- Эмоция радости, ее характеристики и особенности проявления на лице
- По каким причинам возникает эмоция радости?
- Как определить радость по выражению лица?
- Интенсивность эмоции радости и смешанная мимика
- Эмоция радости. Мир принадлежит тому, кто ему рад
- Что же заставляет испытывать радость?
- Какие разновидности радости бывают?
- Как радость влияет на нас?
- Как выглядит эмоция радости?
- Как в вашей семье принято проявлять радость. Базовые эмоции: гнев и радость
- Как справиться с гневом
- Радость
Эмоция радости, ее характеристики и особенности проявления на лице
Радость – положительная эмоция, которая, в отличие от прочих, всегда приносит удовольствие. Радость может вызываться в том числе приятными сенсорными стимулами и сопряжена с ощущением счастья и удовлетворения – ей не могут сопутствовать чувство вины или боль, которые имеют выраженный негативный характер. Человек склонен стремиться к ощущению радости и счастья для получения приятных ощущений.
По каким причинам возникает эмоция радости?
Рассматриваемая эмоция несколько отлична от эмоции возбуждения, которая является противоположностью скуки. При возбуждении человек испытывает интерес, становится увлеченным, а его внимание заостряется. Возбуждение может сопровождаться радостью, но может существовать и вместе с негативными эмоциям.
Отлична она и от чувства удовольствия, так как последнее не является ее обязательным компонентом. Наряду с модальностями возбуждения и удовольствия, существуют связки радости с такими ее ипостасями, как облегчение и личностное удовлетворение.
При радости, сопровождающей облегчение, человек переживает приятные чувства от избавления от страдания, боли, печального настроения и т.д. Облегчение переживается и при достижении желаемого результата. Некоторые люди способны испытывать радость исключительно этого типа.
Человек способен получать счастье и от удовлетворения самим собой. Такая эмоция возникает при осознании своего личностного роста, профессионального и нравственного развития. Хорошо выполненная работа, выражение симпатии со стороны окружающих людей, одобрение социума – все эти факторы делают нас счастливыми от осознания своих положительных качеств и меняют наше представление о себе в лучшую сторону.
Порой все четыре типа радости сходятся в одну эмоцию. Например, при участии в забеге спортсмен испытывает радость как мышечное удовольствие, как возбуждение от духа соперничества, как облегчение от того, что он не подвел тренера, и, наконец, как удовлетворенность своим «я», вырвавшим победу и ставшим призером.
Интенсивность эмоции радости колеблется от легкого веселья до упоительного восторга. В зависимости от этого в мимике будет присутствовать или едва заметная усмешка, или широкая «чеширская» улыбка во весь рот. Человек может сдержанно хихикать или разражаться смехом буквально до слез. Тем не менее, хохот больше характерен для модальности «радость-возбуждение», когда, к примеру, человек вовлечен в веселую игру или реагирует на шутку, тогда как в других случаях интенсивная эмоция радости не сопровождается смехом.
Улыбка – одна из составляющих мимических проявлений радости – не всегда говорит о переживаемом счастье и является неспецифичным признаком, потому что часто сопровождает эмоции негативного спектра, пытаясь замаскировать действительное состояние человека. Улыбка может демонстрировать готовность перенести физическую боль, может использоваться как средство умиротворения агрессивно настроенного противника, а также как инструмент, смягчающий остроту ситуации. Улыбкой можно вызвать ответное расположение, так как на адресованную улыбку сложно не ответить такой же реакцией.
Радость часто комбинируется с негативными и нейтральными эмоциями, что привносит в мимику своеобразные «следы».
Как определить радость по выражению лица?
Разумеется, определить счастливое настроение человека по смеху не составляет труда. Когда радость переживается безмолвно, она также достаточно легко определима по мимике, но исключение составляют комбинации этой эмоции с другими.
О радостном настроении человека говорят в первую очередь характерные веки и нижняя зона лица. Область «брови-лоб» далеко не всегда задействована в мимическом ансамбле эмоции радости.
Для губ свойственно положение с оттянутыми и несколько приподнятыми уголками. Улыбаясь, человек может как держать губы сомкнутыми, так и приоткрывать рот, обнажая зубы. Демонстрация зубов в улыбке может ограничиваться верхними резцами, или же включать нижние и верхние зубные ряды вместе с деснами.
Чем интенсивнее улыбка, тем более выраженными становятся носогубные морщины, идущие от крыльев носа к нижней зоне лица. Также характерен подъем щек, который делает улыбку шире, а мимические складки – более отчетливыми. Выраженная улыбка существенно сужает разрез глаз.
Нижние веки тоже активно задействованы в эмоции радости. Кожа под ними подтягивается таким образом, что во внешних уголках глаз образуются т.н. «гусиные лапки» – характерные «веселые» морщинки, похожие на лучи. С возрастом «лапки» становятся более выраженными, тогда как у детей их может не быть вовсе.
Интенсивность эмоции радости и смешанная мимика
Степень радости главным образом определяется положением губ, дополняемым выраженностью складок в области «нос-рот» и морщин в области глаз. При закрытом рте эмоция радости может быть интенсивнее, чем при открытом за счет большей оттяжки назад уголков губ.
Даже слабое выражение счастья сопровождается характерными реакциями глаз (радостным взглядом, напряжением нижних век и морщинками в уголках), тогда как натянутая, маскирующая другие эмоции улыбка будет единственным маркером радости на нейтральном лице, глаза которого эмоционально не задействованы.
Комбинируясь с приятным удивлением, эмоция радости проявляется оттягиванием назад уголков уже открытого от неожиданности рта.
Смешанные эмоции радости и презрения накладывают на лицо печать высокомерия и самодовольства. В этом случае презрительно приподнимается лишь один из уголков рта.
Гневно-радостное выражение лицо принимает в ситуации триумфа над противником, при его прощении или желании смягчить конфликт. Нижняя часть лица будет демонстрировать улыбку, которая производит впечатление неискренней, а верхняя часть будет гневной.
