- Как противостоять эмоциональной манипуляции: 5 практических приемов
- 1. Не играйте по правилам манипулятора
- Пример
- Как бороться?
- 2. Не поддавайтесь давлению
- Пример
- Как бороться?
- 3. Не позволяйте обесценивать вас
- Пример
- Как бороться?
- 4. Не чувствуйте себя обязанным
- Пример
- Как бороться?
- 5. Не спешите с принятием решения
- Пример
- Как бороться?
- 7 нот манипуляции: как распознать эмоциональное насилие на работе и научиться ему противостоять
- Увертюра: зачем эти манипуляции
- То есть манипуляция — это технология власти, ее не применяют к добрым друзьям, ну, во всяком случае, если хотят, чтобы эти друзья оставались добрыми.
- Читайте также
- Если я могу водить людей за нос и доставлять им неприятности, я силен, я их контролирую. Хочу — эмоционально шантажирую, хочу — заставляю выполнять работу, которую они делать не собирались, хочу — расстраиваю чужие планы.
- Как по нотам
- До: страх
- Ре: чувство долга
- Ми: вина
- Сотруднику намекают на ситуации, в которых он не блеснул, на конфликты, рядом с которыми он стоял рядом или, не дай бог, участвовал. Если реальность теряет привычные очертания, это газлайтинг: манипулятор говорит о несуществующих вещах так убедительно, что начинает казаться, что это правда.
- Фа: самолюбие
- Соль: любопытство
- Выдав всё же сотруднику какую-то особую информацию, можно отмечать его избранность или винить за утечки.
- Ля: жалость
- Си: сексуальные провокации
- Типичная тактика людей, занимающихся домогательствами, — делать вид, будто их неадекватное поведение совершенно нормально, а хватать секретарей за коленки — обычная повседневная забота.
- Кода: что может сделать жертва манипуляций
- Понимание своих границ начинается с умения ответить себе на вопросы: кто я такой, зачем и почему я что-то делаю.
- Вы не обязаны выслушивать комментарии о вашей внешности, личной жизни или испытывать тотальную вину за мелкую оплошность.
Как противостоять эмоциональной манипуляции: 5 практических приемов
Каждый хотя бы раз в жизни становился жертвой чужих провокаций – покупал ненужные вещи, делал за других их работу и т.д. Манипуляторами могут быть мошенники, продавцы, коллеги и даже члены семьи. В следующих статьях мы подробнее рассмотрим теорию данного явления, а пока предлагаем разобрать 5 достаточно простых техник, которые помогут вам распознать подвох и свести на нет усилия манипуляторов.
1. Не играйте по правилам манипулятора
Чаще всего у манипулятора есть план действий – в его арсенале существует определенный набор приемов, которые он применяет на своих «подопытных». Если вы будете со всем и во всём соглашаться (действовать по сценарию), провокатор добьется своей цели.
Пример
Ваш начальник говорит, что нужно выйти на работу в выходные и спрашивает, когда вам удобнее сделать это – в субботу или воскресенье? Это так называемый выбор без выбора: формально вам предлагают альтернативу и вы сами вольны выбрать, когда придете. По сути же это означает, что вам не остается ничего, кроме как согласиться работать внеурочно.
Другая ситуация: мошенническая схема по продаже дорогих билетов на несуществующие мероприятия. Обманщик в красках расписывает, что скоро состоится невероятно масштабный концерт с участием многих именитых звезд, и задает вопрос: «Вы же слышали об этом грандиозном событии?» Злоумышленник играет на вашей гордости, чтобы обвести вокруг пальца. Он рассчитывает на то, что вам станет стыдно признаваться в своей невежественности и вы ответите утвердительно, а после поспешите приобрести билет и перевести ему кругленькую сумму.
Как бороться?
В обоих описанных выше случаях, вместо того чтобы отвечать на провокационный вопрос, предполагающий только один вариант ответа, попросите собеседника сразу перейти к делу или скажите, что у вас другие планы. Это собьет манипулятора с толку, и он уже не будет чувствовать себя уверенно, так проще отказать ему.
В общем виде совет будет звучать так: если вы чувствуете какой-то подвох, не спешите со словами и действиями, которых от вас ожидают, и не давайте эмоциям (гордости, самолюбию) взять верх. Если вы понимаете, что какой-то ответ напрашивается сам собой, не давайте его – сначала проанализируйте вопрос.
