Как развивать эмоции у детей?
Надежда Каюмовна Белобородова
Как развивать эмоции у детей?
Как развивать эмоции у детей?
Родители и педагоги осознают свою значимость в деле обучения ребёнка, формирования у него представлений об окружающем мире. Они учат малыша ходить, крепко держа за руку и помогая обходить острые углы, приучают к самостоятельности и показывают, как держать ложку и пить из чашки. Повзрослевшего ребёнка учат ездить на велосипеде, крепко придерживая на первых порах за сиденье и помогая сохранять равновесие.Но вот странно: в мир эмоции ребёнок вступает один, без поддержки взрослых и его мудрых советов. Однако детские эмоции нуждаются в постоянном развитии, что достигается путём проявления внимания и одобрения со стороны взрослого.
Представьте себе такую ситуацию:к маме подбежала девочка с радостным сообщением: «Я нарисовала такой красивый замок для принцессы! Пойдём я тебе покажу». Мама, показывая явную заинтересованность, идёт за девочкой, чтобы посмотреть на «шедевр», увидев который произносит слова восхищения и хвалит малышку, хотя замок для принцессы может быть скорее похож на домик сварливой старухи из сказки А. С. Пушкина. Но возможен и другой вариант развития событий. Мама может сослаться на занятость и усталость и проигнорировать просьбу ребёнка, отделавшись сухо брошенной фразой «Молодец, только отойди и не мешай мне». В результате маленький человечек почувствует обиду и то, что его работа никому не нужна, а внутренний мир никому не интересен. Похвала и выделение ребёнку всего несколько минут, описанные в первом случае, играют огромную роль в формировании его как личности, они послужат импульсом для достижения дальнейших успехов. В противном случае (второй вариант) малыш будет лишен возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приводит к пассивности, пессимизму. Поэтому использование общих фраз, таких как «хорошо», «нормально», демонстрируют ребёнку лишь ваше равнодушие к его детским страданиям и могут серьёзно его обидеть. В этом случае нужно объяснить ребёнку –дошкольнику, что именно вам понравилось в его рисунке и почему, а также можно указать на то, что у него получилось более удачно и почему. Акцентирование вашего внимания даже на маленьком успехе ребёнка создаёт положительную атмосферу для его творчества и самооценки. Таким образом ребёнок учится верить в собственные силы и способности. Однако, хваля и поощряя ребёнка, нужно не перестараться. Дети очень чутки к эмоциональной фальши. Существует тонкая грань, которую нельзя переступать, иначе ребёнок интуитивно чувствует, что его обманывают.Поэтому преувеличенные восторги и неестественное умиление приведут к обратному результату: ребёнок не сможет полноценно воспринимать красоту, он перестает доверять словам и эмоциям других людей.
Довольно часто встречаются ситуации, когда ребёнку запрещают внешне проявлять определённые эмоции. Малыш, который пытается вести себя непринуждённо и естественно,получает множество замечаний от взрослых: «Не плач, ты же мальчик!», «Не бойся, ты же уже большой!», «Не смейся так громко!». В результате ребёнок начинает прятать внутри себя неуверенность, страх, гнев, обиду, так как не хочет быть непонятым, неприятным, смешным. Но есть и такие взрослые, которые могут даже наказать ребёнка за проявление им отрицательных эмоции, вместо того чтобы задуматься о причинах частых капризов и нередкого раздражения ребёнка. Скорее всего, это сигнал, который может говорить о неблагополучных отношениях в семье или в коллективе сверстников.
Психологами показано, что эмоциональная сфера ребёнка вырабатывается в атмосфере понимания, сочувствия и внимания к состоянию друг друга. Важно помнить, что ребёнка невозможно научить радоваться, используя специальные методики и упражнения. Важно понимать, что родители и педагоги лишь косвенно создают радостное и весёлое настроение детей, демонстрируя при этом своё чувство юмора и жизнелюбие, а также разделяя свою радость с ребёнком и тем самым развивая не только эмоциональную сферу, но и все компоненты познания.
На фоне положительных эмоций лучше развиваются все психические процессы. Позитивное настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Ощущения счастья и радости имеют тенденцию способствовать эффективному выполнению разнообразных познавательных задач, увеличивает мотивацию к учебной деятельности, повышает способность к волевому усилию. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, многие болезни носят психосоматический характер, работа с эмоциями ребёнка – это работа по укреплению его психического здоровья. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, так как невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач и ошибок.
В настоящее время выявлено, что у современных детей часто отмечается состояние эмоциональнойнапряженности из-за общей нервозности окружающей обстановки: часто возникающие отрицательные ситуации в семье, вечно куда-то спешащие, занятые, усталые взрослые. И если вовремя не обратить внимание на возникающие нарушения в эмоциональном состоянии, то это может вызвать тяжелые последствия, а именно способствовать возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению социальных контактов.
Большую роль в формировании эмоциональной сферы играют игрушки, которые окружают ребёнка. Рекомендуется покупать малышу игрушки, которые соответствуют его возрастным потребностям, и следить, чтобы они были выразительные, красивые, вызывающие только положительные эмоции.