Когда к радости примешивается страх, улыбка сопровождается испуганным тандемом «лоб-брови-глаза». Подобное выражение лица часто можно видеть на приеме у стоматолога или на «адреналиновых» аттракционах.
Резюмируя сказанное, можно отметить, что у радостного человека:
- оттягиваются кверху и немного назад уголки рта;
- появляется улыбка, которая либо обнажает зубы при открытом рте, либо «играет» на сомкнутых губах;
- появляются морщины, идущие от ноздрей к области за уголками рта;
- щеки могут подниматься к верхней части лица;
- нижнее веко глаза приподнято, но не напряжено и образует лучеобразные морщинки.
Источник
Эмоция радости. Мир принадлежит тому, кто ему рад
“У вас повреждён мозг… Вы обречены на пожизненное счастье”
Содержание
Радость, удовольствие, счастье – это все то, что хочет испытывать каждый человек, то, к чему стремится каждый из нас. Все любят быть счастливыми и стремятся создать в своей жизни как можно больше ситуаций, чтобы испытывать радость чаще. Хотя и пути для достижения этой цели бывают у каждого свои, тем не менее, эмоция радости – играет ключевую мотивирующую роль во многих областях нашей жизни! Кстати, об этом прекрасно знают и все развлекательные индустрии, которых с каждым днем становится все больше и больше. Благодаря их контенту мы получаем удовольствие, а они зарабатывают деньги. И такой круговорот происходит всю нашу жизнь. Мы готовы что-то отдать, что-то сделать для того чтобы испытать радость.
Что же заставляет испытывать радость?
Путей возникновения удовольствия достаточно много, и мы сейчас рассмотрим некоторые из них:
- Одним из простейших путей является веселье. Мы ищем то, что считаем смешным: любим находиться в компании веселых людей, любим юмор, шутки.
- Мы можем испытывать сенсорное удовольствие. Оно возникает от прикосновения к чему-то приятному, и, само собой, мы можем испытывать удовольствие от чужого прикосновения. Также мы можем радоваться, созерцая удивительно красивый закат солнца. Существуют и звуки, которые приятно слышать, например звук водопада, звук того, как трещит костер, приятные мелодии или пение птиц.
- Радость облегчения. Когда проходит боль, мы начинаем радоваться. Также мы испытываем удовольствие, когда утоляем голод или жажду.
- Можем получать радость от достигнутого результата. Когда наши труды приносят ощутимый результат.
- Когда кто-то хвалит нас, когда мы кому-то нравимся – это позволяет нам лучше думать о себе. Похвала, уважение других людей также дают возможность почувствовать себя счастливым.
- Мы можем вспомнить о каком-то приятном для нас событии, которое очень важно для нас и также расплыться в улыбке.
Конечно, это не все пути возникновения эмоции радости, их значительно больше, но это одни из основных способов получения удовольствия, которые знакомы всем. Для того, чтобы испытать эмоцию радости есть большое количество вариантов. Но основа радости – это удовлетворение наших критериев, наших ожиданий.
Какие разновидности радости бывают?
Не смотря на то, почему именно возникла эмоция, проявление радости может сильно разниться. Радость может отличаться по интенсивности ее проявления. Мы можем быть умеренно радостны, испытывать веселье или восторг, можем громко переживать радость, а можем беззвучно. Мы можем проявлять сдержанную, еле заметную улыбку, а можем широко улыбаться во весь рот, можем хихикать или смеяться до слез. Но не всегда именно по внешнему выражению эмоции можно определить ее интенсивность, так как мы можем быть очень радостны, но не смеяться, а какая-то глупая шутка может вызвать у нас радостный смех. Также стоит отметить, что эмоция радости может сочетаться с любыми другими эмоциями, но сейчас не об этом.
Как радость влияет на нас?
Радость добавляет нам внутренних ресурсов! Вспомните спортсмена, который выигрывает соревнование. Что он делает? Как правило, когда он победил, занял первое место, то он начинает прыгать, поднимает руки вверх в порыве радости. В такие мгновения пропадает усталость и спортсмен забывает о том, что только что потратил огромное количество усилий для достижения своей цели. Когда мы испытываем радость, то становимся более открытыми, готовыми к общению и только рады что-то пообсуждать и чем-то поделиться с другими. Эмоция радости очень важна для общения между людьми, ведь намного приятнее вести диалог с человеком, который улыбается, чем с тем, кто будет выражать нам гнев или отвращение. И естественно каждый из нас на подсознательном уровне это понимает, а в некоторых ситуациях люди пользуются улыбкой намеренно – для того, чтобы скрыть истинную эмоцию, которую испытывают на самом деле. Поэтому очень важно понимание того, как выглядит искренняя улыбка.
Как выглядит эмоция радости?
- Морщины в форме “вороньей стопы” у наружных углов глаз
- Складки под нижними веками
- Щеки подняты
- Углы рта смещены вверх и назад
- Углубляется носогубная складка
Радость является источником жизненной силы и энергии, которая очень быстро передается другим. Радость – наш постоянный спутник . Без улыбки, смеха сложно представить себе жизнь. Так давайте делиться счастьем как можно чаще!
Источник
Как в вашей семье принято проявлять радость. Базовые эмоции: гнев и радость
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова удовлетворение определяется как чувство (переживание) удовольствия, которое испытывает тот, чьи стремления, желания,
потребности удовлетворены, исполнены. Важно подчеркнуть, что удовлетворение не является физическим удовольствием, которое отражает положительный эмоциональный тон ощущений. Это психическое удовольствие, которое сродни положительному эмоциональному тону впечатлений. Главное в генезисе этого удовольствия -достижение цели.
Высшее удовлетворение называется восхищением, восторгом. Трогательно-восторженное состояние, обычно проявляемое сентиментальными людьми в отношении маленьких детей, называется умилением. В психологии оно остается практически не изученным феноменом.