2. Не поддавайтесь давлению
Как бы вас ни убеждали в необходимости сделать ту или иную вещь, руководствуйтесь собственными мыслями и идеями. Убедитесь, что окончательное решение взвешенное, что оно принадлежит именно вам и что оно не принято под давлением.
Пример
Родители упрекают вас в нежелании обзаводиться семьей. В ход может пойти тяжелая артиллерия – вас обвинят в эгоизме, напомнят, как важна семья для общества в целом, как ваша мама ждет внуков, что она возьмет на себя заботу о них и т.д.
Как бороться?
Мягко, но уверенно дайте родителям понять, что вы уже не ребенок и сами распоряжаетесь своей жизнью. Несмотря на то что их мнение вероятно авторитетно для вас, вы должны научиться стоять на своем и иметь собственную точку зрения. Если вы опасаетесь конфликта, можно осторожно перевести разговор на другую тему.
В общем виде – всегда настороженно относитесь к ситуациям, если кто-то оказывает на вас давление и пытается навязать свою точку зрения, заставляя ВАС что-либо сделать. Не спешите соглашаться и начинать действовать. Сначала оцените, насколько вы действительно хотите выполнить то, что предлагает манипулятор, насколько для вас это полезно и насколько согласуется с вашими планами. Ориентируйтесь в первую очередь на эти аргументы, а не на те, что приводит провокатор, чтобы надавить на вас.
3. Не позволяйте обесценивать вас
Манипулятор говорит, что сто раз бывал на вашем месте и даже попадал в гораздо более неприятные ситуации, а ваши проблемы – ерунда. Он хвастается своим опытом и доказывает, что вы ничего не смыслите в жизни, так как вы младше его или же у вас меньше жизненный багаж и т.д. Таким образом он переключает внимание на себя и давит авторитетом.
Пример
Знакомый просит вас прийти и помочь с ремонтом, вы отказываетесь, сославшись на болезнь. Друг уверенно заявляет, что это делу не помешает и что он однажды с температурой 39,9 счищал лед с крыши небоскреба.
Как бороться?
Не пытайтесь доказать что-либо такому человеку – на каждый ваш аргумент найдется множество контраргументов. Просто постарайтесь сократить общение с манипулятором. А если он будет настаивать, повторяйте один и тот же краткий отказ: «Нет, я не смогу прийти и помочь тебе».
4. Не чувствуйте себя обязанным
Человек оказывает сомнительную непрошеную услугу, а затем просит об одолжении, на которое уйдет несопоставимо больше ваших ресурсов.
Пример
Тетя, не спрашивая, периодически одаривает вас вареньями и соленьями. Вы столько не едите, но вежливо принимаете дары, чтобы не обидеть ее. И когда эта же родственница в выходные зовет вас на дачу копать картошку, а вы отказываетесь, она называет вас неблагодарным.
Как бороться?
Научитесь говорить «нет» и не терзайтесь чувством вины. Помните: отказать – это совершенно нормально, вы всего лишь не хотите быть использованным. Вас пытаются «купить» тем, что вам сделали одолжение или что-то приятное, но ведь вы изначально не просили об этом! Бартер или натуральный обмен («ты – мне, я – тебе») хороши тогда, когда оба участника «сделки» получают то, что им нужно, причем оба знают, что отдадут/сделают взамен (могут просчитать риски, сторговаться, изменить условия договоренности). В данном же случае «сделку» с вами заключили без вас: вы не получаете то, что вам нужно, но при этом вас вынуждают сделать что-то взамен. Аналогичный прием применяют продавцы – дарят что-то, а потом просят приобрести другой товар, существенно более дорогой. Помните, вы изначально не просили ни о каких подарках!
5. Не спешите с принятием решения
Манипулятор ставит вас в положение, когда нужно быстро согласиться с его предложением. Он либо обещает грандиозную выгоду, либо, наоборот, пугает ощутимой денежной потерей, которая якобы неотвратима, если вы прямо сейчас не будете следовать их инструкции. Также провокатор может заявить, что срок действия акции ограничен – дефицит всегда создает повышенный спрос.
