Как правильно оскорбить чувства верующих

Как правильно оскорбить чувства верующих

Чувства верующих! За последние месяцы эта тончайшая-до-неуловимости материя стала в России увесистой и бесспорной словно кирпич, летящий с крыши на голову. Именно такой ultima ratio используют идеологи ОАО «РПЦ» в ответ на любую критику (и даже на тень её): «Это оскорбляет чувства миллионов верующих! Наказать! Заточить в тюрьму! Выпороть публично!» Самих верующих, естественно, никто не опрашивает. Но, по чести говоря, если бы попы просто фальсифицировали настроения своей паствы — это было бы еще полбеды. Беда в том, что немалая часть нашего общества действительно считает «чувства верующих» достойными заботливой защиты (даже с помощью ментовской дубинки и тюремной решетки), и от чего? Да от любого иного мнения. Ведь — религия. Ведь — душа. Верующий при этом напоминает не то буйнопомешанного, не то истеричную институтку, вокруг которой можно ходить только на цыпочках, в мягких носочках — лишь бы не оскорбить!

Наверное, вы не раз сталкивались с ситуацией, когда, например, религиозно озабоченный собеседник несет церковно-приходскую пургу, окружающие умильно кивают такому благолепию, но стоит заявить вслух: «А я считаю, что всё это предрассудки: бога нет» — как все (даже относительно здравомыслящие) слушатели тут же поморщатся, будто вы демонстративно пукнули, и одернут: «Считаешь, мол, и считай про себя. Не надо задевать чужие религиозные чувства». Что это значит? А то, что декларация веры по какой-то извращенной логике оказывается более легитимна чем декларация неверия.

То есть, выходит так: когда человек вслух заявляет: «Я верю в бога» — это его нравственный выбор, пусть и ошибочный, который надлежит уважать и не оспаривать. Поэтому молчок! А если вы заявляете: «Я не верю в бога» — вам опять-таки… надлежит помалкивать, ибо вы своим бестактным нигилизмом ставите под сомнение чужую веру, можете оскорбить тончайшие душевные порывы. И даже не пробуйте доказывать свою позицию: чем убедительней она, тем сильней нанесенное оскорбление. Озвучивать свои взгляды вправе только поклонники боженьки. Но… как же насчет чувств неверующих — разве нас не может возмущать мракобесие, средневековое кликушество инквизиторов XXI века? А никак. По этой логике только у верующего есть чувства, которые можно оскорбить. Интересно, что сказали бы религиозно озабоченные, если в ответ на любое клерикальное высказывание они бы получали: «Вы оскорбляете мои чувства неверующего»?

«Ага!» — вскричат иные философы-любители. — «Ваш атеизм по своей природе — та же религия, но с обратным знаком: мы верим в бога, а вы — в его отсутствие, и вся-то разница». Они даже не задумываются, что религия есть лишь частный случай идеологии. Любые мировоззренческие убеждения могут быть эмоционально окрашены. Однако это не делает материализм предметом веры. Сам материалистический метод познания мира, с его опорой на опытно установленные факты, диаметрально противоположен религиозному сознанию. Уравнивать убеждения и заблуждения нелепо. Представьте себе школьника, который, написав на доске «2+2=5» и получив от учителя заслуженную двойку, возмутился бы: «Я верю в это, а вы верите в 2+2=4! Но не смейте оскорблять моих убеждений плохими оценками!»

Смешно? Если вдуматься в смысл такой подмены понятий — не очень. Ведь тут контрабандой протаскивается та мысль, что ежедневное, ежечасное и повсеместное глумление над здравым смыслом, учиняемое церковными мракобесами — это норма, «естественное положение вещей». А любая попытка не то, что отстоять светские ценности, но даже заявить о них, заведомо неприемлема. По сути, религиозные чувства из объекта защиты превращаются в прямую противоположность — в орудие нападения. Такой вот кульбит. Мы же оказываемся в изначально проигрышном положении вечной обороны.

А ведь речь идет не просто о философском диспуте. Сегодня, больше чем когда-либо со Средних веков, критика религии является предпосылкой любой другой критики. За спиной церкви стоит репрессивный аппарат правящего класса, и она платит ему взаимностью. Ползучее варварство не остановить, если не противопоставить ему разум, диалектику, знание. Надо разрушить гегемонию религиозного сознания. Нельзя скрывать свои взгляды из боязни задеть нежную душу религиозного фанатика. Критикуя религию, мы оскорбляем не душевные чувства, а предрассудки. Это совсем другое дело.