Если обычное удовлетворение может ничем внешне не проявляться, то восхищение, восторг выражаются в различных психомоторных реакциях (мимике, позе, криках, аплодисментах и т. п.). Вот как описано восхищение пением Якова-Турка в рассказе И. С. Тургенева «Певцы»:
«Все вдруг заговорили шумно, радостно. Обалдуй подпрыгнул кверху, залепетал, замахал руками, как мельница крыльями; Моргач, ковыляя, подошел к Якову и стал с ним целоваться; Николай Иваныч приподнялся и торжественно объявил, что прибавляет от себя еще осьмуху пива; Дикий Барин посмеивался каким-то добрым смехом, которого я никак не ожидал встретить на его лице; серый мужичок то и дело твердил в своем уголку, утирая
обеими руками глаза, щеки, нос и бороду: «А хорошо, ей-Богу хорошо, ну вот будь я собачий сын, хорошо!», а жена Николая Иваныча, вся раскрасневшая, быстро встала и удалилась»1.
Тургегнев И. С. Записки охотника. — М.: Гослитиздат, 1958. — С. 217.
Пытаясь определить сущность радости, психологи испытывают значительные затруднения. Поэтому некоторые из них идут в ее понимании от противного — чем она не является. В. С. Дерябин (1974), Е. Шахтель (Schachtel, 1959), С. Томкинс (Tom-kins, 1962), К. Изард (2000) не сводят ее к чувству сенсорного удовольствия (эмоциональному тону ощущений). Последний, как отмечает В. С. Дерябин, локализован по органам чувств, в то время как радость не имеет локализации, она захватывает весь организм. Кроме того, радостно настроенный человек испытывает неудовольствие от вкуса хинина и удовольствие от запаха цветов. Как пишет К. Изард, «. вряд ли вы отправитесь на поиски радости в ближайшее кафе-мороженное» (2000, с. 147). Радость и эмоциональный тон возникают на разных уровнях эмоциональной сферы.
В. Квин (2000) определяет радость как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. То, что при радости у человека хорошее настроение, спорить не приходится. Однако достаточно ли этого, чтобы определить радость? Разве всякое хорошее настроение — обязательно радость?
В. С. Дерябин (1974) и К. Изард отделяют радость от веселья, хотя и признают, что различие между ними трудно поддается определению. Например, Дерябин пишет, что нерезко выраженное переживание радости может быть без веселья («тихая радость»). Можно добавить, что и веселье может быть без наличия радости, хотя очень часто
радость является поводом для веселья. Изард отмечает, что радость сопровождается переживанием удовлетворенности самим собой и окружающим миром. Очевидно, это и является ее главной отличительной чертой. Поэтому я бы определил радость как сильное удовлетворение. Очень сильная радость (удовлетворение) принимает форму поведения, называемого буйством.
Радость может быть следствием творческого успеха, но вовсе не обязательно ему сопутствует. Она возникает не только по поводу удовлетворения желания, достижения цели, но и по поводу предвидения удовлетворения желания (предвкушения). Впрочем, разница между этими двумя случаями небольшая. В последнем случае радость возникает как следствие уже свершившегося в мыслях желаемого события. Именно поэтому человек может испытывать радость и при мечтаниях, грезах (Singer, 1966).
Характерным для радости является ее очень быстрое возникновение, чем она приближается к аффекту. Не случайно В. С. Дерябин определяет радость как реакцию на неожиданное получение чего-то приятного, желанного. Чем неожиданнее успех и чем дольше он ожидаем, тем больше радость по его поводу.
Как показала М. С. Неймарк (1961), бурная радость при успехе свойствена лицам с заниженной самооценкой.
Радость легко распознаваема, о ее наличии свидетельствуют улыбка и смех. К. Г. Ланге (1896), один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости. Она сопровождается возбуждением двигательных центров, приводящим к разряду моторного возбуждения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопание в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.
Сильную и кратковременную радость переживающие ее часто принимают за счастье. Отсюда выражения: «счастливый миг», «птица счастья» и т. п.
В. Квин называет счастьем длительное переживание радости. Правда, она тут же добавляет, что счастье — это нечто большее, чем просто интенсивные удовольствие или радость. Очевидно, это ее замечание можно отнести не к испытываемой сильной эмоции радости по поводу свершившегося события, а к философской категории счастья, которая скорее отражает удовлетворенность человека своей жизнью, т. е. к тому психологическому явлению, которое называется чувством (см. раздел 12.11).
Радость (торжество) по поводу неудачи соперника, конкурента, к которому человек испытывает неприязнь, называется злорадством (злобной радостью).
Проявление радости в онтогенезе. Признаки радости (улыбка), отмечает К. Изард (2000), наблюдаются уже у трехнедельного младенца. С четвертой-пятой недели до четвертого-пятого месяца жизни ребенок улыбается любому человеческому лицу, если оно близко от него и если человек кивает ему. Это имеет большое значение в установлении психологического контакта между ребенком и материю. Мать, наклоняясь к ребенку, вызывает у него улыбку; в свою очередь улыбка ребенка вызывает улыбку у матери, заставляет ее ласково разговаривать с малышом. Это является для
ребенка подкрепляющей стимуляцией, которая имеет важное значение для его здоровья и благополучия.
В последующие годы круг обстоятельств, по поводу которых ребенок радуется, расширяется: ребенок испытывает радость от игры, от учения, от общения со сверстниками и т. д.
Другие новости по теме:
Признаки радости (улыбка), отмечает К. Изард (2000), наблюдаются уже у трехнедельного младенца. С четвертой-пятой недели до четвертого-пятого месяца жизни ребенок улыбается любому человеческому лицу, если оно близко от него и если человек кивает ему. Это имеет большое значение в установлении психологического контакта между ребенком и материю. Мать, наклоняясь к ребенку, вызывает у него улыбку; в свою очередь улыбка ребенка вызывает улыбку у матери, заставляет ее ласково разговаривать с малышом. Это является для
ребенка подкрепляющей стимуляцией, которая имеет важное значение для его здоровья и благополучия.
