Как природа показывает настроение человека

Влияние природы на духовное состояние человека

Общество является составной частью ландшафтной оболочки. Общество – это совокупность конкретных людей. Человек – часть природы. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связано с природой. Природа – это среда, в которой человек живет и именно оно обеспечивает его изначальные потребности.

Издавна человек использовал природу в разных целях, получая от нее выгоду и эстетическое удовольствие. Природу ценили, т.к. она давала им жизнь в прямом смысле. Кормила людей. «Земля мать моя» это очень великое высказывание, т.к. земля полностью ассоциируется с матерью-кормилицей, которая ласково и бережно выкармливает свое чадо…

Об эстетическом наслаждении человека с природой можно долго писать. Ведь природа насыщает дух гармонией. Звуки природы, как правило, влияет позитивно на духовное состояние человека; шум весеннего ручья, звука дождя, пение птиц в лесу и т.п. активно сказывается на самочувствии человека.

Жизнь человека возможна только во взаимодействии с природой. Это взаимодействие проявляется в различных формах, прежде всего в обмене веществ и энергии. Но человек – не только биологическое существо, но и общественное. Условия его жизнедеятельности зависят и от общественного окружения. Между человеком и природой есть не только биологическое, но и экономическое взаимодействие.
Человек и природа не противостоят друг другу, но было бы ошибочно утверждать, что человек и природа в гармонии друг с другом. Если бы они представляли собой гармоничное целое, то не возникали бы экологические проблемы, которые в современных условиях приобретают глобальный характер. Все в мире влияет друг на друга!

Многие философы, писатели высказывались о природе и человеке в целом, многие высказывания прославились на весь мир, например:

В озоновую дыру посмотрел ангел:
— Господи, скажи им, чтобы они опомнились!
Л. Костенко

Вот еще одно высказывание, глася о том, что не следует забывать природу, т.к. мы без нее — ничто! В прямом смысле этого слова. Человек – это природа. Неотъемлемая часть ее составляющей.

Люби природу не как символ
Души своей, Люби природу не для себя,
Люби для нее.
М. Рыльский

Многие действия человека по отношению к природе приводили к непредсказуемым последствиям и часто были не удачными. По сути, большинство проблем, связанных с окружающей средой, которые сейчас угрожают технической цивилизации, являются результатом открытий, направленных на решение других проблем и увеличения продолжительности жизни человека.

Источник

Какое воздействие оказывают на людей картины Саврасова, Левитана и других известных пейзажистов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли

Когда при взгляде на пейзаж вдруг сжимается сердце, охватывает грусть или, наоборот, возникает ощущение счастья, когда кажется, что картина почти передает звуки, свежесть ветра, холод или жар – это и есть пейзаж настроения. Это направление в творчестве художников XIX-XX веков стали выделять недавно. Раньше пейзаж не играл самостоятельной роли, становясь фоном для портрета, библейских или исторических сюжетов. Но благодаря уходу от общепринятых стандартов в живописи, развитию собственных взглядов на роль произведений искусства в человеческом самопознании, пейзаж стал развиваться, превращаясь в самостоятельный и перспективный жанр.

Например, когда говорить напрямую о тюремной, каторжной стороне русской действительности было затруднительно, картина «Владимирка» Исаака Левитана, на которой была изображена лишь дорога, уходящая вдаль, могла вступать со зрителем в молчаливый диалог.
Непосредственным импульсом к появлению пейзажей настроения следует считать появление независимых от Академии художеств мастеров, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок. И не меньшим значением обладало чутье мецената Павла Третьякова, безошибочно чувствовавшего настроение пейзажа и выкупавшего у авторов их холсты, побуждая и дальше работать в этом же направлении. Так в русской культуре появлялись мастера, практически все свои работы создававшие в жанре пейзажа настроения.

Мастерство таких пейзажистов не сводилось к точному воспроизведению природного ландшафта или к запечатлению уникальных и редких природных объектов – в этом их отличие от художников, сделавших документальную достоверность главной своей задачей.
В этих произведениях состояние природы в тот момент, в который она запечатлена на холсте, было подчинено одному общему настроению, отражало оно и характер самого художника. В пейзажах настроения всегда видна личность их создателя, и природа в них изображена такой, какой ее видит человек в определенной душевном состоянии. Это достигается разными способами – особенностями композиции, ритма, «воздухом» и «светом», насыщенностью или разреженностью.
В пейзажах настроения нет смысла искать «говорящие» детали, символы и загадки, главная, всеобъемлющая идея – о взаимосвязи внутренней жизни человека с окружающей его природы.

