- Эмоциональный интеллект: 4 основные составляющие, способы развития, модель способностей
- Эмоциональный интеллект человека – это гибкий навык
- Известные люди об «эмоциональном интеллекте»
- Формула эмоционального интеллекта человека
- Эмоциональная грамотность
- Качества человека с высоким эмоциональным интеллектом
- Эмоциональный интеллект – это врожденный навык
- 4 способа «прокачки» эмоционального интеллекта
- Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
- Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Как развивать эмоциональный интеллект?
- Про понимание себя
- Про общение со сверстниками
- Про общение с родителями
Эмоциональный интеллект: 4 основные составляющие, способы развития, модель способностей
Управлять своими и чужими эмоциями было для меня всегда «высшим пилотажем». Очень многие вещи я просто не понимала, и сейчас иногда меня вводят в тупик поведение близких, и чужих людей. Мне всегда казалось, что нужно промолчать, деликатно отступить. Но люди иногда совсем этого не понимают. Говорят же, что «протянешь руку, а они потом тебе на голову сядут»… это вот об этом! Как же все-таки советуют поступать психологи, и почему так важно развивать эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект человека – это гибкий навык
Обаятельный, коммуникабельный человек всегда добивается в жизни того, что он хочет. Уверена в этом на все 100%. Это очень хорошее умение «ладить с людьми и с самим собой».
Чаще всего люди умеют ладить с людьми, но ущемляют свои интересы, «заталкивают внутрь, замалчивают» свои эмоции. Они потом болеют от этих «непрожитых своих эмоций» и не понимают почему происходит все в жизни так, что «их никто не понимает».
Много есть людей «эгоистов», которые понимают только себя и свои эмоции и им совсем нет дела до других. И те, и другие люди чаще всего и встречаются. «Баловень судьбы» называют тех, кто умеет быть гибким, но их не так много.
Известные люди об «эмоциональном интеллекте»
Мне было интересно узнать, что Чарльз Дарвин в 1872 году в работе «Выражение эмоций у людей и животных» писал об эмоциональном интеллекте. Это врожденное качество приспосабливаться к внешним условиям помогало первым людям выживать в разных племенах, уметь договариваться и получать «лучшее место под солнцем». Он писал, что «внешние эмоции помогают лучше адаптироваться и выживать среди первобытных людей».
Для меня более близко звучит определение эмоционального интеллекта у Дэвида Векслера. Он считал, что эмоциональный интеллект человека – это:
- Целенаправленные действия
- Рациональное мышление (мне кажется, что осознанное)
- Эффективное взаимодействие с окружающим миром («легкое» построение коммуникаций)
Дальнейшее развитие этого понятия дали многие ученые мира:
- Говард Гарднер разделил эмоциональный интеллект на внутриличностный и межличностный
- Рувен Бар-Он ввел понятие эмоционального коэффициента EQ и создал тест
- Дэниел Гоулман написал книгу об эмоциональном интеллекте и об истории его развития
- 21 век продолжил исследования об эмоциональном интеллекте, и сейчас уже накоплены данные «о мозговом обеспечении эмоционального интеллекта»
Формула эмоционального интеллекта человека
Сейчас выведена формула или «модель способностей» эмоционального интеллекта человека.
Названа эта модель по фамилиям основателей этой формулы: Майер-Саловей-Карузо.
Эта формула выделяет четыре составляющие эмоционального интеллекта человека:
- Восприятие эмоций: своих и чужих
- Использование эмоций для мотивации своих мыслительных процессов в голове и креативности
- Четко распознавать, где мысли, а где эмоции, т.е. понимание эмоций, и сложных чувств
- Управлять своими и чужими эмоциями, а также способность направлять их в «нужное русло» для решения задач
Есть еще и другие модели эмоционального интеллекта и социального интеллекта, ее называют моделью Рувена Бар-Она.
Их роднит самое главное, что это осознанный взрослый человек, который полагается на себя, осознает свои чувства, не чужд к чужим чувствам, и может быть достаточно гибким, способным к решению многих задач.
И при этом как бы не тяжело ему давались эти решения, он все же счастлив, удовлетворен собой, другими и ощущает гармонию жизни.
Эмоциональная грамотность
Однако, есть еще один ученый Клод Штайнер, который ввел такой термин как эмоциональная грамотность. Под ней он понимает, что каждый человек, который хочет «легко плыть по течению» жизни должен уметь:
- Осознавать свои чувства, не скрывать их от себя
- Уметь сопереживать
- Научиться управлению своими эмоциями, самоконтроль их
- Необходимо научиться побеждать свои эмоции, объяснять их
- Учиться принимать и понимать чужие чувства, и научиться взаимодействовать с другими людьми
Наверное, это и есть тот самый «ключ к успеху» во всех сферах жизни. Гармоничная личность обладает высокими показателями и IQ, и EQ.