В последующие годы круг обстоятельств, по поводу которых ребенок радуется, расширяется: ребенок испытывает радость от игры, от учения, от общения со сверстниками и т. д.
Понятие «фрустрация» (от лат. frustratio — расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)) используется в двух значениях: 1) акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (т. е. фрустрацион-ная ситуация); 2) эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны. Последнее сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги.
Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели. Фрустрацию вызывают и внутренние конфликты. Курт Левин (Levin, 1935) выделил три их типа:
1) конфликт равнозначных положительных возможностей, или ситуация «буриданова осла»: у человека имеются две или больше привлекательные цели, но их невозможно достичь одновременно; особенность этого типа конфликтов состоит в том, что при любом выборе человек все же останется в выигрыше, поэтому этот конфликт вызывает слабую фрустрацию;
2) конфликт равнозначных отрицательных возможностей, или ситуация «из двух зол…»: человеку приходится выбирать из двух непривлекательных перспектив; при любом выборе он окажется в проигрыше, поэтому фрустрация при этом типе конфликта бывает самой сильной, и частой реакцией на нее является попытка бегства от нее, а если это невозможно, то возникает гнев;
3) конфликт положительно-отрицательных возможностей или «проблема выбора»: у цели есть как положительная, так и отрицательная сторона (хочется съесть булочку или пирожное, но не хочется толстеть, и т.
п.); этот тип конфликта встречается в жизни чаще всего. При разрешении этих конфликтов сначала преобладает положительная тенденция — человек уступает желанию, но затем появляется опасение в связи с возможными неприятностями, и по мере приближения к цели эта негативная тенденция усиливается и может привести к отказу от достижения цели. При этом типе конфликтов фрустрация бывает средней силы.
С точки зрения С. Розенцвейга (Rosenzweig, 1960), всякая реакция на фрустратор направлена на поддержание равновесия внутри организма. Отечественные же психологи справедливо считают, что состояние фрустрации — это реакция личности.
Состояние фрустрации возникает не сразу. Для его появления требуется преодолеть так называемый фрустрационный порог. Он определяется рядом моментов:
— повторением неудовлетворения: при повторном неудовлетворении (неудаче) происходит его суммация с эмоциональным следом от прежней неудачи;
164 Глава 6, Характеристика различных эмоций
— глубиной неудовлетворения: чем сильнее была» потребность, тем ниже порог фрустрации;
— эмоциональной возбудимостью: чем она выше, тем ниже фрустрационный порог;
— уровнем притязаний человека, его привычкой к успеху: чем дольше человек не терпел неудачу, тем ниже порог;
— этапом деятельности: если препятствие возникает в начале деятельности, агрессия выражена слабее, чем когда неудача постигла человека в самом конце.
Фрустрация может оказать различное влияние на деятельность человека. В одних случаях она мобилизует его для достижения отдаленной по времени цели, повышает силу мотива. Однако при этом формы поведения могут носить импульсивный и иррациональный характер. В других случаях фрустрация демобилизует человека, который либо стремится путем замещающих действий уйти от конфликтной ситуации (запрещенная или недостижимая цель выполняется мысленно или только частично или решается похожая задача), либо вообще отказывается от деятельности.
Частые фрустрации у детей невротизируют их, развивают у них агрессивность как личностное свойство, чувство вины, неуверенность, приводят к изоляции и эгоцентризму, озлобленности.
В психологии существуют различные классификации эмоций, но в чем бы не заключались отличия между ними, есть эмоции, которые выделяют все исследователи, причисляя их к базовым. Это гнев, радость, страх, удивление и др. Это — своего рода «цвета спектра», при смешивании которых в различных пропорциях образуются все другие оттенки. Мы подробно рассмотрим две из них — гнев и радость.
Основной причиной гнева является фрустрация (лат. frustratio — «обман, расстройство, крушение планов») — психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникшими на пути к достижению цели. Основной особенностью фрустрирующей ситуации является то, что она неподвластна нашему контролю. Обстоятельства непреодолимой силы, разрушившие наши надежды, лишившие нас возможности удовлетворить свою потребность, могут быть как реальными, так и воображаемыми, но чувства, которые мы испытываем, одинаково реальны и в том и в другом случае.
Младенец, не получивший необходимой ему материнской ласки, подросток, лишенный одобрения со стороны значимых для него сверстников, менеджер, рассчитывавший на повышение, но в последний момент обойденный более ретивым коллегой, — все они испытывают фрустрацию, то есть чувство бессилия, невозможности добиться желаемого. И одной из самых частых эмоциональных реакций в таких ситуациях является гнев.
Ситуации, в которых человек не может достигнуть желаемой цели, возможны самые разные. Могут существовать объективные внешние препятствия; бывают случаи, когда сам человек не обладает какими-то необходимыми свойствами или возможностями для достижения желаемой цели (например, ему очень хочется водить автомобиль, по у пего слабое зрение, плохая координация и очень высокая тревожность); передки и ситуации, когда человек просто не может выбрать среди нескольких целей одну, чтобы направить все усилия на ее достижение. Все такие ситуации являются фрустрирующими, и каждая из них может вызвать эмоцию гнева.
Психолог К. Левин описал три основных типа внутриличностных конфликтов, в основе которых лежит проблема достижения цели, а следствием является фрустрация. В зависимости от типа конфликта фрустрация бывает более или менее сильной.
Конфликт положительных равнозначных возможностей . Самое наглядное (и одно из самых известных) описании этого конфликта дал французский философ Жан Буридан: наверняка вам знакомо выражение «буриданов осел» это несчастное животное обречено на голодную смерть, поскольку при наличии двух одинаковых охапок сена, расположенных на равном расстоянии от него, оно не в силах выбрать, какую из них предпочтительнее съесть.
К сожалению, и для такого высокоразвитого существа, каким является человек, необходимость выбрать лишь одну из одинаково привлекательных целей (при том, что обе одновременно осуществить невозможно), зачастую приводит к фрустрации, хотя (по сравнению с другими конфликтами) и не очень сильной.
