Патриотизм прививаем с детства
Шавшаева Наталья
Патриотизм прививаем с детства
Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говориться в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг» утвержденной Правительством РФ». Вот что в ней сказано
«Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, направленное на формирование у граждан готовности к военной службе как особому виду государственной службы.
Система патриотического воспитания — это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.
Государственная поддержка патриотического воспитания – это совокупность выработанных органами государственной власти мер экономического, организационного и правового характера, направленных на создание благоприятных условий для патриотической работы».
Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Надо обязательно рассказывать об этом дошкольникам.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ и между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Поэтому, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.
Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Оригинальность и новизна предложенных подходов в части воспитания у детей дошкольного возраста патриотических качеств нашло отражение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДО в соответствии с п. 2.10 «Объем обязательной части Программы составляет 60% от еёобщего объема : части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%» и в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Региональное содержание дошкольного образования позволяет организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению детей с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне их понимания.
Опыт по привитию детям патриотических качеств содержит теоретические и практические материалы, помогающие организовать работу по воспитанию чувства патриотизма у детей.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству Любви к своим близким на основе разнообразных форм работы.
Образовательные: знакомить с символикой государства, родного края,города: флаг, герб, гимн; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, деревень и т. д.).
Развивающие задачи: расширять представления об истории, географии, культуре нашей родины России, родного края, города; развивать интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям и традициям мордовского народа; развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь и привязанность к семье, родному краю, детскому саду; воспитывать любовь к Родине, к своей республике, городу, природе через непосредственное общение с ней, воспринимать ее красоты и многообразия; формировать чувство уважения и симпатии к людям разных национальностей.
Учитывая возрастные, психологические особенности и возможности дошкольного возраста,в рамках данного опыта определены следующие разделы:
Раздел «»Семейный круг»включает в себя: расширение представлений детей о своей семье, родословной; расширение представлений о дошкольном учреждении; знакомство с ближайшим окружением, социальными объектами расположенных рядом с детским садом; формирование представлений о профессиях взрослых; обогащение представлений о себе и своих сверстниках.
Раздел «Моя страна – Россия»включает в себя: расширение элементарных представлений о своей стране России, ее столице – город Москва; приобщение к истокам русской народной культуры, ее традициям и обычаям;знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира.
Раздел «Святые наши имена» раздел включает освоения историко-культурного наследия России с опорой на памятные даты именинного календаря.
Раздел «Люби и знай свою малую Родину»включает в себя: формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного края; расширение знаний о богатствах и достоянии Мордовии и города Ковылкино; знакомство с земляками и знаменитыми людьми; формирование любви красоте родной природы.
Раздел «Наши праздники и традиции»включает в себя: расширение элементарных представлений о праздниках и традициях родного города, своей группы, формирование знаний о государственных праздниках своей страны.
В основу опыта положены методы, предложенные Н. Н.Поддьякова: обучения и расширения знаний; повышения познавательной активности; установления связи между различными видами деятельности; стимулирования эмоциональной активности и программе «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду «под редакцией М. Ю. Новицкая.
Важным условием реализации программного – методического комплекса стало тесное взаимодействие детского сада и семьи на основе сотрудничества. Создание данной общности детей, воспитателей и родителей выступает как основа реализации программы.
Мастер-класс «Где, с чего и как зарождается патриотизм» Хочу презентовать вашему вниманию, мастер – класс на тему: «Где, с чего и как зарождается патриотизм». Историческое значение каждого русского.
«Планета детства» Вот и пришла пора расстаться с нашими ребятами. Мы заранее начали готовиться с ребятами к выпускному балу. Шили костюмы и платья, разучивали.
Прививаем эстетический вкус (из опыта работы) Наш Детский сад имеет художественно-эстетическое направление развития и особое внимание мы уделяем эстетическому воспитанию. Эстетический.
День детства Мы встречаем Лето! Сколько утреннего света За распахнутым окном! По земле гуляет Лето, Ходит лето босиком! Много запахов у лета: Сладкий.
Флаг страны Детства У каждой, даже самой маленькой, страны нашей необъятной планеты есть свой неповторимый флаг. Наш детский сад тоже своего рода маленькая.
Год детства В день открытия Года детства мы встречали детей в празднично украшенной группе. А родителям предложили составить для детей солнышко из теплых.
Патриотизм в физическом воспитании детей Что такое патриотизм? «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Энциклопедический.
Прививаем детям любовь к природе Как привить детям любовь к природе? Чтобы ребенок вырос добрым, чутким, ласковым и внимательным, невзирая на сложность и запутанность жизненных.
Родительское собрание «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?» Родительское собрание «Нужно ли воспиты-вать в детях до-школьного возраста патриотизм?» Воспитатель: Геращенко Н. Ю. апрель.
Выставка «Мир детства» Первого июня, в день защиты детей, повсюду можно увидеть детские лица с улыбкой «до ушей». В этот день все детские творческие коллективы.
