- Как происходит развитие органов чувств
- 2.9 Развитие органов чувств
- 2.9.1 Развитие органа зрения
- Развитие органов чувств у детей от рождения
- Развитие органов чувств новорождённого
- Развитие органов чувств у детей от 1 месяца
- Зрение и слух
- Тактильные ощущения
- Обоняние
- Как помочь сенсорному развитию своего ребёнка?
- Развитие органов чувств у ребенка
- Анализируй это
- А я все слышу!
- Ручная работа
- Вижу цель!
- Обретая равновесие
- Пространственное неравенство
- Слова имеют направление!
Как происходит развитие органов чувств
Хотя у эмбрионов 10 мм длины еще не заметно развития чувствительных нервов, связанных с носом и глазами, сами зачатки органов чувств уже возникли. Органы обоняния представлены двумя ямками, расположенными на переднем конце головы. Из специализированных клеток в эктодермальной выстилке носовых ямок позднее образуются волокна, растущие к телэнцефалону и формирующие обонятельный нерв.
Одностенный сферический глазной пузырь, заметный у ранних эмбрионов, к шестой неделе превращается (в результате инвагинации его дистальной части) в двухстенную чашу. Внутренний слой глазной чаши значительно утолщается, развиваясь в высокоспециализированный чувствительный слой сетчатки. Наружный слой остается более тонким и образует пигментный эпителий сетчатки.
Инвагинация глазного пузыря, приводящая к образованию глазной чаши, происходит неравномерно и в результате край чаши вначале является неполным. Он имеет вентральную щель, называемую сосудистой щелью, которая закрывается в процессе развития несколько позже. Сосудистая щель продолжается в виде желобка на вентральную поверхность глазного стебелька.
При росте волокон, составляющих глазной нерв, из клеток чувствительного слоя сетчатой оболочки они выходят из глазной чаши через сосудистую щель и проходят по желобку в глазном стебельке, направляясь к мозгу.
Хрусталик образуется путем инвагинации поверхностной эктодермы, лежащей над глазной чашей. К тому времени, когда эмбрион достигает 10 мм длины, хрусталик уже полностью отделяется от эктодермы и представляет собой сферический пузырек, лежащий у входа в глазную чашу.
Зачаток аппарата внутреннего уха имеет еще очень простой вид. Впервые он возникает в виде местного утолщения поверхностной эктодермы, покрывающей задний мозг. Этот утолщенный участок затем погружается, образуя ямку, которая вскоре закрывается, превращаясь в слуховой пузырек. К шестой неделе слуховой пузырек полностью теряет всякую связь с эктодермой, из которой он возник. Единственным указанием на его происхождение служит тонкий стебелек (ductus endolymphaticus), который проходит дорзально к месту бывшей инвагинации.
Хотя нервные связи слухового аппарата с мозгом еще окончательно не установились, на них четко указывают нервные волокна, растущие из клеток слухового ганглия (ganglion acusticus) по направлению к мозгу с одной стороны, и к слуховому пузырьку — с другой. Вблизи слухового пузырька расположен также первый глоточный (гиомандибулярный) карман. Из этого кармана образуются полость среднего уха и евстахиева труба.
— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»
Источник
2.9 Развитие органов чувств
2.9.1 Развитие органа зрения
Впервые в процессе эволюции зачатки органа зрения появились у кишечнополостных. Это были светочувствительные клетки. В дальнейшем формировались скопления таких светочувствительных клеток – глазные пятна. В них клетки дифференцировались на пигментные и чувствительные (ретинальные). У червей-паразитов органы зрения редуцировались. Но у свободноживущих на теле есть светочувствительные клетки, благодаря, которым они могут реагировать на свет. В дальнейшем эволюция органа зрения шла двумя путями: развитие фасеточных глаз и глаз камерного типа.