Типичный пример такой ситуации — решение, на что израсходовать имеющуюся в вашем распоряжении сумму денег. Вы можете потратить на выбор какое-то время, попереживать из-за того, что у вас нет возможности осуществить все желания сразу, но в конце концов, решившись и получив что-то желаемое, вы все-таки испытаете удовлетворение.
Конфликт равнозначных отрицательных возможностей . В отличие от вышерассмотренной ситуации «буриданова осла», необходимость выбирать меньшее из двух зол чревата весьма сильной фрустрацией. Предположим, начальство на работе ставит вас перед выбором: вы должны взять на себя дополнительные обязанности или вам сократят зарплату. Вас не устраивает ни то, ни другое; помимо выбора из двух зол возможен и третий вариант — бегство, т. е. в данном случае — увольнение. Но что бы вы в итоге ни выбрали, вы будете ощущать бессилие от того, что вас принудили, поставили в безвыходное положение, и одной из самых ярких эмоций наверняка станет гнев, направленный на начальника (а может быть, и на самого себя — если вы склонны именно себя винить за то, что оказались в этой ситуации, не сумев отстоять свои интересы).
Конфликт положительно-отрицательных возможностей . Это наиболее распространенный тип внутреннего конфликта — проблема выбора, возникающая перед каждым из нас ежедневно. В большинстве случаев наши цели имеют и позитивные, и негативные стороны. Если вы согласитесь поработать сверхурочно, то получите хорошую премию — но в ближайшие недели будете сильно уставать и не сможете проводить вечера с семьей. Если возьмете ипотечный кредит — станете счастливым обладателем отдельной квартиры, но при этом в течение многих лет будете ежемесячно выплачивать значительные суммы денег.
Примеры можно приводить бесконечно, поскольку именно из таких вот выборов и состоит вся наша жизнь. Нам приходится взвешивать «за» и «против», даже когда мы выбираем утром одежду или заходим в супермаркет. Но если ежедневные бытовые решения обычно не вызывают сильных переживаний, то необходимость совершить серьезный выбор, который будет во многом определять ваше ближайшее или отдаленное будущее, может привести к столь же серьезной фрустрации.
Гнев — сильная эмоция, но, хотя это и может показаться парадоксальным, далеко не всегда осознаваемая. В силу того, что в целом гнев является эмоцией неодобряемой, большинство из нас совсем не умеют с ним обращаться: мы с детства приучены подавлять это «нехорошее» чувство и потому с испытываемым нами гневом все время происходят разнообразные превращения. Гнев «маскируется», точнее, мы принимаем его признаки за выражение каких-то других переживаний: думаем, что тревожимся, беспокоимся, стыдимся — а на самом деле гневаемся, по бессознательно.
Другой вариант — «маскируется» не сам гнев, а причина, его вызвавшая. Ведь ситуация фрустрации, вызвавшая гнев, — безвыходная, мы ничего не можем в ней изменить и злимся именно от бессилия и отчаяния. Одним из вариантов психологической защиты в этом случае может стать перенесение эмоций на что-то другое: мы будем злиться не на начальника на работе (выплеснуть свой гнев на него — вариант неприемлемый), а на собственного ребенка, который разбросал по комнате игрушки: он виноват, плохо себя ведет, нуждается в воспитании и исправлении — словом, тут можно и позволить себе побушевать, и найти якобы приемлемое основание для своего гнева. Наконец, еще один вариант — загнать гнев внутрь, обратить его на самого себя: это путь развития невроза или психосоматических заболеваний (таких, например, как артериальная гипертензия или язва желудка).
Гнев является столь порицаемой в обществе эмоцией, поскольку одно из основных внешних его проявлений в поведении — это . Агрессивное поведение может иметь самые разные формы: крайний, экстремальный вариант — физическое насилие, но гораздо чаще встречается агрессия вербальная, и тут разнообразие тоже велико — от криков и громогласной ругани до раздраженных споров и мелочных придирок. Так же велико и разнообразие форм самоагрессии, т. е. саморазрушительного поведения. Объединяет все эти формы поведения, часто совсем не похожие внешне, цель — причинить вред (моральный или физический, себе или другому), уничтожить то, что мы считаем причиной гнева, препятствием к достижению цели или виновником нарушения наших планов.
Конечно, разные люди очень по-разному проявляют гнев и агрессию. Исследователи пока не могут однозначно ответить на вопрос, является ли склонность к агрессии наследственным свойством или приобретается в процессе развития личности. Точнее, как и всегда, значение имеют оба фактора, но вот как именно они сочетаются, какие именно компоненты агрессивности обусловлены генетически, как происходит формирование агрессивного поведения в ходе развития — все это представляет почти безграничное поле для психологических исследований.
Например, психологи изучают механизмы научения агрессивному поведению. Исследования показали, что один из путей — научения на собственном опыте. Представим себе, что однажды именно помогло человеку избавиться от переживания гнева и фрустрации. Если этот путь оказался действенным еще несколько раз, то повышается вероятность того, что и в дальнейшем человек будет вести себя агрессивно — поскольку это оказалось эффективным средством разрешения его внутреннего конфликта.
Кроме того, люди учатся агрессивному поведению и на примере других людей — прежде всего это относится, конечно, к детям. Доказано, что дети, которых воспитывают агрессивные взрослые, проявляют большую склонность к агрессии, чем те, кто был воспитан в миролюбивой атмосфере.
Общепринято мнение, что на детей огромное влияние оказывают многочисленные телепередачи, фильмы и компьютерные игры со сценами агрессии: мол, насмотревшись подобных картин, дети и сами начинают вести себя агрессивно. Между тем, наука пока не может однозначно подтвердить это убеждение. Психологи проводят множество исследований и экспериментов, посвященных данной проблеме (изучая как детское, так и взрослое поведение), но результаты неоднозначны: далеко не все из них подтверждают негативное влияние просмотренных боевиков на поведение зрителей. Некоторые ученые полагают, что такие фильмы, наоборот, позволяют зрителям избавиться от внутреннего напряжения и освобождают их от потребности выражать агрессию в реальных действиях. Во всяком случае, достоверно доказано: если ребенок растет в конфликтной семье, где родители агрессивно общаются и с ним, и друг с другом, но при этом запрещают ему смотреть агрессивные фильмы и играть в соответствующие компьютерные игры, то такой ребенок все равно будет вести себя более агрессивно, чем тот, который имеет возможность смотреть «злые» фильмы, но при этом воспитывается в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.
