План анализа стихотворения по литературе
Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.
Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении
План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Жанр стихотворения.
- Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- Моё восприятие стихотворения.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
Пример анализа стихотворения по плану
1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».
2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.
Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.
Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.
3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.
4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.
Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.
Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.
Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.
6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.
Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.
7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:
- метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
- эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
- сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
- инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».
В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.
Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.
10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Источник
Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения его эмоциональный пафос
Известно, что лирику понимать и анализировать значительно сложнее, чем прозу. Этот вывод, разумеется, в большей степени сделан на основе своих убеждений, но и комментарии на сайте, где ребята с досадой признаются, что им тяжело писать С3-С4, тоже подтверждает этот факт. К слову, на ЕГЭ в своё время за данные задания получил вместо 6 баллов [1] только 3. Для анализа мне досталось стихотворение Б.Л. Пастернака, творчество которого в школе мы прошли вскользь.
С тех пор не могу не отметить, достаточно сильно продвинулся в данном вопросе, поэтому поделюсь с вами теми приёмами, советами и материалами которые, надеюсь, тоже помогут тебе глубже понимать лирические произведения.
Перечислим для начала некоторые причины, из-за которых так сложно даётся работа по написанию задания части С3:
1. Незнание эпохи, конкретного исторического времени, в котором написано произведение.
2. Незнание жизни автора. Классическая литература, которую мы с вами изучаем, это в большей степени отражение жизни писателя.
3. Незнание литературного процесса, это свойственно больше литературе XX века, когда началось «обновление» литературы. Модернистские течения, в частности.
Сейчас остановимся на конкретном примере и попробуем разобраться в том, на что в первую очередь необходимо обращать внимание при ответе, и какие существуют особенности в данном типе заданий.
С3. Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения? (На примере анализа стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву»).
Прежде чем отвечать на подобный вопрос, стоит разобраться, какова же идея этого стихотворения. А идея в лирическом произведении понимается просто: что хотел автор сказать этим стихотворением, то есть что подтолкнуло к его написанию.
Идею стихотворения «К Чаадаеву» можно выразить следующим образом: Пушкин, проникнутый в это время декабристскими идеями, выражает своё полное стремление бороться за свободу. Любовь и свобода, любовь и политика тесно переплетены здесь.
С идеей разобрались. Теперь необходимо поискать выразительные средства.
Эпитеты: тихой славы, юные забавы, нетерпеливою душой, любовник молодой, прекрасные порывы.
Метафора: горит ещё желанье, свободою горим.
Сравнение: как сон, как утренний туман.
Итак, с примерами разобрались.
Вновь повторим вопрос: Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения?
А. С. Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву» использует разные поэтические средства, чтобы, во-первых, добиться эмоциональной окраски, эмоционального отклика у читателей. С этой целью в стихотворении употреблено большое количество эпитетов, среди них: «тихая слава», «нетерпеливою душой», «прекрасные порывы» и т.д.
Во-вторых, по ходу повествования в стихотворении меняется его настроение: романтические чувства, чувство разочарованности, показанное с помощью метафоры «горит ещё желанье», сменяется на мужественный настрой. Своего рода контраст, который ещё больше усиливает чувства, которые должны пробудиться для борьбы.
Политическая борьба, к которой призывал Пушкин, была не способна привести к результатам, если не воссоединиться, а это единение можно достигнуть с помощью взаимной любви и поддержки. Как раз эту любовь и поддержку А.С. Пушкин передал в своем произведении, используя яркие поэтические средства.
Ответ в данном случае построен совершенно схожим образом, что и в ранее рассматриваемом задании типа С1.
Схема ответа для заданий типа С3
[Формулируем тему, сразу даём понять, что собираемся сходу отвечать на поставленный вопрос, даём первый тезис]. [Приводим аргументы, цитируем лирическое произведение].
[Даём второй тезис, сразу приводим цитаты]. [Предложение получилось длинное, поэтому разбили его на два].
[Указываем на идею произведения].
Некоторые из вас сейчас подумают, «ну, нет, это слишком сложно для меня…». Вполне нормальная реакция, не переживайте, дальше углубимся ещё.
