Единство природы и человека в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
-показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;
-сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;
-раскрыть иносказательность и символику языка произведения;
-пробудить в учащихся чувство переживания;
-воспитывать в детях чувство красоты, доброты;
-раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.
У поэта Евгения Баратынского есть такие строчки:
С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел трепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье. (жизнь)
— Ребята, какому писателю можно посвятить эти строчки?
— Действительно эти строчки как будто бы написаны о М.М.Пришвине — лирике природы, художнике-мыслителе.
-какое произведение дома прочитали?
-Разгадать кроссворд и составить слова, которые получились.
— Так о чем мы сегодня будем говорить? (О единстве человека и природы, попробуем понять, кто остаётся человеком и в трудной жизненной ситуации)
Запись даты и темы в тетрадь .
Эпиграфом, спутником нашего урока явл.: «Охранять природу – значит любить Родину» М.М. Пришвин.
Нашу исследовательскую работу я предлагаю начать с блиц – опроса.
В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»? (1945г.)
Имена героев произведения ? ( Настя, Митраша)
Название болота , возле которого жили дети?( Блудово)
Топкое место в болоте? ( Слепая Елань)
Как вы поняли выражение « Осиротели двое детей» ( потеряли родителей)
Что случилось с родителями Насти и Митраши?
О какой Отечественной войне идёт здесь речь?
А что значит Отечественная?
Какое хозяйство досталось детям после родителей? ( изба пятистенная , корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен)
Почему автор называет это хозяйство «богатством» (война, но сохранено крестьянское хозяйство)
д\б найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения.
– Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит?
( О любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением. Говорит об авторской любви к своим героя).
Примеры сравнений и олицетворений: как Золотая Курочка, как золотые монетки…; деревья стонали, выли…
– Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? (Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа)
-Еще какие из-выраз. Ср-ва встретили?
4. Беседа о жанре
– Ребята, скажите, что такое жанр? (форма произведения)
-Перечислите эти 3 рода. ( эпос, лирика, драма)
-Какому из 3 родов принадлежит это произведение? (Эпос)
-Как автор сам определяет жанр произведения? Сказка – быль
-А что мы называем сказкой?
5. Работа со словарем.
-А где можно посмотреть толкование слова?
Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.
Задание: подберите синонимы: действительный — реальный,существующий, невоображаемый.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
-Что переплетается в этом произведении? (сказочное и реальное)
6. Работа в группах
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость.
1 группа находит сказочные моменты в произведении.
2 группа – реальные моменты.
4) животные – герои-враги (ворон, ядовитая змея, сорока, волк Серый Помещик);
5) герои-помощники (собака Травка)
2) реальные персонажи; 3)повествователь-разведчик природных богатств.
4 группа – работает у карты
-К какому выводу пришла 3 группа?
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:
— За какой ягодой собрались Настя и Митраша ? (Клюква)
Отправимся и мы вслед за нашими героями
Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (гл4.)
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.
Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.
— Какие образные определния, изобра-выраз средства дают понять нам, что лес сказочен, заколдован? (Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну)
-Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
– Как природа помогает понять настроение спорящих детей?
-Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.
-А что происходит в природе после ссоры детей? (Тогда серая хмарь плотно надвинулась…)
— Как, по-вашему, автор относится к происходящему? ( с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними. Но это не остановило наших героев, каждый из них пошёл своей тропой)
— А где еще природа приходит на помощь ребятам? (Елочки-старушки волновались и не хотели пропускать его, трава-белоус-неизменный спутник тропы)
-Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах? (Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу)
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
-А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова?
(Автор хочет нам сказать, природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь)
-Как связаны природа и человек в произведении? Каким жизненным навыкам учит нас сказка-быль?
— В завершение разговора вдумайтесь в слова М. М. Пришвина, обращенные к юному поколению, то есть к вам:
Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»
— о чём же говорит писатель? О торфе?
Конечно же, нет. О людях, их душевном богатстве. «Кладовая солнца» — это добрые, любящие сердца людей, их душевное богатство. Обладая этой кладовой, сохраняя её в душе, человек становится счастливым и несёт это счастье другим. Человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь».
Написать сочинение -размышление на тему «Охранять природу — значит охранять родину».
Закончить предложение. « Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть …..
Выписать эпитеты к слову солнце.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: « ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Угадайте, какой предмет лежит в « Волшебном сундучке»
Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)
В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)
«Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)
Источник
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Трудиловская средняя общеобразовательная школа»
Смоленского района Смоленской области
В СКАЗКЕ-БЫЛИ М.ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
учитель русского языка и литературы
Колкова Наталья Михайловна
2013 – 2014 уч.год
— раскрыть особенности изображения М.Пришвиным мира природы;
— познакомить со значением природы в жизни человека;
— раскрыть метафоричность и символику языка произведения;
— воспитывать в детях чувство красоты, доброты, любви к природе.
интерактивная доска, ноутбук, проектор, клюква.
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
введение в тему урока
Ребятам предлагается репродукция картины смоленского художника Н. П. Фомина «Залив озера Диво»
Задание . Посмотрите на картину и запишите 5 слов, которые у вас возникают при её просмотре
— Какие слова у вас получились? Каким одним словом их можно заменить? (природа)
— Вспомните, какое произведение мы изучаем и подумайте, о чём будет сегодня наш урок?
