Как повысить эмоциональность образовательной среды

Как повысить эмоциональность образовательной среды

Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями

Родители реально участвуют в управлении учебным заведением, входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения

Реализация авторских образовательных моделей
§ Учебное заведение не поддерживает тесных контактов с представителями психолого-педагогической науки 0
§ Учебное заведение строит образовательный процесс на основе определенной методической модели, администрация получила консультацию от ученых перед началом реализации проекта 0,3
§ Ученые — авторы образовательной концепции учебного заведения — периодически консультируют как администрацию, так и педагогов 0,8
§ Организован постоянно действующий семинар для педагогов, который ведется учеными — авторами образовательной концепции данного учебного заведения 1,2
§ Учебное заведение является экспериментальной площадкой научного учреждения, ученые — авторы образовательной концепции — работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами 1,6
§ Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,6)

Эмоциональность образовательной среды

Эмоциональность образовательной среды характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов.

Очевидно, что определенная образовательная среда может быть как эмоционально насыщенной, «яркой», так и эмоционально бедной, «сухой». Каждый из нас, вспоминая свои школьные годы, может назвать соответствующие примеры. Скажем, учитель геометрии «Василий ВасильеиЧ» который сдержанно поздоровавшись с классом, при-ыЧно склонялся над журналом, и, выяснив, «у кого на сегодня меньше всего оценок», вызывал этого учащегося к поске доказывать очередную теорему, задавал положенные вопросы, выставлял положенную оценку и, перейдя к доске объяснял положенный материал, — и так из урока в урок, из года в год. Образовательная среда на его уроках, безусловно, характеризуется низким показателем эмоциональности. Совсем иначе проходили занятия у «Наталии Борисовны», учительницы английского языка: остроумные замечания, вызывающие улыбку; приветливый тон; «комиксы» художников-карикатуристов в качестве наглядного материала; глубокое огорчение на лице, если кто-то не выучил дома новые слова. Здесь речь уже идет о высоком показателе эмоциональности образовательной среды.

Источник

Как повысить эмоциональность образовательной среды

На показатель эмоциональности образовательной среды может накладывать отпечаток сам профиль учебного заведения. Если это суворовское училище или старинный колледж для юных джентльменов, то скорее можно предполагать большую степень рационализма и сдержанности, чем, допустим, в образовательной среде секции спортивного танца или молодежном летнем лагере.

Эмоциональность образовательной среды также в определенной степени соотносится с типом ее модальности. Более высокие показатели эмоциональности в целом присущи активным типам образовательной среды — творческой и карьерной, более низкие — пассивным типам —- догматической и безмятежной.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
итоговый балл
коэффициент модальности
Взаимоотношения в педагогическом коллективе
§ Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом деловом ритме, различные проявления эмоций и «посторонние разговоры» не поощряются администрацией 0
§ Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции +0,4
§ Педагоги часто встречаются в неформальной обстановке как «в стенах» учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.) +0,8
§ Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач +0,4
§ В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами +0,9
§ Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2.5)
Взаимоотношения с учащимися
§ Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинаоной проблематикой 0
§ Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем учащихся +0,4
§ Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами) +0,8
§ Каждый школьник ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом +0,4
§ Школьники часто делятся с педагогами своими личными проблемами, получая от них сопереживание и поддержку +0,9
§ Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)
Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды
§ Визуальное оформление учебного заведения (стенды, плакаты, лозунги, доска объявлений и т.д.) строго функционально, ориентировано прежде всего на сообщение серьезной информации 0
§ В оформлении интерьеров учебного заведения присутствуют эмоционально насыщенные элементы (сказочные, юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.) +0,3
§ Периодически проводятся выставки рисунков (сочинений) учащихся, отражающих их отношение к своему учебному заведению +0,5
§ Участниками таких выставок являются не только учащиеся, но и педагоги +0,7
§ Учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах и т п +1
§ Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5)
Читайте также:  Особенно грустное чувство возбуждает она

Доминантность образовательной среды

Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса.

