют то, как младенцы чувствуют боль. Кроме физиологической, здесь есть и эмоциональная составляющая, которую не измерить такими приборами . Единственная возможность хоть как-то приблизиться к разгадке — изучить стрессовые состояния ребенка во время необходимых процедур.

При госпитализации младенцы несколько раз в день принимают участие в разных неприятных процедурах, что вызывает у них естественную реакцию: крик, учащение дыхания и сердцебиения, выработка «гормона стресса» кортизола. Ученые измерили у детей одновременно мозговую активность и выработку кортизола и пришли к неожиданным выводам.

У всех младенцев был выявлен защитный спинальный рефлекс, направленный на удаление от раздражителя

Дети, которые, судя по уровню гормонов, не испытывали стресса, сильнее реагировали на забор крови — у них повышалась мозговая активность, и они начинали кричать и гримасничать. Те же младенцы, у которых уровень кортизола подскочил, почти не выказывали поведенческих реакций, хотя уровень активности их мозга был еще выше, чем у их «бесстрашных» коллег. Несмотря на то, что эти дети внешне казались спокойными, они ощущали боль сильнее, потому что гормон стресса увеличивает болевые ощущения. Именно поэтому, проводя неприятные процедуры, следует замерять уровень кортизола в крови младенца — он точно покажет, чувствует ли ребенок боль.

Источник

У маленького ребёнка что-то болит. Что мне делать?

Педиатр и детский невропатолог рассказали, как распознать и вылечить распространённые детские заболевания, на второй встрече клуба «Здоровый журналист».

В первую тысячу дней жизни ребёнок нуждается в особом внимании и уходе. Младенец рождается весом в 2,5-5 кг, без зубов и коленных чашечек, с мягкими костями и с «родничком» в черепе. К году его вес увеличивается в 2-3 раза, появляются первые зубы, «родничок» зарастает, зрение и слух становятся практически, как у взрослого человека, он начинает передвигаться самостоятельно, произносить первые осмысленные звуки и проявлять эмоции.

К двум годам рост увеличивается в 2 раза и составляет половину его «взрослого» роста (например, если при рождении рост был 53 см, в 2 года – 90 см, а в 25 лет будет 180 см). От двух до трёх лет у малыша появляются коленные чашечки, и он учится бегать, вырастают молочные зубы, а кишечник начинает переваривать твёрдую пищу. Увеличивается моторика, реакция и обучаемость.

Читайте также:  Особенности эмоциональные состояния детей

Мамы знают, что болезни раннего периода отличаются от болезней взрослых, и даже от болезней детей постарше. А многие болезни вовсе не нуждаются в лечении – это одно из проявлений растущего организма.

До определённого периода маленький человек не может объяснить, что и как у него болит, поэтому мамам нужно учиться определять это самостоятельно или обращаться к педиатру. На первой встрече клуба «Здоровый журналист» в 2018 году, организованного компанией SANTO, педиатры рассказали о том, на что стоит обращать внимание и как вылечить простые детские заболевания. Невропатолог, директор Департамента педиатров Healthcity clinic (MBA) Константин Пушкарёв и педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова Сауле Сарсенбаева поделились знаниями, опытом и привели примеры из своей практики.

Почему у ребёнка поднимается температура?

Повышение температуры обычно возникает при инфекционных заболеваниях. Организм борется с патогенами, в кровь поступает вещество противовирусного действия – интерферон. В крови усиливается обмен веществ и бактерицидность, чтобы эффективнее бороться с бактериями и вирусами. Поэтому врачи не рекомендуют медикаментозно понижать температуру в первый день или понижать её, если она не слишком высокая. Но малыш – это не уменьшенная копия взрослого. Многие процессы устроены иначе, в том числе и теплообмен.

«У маленьких детей проблемы с теплообменом – они быстро переохлаждаются и так же быстро перегреваются. Если с холодом обычно вопросов нет – любая мама в первую очередь пытается согреть своё чадо, то во втором случае возникает проблема – мы привыкли кутать детей. А их нельзя укутывать даже в холодную погоду. Многие воспалительные процессы быстро распространяются», – рассказала Сауле Сарсенбаева.