Как справиться с гневом
Мы можем выражать эмоции прямо и косвенно. Прямое выражение гнева позволяет сбросить напряжение и может принести незамедлительное удовлетворение.
Мы часто слышим, что гнев нельзя подавлять, что для сохранения душевного здоровья эмоции необходимо выражать свободно и открыто. Но каждому понятно, что на практике это невозможно: если вы злитесь, потому что у вас не завелась машина, вы вполне можете позволить себе пнуть ногой колесо и витиевато выругаться — в этом случае свободное выражение эмоций действительно допустимо. Но если причиной гнева стало неадекватное поведение другого участника дорожного движения, и вы беретесь за монтировку, чтобы дать выход своим чувствам, — это, согласитесь, далеко не лучший вариант действий.
В этом случае мы обычно выражаем свой гнев косвенно. Можно просто потопать ногами и поругаться, но очень часто люди переносят гнев с вызвавшего его объекта на другой, более безопасный: выше мы упоминали об этом, приводя в пример человека, который не позволяет себе накричать на разозлившего его начальника, но выплескивает эмоции дома па якобы провинившегося ребенка.
Но есть и еще один способ: как известно, профилактика всегда эффективнее лечения, и во многих случаях в нашей власти просто не дать развиться эмоции гнева.
Осознав причину гнева, ее иногда оказывается возможно устранить. Если вас раздражает толпа хохочущих подростков в вагоне метро, вы ведь можете и не глотать готовые сорваться с языка гневные замечания, а просто перейти в соседний вагон и в свое удовольствие читать детектив, вместо того чтобы накручивать себя, размышляя о нравах современной молодежи.
К сожалению, гораздо чаще причина гнева не поддается устранению. Однако существуют методы, помогающие взять под контроль собственное раздражение, неприязнь и гнев: не подавить уже развившиеся эмоции, а постараться изменить свое отношение к ситуации таким образом, чтобы ощущения фрустрации и гнева не возникало.
Вот один из возможных методов контроля над гневом:
- Осознайте, испытываете ли вы на самом деле гнев. Возможно, на самом деле это страх, стресс, стыд или усталость.
- Попробуйте встать на место человека, вызвавшего ваш гнев, увидеть ситуацию его глазами.
- Обдумайте сложившуюся ситуацию, попробуйте поговорить с собой в позитивном тоне. Возможно, вы увидите в этой ситуации что-то смешное. Чувство юмора — очень эффективное средство даже против сильного гнева.
- Выслушайте своего противника.
- Когда настанет ваша очередь говорить, попытайтесь почувствовать уважение и положительный интерес к противнику: стремитесь привлечь его на свою сторону, а не «победить», унизив и подчинив насильно.
- Старайтесь не отвлекаться от той темы, которую обсуждаете: стоит вам погрузиться в воспоминания о прежних обидах и претензиях, как контролировать свое эмоциональное состояние станет значительно труднее. Соблюдайте но возможности принцип: за один раз — одна проблема.
Обращайте внимание на свое физическое состояние, научитесь определять изменения в своем самочувствии, которые служат признаками гнева. Почувствовав эти «симптомы», остановитесь, сосчитайте до десяти, контролируя ровное и глубокое дыхание, чтобы успокоиться. Если есть такая возможность, давайте выход гневу посредством физических упражнений. При интенсивных переживаниях в организме вырабатывается дополнительная энергия, которую желательно использовать — и лучше всего именно в форме здоровой физической активности.
Освоите несложный комплекс релаксационных упражнений: это могут быть дыхательные приемы или упражнения на мышечную релаксацию, построенные на чередовании напряжения и расслабления самых разных мышц тела.
Радость
Эта эмоция знакома нам, к счастью, ничуть не меньше, чем гнев, но дать ей научное определение, как ни странно, намного труднее. Примерно ее можно описать как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия.
Как и другие базовые эмоции, радость — преходящее, временное переживание. Более длительное ощущение радости принято называть счастьем, хотя и неспециалисту понятно, что счастье — нечто намного большее, чем просто «хорошее настроение и ощущение удовольствия».
Порой может показаться, что психологи все свое внимание уделяют только проблемам — исследуют всевозможные отклонения, нарушения, ищут способы их коррекции. Это не так. Ведь если цель практической психологии — помочь человеку стать более счастливым, то нужно не только представлять себе все препятствия на пути к этой цели, но и, так сказать, пункт назначения. Иными словами, нужно знать, что это такое — человек счастливый. Так что изучение счастья, особенностей душевно благополучных, гармоничных людей — это очень значимая часть психологической науки.
Например, американский психолог Фридман изучал связь между ощущением счастья и стилем жизни человека. Он исходил из предпосылки, что радость — эмоция кратковременная, а на протяжении длительного периода ее может испытывать только тот человек, который ощущает общую удовлетворенность жизнью и душевный покой.
Так, если вы выиграете миллион в лотерею, это еще не дает гарантию того, что отныне вы будете счастливым человеком: чувство радости в момент выигрыша и некоторое время после него будет, конечно, неописуемо сильным, но дальнейшие ваши реакции и настроение будут зависеть от ваших личностных особенностей и от того, какой стиль жизни уже был привычен вам к моменту выигрыша. Если вы человек тревожный, постоянно испытывающий стрессы, то внезапное богатство после первой эйфории, вероятно, лишь усилит вашу тревожность — ведь конфликты, связанные с выбором и достижением целей, останутся при вас.
