Как появляется эмоциональная привязанность

Содержание
  1. Привязанность – что это такое, ее типы, как отличить любовь от привязанности?
  2. Что значит привязанность?
  3. Как отличить любовь от привязанности?
  4. Как избавиться от привязанности?
  5. Типы привязанности
  6. Эмоциональная привязанность
  7. Аффективная привязанность
  8. Амбивалентная привязанность
  9. Симбиотическая привязанность
  10. Сексуальная привязанность
  11. Избегающий тип привязанности
  12. Невротическая привязанность
  13. Дезорганизованная привязанность
  14. Теория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам
  15. «Все психологические проблемы родом из детства». Эта точка зрения стала настолько популярной и удобной в бытовом использовании, что многие люди лет до 60 охотно оправдывают все свои неудачи тем, что мама их не любила. Разумеется, такой фатализм — это уже перебор: мозг человека, даже взрослого — система гибкая, и никакой опыт не впечатывается в нем намертво без малейшего шанса на улучшение. И тем не менее господствующая по сей день теория, описывающая динамику человеческих привязанностей, гласит, что самое важное начинается в младенчестве
  16. А что дальше?
  17. Можно ли изменить тип привязанности?

Привязанность – что это такое, ее типы, как отличить любовь от привязанности?

Привязанность – этот феномен имеет в обществе скорее позитивную окраску, показывая, что человеку свойственны прекрасные и добрые чувства, эмоции , помогающие заводить друзей, сохранять семейные отношения, быть причастным к другим людям.

Что значит привязанность?

Привязанность к человеку – многогранное понятие, включающее в себя спектр разных состояний: чувство близости, влюбленность, интерес, глубокую преданность и лояльность. Нередко привязанность бывает болезненной и деструктивной, что затрудняет раскрытие потенциала человека и препятствует выстраиванию здоровых отношений с другими значимыми людьми.

Как отличить любовь от привязанности?

Как понять любовь или привязанность – чаще этим вопросом задаются женщины, не умея отделить эти состояния в силу своей природной эмоциональности. Чувство привязанности и любовь отличия:

  • привязанность – притяжение, любовь – родство душ;
  • в основе привязанности чувства непостоянны, то разгораются, то стихают, любовь постоянна, глубока;
  • привязанность вызывает сильное чувство тоски, в любви тоска другого порядка и в ее основе сила, дающая двигаться дальше;
  • привязанность завязана на эгоцентризме, любовь это принятие другого человека и чувство счастья просто потому, что он есть без каких-либо ожиданий на его счет.

Как избавиться от привязанности?

Как избавиться от привязанности к человеку, ведь зависимость не дает нормально жить, дышать, реализовывать себя как личность? Психологи советуют в таких случаях обращаться к специалистам, самому от такой проблемы избавиться сложно, если нет такой возможности, не стоит отчаиваться и стоит попробовать начать совершать шаги к свободе в этом направлении:

  • осознать что все в этом мире временно, и отношения тоже;
  • исследовать предмет или объект привязанности с помощью вопросов: «Что случиться если этот человек уйдет из моей жизни?», «почему я боюсь это потерять?»;
  • привязанность – это привычка получать состояние счастья связывая себя с каким то конкретным человеком, важно научиться быть счастливым независимо от других;
  • начать узнавать о себе что-то новое, полюбить себя, поставить цели – для этого нужно пойти в глубину себя, не размениваясь на внешнее.

Типы привязанности

Привязанности можно разделить условно на несколько типов, каждый из них закладывается в детстве, но и зависит от темперамента ребенка. Виды привязанности:

  1. Безопасная (здоровая) – формируется в семье, где потребности ребенка в заботе, внимании и ласке удовлетворяются в полной мере. Дети в такой семье вырастают уверенными в себе, спокойными и легко адаптирующимися в окружающих условиях.
  2. Избегающая – возникает, когда ребенком систематически пренебрегают, он вырастает назойливым, зависящим от мнения других, не умеющим строить нормальные отношения.
  3. Дезорганизованная – закладывается в семье, где родители склонны к насилию – ребенок вырастает импульсивным, агрессивным к другим.

Эмоциональная привязанность

Любая привязанность завязана на эмоциях отрицательных, положительных, или смеси их. Эмоциональная привязанность к женщине или мужчине возникает в результате сексуальной близости и у женщин она формируется быстрее. Эмоциональная привязанность имеет как положительный аспект: отношения с включением эмоций трудно разрушить – это хорошая подоплека для семейных пар, но если отношения в основе содержат деструктивные эмоции или амбивалентные, таким людям сложно расстаться, они и любят и ненавидят друг друга, создавая порочный круг болезненной тяги друг к другу.