Пример
Любая ситуация, в которой вас уговаривают купить товар или услугу прямо сейчас. Иногда речь действительно идет о выгодном приобретении, но чаще всего в таких случаях продавцы пытаются быстрее сбыть некачественную вещь или заставить вас сделать незапланированную покупку (как правило, недешевую).
Как бороться?
Сделайте глубокий вдох и возьмите время на раздумье, чтобы оценить ситуацию, прежде чем соглашаться с чем-либо. Хорошие акции не заканчиваются через 5 минут, а если что-то предлагают купить прямо сейчас, то так ли вам нужна эта вещь? Пару минут назад вы даже не знали о существовании такого предложения.
Помните, что люди более уязвимы, когда не удовлетворены их основные эмоциональные и физические потребности: в состоянии стресса, голода или нехватки сна. А необходимость принять срочное решение – не что иное, как стрессовая ситуация.
Будьте начеку и доверяйте своим инстинктам!
Источник
7 нот манипуляции: как распознать эмоциональное насилие на работе и научиться ему противостоять
Существует множество способов управления людьми. В последнее время, правда, макиавеллиевские приемы вышли из моды, а люди начали заботиться об эмоциональном комфорте вокруг себя, в том числе в офисе. Несмотря на это, психологическая манипуляция — эффективная штука. Ее трудно заметить, и еще труднее привлечь манипулятора к ответу. Наша инструкция поможет сделать климат в компании настолько токсичным, что даже работа застопорится.
Увертюра: зачем эти манипуляции
Слово «манипуляция» произошло от латинского manipulus. В нем слышен корень manus — «рука». Изначальное значение — действие, основанное на ловкости рук, — относилось, например, к кукловодам, которые путем ловких трюков заставляли кукол танцевать. И уже потом у слова появилось другое, переносное значение — ухищрение, махинация. Люди обычно недовольны, если обнаруживают, что подверглись манипуляции. Считается, что их, будто бы невидимыми ниточками, привели не к тому результату, которого бы они сами желали.
То есть манипуляция — это технология власти, ее не применяют к добрым друзьям, ну, во всяком случае, если хотят, чтобы эти друзья оставались добрыми.
Читайте также
Такое воздействие в психологии относят к эмоциональному насилию, потому неудивительно, что, столкнувшись с ним, человек испытывает чувство досады, вины, обиды и в целом теряет уверенный настрой. Исследование, проведенное в бизнес-школе Манчестерского университета в 2017 году, доказало, что работа на агрессивного манипулятора — а такие ребята обычно проявляют психопатические и нарциссические черты — грозит проблемами со здоровьем. Сотрудники, которым не повезло с боссом, демонстрировали низкий уровень удовлетворенности работой и высокий риск развития депрессии. Между тем нельзя сказать, что отвратительный начальник — такая уж редкость: статистика SuperJob показывает, что с ситуациями, когда руководство портит настроение, хамит, оскорбляет и унижает, знакомы 55% из 3000 респондентов.
Если манипуляции — такая распространенная штука, у нее должна быть какая-то иная, ощутимая выгода, раз на эффективности работы это сказывается отрицательно. И эта выгода для токсичного начальника состоит в чувстве власти.
Если я могу водить людей за нос и доставлять им неприятности, я силен, я их контролирую. Хочу — эмоционально шантажирую, хочу — заставляю выполнять работу, которую они делать не собирались, хочу — расстраиваю чужие планы.
При этом вторая сторона — жертва — тоже своего рода соучастник происходящего. Ведь это игра на двоих. Если мы поддаемся сигналам агрессора и в ответ на них меняем свои мнения, цели, привычки, то раунд состоялся. Социолог Сергей Кара-Мурза, автор книги «Манипуляция сознанием», пишет: «Манипуляция — это не насилие, а соблазн». Хотя, если бы он видел вашего начальника и познакомился с его методами, возможно, он бы передумал.
Как по нотам
Врач-психотерапевт Айна Громова рассказала о нотах манипуляции — уязвимых местах сотрудников, на которые так удобно давить плохому начальнику. У каждого человека есть пара-тройка таких ахиллесовых пяток. Ну, а боссам-агрессорам этот список позволит расширить их музыкальный репертуар.