Источник
«Воспитываем патриотов с детства» Консультация для родителей
Лариса Постульга
«Воспитываем патриотов с детства» Консультация для родителей
Дошкольный период — это этап общего развития ребенка, стартовое начало всех высоких человеческих начал. И не секрет, что каждый родитель желает вырастить здоровых и хорошо воспитанных детей.
Первые чувства патриотизма начинаются у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке, братьям, сестрам. Это и есть ниточка, которая связывает его с родным домом и ближайшим окружением. Все что видит перед собой малыш, чему он удивляется, изумляется и что вызывает отклик в его душе, является началом воспитания будущего гражданина. И хотя многие впечатления еще не осознаются им глубоко, но, увиденные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности маленького патриота.
Семья дает ребенку первые уроки патриотизма. Родители передают ему свое восприятие жизни: любовь к родной земле, дому, природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. Надолго остаются в памяти человека прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, которые полные ярких впечатлений, переживаний и эмоций. Эти прогулки зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.
Большое влияние на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Листая семейный альбом и рассказывая детям о членах семьи, дедушках и бабушках, которые воевали за родную землю, вспоминая разные истории из жизни семьи, вызывают у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.
История России богата событиями, с которыми нужно познакомить ребенка. Чаще рассказывайте ему о подвигах, великих войнах, победах и поражениях, правителях и государях, и даже простых людях которые, за столько веков, сотворили эту историю, а вместе с ней и страну, в которой вы сейчас живете. Только говорите понятным ребенку языком, учитывая возраст. Отвечайте на все его вопросы, объясняйте заинтересовавшие его ситуации, делайте совместные выводы и, обязательно слушайте и принимайте мнение вашего ребенка. Пусть оно еще детское и наивное, но это первые его шаги, к умению самостоятельно делать выводы.
Если вы желаете вырастить ребенка патриотом, не говорите при нем плохо о той стране, где вы живете. Ведь Родину, как и родителей не выбирают. И поверьте, как бы, вам не казалось, что где-то лучше, вряд ли это правда. В каждой стране есть свои проблемы, свои трудности и с экрана телевизора нам их никто не показывает. Все хотят, чтобы о них думали только хорошо.
Поэтому не допускайте при ребенке выражения большого недовольства о вашей Родине, говорите больше положительного. Но в тоже время не сильно приукрашивайте ситуацию, учите ребенка быть еще и реалистом.
Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания о прошлом отца, матери, дедушки и бабушки оставляют в их сознании глубокий след. Все чем славится настоящая семья – нравственные и культурные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.
Маленькие дети очень чувствительные к эмоциональному состоянию их родителей, если вам плохо, то ребенку тоже будет не по себе. Поэтому, как бы в жизни не случалось, старайтесь настраивать себя на положительную волну. Находите позитив в любых действиях. Так вы не только избежите пессимистического настроя ребенка, но так, же научите его легче справляться с проблемами, не опускать руки ни при какой ситуации, и так же всегда находить, чему радоваться. Воспитать патриота, конечно, невозможно в атмосфере вечной проблемы, плохого настроения и отсутствия веры в будущее.
Уважаемые родители, обязательно путешествуйте. Не нужно ехать заграницу, и у нас в стране есть много мест, от которых просто дух захватывает. Показывайте ребенку на наглядности всю красоту и увлекательную историю родного края.
При желании воспитать патриота в семье, главное поддержка. И речь идет о всесторонней поддержке. Рвение к патриотизму должно быть не только у вас, но и у вашего партнера, и близких родственников. Живя в такой атмосфере, ребенок в будущем будет стараться воспроизвести ее уже в своей семье. Так же поддерживайте своего малыша в его взглядах, увлечениях, интересах. Хвалите за успехи и правильно сделанные выводы с совершенных поступков или проступков. Объясняйте ребенку, почему вы поступаете по отношению к нему или другому человеку именно так, а не иначе, и просите, что бы он аргументировал свои поступки так же.
Помните, что со временем ваш ребенок станет взрослым, и сможет самостоятельно делать свои, уже взрослые выводы, и иметь собственное мнение. И если с детства не заложить маленькое зернышко патриотизма, вряд ли оно потом сможет прорости в прекрасный цветок.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, свою большую и малую Родину. Нужно уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, уважать историю и предков.
История, а точнее уважительное отношение к ней, а также к предкам, к родной земле, к Родине, донесенная вами до сознания ребенка, а также собственный пример, поможет вам воспитать патриота в семье.
Воспитание маленького патриота начинайте с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного Арзгира. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор и кругозор ребенка о малой Родине. Читайте ему книги об Арзгире, его героях, о традициях, культуре своего народа. Рассказывайте ему об испытаниях, выпавших на долю наших односельчан, из которых те вышли с честью. В выходной день сходите с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своего села. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
Выучите с ребёнком стихотворение «Арзгир» И. Пасько
Источник