Как понять эмоциональное напряжение

Состояние эмоционального напряжения: что толкает, а что уберегает от «взрыва»?

Причины стресса, Как справиться со стрессом Ирина Васильева Состояние эмоционального напряжения порою трудно заметить и вовремя насторожиться. Прежде всего потому, что у других оно возникает и протекает совсем не так, как у нас с вами. А мы, зачастую, еще и не туда смотрим.

Добрый день, уважаемый читатель! Признайтесь честно, сколько раз вам казались «ерундой» переживания ваших друзей, близких, знакомых? Как часто, занятые более «важными» делами, вы «отмахивались» от очевидных проявлений глубокого стресса у детей или пожилых родителей? Как же с этим разобраться, как отличить «ерунду» от явных признаков того, что близкий переживает эмоциональный стресс и, скорее всего, нуждается в профессиональной помощи?

Прочитав сегодняшнюю публикацию, вы совершенно точно сможете если уж не диагностировать, то хотя бы четко сориентироваться в наличие нервно-эмоционального напряжения у человека. А, следовательно, вовремя придете ему на помощь, не доводя ситуацию до нервного срыва.

Проявления нервного напряжения у подростков

Пубертатный период – это почти всегда сплошной период эмоционального напряжения. Вспомните себя. У большинства из нас за один только день без видимых причин могло смениться несколько «настроений»: от глубокой печали до неумеренного восторга.

Не обращать внимания на проявления негативизма, импульсивности, резких смен настроения и эмоциональной лабильности нельзя. Но и «бить тревогу», подозревать подростка в психических нарушениях тоже не стоит.

Отнеситесь к подобным проявлениям как к неизбежному возрастному этапу роста и развития. Подростки всегда требуют более нежного, бережного обращения, не смотря на кажущуюся «взрослость» и «колючесть».

Проявления переживания нервного напряжения у подростка могут иметь как детские, так и взрослые особенности. И это неудивительно. Ведь пубертатный период – это как раз процесс перехода от «периода беззаботности» к суровой реальности.

Также не стоит постоянно давить на ребенка, помните о том, что кроме эмоциональной нестабильности, этому возрасту свойственна повышенная утомляемость, особенно от монотонных действий.

Психоэмоциональное напряжение (рекомедации для родителей)

МБОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №1»

(рекомедации для родителей)

– это негативные эмоциональные состояния, которые связаны с неудовлетворенными потребностями. Как проявляется психоэмоциональное напряжение? Тело реагирует на эмоциональный раздражитель — мышечным зажимом. Ученые выяснили, что напряжения, которые человек чаще всего испытывает можно «прочитать» по его мышцам. Мышечное напряжение способствует ухудшению общего состояния человека. Профилактикой психоэмоционального напряжения является здоровый сон, правильное питание, достаточные физические нагрузки, закаливание.

Уважаемые родители, наблюдая за своим ребенком, вы можете заметить

признаки психоэмоционального напряжения.

1. Трудность засыпания и беспокойный сон.

2. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла.

3. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.

4. Рассеянность, невнимательность.

5. Беспокойство, непоседливость.

6. Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним.

7. Проявление упрямства.

8. Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора, ест, заглатывая при этом пищу

(или наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).

9. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников.

10. Игра с половыми органами.

11. Подергивание плечами, качание головой, дрожание.

12. Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения.

13. Повышенная тревожность.

14. Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

Если вы заметили хотя бы половину вышеперечисленных признаков, то это может говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, но только в том случае, если они не наблюдались ранее. Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам.

Необходимо уменьшить нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие, многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач. Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, диск с записями шума моря или звука дождя, вспомнить все радости прошедшего дня, спланировать, чем можно заняться завтра. Примеры упражнений, которые необходимы для снятия психоэмоционального напряжения, как для детей, так и для родителей.

Упражнения на снижение психоэмоционального напряжения

Упражнение Цель и ход упражнения
1 «Брыкание».

Автор Чистякова М. М.

способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь, пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

2 Упражнение «Сосулька». Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете сосульку), на выдохе разжать (ощущение легкого тепла).
3 «Кулачок». способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрессии и мышечной релаксации.

Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулак крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

4 «Тяни». Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто хотите что-то достать), опустите руки – на выдохе
5 Кукла «Бобо». способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

Эмоциональное напряжение у ребенка накапливается постепенно, и, когда ему удается выплеснуть его, он снова становится спокойным и уравновешенным. Если ребенку дать возможность выместить напряжение на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его 7

поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Ее легко сделать самим, например, из подушки: пришить к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделать «лицо» — кукла готова. Можно сделать ее более плотной, набив плотный чехол песком или ватой. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выплеснув психоэмоциональное напряжение, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

Иногда и взрослому хочется пнуть такую куклу. Не стесняйтесь сделать это, и вы сами увидите, насколько быстро проходят негативные, агрессивные чувства.

