- Привязанность – что это такое, ее типы, как отличить любовь от привязанности?
- Что значит привязанность?
- Как отличить любовь от привязанности?
- Как избавиться от привязанности?
- Типы привязанности
- Эмоциональная привязанность
- Аффективная привязанность
- Амбивалентная привязанность
- Симбиотическая привязанность
- Сексуальная привязанность
- Избегающий тип привязанности
- Невротическая привязанность
- Дезорганизованная привязанность
- Теория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам
- «Все психологические проблемы родом из детства». Эта точка зрения стала настолько популярной и удобной в бытовом использовании, что многие люди лет до 60 охотно оправдывают все свои неудачи тем, что мама их не любила. Разумеется, такой фатализм — это уже перебор: мозг человека, даже взрослого — система гибкая, и никакой опыт не впечатывается в нем намертво без малейшего шанса на улучшение. И тем не менее господствующая по сей день теория, описывающая динамику человеческих привязанностей, гласит, что самое важное начинается в младенчестве
- А что дальше?
- Можно ли изменить тип привязанности?
Привязанность – что это такое, ее типы, как отличить любовь от привязанности?
Привязанность – этот феномен имеет в обществе скорее позитивную окраску, показывая, что человеку свойственны прекрасные и добрые чувства, эмоции , помогающие заводить друзей, сохранять семейные отношения, быть причастным к другим людям.
Что значит привязанность?
Привязанность к человеку – многогранное понятие, включающее в себя спектр разных состояний: чувство близости, влюбленность, интерес, глубокую преданность и лояльность. Нередко привязанность бывает болезненной и деструктивной, что затрудняет раскрытие потенциала человека и препятствует выстраиванию здоровых отношений с другими значимыми людьми.
Как отличить любовь от привязанности?
Как понять любовь или привязанность – чаще этим вопросом задаются женщины, не умея отделить эти состояния в силу своей природной эмоциональности. Чувство привязанности и любовь отличия:
- привязанность – притяжение, любовь – родство душ;
- в основе привязанности чувства непостоянны, то разгораются, то стихают, любовь постоянна, глубока;
- привязанность вызывает сильное чувство тоски, в любви тоска другого порядка и в ее основе сила, дающая двигаться дальше;
- привязанность завязана на эгоцентризме, любовь это принятие другого человека и чувство счастья просто потому, что он есть без каких-либо ожиданий на его счет.
Как избавиться от привязанности?
Как избавиться от привязанности к человеку, ведь зависимость не дает нормально жить, дышать, реализовывать себя как личность? Психологи советуют в таких случаях обращаться к специалистам, самому от такой проблемы избавиться сложно, если нет такой возможности, не стоит отчаиваться и стоит попробовать начать совершать шаги к свободе в этом направлении:
- осознать что все в этом мире временно, и отношения тоже;
- исследовать предмет или объект привязанности с помощью вопросов: «Что случиться если этот человек уйдет из моей жизни?», «почему я боюсь это потерять?»;
- привязанность – это привычка получать состояние счастья связывая себя с каким то конкретным человеком, важно научиться быть счастливым независимо от других;
- начать узнавать о себе что-то новое, полюбить себя, поставить цели – для этого нужно пойти в глубину себя, не размениваясь на внешнее.
Типы привязанности
Привязанности можно разделить условно на несколько типов, каждый из них закладывается в детстве, но и зависит от темперамента ребенка. Виды привязанности:
- Безопасная (здоровая) – формируется в семье, где потребности ребенка в заботе, внимании и ласке удовлетворяются в полной мере. Дети в такой семье вырастают уверенными в себе, спокойными и легко адаптирующимися в окружающих условиях.
- Избегающая – возникает, когда ребенком систематически пренебрегают, он вырастает назойливым, зависящим от мнения других, не умеющим строить нормальные отношения.
- Дезорганизованная – закладывается в семье, где родители склонны к насилию – ребенок вырастает импульсивным, агрессивным к другим.
Эмоциональная привязанность
Любая привязанность завязана на эмоциях отрицательных, положительных, или смеси их. Эмоциональная привязанность к женщине или мужчине возникает в результате сексуальной близости и у женщин она формируется быстрее. Эмоциональная привязанность имеет как положительный аспект: отношения с включением эмоций трудно разрушить – это хорошая подоплека для семейных пар, но если отношения в основе содержат деструктивные эмоции или амбивалентные, таким людям сложно расстаться, они и любят и ненавидят друг друга, создавая порочный круг болезненной тяги друг к другу.
