Гармонизация эмоционально-волевой сферы ребенка.
На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционально-волевого развития ребенка: соответствия основным этапам его психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода.
Эмоционально-волевая сфера — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
У дошкольников развитие эмоционально — волевой сферы определяют успешность развития психических процессов и личности в целом
Зачастую родители уделяют внимание физическому здоровью, а не эмоциональному состоянию ребёнка и тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как возрастные неопасные.
В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью и склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность.
Основные проявления нарушений эмоционально-волевой сферы выглядят следующим образом:
-Эмоциональная напряжённость, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
-Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками, явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
-Повышенная тревожность, а так же избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
-Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии.
-Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать.
-Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых
-Низкая мотивация к успеху, стремление избегать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
-Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
-Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
— Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.
Младшие школьники эмоционально уязвимы у них изменяется система взаимоотношений с окружающей действительностью, характер, содержание, устойчивость эмоций. Возникают новые эмоции.
С поступлением в школу увеличивается число требований, акцент делается на то, что ученик «должен», а не на то, что он «хочет.
И появляется проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности.
-неуверенности в себе;
-нарушеня социального взаимодействия;
— чрезмерная критичность к высказываниям и поступкам сверстников и взрослых.
-нежеланием что-либо делать, идти в школу;
-увеличивается импульсивность, агресивность.
Педагоги и родители порой не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми, или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными.
Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей:
-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;
-нарушение режима дня;
-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);
— желание родителей дать своему ребенку
знания, которые не соответствуют его возрасту;
— неблагополучное положение в семье.
-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;
-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;
— снижение двигательной активности;
— недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.
Основные нарушения эмоционально-волевой сферы.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы. У таких детей возбуждение может возникать даже при обычных тактильных прикосновениях, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.
Наиболее выраженные группы детей, имеющие проблемы в эмоциональной сфере:
Агрессивные дети.Двигательная разбалансированность, резкость и импульсивность. Ломает игрушки, легко ссорится и вступает в драку, любит быть первым, командовать, подчинять себе других, отказывается подчиняться правилам, стремится сделать все наоборот.
Это стремление одного существа причинить вред другому. Формы таких причин являются: словесная агрессия, агрессия действия, агрессия мысли. Где причины могут быть следующими:
1. Боязнь быть травмированным;
2. Пережитая обида.
Уагрессивного ребенка неадекватная самооценка (он не переносит, когда над ним пошучивают, завистлив, мстителен, винит других в собственных ошибках). У него слабый контроль над эмоциями, частые эмоциональные вспышки, высокий уровень личностной тревожности.
Родителям и педагогам необходимо ребенку развивать позитивную самооценку, учить управлять своим гневом, снижать уровень личностной тревожности и т.д.
Тревожные дети.Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.Склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.
В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Тревожному ребенку необходимо:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Застенчивые дети. Застенчивый значит стыдливо-робкий, смущающийся. «Быть застенчивым» значит быть ребенком, с которым трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости, необщительности и склонности к уединению.
Сложное состояние, которое может оказывать самые разнообразные воздействия – от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов – это и есть чувство застенчивости.
· Предрасположенность к застенчивости детей с чувствительной, возбудимой нервной системой.
· Несформированность у ребенка навыков общения с другими людьми.
· Особые условия воспитания. Хотя, если один из родителей застенчив, то возрастает вероятность того, что и ребенок может быть застенчивым.
· Если ребенку навешивать ярлык застенчивости.
· Среди первенцев чаще встречаются застенчивые дети.
Застенчивым детям необходимо:
1. Постоянно подкреплять уверенность в себе и своих силах.
2. Привлекать к выполнению различных поручений, связанных с активным общением с другими.
3. Создать благоприятную среду, обеспечить для ребёнка доброжелательное отношение к окружающим его людям.
Гиперактивные дети. Ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему трудно спокойно заниматься одним делом в течение некоторого времени.А гиперактивное поведение начинает появляться после 4-х лет и продолжается до подросткового возраста.
Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен:
1. Специалистами (врачом-неврологом, невропатологом)
2. А так же по результатам специальной диагностики и непрерывного наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.
Сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение, он часто создает конфликтные ситуации, часто обижается, но о своих обидах быстро забывает, он чрезмерно говорлив. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Такой ребенок неуклюж, что-то проливает, ломает.
Гиперактивный ребенок очень чувствителен к похвале. Необходимо найти что то, за что действительно можно похвалить гиперактивного ребенка. У гиперактивного ребенка часто занижена самооценка. Физические наказания, окрики, запреты, непоследовательность взрослых будет порождать все новые и новые капризы ребенка. Мягкая форма замечаний и запретов, необходимо заменить категоричным, но кратким «нельзя», после чего ребенку предложить альтернативную форму поведения. Например: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе мягкий мячик».
