Как произнести одну фразу с разными эмоциями

Произнесите фразы с разными интонациями.

1. Здравствуйте! Официальность, радость, угроза, упрек, доброжела­тельность, равнодушие, гнев, восторг
2. Умница! Молодец! Благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев
3. Я этого никогда не забуду! Признательность, обида, восхищение, гнев
4. Спасибо, как это вы догадались! Искренность, восхищение, гнев
5. Ничем не могу вам помочь! Искренность, сочувствие, демонстрация бестактности просьбы
6. Вы поняли меня? Доброжелательность, учтивость, официальность, угро­за
7. До встречи! Теплота, нежность, холодность, решительность, рез­кость, безразличие
8. Это я! Радость, торжество, виноватость, угроза, задумчивость, таинственность
9. Я не могу здесь оставаться. Сожаление, значительность, обида, неуверенность, решительность

ЗАДАНИЕ 4.

Произнесите каждую фразу, придавая ей при помощи интонации сначала прямой, а потом противоположный смысл.

1. Спасибо, мне было приятно ваше внимание.

2. Мне это очень нравится.

3. Спасибо за комплимент.

4. Спасибо за работу.

5. Очень вам признателен.

7. Приятно было с вами поговорить.

8. С удовольствием.

9. Рад вас видеть.

ЗАДАНИЕ 5.

Публичное выступление очень выигрывает, если оратор использует невербальные сред­ства: жесты, мимику, передвижения. Важно, чтобы используемые вами невербальные средства были уместными.

Выразите невербальными средствами значения, доставшиеся вам по жребию (ваши товарищи будут объяснять словами значение показанного жеста). Подготовьте выступление на собрании вашей группы. Вопрос для выступления выберите из прилагаемого списка. Вам необходимо изложить свое видение решения заявленного вопроса. Регламент выступления — 2-3 минуты. При подготовке выступления используйте все, чему вы научились, выполняя тренировочные упражнения. Выступите на собрании.

Оцените свое выступление с помощью бланка наблюдения за публичным выступ­лением (лист самооценки). Оцените выступления ваших товарищей, используя бланк наблюдения за публич­ным выступлением.

Собрание посвящено следующим вопросам:

  1. Оказание помощи совхозу «Черновский» в уборке урожая капусты.
  2. Участие группы в новогоднем концерте.
  3. Распределение премии по итогам года.
  4. Требования дресс-кода (формы одежды) в колледже.
  5. Организация экскурсии группы в музей колледжа.
  6. Обсуждение поведения прогульщиков и неуспевающих студентов группы.
  7. Вовлечение студентов в спортивные секции.
  8. Проведение зимних каникул в Финляндии.
  9. Прохождение медосмотра (флюорографии) в поликлинике.
  10. Запрет курения в общественных местах.

Инструкция по выполнению практической работы:

1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями.

2. Ознакомиться с индивидуальным заданием практической работы.

3. Составьте телефонограмму на основании принятого вами телефонного звонка.

4. Напишите заявление о приеме на работу.

5. Напишите от лица заместителя директора Цветкова С.И. служебную записку на тему «Корректировка расписания обеденного перерыва рабочих цехов №2 и №3».

6. Смоделировать в диалогах ситуации .

7. Подготовьте выступление на собрании вашей группы.

8. Подготовьте презентацию продукта вашего текущего проекта.

9. Ответить на контрольные вопросы.

Порядок выполнения отчета по практической работе:

ЗАДАНИЕ 1.

Пересказ газетной статьи. Выделите в вашем пересказе отдельные части (законченные мысли).

ЗАДАНИЕ 2.

Замена общих слов конкретными.

1. Здесь можно купить головные уборы.
2. Улицы заполонил транспорт.
3. Холодильник ломился от продуктов.
4. Летом надо есть больше растительной пищи.
5. Дети быстро скинули обувь и побежали к речке.
6. На полке много справочных изданий.
7. Знание языков поможет любому в путешествиях.
8. Все виды транспорта небезопасны.
9. В комнате много детских игрушек.
10. В этом магазине большой выбор осветительных приборов.
11. Бытовая техника играет большую роль в нашей жизни.
12. Столицы многих стран привлекают туристов.

