Как предотвратить эмоциональное выгорание у подростков
Как приятно проснуться утром полным сил и энергии, готовым творить, общаться и идти навстречу новому и неизвестному. В такие дни мы легко справляемся даже с трудными задачами, находим общий язык с окружающими, по-философски относимся к проблемам и не обращаем внимания на мелкие неудачи.
Но так бывает не всегда. Иногда кажется, что весь мир – это только проблемы, из которых ты безуспешно пытаешься выбраться. Ты чувствуешь постоянное напряжение, усталость и раздражение, всё валится из рук, и чтобы ты не делал, всё кажется неправильным и бесполезным. В такие дни даже любимые занятия могут не вызывать интереса, а общение с близкими превращается в череду ссор и недопониманий.
Причиной такого состояния может быть эмоциональное выгорание. Регулярные информационные нагрузки, перенасыщение, бытовые стрессы, конфликты с родителями, учителями или сверстниками, интенсивное физиологическое и личностное развитие в подростковом возрасте, высокий темп современной жизни – всё это становится источником напряжения. Если такое напряжение становится хроническим, а стрессовые ситуации не разрешаются и только накапливаются, высока вероятность развития эмоционального выгорания.
Что такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание – это утомление и истощение энергии. Это изнурение в результате чрезмерных требований, которые человек может устанавливать себе сам или которые могут ему навязываться в семье, на работе, друзьями, системой ценностей или обществом, что приводит к истощению энергии, механизмов совладания и внутренних ресурсов человека. Это состояние «ощущения», которое сопровождает избыточный стресс и которое, в конечном счете, влияет на мотивацию, отношение и поведение человека.
Если коротко, эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного долгосрочным влиянием эмоционально тяжёлых ситуаций.
На какие признаки стоит обратить внимание?
- Хроническая усталость: вялость и упадок сил, которые наблюдаются даже после отдыха, быстрая утомляемость. В таком состоянии человек даже утром может вставать с постели уже уставшим.
- Физические признаки: дискомфортные ощущения в мышцах, головные боли, тошнота, боль в области груди, горла и позвоночника, синдром раздраженного кишечника, вздутие, диарея.
- Изменение привычного режима сна (повышенная сонливость или, наоборот, бессонница) и питания (потеря или повышение аппетита).
- Употребление алкоголя, табака или наркотиков в целях самолечения. Человек, чувствующий постоянный упадок сил, может пытаться найти в психоактивных веществах спасение от апатии, вялости и усталости. При этом не понимания, что это не только не ликвидирует усталость, но и усугубляет состояние.
- Неспособность сосредоточиться и решать проблемы: пониженная концентрация внимания, слабость, рассеянность.
- Снижение эффективности в школе и в других сферах жизни.
- Недоверие и ссоры с членами семьи, сверстниками, друзьями или учителями. Постоянная усталость, напряжение, могут стать причиной недопонимания и конфликтов с близкими людьми.
- Изменение эмоционального состояния: повышенная тревожность, нервозность, раздражительность, гиперактивность, депрессивное настроение, апатия или реакции гнева.
- Пренебрежение собственными физическими и эмоциональными потребностями.
- Негативное отношение к себе: самобичевание, снижение самооценки, пессимистичное отношение к себе и своей жизни.
- Саморазрушающие наклонности. Как правило, они возникают в результате переживаний человека о том, что он не способен соответствовать предъявляемым ему требованиям.
Какие факторы способствуют развитию эмоционального выгорания у подростков?
- чрезмерные требования относительно учёбы в школе;
- перфекционистские требования со стороны родителей или самих подростков по отношению к результатам школьной успеваемости;
- перегруженность внешкольной деятельностью;
- неопределённость будущих перспектив;
- чрезмерное давление со стороны учителей и руководства школы, обычно в отношении строгой дисциплины;
- семейные трудности и конфликты, тяжёлое материальное состояние семьи;
- недостаточное поощрение в эмоциональном плане (отсутствие признания заслуг, постоянные упрёки, наказания за низкую успеваемость);
- нарушение межличностного взаимодействия с друзьями и одноклассниками;
- неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
- нездоровая конкуренция между сверстниками.
Что делать, что восстановиться?
- Поделиться своим эмоциональным состоянием с близкими людьми (в таком состоянии важно не прятать свои эмоции, а поделиться ими с тем, кто готов тебя выслушать).
- Дать себе время на отдых, снизить нагрузку (тебе необходимо хорошо отдохнуть и восстановить силы, а для этого на время отказаться от части обязанностей).
- Обратиться за помощью к родственникам или друзьям (поддержка со стороны семьи и друзей поможет тебе намного быстрее почувствовать себя полным энергии).
- Остаться наедине с собой (выдели время, которое будет принадлежать только тебе, займись чем-то приятным, позволь себе расслабиться и ненадолго забыть о десятках незаконченных дел).
