Упражнение «Корзина Советов». Как преодолеть стресс?
Ход проведения мастер-класса
Звучит музыка. Участники заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа»?
Я назвала свой м-к «Зарядись позитивом» потому, что подходит к концу учебный год, осталась последняя, но самая ответственная 4 четверть. Мы будем подводить итоги за год. Профессия учителя, да и самого психолога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми мы испытываем большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении, находимся в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к ухудшению состояния здоровья.
По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе школьного психолога.
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:
— В области Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок.
— В области Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, недостаточной оценки окружающими собственных трудовых усилий.
— В области Действия: стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Сегодня я хочу показать несколько техник, способов управления своим внутренним состоянием и зарядить Вас позитивом.
Чтобы начать работу, посмотрим, какое настроение и самочувствие у Вас преобладает в настоящий момент.
Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный– уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый– тревожность и негативное состояние.
Чёрный– защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Начнём с разминки. Упражнение «Необычный оркестр»
Представим, что мы с вами необычный оркестр. Давайте найдем себе инструменты — это будут вещи, которые находятся в кабинете, всё, что может издавать звуки или с помощью чего их можно извлечь. Нашли? Послушайте, как звучит ваш предмет. Попробуйте воспроизвести предложенную мелодию. (включить музыку под хлопки)
Упражнение «Карандаши»
Материалы: карандаши, по одному на пару.
Суть упражнения состоит в удержании карандаша или ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом участников.
Разделимся на пары, встанем друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и попытаемся удержать карандаш, прижав его концы подушечками пальцев. Задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, взад-вперед, вправо, влево. Усложним задание: встанем в круг, карандаши зажмём между подушечками указательных пальцев соседей. Выполним задания:
— Поднять руки, опустить их.
— Вытянуть руки вперед, отвести назад.
• Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не выпадали?
• На что ориентироваться при выполнении этих действий?
• Как установить необходимое взаимопонимание?
Вывод: В игровой форме мы пытаемся развивать необходимые для сотрудничества и взаимопонимания умения, например координировать совместные действия с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. Такие умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе.
Упражнение «Образ выгоревшего педагога»
Участники делятся на 2 группы. Задача: создать образ выгоревшего педагога, нарисовать его и придумать ему название. Это может быть человек, либо предмет, символизирующий эмоциональное выгорание. Каждая группа презентует свою работу.
Аутотренинг.
Умение владеть собой – это мечта человека с древних времён. Как расслабиться или сдержаться? Как снять физическое и эмоциональное напряжение? Предлагаю вам аутотренинг. Сядьте удобно, примите расслабленную позу. Слушайте
(Звучит АТ «Парение в небе»).
Тест «Скрытый стресс»
Наверное, каждый из вас попадал когда-либо в стрессовые ситуации.
Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.
Вам предлагается 8 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют (можно загибать пальчики на руках)
1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.
2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.
3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.
4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.
5. Если кто-то без причин повышает голос.
6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.
7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.
8. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.
Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.
Упражнение «Корзина Советов». Как преодолеть стресс?
Каждый по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
4. Составляйте список дел на сегодня.
5. Ставьте перед собой только реальные цели.
6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.
13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.
16. Помните, что Вы не одиноки.
17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.
Вывод: Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.
Источник
Стресс и как с ним справиться?
методическая разработка на тему
Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность специфических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов– стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз , а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
Стрессу подвержены все, независимо от возраста. Дети, точно так же как и взрослые, испытывают физические и эмоциональные последствия стрессовых ситуаций. Не отмахивайтесь от ребенка, когда он рассказывает вам о том, что его огорчает, печалит или злит.
Признаки стресса у детей — физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет ребенок. Он жалуется на головные боли, боль в желудке, недомогание, усталость, ему трудно заснуть. Также ребенок может часто плакать, капризничать или отстраняться от семьи. Он может тревожиться, беспокоиться, быть подавленным. Могут появиться нервозные привычки: ребенок часто сглатывает, обкусывает ногти. Стресс может начать подрывать физическое и эмоциональное здоровье ребенка. Гормональная и иммунная системы ребенка ослабевают и изнашиваются, и ребенок становится более подвержен заболеваниям и травмам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_pro_stress_-_kopiya.docx | 187.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка игрового тренинга:
«Стресс и как с ним справиться?»
Король Елена Викторовна,
Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность специфических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов– стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз , а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
В медицине , физиологии , психологии выделяют положительную ( эустресс ) и отрицательную ( дистресс ) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой и другие стрессы (облучения и т. д.).
Частые стрессы приводят к эмоциональному выгоранию, неврозам, болезням. Профессиональные стрессы по частоте воздействия на психику человека составляют три четверти от общего их числа. Человеку труда очень важно научиться управлять стрессами, а точнее собственными реакциями в стрессовых ситуациях. Это управление составляет основу так называемого совладеющего поведения личности.
Стрессу подвержены все, независимо от возраста. Дети, точно так же как и взрослые, испытывают физические и эмоциональные последствия стрессовых ситуаций. Не отмахивайтесь от ребенка, когда он рассказывает вам о том, что его огорчает, печалит или злит.
Дети, как и взрослые, желают, чтобы их любили, защищали и поддерживали. Каждый день ребенок подвергается стрессу: учится вести себя за столом, впервые идет в школу, сдает экзамен по математике.