Методика построчного пересказа лирического произведения
Вы уже знаете, чтобы лучше понимать стихотворение, необходимо знать его исторический контекст, тему, идею, которую заложил автор. Без привлечения необходимой критической литературы, учебников, полноценный анализ, ответ на вопрос дать не удастся. Но что делать, когда за множеством поэтических средств не удаётся уловить действие, происходящий процесс в лирическом произведении? Для этого сейчас рассмотрим одну интересную методику, которая непременно должна вам помочь в данном вопросе.
Сначала возьмём стихотворение Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом. ».
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Теперь я каждую строчку буду перекладывать на «обычный», человеческий манер:
Вчера, в шестом часу,
Лирический герой зашёл на Сенную (площадь в Петербурге);
Там, на Сенной, какую-то женщину били кнутом,
Женщина эта – молодая крестьянка.
Она не произносила ни звука,
Слышен был только свист хлыста.
Наблюдая эту сцену, лирический герой говорит своей Музе:
«Это твоя родная сестра!»
«Что за ерунда?» – спросите вы. Да, кажется, что ничего хуже я не встречал, но это лишь иллюзии. Мало понять сюжет, уловить действие, нам ещё нужен исторический контекст, смысл которого заключён в последней строке данного стихотворения: «Сестра твоя родная». Избиваемая на площади женщина и Муза Некрасова сёстры в том плане, что цензура жирными крестами вычеркивает всё, что кажется подозрительным, опасным, нанося удары Музе автора, и не только. А если ещё продолжить, то крестьянка, как и поэт, совершенно бессильны, крики и сопротивления бесполезны, нужно лишь стойко вытерпеть удары, показав всем, что их не сломить.
Второй пример. Пересказать сюжет стихотворения Фета «Шёпот, робкое дыханье», как сделали в первом примере, у нас не получится, потому что там нет глаголов, которые являются показателем действия, но лирика Фета – явление уникальное, действие здесь видно, хотя и достаточно сильно завуалировано. Сейчас будем комментировать каждую строчку:
Шёпот, робкое дыханье, – чей-то шёпот, очевидно, что шепчутся 2 человека, от волнения робкое дыханье.
Трели соловья, – шёпот перекрывается трелью соловья.
Серебро и колыханье – под действием легкого ветра переливается ручей, слышно колыханье – журчание.
Сонного ручья, – утро. Ручей просыпается, просыпаются и наши герои.
Свет ночной, ночные тени,– а перед этим была ночь
Тени без конца, – герои находятся в лесу, где много деревьев, которые отбрасывают тень, а если есть тень, то логично, что ночь была лунной.
Ряд волшебных изменений
Милого лица, – лирический герой любуется своей возлюбленной, он видел каждое изменение на её лице.
В дымных тучках пурпур розы, – роза, кажется, не случайна, герой пришёл на свидание с цветком.
Отблеск янтаря, – янтарь может блестеть только от солнца, значит, логично, что солнце уже светит достаточно ярко.
И лобзания, и слёзы, – любовная сцена.
И заря, заря. – утро яркое, на небе есть небольшие дымные тучки.
Перекладывайте трудные для понимания стихи подобным образом (комментируйте строки), обязательно указывайте значения непонятных слов, смыслы будете улавливать налету.
1. Откройте недавно прочитанное стихотворение, которое вам сложно далось для понимания. Загляните в справочник Скубачевской и книги Б.С. Бугрова, М.М. Голубкова, которые указаны в главе «Собираемся в дорогу». Постарайтесь понять исторический контекст лирического произведения, что побудило автора к его написанию.
2. Сделайте построчный пересказ.
3. Напишите по образцу ответ на задание С3.
[1] В 2012 году критерии изменились. Добавили 1 балл в С1, С3.
Источник
пожалуйста ответьте срочно.
Помогите ответить на эти вопросы.
1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом
говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?
3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе
стихотворения?
4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого
первую и вторую строфы.
5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний
мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе —
зрительно?
6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая
гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
7. Почему венец любовного свидания — слезы, а в мире природы — заря? Почему слово «заря»
повторяется дважды?
8. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный
пафос?
Дополнен 3 года назад
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря.
Источник