Качества человека с высоким эмоциональным интеллектом
- Харизма и обаяние
- Коммуникабельность
- Стрессоустойчивость
- Высокая работоспособность
- Ответственность
- Результативность
- Позитивное мышление
Эмоциональный интеллект – это врожденный навык
Обычно его можно увидеть среди детей в «песочнице». Признанный лидер, но он и договариваться умеет, и поделиться тем, что у него есть, и ладить со всеми детьми может. Многие думают, что это правильное воспитание. Однако, ученые доказали, что это врожденный навык.
Его можно подтянуть, как и IQ.
Рекомендуют для этого:
- Интересоваться и читать психологическую литературу
- Практиковать в себе различные эмоции, чаще задавая себе вопрос: «Что я чувствую?»
- Умение слушать и слышать других людей
- Разговаривать с окружающими про свои и чужие эмоции
- Посещать курсы психологической грамотности и духовного роста
Можно быть умным с высоким IQ, и совсем не иметь эмоционального интеллекта EQ. А это будет сильно сказываться на всех ваших сферах жизни: и дома, и на работе. Это как с историком Соколовым. Не понятно почему, но все же «плохое» произошло… это вот об этом!
Что же делать, чтобы при всей вашей образованности, простое обращение с вами становится напряженным, негативным и просто неприятным? Какие навыки стоит в себе «прокачивать»?
4 способа «прокачки» эмоционального интеллекта
Это желание понять и принять свои эмоции. Не критиковать себя, а именно понять себя. Признать, что «вы – совсем не идеальный человек», что и вам бывает плохо, что есть нелицеприятные поступки, ошибки в отношениях, что есть ваши переживания по этому поводу.
Вот это и есть осознанность. Признать в себе какие-то, только вам понятные слабости. Уберите на это время все СМИ, гаджеты, социальные сети…Просто погуляйте на природе, пообщайтесь «вживую» с другими людьми, посмотрите на себя глазами своего окружения!
- Направляйте свои эмоции в нужное русло
Очень долгое время я считала плохим навыком показывать свои эмоции, считала, что человек должен быть всегда сдержанным и понимать других людей. Принимала критику в свой адрес, обижалась, уходила от многих людей… Пока в конце концов не поняла своих эмоций, и не научилась защищать себя.
Со временем, когда я начала заниматься духовным ростом, то и стала лучше понимать эмоции других людей.
«Женщины — артистки» в жизни живут в семье, и делают карьеру гораздо быстрее и живут в семье гораздо легче. Этому умению можно научиться. Была такая писательница, женский психолог Наталия Покатилова, которая писала, что «женщина все и всегда должна получать без войны». Это очень хорошее женское качество!
- Признание чужих эмоций
С этим всегда труднее. Например, тем, у кого обостренное чувство справедливости. Часто понимаешь, что ты прав, но другой человек плачет от твоей правоты. И это всегда удручает. Поэтому психологи в семье всегда рекомендуют задавать всего лишь один вопрос в споре: «Ты хочешь быть прав ИЛИ счастлив?»
Признавайте и уважайте эмоциональные потребности в паре, так легче сосуществовать вместе. Учитесь сопереживать и близким, и чужим людям.
Есть ваше желание получить что-то и лучше в кратчайшие сроки, но вот мотивации нет совсем. Поэтому учиться нужно «маленьким шагам» преодоления своего нехотения что-то делать.
Наверное, у каждого есть в окружении человек, который вызывает у вас восхищение. Он всегда чем-то занят, иногда даже без финансовой составляющей, и просто потому, что он относится к категории «неравнодушного» человека, у него «есть интерес к жизни».
Он пробует все! И растит цветы, и найдет новый рецепт торта, исследует новый маршрут путешествия, сделает новую маску для лица, либо читает и изучает какой-то новый язык! Этот человек мотивирован на «жизнь». Причем ему интересно самому «жить».
Проверьте свой эмоциональный интеллект с помощью онлайн тестов:
Для прокачки и развития своих интеллектуальных возможностей рекомендуем обратить внимание на обучающие платформы:
- Викиум тренажеры для мозга – онлайн-платформа для тренировки памяти, внимания и мышления. Проект основан на научных разработках, после тестирования специальный алгоритм подбирает для пользователя индивидуальный набор тренировок и составляет персональную программу развития. Викиум работает с 2013 года, входит в 35 крупнейших EdTech-компаний России (по рейтингу РБК). Ежемесячно на платформе занимаются >60 тыс. пользователей.
- BrainApps фитнес для мозга — сервис для улучшения производительности мозга и развития познавательных функций: памяти, внимания и мышления с помощью специальных онлайн-тренажеров и учебных курсов.
А вы как считаете, что лучше иметь высокие умственные способности IQ или эмоциональный интеллект EQ?
Источник
Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции, чувства и переживания — свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.
Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.
Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании. Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков.
Подростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.
Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.
Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.
Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.
Про понимание себя
Упражнение «Квадрат настроений»
Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.
Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?
Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.
Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.
Про общение со сверстниками
Упражнение «Не обижайся!»
Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.
Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.
Про общение с родителями
Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».
Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.
1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».
2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».
3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».
Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».
Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.
Источник