Фасеточные глаза характерны для насекомых. Глаз состоит из множества светочувствительных клеток, которые формируют омматидий. Совокупность омматидиев формирует сложный (фасеточный) глаз. Каждый омматидий функционирует как отдельный глаз. И уже в соответствующих центрах нервной системы изображение «собирается». Фасеточный глаз не способен к аккомодации(нет хрусталика), поэтому зрение у большинства насекомых нечёткое. Однако у фасеточных глаз есть и определённые преимущества. Например, человеческий глаз может воспринимать изображение с частотой 24 кадра в секунду, тогда как глаз мухи – 100 кадров в секунду.
Другая ветвь эволюции глаза – глаз, построенный по типу камеры. Такой глаз появляется уже у моллюсков (осьминог). Все позвоночные также «приобрели» глазами такого типа. У рыб зрение – не главный орган чувств. Из-за высокого коэффициента преломление света водой, невозможно видеть на большие расстояния. Поэтому глаз рыб и амфибий (которые впервые вышли на сушу, однако большую часть жизни проводят в воде) имеет характерные особенности. Главная из них – круглый хрусталик. Этот хрусталик не способен изменять свою кривизну, аккомодация осуществляется за счёт движения хрусталика вперёд-назад. Такая форма хрусталика обеспечивает наилучшее фокусирование световых лучей под водой. У рептилий хрусталик приобретает форму линзы. Общий план строения глаза аналогичен человеческому.
Наибольшего совершенства достигают глаза птиц. Для них глаза – основной источник получения информации о мире. В строении и функционировании глаза появляется рад «усовершенствований» Во-первых, у хищных птиц зрение бинокулярное. Это позволяет им точно определять расстояние до своей жертвы. Во-вторых, появляется двойная аккомодация. То есть, хрусталик может не только изменять свою кривизну, но и приближаться к роговице. Благодаря этому, например, сокол сапсан способен увидеть добычу на расстоянии 1100м. В-третьих, повышается чувствительность сетчатки. (Соколы способны видеть при освещении 0, 000002 люкса).
И, наконец, следует отметить, что человеческая сетчатка словно «вывернута наизнанку». То есть светочувствительный слой является самым наружным (задним) слоем сетчатки, кнутри (кпереди) от него располагаются тела клеток сетчатки, кнутри (кпереди) от них – отростки нейронов. Именно поэтому образуется слепое пятно – место выхода глазного нерва. И только благодаря бинокулярному зрению человек не замечает пятна. Такое строение сетчатки имеют только млекопитающие. У других классов позвоночных светочувствительные клетки располагаются снаружи, а отростки нейронов – внутри. Поэтому слепого пятна у них нет. У многих млекопитающих орган зрения развит несколько слабее.
Первая закладка органов зрения возникает в форме глазных пузырей, являющихся выпячиванием боковых стенок промежуточного мозга. Латеральные, расширенные части глазных пузырей впячиваются наподобие того, как происходит впячивание вегетативной части бластулы у ланцетника, и зачатки глаз принимают форму двухслойных глазных бокалов, или чаш. Стебельки («ножки» бокалов) представляют собой зачатки зрительных нервов (точнее — трактов или пучков), а расширенные двухслойные части — зачатки сетчатой оболочки глаза. При этом наружный, более тонкий листок глазного бокала становится пигментным эпителием, а внутренний листок дифференцируется во все остальные слои сетчатки. Сосудистая оболочка и склера развиваются из окружающей глазной бокал мезенхимы.
Еще на стадии глазных пузырей в тех местах эктодермы, к которым подрастают справа и слева глазные пузыри, возникают утолщения — хрусталиковые плакоды. Одновременно с впячиванием глазных пузырей происходит впячивание этих плакод, затем отшнуровывание их от кожной эктодермы в виде двух пузырьков и втягивание их в полость образующихся глазных бокалов. Наружные, обращенные к кожной эктодерме стенки пузырьков остаются тонкими и образуют так называемый эпителий хрусталиковой сумки, внутренние стенки утолщаются и образуют тело хрусталика. Клетки здесь становятся высокопризматическими и в дальнейшем превращаются в хрусталиковые волокна.