До: страх
Как это выглядит
Запугивания. Фраза «Нет незаменимых людей». Намеки на то, что вы вот-вот провалитесь, а цена ошибки высока. Красноречивая демонстрация того, что вряд ли на какой-то другой работе вас смогут терпеть. Ну если только вас понизить в должности… Хотя нет… Всё равно не получится.
Частая критика и придирки добавят глубины переживаниям, особенно если сотрудник не особенно уверен в себе. Нота страха лучше всего работает на людях с повышенной тревожностью.
Ре: чувство долга
Как это выглядит
Срочная тревога, аврал, сообщение в мессенджер посреди отпуска и фразы вроде «Если не мы, то кто?». Тут начальник волен самоустраниться, а «мы»… то есть вы делаете работу, которая в данный момент больше похожа на подвиг Александра Матросова. Это особенно ответственное задание, с которым не сможет справиться никто на свете. И только вы, только сейчас (ничего, что уже три часа ночи) героически прикрываете амбразуру.
Рекомендуется применять на ответственных людях с перфекционистскими наклонностями и синдромом отличника. Они тогда тянут дикую нагрузку, а окружающие получают наглядный образ: как выглядит трудоголизм с человеческим лицом.
Ми: вина
Как это выглядит
Любая оплошность благодаря реакции начальства приобретает черты катастрофы, навсегда изменившей мир.
Сотруднику намекают на ситуации, в которых он не блеснул, на конфликты, рядом с которыми он стоял рядом или, не дай бог, участвовал. Если реальность теряет привычные очертания, это газлайтинг: манипулятор говорит о несуществующих вещах так убедительно, что начинает казаться, что это правда.
Иногда человеку кажется, что он слышит от босса оскорбительный, язвительный, слишком личный комментарий. Опять показалось! Комментарий-то нормальный, а вот сам сотрудник слишком раним, потерял чувство юмора и вообще как-то болезненно на всё реагирует. Тут многие тушуются, начинают сомневаться в своих реакциях.
Испытывается на людях с патологическим ощущением собственной виновности, на тех, которые вместо того, чтобы сказать: «Я не потерплю комментариев о моей собаке» — или, деловито закатав рукава: «Ок, мог ошибиться, где исправить?» — впадают в панику и рвут на себе волосы.
Фа: самолюбие
Как это выглядит
Есть подчиненные, готовые свернуть горы, стоит дать им понять, что вы ждете от них чего-то особенного, что они — да-да — избранники судьбы, у них особая роль и особое положение. С такими ребятами можно чередовать лесть и разочарованный вид. Например, человек собрался уйти из офиса в семь часов вечера, а начальник неодобрительно покачивает головой: «Ну-ну, вот именно от вас я такого не ожидал…» И всё — пристыженный работник снова включает компьютер, чтобы не посрамить земли русск… то есть своего славного реноме.
Удары по самолюбию особенно болезненны для людей, которые стремятся к высоким результатами, мечтают о достижениях и хотят быть лучшими. Проигрыш они воспринимают не как игру случая, а как личное оскорбление, что дает возможность топтаться на обостренном чувстве самости… «Помните, голубчик, в прошлом году завалили тендер…»
Соль: любопытство
Как это выглядит
Манипулятор может посвящать в тайны мадридского двора, создав доверительную атмосферу, интриговать, обещать пролить свет на самые темные закоулки бизнеса. А потом внезапно делать загадочный вид, оставлять фразу недоговоренной, уклоняться от прямого ответа…
Выдав всё же сотруднику какую-то особую информацию, можно отмечать его избранность или винить за утечки.
На любопытстве можно играть, если есть цель — создать токсичную атмосферу в компании. Сплетни о сотрудниках — отличный способ превратить рабочий коллектив в филиал серпентария.
Работает на людях с исследовательской жилкой, которые попадают впросак: сначала босс покупает их лояльность информацией, а потом прикидывается глупцом и вносит элементы путаницы: «На самом деле всё было не так… Ваша командировка планировалась не в январе и не в Калугу…»
Ля: жалость
Как это выглядит
Волк изображает овечку. Игра в жертву задумана таким образом, чтобы пробудить в работнике сочувствие и ощущение вины: «Если вы мне не поможете, я даже не знаю, что делать…», «Никому нет дела до моих проблем». Тактика «бедный я» может быть очень мощной, вплоть до угрозы наложить на себя руки. Но в итоге все страдальцы разъезжаются по домам, а жалостливый сотрудник коротает ночь над отчетом.
