Как прорабатывать эмоции ребенка

Содержание
  1. 5 способов научить ребёнка управлять эмоциями
  2. 1. Научитесь понимать собственные эмоции
  3. 2. Говорите о своих чувствах (это совсем не страшно)
  4. 3. Минимизируйте оценочные суждения
  5. 4. Помогайте ребёнку справляться с сильными эмоциями
  6. 5. Рисуйте, танцуйте, пойте, пишите и играйте вместе с ребёнком
  7. Как научить ребёнка справляться с эмоциями?
  8. 1. Научите ребёнка связывать определённую эмоцию с тем, как она называется.
  9. 2. Общайтесь с ним не с позиции родителя, а с позиции равного.
  10. 3. Не соревнуйтесь с ним в бедах.
  11. 4. Говорите о негативных эмоциях, как о чём-то временном.
  12. 5. Создайте плакат эмоций.
  13. 6. Устраивайте вечера обсуждений.
  14. 7. Делитесь своим опытом.
  15. 8. Организуйте в доме уголок творчества.
  16. 9. Чаще бывайте на свежем воздухе.
  17. 10. Познакомьте ребёнка с волонтёрской деятельностью.
  18. Как научить ребёнка выражать свои эмоции
  19. Полина Жданова
  20. Виды и способы выражения эмоций
  21. Как ребёнок выражает свои эмоции
  22. Как научить ребёнка выражать эмоции

5 способов научить ребёнка управлять эмоциями

Понимать себя и других, учиться с удовольствием, дружить и строить доверительные отношения — это лишь неполный список того, для чего нужен высокий эмоциональный интеллект. Заняться его развитием лучше уже в детстве, когда психика и мозг пластичны, а обучаемость на высоте. Вместе с психологом и специалистом по развитию эмоционального интеллекта Мариной Катеевой мы разобрались, как родители могут помочь в этом ребёнку.

1. Научитесь понимать собственные эмоции

В нашей культуре не принято делиться чувствами и переживаниями, проговаривать всё с близкими, что является частой причиной недопонимания и сложностей в отношениях. Чтобы помочь ребёнку в будущем строить более счастливые отношения, надо начать с себя. Первый шаг — завести привычку прислушиваться к себе, к своим чувствам и определять их. Что там, внутри, происходит? Как это можно назвать?

Очень важно отличать одно эмоциональное состояние от другого, понимать, как меняется настроение в течение дня, быть своего рода наблюдателем, подмечая и осознавая причины тех или иных эмоциональных реакций.

Следующий шаг — давать чувствам названия. Хорошо, если в вашем словаре много слов, обозначающих эмоциональные состояния, но если вы не можете найти подходящее слово — подберите метафору или придумайте своё название, как в стихотворении Виктора Лунина «У папы настроение зазавтракомчитальное, у мамы настроение напапуобижальное…».

К счастью, сегодня совсем не обязательно пользоваться старомодным «Дорогой дневник», чтобы отслеживать свои состояния. Самый простой способ — поставить в телефоне напоминания на каждые два часа и по напоминанию уделять буквально пять минут осознанию эмоций. Что происходит? Что я чувствую? Чем вызвано моё состояние? Есть множество приложений, которые сами будут присылать уведомления, задавать наводящие вопросы и помогать рефлексировать.

  • Zenify — сборник упражнений, которые помогут развить осознанность. Настраиваете расписание, как часто приложению нужно напоминать о себе, и выполняете простые, но очень полезные задания. Например, послушать короткий музыкальный отрывок и проанализировать, какие чувства он вызывает.
  • Jour — электронный ежедневник с запасом наводящих вопросов. Можно просто регулярно вести его, настроить уведомления, выполнять разработанные психологами задания по самоанализу и рефлексии.
  • Stoic — умный дневник. Он не просто напоминает, что настало время написать пару строк о собственном самочувствии, но и предлагает несколько тем. Со временем программа учится, анализирует настроение и привычки пользователя, на основе чего выдаёт статистику и предлагает персонализированные вопросы.