Аффективная привязанность

Аффективная привязанность в психологии относится к невротическим нарушениям привязанности и выражается в чрезмерной привязанности к матери, что позволяет отнести этот тип привязанности к другим ненадежным видам: амбивалентному, невротическому. Искажение здесь наблюдается в перекосах отношений: ребенок очень привязан к матери, но если она отлучается даже ненадолго, при ее появлении следует всплеск радости, быстро сменяющийся криками, упреками и агрессией в сторону матери, за то, что оставляла ребенка одного.

Амбивалентная привязанность

Навязчивая амбивалентность в привязанности характерна для детей и взрослых, которые воспитывались в строгости и недополучали ласки и внимания, росли в условиях «эмоционального голода». Амбивалентная привязанность может стать причиной более серьезного психического отклонения – реактивное расстройство привязанности, когда ребенок, подросток пытается получить внимание от совершенно незнакомых людей, что делает его легкой добычей непорядочных людей.

Проявления амбивалентной привязанности:

  • гиперактивность ;
  • контроль своей деятельности и других;
  • тревожность, неуверенность в себе;
  • неадекватное проявление эмоций (срывы, истерики, гнев);
  • недоверие миру;
  • амбивалентные чувства к матери, близким людям – от любви до ненависти несколько раз на дню.

Симбиотическая привязанность

Расстройство привязанности смешанного типа, при котором наличествует сильная сепарационная тревога и желание слиться со значимым другим, раствориться в нем – это и есть симбиотическая привязанность. Для новорожденного ребенка симбиоз с матерью очень важен для выживания, сигнальные системы мозга малыша и мамы работают в синхронном ритме, чувствуя друг друга. Но ребенок развивается и должен постепенно отделиться от матери.

Кризис 3-х лет, когда малыш протестует и пытается совершать дела самостоятельно, при этом главная фраза в этом возрасте «Я сам!» наглядно демонстрирует, что пора уже считаться с маленьким человеком на его право отделения и познания мира самостоятельно. Тревожная мать всячески сопротивляется этому процессу, происходит это потому, что в свое время у нее также были проблемы с отделением от своей матери, при этом возникают чувства:

  • бессилия;
  • тотальной усталости;
  • раздражения и гнева;
  • вины и стыда.

Признаки симбиотической привязанности ребенка и матери:

  • всю свою деятельность ребенок апеллирует к матери, без нее и шага ступить не может;
  • командует матерью;
  • нуждается во внешней стимуляции к деятельности, развлечении, собственного интереса не возникает;
  • не умеет регулировать и проживать свое эмоциональное состояние.

Сексуальная привязанность

Потребность в привязанности к сексуальному партнеру у женщин выражена сильнее, чем у мужчин. Интимная или сексуальная привязанность формируется под влиянием выброса во время секса большого количества окситоцина, который у мужчин немного глушится тестостероном, а у женщин усиливается эстрогеном, гормоном обладающим успокаивающим и «привязывающим» эффектом. Поэтому женщины могут привязаться к партнеру после первого сексуального контакта, и придают сексу большое значение.

Разрыв с партнером воспринимается женщиной очень болезненно.Часто сексуальная привязанность срощена с эмоциональной. У мужчин эмоциональная привязанность к сексуальной партнерше формируется со временем. Для женщины такая привязанность еще более глубокая, потому что несет в себе оттенок благодарности за чувственное наслаждение, доставляемое партнером.

Избегающий тип привязанности

Теория привязанности характеризует избегающую привязанность как нарушение, характерное в среднем для 25% людей. Дети с формирующимся паттерном избегания ведут себя так, что со стороны выглядит как равнодушие: мать уходит или приходит им все равно. С избегающим типом привязанности ребенок может спокойно общаться с незнакомыми людьми. Часто родители не нарадуются на таких детей, хвастаясь знакомым, что их чадо обладает самостоятельностью не по годам. Появляется этот тип привязанности в следующих случаях:

  • ранняя разлука с матерью (длительный отъезд, смерть);
  • социальная депривация;
  • чрезмерная опека и контроль в раннем возрасте;

Избегающая привязанность – признаки в детском и взрослом возрасте:

  • неспособность завязывать длительные отношения;
  • неумение запрашивать помощь, поддержку – переживают в одиночестве;
  • отсутствие привязанности к значимым, важным людям;
  • негативное отношение к проявлению внимания со стороны, предпочитают чтобы их не трогали.

Невротическая привязанность

Привязанность ребенка к матери может носить болезненный характер. Некоторые дети нуждаются в постоянном присутствии матери, и стоит ей отлучиться на несколько минут закатывают истерики, а хорошая мама тут же бросается успокоить ребенка, таскает его везде с собой. Со временем манипуляции со стороны взрослеющего ребенка усиливаются и начинают доставлять уже сильное беспокойство. Такие дети усваивают правило, что для того чтобы близкий человек был рядом надо страдать и играть на своем страдании.