ЗАДАНИЕ 3.

ЗАДАНИЕ 4.

ЗАДАНИЕ 5.

Публичное выступление на тему _________________________________________

Подведение итогов самостоятельной работы (анализ и оценка практической работы, теоретические выводы по результатам практической работы и т.п.): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Игра: читаем стихи с разными интонациями и в разных ролях

Декламация с определенной интонацией.
скачать видео

​Количество игроков – сколько угодно. Ресурсы: тексты стихотворений, бумага, ручка.

Цели:

  • Повысить навыки актерского мастерства и выступления на публике.
  • Научиться передавать различные эмоции независимо от содержания текста.
  • Повысить интонационную выразительность речи.

В эту игру лучше играть, сидя в кругу. Каждый игрок выбирает себе стихотворение (возможные подборки смотрите здесь​​​​​​​), после чего все получают задание прочитать любое четверостишие с определенной заданной интонацией.

Возможные варианты интонаций: светлая радость, вселенская печаль, озорство, грусть, интерес, уныние, страсть, любопытство, любовь, злость, раздражение, уныние, равнодушие, наглость, обида, уважение, восхищение, злорадство, преклонение, слащавость. — и другие.

Остальные игроки оценивают, насколько хорошо игрок передал интонацию. Это — разминка. Затем можно усложнить: игрок должен прочить стих, как определенный персонаж. Остальные знают, что за персонажа будут играть и общим решением дают оценку – отлично/похоже, или еще надо «подтянуть» роль.

Игру можно усложнять и далее: например, вот вариант игры: «Отгадай рассказчика». Здесь участники должны прочитать стихотворение в той роли, которая выпала им. ​Книжка пускается по кругу, и человек выбирает несколько четверостиший произведения, которые он сейчас прочтет. Далее он тянет листок с ролью. Задача чтеца — прочитать стих так, чтобы его персонажа отгадали. Задача слушателей — внимательно следить за речью и интонацией собеседника. После прочтения и обсуждения сыгранной роли книжка передается другому участнику.

Читайте также:  Домашние животные это радость

В таком варианте игры можно добавить систему балов и поощрений. К примеру, за отгаданный отрывок дается 4 балла чтецу, а отгадавшему слушателю 1 балл.

Завершение игры — обсуждение самых ярких рассказов и ролей. Если вы ввели систему баллов, то находите победителя игры, а лучшего чтеца награждаем в любом случае!

Источник

Как передать эмоции в тексте

Для того чтобы передать эмоции, у человека есть множество средств, которые называют экспрессивными или выразительными. Это мимика, пантомимика, выражение глаз, жесты, характер движений и поз. А наша речь наполнена нюансами интонаций, изменчивым ритмом, расцвечена средствами экстралингвистики – вздохами, фырканьем, хмыканьем, смехом, всхлипыванием и т. д.

А что в тексте?

Но это в реальности. А в тексте почти единственными выразительными средствами писателя являются слова. Ну, можно еще добавить стилистику и пунктуацию, которая в какой-то мере может имитировать интонацию. Но этого мало, очень мало! Ведь слов в языке намного меньше, чем оттенков чувств и настроений. Недаром поэты иногда завидуют художникам. Так, Н. Заболоцкий написал очень правильные, на мой взгляд, строки:

Владение навыками литературного творчества и богатый словарный запас лишь частично компенсируют скудость письменной речи. Но все же, что есть, то есть, поэтому для писателя очень важно овладеть искусством передачи эмоции. Тогда читатель ему поверит, тогда почувствует переживания героев, проникнется трагизмом или комизмом повествования.

Лингвистические средства

Самый простой способ передать эмоции – это описать их. Так, филологи подсчитали, что в произведениях Льва Толстого описано 97 различных оттенков улыбки и 85 выражений глаз. А вам слабо? Для описания можно использовать разные виды лексики.