Ловушка классического дневника — люди пишут в него только в определённом настроении. В итоге могут получиться очень монотонные записи, как будто мы всегда в одном состоянии. Когда человек в гневе сжимает кулаки или стискивает зубы, вряд ли он задумается о том, что чувствует, и побежит записывать это в дневник. А вот зазвонил телефон — и сразу напомнил: что же это такое с вами происходит?

2. Говорите о своих чувствах (это совсем не страшно)

Итак, вы умеете определять свои эмоции, у вас богатый «эмоциональный» словарь. Но как их выразить? А если эмоция не очень (или очень) неприятная? Стоит ли? Стоит, потому что эмоция всё равно проявится в ваших действиях, словах, реакциях и любая попытка скрыть её даст ребёнку лишний повод сомневаться в своей способности понимать и чувствовать другого, а также доверять своим чувствам. И не стоит имитировать чувства и эмоции, которых нет. Лукавство будет разоблачено.

Типичная ситуация: ребёнок приходит из школы, а родители расспрашивают, как дела, потому что надо спросить. А действительно ли им это интересно? А хочет ли об этом говорить ребёнок? Когда мы упускаем из виду эмоциональную составляющую, получается не очень приятная ситуация. Дети сразу чувствуют двойное дно: вроде и спрашивает, но как-то безлично, как будто и дела-то никакого нет до этих школьных дел. В таком случае ребёнок бросит «Всё норм» и уйдёт к себе в комнату.

Гораздо лучше говорить искренне:

  • «Вот ты пришёл из школы такой румяный, взъерошенный, мне очень любопытно, что у тебя произошло за день».
  • «Вижу, ты серьёзно чем-то озадачен. Меня тревожит твоё состояние. Не хочешь рассказать, что случилось?»
  • «Слушай, ты такой вдохновлённый сегодня! Не могу удержаться от вопроса: что же такого было в школе?»
Читайте также:  Чувство любви это какие чувства

Если же по какой-то причине вы не готовы к разговору — так бывает, честнее сказать об этом и отложить все вопросы на потом. «Вань, я вижу, ты хочешь со мной поделиться, но у меня сейчас такое состояние (я возбуждён, подавлен, озадачен и так далее), что вряд ли я могу быть хорошим собеседником. Давай поговорим через пару часиков». Сказать ребёнку о себе, о своих чувствах — это очень важно, через это он учится быть внимательным к эмоциональному состоянию другого, а ещё говорить о чувствах.

3. Минимизируйте оценочные суждения

Поводов для беспокойства и у взрослых, и у детей сегодня предостаточно, но главный стрессовый фактор — это, пожалуй, внешняя оценка, с которой можно столкнуться где угодно. И речь не только о негативе. Даже кажущиеся положительными «Молодец» или «Какой ты у меня умничка» только усугубляют ситуацию, поскольку формируют зависимость. Каждый раз, когда ребёнок будет что-то делать, он будет в напряжении в ожидании этой оценки.

Конечно, мы не можем полностью освободиться от этого. Зато в наших силах сформировать у ребёнка понимание, что любое суждение — это субъективное мнение другого человека. У каждого своё видение, своё восприятие мира и окружающих.

Важно, чтобы у ребёнка по всем вопросам была собственная позиция: так он будет меньше зависеть от других людей

Роль родителей здесь — задавать наводящие и уточняющие вопросы, не говорить догмами, давать возможность порассуждать.

Совсем не обязательно во всём соглашаться с ребёнком. У вас другое мнение? Так и говорите! «Знаешь, я услышал твою точку зрения, но я так не думаю. У меня вот такие аргументы…» Но при этом не давить и не настаивать, просто делиться позицией.