Работа с эпиграфом. По словам Ф. Тютчева, какая природа? В конце урока мы с вами ещё раз вернёмся к словам Ф. Тютчева
-Кто ещё является героями произведения? (Митраша, Настя)
2. Смысловая стадия (сл. 1 )
— Тема нашего урока – Природа в сказке – были М. Пришвина «Кладовая солнца».
Учитель Какова же цель нашего урока? (ответы учащихся)
Цель нашего урока – раскрыть особенности изображения М.Пришвиным мира природы;
— познакомиться со значением природы в жизни человека.
Чтобы глубже узнать природу и увидеть, как связана она с человеком, мы вместе с Митрашей и Настей отправимся в лес.
— В каком месяце отправились ребята за клюквой?
Увидеть апрельский лес нам поможет музыка П. И. Чайковского
Каким вы представили себе лес при прослушивании композиции?
Вот в такой лес и пошли ребята. Вспомним, рассказ, о чём предшествует появлению детей в лесу (сосна и ель)
1.Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.
Какую мысль выражает писатель, рисуя эту картину? (Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе.)
Какие средства выразительности использует автор при описании ели и сосны? (Олицетворение)! Назовите примеры.
Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).
Для чего автор использует этот приём? (С помощью олицетворений писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни детей. Злые силы природы стараются запугать, заставить уйти из леса. Добрая природа успокаивает детей, помогает им).
Учитель: Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещён в самом начале описания пути героев?
Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажем это текстом.
2. Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца.
Что произошло потом?
(Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).
Вспомним, как это произошло
3. Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая слабую тропу, сказал: — Нам надо по этой на север.
— Это не тропа! — ответила Настя
. — Вот еще! — рассердился Митраша. — Люди шли, — значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше.
Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.
Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь. Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.
— Смотри, — сказала она, — какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?
— Пусть ходят все люди, — решительно ответил упрямый Мужичок в мешочке.
— Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке. — Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, — сказала Настя. — И, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
— Ну ладно, — резко повернул Митраша. — Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
_Вспомним, что означают слова «палестинка», « елань»?
— Как природа помогает понять настроение спорящих?
Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?
4. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, елка нажала на сосну и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала. Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.
А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.
5. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали. Как, по-вашему, автор относится к происходящему?
(Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)
Чем руководствовался Митраша, когда объяснял свою позицию, по какой тропе нужно пойти?
А кто рассказал Митраше о важности компаса? что конкретно говорил отец Митраше?
Митраша идёт по болоту. Направление на север ему указывает стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только верный путь на север, но и безопасную тропу на болоте? Докажите это текстом произведения?
6. Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко, по той стороне поляны, змеилась высокая трава белоус — неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: «Зачем же я буду повертывать налево, на кочки, если тропа вон рукой подать — виднеется там, за поляной?» И он смело пошел вперед, пересекая чистую поляну. И трава белоус показывала направление обхода елани. Нет! Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань.
А на что еще мог обратить внимание Митраша? (слой торфа под ногами был разный).
А что же Настя, ребята? Вышла она к палестинке? Какую ягоду собирала девочка? Посмотрим, как Пришвин описывает эту ягоду?
7. Только у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь — и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.
А о каких ягодах ещё упоминается в произведении?
Ребята, я сейчас прочту описание ягод, а вы должны будете определить, о каких ягодах идет речь.
1) Ягода растет и её видишь: стебелечек тоненький тянет вверх, по стебельку как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком черные ягодки с синим пушком. (Черника.)
2) Кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом. (Брусника.)
3) Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. (Костяника.)
4) Ягода, растущая кустиком, она голубая, более крупная. (Голубика.)
5) Кислая и очень полезная для здоровья ягода. Растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. (Клюква.)
Как же ведёт себя Настя среди такого богатства? (Настю охватывает жадность. Она забывает обо всём, даже о своём брате. Такая жадность не нравится писателю. Пришвин с упрёком спрашивает: «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?»
— Кто же заставил Настю встать на ноги?
8. Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку, как на всякую ползущую тварь. Ничего не видя, кроме клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню, еле передвигая за собою большую корзину, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ногах. Лось ее и за человека не считает: у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни. Вот уже начинает вечереть, и воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. .. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень и, сделав на самом верху несколько оборотов, спустилась по ту сторону. Ядовитые змеи-гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, огромная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве. А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дернула за ту самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела. И Настя тоже подняла голову. Тогда-то наконец Настя очнулась, вскочила, и лось, узнав в ней человека, прыгнул из осинника и, выбрасывая вперед сильные ноги… Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на змею: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком в теплом луче солнца. Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она.
— Змея, и пень, и лось.
— То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.
— А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?
Митраша, вы помните, тоже выходит победителем из сложной ситуации.
— Почему жители деревни говорили о Митраше: «Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой»?
(Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.)
(Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.)
Чему нас учит Пришвин?
Обратимся к эпиграфу, как вы понимаете слова Тютчева?
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Обсуждение эпиграфа, разговор о языке природы.
Итак, ребята, мы приходим к выводу: соединяя реальную жизнь людей и изображённую в сказочных образах жизнь природы, писатель выражает главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.
Составление кластера о природе
Рефлексия учащимся предлагается на выбор жёлтые и зелёные листочки и прикрепить их к стволу дерева (жёлтые — не всё понял, были трудности , зелёные – всё было понятно, затруднений не было)
Д/З на «3»- кроссворд по тексту
На «4» и «5» — сочинение – миниатюра «Значение природы в жизни человека»
Источник