Источник

Эмоциональность образовательной среды школы: субъективная и объективная оценка родителей
статья (1 класс) на тему

Эмоциональность образовательной среды школы имеет важное значение для формирования личности ребёнка. Цель данной статьи — проанализировать родительскую оценку образовательной среды школы с точки зрения её эмоциональности, выявить проблемы в данном направлении и наметить пути решения проблемы.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_konferentsii_.doc 103 КБ

Предварительный просмотр:

Современная школа является сложной организацией, имеющей определённо заданные задачи и функции. Однако, каждая школа имеет ещё и свою направленность, свои способы организации деятельности, вырабатывает собственные пути достижения поставленных задач. Для современных родителей является достаточно трудной проблемой выбор школы. На сегодняшний день общим для всех школ стало ведение сайта школы, на котором размещается информация о результатах самообследования, публикация отчётов о деятельности школы, фотогалереи. Родители имеют возможность составить мнение о школе, ознакомившись с сайтом. Кроме того, на многочисленных форумах постоянно идут родительские дебаты о той или иной школе, обсуждаются учителя, директора, мероприятия, проводимые школой и т.п. И сегодня мы можем наблюдать такое явление: высокие баллы ЕГЭ, огромное количество желающих поступить в школу и, одновременно, множество негативных отзывов от родителей и самих учащихся.

Что же происходит? Почему родители, которые рвались в ту или иную школу, через некоторое время становятся чуть ли врагами учителя?

Когда родители выбирают школу для своего ребёнка, понятно, что образовательные результаты оказывают при этом наиболее значимое влияние. Но это не единственный фактор, делающий школу привлекательной. Мы можем наблюдать, как при достаточно скромных результатах родители оставляют прекрасные отзывы. На что же обращают внимание родители. Вот несколько мнений.

« Школа с домашней атмосферой». «Очень много времени и усилий уделяется творческому развитию детей». «Мы благодарны требовательным учителям, которые относятся к детям строго, но человечно.» Здесь с пониманием отнеслись к проблемам ребенка.» «Наши учителя никогда не думали, что дети могут им испортить рейтинг, как это , зачастую, бывает в других школах.» «Здесь ценен каждый ребенок, нет слабых и не успешных, есть индивидуальности, поэтому в школе каждый ребенок , благодаря разнообразной форме обучения, проходит образовательную программу результативно.» «Мы чувствуем свою нужность в школе». «Придите и полюбуйтесь нашим новым и необычным спортивным залом с рисунками в 3D. Его положительно оценили и дети, и учителя, и небезразличные родители, и во всем районе. УРА. ».

Данные высказывания показывают, что для родителей не менее важна общая атмосфера школы, умение педагогического коллектива создать такую образовательную среду, чтобы для каждого ученика появилась возможность показать свои сильные стороны. Положительное восприятие образовательной среды способствует возникновению такого состояния, когда мысль становится яркой, учение проходит легко и непринуждённо. И мы все замечаем, что когда ребёнок увлечён, то результат его работы намного выше. Тем не менее, исследования образовательной среды различных школ указывают на значительное снижение эмоционального компонента.

Рисунок 1 Родительская оценка образовательной среды школы.

На рисунке 1 представлена родительская оценка образовательной среды одной из школ Санкт — Петербурга. Оценка образовательной среды была проведена в марте 2013 по методике В.А. Ясвина. Оценку давали 16 родителей учащихся начальных классов, 15 родителей учащихся средней школы. Наибольший интерес для анализа представляют экспертные оценки, данные родителями старшеклассников, так как сегодняшние старшеклассники завтра абитуриенты вузов, поэтому взгляд на ОУ у этих родителей можно назвать наиболее требовательным. Каждый родитель связывает успехи своего ребёнка с успехами и достижениями школы, а неудачи видит в проблемах данного ОУ.