Особое место в развитии эмоциональной сферы ребёнка занимает искусство. Можно рисовать с малышом, прослушивать детские песенки, ходить на выставки и концерты. Произведения искусства развивают способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих чувств, при этом совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте и в жизни. Огромную роль в формировании позитивных эмоций у малыша играют сказки. Организуйте ритуал чтения литературных произведений перед сном. При этом следует помнить, что читать нужно выразительно, с яркими эмоциями, а затем побеседовать о причинах и следствиях поступков героев, поощрять ребёнка к высказыванию личного отношения к тем или иным поступкам героев, учить делать определенные выводы. Ребёнка нужно и можно научить находить самые разные источники положительных эмоций, главное – чтобы они не были материальными.Их легко можно найти повсюду: во время прогулки обратить внимание ребёнка на благоухание цветов, на удивительный рисунок крыльев бабочки, песни птиц, при этом очень важно радоваться этим явлениям вместе с ним.
Ещё одним немаловажным фактором в воспитании ребёнка является фокусирование его внимания на положительных моментах в его общении со сверстниками. Рассказывайте ему, как это весело и здорово – играть вместе с ребятами в прятки, качаться на качелях, строить город из песка и устраивать гонки с машинками. Можно предложить ребёнку нарисовать радостные моменты, которые он пережил за прошедший день, или поговорить с ним о ситуациях, в которых он испытывал чувство радости и удовольствия. Таким образом взрослые учат ребёнка фиксировать его внимание на положительных эмоциях, позднее он начнёт их осознавать сам, легко научиться находить в жизни повод для радости и улыбки.
Следовательно, задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребёнка управлять своими чувствами, рассказывать о своём внутреннем мире, научить слушать, слышать и понимать эмоциональное состояние окружающих, способствовать тому, чтобы эмоциональное развитие детей протекало нормально. Дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно, а многие свойства обычных на взгляд взрослого предметов и явлений, которые для него давно стали понятны и привычны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.
Так как же можно повлиять на развитие эмоций у детей?
Самым лучшим способом развития эмоционального мира являются игры. В процессе игрового взаимодействия расширяется детский эмоциональный словарь, который потом даст возможность обозначить словом те эмоции, которые переполняют и захлёстывают ребёнка, в доступной форме объяснить ему, как лучше понять то или иное состояние – своё или других детей – тем самым облегчая его проживание. Работа эта основывается на положительных эмоциях, которые стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям.
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.
Консультация «Как развивать любознательность ребёнка» Все дети от природы любопытны. От рождения им дано очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. Но чтобы любознательность.
Как развивать творческие способности у детей? Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.
Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет» Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 летАктуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста.
Консультация для родителей «Как можно развивать память у детей» Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает.
Консультация для родителей «Как развивать музыкальный слух у детей» Буквально с первого месяца его жизни можно повесить в комнате набор валдайских колокольчиков. В течении дня можно несколько раз в день давать.
Консультация для родителей «Как развивать музыкальный слух у детей» Как развивать музыкальный слух у детей Потенциально музыкальный слух есть у всех, только у некоторых он оказался убитым в детстве из-за.
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Творчество — необыкновенный источник энергии, развития, получения положительных эмоций! Очень полезно развивать творческие способности у.
Круглый стол для родителей детей средней группы «Как развивать речь ребёнка» Круглый стол для родителей детей средней группы «КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого.
Как развивать детскую любознательность О. В. Баутина Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков.
Источник
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста
Леонова Надежда
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчивом негативном поведении и т. п. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радость. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе принося ему радость.
Радость, как всякая базовая эмоция, имеет свои характеристики. Психологи отмечают ее важное социальное значение для формирования взаимной привязанности между родителями и детьми. В детские годы эмоции радости может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Ее источником для ребенка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками. Эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.
Прямое обучение радостным переживаниям невозможно. Однако взрослые могут научить им ребенка косвенно, разделяя с ним свою радость, демонстрируя такой стиль жизни и взаимного общения, который будет благоприятствовать позитивным переживаниям.
Для знакомства с эмоцией радости на занятиях используются различные упражнения.
• Этюд «Кто как радуется»
Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
• Этюд «Новые игрушки»
Ведущий предлагает детям послушать рассказ про то, как девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Сереже-новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся, играют с новыми игрушками. Звучит веселая музыка. Детям раздают игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.
Выразительные движения: дети с игрушками улыбаются, прыгают, танцуют под музыку.
• Игра «День рождения»
Цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.
Ход игры: выбирается именинник. Гостям (детям)предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый «подарок-образ» имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.
• Психогимнастика «Ручеек радости»
Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются. Ведущий предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленьким и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.
Это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких зубов, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые появляются в виде тиков, навязчивых движений, энуреза, заикания, плохого сна, раздражительности, агрессивности, плохого контакте с окружающими, дефиците внимания.
Страхом особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышено самолюбивые дети. Как указывалось выше, самые распространенные страхи у дошкольников-это страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных персонажей, чудовищ, приведений, смерти, боязни хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей.
