Как привить детям чувство ответственности

Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка? 10 советов

Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей.

Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад.

Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет.

Обратите внимание на важный нюанс: дети будут нести ответственность в той степени, в какой мы их поддерживаем и направляем.

10 способов воспитания ответственного ребенка

1. Учим убирать за собой самостоятельно

Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите:

а) ругать его;
б) самостоятельно наводить порядок.

– В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!

Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина.

Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами.

Ситуация: пятилетняя Оля оставила свои туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите девочку и вежливо попросите убрать обувь в шкафчик:

– Мы всегда убираем свои вещи на место.

2. Учим заботиться о семье

Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, еженедельная уборка с папой под музыку, телефонные разговоры с родственниками и т.д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье. Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью.

По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Исследования показывают: дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях.

3. Главное — это желание

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание.

Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства. Крики и принуждение — никогда не выход. Вы добьетесь разовой победы, а Сеня, Ваня, Саша и Алина просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.

Читайте также:  Через сколько после стресса восстанавливается организм

Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения. Но цель явно стоит вложенных усилий!

Программа «Предшкольная пора»

4. Учим проявлять самостоятельность и помогать по дому

У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму.

Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке.

Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».

Когда ребенок пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.

5. Перестаём критиковать

Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы. А вы — не ваши родители.

Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором.

Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий. Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»

6. Создаем необходимые условия

Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей. Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.

Дополнительно: ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор в комнату. Зайдите с ним вместе на сайт (поехать в Ikea или другой мебельный пока не получится) и займитесь выбором предметов. Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он с большим удовольствием будет следить за чистотой.

7. Даём возможность разобраться ребёнку самому

Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит гипертрофированный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.

Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.

8. Поощряем

Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня: мытье машины, прополку в огороде, полив цветов и т.д. Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на каникулах. Таким образом вы подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.

Пример: шестикласснице Кате очень хотелось получить новую книгу о любимом волшебнике, но день рождения уже прошел. Мама и папа предложили Кате составить список дел, с которыми она могла бы помогать по дому, и сыграть в «рабочий день» с настоящей зарплатой и мотивирующими надбавками. Две недели Катя помогала маме с обедом, младшему брату с уроками, а папе — во дворе, исправно убиралась в комнате и выгуливала собаку Динку.

Читайте также:  Потеря эмоций у детей

9. Учим составлять график

Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком.

Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы. Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание.

Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.

10. Стремимся стать хорошим примером

Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям.

Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.

Пример 1. Отрицательный

— Ой, чашка разбилась! Вот же я криворукая, а!

Пример 2. Отрицательный

— Чашка разбилась. Наверное, опять папа ее на краю оставил! Ну говорила же сотню раз, чтобы убирал в шкаф, растяпа!

Пример 3. Положительный

— Упс, чашка разбилась. Ничего страшного! В следующий раз буду осторожнее. Правильно, Саш? Нам всем нужно быть чуть-чуть аккуратнее. Давай-ка организуем операцию по спасению пола от осколков. Неси веник, я буду исправлять ошибки, а ты мне поможешь.

Источник

Как привить ребёнку чувство ответственности?

Сознательная жизнь каждого человека начинается с воспитания, которое ориентировано на развитие наилучших моральных качеств, а также чувства ответственности за свои поступки. Сделать это довольно нелегко, учитывая, что жизнь для ребёнка – это своеобразная игра, к которой не стоит относиться слишком серьёзно.

Для родителей в данном случае очень важно не переусердствовать. Например, если ребёнок не выполняет домашнее задание или часто разбрасывает свои вещи, то не стоит на него кричать и злиться. Однако, и потакать ему в вышеприведённых ситуациях также не нужно – это в дальнейшем приведёт к чрезмерной избалованности и несамостоятельности.

А что же тогда делать?

Ребёнку надо показать, что будет, если он продолжит придерживаться беспорядка. Или мягко, но требовательно попросить убраться. Случай с домашним заданием более сложен, поскольку дети не очень любят, когда их что-то заставляют делать. Можно попробовать повлиять психологически, например, поощрять за вовремя сделанные уроки и лишать определённых привилегий, если они сделаны гораздо позже или не сделаны вообще.

Например, захотел ребёнок шоколадку или поиграть в компьютер, не выполнив домашнее задание? Что ж, придётся ему сесть и сделать именно сейчас, иначе он не получит желаемое.

Если это происходит на постоянной основе, то в ребёнке начинает вырабатываться своеобразная привычка, которая базируется на принципе «если я не сделал уроки, то я не могу пойти поиграть».

Это ли не первые задатки того самого чувства ответственности?

