- Как научиться выражать свои чувства
- Почему нужно выражать чувства?
- Как научиться выражать негативные чувства
- Как научиться выражать позитивные чувства
- Как выражать чувства через познание себя
- Сила слова: как правильно говорить о своих чувствах
- Зачем говорить о чувствах и как выбрать слушателя
- 5 рекомендаций, которые помогут научиться правильно разговаривать об эмоциях
- Метод Маршалла Розенберга: как научиться говорить о своих чувствах и слышать потребности других
Как научиться выражать свои чувства
С детства нас учат контролировать свои эмоции. Нельзя плакать, огорчаться, выражать мнение и недовольство происходящим. В результате человек вырастает неспособным к контролю чувств и выражению эмоций. А это тяжелая нагрузка, которая выливается в психические и физиологические проблемы. Чтобы этого не произошло нужно научиться выражать свои чувства.
Почему нужно выражать чувства?
Не умея высказывать и проявлять эмоции, человек скрывается за застенчивостью и неуверенностью. Они приводят к конфликтам на работе и ссорам в семье. Сдерживание негативных эмоций – это первый шаг к депрессивным состояниям и ухудшению самочувствия. Почему нужно выражать чувства? Научившись проявлять эмоции, человек становится уверенным, уходит агрессия и гнев. Количество конфликтных ситуаций снижается, сохраняются отношения.
Важно понимать, что как бы вы не сдерживались, произойдет прорыв. В этот моменты вы перейдете на крик, выставите себя не в лучшем свете. За негативными эмоциями скрываются истинные чувства человека:
- Неуверенность. Приводит к бегству от проблем. Конфликтные ситуации в семье не решаются, но неуверенный человек продолжает о них думать. Спустя время неуверенность влечет необратимые процессы. Близкий человек утверждается в том, что вы безразлично относитесь к их отношениям, провоцирует скандалы. В результате пара распадается.
- Агрессия. Происходит молниеносная реакция на слова, сказанные близким. Обиженный человек высказывается громко и грубо. В некоторых ситуациях конфликт перетекает в насильственную форму. Партнер выполняет требования, но не добровольно, а под нажимом либо дает отпор. Отношения перетекают в обоюдные требования друг другу, выражающие криком. Заканчиваются громким скандалом и разрывом.
Если вы дорожите отношениями, то замените неуверенность, раздражительность и гнев открытой беседой. Собеседник или партнер не догадаются о ваших чувствах, если вы не расскажите о них.
Как научиться выражать негативные чувства
Стараясь быть приятным собеседником и хорошим другом, многие люди сдерживают эмоции. С такими личностями интересно общаться, они душа компании. Но за улыбкой и приветливостью скрывается негодование, раздражение и гнев. Если вовремя не выплеснуть эти эмоции, то произойдет взрыв или скандал. После вспышки агрессии человек будет винить себя, что не сдержался. Чтобы не испытывать чувство вины, человек принимает решение не проявлять эмоций. Постоянное напряжение приводит к проблемам со здоровьем.
Как научиться выражать негативные чувства?
- Выскажитесь без свидетелей. Оставшись наедине с собой, дайте волю чувствам. Проговорите вслух обиды. Если надо кричите, плачьте, бейте посуду. Разрушительные действия помогают вылить негатив, приносят чувство облегчения. Такой метод хорош для снятия отрицательных эмоций возникших при взаимоотношениях с малознакомыми людьми.
- Не обижайтесь. Между близкими людьми непонимание возникает по причине скрытности партнеров. Если вам неприятны слова или поступки любимого человека, то не скрывайте чувств. Скажите, что не понравилось, какие слова задели. Если вы несдержанный человек и сразу переходите к крику, то дайте себе 10–15 мин., чтобы успокоиться. Затем начните разговор.
- Подбирайте слова. Учитесь говорить не в контексте «ты сделал неправильно», «ты плохо поступил». Используйте местоимение «я», «мне были неприятны поступки, слова». При этом не обобщайте, применяя фразы «ты всегда», «опять так сделал», «ты никогда не даришь цветы». Говорите о конкретном событии, которое произошло.
- Используйте слова, обозначающие чувства. Расскажите, что испытали в тот момент, вызвавший отрицательные эмоции. Например, вы почувствовали одиночество, обиду, агрессию, страх.
- Говорите по факту. Высказывая претензии партнеру, не вспоминайте былых обид. Стройте предложение исходя из создавшейся ситуации. Например, «Я расстроилась, поскольку ждала твоего звонка до поздней ночи. Предупреждай меня, пожалуйста, если задерживаешься на работе». В этом предложении нет и намека на прежние грешки партнера. Делясь своими эмоциями, не употребляйте ругательных слов, не оскорбляйте собеседника.