Источник

Как вообще можно оскорбить чувства верующих?

Всегда ревностно воспринимал рассуждения о том, что кто-то кого-то оскорбил по причине религиозного убеждения. А теперь спросите у себя — а кто может оскорбить чувства человека, любящего беспристрастно (без разницы что).

Как можно оскорбить человека, который знает, что это белое? Как можно относиться к тем, кто говорит — «А это не белое, это черное. «? Ну как тут поступить? В лучшем случае просто отведете взгляд, забудете сразу, пожалеете человека, заблудшего в своём мироощущении.

Нет, ни в коем случае не призываю всех удариться в веру, в обряды и прочие атрибуты религиозной жизни. Не хочу видеть безграничное поклонение и нравоучение. Всё что хочу увидеть — это плоды той веры, которая в вас поселилась. Добрые плоды, бескорыстные и полезные. Пусть это будет горстка пшена для синичек в лютый мороз, но это будет сделано от души. Помощь пожилому человеку на улице, в магазине, в метро, но это будет как тёплый луч, который исходит от вас. Блеснул, порадовал и также незаметно исчез.

Читайте также:  Чешутся ноги при стрессе

Знаете, хотелось просто сказать людям, который расшибают лбы в кровь, доказывая свою «любовь» — а вы можете просто сказать пару слов и потушить пожар в душе? Или просто подойти и обнять человека, сказав добрые слова, совсем даже не о предмете спора?

Смысл хайповать на каких-то непонятно раздутых новостях? Да, сказал, да сплясала, Покемонов половили — подойди и поговори с человеком в тишине, без огласки и сними напряжение. Ну как может здравомыслящий человек «отрываться» на костях наших предков? Значит он просит помощи, помощи душевной, не осознавая этого, на подсознании. Это будет как первый снег, небесное одеяло, которое укутает все душевные раны человека и успокоит взбунтовавшую душу. Никаких судебных споров, лишения гражданства, тюремных заключений — не нужно этого ничего. Не хочу здесь вспоминать русских Святителей, но уверен, глядя на всё это они бы просто вздохнули, покачав головой и сказали «Пойдём, перекусим. «.

Всё расставится по полочкам, уйдёт суета и придет разумное осмысление происходящего. Трезво, без эмоций с душевной теплотой посмотришь вокруг, вспомнишь детские шалости, подумаешь — «Как же я был смешон, подавшись минутной слабости. » и пойдешь в новых одеждах по своему чистому пути.

Ну и как можно оскорбить чувства верующих, если это и есть испытание любовью?

Источник

Как правильно оскорблять религиозные чувства.

Чувства верующих! За последние годы эта тончайшая-до-неуловимости материя стала в России увесистой и бесспорной словно кирпич, летящий с крыши на голову. Именно такой ultima ratio используют идеологи ОАО «РПЦ» в ответ на любую критику (и даже на тень её): «Это оскорбляет чувства миллионов верующих! Наказать! Заточить в тюрьму! Выпороть публично!» Самих верующих, естественно, никто не опрашивает. Но, по чести говоря, если бы попы просто фальсифицировали настроения своей паствы — это было бы еще полбеды. Беда в том, что немалая часть нашего общества действительно считает «чувства верующих» достойными заботливой защиты (даже с помощью полицейской дубинки и тюремной решетки), и от чего? Да от любого иного мнения. Ведь — религия. Ведь — душа. Верующий при этом напоминает не то буйнопомешанного, не то истеричную институтку, вокруг которой можно ходить только на цыпочках, в мягких носочках — лишь бы не оскорбить!

Наверное, вы не раз сталкивались с ситуацией, когда, например, религиозно озабоченный собеседник несет церковно-приходскую пургу, окружающие умильно кивают такому благолепию, но стоит заявить вслух: «А я считаю, что всё это предрассудки: бога нет» — как все (даже относительно здравомыслящие) слушатели тут же поморщатся, будто вы демонстративно пукнули, и одернут: «Считаешь, мол, и считай про себя. Не надо задевать чужие религиозные чувства». Что это значит? А то, что декларация веры по какой-то извращенной логике оказывается более легитимна чем декларация неверия.