Необходимо также помнить о том, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать,спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив задание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее.
Приемственность детского сада и школы просматривается прежде всего через проведение совместных мероприятий с детьми родителями и учителями, а так же игр направленных на развитие профилактику нарушений эмоционально-волевой сферы со всеми участниками процесса.
В детском саду в работе с дошкольниками используются игры с правилами, развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения, упражнений (подражательно-исполнительского и творческого характера), на мышечную релаксацию, мимических и пантомимических этюдов, игры на выражение отдельных качеств эмоций, психогимнастик, рассматривание рисунков и фотографий, чтение художественных произведений, рассказы взрослых и детей, сочинение историй, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, слушание музыки, рисование, мини-конкурсы,. Коллективные игры.
Психологом используются элементы игро-цвето- музыко,-сказко –песко терапии, игры в сенсорной комнате, игры и задания, направленные на развитие произвольности и воображения, на снятие эмоционального напряжения, на предупреждение двигательного автоматизма ,психомышечная тренировка и многое другое.
В школе для повышения эффективности работы так же применяется игровая форма во время уроков и на перемене и в работе с родителями. Особое значение в развитии и профилактике эмоционально-волевой сферы ребенка имеют подвижные игры и игры обеспечивают эмоциональную разрядку. Изобразительное творчество.
Кроме того, используются элементы психогимнастики, ритмические паузы, упражнения на расслабление мышц тела психомышечной тренировки, элементы групповой дискуссии, а так же упражнения задействующие воображение, фантазию школьника. Не менее важен метод ролевой игры, где проблемы и конфликты «гасятся» посредством драматического изображения.
Предлагаем вам следующие рекомендации по предупреждению нарушений эмоционально-волевой сферы:
¨ Обеспечите благоприятный эмоциональный климат в семье и принимайте активное участие в эмоциональной жизни ребенка
¨ Не учите ребенка подавлять свои эмоции, научите детей правильно направлять, проявлять свои чувства.
¨ Помогите ребенку адекватно реагировать на те или иные ситуации и явления внешней среды.
¨ Не ограждайте ребенка от отрицательных переживаний. Помните, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие.
¨ Не оценивайте чувства ребенка, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает.
¨ Не нарушайте режим дня, согласовывайте требования к ребенку дома в учебно-воспитательном учреждении;
¨ Не перегружать ребенка избыточной информацией
¨ Заботьтесь о правильной двигательной активности;
¨ Не посещайте часто с ребенком местах массового скопления людей;
¨ Поддерживайте своего ребенка и вместе радуйтесь всем его успехам. Любите своего ребенка таким, какой он есть.
Игры и упражнения на развитие и профилактику нарушений эмоционально-волевой сферы.
Игры на развитие эмоций: «Море волнуется», «Мое настроение»
Психомоторные игры: «Щенок отряхивается», «Штанга», «Ласковый мелок».
Игры на снятие тревожных состояний: «Ласковый мелок», «Тень», «Волшебный стул»
Парные и групповые упражнения:«Поводырь», «Зеркало» , “Парный танец»
Расслабляющие игры: «На облаке», «Радуга», «Грозовые облака».
Игры на снятие агрессии: «Маленькое приведение», «Сороконожка», «Шум растет», «Злые – добрые кошки»
Игры на преодоление импульсивности: « 4 стихии», «Будь внимательным», «Флажок» «Стоп», «Запрещенное движение», «Смотри на руки»
Цель: развитие умения различать и передавать емоции.
Ведущий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура радости (страха, стыда и т.д.) замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру и игра повторяется
Игра «Мое настроение»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении — все зависит от фантазии и желания ребенка.
Цель: расслабить мышцы спины.
Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз
Упражнение «Щенок отряхивается»
Цель: Коррекция тревожности, снятие мышечных зажимов.
Предложите ребенку показать, как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком.
Игра «Шум растет»
Цель: отреагирование агрессии, снятие напряжения.
Ведущий говорит: «ребята, мы сегодня научимся играть в новую игру, где разговаривать будут ваши щечки и горлышки. Называется игра «Шум растет». Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж!». наконец, Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжжж. ». Давайте все вместе покажем, как рос Шумок!».
Игра «Злые – добрые кошки»
Цель: снятие общей агрессии.
Детям предлагается образовать большой круг, По сигналу ведущего дети разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается. Игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковым. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.
Игра «Тень»
Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
В ролике — Взаимосвязь работы по развитию эмоционально-волевой сферы в детском саду и школе «Как мы играем и развиваем эмоционально-волевую сферу детей» показана работа на практике.
Источник