Фридман задействовал в своем исследовании огромное число опрошенных — около ста тысяч человек! Если вы полагаете, что столь масштабные изыскания позволили ему открыть формулу счастья — увы, мы вынуждены вас разочаровать. Результаты исследования могут даже показаться вполне банальными. Например, Фридман обнаружил, что деньги не являются гарантией счастья, хотя и имеют значение: по достижении определенного уровня благосостояния дальнейшее повышение доходов уже не делает людей более счастливыми. Не было выявлено зависимости ощущения счастья от возраста или принадлежности к какой-то определенной религии, но в целом оказалось, что более удовлетворенными жизнью являются люди, обладающие активными религиозными убеждениями. Также в исследовании Фридмана был показан тот факт, что в большинстве своем супружеские пары чувствуют себя более счастливыми, чем холостяки и люди, живущие в «гражданском браке».
Итак, эмоция радости — меньше, чем счастье, но больше, чем просто ощущение удовольствия. Последнее приносят нам простые чувственные ощущения — например, вкусовые или осязательные. Удовольствие совсем не обязательно сопровождается переживанием радости. Согласитесь, вкусный ужин доставляет большое удовольствие, но мы редко говорим, что радуемся ему.
Как правило, люди довольно хорошо представляют себе, что именно может принести им удовольствие (и, соответственно, что его не доставляет). Эмоция радости отличается от ощущения удовольствия, в частности, тем, что она гораздо более неуловима: определить, что именно принесет человеку радость, каким-то образом «запланировать» радостное переживание удается далеко не всегда. Когда нам хочется получить удовольствие, мы покупаем себе шоколадку или отправляемся за город, чтобы поваляться на пляже под ласковым солнышком, но, согласитесь, «организовать» радость — задача намного более трудная.
Как предполагают некоторые психологи, радость — это, как правило, не прямое следствие наших действий, а, скорее, некий побочный продукт стремления к цели.
У маленького ребенка вызвать эмоцию радости гораздо проще, чем у взрослого человека. Первая младенческая улыбка — это улыбка радости, которую ребенок испытывает, когда видит лицо матери (или других взрослых). Психологи называют эту улыбку «социальной», поскольку она появляется при общении людьми, а не в ответ на какие-то внутренние раздражители. И тот факт, что первая радость в жизни любого человека связана с другими людьми, подтверждает, что наиболее надежным источником радости для нас являются отношения с окружающими.
Чуть позже, по мере развития ребенка, у него появляется и другой источник радости: он испытывает эту эмоцию, когда ему удается чего-то добиться — дотянуться до игрушки, построить высокую башню из кубиков, впервые проехать на велосипеде и не упасть, получить самую главную роль в спектакле на детском утреннике… Словом, одним из основных источников радости становится радость от достижения. Кстати, исследования показывают, что радость переживается человеком острее и ярче, если ей предшествовали неудачи. Преодоление препятствий, как реальных, так даже и воображаемых, приносит большую радость.
Итак, позитивное взаимодействие с людьми , удача в достижении цели, в преодолении препятствий — вот основные источники радости. Эта эмоция тесно связана с чувством самоудовлетворения, самоуважения, уверенности в себе. С другой стороны, испытывая радость, человек распространяет хорошее отношение к себе и на окружающий его мир.
Как мы уже отметили, радость нельзя запланировать и достичь ее намеренно, т.е. нельзя поставить перед собой цель — испытать радость — и достичь этой цели сознательным усилием. Но зато мы можем ставить перед собой цели, достижение которых будет сопровождаться переживанием радости. Это различие достаточно важно, хотя, возможно, и неочевидно. Но осознать его нужно, потому что если мы будем просто стремиться к радости, нас поджидает разочарование.
Люди работают, чего-то добиваются, прилагают усилия и преодолевают препятствия, учатся, приобретают новые навыки, налаживают отношения с другими людьми… Все это не для того, чтобы «порадоваться», а потому, что им интересно то дело, которым они заняты, или потому, что они считают необходимым заканчивать начатое дело, стремятся повысить уровень мастерства, приобрести знания, добиться материального благополучия и т. д.
Достижение поставленных целей вознаграждается чувством успеха, реализации, воплощения своих возможностей и способностей — и очень ценным побочным продуктом этого чувства является радость. Таким образом, не имея возможности вызывать эмоцию радости преднамеренно, человек все же властен строить свою жизнь таким образом, чтобы переживать ее чаще.
Желать, ощущать радость свойственно каждому человеку. Жизнь в целом хорошая штука, а если она ещё и наполнена субъективным благополучием, радостью — то мы счастливы. Стремление к счастью остается для большинства основной целью.
Часто какое-либо событие, предмет вызывает чувство радости, но она остается лишь на короткое время. Как сказал Данте Алигьери в «Божественной комедии» («Ад»): «Тот страждет высшей мукой, кто радостные помнит времена в несчастии». Не бывает удовольствия без боли, как не бывает радости без печали.
Радость — чувство удовольствия, восторга, комфорта, релаксации, внутреннего удовлетворения и счастья.
Радость — положительная эмоция. Различают несколько видов положительных эмоций. Основному измерению положительных эмоциональных состояний соответствуют чувство радости и экзальтация (эйфория). Результатом комбинации возбуждения и радости является смех, а также состояния счастливого, радостного возбуждения(М.Аргайл).
» РАДОСТЬ — веселье, услада, наслаждение, утеха, противоположна скорби, грусти, горю, печали и пр. внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая»(Владимир Даль).
Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа»-«тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» — с телом. Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость /Википедия/.
Радость овладения
Психоаналитик Роберт Уайт (White,1959) предположил, что, начиная с младенчества, внутренее мотивированы к овладению окружающей средой, чтобы успешно воздействовать на мир людей и объектов или справиться с ним. Дети активно ищут встречи с вызовами окружающей среды, чтобы испытать радость овладения ими.