Дайте высказаться. На ваши претензии обязательно поступит ответ. Если хотите исчерпать конфликт и больше к нему не возвращаться, то услышьте собеседника. Далее сформулируйте свои пожелания к произошедшей ситуации, но уже учитывая сказанное партнером.
Неприятные ситуации на улице, работе, в транспорте вызывают негативные эмоции. Это нормально, не надо стыдиться и тем более скрывать подобные чувства. Конфликты с близким человеком приводят к раздражительности, накоплению обид, список претензий растет. Высказывая свои чувства, вы решаете конфликт в тот же день, выслушиваете мнение партнера и делаете вывод, как поступать в дальнейшем при аналогичных ситуациях. Самое главное вы с легкостью встречаете следующий день.
Как научиться выражать позитивные чувства
Оказывается, многим людям сложнее выражать приятные эмоции. Кричать и ругаться умеют все, а вот похвалить близкого человека не получается. Почему мы зажимаем чувства? Причина кроется в воспитании, полученном опыте. Возможно в вашей семье царили сдержанность и закрытость, а хорошее отношение к детям закончилось тем, что они сели вам на голову. Отсюда делаются выводы, надо быть строгим, выдержанным, холодным и никого не хвалить. На самом деле дарить улыбку и хорошее настроение приятно и просто.
Как научиться выражать позитивные чувства?
- Вытяните эмоции на поверхность. Рассмотрите обычный день. Если муж не пришел вовремя с работы, то назревает скандал. Если любимый пришел вовремя, да еще и успел в магазин заскочить, то это воспринимается как должное. Увидьте в произошедшем позитив. Выразите радость от того, что ужин пройдет в семейном кругу.
- Не откладывайте на потом. Говорите о приятных эмоциях сразу же, подключите слова, обозначающие чувства. Если причиной хорошего настроения выступают не поступки близкого человека, а события, произошедшие на работе, то поделитесь с ним приятными эмоциями. Расскажите, как прошел день, что принесло радость.
- Подключите жесты. Выражая позитивные эмоции, улыбайтесь, обнимите собеседника, дотроньтесь до него. Смех притягивает приятные события и формирует позитивное окружение.
- Хвалите себя. Комплименты, приятные слова заставляют человека смущаться, отмахиваться. При этом человек ищет оправдания. Например, готовясь неделю к дню рожденью, подбирая платье и делая макияж, девушка затем отмахивается от комплиментов окружающих. На самом деле ей приятно внимание, девушка рада, что выглядит хорошо. Зачем это отрицать? Невозможно выражать положительные чувства по отношению к другим, не научившись баловать, хвалить и радовать себя.
При выражении эмоций важна искренность. Наигранная улыбка больше похожа на оскал и не передает чувств
Не впадайте в крайности. Излишняя эмоциональность настораживает окружающих и приводит к непониманию.
Как выражать чувства через познание себя
Эмоциональное напряжение приводит к злоупотреблению наркотиками или алкоголем. Не разобравшись в себе, человек начинает искать простые и альтернативные методы. К сожаленью, это приводит к зависимости, плюс результат кратковременный. Ощущения возвращаются вновь. Как научиться выражать чувства? Начните с познания себя наедине.
- Займитесь медитацией. Подберите тихое место, где можно расслабиться, нет шума. Примените технику для новичков – дыхательную гимнастику. Во время упражнений думайте о чувствах, которые возникли. Медитация поможет снять стресс и чувства тревоги, подскажет, как действовать в конкретной ситуации.
- Фиксируйте эмоции. Заведите блокнот, в котором описывайте события, произошедшие за день. Такой способ помогает понять истинные чувства, делает их осязаемыми. Ведите дневник ежедневно, полностью разгружая голову. Записывая события, не заостряйте внимание на логичности изложения или ошибках. Привязывайте чувства к музыке, цветам, погоде.
- Займитесь спортом. Если чувствуете, что готовы выплеснуть негативные эмоции, то придумайте физические нагрузки. Спорт поможет отвлечься, снимет стресс и улучшит настроение. Выбирайте занятия, которые вам нравятся.
- Поощряйте себя. Поддерживайте хорошее настроение, положительный настрой. Назначьте встречу с друзьями, пробегитесь по магазинам, посетите выставку. Наполните день позитивными делами, делайте только то, что нравится. Таким образом, вы приучаете себя к положительным эмоциям. Мозг запоминает, что хорошее настроение сопровождается приятными событиями.