Аффективная привязанность
Аффективная привязанность в психологии относится к невротическим нарушениям привязанности и выражается в чрезмерной привязанности к матери, что позволяет отнести этот тип привязанности к другим ненадежным видам: амбивалентному, невротическому. Искажение здесь наблюдается в перекосах отношений: ребенок очень привязан к матери, но если она отлучается даже ненадолго, при ее появлении следует всплеск радости, быстро сменяющийся криками, упреками и агрессией в сторону матери, за то, что оставляла ребенка одного.
Амбивалентная привязанность
Навязчивая амбивалентность в привязанности характерна для детей и взрослых, которые воспитывались в строгости и недополучали ласки и внимания, росли в условиях «эмоционального голода». Амбивалентная привязанность может стать причиной более серьезного психического отклонения – реактивное расстройство привязанности, когда ребенок, подросток пытается получить внимание от совершенно незнакомых людей, что делает его легкой добычей непорядочных людей.
Проявления амбивалентной привязанности:
- гиперактивность ;
- контроль своей деятельности и других;
- тревожность, неуверенность в себе;
- неадекватное проявление эмоций (срывы, истерики, гнев);
- недоверие миру;
- амбивалентные чувства к матери, близким людям – от любви до ненависти несколько раз на дню.
Симбиотическая привязанность
Расстройство привязанности смешанного типа, при котором наличествует сильная сепарационная тревога и желание слиться со значимым другим, раствориться в нем – это и есть симбиотическая привязанность. Для новорожденного ребенка симбиоз с матерью очень важен для выживания, сигнальные системы мозга малыша и мамы работают в синхронном ритме, чувствуя друг друга. Но ребенок развивается и должен постепенно отделиться от матери.
Кризис 3-х лет, когда малыш протестует и пытается совершать дела самостоятельно, при этом главная фраза в этом возрасте «Я сам!» наглядно демонстрирует, что пора уже считаться с маленьким человеком на его право отделения и познания мира самостоятельно. Тревожная мать всячески сопротивляется этому процессу, происходит это потому, что в свое время у нее также были проблемы с отделением от своей матери, при этом возникают чувства:
- бессилия;
- тотальной усталости;
- раздражения и гнева;
- вины и стыда.
Признаки симбиотической привязанности ребенка и матери:
- всю свою деятельность ребенок апеллирует к матери, без нее и шага ступить не может;
- командует матерью;
- нуждается во внешней стимуляции к деятельности, развлечении, собственного интереса не возникает;
- не умеет регулировать и проживать свое эмоциональное состояние.
Сексуальная привязанность
Потребность в привязанности к сексуальному партнеру у женщин выражена сильнее, чем у мужчин. Интимная или сексуальная привязанность формируется под влиянием выброса во время секса большого количества окситоцина, который у мужчин немного глушится тестостероном, а у женщин усиливается эстрогеном, гормоном обладающим успокаивающим и «привязывающим» эффектом. Поэтому женщины могут привязаться к партнеру после первого сексуального контакта, и придают сексу большое значение.
Разрыв с партнером воспринимается женщиной очень болезненно.Часто сексуальная привязанность срощена с эмоциональной. У мужчин эмоциональная привязанность к сексуальной партнерше формируется со временем. Для женщины такая привязанность еще более глубокая, потому что несет в себе оттенок благодарности за чувственное наслаждение, доставляемое партнером.
Избегающий тип привязанности
Теория привязанности характеризует избегающую привязанность как нарушение, характерное в среднем для 25% людей. Дети с формирующимся паттерном избегания ведут себя так, что со стороны выглядит как равнодушие: мать уходит или приходит им все равно. С избегающим типом привязанности ребенок может спокойно общаться с незнакомыми людьми. Часто родители не нарадуются на таких детей, хвастаясь знакомым, что их чадо обладает самостоятельностью не по годам. Появляется этот тип привязанности в следующих случаях:
- ранняя разлука с матерью (длительный отъезд, смерть);
- социальная депривация;
- чрезмерная опека и контроль в раннем возрасте;
Избегающая привязанность – признаки в детском и взрослом возрасте:
- неспособность завязывать длительные отношения;
- неумение запрашивать помощь, поддержку – переживают в одиночестве;
- отсутствие привязанности к значимым, важным людям;
- негативное отношение к проявлению внимания со стороны, предпочитают чтобы их не трогали.
Невротическая привязанность
Привязанность ребенка к матери может носить болезненный характер. Некоторые дети нуждаются в постоянном присутствии матери, и стоит ей отлучиться на несколько минут закатывают истерики, а хорошая мама тут же бросается успокоить ребенка, таскает его везде с собой. Со временем манипуляции со стороны взрослеющего ребенка усиливаются и начинают доставлять уже сильное беспокойство. Такие дети усваивают правило, что для того чтобы близкий человек был рядом надо страдать и играть на своем страдании.