До 2-летнего возраста дети получают удовольствие от овладения вызовами окружающей среды, демонстрируя мотивацию совершенствования, о которой писал Уфйт (White,1959). Но они не привлекают к своим триумфам внимание других людей, т.е. не ищут одобрения. Кроме того, вместо того, чтобы расстраиваться в случае неудачи, они просто меняют цели и стараются овладеть другими игрушками. Дети этого возраста еще не оценивают результаты своей деятельности в соответствии с определенными стандартами, определяющими успех и неудачу (1,с.636).
Радость общения — это свободное проявление чувств: гнева, ревности и одновременно выражать любовь и нежность по мере того как они существуют в каждом партнере. Необходимо ободрить партнера, чтобы он следовал собственной дорогой к своему развитию — вот радость общения и любви. Это трудно достижимо и только для самых удачных пар возможно. В отношениях с партнером не должно быть давления требований заслуг и необходима способность в искренности.
4 составляющие близких отношений
1. Постоянное выполнение обязательств,
2. Выражение чувств
3 Специфических ролей — без оправдания ожиданий другого, вместо того, чтобы определить наши собственные. Каждый имеет право хранить молчание иначе есть возможность использования информации против себя самого.
4. Способность участвовать во внутренней жизни партнера (с.379-380)
Если человек располагает мудростью, оптимизмом, эмпатией, творческими способностями и жизнестойкостью то он несомненно радуется своей жизни
Литература:
1. Шэффер Д. Дети и подростки. СПб.: Питер, 2003.
Приятные и хорошие чувства удержать долго невозможно. Они появляются как результат и освобождение от какого-то стесняющего напряжения.
Радость — редко выпадающий успех, свобода от вины.
Радость -ощущение большого душевного удовлетворения. Плодом душевного удовлетворения являются любовь, радость, мир в сердце человека и вера в счастливое будущее.
Человеческое представление о радости заключается в том, чтобы быть счастливым насколько это возможно.
Список самых распространенных источников радости. Это:
* прием пищи;
* межличностные взаимосвязи и любовные отношения;
* физические упражнения и занятия спортом;
* успех и социальное одобрение;
* применение умений;
* музыка, другие виды искусства и религия;
* погода и окружающая природа;
* отдых и релаксация.
Кроме того, радостное событие часто содержит не один из указанных факторов, а несколько.
Все мы радуемся, когда приходит конец скорбям и страданиям. Нам всем дорога неомрачаемая радость в общении с близким, совершенным и благословенным человеком.
Люди, дух которых сломлен и наполнен всевозможными страхами всегда находятся в напряженном состоянии и ощущении ужасающего унижения и отверженности. Хроническое напряжение, ригидность препятствует приятным и хорошим чувствам и ведет к отказу от позитивного самопознания и радости.
А.Лоуэн в своей книге «Радость» пишет, что радость принадлежит к кругу позитивных телесных ощущений; она не является умственным чувством и не присуща разуму. Человек не в состоянии заставить свой разум испытать радость. Чувства подобны погоде, бываю изменчивы. В какой-то момент мы можем быть обозлены, потом полны любви, а ещё позже начать плакать. Подавление чувств влечет за собой снижение жизненной силы, положительного возбуждения.
Но, есть личности не испытывающие опыт переживания радости — это нарциссические индивиды.
Нарциссические индивиды отторгают чувства и не испытывают стыда или вины, они не способны также почувствовать и любовь. Эти индивиды кажутся лишенными всяких запретов и совершенно свободными в своем поведении, но вся эта их свобода — чисто внешняя, а не внутренняя, и она проявляется лишь в действиях и поступках, а не в чувствах. Они проживают жизнь полную коварства, манипулирования и самообмана.
Спасение этих личностей заключается в отказе от собственного эготизма, обязать себя вести моральную жизнь. Человеку предстоит открыть самого себя вместе с психологом-помощником и подвергнуться психологическому консультированию. Такой человек, если решится погрузится в этот темный мир отчаяния, мучения, мании — получит поддержку и поощрение от психолога.
Позитивные эмоции, удовлетворенность жизнью, душевный покой, интерес, восторг, увлеченность, довольство всё это составляющая счастья. Радость и счастье является субъективным показателем, который зависит от внутренних впечатлений, переживаний и ощущений, возникающих вследствие непосредственного знакомства с предметом внутренних изменений со своей жизнью, внутреннего мнения и сложившегося настроения в моменты обращения к данным предметам, людям, явлениям в окружающем мире и своей жизни (М.Аргайл,2003).
Без радости и счастья, интереса — жизнь не является полноценной, так как в них предполагается уверенность человека в достижении её смысла. Радостное эмоциональное состояние и наличие смысла существования рождает позитивную жизненную установку.
Литература:
Лоуэн А. Радость. Минск: «Попурри», 2009.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Радость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали.
Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа»-«тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» — с телом. Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость.
Радость в культуре
В языковой картине мира радость является одним из важнейших культурных концептов. Первоначально эмоция радости выражалась через конкретные понятия — вещи, предметы, или события вызывающие положительные эмоции (еда, красота, праздник, отдых): сравни древнерусское «плескание» — «рукоплескание, торжество, радость» или «ликовати» — первоначально «танцевать, играть», впоследствии «радоваться». Радость ассоциировалась с удовольствием, а также с желанием (сравни древнеанглийское lusten — «радоваться» и «хотеть»). С появлением христианства во многих европейских языках понятие «радости» начало ассоциироваться с благожелательностью, добротой, спокойствием.
Радость в религии
В. М. Васнецов. Радость праведных о Господе
В Евангелиях радость упоминается в связи сблаговестием о рождении Иисуса Христа (Лк 1:28):
Радуйся, Благодатная! Господь с тобой!
В письме Галатам апостол Павел говорит о радости как о плоде духа Бога Гл 5:22
Радость от Благой Вести и радость служения Богу нередко рассматривались как основная черта христианства.
Радость, как один из основных атрибутов божества и религиозного чувства, рассматривается и вне христианства. Так, Спиноза считал, что на высшей ступени познания, познания себя в Боге, происходит осознание Бога как причины радости.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Александр Блок, 1905 год
Примечания
Источник