- Визуализируйте. Моделируйте различные ситуации и разыгрывайте два варианта реакции. Выражайте негативные чувства и положительные эмоции. Так вы научитесь контролировать чувства, понимать себя и правильно реагировать.
Выражение чувств начинается с понимания себя. Если не получается высказаться, поделиться эмоциями, то сделайте паузу. Отдохните и расслабьтесь, затем переходите к решению задачки. Открываясь близкому человеку, не бойтесь быть непонятым. Искренность приводит к тому, что партнер меняется с вами. Если он не готов к изменениям, то не стоит цепляться за такие отношения. Союз без проявления чувств, придет к разрыву либо будет сопровождаться постоянными ссорами.
Источник
Сила слова: как правильно говорить о своих чувствах
Говорить о своих эмоциях и переживаниях полезно — это доказывают многочисленные исследования психологов и нейробиологов. От этого даже может измениться химия мозга. В то же время невысказанные эмоции ложатся тяжелым грузом на сердце и могут спровоцировать расстройства здоровья.
Умение высказываться о своих переживаниях — ключ к полноценной жизни и гармоничным взаимоотношениям. Сегодня предлагаю разобраться, как это правильно делать, чтобы получить пользу и положительную реакцию от тех людей, с которыми вы хотите обсуждать свои чувства.
Зачем говорить о чувствах и как выбрать слушателя
Даже если вы просто проговариваете свои эмоции и больше ничего не делаете, вы как минимум снимаете их интенсивность, а это помогает справляться с волной переживаний. Это встроенный механизм самоисцеления, который не стоит игнорировать.
По сути, первое необходимое действие совершено — чувства озвучены. Порой даже признание самому себе в виде “Я так больше не могу” или “Я запутался и не вижу выхода” уже настраивает мозг на поиск решения и ответов. Проговаривание эмоций делает их менее тягостными и ужасными, и вы понимаете, что способны с ними справиться.
Главная проблема заключается в поиске слушателя. Это одинаково важно и при переживании эмоций счастья и радости, и при затяжном стрессе и сложном кризисе. Как минимум, этому человеку должно быть искренне интересно вникнуть в вашу ситуацию, при этом не давая оценок, и, если необходимо, сохранить все вами сказанное в тайне.
Как правило, лучшими слушателями выступают люди, пережившие то, что сейчас беспокоит вас. Им знакомы ваши эмоции и страхи и они способны дать хороший совет. Либо специалисты, которые обладают методиками эффективного и комфортного избавления от эмоций с помощью особых практик.
Обычно в моменты переживания бурных эмоций в первую очередь хочется обратиться к близким: родным, друзьям, партнерам. И это правильно, ведь эти люди знают вас как никто и способны быть в высшей степени эмпатичными. Главное — соблюдать правила активного слушания и быть настроенными на взаимопонимание.
5 рекомендаций, которые помогут научиться правильно разговаривать об эмоциях
Тон голоса. Если вы возбуждены, дайте себе успокоиться перед разговором. Когда вы говорите об эмоциях, тон должен быть тихим, спокойным, простым и искренним.
Эмпатия . Попробуйте догадаться, что чувствует или хочет ваш собеседник. Он это может выражать языком тела, поведением. Прислушивайтесь к его словам.
Понимание своих желаний и чувств. На первый взгляд простая задача. Но иногда бывает сложно осознать, что именно вызывает в вас такие чувства и что вы хотите получить или услышать от близких. Это понимание делает вас уверенными и умиротворенными.
Умение открыто выражать свои чувства . Не скрывайте и не копите в себе переживания, которые испытываете. Проговаривайте их партнеру и просите, чтобы он отвечал вам. Ведь тогда, обсудив все эмоции друг друга, вы станете ближе.
“Я-высказывания”. Высказывайте свое отношение к ситуации, а не давайте оценку другому человеку. Просто сравним фразы: “Ты сегодня бледно выглядишь!” или “Я беспокоюсь о твоем самочувствии. Все ли в порядке?” Если вы говорите о своих чувствах, вы будете поняты и услышаны. А если даете оценку, то можете задеть собеседника.
Только положительные эмоции окрыляют и делают вас счастливыми. Живите ясно и светло!
Источник
Метод Маршалла Розенберга: как научиться говорить о своих чувствах и слышать потребности других
Талант слышать и понимать сердцем дан немногим. Чаще мы идем по пути ссор и разрушаем отношения вместо того, чтобы находить с близкими общий язык. Ничьей вины в этом нет, потому что других шаблонов коммуникации у многих из нас не было. Тем не менее, все можно изменить.
Американский психолог Маршалл Розенберг создал революционный подход к общению, который исключает насилие в принципе. Метод детально описан в книге «Ненасильственное общение. Язык жизни». В ней даются простые правила и множество примеров того, как строить диалог с окружающими и мирно выходить из любых конфликтов.