- Отрегулировать свой график (расставь дела по их приоритету; установи, какое время дня для тебя наиболее продуктивно и используй его для наиболее важных дел; сформируй оптимальный для тебя график труда и отдыха);
- Делать паузы (регулярно прерывайся на отдых, давай себя время отвлечься, забыть о насущных проблемах).
- Найти занятие по душе (выбери занятие, которое будет подпитывать и поднимать настроение даже в самые рутинные дни).
- Обратиться к специалисту (помни, что ты всегда можешь обратиться за помощью и поддержкой к школьному психологу или другому специалисту).
- Принимать неудачи (анализируй ошибки и извлекай из них уроки, но не зацикливайся на них).
Что поможет тебе избежать развития эмоционального выгорания?
- Регулярный отдых. Соблюдай оптимальный режим труда и отдыха, никогда не забывай, что твоё личное время не менее важно, чем учёба или дополнительные занятия.
- Внимание к себе и своему телу. Обязательно высыпайся, отрегулируй режим питания, попробуй найти подходящий для тебя вид физической активности, следи за своим здоровьем. Хорошее физическое состояние поможет легче справляться с ежедневными трудностями.
- Организованность. Планируй свой день, не пытайся выполнить одновременно все задачи, распредели нагрузку и не откладывай сложные дела на последний момент. Не забывай отвлекаться и делать регулярные перерывы.
- Эмоциональное общение. Анализируй свои чувства, делись ими с близкими, будь открытым и не стесняйся негативных эмоций.
- Хобби и интересы. Всегда оставляй время для занятия тем, что приносит тебе удовольствие, развивай свои интересы и самосовершенствуйся.
- Навыки саморегуляции. Справиться с напряжением и стрессом помогут техники релаксации и медитации, постановка целей и развитие уверенности в себе.
- Промежуточные цели. Выделяй в долговременных задачах промежуточные цели, оценивай результат на каждом из этапов работы, следи за тем, как ты постепенно приближаешься к цели.
Мы находимся:
г.Минск, ул.Чюрлёниса, 3
Источник
Уставшие дети: что такое детское выгорание и как с ним бороться
Сложная и обширная тема детского выгорания часто начинает звучать к концу третьей четверти, когда близится лето, а сил на последний рывок уже не хватает. Time Out рассказывает о том, как формируется детское выгорание, по каким признакам его распознать и как помочь ребенку, который устал настолько, что не может двигаться дальше.
«Выгорание происходит от завышенных требований к ребенку, из которого лепят идеал. Родителям стоит задать себе вопрос: “Почему мы хотим, чтобы наши дети были отличниками?”. Я думаю, что прежде всего ребенок должен усваивать базовую программу в объеме, необходимом для перехода в следующий класс. Все, что выше среднего, — это достижение. Если мы будем смотреть на успеваемость с этой точки зрения, мы будем спокойнее относиться к учебе ребенка».
Беатрис Миллетр
психолог, автор книги «Детское выгорание»
Когда речь идет о выгорании, обычно вспоминают перегруженных сотрудников сферы IT, иногда — специалистов помогающих профессий и бизнесменов. В последнее время стали чаще говорить о родительском выгорании и послеродовой депрессии: тут тоже все более-менее понятно. Но если попытаться вбить в поисковую строку Google «детское выгорание» или «выгорание детей», может получиться вот так:
Под выгоранием, как правило, подразумевается некая «взрослая» деятельность, сопряженная с большим трудом и отсутствием достаточного количества отдыха. Это означает, что речь идет о работе. А дети — да что там у них вообще может выгорать?
Механизм процесса
Выгорание — это острое эмоциональное истощение из-за постоянной или временной чрезмерной нагрузки на ребенка. Оно проявляется в снижении продуктивности и может привести к полному истощению, апатии и психосоматическим заболеваниям. В серьезных случаях существует повышенный риск возникновения любых расстройств, зависимостей и даже депрессии и суицидального поведения.
Кстати, с точки зрения науки синдром выгорания не является отдельным признанным заболеванием. Этот термин означает целый ряд различных физических и умственно-эмоциональных дисбалансов, в том числе у детей и подростков. Не каждый из этих дисбалансов сам по себе вызывает выгорание, но в совокупности они могут спровоцировать кризис даже у самых стойких детей. По сути, причина любого выгорания — это дисбаланс между потребностями и личными ресурсами.
Основные факторы возникновения детского выгорания
Чрезмерные требования со стороны школы
В последние годы акцент на успеваемость в школах постоянно возрастает — это давление ощущают даже первоклассники. У таких маленьких детей пока не диагностируют депрессию и усталость, следовательно, их академические достижения падают еще больше, что приводит в движение нисходящую спираль, которая неизбежно заканчивается выгоранием.