  • Слова, обозначающие эмоциональные состояния и характеристики человека : радостный, грустный, зло, раздраженно, восторженно и т. д. Для усиления эффекта или придание оттенка чувствам можно добавлять определения: слегка восторженно, необычайно злобно, беспросветная грусть, неискренняя радость и т. д.
  • Слова, имеющие переносное значение и отражающие эмоциональное отношение: шляпа, тряпка, тюфяк, дубина и т. д.
  • Слова повышенной экспрессии : мерзавец, мразь, любимчик, красавчик и т. д. Они тоже хорошо передают эмоциональное отношение, к сожалению, у них почти исключительно негативная коннотация.
  • Метафоры не только передают эмоции, но и создают настроение, окрашивая им весь отрывок текста. «Он полз словно утомленная жизнью муха». «Облегченно выдохнув, она ощутила себя беззаботной бабочкой, только что выбравшейся из тесного кокона и радующейся наступившему лету».
  • Использования разных форм слов . Суффиксы и приставки позволяют придавать словам разный эмоциональный оттенок: уменьшительно-пренебрежительный (старикашка, парнишка, красавчик, девчонка, депутатишка), восторженно-преувеличенный (великанище, силища, наикрасивейший, наиумнейший, величайший); уменьшительно-ласкательный (дороженька, девонька, щеночек, тапочка, бедненький, красивенький).

Но словами можно эмоции описать. А хороший писатель создает образ, который должен быть объемен, предметен, красочен. То есть лучше этот образ не описать, а показать.

О пользе психологии

Часто для передачи эмоций просто слов оказывается недостаточно. Например, если я напишу: «Узнав, что любимый изменил ей со школьной подругой, Маша расстроилась». Это будет убедительно? Вряд ли. Даже если напишу, что очень расстроилась, то нужного эмоционального эффекта не достигну. Для этого надо так описать состояние героини, что и без слов станут понятны ее очень непростые чувства. Ведь это не просто расстройство, здесь и обида, и злость, причем и на мужчину, и на подругу, и жажда мести, и отчаяние, и противоречивое желание послать изменщика лесом и вернуть его назад.

В этом случае очень хорошо помогает знание психологии эмоциональных состояний. Ведь любая эмоция отражается в поведении человека. Так, гнев проявляется в том, что движения становятся жестче, отрывистей, резче. Мышцы напрягаются и действия, требующие плавности и скоординированности, выполнять становится сложно. Когда разгневанный человек пишет, то ручка от сильного нажима даже рвет бумагу, рассерженную женщину на кухне слышно на всю квартиру, так она гремит кастрюлями и ложками. Желание ударить бывает в этом состоянии настолько сильно, что человек может пнуть стул, стукнуть кулаком по стене. Глаза сверкают негодованием, лицо может покраснеть или побледнеть – это индивидуально, голос становится или низким, рычащим или, напротив, визгливым, если гнев приправлен истерикой.

А если человеку грустно, то его движения утрачивают силу, становятся вялыми, он идет, опустив плечи и голову, шаркает ногами, и дыхание часто прерывистое, словно ему не хватает воздуха. Но вот плечи расправились, голова поднялась, походка стала упругой и решительной, а руки сжались в кулаки – все, хватить грустить, пора действовать.

Таких нюансов поведения великое множество, можно их подмечать, наблюдая за другими и за собой, можно, читать книги, например, Аллана Пиза «Язык телодвижений», но использовать это в тексте нужно. Недаром же говорят, что хороший писатель – это всегда психолог.

Это не все средства передачи эмоций в тексте, а значит, мои дорогие читатели, ждите еще одну статью на эту тему. А я прощаюсь с вами ненадолго. Хороших вам мыслей, удачных идей и доброго настроения. Не забудьте поставить «лайк», если статья понравилась.

Читайте также:  Урок по эмоциям человека

Источник

Autodidactus.ru

Саморазвитие и самосовершенствование

Речевые упражнения для развития интонации

Развитие интонационных умений у детей имеет огромное значение для речевого развития, поскольку от умения адекватно восп­ринимать, интерпретировать и воспроизводить речевую интонацию и в зависимости от этого строить свое поведение во многом зависит успешность процесса общения. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее несоответствие условиям речевой ситуации – один из источников конфликтов в межличностном общении.