6 «Бабочка». Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылышки), на выдохе лопатки — развести (бабочка расправила крылышки).
7 «Будущие чемпионы».

Автор Кряжева Н. Л.

эта игра позволяет ребенку выместить в игровой форме на неодушевленный предмет свои агрессивные тенденции, свою «энергию кулака».

Многие дети хотят стать в будущем великими спортсменами, чемпионами мира и олимпийских игр. Для этого надо много тренироваться. Например, маленькие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям «отработать» его. Для этого вам понадобится что-то большое и мягкое: подушка, диванный пуфик, перина и т. п. Будущий боксер изо всех сил бьет по этой подушке, стараясь, чтобы удар был как можно сильнее и точнее.

8 «Черепаха». Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха вы сунула голову из панциря).
9 «Высвобождение гнева».

Автор Рудестам К

снятие психо-эмоционального напряжения.

Ребенок встает лицом к объекту, на который будет вымещаться агрессия (кровать, мягкий стул или куча подушек). Он наносит удары по этому объекту. Удары должны быть сильными, но наноситься расслабленной рукой. Наносить их можно пластиковой выбивалкой, ракеткой для игры в бадминтон, рукой или бейсбольной битой. В нанесение удара включается все тело, при этом можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

10 «Пяточки». Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки), на выдохе — опустить.
11 «Котик» Снятие эмоционального напряжения. Упражнение выполняется на ковре. Придумывается сказка о котике, который нежится на солнышке, потягивается, царапает коврик, умывается и т. д. Ребенок выполняет движения изображая котенка.
12 «Носочки». Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки), на выдохе — расслабить ноги и опустить.
13 «Муравей» Представить, что на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросьте муравья с ножек, выдохнете воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)
14 «Киндер — сюрприз» снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный зверек. Вытяни ладошки. Возьми в ладошки, согрей его, сложи ладошки, спрячь в них зверька, подыши на него, согревая своим дыханием, приложи ладошки к груди, отдай ему свою ласку, доброту».
15 «Бяка – Бука». Наморщить лоб, нос, свести глаза «в кучу» на вдохе, на выдохе — вернуться в обратное положение.
16 «Шары» снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.

Ребенок и родитель стоят, поднимают с пола вверх воображаемые шары от маленького до большого, изображают их тяжесть.

17 «Уходи, злость, уходи!» снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.

Играющие ложатся на ковер по кругу. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу и кричать: «Уходи, злость, уходи!» Время выполнения упражнения 3 минуты. Затем ребенок и взрослый ложатся в позу «звезды», спокойно лежат, слушая музыку.

18 «Буратино». . На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино»), на выдохе — губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух со звуками: «У-тю-тю-тю-тю».
19 «Ласковый мелок» Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений. Содержание: Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
20 «Драка» Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Содержание: Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

21 «Смелая кукла» Игра способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка. Содержание: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще раз.
22 «Изобрази героя» Игра помогает расслабить мышцы лица. Содержание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т. д.)?» Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это. Данную игру можно порекомендовать тревожным детям и их тревожным родителям. Уважаемые родители, помните: психоэмоционнальное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека. Если родитель часто находиться в состоянии нервного напряжения, то это напряжение он невольно передает своему ребенку. Поэтому, мы рекомендуем вам следить за своим внутренним состоянием, вовремя позаботиться об отдыхе, спланировать отдых с ребенком и понимать важность этих мероприятий.

Правила поведения для родителей

1. Если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

2. Спокойный эмоциональный климат в семье является профилактикой страхов. К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка. Все что угодно, можно объяснить спокойно!

3. Относитесь к страхам детей серьезно, это не просто капризы, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость». Ведь страх — опасная эмоция человека.

4. Постоянно уверяйте своего ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.

5. Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха. Малыш обязательно научится сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей, родительской помощи.

Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у ребенка началась паника, отвлеките наблюдением за чем-нибудь (например, посмотрите в окно). Больше разговаривайте с ребенком!

Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

Уважаемые родители, мы уверены, что информация, которую мы для вас подготовили поможет вам в преодолении страхов у ваших детей. Самое главное для родителя не оказаться сторонним наблюдателем в тот момент, когда ребенку нужна помощь и поддержка. Всегда действуйте — не ошибается тот, кто ничего не делает. Анализ ошибки есть мудрость.

Портрет неуверенного ребенка

Неуверенный в себе ребенок, ощущая себя очень несчастным, бывает робким, озлобленным, плаксивым, а также беспокойным, раздражительным, неконтактным. Его неуверенность в себе проявляется либо в крайней решительности его действий для достижения какого-то положительного результата, либо, наоборот, в полном безволии. Он способен страдать от постоянного страха, что его накажут, отвергнут, прогонят, куда-то отправят. У него могут появиться навязчивые нервозные привычки — он начнет сосать палец, грызть ногти, часто мочиться в постель, совершать непроизвольные спазматические движения. Он может беспрестанно ссориться с товарищами и цепляться за мамину юбку, даже в каком-то плане производить впечатление ребенка с замедленным развитием.