У малышей ярче выражены симптомы интоксикации – при высокой температуре они становятся вялые, малоподвижные, их подташнивает. Быстро наступает потеря микро- и макроэлементов, обезвоживание. Если поднимается температура, родителям нужно больше поить малышей. С другой стороны, у малышей есть преимущество – они восстанавливаются намного быстрее взрослых.

Что делать, если у малыша поднялась температура?

  1. Сначала температуру надо измерить при помощи градусника.
  2. Если температура невысокая (38 градусов для новорождённых и 39 градусов для детей старше трёх месяцев), ничего предпринимать не нужно. Нужно продолжать наблюдать, измеряя температуру каждые два часа, не забывая поить тёплой водой.
  3. Если температура выше, чем 38-39 градусов или держится долго, то нужно охладить ребёнка – в первую очередь раздеть и перенести в проветренную комнату, закрыв перед этим окна.
  4. Вы охладили ребёнка, но температура не снижается. Попробуйте обтереть малыша ватным тампоном, смоченным обычной кипячёной водой или слабым водочным раствором. Спирт быстро испаряется, забирая с собой с кожи лишнее тепло.
  5. Если всё вышеперечисленное не помогло, позвоните врачу. Скорее всего он назначит жаропонижающий сироп. Обязательно уточните дозу и частоту приёма и строго придерживайтесь схемы. Если после приёма препарата температура сразу снизилась, всё равно нужно придерживаться назначения педиатра.

Многие родители боятся детских судорог и не зря, потому что мозг запоминает эту реакцию организма на повышение температуры. При первых проявлениях судорог немедленно начинайте сбивать температуру. Константин Пушкарёв даёт совет от американских коллег: при высокой температуре искупать малыша в тёплой ванночке с температурой воды в 36,6 градуса. Нескольких минут хватит, чтобы вернуть малышу нормальную температуру тела и избежать судорог.

Ещё один момент, на который родителям стоит обратить пристальное внимание – как именно лихорадит ребёнка при повышенной температуре. Лихорадка бывает двух видов – розовая и белая. При розовой лихорадке расширяются сосуды, человеку жарко, всё горит. Это хорошая реакция на патогены, значит, организм активно избавляется от лишнего тепла. В первую очередь здесь хорошо помогают физические методы охлаждения, и зачастую до жаропонижающих препаратов дело не доходит. А вот белая лихорадка характеризуется повышенной температурой и бледной кожей. Здесь физические методы понижения температуры могут навредить. Малышу с такими симптомами может помочь только детский врач.

Почему ребёнку больно и что с этим делать?

Существует «луковичная» теория, которая возникла в довоенные годы, но окончательно сформировалась в 2014 году, которая говорит о том, что любая боль состоит из одинаковых компонентов:

  1. Ноцицепция – механические, тепловые, химические стимулы или генетическая предрасположенность к боли.
  2. Боль – это взаимодействие ноцицептивной системы с антиноцицептивной системой и влияние их друг на друга.
  3. Переживание – аффективный компонент, в котором играет роль лимбическая система, определяющая поведение человека. Роль играют несколько факторов. Например, генетика, пол, возраст и сфера работы.
  4. Болевое поведение, которое зависит от возраста пациента, его активности и знания этого типа боли в прошлом.
  5. Взаимоотношения с окружающими. Доказано, что доверительные отношения с окружающими людьми, коллегами, родственниками или медицинским персоналом снижают чувствительность к боли.

«Все люди – и большие и маленькие – боятся боли, – сказал Константин Пушкарёв. – Боль – это четырёхкомпонентный процесс. Она является одновременно социальной, физической, душевной и психологической».

Читайте также:  Диагностика темперамента стреляу для кого

Какая бывает боль?

Ноцицептивная вызвана повреждением тканей. Нейропатическая появляется при повреждении нервной системы. Третий вид не имеет названия, но эта боль возникает из-за неврологической дисфункции. Все три вида болевых ощущений люди испытывают по-разному. Боль бывает острая, пульсирующая, жгучая, стреляющая, ноющая, но в любом случае она приносит человеку лишь страдания, а в некоторых случаях приближает смерть. По словам Константина Пушкарёва, даже совсем маленькие дети могут испытывать фантомные боли. Например, если ребёнок испытал дискомфорт во время внутриутробного развития, эти ощущения могут повториться. Проблема с детской болью в том, что малыши почти до года не могут показать, где болит, а до двух лет не могут объяснить, как именно болит.