К интонационным умениям относят: умение воспринимать на слух изменения всех акустических параметров интонации; различать по интонации выражение основных эмоциональных состояний (радости, печали, гнева, страха, удивления, презрения, отвращения) и смысловых оттенков звучащего высказывания; правильно расставлять логические ударения; повышать и понижать голос, владеть силой голоса; выдерживать паузы, соотносить темп речи с содержанием текста; передавать с помощью интонации смысл фразы; подбирать необходимую интонацию для выражения любого эмоциональ­ного состояния; давать вербальную характеристику интонации эмоциональной речи; а также передавать эмоциональные интонации в письменной речи.

Практическим средством осуществления работы по развитию интонационных умений младших школьников являются речевые упражнения.

В психолого-педагогическом словаре находим дефиницию « упражнение – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе». Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на органи­зацию репродуктивной (воспроизводящей) деятельности учащихся, не­обходимой для выработки умений и навыков и не требующей от ученика творческого мышления. Однако в процессе речевой деятельности в той или иной мере всегда присутствует творческое начало. Для развития творческой деятельности в процессе работы над интонацией учащих­ся предлагается использовать наряду с репродуктивными упражнениями эвристические, проблемные, творческие задания.

Можно выделить следующие основные группы речевых упражнений для организации работы по развитию интонационных умений детей:

1) Упражнения на усвоение компонентов интонации (логического ударения, мелодики, темпа, громкости, тембра, пауз), например:

* Прочитайте предложения. Подумайте, как нужно расставить ло­гические ударения. Какие слова в предложениях помогли правильно это сделать?

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

* С какой силой голоса нужно прочитать эту закличку?

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай!

* Вспомните и разыграйте фрагмент из сказки « Три медведя » , в котором медведи вернулись домой. Какой тембр голоса каждого медве­дя?

2) Упражнения на развитие выразительности речи:

* Подготовьте текст к произнесению вслух: отметьте логические ударения, расставьте паузы, сделайте разметку движения голоса, темпа, силы голоса и тембра. Выразительно прочитайте.

* Выразительно прочитайте фрагмент из сказки « Золотой клю­чик » , соблюдая интонационные установки автора и обращая внимание на пометы о тембре голоса.

3) Упражнения, предусматривающие обогащение словарного запаса:

Поезд остановился. Мы вылезли из вагона и пошли домой. В че­модане было тихо.

– Смотри, – сказал Мишка, – когда не надо, так он молчит, а когда надо было молчать, он всю дорогу скулил.

– Надо посмотреть – может, он там задохнулся? – говорю я. Мишка поставил чемодан на землю, открыл его… и мы остолбенели: Дружка в чемодане не было! Вместо него лежали какие-то книж­ки, тетради, полотенце…

– Что это? – говорит Мишка. – Куда же Дружок делся?

Тут я понял, в чем дело.

Мишка посмотрел и говорит:

– Верно! В нашем чемодане были дырки просверлены, и, потом, наш был коричневый, а этот рыжий какой-то. Ах я разиня! Схватил чужой чемодан!

– Бежим скорей обратно, может быть, наш чемодан так и стоит под лавкой, – сказал я.

4) Упражнения на соотнесение интонации предложения и пунктуа­ции:

* Поставьте нужные знаки препинания (точки, вопросительные и восклицательные знаки). Прочтите, соблюдая интонацию.

Вот рисовое поле да разве это поле это болото какое-то, вода, а из воды трава торчит это не простая трава это рис растет

* Прочитайте стихотворение, которое набрал в типографии один рассеянный наборщик. Что тут напутано? Исправьте стихотворение, правильно расставив паузы и запятые.

Где поставить запятую

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

– Вот что значит запятая!

5) Упражнения на соотнесение интонации и смысла предложения:

* Любую скороговорку можно прочитать с различными интонацион­ными оттенками. От чего зависит их выбор?

а) радостно, восторженно (Как красиво мчатся кони!)

б) раздраженно, недовольно (Напылили только…)

в) презрительно (Фу! Какая пыль!)

Читайте также:  Мотивация как чувство долга

а) с сожалением (Жалко вороненка)

б) с осуждением (Вот растяпа эта ворона!)

в) с удивлением (Не может быть!)

