Формирование патриотических чувств через разные виды деятельности
Ольга Колесникова
Формирование патриотических чувств через разные виды деятельности
МАОУ «Школа № 30» (дошкольный уровень)
Консультация для педагогов
«Формирование патриотических чувств через разные виды деятельности»
Подготовила воспитатель Колесникова О. В.
В настоящее время наше подрастающее поколение плохо понимает, что такое любовь к Родине. Большинство детей не понимают, что это семья, дом, город, улица и даже детский сад, в который они ходят. Патриотизм выступает важнейшей характеристикой человека, которая выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Наша задача помочь ребенку приобрести чувство гордости за Родину, чувство долга перед ней, готовность в любой момент встать на ее защиту. Воспитывать патриотизм в ребенке следует начинать с раннего возраста. Это очень сложный и длительный процесс.
Мы должны дать ребенку знания о семейных ценностях, традициях, о родном крае, городе и т. д. Работа воспитателя должна быть направленна на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей.Для этого надо создать соответствующую обстановку: в группе должен находиться патриотический уголок, где есть наглядный материал, дидактические игры, книги, картинки, папки передвижки, журналы, фото-альбомы, карты на патриотическую тему.
В группе систематически должна проводиться работа с родителями, где они (родители) предоставляют книжки или альбомы с семейными путешествиями, сделанные своими руками куклы, вазы, цветы и т. д. основная задача сделать так, чтобы родители активно участвовали в этой работе, и им и детям это было интересно.
С детьми так же ведется активная работа. Так как центр патриотического воспитания может передвигаться, мы можем задействовать его в различных видах деятельности: двигательной, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной.
В продуктивной деятельности уголок патриотического воспитания превращаем в уголок детского творчества. Здесь дети занимаются аппликацией, рисованием, лепкой, могут сделать аппликацию в виде герба или флага, нарисовать свой дом, семью, город (по желанию ребенка,изучить и изобразить росписи: гжель, хохлома, городецкая роспись. Могут слепить филимоновскую или дымковскую игрушку. В коммуникативной деятельности воспитатели проводят беседы с детьми. Здесь можно использовать наглядный материал, показать, как выглядел наш город несколько лет назад, каким он был, когда только начинал строиться. Поговорить о том, как он процветает. Рассказать, как называется наша Страна, как зовут нашего президента, из каких цветов состоит наш флаг. Так же рассказать о правах ребенка. В такой работе пополняется словарный запас такими словами как, лапти, кушак, тулуп, прялка, веретено, серп, молот и т. д. Все это дополняется наглядным материалом.
В трудовой деятельности мы продолжаем знакомить детей с инструментами труда (серп, молот, веретено и т. д.) Рассказываем о том, как и для чего, использовались эти инструменты, в какое время ими пользовались. Показываем картинки с профессиями, спрашиваем, кем работают их родители, кем бы они сами хотели стать в будущем. Обязательно приглашаем родителей, чтобы они рассказали о своей профессии. Используем картотеку с подвижными играми разных народов. Разучиваем и проводим их на прогулках и занятиях по физическому воспитанию. Оформляем альбомы и плакаты с нашими спортивными достижениями. В патриотическом центре должны собраны книги и картотеки с закличками, частушками, русскими народными песнями, играми, так же книгами других национальностей. Есть плакат с гимном России, который уже заучили. Так же сотрудники устраивают театрализованные вечера, где могут принять участие родители воспитанников.
Когда с детьми проводится такая работа, им становится интересно, они хотят знать больше и стремятся к этому. В процессе работы дети больше узнают о нашей Родине, формируются знания, патриотические чувства. В этом помогают правильно оформленные патриотические уголки. Ребенку интересно подойти к карте, посмотреть, где живут разные народы, взять альбом или книгу и узнать о разных традициях, песнях, танцах, речи. Мы помогаем нашим детям, но они и сами многое узнают в патриотическом уголке. И это результат! Ведь если мы им не поможем, они могут многого не узнать, а мы стремимся вырастить настоящих патриотов нашей Родины!
«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.
Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.
Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.
Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.
Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.
Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.
Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.
Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Тема: «Воспитание патриотических.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.