Читайте также:  Как себя чувствует человек при ангине

Одним из родоначальников жанра «пейзажей настроения» считается Николай Никанорович Дубовской, который выбрал занятия живописью вопреки семейной традиции. Рожденный в семье казака, он был обязан посвятить себя военной службе, но и учась в гимназии, тайком, постоянно рисовал. К семнадцати годам ему удалось – не без помощи преподавателей – уговорить отца дать позволение обучаться в столичной Академии художеств.

Дубовской блестяще проявил себя по время учебы, и после, когда выбрал для себя пейзажную живопись в качестве главного жанра творчества, сумел добиться признания и успеха. В настоящее время почти забытый, Дубовской был на рубеже XIX-XX веков едва ли не самым популярным среди пейзажистов. Кроме того, он входил в число руководителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи романтиком, Дубовской и пейзажи воспринимал как средство для выражения идей романтизма, когда природа становится неотъемлемой частью личности, меняющейся, борющейся со всем рациональным и застывшим. В работах Дубовского часто фигурирует изображение неба, с которым по степени изменчивости может поспорить разве что море.

Сохранился анекдот из жизни Дубовского, когда он, собираясь на собственную свадьбу, вдруг увидел из окна потрясающий вид, схватил этюдник и… забыл о времени. Свадьба, к счастью, все равно состоялась.
За картину «Притихло», в которой, по утверждению Левитана, «чувствуешь саму стихию», Дубовской был удостоен Большой серебряной медали Всемирной выставки в Париже в 1900 году.

Алексей Саврасов, Василий Поленов

Алексей Кондратьевич Саврасов, из семьи купцов Соврасовых (написание своей фамилии художник изменил впоследствии сам), тоже поступил вопреки отцовской воле, вместо торговых дел избрав для себя путь художника. Его работы принесли ему награды и звание академика, и наконец Саврасов возглавил пейзажный класс московского училища живописи.

Он был одним из учредителей Товарищества передвижников. Особенную популярность Саврасову принесла его картина «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду», в ней, по признанию современников, был необыкновенно правдиво передан момент – можно было угадать и движение туч, и шум ветвей дерева. Пейзажи Саврасова написаны в лирическом духе, отражая одновременно и собственные переживания художника, и его безграничную любовь к родной земле.

Другим преподавателем Московского училища, впоследствии признанный мастером «интимного пейзажа», был Василий Дмитриевич Поленов, который, хоть и родился в столице, испытывал большую любовь к природе и всю жизнь хранил в памяти детские впечатления от поездок в Карелию и в Тамбовскую губернию, где гостил в усадьбе своей бабушки. В 1890 году Поленов реализовал свою мечту и купил собственное имение – в Тульской губернии на берегу Оки, где выстроил дом и мастерскую.

Исаак Левитан, Константин Коровин

И Саврасов, и Поленов были учителями великого русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
С его картин начинается знакомство с русской пейзажной живописью – и не случайно. Левитан страстно любил русскую природу, слышал «ее музыку», проникался ее тишиной. Уже в 16 лет он написал один из своих первых шедевров – «Солнечный день. Весна», а в 19 – «Осенний день. Сокольники», картину, которая первой из левитановских попала в коллекцию Третьякова.

«Владимирку» называют русским историческим пейзажем – на картине изображено одновременно прошлое и настоящее России. В то время, как художник писал этот пейзаж, Владимирка уже не была тем трактом, по которому отправляли на восток каторжников: использовалась железная дорога. Но память о прошлом как будто растворена в самом пейзаже – тревожном, мрачном, почти без тени надежды.

Еще один «пейзажист настроения», как и Левитан, учившийся у Саврасова в училище живописи и ваяния, — Константин Алексеевич Коровин, русский импрессионист. Он был родом из купеческой семьи, после обучения в Москве поступил в петербургскую Академию художеств, но был разочарован методами преподавания в ней и, проучившись несколько месяцев, бросил.

В тридцать три года Коровин совершил путешествие по русскому и зарубежному Северу, откуда привез несколько пейзажей. В 1902 году художник приобрел дом в деревне Охотино Ярославской губернии.
«… Зачем устроены эти города? Что может быть мерзей каменного тротуара, с тумбами, пыль, какие-то дома, окна скучные. Не так живут. Надо же всем жить около леса, где речка, огород, частокол, корова, лошади, собаки » — так писал Коровин более века тому назад.

И еще о настроении, которое создают картины: как выглядела дворянская старость.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Отзывчивая флора

Режим самоизоляции на фоне распространения COVID-19 показал, насколько важен для людей мир природы. Об этом можно судить хотя бы по тому, как часто пользователи соцсетей выкладывали во время и сразу после снятия ограничений изображения цветов, деревьев, травы. Флора является важным источником психического благополучия и здоровья человека. Более того, как доказали учёные из НИУ ВШЭ, трепетное отношение к растениям связано с высокими моральными качествами личности.