Характеристика образовательной среды осуществлялась по следующим 10 параметрам: широта, интенсивность, осознаваемость, обобщённость, эмоциональность, доминантность, когерентность, активность, мобильность, активность

Охарактеризуем кратко каждый параметр.

Широта образовательной среды, которая служит структурно — содержа​тельной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду.

Интенсивность образовательной среды – структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.
Степень осознаваемости образовательной среды — показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.

Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды.

Эмоциональность образовательной среды характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов. Образовательная среда может быть как эмоционально насыщенной, «яркой», так и эмоционально бедной, «сухой».

Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса.

Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания.

Социальная активность образовательной среды служит показателем ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания.

Мобильность образовательной среды служит показателем ее способности к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте со средой обитания.

Устойчивость образовательной среды отражает ее стабильность во времени.

Одним из самых низких показателей является уровень эмоциональности образовательной среды. На эмоциональность образовательной среды, по мнению В.А. Ясвина, оказывают влияние такие показатели, как взаимоотношения в педагогическом коллективе, взаимоотношения педагогов с учащимися, эмоциональность оформления пространственно – предметной среды.

Оценка родителей здесь очень показательна.

Так, часть респондентов затрудняются оценить эмоциональность. Самый низкий показатель зафиксирован во взаимоотношениях в педагогическом коллективе. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что в данной школе среди педагогов общение происходит только на профессиональном уровне, дружеские связи в основном не поддерживаются. Взаимоотношения педагогов с учащимися и их родителями находятся на более высоком уровне. Здесь данные говорят о том, что взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем учащихся. Педагоги также более охотно общаются с родителями своих классов и с учащимися, чем с коллегами. Но, хотя каждый школьник, по мнению родителей, и ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, в основном всё связано только с образовательным процессом. Родители также обращают внимание на эмоциональность оформления учебного заведения. Отмечается, что, хотя периодически и проводятся выставки детских рисунков, сочинений, отражающих их отношение к учебному заведению, в целом оформление строго функционально, ориентировано, прежде всего, на сообщение серьёзной информации. В оформлении практически не присутствуют эмоционально насыщенные элементы. Таким образом, можно предположить, что в школе преобладает рациональный компонент, образовательная среда носит больше сдержанный, деловой характер.

Низкие показатели имеют и такие параметры образовательной среды как «когерентность», «активность». Всё это говорит о том, что родители, вероятно, видят проблемы, существующие во взаимоотношениях между участниками образовательного процесса на разных уровнях; отмечают низкую согласованность образовательной среды.

Анализ образовательной среды помогает сделать вывод, что для современной школы актуальным будет насыщение среды эмоционально и познавательно ценными элементами результатов совместной интеллектуальной и практической деятельности. Результаты деятельности должны подчеркивать уникальность каждого участника образовательного процесса, его патриотизм и сопричастность к общему делу.

В методической литературе имеются следующие рекомендации, направленные на достижение оптимального значения данной характеристики:

-Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей на постоянной основе

-Разработка программы по предупреждению профессионального выгорания средствами педагогической рефлексии

-Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

-Проведение индивидуальных и групповых тренингов для учащихся

-Система мероприятий – совместной деятельности учащихся и учителей направленных на повышение эмоциональности (личной причастности) оформления классного, школьного пространства, среды вокруг школы.

-Использование эмоциональных методов стимулирования познавательной активности учащихся: учебно – познавательные игры, создание ярких наглядных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

1. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест 1998

http://psychology.academic.ru 2. Ковылева Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы [Текст] / Ю. Э. Ковылева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119.

3.Пальчевский С.С. Педагогика Дидактический принцип эмоциональности. http://uchebnikionline.com

4.Ясвин В.А.Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М., Смысл, 2001, — 365 с.

Источник

Читайте также:  Доброго вечера хорошего настроения дорогие друзья
Оцените статью