У взрослых людей больная или невротическая привязанность переносится на все значимые отношения, но в большей степени это касается любовных отношений. Как это проявляется:
- жизнь сужается до одного человека;
- потребность, чтобы и другой видел в этих отношениях смысл жизни;
- постоянные тревога и беспокойства за отношения;
- контроль за личной жизнью другого;
- разрушающие чувства: ревность, гнев.
Дезорганизованная привязанность
Нарушение привязанности в виде демонстрации противоречивых паттернов поведения является дезорганизованной привязанностью. Такой тип привязанности формируется в детстве, в семье, где родители склонны к насилию и обращаются с ребенком жестоко, в результате, дети вырастают неспособными контролировать свое поведение, которое характеризуется импульсивностью. Выражается это враньем, совершением краж, нанесением вреда себе и другим, насилием. Живут по принципу «Мне нечего терять!» Признаки дезорганизованной привязанности:
- отсутствие эмпатии ;
- неспособность адекватно выражать свои эмоции;
- скудная речь;
- отсутствие исследовательского интереса, любопытства, воображения;
- неспособность строить тесные, доверительные отношения с людьми;
- нет различия между теми, кому можно доверять, а кому нельзя (доверяют случайным знакомым, в то время как близкие люди воспринимаются как несущие угрозу);
- люди воспринимаются как ресурс, который можно использовать в своих целях.
Источник: http://womanadvice.ru/privyazannost-chto-eto-takoe-ee-tipy-kak-otlichit-lyubov-ot-privyazannosti
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Теория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам
«Все психологические проблемы родом из детства». Эта точка зрения стала настолько популярной и удобной в бытовом использовании, что многие люди лет до 60 охотно оправдывают все свои неудачи тем, что мама их не любила. Разумеется, такой фатализм — это уже перебор: мозг человека, даже взрослого — система гибкая, и никакой опыт не впечатывается в нем намертво без малейшего шанса на улучшение. И тем не менее господствующая по сей день теория, описывающая динамику человеческих привязанностей, гласит, что самое важное начинается в младенчестве
Поделиться:
Первым ученым, обнаружившим, что для ребенка жизненно важна привязанность к заботящемуся о нем взрослому, стал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби, заинтересовавшийся этологией — наукой о генетически обусловленном поведении животных и людей. Если абстрагироваться от всех сантиментов, связанных с детско-родительской любовью, становится понятно, что она несет важную функцию для выживания вида: будет очень хорошо, если родители не съедят или хотя бы не убьют собственное потомство, что требует некоторых дополнительных усилий со стороны природы (например, поэтому во время родов и в период кормления у женщины повышается уровень окситоцина, отвечающего за эмоциональную привязанность к ребенку).
Психоаналитики считали, что младенец поддерживает отношения с матерью просто ради удовлетворения физических нужд, Боулби же добавил к этому социальную составляющую. Привязанность к значимому взрослому — это полигон, на котором оттачивается способность завязывать социальные отношения и определяется степень базового доверия к миру. На это у ребенка есть примерно два года — в возрасте до двух месяцев младенцы улыбаются, лепечут и плачут, чтобы привлечь внимание любого взрослого, с двух до шести они учатся различать взрослых и выбирают среди них наиболее значимого, а после шести месяцев начинает формироваться устойчивая привязанность. Поскольку младенец чисто технически не может выйти из отношений с родителями, ему приходится адаптироваться к любому отношению со стороны взрослого, в том числе к холодности, отвержению или непредсказуемому поведению. Разделявшая идеи Боулби психолог Мэри Эйнсворт в 1960-х и 1970-х годах исследовала то, как этот опыт влияет на паттерны привязанности. Ее знаменитый эксперимент получил название «Незнакомая ситуация»: вначале за младенцами и их матерями наблюдали в домашних условиях, оценивая то, как мать реагирует на разные «позывные» со стороны ребенка. В возрасте от года до полутора лет малышей с матерями приглашали в специально оборудованную лабораторию, где моделировали разные ситуации: присутствие матери и разделение с ней, а также появление незнакомца. Исследователей интересовало, насколько ребенка будет тревожить отсутствие матери, насколько смело он будет готов исследовать новую ситуацию, как будет реагировать на чужого человека и последующее возвращение матери. По итогам Эйнсворт выделила четыре основных типа привязанности:
Надежный. Такие дети уверены, что мать может удовлетворить их потребности, и тянутся к ней за помощью при столкновении с чем-то неприятным. При этом они чувствуют себя достаточно защищенными, чтобы исследовать окружающую среду, понимая, что взрослые непременно придут на помощь в случае опасности. В будущем такой ребенок будет ценить любовь и доверие, но при этом останется достаточно самостоятельным и уверенным в себе.