Читайте также:  Моральные требования это чувство

В плену «травяной слепоты»

В культовом фильме Люка Бессона «Леон» главный герой — киллер Леон — держит в своей квартире цветок аглаонему (Aglaonema). Это единственный живой объект, к которому Леон испытывает привязанность и о котором заботится, выставляя его по утрам на балкон или подоконник. Пока однажды в жизни Леона не появляется девочка-подросток Матильда.

— Ты любишь это растение? — спрашивает она, видя, как бережно Леон протирает листья Аглаонемы.

— Да, это мой лучший друг. Всегда счастлив и не задает вопросов. Такой же, как я. У него нет корней, — отвечает Леон.

В финале фильма он спасает Матильду и не забывает о цветке, но сам погибает. Матильда высаживает цветок в школьном парке и говорит: «Здесь у нас с тобой будет всё хорошо».

Растения — часть живой природы, но чаще всего люди не выстраивают с ними отношений, подобных тем, что показаны в фильме. Есть такое понятие, как феномен слепоты к растениям или «травяной слепоты» (plant blindness), который описали в 1999 году американские биологи Джеймс Вандерзее и Элизабет Шусслер. Этот феномен заключается в том, что человек не замечает растения в своей среде обитания и воспринимает их как часть фона, а не как живые объекты, несмотря на то, что наша психика зависима от царства флоры.

Зелёный — хит газона

Одним из первых, кто обратил внимание на важность растений для гармоничного и здорового развития личности, стал американский журналист Ричард Лоув, предложивший термин «синдром дефицита природы» (nature-deficit disorder). В 2005 году вышла книга Лоува «Последний ребёнок в лесу», в которой, опираясь на данные научных исследований, он описывает негативные последствия разрыва современных детей с природой — нарушения внимания, риски депрессий, соматических и офтальмологических заболеваний.

Нужда человека во взаимодействии с миром растений для полноценного психического развития и функционирования объяснима с точки зрения теорий психологии среды. «Согласно эволюционной гипотезе биофилии Эдварда Уилсона, нашим далёким предкам для выживания было совершенно необходимо наблюдать за природой и тесно контактировать с ней; остатки этих программ поведения делают человека субъективно более защищенным, продуктивным и менее тревожным», — пишут в своей статье «Взаимодействие с миром растений как источник позитивного функционирования человека» учёные из НИУ ВШЭ и МГППУ Софья Нартова-Бочавер, Борис Ирхин и Елена Мухортова. Природа, как отмечают они, способствует развитию собственной компетентности и одновременно — чувства принадлежности, подтверждая существование чего-то большего, чем ограниченное человеческое бытие.

Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проекты № 19-113-50118 и 19-013-00216).

Американский учёный Чарльз А. Люис в продолжение теории биофилии в своём труде «Зелёная природа/Человеческая природа» (Green Nature/Human Nature) отмечает, что у людей могли сохраниться программы предпочтения растительного ландшафта, поскольку для древних обитателей африканских саванн было жизненно необходимо запечатлевать образы деревьев и различать обитаемые и мёртвые ландшафты.

Теория восстановления после стресса Роджера Ульриха также обращает внимание на то, что современный мозг сохраняет программы предпочтения зелёной среды, поскольку в доисторические времена территории с обильной растительностью способствовали добыче пищи и воды.

Согласно эстетико-аффективной теории, антистрессовые эффекты природы — результат процессов, инициируемых в самых старых частях мозга, в силу чего люди интуитивно откликаются на безопасные места, где они могли бы отдохнуть, а эти места обычно покрыты зелёной растительностью.

Еще одна объяснительная модель — теория порога значения/порога действия — указывает на то, что если настроение ухудшается из-за негативных обстоятельств, то человек, переживая защитную реакцию регресса, возвращается к более простым невербальным коммуникациям с природой.

Воля к жизни

Как человек недооценивает важность растений в своей жизни, так и в прикладной психологии ценность мира флоры — как источника естественной психотерапии и самопомощи — только начинает осознаваться, а практики её использования пока остаются интуитивными, отмечают учёные из НИУ ВШЭ и МГППУ.

Тем не менее существует достаточно данных, свидетельствующих о том, что взаимодействие с миром растений может помочь человеку в восстановлении и поддержании психического здоровья.

Герой фильма «Леон», говоря Матильде о своем цветке: «Всегда счастлив и не задает вопросов», буквально подмечает один из плюсов растений — ненавязчивость. Эта характеристика способствует тому, что цветы, деревья, трава часто остаются вне зоны внимания человека. Люди более склонны замечать животных, которые кажутся им ближе в силу своих способностей к передвижению, игре, мимике, заведению партнерских отношений и т.п, чего лишены растения. Но условно «негативные» особенности растений, как отмечают учёные, становятся преимуществом в терапевтических практиках и позволяют тренировать навыки диалога с собой и миром.