Края глазного бокала, сильно истончаясь, загибаются кнаружи от хрусталика и образуют радужную часть сетчатки, соответственно загибаются, отставая в этом месте от склеры, и края сосудистой оболочки, образуя соединительнотканную основу радужины. В ней, за счет части клеток края глазного бокала, развиваются сократимые элементы нейральной природы — волокна сфинктера и дилататора зрачка.
Кожная эктодерма, сомкнувшаяся после отшнуровывания от нее зачатков хрусталиков, образует в этом месте не ороговевающий кожный эпителий (эпидермис), а прозрачный, неороговевающий эпителий роговицы. Подстилающая его мезенхима, дифференцируется в соединительнотканную основу роговицы, являющуюся прямым продолжением склеры. Образовавшаяся между роговицей и радужиной полость — передняя камера глаза — выстилается тонким слоем плоских клеток, так называемым десцеметовым эндотелием, имеющим нейральное происхождение; его клетки, по-видимому, выселяются из краев глазного бокала, загибающихся через края зрачка на переднюю (наружную) сторону радужины.
В основном нейроглиальное происхождение имеет и стекловидное тело. Стебельки глазных бокалов постепенно утрачивают свою полость, так как в них врастают центральные отростки ганглиозных клеток сетчатки, образующие волокна зрительного нерва. Эти волокна врастают далее до зрительных чертогов (зрительных бугров), связывая сетчатку с мозгом. Но так как сама сетчатка (и глазной стебелек) возникает как вырост мозга, то, по сути дела, волокна зрительного нерва не выходят за пределы мозга, и их следует сравнивать не с волокнами периферических нервов, а с проводящими путями трактов или пучков головного и спинного мозга. Вот почему зрительный нерв правильнее называть не нервом, а зрительным трактом или пучком.
Источник
Развитие органов чувств у детей от рождения
Развитие органов чувств новорождённого
Развитие органов чувств у детей начинается с рождения, пять чувств и он может использовать каждое из них. С того самого момента, как он вышел из материнской утробы, он узнаёт запах своей матери и может чувствовать её прикосновения. Новорождённому ребенку требуется время на то, чтобы исследовать различные предметы вокруг него. После рождения всё кажется ему новым и непривычным. Однако с течением времени он постепенно исследует этот огромный мир и развивает своё собственное восприятие.
Когда ребёнок рождается, он уже обладает всеми пятью чувствами – вкусом, слухом, зрением, осязанием и обонянием, хотя развитие этих чувств ещё находится на низком уровне. Ребёнок способен видеть предметы, находящиеся в 20 – 25 сантиметрах от его глаз. В этот период ребёнок также способен распознавать некоторые звуки, которые он слышал ещё до своего рождения. Свои эмоции он способен передавать только определёнными движениями и криками, поскольку ещё не умеет выражать их словами.
Развитие органов чувств у детей от 1 месяца
Зрение и слух
Родившись, ребёнок может понимать и распознавать звуки. Слух – это одно из чувств, которое развивается ещё до рождения ребёнка. Ещё не родившись, ребёнок слышит сердцебиение мамы, урчание её живота и необычные для него, довольно громкие звуки, например, рёв машины, стук барабана. С течением временем он учится интерпретировать слова и осознавать их смысл. Ребёнку очень легко понять тон речи. Развитие органов чувств у детей, в том числе и зрения также происходит постепенно, но сразу после рождения он может видеть вещи на расстоянии от 20 до 25 сантиметров от глаз. Он также легко распознаёт черный, белый и красный цвета. Дети с самого рождения интересуются всем, что их окружает. Они любят смотреть на яркие игрушки в кроватке и улыбающееся лицо своей мамы: в начале жизни дети учатся распознавать, прежде всего, лица своих мам.
Тактильные ощущения
У младенцев чувство осязания развито значительно. Они реагируют на прикосновения так же, как и взрослые. На самом деле, даже новорождённый способен понять, что к нему прикоснулась именно его мама. Любое прикосновение – это то ощущение, которое оказывает влияние на прочность отношений между ребёнком и его родителями. Маленькие дети вообще любят, когда их трогают. Они любят массаж и сон на руках у родных только потому, что могут при этом чувствовать себя защищёнными. При исследовании предметов, дети любят погрызть их, чтобы прикоснуться к ним своим самым чувствительным органом – языком.