У взрослых людей больная или невротическая привязанность переносится на все значимые отношения, но в большей степени это касается любовных отношений. Как это проявляется:

  • жизнь сужается до одного человека;
  • потребность, чтобы и другой видел в этих отношениях смысл жизни;
  • постоянные тревога и беспокойства за отношения;
  • контроль за личной жизнью другого;
  • разрушающие чувства: ревность, гнев.

Дезорганизованная привязанность

Нарушение привязанности в виде демонстрации противоречивых паттернов поведения является дезорганизованной привязанностью. Такой тип привязанности формируется в детстве, в семье, где родители склонны к насилию и обращаются с ребенком жестоко, в результате, дети вырастают неспособными контролировать свое поведение, которое характеризуется импульсивностью. Выражается это враньем, совершением краж, нанесением вреда себе и другим, насилием. Живут по принципу «Мне нечего терять!» Признаки дезорганизованной привязанности:

  • отсутствие эмпатии ;
  • неспособность адекватно выражать свои эмоции;
  • скудная речь;
  • отсутствие исследовательского интереса, любопытства, воображения;
  • неспособность строить тесные, доверительные отношения с людьми;
  • нет различия между теми, кому можно доверять, а кому нельзя (доверяют случайным знакомым, в то время как близкие люди воспринимаются как несущие угрозу);
  • люди воспринимаются как ресурс, который можно использовать в своих целях.
    Источник: http://womanadvice.ru/privyazannost-chto-eto-takoe-ee-tipy-kak-otlichit-lyubov-ot-privyazannosti

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Теория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам

«Все психологические проблемы родом из детства». Эта точка зрения стала настолько популярной и удобной в бытовом использовании, что многие люди лет до 60 охотно оправдывают все свои неудачи тем, что мама их не любила. Разумеется, такой фатализм — это уже перебор: мозг человека, даже взрослого — система гибкая, и никакой опыт не впечатывается в нем намертво без малейшего шанса на улучшение. И тем не менее господствующая по сей день теория, описывающая динамику человеческих привязанностей, гласит, что самое важное начинается в младенчестве

Поделиться:

Первым ученым, обнаружившим, что для ребенка жизненно важна привязанность к заботящемуся о нем взрослому, стал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби, заинтересовавшийся этологией — наукой о генетически обусловленном поведении животных и людей. Если абстрагироваться от всех сантиментов, связанных с детско-родительской любовью, становится понятно, что она несет важную функцию для выживания вида: будет очень хорошо, если родители не съедят или хотя бы не убьют собственное потомство, что требует некоторых дополнительных усилий со стороны природы (например, поэтому во время родов и в период кормления у женщины повышается уровень окситоцина, отвечающего за эмоциональную привязанность к ребенку).

Психоаналитики считали, что младенец поддерживает отношения с матерью просто ради удовлетворения физических нужд, Боулби же добавил к этому социальную составляющую. Привязанность к значимому взрослому — это полигон, на котором оттачивается способность завязывать социальные отношения и определяется степень базового доверия к миру. На это у ребенка есть примерно два года — в возрасте до двух месяцев младенцы улыбаются, лепечут и плачут, чтобы привлечь внимание любого взрослого, с двух до шести они учатся различать взрослых и выбирают среди них наиболее значимого, а после шести месяцев начинает формироваться устойчивая привязанность. Поскольку младенец чисто технически не может выйти из отношений с родителями, ему приходится адаптироваться к любому отношению со стороны взрослого, в том числе к холодности, отвержению или непредсказуемому поведению. Разделявшая идеи Боулби психолог Мэри Эйнсворт в 1960-х и 1970-х годах исследовала то, как этот опыт влияет на паттерны привязанности. Ее знаменитый эксперимент получил название «Незнакомая ситуация»: вначале за младенцами и их матерями наблюдали в домашних условиях, оценивая то, как мать реагирует на разные «позывные» со стороны ребенка. В возрасте от года до полутора лет малышей с матерями приглашали в специально оборудованную лабораторию, где моделировали разные ситуации: присутствие матери и разделение с ней, а также появление незнакомца. Исследователей интересовало, насколько ребенка будет тревожить отсутствие матери, насколько смело он будет готов исследовать новую ситуацию, как будет реагировать на чужого человека и последующее возвращение матери. По итогам Эйнсворт выделила четыре основных типа привязанности:

Надежный. Такие дети уверены, что мать может удовлетворить их потребности, и тянутся к ней за помощью при столкновении с чем-то неприятным. При этом они чувствуют себя достаточно защищенными, чтобы исследовать окружающую среду, понимая, что взрослые непременно придут на помощь в случае опасности. В будущем такой ребенок будет ценить любовь и доверие, но при этом останется достаточно самостоятельным и уверенным в себе.