«Если совсем маленький ребёнок плачет, не исключено, что у него что-то болит. Первые действия мамы: взять его на руки, покачать, погладить, покормить и поговорить с ним ласковым, спокойным голосом. Родной запах мамы, успокаивающий голос, нежные объятия – всё это успокаивает малыша. В грудном молоке содержатся обезболивающие элементы. Надо помнить, что эмоциональное состояние мамы немедленно передаётся ребёнку. Если мама злится и переживает, ребёнок тоже будет плакать. Но потом придёт папа, возьмёт его на руки, погладит, поцелует и передаст ему успокоительный тестостерон. Таким образом, болевые ощущения и связанное с ними беспокойство постепенно пройдут», – рассказал Константин Пушкарёв.

Не всегда боль можно успокоить родительской любовью, и тогда в ход идут обезболивающие сиропы. Анальгетики для детей делятся на несколько категорий, и самыми безопасными и эффективными считаются парацетамол и Ибуфен ® , которые к тому же понижают температуру. У каждого из этих препаратов есть свои противопоказания и преимущества – например, до сих пор не доказано, безопасен ли парацетамол при длительном приёме, а Ибуфен ® нельзя давать детям младше трёх месяцев. Но врачи особо подчёркивают, что любой жаропонижающий и обезболивающий сироп необходимо давать ребёнку не по необходимости, а по схеме, описанной в инструкции к препарату, или по рекомендации врача. При этом малыши должны легко проглатывать лекарство, поэтому оно не должно быть в твёрдом виде. Идеальная форма – сироп. Ибуфен ® (ибупрофен) назначают детям при простудных заболеваниях, детских инфекциях, сопровождающихся повышенной температурой тела, гриппе, фарингите, при болевом синдроме: зубной боли/прорезывании зубов, головной боли, ушной боли и даже при поствакцинальных реакциях. Важно помнить про дозировку, которую легко соблюдать при помощи шприца-дозатора, и не превышать рекомендуемую норму для детей разных возрастов.

Главное, запомните: ребёнку до 15 лет ни в коем случае нельзя давать аспирин. Сауле Сарсенбаева привела пример из своей практики: родители хотели побыстрее поставить на ноги простудившуюся 8-летнюю дочку и пичкали её всем, что нашли в аптечке. В итоге привезли малышку в реанимацию с кровотечением буквально всех органов: помимо внутреннего кровотечения кровь сочилась из глаз, носа, мочеиспускательного канала. Аспирин – очень действенное лекарство против простуды, но смертельное для детей, в том числе ещё не родившихся.

Как общаться с ребёнком, которому больно?

По статистике, 70% из заболевших ОРВИ в Казахстане – младше 14 лет. Это означает, что дети – основные услугуполучатели врачей и аптек. И поэтому дальнейшая информация касается всех, кто так или иначе контактирует с заболевшими детьми – родителей, сотрудников аптеки, врачей и медсестёр.

Но проблема в том, что даже врачей раньше не учили правильно обращаться с больным ребёнком. Главное было – оказать помощь, это и есть необходимое добро, а в каком виде оно причиняется, было не важно. Но, например, в США врачи давно поняли, что доброжелательная беседа с пациентом не только успокаивает его перед неприятными процедурами лечения, но и имеет высокий терапевтический эффект.

Казахстанские врачи постепенно овладевают коммуникативными навыками, эту дисциплину уже начали преподавать в медвузах. Часто в маленьких городах и сельских поликлиниках врачи не считают нужным уделить внимание маленькому пациенту. Все вопросы задают маме, папе, бабушке – взрослому, который привёл ребёнка на приём. Ребёнка игнорируют, пока не нужно будет прослушать его дыхание холодным стетоскопом, посмотреть горло металлической лопаткой, или пощупать живот холодными руками в синих перчатках. Любая казахстанская мать сталкивалась с тем, что её ребёнка насильно держали во время инъекций и других медицинских процедур.

Любому человеку в любом возрасте необходимо внимание, тем более если он заболел и ослаблен. А детям это внимание требуется вдвойне. Поэтому врачи призывают всегда беседовать с детьми, даже если те слишком маленькие и не могут ответить. Доброжелательный настрой – огромная часть успеха в лечении любой болезни.

Источник

Оцените статью