4. Помогайте ребёнку справляться с сильными эмоциями

О дыхательных упражнениях и других тактиках управления эмоциями обычно говорят в контексте сильного волнения, страха и других негативных переживаний. Но и с интенсивной радостью важно уметь справляться. Например, у ребёнка день рождения. Утром он получил от родителей подарок, о котором долго мечтал, потом одноклассники должны поздравить, а вечером всей семьёй — в пиццерию. Ну и как же тут усидеть смирно на уроке математики? Его переполняют эмоции. Как и в ситуации сильного гнева, в нём есть море энергии, которую важно направить в конструктивное русло.

Сесть и подышать, посчитать до трёх — методики, проверенные временем. Они работают. Чтобы найти применение переполняющей энергии, можно пробежаться, выкинуть мусор, поотжиматься. Физическая активность — это отличный выход.

5. Рисуйте, танцуйте, пойте, пишите и играйте вместе с ребёнком

Эмоции дают творчеству энергию, служат своеобразным топливом и вдохновением. А творчество, в свою очередь, развивает эмоциональный интеллект, так как заставляет искать и находить адекватные выразительные средства, благодаря чему мы в итоге понимаем без слов язык искусства.

В книге «Творческая связь» американский психолог Натали Роджерс подробно описывает, как экспрессивные искусства не только помогают развить эмоциональный интеллект, но и лучше понять себя. Она содержит множество упражнений и практических советов, которые будут полезны как педагогам, так и родителям.

Творчество — мощный инструмент самовыражения, и его можно здорово использовать с детьми. Иногда гораздо проще описать эмоциональное состояние не словами, а какими-то другими выразительными средствами. Например, нарисовать, а потом обсудить, объяснить, что значат эти цвета, эти формы и так далее. Таким же образом можно и подвигаться, спеть, станцевать. Все средства хороши, главное — быть внимательными к чувствам своим и того, кто рядом.

Иллюстрации: Shutterstock (Natasha_Chetkova)

Источник

Как научить ребёнка справляться с эмоциями?

Эмоциональный интеллект – это набор навыков, без которых нельзя построить доверительные отношения с окружающими, а что ещё важнее – с самим собой. Они включают в себя умение распознавать свои и чужие эмоции, желания и мотивы. К счастью, как и любое другое качество психики, его можно развить. И начать лучше, конечно же, с самых ранних лет.

Уметь правильно проявлять те или иные эмоции – чрезвычайно важно. Если ребёнок не в состоянии выражать словами свои чувства, то в будущем он рискует навсегда остаться эмоционально незрелым. Эмоционально незрелые люди не могут самостоятельно успокоиться. Они вспыльчивы и непоследовательны. Им не хватает самоконтроля и понимания того, что же и почему с ними сейчас происходит. От этого их жизнь полна конфликтов и непонимания.

К тому же, эмоции могут захлестнуть и начать диктовать свою волю. Без навыков контроля над ними дети могут начать обвинять других в том, что они испытывают. Поэтому для построения успешных взаимоотношений с людьми необходимо научиться их понимать. Но чтобы понимать других – нужно понимать себя.

Читайте также:  Структура темперамента по павлову

Эти 10 советов помогут вам развить у ребёнка эмоциональный интеллект и навыки самопознания.

1. Научите ребёнка связывать определённую эмоцию с тем, как она называется.

Он должен понимать, что означает слово «грусть» или «разочарование», а также чувствовать, чем они друг от друга отличаются. Соотнеся название эмоции с тем, что с ним сейчас происходит, он в следующий раз быстрее и точнее её определит.

2. Общайтесь с ним не с позиции родителя, а с позиции равного.

Не используйте выражения наподобие «Было б из-за чего реветь!» Вместо этого скажите «Мне кажется, ты чем-то расстроен. Что случилось?» Не подвергайте сомнению серьёзность и истинность того, чем с вами делится ребёнок. Насмешками и сарказмом вы ему не поможете, а сделаете только хуже.

3. Не соревнуйтесь с ним в бедах.