То есть, выходит так: когда человек вслух заявляет: «Я верю в бога» — это его нравственный выбор, пусть и ошибочный, который надлежит уважать и не оспаривать. Поэтому молчок! А если вы заявляете: «Я не верю в бога» — вам опять-таки… надлежит помалкивать, ибо вы своим бестактным нигилизмом ставите под сомнение чужую веру, можете оскорбить тончайшие душевные порывы. И даже не пробуйте доказывать свою позицию: чем убедительней она, тем сильней нанесенное оскорбление. Озвучивать свои взгляды вправе только поклонники боженьки. Но… как же насчет чувств неверующих — разве нас не может возмущать мракобесие, средневековое кликушество инквизиторов XXI века? А никак. По этой логике только у верующего есть чувства, которые можно оскорбить. Интересно, что сказали бы религиозно озабоченные, если в ответ на любое клерикальное высказывание они бы получали: «Вы оскорбляете мои чувства неверующего»?

«Ага!» — вскричат иные философы-любители. — «Ваш атеизм по своей природе — та же религия, но с обратным знаком: мы верим в бога, а вы — в его отсутствие, и вся-то разница». Они даже не задумываются, что религия есть лишь частный случай идеологии. Любые мировоззренческие убеждения могут быть эмоционально окрашены. Однако это не делает материализм предметом веры. Сам материалистический метод познания мира, с его опорой на опытно установленные факты, диаметрально противоположен религиозному сознанию. Уравнивать убеждения и заблуждения нелепо. Представьте себе школьника, который, написав на доске «2+2=5» и получив от учителя заслуженную двойку, возмутился бы: «Я верю в это, а вы верите в 2+2=4! Но не смейте оскорблять моих убеждений плохими оценками!»

Смешно? Если вдуматься в смысл такой подмены понятий — не очень. Ведь тут контрабандой протаскивается та мысль, что ежедневное, ежечасное и повсеместное глумление над здравым смыслом, учиняемое церковными мракобесами — это норма, «естественное положение вещей». А любая попытка не то, что отстоять светские ценности, но даже заявить о них, заведомо неприемлема. По сути, религиозные чувства из объекта защиты превращаются в прямую противоположность — в орудие нападения. Такой вот кульбит. Мы же оказываемся в изначально проигрышном положении вечной обороны.

Читайте также:  Биологически активные точки против стресса

А ведь речь идет не просто о философском диспуте. Сегодня, больше чем когда-либо со Средних веков, критика религии является предпосылкой любой другой критики. За спиной церкви стоит репрессивный аппарат правящего класса, и она платит ему взаимностью. Ползучее варварство не остановить, если не противопоставить ему разум, диалектику, знание. Надо разрушить гегемонию религиозного сознания. Нельзя скрывать свои взгляды из боязни задеть нежную душу религиозного фанатика. Критикуя религию, мы оскорбляем не душевные чувства, а предрассудки. Это совсем другое дело.

Источник

Как оскорбить верующего?

Я – человек неверующий. Вот сказал эти слова и подумал: а ведь кому-то из верующих они могут показаться оскорбительными. Порог чувствительности у людей разный. А верующие люди – у них особая душевная организация, более тонкая и ранимая. Для них дико, что кто-то полагает, что Бога нет. Или сомневается в этом. Или просто не причисляет себя ни к одной из конфессий – как я. Как можно не верить?! Как можно сомневаться?! Это же оскорбительно!

Конечно, во втором чтении закон о защите религиозных чувств хотя бы перестал быть откровенно бредовой бумагой. Но простор для судебных импровизаций сохранил. И вот это понятие – «чувства верующих» — дает самые широкие возможности наказывать кого угодно по какому угодно поводу. Достаточно найти особо чувствительных граждан, назвать их верующими, а их религиозные чувства оскорбленными.

Это буква закона. Но у всякого закона есть еще дух. Проект закона появился после акции Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. И, по сути, сочинялся для того, чтобы никому не пришло в голову еще раз отчебучить что-то подобное. Уже после Pussy Riot на амвон забирались все кому ни лень – от поп-певцов до губернаторов – но наказывать их за неподобающее поведение в культовом здании почему-то не спешили. А один мужик в том же Храме Христа Спасителя облил иконы чернилами и в итоге был отпущен в зале суда. Потому что у всех этих поступков не было политической подоплеки и про Путина с амвона фигуранты не пели. Это первое.