Ниже приведены 12 самых распространенных ситуаций, являющихся источниками сильного стресса для ребенка.
— Смена места жительства
— Переезд друга на новое место жительства
— Необходимость сменить школу, в особенности в середине учебного года
— Смерть близкого родственника, например бабушки или дедушки
— Смерть домашнего питомца
— Рождение брата или сестры
— Постоянные ссоры родителей
— Вступление родителя в брак с кем-то, у кого уже есть дети
— Первая поездка в летний лагерь
— Ребенка дразнят или задирают в школе
— Ссора с близким другом
Признаки стресса у детей — физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет ребенок. Он жалуется на головные боли, боль в желудке, недомогание, усталость, ему трудно заснуть. Также ребенок может часто плакать, капризничать или отстраняться от семьи. Он может тревожиться, беспокоиться, быть подавленным. Могут появиться нервозные привычки: ребенок часто сглатывает, обкусывает ногти. Стресс может начать подрывать физическое и эмоциональное здоровье ребенка. Гормональная и иммунная системы ребенка ослабевают и изнашиваются, и ребенок становится более подвержен заболеваниям и травмам.
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения и укрепление психологического здоровья.
- познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Организация тренинга: группа людей от 12 до 15 человек .
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по комнате, принятие удобного положения тела во время релаксации.
Ход проведения тренинга
Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.
Ведущий: «В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.
– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?
– Или Вы чувствуете усталость?
– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?
Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.
Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает».
Психолог комментирует значение выбранного цвета.
Карточки «Значение цвета»:
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Тест «Скрытый стресс» . Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов. Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.
Тест «Скрытый стресс»
Вам предлагается 9 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют.
1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.
2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.
3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.
4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.
5. Если кто-то без причин повышает голос.
6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.
7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.
8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.
9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.
Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.
Упражнение «Ассоциативные ряды»
Цели: выявление представлений членов группы о стрессах; обеспечение вхождения группы в проблему.
Планируемое время: 15 минут.
Оборудование и материалы: рабочие тетради и авторучки.
Ведущий спрашивает у участников тренинга, что они знают о стрессе:
- В чем сущность стресса?
- Каковы механизмы его развития?
- Какие известны виды стрессов?
- Какие известны факторы (причины), порождающие стресс?
Группа делится на три команды и членам команд предлагается за три минуты составить ассоциативные ряды к слову «стресс», отражающие его сущность и причины возникновения.
С — смятение, симптом невротический, социофобия, страдание;
Т — тревожность, торможение, трудности, тяжесть, травма, тремор;
Р — расстройство, регрессия, резкость, раздраженность, риск.
Далее ведущий сообщает краткие сведения о сущности стресса, стадиях его развития, видах стресса и его симптомах, После чего ведущий предлагает командам выполнить упражнения по предупреждению развития стресса.
Игра « Сочиняем сказку…»
Ведущий: «Сейчас мы с вами сочиним сказку о городе,в котором нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так : В одном прекрасном городе жила замечательная семья…»
Каждый участник тренинга по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки.
Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными. Но такого не бывает!
Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации.
Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие. В связи с вышеизложенным переходим к следующему упражнению.
Упражнение «Корзина Советов».
Каждый участник по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы.
«Корзина Советов». Как преодолеть стресс?
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.
3. Больше гуляйте на свежем воздухе.
4. Составляйте список дел на сегодня.
5. Ставьте перед собой только реальные цели.
6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.
13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.
16. Помните, что Вы не одиноки.
17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.
–Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?
Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.
По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний человека связано со стрессом.
Упражнение «Дыхательная гимнастика».
Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.
Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики».
Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие.Задержите дыхание.Выдох. Медленно через нос, сопровождая звуком с-с-с. Втяните живот так, чтобы вышел весь воздух.Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом.
Повторите упражнение несколько раз.Лучше упражнение выполнять в удобной одежде, в хорошо проветренном помещении, дышать необходимо медленно с удовольствием, концентрируя своё внимание на дыхании.
Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики!
Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего напряжения.
Упражнение «Лепим стресс»
Арт-терапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.
Цель : научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.
Материалы : пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.
- Вылепите своё эмоциональное состояние.
- «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.
- Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.
- Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.
- Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.
- Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.
Ход упражнения : Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли было выполнять упражнение?
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
- Возникали ли разногласия в ходе работы?
Цели: принятие своего «Я» в позитиве; развитие рефлексии.
Планируемое время: 15 минут.
Каждый из участников рассказывает о себе в течение и двух минут что – то позитивное. Если он пытается (по мнению экспертов) каким – то образом квалифицировать или уже «приукрасить» то, о чем говорит, он получает наказание в виде дополнительных 30 секунд. Если он высказывает негативные или пессимистические суждения, принижающие собственное достоинство или возможности, то после окончания рассказа ему дается задание перефразировать (трижды)высказанные суждения в конструктивном русле.
– Самым полезным для меня было…
– Я хотела бы изменить…
Благодарю всех за работу !
- Васильев В.Н. Здоровье и стресс. Москва, 2011
- Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2011
- Грачёва Л.В. Тренинг внутренней свободы. СПб., 2012
- Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2013
- Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2013
- Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 2010
- Селевко Г.К. Утверждай себя. Москва, 2011
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2012
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2013
- Черепанова Е.Н. Психологический стресс. Москва, 2010
Источник