* Представьте, что фразу из сообщения диктора « Погода на завтра: значительная облачность, временами дождь » повторяют вслух разные люди и каждый думает о своем. Попробуйте произнести эти слова за:

– пассажира, взявшего билет на самолет ( « Эх, надо было взять билет на поезд » );

– отдыхающего на море ( « Так и не загоришь и не покупаешься, а скоро домой! » );

6) Упражнения на построение предложения с нужной интонацией:

* Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

…? В саду созрели яблоки. …? В саду созрели яблоки. …? В саду созрели яблоки.

* Придумайте вопросительное предложение и задайте этот вопрос товарищу с разными логическими ударениями.

7) Упражнения на восприятие и соотнесение основных эмоций человека по инто­нации и мимике:

* Рассмотрите иллюстрации. Что чувствуют изображенные на них герои? Как вы догадались? Что они могут говорить? С какой интонацией? Произнесите.

* Рассмотрите иллюстрации. Подумайте, какая должна быть мимика у человека, который произносит фразу. Нарисуй ему лицо. С какой интонацией произносится эта фраза?

* Прочитайте отрывки из сказок Г.-Х.Андерсена « Гадкий утенок » и « Дюймовочка » с соответствующей интонацией и мимикой.

1) Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: « Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод! » А мать добавля­ла: « Глаза бы на тебя не глядели! »

2) …Пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барыш­ни шевелили усиками и говорили:

– У нее только две ножки! Жалко смотреть!

– Какая у нее тонкая талия! Фи! Как некрасиво! – сказали в один голос все жуки женского пола.

8) Упражнения на выражение эмоциональных состояний в устной и письменной речи:

* Выразите поочередно разные эмоции человека (радость, печаль, гнев, страх и т.д.) с помощью ми­мики, жестов и интонации, произнося цифры от 1 до 10.

* Произнесите фразы, выражая голосом разные эмоции. Пусть ва­ши слушатели попробуют их определить.

« Открой дверь! » – гневно, трагически, грустно, умоляюще, ра­достно, высокомерно, раздраженно, хитро.

« Пришла! » – испуганно, ехидно, с чувством радостного облегче­ния, завораживающе, обиженно.

* Придайте фразам заданную эмоциональную окраску при помощи специальных слов и выражений и знаков препинания.

Ты суп пересолил (с отвращением); Какой большой гриб (удивленно);

Скоро начнутся каникулы (радостно); Как мне быть (печально)

Особое место при обучении младших школьников занимает игра.

Игровым упражнениям отводятся следующие функции: а) облегчать, оживлять учебный процесс; б) возбуждать активность учащихся, стремление к лидерству (соревновательная функция); в) «театрализировать» учебный процесс. В основе игровой деятельности лежит творческое воображение, которое помогает ребятам примерять речевые роли, перевоплощаться в литературных героев, оценивать их речевое поведение. Игровые формы позволяют ребенку реализовать свои фантазии, мечты, намерения, в том числе и коммуникативные. При выполнении речевых упражнений дети играя, с одной стороны, осваивают интонационные и мимические средства выражения эмоций и распознавания чужих чувств, с другой стороны, обогащаются их собственные эмоции и чувства.

Приведем примеры игровых интонационных заданий:

Ведущий произносит данную фразу с интонацией одной из основ­ных эмоций. Остальные должны по интонации угадать, какое эмо­циональное состояние передал ведущий. Тот, кто первый угадает, становится ведущим.

* « Алфавит » . Попробуйте произнести алфавит на одном дыхании, постепенно повышая голос. До какой буквы вы дошли? Посоревнуйтесь с товарищем. Кто остановится ближе к концу алфавита, тот и побе­дил.

* « Кто правильнее? » Играют несколько человек. Читают по оче­реди предложения, правильно делая паузы. Кто прочитает неправиль­но, выбывает из игры. Побеждает тот, кто дольше всех продержится.

Где здесь остановиться? Где, здесь остановиться? Что, болит? Что болит? Ну, что споем? Ну что, споем? Как вы закончили? Как, вы закончили? Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу. Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать. Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру. Их, детей, отправили в лагерь. Их детей отправили в лагерь.

* Каждый ученик получает по одной-две фразы из газеты, кото­рые нужно прочитать с указанными интонационными оттенками. Один ученик зачитывает свое задание, остальные, опираясь на словарь интонаций, пытаются отгадать, с какой интонацией была произне­сена фраза.

Источник

Оцените статью