Источник
Консультация для педагогов «Патриотические чувства как компонент нравственного воспитания»
Антонова Клара
Консультация для педагогов «Патриотические чувства как компонент нравственного воспитания»
Патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определил патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть не профессия, а естественное человеческое чувство»
Патриотическое воспитание — одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Появились принципиально новые подходы к пониманию содержания и технологий патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Современные дети мало знают о родном городе, стране; особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе; редко сострадают чужому горю; явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно — патриотического воспитания в семье.
Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, должно решать задачи нравственно — патриотического воспитания дошкольников,поэтому : 30-31 октября 2008года в Тольяттинском государственном университете прошла Всероссийская конференция на тему «Психолого- педагогические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Во время конференции были выделены основные блоки знаний,которые необходимо дать дошкольникам:
— знания о себе, своей семье, роде;
-знания о людях, живущих в нашей стране.
-знания о людях разных национальностей,имеющих особую значимость для формирования толерантности;
— знание о своем крае, городе, его достопримечательностях, его природное окружение;
— элементарные знания о правах человека;
-знание о русских традициях и промыслах;
-знание о России и ее столице;
-знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
— знания о других странах мира, о планете Земля, на которой мы живем.
Знания обогащают чувство ребенка, он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтоб ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том окружении, в котором постоянно живет. И на этом в последующем вырастет «патриотическое чувство.»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Естественно, развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.
Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольном учреждении, по начальному формированию чувств патриотизма во взаимодействии с семьей.
Нравственно — патриотическое воспитаниеможно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
1. Особенности дошкольного возраста.
2. Многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире.
3. Отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освещаются лишь некоторые стороны нравственно- патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стойкой системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, желание сохранять и преумножать богатство своей Родины.
Дошкольные учреждения, как начальное звено системы образования, должно решать задачи нравственно — патриотического воспитания дошкольников, именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и родителями.
Целью нравственно — патриотического воспитания является: формирование духовности, нравственно — патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
-воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
-формировать представления о своем городе;
-формировать бережное отношение к природе и всему живому;
-развивать интерес к русским традициям и промыслам;
-формировать элементарные знания о правах человека;
-формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
-расширять представления о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России;
-знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны.
Основные методы и формы работы по нравственно — патриотическому воспитанию».
Основная форма работы — познавательные занятия. Важно, чтоб они повышали детскую мыслительную активность.
Игры — путешествия, творческие игры, игры — соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки.
Экскурсии (природоведческие, бытовые — в прачечную, в мед. кабинет, на кухню, на почту).
Праздники (ко дню 8 марта, ко дню защитника Отечества, ко Дню Победы и т. д)
Продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т. д) например, по теме «Моя семья» мы сделали выставку рисунков «Портрет моей семьи» и приурочили к празднику.
Чтение стихов, рассказов
Физкультурный досуг («Буду в армии служить, буду Родину любить»).
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине.
Использование сказкотерапии как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Конспект НОД для детей подготовительной группы «А» Тема: «Использование сказкотерапии как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников.
Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников [«Мультфильмы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Автор опыта: Сороколетова Мария Федоровна, воспитатель муниципального.
Ознакомление детей с трудом взрослых как средство нравственного воспитания Опыт работы по трудовому воспитанию. Педагога МБДОУ № №332 Гореловой Г. М. «Ознакомление дошкольников с профессиями» Консультация для.
Консультация «Как воспитать в ребёнке патриотические чувства» Как воспитать в ребёнке патриотические чувства. (консультация) Воспитание патриотизма является одной из многих задач родителей. Именно в.
Консультация для родителей «Совместная трудовая деятельность родителей с детьми как средство нравственного воспитания» Консультация для родителей Тема: «Совместная трудовая деятельность родителей с детьми как средство нравственного воспитания»Трудовое воспитание.
Консультация «Значение духовно нравственного воспитания в ДОУ» Коллеги мои! Внушайте людям веру! И чаще говорите “Добрый день”, И следуйте хорошему примеру! Продляйте добрым словом Жизнь людей! В. Боков.
Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников воспитатель Струкова Лариса Сергеевна МАДОУ «Детский сад «Ивушка».
Предметная среда ДОУ как компонент патриотического воспитания детей В настоящее время патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально. И в качестве эпиграфа, хочется привести слова педагога – новатора.
Сказка как средство нравственного воспитания младших дошкольников У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются.
Источник