На протяжении десятилетий система образования не подвергалась фундаментальному пересмотру и адаптации к изменениям в современном обществе. Повышенные требования ко многим профессиям в основном решаются все более ранним отбором, который, в свою очередь, только увеличивает давление на детей.
Втайне все знают: без формального образования или окончания высшей школы у вас нет доступа к «лучшей» работе. Уже не удивительно, что в большинстве начальных школ, начиная со второго или третьего класса, дети должны изучать второй язык. Это радостно приветствуют многие родители — и многие, кажется, не замечают, что в результате их дети страдают вместо того, чтобы гармонично развиваться.
Кроме того, система не успевает построить достаточно школ и обеспечить их достаточным количеством квалифицированных учителей. В результате детям с самого начала приходится бороться за внимание учителя, оценки и знания, которые должны обеспечить им лучшую жизнь в дальнейшем.
В группу риска попадают дети, имеющие трудности в обучении, поскольку обычный школьный распорядок забирает у них гораздо больше сил и времени, чем у всех остальных. Неуспевающему ребенку приходится тратить больше ресурсов на исправление ошибок и восприятие материала, а также постоянно бороться с фрустрацией — своей и взрослых. А это вызывает дополнительный стресс.
Чрезмерные требования родителей
Несомненно, каждый родитель хочет, чтобы у его детей сложилась счастливая и успешная жизнь. Но иногда взрослые начинают требовать слишком многого, не учитывая ни биологические, ни индивидуальные возможности ребенка. До какого-то времени многие дети готовы делать все, чтобы их признали «хорошими». Именно по этой причине удобные, спокойные и хорошие ученики попадают в группу риска — хотя бы потому, что они не только чрезмерно стараются, но и не попадают в поле зрения взрослых, которые видят в них удобных ребят.
Помимо всего прочего, родители и учителя становятся заложниками школьной системы образования, из-за которой они вынуждены предъявлять повышенные требования к ребенку.
Часто родители стремятся полностью занять досуг ребенка с помощью кружков и секций. В дополнительных занятиях нет ничего плохого, но обязательно стоит учитывать пожелания и увлечения детей — если ребенок грезит о сцене, журналистике или карьере тиктокера, не нужно насильно вести его на бальные танцы или в спортивную секцию. Лучше предложите ему занятия в школе ведущих PROГОВОРИ.
Часто родители не могут распознать признаки выгорания у своих детей. Они видят в этом акт неповиновения или обычную лень и пытаются выйти из этой ситуации все более жесткими методами. Мало кто знает, что это только усугубляет положение. Кроме того, лень и отсутствие мотивации являются признаками того, что у ребенка попросту нет ресурса для выполнения повседневных дел.
Для того чтобы ознакомиться с механизмом работы лени и перестать, наконец, жить по жесткому расписанию, рекомендуем книгу Эндрю Смарт (Smart Andrew) «О пользе лени. Инструкция по продуктивному ничегонеделанию».
Бывает, что в семье недостаточно разговаривают друг с другом, а проблемы замалчиваются. В этом случае у ребенка нет возможности выразить себя, дать знать родителям о своем эмоциональном дисбалансе, и он предоставлен самому себе. Кроме того, язык ребенка, который учится в начальных классах, попросту еще не сформировался настолько, чтобы выразить идею «эмоционального дисбаланса».
Нездоровая обстановка в школе (например, травля)
Чувство безопасности является ключевым для оптимального развития и обучения ребенка. Если весь его организм нацелен на постоянное выживание, у него просто не останется сил на учебу. Стрессовая обстановка в течение длительного времени может вызвать перегрузку нервной системы и дальнейшее ее истощение.
Невозможность выстроить свой график в силу возрастных особенностей или совокупности предыдущих факторов
Качественное существование возможно только при адекватном чередовании циклов работы и отдыха. Часто в силу возраста ребенок не способен организовать свое время так, чтобы оптимально рассредоточить свои дела в повседневном графике, а окружающие взрослые либо слишком озабочены обеспечением семьи материальными благами, либо нацелены на результат любой ценой.
Детское выгорание, его причины и признаки могут быть такими же многогранными, как сами дети. Задача взрослых состоит в том, чтобы вовремя их распознать и справиться с ним, как и с любой другой задачей — а в перспективе научить детей работать с этой проблемой самостоятельно.
Несмотря на это, эмоциональное выгорание появляется не у всех детей. Как правило, чувствительные, эмпатичные, мечтательные дети с неустойчивой самооценкой больше подвержены этому синдрому. Перфекционизм тоже может сослужить плохую службу: от выгорания часто страдают дети с большим творческим и учебным потенциалом, у которых очень высокие требования к себе.
Длительная изоляция, в течение которой дети — да и многие взрослые — были вынуждены перейти на дистанционное образование, также всколыхнула новые вопросы о том, как именно мы усваиваем знания и умения. Time Out рассказывает о естественном обучении, которое набирает популярность в последние годы.