«Ну и что? У меня такое тоже было!» – это не то, что ребёнок хочет услышать в момент, когда ему плохо. Снижая значимость того, что он сейчас испытывает, вы заставляете его думать, что его чувства неправильные, и их нужно скрывать.

4. Говорите о негативных эмоциях, как о чём-то временном.

Объясните, что негативные и любые эмоции непостоянны как время суток, погода или сезон. За ночью всегда идёт день, за весной – лето, а после дождя часто появляется радуга. Настроение не всегда может быть хорошим, оно изменчиво – и это нормально. Не стоит злиться на себя за ту или иную эмоцию. Нужно принять факт её существования, вспомнить, что так бывает, и просто дождаться «нового утра».

5. Создайте плакат эмоций.

Пусть на нём будут смайлы, изображающие самые распространённые эмоциональные реакции – злость, растерянность, грусть и т.п. При этом каждый смайл должен быть подписан. Чтобы ребёнок не только на словах, но и наглядно мог соотнести слово и то, что оно означает.

6. Устраивайте вечера обсуждений.

Пусть каждый расскажет о том, какие эмоции он испытал за день. Покажите на своём примере, что обсуждать чувства можно и нужно. При этом акцент нужно делать не на самом происшествии, а на том, что после него последовало, какую реакцию оно вызвало – гордость, разочарование и т.п.

7. Делитесь своим опытом.

Расскажите ребёнку, с помощью чего вам самим удаётся справиться со своими эмоциями. Поделитесь секретом релаксации. Будь то работа в саду, чтение, общение с близкими. Обсудите, какое из этих занятий может понравиться ребёнку. Помогите ему составить свой собственный список. В него могут входить рисование мелом на асфальте, пение, складывание пазлов, танцы, фотография, катание на велосипеде и многие другие занятия, которые помогут избавиться от чувства подавленности или злости.

8. Организуйте в доме уголок творчества.

Пусть у ребёнка в доме всегда будет место, где он сможет с помощью красок и карандашей выразить то, что его беспокоит. Попросите его изобразить, что он сейчас чувствует, а потом рассказать, какая часть рисунка или аппликации что означает. Это поможет вам сблизиться и лучше понять друг друга.

9. Чаще бывайте на свежем воздухе.

Речь, конечно же, идёт об активных видах совместного досуга. Гуляйте вместе в парках, катайтесь на велосипедах, играйте в футбол или теннис. Но перед выходом из дома попросите ребёнка определить по шкале от 1 до 10 степень того, насколько он сейчас зол или расстроен. Затем уже после занятия попросите его подумать и сказать, насколько сейчас он оценивает свой уровень негатива. И даже если результат окажется незначительным (например, уровень упадёт лишь с «9» на «8») не забудьте похвалить ребёнка за проделанную работу и напомнить, что он сам со всем справился.

10. Познакомьте ребёнка с волонтёрской деятельностью.

Поддерживая того, кому в жизни повезло гораздо меньше, человек получает отличный стимул. Можно отвезти вещи, которые уже не нужны, в детский дом или купить корм в приют для животных. Посильная помощь другим заставит ребёнка почувствовать себя нужным не только семье, но и миру. Это обязательно отразится на его эмоциональном состоянии.

Следуйте этим советам и скоро сами увидите, как бережное отношение к чувствам сделает вашу жизнь проще и приятнее. И не ругайте себя за то, что вам сразу не удастся добиться результатов в обучении. До того, как ребёнок вырастет и покинет родной дом ещё много времени – вы всё успеете. И помните, что лучший пример – свой собственный. Только с его помощью вы сможете доказать ребёнку, что в этой жизни всё возможно.

А как вы справляетесь с негативными эмоциями? Оставляйте комментарии и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Источник

Как научить ребёнка выражать свои эмоции

Вместе с психологом разбираемся, какие есть виды и способы выражения эмоций у детей и почему так важно обозначать эти состояния.

Полина Жданова

Координатор тьюторов и психологов в «Домашней школе Фоксфорда», магистр консультативной психологии и аспирант НИУ ВШЭ. Знает, как помочь выражать чувства и эмоции.