А второе – закон о защите религиозных чувств направлен на защиту чувств верующих православной конфессии. Девочкам запрещают ходить в школу в хиджабах – это разве не оскорбляет их религиозных чувств? Баптистскую церковь в подмосковном городке регулярно забрасывают камнями, как рассказывает наша слушательница в эфире, а граждан призывают идти крестным ходом к этому храму, чуждому православным – это не оскорбляет прихожан-баптистов? Оскорбительные надписи на католических и протестантских церквах в Москве и Питере, не говоря уж про периодические акции вандалов у синагог — что-то я не припомню, чтобы кого-то ловили, наказывали за это, устраивали шум на всю страну и давали «двушечку». И когда все начальники гуртом стоят в храме со свечкой на православное Рождество или на православную Пасху, всем становится ясно, какие верующие у нас главные и чьи чувства нам особенно дороги.

Но раз уж так трепетно мы к этим чувствам относимся, то не кажется ли оскорбительным для православных, что одни попы имеют в гараже по три «Мерседеса», а другие носят часики, стоимостью в сотни тысяч рублей? Для моих гражданских чувств – это оскорбительно. А ведь верующие должны быть еще более чувствительны, чем я.

Источник

Инструкция по общению: как не обидеть верующих

Ты живешь в многоконфессиональной стране, где существует закон о защите чувств верующих. Помножив это на несовершенство судебной системы, получим рискованную обстановку во время бесед о религии. Зачастую неверно сказанная фраза приводит к тому, что тобой интересуются органы правопорядка. Поговорим о том, как с точки зрения закона избегать неприятных ситуаций, и рассмотрим мнение верующих.

Как тебя накажут за длинный язык?

Итак, ты родился в России, поздравляю! Первым делом для безопасного пребывания здесь нужно выучить Конституцию (однако это не гарантирует тебе полную защиту). Мы уже говорили о том, как обезопасить себя при разговоре с полицией. Сейчас учимся вести беседы о боге, чтобы не нарваться на стражей. Нас волнует статья 148 УК РФ, которая предусматривает наказания от штрафа до реального срока. Однако где та тонкая грань, что отделяет хулигана от преступника? Разбираемся в многочисленных пунктах.

Пункт 1

Итак, если ты сказал пренебрежительно и громко «Бога нет!», то тебя могут провести по первому пункту этой замечательной статьи. Согласно закону, человек, публично выражающий неуважение к религии, карается штрафом до 300 тысяч рублей. Чем ярче твоя ненависть — тем выше мера пресечения.

Пункт 2

Идем дальше и перемещаемся непосредственно в церковь. Если ты зачем-то решишь разбить икону или любую другую святыню, то понесешь уже более серьезное наказание. Штраф в таком случае достигает 500 тысяч. К тому же есть шанс схватить реальный срок до трех лет лишения свободы. Вдобавок могут накинуть год различных ограничений: подписка о невыезде, запрет на перемещения за границу и так далее. Так что будь аккуратнее, задеть иконостас дорогого стоит.

Читайте также:  Методы работы педагога психолога с эмоциональными состояниями

Пункт 3

Допустим, у тебя под окнами собралась толпа. Они шумят и дымят, что явно мешает окружающим. Нет, это не сходка вейперов, а крестный ход, где священники машут кадилами и громко читают молитвы. Если тебе не нравится, что церемония проходит у твоего дома, то будь аккуратнее с замечаниями. Требование переместиться в другое место вполне можно воспринять не так, опираясь при этом на закон. «Воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений» — так звучит формулировка третьего пункта, которая не позволит решить проблему. Иными словами, ты мешаешь им, а не они. Если на тебя решат пожаловаться, то будь готов к штрафу до 300 тысяч или исправительными работам на 360 часов. Также могут дать арест на три месяца (если совсем агрессивно разгонял).