Тревожно-устойчивый. Он формируется, когда ребенок не уверен, что мать или другой значимый взрослый будет рядом, когда он понадобится. Поэтому такие дети обостренно реагируют на разлуку, настороженно относятся к чужим и не очень готовы действовать самостоятельно, потому что не чувствуют себя в полной безопасности. Интересно, что у такого ребенка формируется неоднозначная реакция на возвращение матери: он и рад этому возвращению, и зол на то, что его бросили. Такие дети вырастают неуверенными в себе и в своих отношениях с другими людьми, часто они слишком сильно нуждаются в подтверждениях взаимности.
Тревожно-избегающий. Это самые независимые дети, которые не особенно расстраиваются из-за отсутствия матери. Такие младенцы рано столкнулись с холодом или отвержением со стороны опекающих взрослых. В отличие от предыдущего типа, здесь у ребенка не возникает избыточной потребности во внимании и заботе — наоборот, он перестает их ждать. Эти дети усваивают, что потребность в близости приводит к разочарованию, и стараются в дальнейшем обходиться без нее.
Дезорганизованный. Такие дети демонстрируют противоречивое поведение, они то тянутся к взрослым, то боятся, то бунтуют. Как правило, такой стиль поведения связан с серьезными психологическими травмами.
А что дальше?
Как показывают американские исследования (например, вот это), эти ранние типы привязанности влияют на формирование отношений со сверстниками. Если с ребенком не происходит ничего, рвущего сложившийся шаблон, эти модели поведения закрепляются. В 1980-х ученые Сидни Хазан и Филипп Шейвер зашли еще дальше и распространили теорию привязанности на взрослые романтические отношения — исходя из той логики, что гармоничные отношения в паре, так же как и отношения ребенка со значимым взрослым, — это безопасная база, которая помогает справляться с вызовами окружающей среды. У взрослых также выявили четыре типа привязанности, соответствующие детским моделям из классификации Мэри Эйнсворт.
Взрослые с надежным типом привязанности чаще других строят здоровые и сбалансированные романтические отношения. Они способны высоко ценить как себя, так и другого человека, формируют прочные связи, но остаются самодостаточными и не впадают в зависимость от партнера.
Тревожные недооценивают себя и переоценивают партнера, они часто склонны к созависимым отношениям и постоянно ищут подтверждения собственной значимости. К сожалению, такой стиль построения отношений в какой-то степени поощряется культурой: мы часто романтизируем всепоглощающую, жертвенную любовь, помещающую объект привязанности в центр Вселенной. С точки зрения психологов, такое «отношениецентричное» поведение — признак патологии, да и сам объект удушающей любви часто не в восторге от того, что стал чьим-то Вронским или Беатриче.
Избегающе-отвергающие — противоположность предыдущих: они считают себя самодостаточными и в идеале хотели бы полный иммунитет от чувств. Такие люди неосознанно боятся уязвимости и отвержения, поэтому они либо все время держатся на дистанции, либо, если уж с кем-то сошлись, часто рвут отношения «на опережение» из-за страха быть брошенными. С таким типом привязанности сильно искушение считать себя просто «сильным и независимым» человеком, не отдавая себе отчета в том, что способность рисковать и открываться перед другим так же важна для сильной личности, как и умение быть самостоятельным.
Тревожно-избегающих раздирают постоянные противоречия: они и хотят близости, и боятся ее.
Можно ли изменить тип привязанности?
Ученые из Канзасского университета предполагают, что в формировании привязанности могут играть роль и генетические факторы: некоторые вариации генов, кодирующих допаминовые и серотониновые рецепторы, могут способствовать формированию тревожного и тревожно-избегающего типов привязанности. Но на данный момент это лишь предположение.
Как показали долгосрочные американские исследования, у 70–80% населения тип привязанности особо не меняется со временем. Это означает, что заложенные в нас в детстве модели взаимоотношений действительно очень устойчивы. С другой стороны, определенный процент людей все же может изменить свой подход к отношениям, а значит, тип привязанности — это лишь стойкая привычка, но не неотъемлемая часть личности, и с ней можно что-то сделать. Некоторые виды психотерапии были разработаны специально для решения подобных проблем — более долгосрочная «психотерапия, основанная на привязанности» (attention-based therapy), отпочковавшаяся от психоанализа, и более краткосрочная эмоционально фокусированная терапия, представляющая собой микс из методов гештальт-, личностно ориентированной и других видов терапии.
Источник