Читайте также:  Чувствую как газы идут по кишечнику

Для начала разберёмся с понятиями:

  • эмоции — это психические реакции человека на ситуацию;
  • чувства — это эмоциональные процессы, в которых отражается отношение.
    Например: «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этой собаки» — чувство, связанное с отношением к определенному объекту.

Зачастую дети не знают, как им реагировать на ситуацию или как справиться с тем потоком ощущений, что зарождается в них. Поэтому задача родителя — не подавлять чувства и эмоции чада, а научить контролю и управлению. Внимание к эмоциям ребёнка — это важнейший компонент развития эмоционального интеллекта (ЭИ).

Виды и способы выражения эмоций

Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:

  • ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;
  • агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);
  • открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).

Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трёх компонентов:

  • возбуждение в организме человека;
  • особое переживание в теле, например, дрожь;
  • экспрессия, например, повышающаяся интонация.

Как ребёнок выражает свои эмоции

Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания.

Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить типичную ошибку — говорить ребёнку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише, сейчас все разбегутся». В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях, например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми.

Когда ребёнок взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.

В раннем возрасте дети совершенно не контролируют свои эмоции, которые ярко вспыхивают и быстро гаснут. Ко второму году жизни у детей формируется интерес друг к другу, к третьему — чувствительность к отношениям со сверстниками, к четвёртому — появляется готовность оценивать поступки. Уже к 5–6 годам эмоция регулирует действия ребёнка, а к 7 — зарождается сопереживание. А дальше ребёнок учится контролировать эмоции.

Как научить ребёнка выражать эмоции

Выслушайте

Для того, чтобы ребёнок учился выражать эмоции, очень важно дать ему возможность выразить любые, даже самые сложные чувства в безопасной обстановке без осуждения.

Признайте важность эмоций

Подчеркните, что чувствовать и эмоционировать — это нормально. «Я понимаю, что ты расстроился», «Да, это неприятная ситуация». Не обесценивайте его чувства: то, что пустяк для вас, для него — целый мир.

Создавайте словарик эмоций

Например, «Я счастлив», «Я рад», «Я расстроен», «Я злюсь». Задавайте ребёнку вопросы: «Какое у тебя сейчас настроение? Какую эмоцию испытываешь из-за этого события?».

Обозначайте свои чувства

Ребёнок учится делать то же самое, что видит в поведении родителя. Если вы выражаете свои эмоции, ребёнку будет легче этому научиться, «Я рада, что ты съел целую тарелку каши», «Я расстраиваюсь, когда ты уходишь из дома, но забываешь мне сообщить».

Ищите альтернативные варианты выражения сложных чувств

Например, ребёнок может выместить злость на подушке или нарисовать свою грусть.

Планируйте пути решения

Например, если у ребёнка случился конфликт с одноклассником, подумайте вместе, как он может поступить и как отреагировать. Ситуацию можно проиграть по ролям.

Обсудите героев

Посмотрите вместе мультики или кино, обсудите поступки героев, их мотивы, эмоции и предложите ребёнку поразмыслить, как бы он поступил в сложившейся ситуации.

Формируйте «я-позицию»

Для того, чтобы ребёнок мог выражать свои чувства и эмоции, ему нужно научиться обозначать их через «Я»: «Я огорчён», «Мне было неприятно». Так ребёнок не будет винить другого человека (например, «Ты поступил отвратительно»), а будет выражать своё отношение к произошедшему.

Запишите ребёнка на курсы

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» наставники помогают детям развивать такой важный навык, как эмоциональный интеллект, благодаря чему ребёнок сможет лучше понимать свои и чужие эмоции и чувства.

А при таких эмоциональных трудностях в поведении, как агрессивность и плаксивость, проблемах с контролем эмоций можно пройти консультации психологов, которые помогут выявить причины эмоциональных проблем и дадут рекомендации.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Источник

Оцените статью