Пункт 4

Четвертый пункт дополняет третий. Скажем, если ты воспрепятствовал крестному ходу с битой, то тебя пустят как раз по нему. Или если ты при разгоне пользовался служебным положением. Санкции следующие: штраф до 200 тысяч, различного рода работы по исправлению тебя как гражданина (исправительные, обязательные, принудительные). Высшая мера пресечения — лишение свободы на срок до двух лет, а также запрет на ведение общественно-политической деятельности.

Учимся говорить с верующими

Теперь ты знаешь, за что и как тебя могут наказать. Как избежать подобных ситуаций? Для начала пойми, что человек способен обидеться на все что угодно, а дальше дело за доказательствами. Поэтому нет универсальной формулы: как выйти сухим из воды. Яркий пример — недавний случай с работой художника Покраса Лампаса в Екатеринбурге. Огромную картину на асфальте закрасили из-за того, что на ней изображен крест. Верующие возмутились из-за того, что христианская святыня будет затоптана ногами. В данном случае художнику повезло, что на его стороне оказалась общественность и мэрия города, иначе полиция взяла бы во внимание его «оскорбление». Один из православных активистов крайне радикально высказывался по поводу инсталляции:

«Я измажу [площадь] кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов. Здесь такой будет арт-объект, прозвенит на всю Россию!»

Если не хочешь, чтобы тебя расчленили, соблюдай следующие простые правила:

  • Будь аккуратнее с высказываниями и публикациями в интернете. Да, у нас свобода слова и все дела, но никто не запрещает верующим обижаться. До тех пор, пока закон сформулирован так, что любой имеет право оскорбиться, тебе стоит следовать неписанным правилам. Мало ли что увидят во время экспертизы в словах об РПЦ.
  • Не стоит также вести себя вызывающе в храме, синагоге и мечети. Выступление Pussy Riot в 2012 году не подвели под 148 статью только потому, что в сегодняшнем виде ее не существовало. Случись это в 2019 году, все участницы давно бы сидели за решеткой.
  • Не нужно провоцировать верующего, даже если не ты инициатор диалога. Увы, ты не защищен законом, поэтому веди разгоряченные споры о существовании бога с умом. Конечно, вряд ли твоя бабушка пойдет катать на тебя заяву, однако с незнакомцами и активистами лучше избегать подобных разговоров. Не зря говорят, что в приличном обществе религию и политику не обсуждают.
  • Напоследок: никогда не подкуривай от свечек, не лови покемонов, не проводи акции в церкви — это опасно.

Конечно, следовать советам или нет — дело твое, не в каждой ситуации стоит опасаться преследования. Тем более что атеисты, агностики и другие не являются угнетаемым меньшинством в России. Все зависит от аудитории, которой ты транслируешь мысли. Однако если ты каким-то боком оказался в обществе Чаплина и Милонова, то лучше включить инстинкт самосохранения.

Что об этом думают сами верующие?

Закон направлен на защиту чувств верующих. Однако не все религиозные люди согласны с методами его работы. Основная претензия заключается в том, что в любых религиозных догматах в основе лежит любовь. Преследования, следующие за жалобой, априори не проявление высшей православной идеи. Поэтому ты мог видеть священников, которые выступали с просьбой ослабить статью 148 УК РФ. Официальный представитель РПЦ Вахтанг Кипшидзе заявил, что если обвиняемый раскаивается в содеянном, то любой христианин обязан отозвать заявление из органов. Конечно, звучит так, будто тебе подают милостыню, однако это уже лучше, чем ничего. Также известен случай, когда священники выходили с транспарантами и просили отменить 148 статью. Это проходило под предлогом того, что бог не поругаем.

Однако положительные возгласы сменяются отрицательными. В 2019 году в Государственной Думе обсуждали возможность исключения из закона предметов искусства. Чтобы художники, режиссеры и прочие деятели творчества спокойно работали, не боясь того, что их работы попадут в немилость. Однако РПЦ высказались категорически против такого сценария:

«Это все-таки публичные действия, предназначенные для публичного просмотра, и они однозначно относятся к тем публичным действиям, которые могут оскорбить религиозные чувства верующих», — игуменья Ксения Чернега.

Выходит, что оскорбление чувств верующих — спорная тема не только в светском обществе, но и внутри церковной системы. До тех пор, пока баталии не утихают, двустороннего диалога с равно защищенными правами обеих сторон не достигнуть. Остается только ждать, аминь.

Источник

Оцените статью