Читайте также:  Экспресс тест эмоционального выгорания

Согласно теории фиторезонанса Пола Шепарда, параллельность жизни растений и человека побуждает людей резонировать на те характеристики цветов и деревьев, которые необходимы для пробуждения их собственной самости, — стабильность, укоренённость, гибкость и красоту.

Техники и практики, связанные с использованием мира флоры в психотерапевтической работе объединяются под зонтичным понятием экотерапия . Это направление прикладной экологической психологии, создающее ресурсные для человека отношения с природой.

«Профессор Шепард, работающий с пациентами психиатрической клиники, сопоставлял садоводческие действия с личным опытом человека: так подготовка почвы (копание, рыхление, подготовка к здоровому росту) помогает понять, что возможно новое начало, придаёт надежду, побуждает провести инвентаризацию своих ресурсов и выстроить жизненный план. Посев семян маркирует наличие промежуточного результата (выращенного ранее зерна), уход за растениями (полив, удобрение и рыхление) учит заботиться о себе», — рассказывают исследователи. Главная идея теории фиторезонанса состоит в том, чтобы пробудить у пациентов волю к жизни через их присоединение к жизненному циклу растений.

В целом через взаимодействие с растениями люди с психиатрическими диагнозами имеют шансы улучшить социальные навыки и планирование, повысить самооценку и концентрацию на деятельности. Доказано также, что пациенты с болезнью Альцгеймера и другими формами деменции после работы в саду лучше концентрируются и реже страдают от нарушенного сна.

Особое направление исследований — восстановительная функция природы для детей. Учёные отмечают, что детство вблизи природы снижает риск развития многих психиатрических нарушений во взрослом возрасте. Терапия дикой природой эффективна в работе с подростками, имеющими поведенческие проблемы.

Садовая терапия и комплексная терапия приключениями способствуют лечению наркомании, отмечают учёные. Терапия приключениями также эффективна для решения проблем с самооценкой, работы с эмоциональной лабильностью и управлением гневом. Целебные сады и встречи с природой снижают депрессию и укрепляют внимание у онкологических больных, ослабляют стресс и ментальную усталость.Человек может пользоваться целительной силой растений даже не прибегая к каким-либо специальным психотерапевтическим практикам, а просто находясь близко к природе или вступая с ней в активное взаимодействие.

Пассивное взаимодействие с растениями — нахождение на природе или прогулки в парках и диких лесах.

Активное — садоводство, участие в работе на ферме в качестве волонтёра, садовая терапия, терапия цветоводством, приключения на природе и охрана природной среды.

Доказано, например, что зелёный ландшафт вокруг населенного пункта служит буфером между стрессовыми жизненными событиями и ухудшением здоровья, причем, чем шире этот зелёный пояс, тем сильнее буферный эффект. Также, согласно данным современных исследований, получасовое пребывание детей и взрослых на природе значимо улучшает показатели их внимания и точность зрительных фиксаций. Другие исследования свидетельствуют о том, что нахождение на природе помогает повышать креативность и преодолевать страх смерти.

Наличие зелёного ландшафта важно для пациентов больниц. Перенесшие операцию люди быстрее выздоравливают, если окна выходят на природу. И у них ниже уровень тревожности.

Любовь к природе и мораль

С растениями связано не только психическое здоровье человека, но и его отношение к другим людям и уровень нравственности. Это было доказано в серии работ Софьи Нартовой-Бочавер. Результаты одного из исследований показали, что разные составляющие позитивного отношения к миру флоры (умение радоваться растениям, переживать эстетическое наслаждение, стремление быть ближе к природе и проэкологическое поведение) значимо положительно связано почти со всеми базисными установками личности, а именно:

Доброжелательность мира — убеждение в том, что окружающему миру можно доверять.

Справедливость — убеждение в том, что хорошее и плохое распределяется между людьми по принципу справедливости — каждый получает то, что заслуживает

Удача — убеждение человека в том, что он в целом везучий.

Контроль — вера человека в то, что он может контролировать происходящие с ним события.

Результаты другого исследования Софьи Нартовой-Бочавер и Елены Мухортовой, показали, что чем больше человек любит растения, тем выше уровень его нравственности. Практически все параметры позитивного отношения к миру флоры сильно положительно коррелируют с моральными мотивами, а именно стремлением к сдержанности (воздержанию от соблазнов), избеганию причинения вреда другим, социальному порядку, трудолюбию, помощи и социальной справедливости.

Эти результаты, как считают авторы, могут быть полезными в программах и тренингах нравственного развития, а также в экологическом образовании. «Растения — это часть природы, которую легче всего привнести в дом или офис. Вот почему так важно отслеживать все эффекты, которые растения оказывают не только на здоровье и психологическое благополучие людей, но и на их нравственную жизнь», — комментируют учёные.
IQ

Источник

Оцените статью