Все события нейтральны. Реакция на них — это наш выбор
Счастливыми или несчастными нас делают не люди или их действия, а наше представление о них. Согласитесь, одна и та же едкая шутка от разных людей может как рассмешить, так и разозлить, а то и вовсе остаться незамеченной. Наша реакция на любые слова всегда зависит от того, какие в этот момент у нас потребности и ожидания.
Каждый раз, когда в общении появляется негатив, у нас есть выбор из четырех вариантов эмоциональной реакции. Первый — это принять все на свой счет, другими словами, обвинить себя. Например, услышав агрессивное обвинение в эгоистичности, мы можем согласиться с мнением другого человека. В таком случае чувствуем вину, нам стыдно и неудобно. Если проблема серьезная — вслед за угнетающими эмоциями может последовать и депрессия.
Второй вариант реакции — обвинить другого. Например, на высказывание «в жизни не встречал таких эгоистичных людей, как ты!» можно возразить, что настоящий эгоист — наш оппонент и найти этому массу доказательств. Такая реакция всегда вызвана нашим гневом.
Третий вариант — не защищаться, а ощутить свои потребности и без агрессии проговорить то, что накопилось на душе. Например, сказать, что неприятно слышать резкие слова, потому что на самом деле всегда вы стараетесь учитывать потребности других и вам важно, чтобы это ценили.
Четвертый вариант — понять потребности и чувства другого, разобраться в том, что стоит за внешней агрессией. Возможно ему больно, потому что к его просьбам часто относятся небрежно.
Начните с понимания того, что нужно вам
Метод Ненасильственного общения основывается на осознании наших чувств и того, что действия других могут быть стимулом для их появления чувств, но не могут быть их причиной. Другая сторона медали в том, что, если мы сами не придаем значения своим чувствам и потребностям, другие тоже будут их игнорировать. И уж совсем грустно то, что, если мы не заявим о потребностях, они никогда не будут удовлетворены.
На один из семинаров Розенберга, где женщины обсуждали страхи, связанные с высказыванием потребностей, пришла его мама. Внезапно она вышла и долго не возвращалась. Позднее рассказала, что только на семинаре осознала, что тридцать шесть лет сердилась на мужа за то, что он не прислушивается к ее потребностям. Хотя ни разу внятно не говорила ему, о том, что ей нужно.
Сравните два высказывания:
А: Ты огорчил меня, когда не зашел вчера. Я прождал тебя весь вечер.
Б: Я был огорчен, когда ты не зашел, потому что хотел обсудить некоторые тревожащие меня дела. Давай поговорим сегодня.
В первом варианте ответственность за огорчение целиком лежит на поступке другого человека. Во втором огорчение связано с неудовлетворенной потребностью.
Еще один пример — такие безличные конструкции как «меня это бесит» или «меня все достало». Когда хочется сказать именно так, попробуйте соединить то, что чувствуете и то, к чему стремитесь. Тогда вместо «меня бесят…» получится «я очень злюсь, когда наши макеты уходят в печать с ошибками, потому что мне важно, чтобы они выглядели профессионально».
Откуда берется критика
Критика и осуждение других — это всегда искаженное выражение наших неудовлетворенных потребностей. Когда у нас не получается выразить их напрямую, мы уходим в оценку чужих действий, пытаясь истолковать их по-своему. И вот они — сарказм и язвительная критика.
К примеру, ребенку, которому никак не удается есть аккуратно, можно сказать, что он растет свиней и обедать ему нужно со свиньями. А можно о том, как вам важно, чтобы он ел хоть чуть-чуть аккуратнее, хотя бы немножко, и похвалить за малейшие успехи. Просто потому, что главная потребность каждого ребенка — это любовь родителей и ее не бывает много.
Когда люди слышат то, что могут истолковать как критичное отношение, они переходят в защиту или ответное нападение. Даже если мы надеемся на сочувствие, с таким подходом нам его не дождаться. Мы остаемся в одиночестве в мире «злых и черствых» людей. В мире, который мы создали для себя сами.
В нашей культуре не принято мыслить с позиции истинных потребностей — своих и других людей. Мы вредим себе и отношениям, когда хотим сказать о том, что нужно нам, но начинаем общение с оценки и критики чужих поступков. Если мы хотим, чтобы люди реагировали на нашу душевную боль сопереживанием, нам стоит научиться откровенно говорить о своих потребностях. Тогда другие смогут понять то, что у нас внутри, и отнестись к нам с приятием и пониманием, а затем и открыться в ответ.
Источник