Как распознать детское выгорание
Родителям и учителям важно быть бдительными, чтобы как можно раньше выявить признаки выгорания. Существует достаточно много симптомов, и они могут проявляться по-разному. Вот самые важные из них.
Хроническая усталость — спутник выгоревшего ребенка. Ему будет трудно встать с постели и сосредоточиться на уроках. Если с усталостью не помогают справиться выходные или даже каникулы, то это может быть следствием уже наступившего выгорания.
Идет рука об руку с усталостью. У ребенка недостаточно энергии, и его мозг будет пытаться экономить на всем, жалуясь и откладывая дела до последнего.
Вещи, которые ранее приносили радость, вызывают скуку. На вопросы о прошедшем дне ребенок теперь только пожимает плечами и бурчит что-то невразумительное — и это стало происходить на постоянной основе.
Выгоревший ребенок будет бесконечно придумывать оправдания, чтобы не идти в школу или кружки. Более того: при выгорании его организм подтянет вегетативную реакцию в виде температуры или диареи, чтобы вы уж точно поверили.
Беспокойство или страх
Иногда тревога становится настолько сильной, что ребенок плачет каждую ночь, начинает бояться вещей, которые раньше игнорировал, видит кошмары и отказывается спать один.
У ребенка исчез позитивный настрой. Вы часто слышите, как он/а говорит: «Какой в этом смысл?» Занятия, которые нравились вашему ребенку, теперь считаются непривлекательными.
Проблемы с концентрацией
Ребенок стал гораздо хуже фокусироваться на задачах, это стало отнимать у него больше сил. Фактором отвлечения становится буквально все: самолет в окне, звуки из соседней квартиры, новый цвет ваших теней для век.
Ваш ребенок, кажется, легко раздражается или расстраивается из-за мелочей, которые в прошлом не имели большого значения.
Плохая новость в том, что признаков очень много — так же, как и у взрослых, и описать их в рамках одной статьи было бы затруднительно.
Хорошая новость заключается в том, что если у вас есть возможность наблюдать за своим ребенком и фиксировать изменения, вы быстро заметите, что что-то пошло не так, и окажете помощь оперативно.
Спешим на помощь
Поскольку признаки выгорания легко спутать с другими симптомами, родителям следует проявлять особую бдительность. Но что делать, когда первые признаки уже очевидны?
Сохраняйте спокойствие. Паника не помогает, равно как и обвинения и наказания. Найдите минутку тишины и поговорите со своим ребенком. Отвечайте на его утверждения с пониманием и обеспечьте эмоциональный резонанс.
Не ждите, когда поток напряжения затопит и вас, и ребенка. Представьте, что он подхватил грипп или сломал ногу. Необходимо дать организму полноценно отдохнуть, организовать для него щадящий режим. Позвольте детям некоторое время не ходить в школу. Проконсультируйтесь с врачом, попросите школьного психолога понаблюдать за ребенком, поддержать его, наладьте контакт со школьным учителем.
Чередуйте виды деятельности ребенка. Дайте ему возможность заниматься любимым делом, играть и отдыхать, если он устал — возможно, даже придется заново его этому научить.
Обратитесь к психологу. Специалист поможет ребенку обрести навыки эмоциональной саморегуляции, поработает с низкой самооценкой и завышенным уровнем требований к себе, а также подскажет родителям, как выстроить общение в этот сложный для семьи момент. Попросить помощи психолога так же нормально, как сходить к стоматологу вылечить зуб или попросить мастера поменять масло в машине!
Помогите ребенку организовать свое время. Расскажите ему о важности чередования отдыха и работы — и заодно отследите, как у вас самих обстоят дела с налаженным рабочим процессом.
Обеспечьте эмоциональную поддержку. Ребенок должен чувствовать понимание и принятие близких и педагогов. Иногда сложное эмоциональное состояние искажает восприятие реальности, и людям становится трудно принимать помощь. Ребенок может отнестись к попыткам поддержать его как к навязчивости и нарушению границ, и, как следствие, начнет раздражаться и сердиться.
Будьте готовы говорить о самых скверных ожиданиях ребенка и принимать его злость без ответного раздражения. Ведь выгоревшему ребенку нужна не только помощь в нейтрализации учебных проблем: ему очень не хватает веры в себя и убежденности в том, что все обязательно изменится к лучшему. Родителям необходимо культивировать эту уверенность в себе и транслировать ее за двоих, пока ребенок не вырастет и не научится сам выстраивать свой рабочий график. С помощью грамотных специалистов и самого ребенка это возможно, хоть иногда и выглядит, как невероятно сложная задача.
Способность организовать себя является одним из ключевых навыков будущего — и ваши дети будут благодарны вам за него.
Источник