• Игра «Пчелка в темноте»
Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.
Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка, под которой залезает ребенок. Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается, и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.
• Упражнение «Маленький храбрец»
Цель: коррекция эмоции страха.
Описание упражнения:до упражнения желательного поговорить с ребенком: «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли так, что ты сильно испугался?» Зачем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз спросите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать страх на мелкие кусочки, а мелкие-еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем сходите и выбросите весь мусор-он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», больше его никогда не будет.
Замечание: повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция, и делайте это до тех пор, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.
Цель: снятие психомышечного напряжение, коррекция страхов, развитие творческого способностей.
Ход игры: перед началом упражнения психолог проводит доверительную беседу с ребенком или с микрогруппой детей (2-3 человека).Беседа начинается со слов: «А вот, когда я был маленьким, как ты, то…», затем психолог продолжает рассказ о том, чего он когда-то боялся (или том, чего чаще всего боятся дети).Даже задаются следующие вопросы: «А с тобой когда-нибудь такое случалось? Чего ты боишься?» и т. п. Зачем ребенку (детям) предлагается нарисовать все, о чем только что говорили, на большом ватмане. Рисовать можно с помощью жидких красок и своих ладошек, кулачков, пальчиков. После того, как рисунок завершен, уточните, что на нем нарисовано. Затем предложите ребенку сделать рисунок веселым. Если малыш затрудняется, помогите ему. Так, например, может пойти радужный дождик, который забрызгает яркими красками мрачный рисунок, или засветит ласковое солнышко, превращая рисунок в веселых солнечных зайчиков и т. д.
Гнев — одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных. Причиной гнева обычно является фрустрация, связанная с ситуацией, не поддающейся контролю. Так, например, у ребенка дошкольного возраста гнев может вызвать нежелание сверстника поделиться игрушкой. Причем вначале ребенок ощущает дискомфорт от того, что ситуация развивается не так, как ему хотелось бы (ребенок теряет контроль над ситуацией, следовательно, он начинает испытывать фрустрацию, и только после этого может проявить гнев. Фрустрация-это психическое состояние, появляющееся у человека, если он не может получить ожидаемого.
Дети дошкольного возраста часто прибегают к таким формам агрессивного поведения, как вербальная агрессия (словесные оскорбления) и физическая агрессия (физическое насилие). В общении дошкольников со сверстниками можно наблюдать, как неразрешенный спор переходит во взаимные оскорбления или драку. Следует помнить, что дети с неврологическими заболеваниями или мозговыми нарушениями чаще проявляют агрессивность. Дети также могут научиться агрессивному поведению на собственном опыте. Если в прошлом агрессивное поведение помогало им дать выход фрустрации и гневу, или они добивались определенной цели, проявляя гнев, то в будущем дети снова будут прибегать к агрессивным действиям.
• Игра «Смешинки и злючки»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Ход игры:психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом — злое.Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердитое выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.
• Упражнение «Коврик злости»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Описание упражнения: в наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.
• Игра «Волшебный мешочек»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.
Ход игры: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей, предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.
Печаль-это отдельная эмоция, которая имеет свое специфическое выражение и свои уникальные феноменологические характеристики; ее обычно относят к негативным переживаниям. Эмоция печали имеет свои универсальные активаторы-разлука или отделение как физическое,так и психологическое: вынужденная разлука с семьей или близким другом, не способность к общению, к искреннему выражению своих чувств, неумение завоевать симпатию окружающих.
Следует заметить, что когда ребенок находится в состоянии печали, испытывает страх или проявляет гнев, это может вызвать у взрослых различные реакции. Чаще всего взрослые стремятся подавить эти эмоции путем запретов, упреков, высмеиваний, запугиваний и т. п. Такая реакция воспитателей или родителей на состояние ребенка может лишь усугубить проявление этих эмоций — что нередко приводит к развитию фобий и агрессивности.
Ход игры: для игры понадобиться тазик с песком, «сюрприз» (маленькая пластмассовая игрушка, резиновый мячик, схема маршрута. Педагог приглашает грустного, печального ребенка поиграть в игру «Кладоискатель».Затем проводится беседа: «У меня есть тазик, в котором зарыт клад. Но найти этот клад сможет только смелый ребенок, который разберется (прочитает) в карте-схеме. Заранее на песке ставится условные ориентиры, которые отражены в карте-схеме.
Чтобы добраться до клада, тебе нужно очень внимательно изучить карту и последовательно передвигаться с помощью пальчиков от указателя к указателю». Если ребенок испытывает затруднения, надо показать ему как это делается. Добравшись до финиша, ребенку предлагается откопать клад руками. Игрушка остается у ребенка.
Альбом чувств, эмоций и настроений Настроение у нас бывает разным И прекрасным может быть и безобразным. Мы то плачем, то хохочем, веселимся, Мы волнуемся, грустим, порой.
Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №5.
Игровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста В ходе игр по картинкам у детей совершенствуется речь и они учатся правильно строить речевые высказывания. В начале четвёртого года жизни.
Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.
Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.
План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр — искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.
Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.
Источник