Обоняние
Это наиболее развитое из всех пяти чувств, присутствующих у младенцев в момент рождения. В отличие от зрения или осязания, развитие которых происходит уже после рождения, обоняние развивается именно в то время, когда младенцы находятся в чреве матери. Родившись, ребёнок узнает свою маму прежде всего по запаху. С течением времени ему уже легче отличать и запахи других членов семьи. Он также быстро распознает запах пищи, например, овощей, которые он любит есть. Со временем ребёнок начинает понимать и все остальные запахи.
Дети исследуют большинство вещей, помещая их в рот. Младенцы, конечно, очень любят молоко мамы, однако всё же пробуют различные предметы на вкус, чтобы понять, каков он.
Как помочь сенсорному развитию своего ребёнка?
Хотя сенсорное развитие является естественным процессом у детей, родители, без сомнения, могут ускорить его, помогая им справиться со сложными препятствиями на пути. Но перед этим необходимо усвоить несколько важных вещей:
- не следует перегружать ребёнка знаниями на начальном этапе. Это будет только раздражать малыша;
- нужно попытаться помочь ребёнку там, где он чувствует затруднения, либо позволить ему исследовать мир самостоятельно;
- не стоит слишком опекать ребёнка. Необходимо провести грань между заботой и чрезмерной заботой, позволив ему исследовать мир самостоятельно;
- не нужно оберегать ребёнка слишком сильно, ведь это ограничит его возможности и охоту к познанию нового;
- нужно постараться понять окружающий мир с точки зрения ребёнка, прежде чем начать объяснять ему сложные понятия. Не ребёнку придётся повзрослеть, чтобы понять родителей, а, наоборот, им придётся стать детьми, чтобы понять его.
Сенсорное развитие детей раннего возраста включая развитие органов чувств у детей – это то, чем, несомненно, должны заниматься родители. Главное, помнить, что необходимо давать нагрузку в соответствии с возрастом ребёнка; занятия должны быть весёлыми и приятными. Для этого психологи советуют проводить занятия в сенсорной комнате, которая непременно понравится малышам всех возрастов, ведь в ней так весело играть, незаметно развивая все органы чувств! А сенсорная комната для дошкольников – отличное средство подготовки к нелёгкому школьному периоду!
Источник
Развитие органов чувств у ребенка
Повернуть, ползая на четвереньках по коридору, проследить взглядом за укатившимся мячом, обогнуть лужу на трехколесном велосипеде… Появляясь на свет, наш ребенок становится гражданином пространства, обыкновенного, привычного нам трехмерного пространства, имеющего высоту, ширину и глубину. Но для него это совершенно незнакомый, непознанный мир.
Внутри маминого живота такие представления, как «верх и низ», «впереди и сзади», «далеко и близко» не имели никакого значения, ведь Ваш кроха жил в своего рода невесомости. Начиная с первых дней жизни, маленькому предстоит осваивать предметы вокруг себя: их форму, объем, удаленность друг от друга.
Ребенок с рождения располагает превосходными инструментами, обеспечивающими «прием» информации из окружающего мира. Это его органы чувств, которые сформировались в период внутриутробного развития. Зрение, слух, осязание, обоняние, чувство равновесия будут давать ему сводные данные для ориентации в трехмерном пространстве. И хотя компетентность новорожденного в восприятии и понимании окружающего пока невелика, его способности и возможности поистине удивительны.