Прием действует с эмпатичными людьми, склонными к альтруизму.
Си: сексуальные провокации
Как это выглядит
Уместное или неуместное соблазнение. Манипулятор может использовать очарование, лесть или открыто демонстрировать сексуальный интерес, а вместе с ним и расстегнутую рубашку.
Типичная тактика людей, занимающихся домогательствами, — делать вид, будто их неадекватное поведение совершенно нормально, а хватать секретарей за коленки — обычная повседневная забота.
При этом ответ «нет», который бормочет жертва, не принимается за ответ, а агрессор проявляет редкое упорство. Еще один распространенный прием: дать понять, что сотрудник обязан своему шефу, ведь он так помог его карьере, а как он может повлиять на нее в дальнейшем — о-го-го!
Применяется на людях, которые считают, что должны быть милыми и покладистыми, особенно перед лицом вышестоящих.
Кода: что может сделать жертва манипуляций
Адвокат, старший партнер коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Роман Щербинин говорит, что на закон в этом случае рассчитывать трудно. Скажем, если речь идет о сексуальных домогательствах, то скорее имеет смысл взывать к общественному порицанию, а не к юристам. Подобные споры пока не перевели в статус трудовых деликтов, и с точки зрения закона это не нарушение.
А если, например, начальство вынуждает вас работать во внеурочное время, то, по словам Романа, «это ваша добрая воля». Отказ выполнить какую-то работу в воскресенье не может быть основанием для увольнения. Если начальник сатанеет, юрист рекомендует написать жалобу в Государственную инспекцию труда, и эта институция будет разбираться с нарушениями. «Но могу сказать, что в России в отличие от иностранных юрисдикций это не распространено», — печально заключает Роман.
А психотерапевт Айна Громова предлагает насторожиться, если одни элементы корпоративной культуры вдруг начинают распространяться на вас, минуя остальных членов компании:
«Приходя на работу, вы сразу замечаете, как тут работают. Если весь офис задерживается после окончания рабочего дня, это их негласный порядок. Вы можете отказаться от работы в таких условиях или же принять их. Но если вдруг только вам поступают ночные звонки, в то время как все остальные не жертвуют сном, это значит, что от вашей фигуры здесь ждут чего-то особенного.
В качестве ответа на манипуляции есть два варианта реакции. Первый: не замечать и действовать в соответствиями с ожиданиями агрессора. Так вы сообщаете, что в отношении вас это нормальная практика. Второй вариант: установить границы, дать понять, что подобное отношение недопустимо.
Понимание своих границ начинается с умения ответить себе на вопросы: кто я такой, зачем и почему я что-то делаю.
Подобный взгляд позволяет самостоятельно оценить себя на работе, увидеть успехи и промахи. Если у вас есть четкий взгляд на себя как на специалиста и своя позиция, то манипулировать вами будет крайне сложно. Психологически зрелый человек, проанализировав ситуацию, может распознать различные элементы воздействия, увидеть, где на вас пытаются сорвать гнев, где лезут в ваше личное пространство, где дают непрошенные советы. Если вы всё время оказываетесь в зоне чужих манипуляций, возможно, нужна кропотливая работа над своими границами.
Вы не обязаны выслушивать комментарии о вашей внешности, личной жизни или испытывать тотальную вину за мелкую оплошность.
Проанализируйте притязания начальства: у босса есть право оценивать результаты работы, премировать вас или снять финансовую компенсацию.
Но если человек позволяет себе личные выпады, то он проявляет себя как токсичный руководитель. В любом случае поведение начальства — не финал истории. Именно от вас зависит, как на это отреагировать. Пока вы в зоне манипуляции, значит, мяч на вашей стороне поля и вы должны дать правильный ответ».
Таким ответом станет выражение вашего несогласия играть по правилам манипулятора. И главным здесь будет умение говорить нет. Не извиняясь, не страдая, не впадая в чувство вины, не находя сто тысяч оправданий. «Нет, мне это не подходит», «Нет, я не готов», «Нет, я не терплю такого тона по отношению к себе». Этот полезный навык позволит не вестись ни на лесть, ни на агрессию, ни на иные приемы нападающего.
Источник