Тревожно-устойчивый. Он формируется, когда ребенок не уверен, что мать или другой значимый взрослый будет рядом, когда он понадобится. Поэтому такие дети обостренно реагируют на разлуку, настороженно относятся к чужим и не очень готовы действовать самостоятельно, потому что не чувствуют себя в полной безопасности. Интересно, что у такого ребенка формируется неоднозначная реакция на возвращение матери: он и рад этому возвращению, и зол на то, что его бросили. Такие дети вырастают неуверенными в себе и в своих отношениях с другими людьми, часто они слишком сильно нуждаются в подтверждениях взаимности.

Тревожно-избегающий. Это самые независимые дети, которые не особенно расстраиваются из-за отсутствия матери. Такие младенцы рано столкнулись с холодом или отвержением со стороны опекающих взрослых. В отличие от предыдущего типа, здесь у ребенка не возникает избыточной потребности во внимании и заботе — наоборот, он перестает их ждать. Эти дети усваивают, что потребность в близости приводит к разочарованию, и стараются в дальнейшем обходиться без нее.

Дезорганизованный. Такие дети демонстрируют противоречивое поведение, они то тянутся к взрослым, то боятся, то бунтуют. Как правило, такой стиль поведения связан с серьезными психологическими травмами.

А что дальше?

Как показывают американские исследования (например, вот это), эти ранние типы привязанности влияют на формирование отношений со сверстниками. Если с ребенком не происходит ничего, рвущего сложившийся шаблон, эти модели поведения закрепляются. В 1980-х ученые Сидни Хазан и Филипп Шейвер зашли еще дальше и распространили теорию привязанности на взрослые романтические отношения — исходя из той логики, что гармоничные отношения в паре, так же как и отношения ребенка со значимым взрослым, — это безопасная база, которая помогает справляться с вызовами окружающей среды. У взрослых также выявили четыре типа привязанности, соответствующие детским моделям из классификации Мэри Эйнсворт.

Взрослые с надежным типом привязанности чаще других строят здоровые и сбалансированные романтические отношения. Они способны высоко ценить как себя, так и другого человека, формируют прочные связи, но остаются самодостаточными и не впадают в зависимость от партнера.

Тревожные недооценивают себя и переоценивают партнера, они часто склонны к созависимым отношениям и постоянно ищут подтверждения собственной значимости. К сожалению, такой стиль построения отношений в какой-то степени поощряется культурой: мы часто романтизируем всепоглощающую, жертвенную любовь, помещающую объект привязанности в центр Вселенной. С точки зрения психологов, такое «отношениецентричное» поведение — признак патологии, да и сам объект удушающей любви часто не в восторге от того, что стал чьим-то Вронским или Беатриче.

Избегающе-отвергающие — противоположность предыдущих: они считают себя самодостаточными и в идеале хотели бы полный иммунитет от чувств. Такие люди неосознанно боятся уязвимости и отвержения, поэтому они либо все время держатся на дистанции, либо, если уж с кем-то сошлись, часто рвут отношения «на опережение» из-за страха быть брошенными. С таким типом привязанности сильно искушение считать себя просто «сильным и независимым» человеком, не отдавая себе отчета в том, что способность рисковать и открываться перед другим так же важна для сильной личности, как и умение быть самостоятельным.

Тревожно-избегающих раздирают постоянные противоречия: они и хотят близости, и боятся ее.

Можно ли изменить тип привязанности?

Ученые из Канзасского университета предполагают, что в формировании привязанности могут играть роль и генетические факторы: некоторые вариации генов, кодирующих допаминовые и серотониновые рецепторы, могут способствовать формированию тревожного и тревожно-избегающего типов привязанности. Но на данный момент это лишь предположение.

Как показали долгосрочные американские исследования, у 70–80% населения тип привязанности особо не меняется со временем. Это означает, что заложенные в нас в детстве модели взаимоотношений действительно очень устойчивы. С другой стороны, определенный процент людей все же может изменить свой подход к отношениям, а значит, тип привязанности — это лишь стойкая привычка, но не неотъемлемая часть личности, и с ней можно что-то сделать. Некоторые виды психотерапии были разработаны специально для решения подобных проблем — более долгосрочная «психотерапия, основанная на привязанности» (attention-based therapy), отпочковавшаяся от психоанализа, и более краткосрочная эмоционально фокусированная терапия, представляющая собой микс из методов гештальт-, личностно ориентированной и других видов терапии.

Источник

Читайте также:  Почему мы не чувствуем как вертится земля
Оцените статью