Ученые опровергли представления о том, что новорожденный все видит вверх ногами, а предметы воспринимает в виде нагромождения цветных пятен. Стало ясно, что малыш с рождения адекватно, в трехмерном пространстве воспринимает окружающее и даже различает форму предметов. Американские исследователи установили избирательное отношение младенца к зрительным стимулам. Малыши всего 5-7 дней отроду чаще и дольше рассматривают фигуры более сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. С первых дней мы замечаем, что ребенок следит за движениями наших глаз (при условии, что они очень медленны). Конечно, его видение еще незрелое, но все же оно позволяет новорожденному начать ориентироваться в пространстве, а главное, воспринимать человеческое лицо, такое подвижное, изменчивое, несущее важную информацию.Поэтому, склоняясь над малышом, разговаривая с ним, постарайтесь отразить на своем лице все те чувства, которые Вы испытываете: любовь, нежность, удивление, восторг, мечтательность. Также можно нарисовать яркими красками на картонке улыбающуюся рожицу и подвесить ее на расстоянии 40-50 см от глаз ребенка, чтобы ее было удобно разглядывать. Начиная с третьей недели можно привлекать внимание маленького к ярким, красочным и блестящим предметам. Рассматривая игрушки, он научится фокусировать взгляд, переводить его с одного предмета на другой. Протягивая ручку к привлекшей взгляд игрушке, постепенно малыш начнет оценивать расстояние, отделяющее его от вожделенного предмета.
Анализируй это
Любая мама, баюкая, успокаивая, купая малыша, беря его на руки, становится богатейшим источником информации практически для всех органов чувств крохи: работают слух, зрение, ребенок ощущает тепло прикосновений, воспринимает изменение своего положения в пространстве. Каждый новый опыт оттачивает его чувства и дает ему дополнительные сведения. Но ребенку нужно некоторое время, чтобы проанализировать и объединить свои сенсорные открытия. Чтобы все разрозненные характеристики какого-либо предмета (форма, размер, цвет, движение) соединились в целостный образ, должен произойти обмен информацией между участками коры головного мозга, ответственной за такие высшие психические проявления, как восприятие, мышление, память. К моменту, когда кора головного мозга вступает в действие, ее формирование еще не закончено; развитие возможно лишь в процессе активной работы. Поэтому мозг младенца нуждается в разнообразных сенсорных впечатлениях. Можно сказать, что удовлетворение сенсорной информационной потребности так же необходимо для развития нервной системы, как и удовлетворение потребности в пище и сне.
А я все слышу!
Слух дополняет и совершенствует работу зрения. Если кто-то шумит или разговаривает поблизости, то малыш прислушивается и пытается повернуть голову, чтобы найти взглядом источник звука. Звук сообщает ему не только о расположении его источника, но и о приблизительном расстоянии, на котором тот находится. Оказывается, малыши не только умеют воспринимать звуки, но и различают их по высоте. Особую чувствительность они проявляют к звукам человеческой речи. И самое удивительное, опыты показали, что младенцы явно предпочитают осмысленную связную речь произвольному набору слогов. Прослушивание собственного гуканья и гуления, записанного на пленку, способно успокоить ребенка, даже если он только что неудержимо плакал. Специально подобранная классическая музыка (малыши предпочитают струнные инструменты), погремушки, колокольчики и другие источники звука вызовут у маленького оживление и интерес, либо помогут отвлечь и успокоить.
Ручная работа
Осязание необходимо крохе, чтобы исследовать форму, размеры, фактуру, температуру предметов. Если Вы проведете по ладошке младенца мягкой тканью или игрушкой, его ручка инстинктивно сожмется — это хватательный рефлекс, который есть у каждого малыша с рождения. Постепенно хватательные движения станут целенаправленными, малыш начнет тянуть ручку к погремушке, стараться ухватить мамин палец или волосы. К 2-3 месяцам дотягивание и хватание развиваются в два самостоятельных действия. Малыш уже часто дотягивается до предмета, не хватая его. Если над его кроваткой подвешена игрушка, можно понаблюдать, как ребенок дотрагивается до нее, вызывая покачивание, за которым он долго с удовольствием наблюдает. Примерно в 4 месяца малыш уже уверенно берет руками игрушку, рассматривает ее, подносит ко рту и обследует языком и губами. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, подберите различные предметы: пушистые, гладкие, шершавые, разных форм и размеров.