Да, он не осознаёт, что уроки нужно делать не ради того, чтобы поскорее пойти поиграть, но таким образом понятие «должен» у ребёнка выходит на первое место и вымещает собой «хочу».

Правильно ли это?

В нашем случае – да, если не перебарщивать и не вдаваться в крайности, когда ребёнка запирают в комнате наедине с книгами и лишают практически всего, что в дальнейшем может привести к сильной душевной травматизации.

Как говорилось выше, жизнь для ребёнка представляет собой игру, и родители должны точно так же, с помощью игры, показать ребёнку, что ему следует делать и каким образом, чтобы не остаться в проигрыше.

Конечно, к действиям следует прибегать только тогда, когда слова не имеют на ребёнка никакого влияния. Но для начала попробуйте поговорить с ним, объяснить, почему то или иное действие важно, желательно на его языке, и как отразится на дальнейшей жизни невыполнение и/или игнорирование этого действия.

Читайте также:  Депрессия при сниженном иммунитете

Помните, что психологическое влияние и психологическое насилие – это два разных понятия. Они могут соприкасаться между собой в какой-то мере, но разница между ними при этом остаётся значительной.

Источник

Как привить ребенку чувство ответственности, а не вины

Цель каждого родителя – вырастить уверенного в себе человека, способного постоять за себя в любой жизненной ситуации, при этом справедливого и ответственного. Но зачастую мы совершаем ошибки в воспитании, которые мешают ребенку вырасти уверенным в себе и делают его вечно виноватым.Цель каждого родителя – вырастить уверенного в себе человека, способного постоять за себя в любой жизненной ситуации, при этом справедливого и ответственного. Но зачастую мы совершаем ошибки в воспитании, которые мешают ребенку вырасти уверенным в себе и делают его вечно виноватым.

Вина и ответственность далеко не одно и тоже. Ответственность – это умение отвечать за свои поступки, осознавать и исправлять свои ошибки. Вина – чувство разрушающее, она точит человека изнутри, лишает жизненных сил и возможности найти выход.

Как самому не перепутать эти чувства и научить различать их ребенка?

Одна из причин развития постоянного чувства вины — требование от ребенка извинений, не вникая в причины его поведения. Начинается это еще с песочницы: «Что же ты делаешь? Как ты мог ударить Ваню! Немедленно извинись!» А ведь у малыша, скорее всего, были реальные причины ударить того самого Ваню. Заставляя ребенка извиняться, даже если он ни в чем не виноват (или даже виноват, но не осознает своей вины), мы учим его формальности – я извинился, свой долг я выполнил, больше от меня ничего не ждут. Постепенно извиняться входит в привычку и лишаются всякого смысла и попытки осознания «что я сделал не так?».

Но чем старше становится ребенок, тем меньше от него ждут извинений и больше конкретных действий.

Представьте себе сотрудника, который допустил ошибку в годовом отчете. И вместо того, чтобы эту ошибку исправить – он осознал свою вину, извинился и… все. Как отнесутся к такому сотруднику? При этом он сам будет тяжело переживать эту ситуацию, изводить себя вопросами «Как я мог, я подставил своих коллег! На меня все косятся и считают меня виноватым! Я не смогу больше здесь работать!».

В детском возрасте систематическое поведение взрослых как обвинителей наталкивает ребенка на мысль «Я допускаю ошибки, значит я плохой». Постоянное навязывание чувства вины приводит к неуверенности в себе даже взрослого человека, что уж говорить о ребенке. Рано или поздно ребенок придет к мысли «зачем мне что-то делать, если у меня ничего не получается».

Поэтому основной из задач родителя является научить его чувству ответственности, при этом не навязывая чувство вины и стыда.

При оценке действий малыша нужно отделять поступок от него самого: не «Ты плохой!», а «Это не самый лучший поступок, давай подумаем, как было бы правильно». Не «Ты неряшливый!», а «Ты можешь выглядеть лучше». Отделяйте свои чувства от действий ребенка. Не «Ты позоришь меня!», а «Я чувствую себя некомфортно, когда…». Не «Ты меня расстраиваешь», а «Я расстраиваюсь, когда ты…».

По своему опыту я знаю, что очень сложно реагировать на некоторые действия детей правильно. Особенно когда ты устал или чем то расстроен. Скорее всего, следовать данным правилам постоянно не получится. Но даже если иногда вставать на сторону ребенка, рассказывать как правильно и почему, он простит вам те ситуации, когда вы сами были неправы по отношению к нему. Идеальных родителей не бывает, да они и не нужны. Ребенок должен на примере родителей видеть как реагировать на неправильные действия и как находить выход.

Источник

Оцените статью