Вижу цель!
Малыш растет, его мышечная система развивается, костяк становится более крепким. Он учится держать головку, его поле зрения увеличивается, и он может охватить взглядом больше предметов. Интерес к новым объектам и связанным с ними открытиям стимулирует двигательную активность. И вот кроха уже переворачивается, а затем и садится. Уверенно сидя на попке, можно увидеть гораздо больше, а также убедиться, что не все находится в пределах досягаемости. Обнаружив это, малыш делает сразу два «открытия». Во-первых, если привлекшая внимание вещь недоступна, можно вытянуть ручку в нужном направлении и выразительно пом-м-кать, глядя на родителей, и они, проследив направление взглядом, протянут ему необходимую вещицу. Второе открытие состоит в том, что можно не прибегать к помощи взрослых, а попытаться добраться самому, передвигаясь на попке или на четвереньках. Начав самостоятельно перемещаться, кроха с изумлением обнаружит, что пространство не подчиняется ему, а организовано по своим собственным законам, с которыми ему придется согласовывать свои перемещения. А с тех пор, как ребенок начал пытаться вставать, его взгляд на мир постоянно изменяется. Так, низкий столик, прежде неподвижно стоявший рядом с диваном, преподнес ему сюрприз. Когда малыш хотел найти в нем опору, столик внезапно поехал вперед. и ребенок растянулся на полу. Но через несколько недель он возьмет реванш, схватит то, что стоит на столике и швырнет на пол. Отныне ему частенько предстоит пересматривать свою точку зрения на то, что в его окружении остается неизменным, и на то, что серьезно изменяется.
Чтобы познакомить ребенка с пространственными отношениями, откройте для него свойства предметов: покажите, что мяч круглый и его можно катать, посылая друг другу, а кубики устроены так, что их можно ставить один на другой, в отличие от шаров. Также, начиная с 7-8 месяцев, пригодятся любые емкости, вкладывающиеся одна в другую. Они помогут сложиться первоначальным представлениям об объеме, соотношении размеров, о том, что такое внутри и снаружи. Чтобы ребенок лучше ориентировался в окружающем, берите его на руки и, обходя комнату, в которой он обычно находится, называйте предметы и показывайте, как с ними действовать.
Обретая равновесие
Теперь, когда наш ребенок перемещается более свободно, он стремится испытать свои новые возможности. Это довольно тревожный период для родителей, потому что малыш обязательно должен узнать, в какую сторону крутятся ручки у плиты, как открывается дверца холодильника, и что случится с содержимым ящика папиного стола, если его потянуть на себя. Сложим кубики в доступном для него месте, чтобы перенести его изыскания в области элементарной физики в лабораторные условия. Например, посмотрим, будет ли башня, построенная им, потихонечку наклоняться, как Пизанская, или обрушится с грохотом.
Пространственное неравенство
Считается, что у девочек пространственное мышление развито не так хорошо как у мальчиков. Возможно, этим объясняется то, что девочки менее способны к геометрии, хуже ориентируются в картах и атласах автомобильных дорог. По свидетельству некоторых исследователей, эта разница в способностях не врожденная, а приобретенная и связана с выбором игрушек для девочек и мальчиков. Игрушки для мальчиков преимущественно связаны с перемещением в пространстве и конструированием, а игрушки для девочек направлены на приучение к роли домашней хозяйки и мамы. Шансы на успешное освоение пространства можно уравнять, объединив игры.
Слова имеют направление!
Около двух лет малыш начнет планировать свои действия и облекать их в слова: «посмотри на мой дворец, он высокий, я положу кубик сверху, а этот кирпич перед мостом». Маленький, большой, далеко, близко, сбоку, внутри — он освоил слова, которые организуют пространство и позволяют ориентироваться в нем. Чтобы потренироваться в ориентировании и закрепить результат, можно придумывать для ребенка пространственные «диктанты», или поиграть с ним в «зеркало» — попросить его повторять Ваши действия как бы в зеркальном отражении.
Источник