Советы родителям, которые могут помочь ребенку стать уверенным в социальной среде

1. Поощряйте контакт взглядом.

Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику.

2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор.

Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

3. Тренировка навыков общения с младшими детьми

Специалисты рекомендуют сводить застенчивых детей старшего возраста с младшими братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребенком или ребенком ваших друзей для непродолжительных игр. Работа приходящей няней — великолепная возможность для застенчивых детей попрактиковаться в социальных навыках: начать разговор, посмотреть в глаза в том, что ребенок стесняется делать со своими ровесниками.

4. Создайте условия для игр в паре.

Встречи для игр в паре — лучшее средство развития социальной уверенности. В этом случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоем пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу. Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.

Если вы хотите, чтобы ваш застенчивый малыш стал более уверенным в себе, учите его отстаивать собственное мнение. И не где-нибудь там, вдали от дома, а прежде всего здесь, в вашей квартире, в разговорах и спорах с вами. Конечно, без грубости и хамства, но и вы тоже не кипятитесь, натолкнувшись на несогласие. Важное дополнение к сказанному: чтобы научить ребенка отстаивать собственное мнение, для начала нужно этим мнением поинтересоваться. И обязательно давайте ему возможность говорить «нет» в ситуациях, в которых у него есть выбор.

Научите своего ребенка нормально воспринимать шутки других людей, да и сами с малышом выучите какой-нибудь детский анекдот или шутку. Ведь юмор и улыбка — отличное средство в трудных ситуациях.

Приучайте ребенка к положительной самооценке.

Тренируйтесь вместе перед зеркалом произносить такие чудодейственные фразы, как: «Я смелый», «Я уверенный в себе» и т.д. Например, отлично поднимет настроение, когда утречком, сонные, неумытые и непричесанные, вы, глядя с улыбкой в зеркало, серьезно произнесѐте хором: «Какие мы все-таки красивые!» (для мамы с дочкой).

Помогите своему ребенку, ведь уверенность в себе тренируется постепенно. Скоро ваш ребенок перестанет бояться подходить к другим деткам или проситься в игру, смело станет высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения. И в этом будет ваша заслуга.

Желаем успехов Вам и Вашему ребенку

Игры на напряжение и расслабление мышц рук:

1. Игры с «шишками» (на напряжение и расслабление мышц рук).

Шишки разламываются на мелкие кусочки. Откинуть их в стороны и уронить руки вдоль туловища – руки отдыхают. Выполнение 2-3 раза.

2. Игры с «муравьем» (на напряжение и расслабление мышц ног).

3. Игра «Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Психогимнастические этюды М.И. Чистяковой

адаптированы к старшему дошкольному возрасту, посвящены определенному разделу психомоторики. Они направлены как на развитие воображения, так и на снятие эмоциональной напряженности. Такие упражнения как: «Расставь посты», «Слушай команду» помогут успокоить возбужденных детей. Расслабить мышцы помогут этюды «Штанга», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Конкурс лентяев» и другие.

, включающие сочетание элементов точечного массажа с поглаживанием, растиранием, легким постукиванием способствуют расслаблению мышц и снятию эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

— эффективный метод снятия эмоционального напряжения. Исследования доктора биологических наук, профессора В.Д.Ильичёва доказали, что пение птиц приводит в равновесие все процессы, происходящие в человеческом организме.

Пассивные формы музыкотерапии

по И.Р. Тарханову, М.Я. Мудрову помогут установить эмоциональный контакт с детьми, снять мышечное напряжение и эмоциональное напряжение перед сном, во время пробуждения, а так же в процессе речевой деятельности.

После проведения куклотерапии

, основанной на процессе индентификации ребёнка с добрым, бесстрашным героем, дети испытывают облегчение, снятие эмоционального напряжения.

Благотворно влияет на состояние ребёнка живопись с помощью пальцев рук,

так как она успокаивает и расслабляет, позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и с помощью красок отследить эмоциональное состояние. Ведь палитра красок смешивается, переливается и разливается как чувства.

Работа с глиной

, так называемая глинотерапия, оставляет приятные тактильные ощущения, помогает расслабиться, снять эмоциональные зажимы. При работе с глиной можно выполнить следующие задания:

1. Закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним.

Какой он: холодный, тёплый, влажный, сухой?

2. Сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки.

3. Проткните глину, пошлёпайте по ней;

4. Оторвите кусочек и сделайте змейку, а теперь сожмите кусок.

, пескотерапия — стабилизируют эмоциональное состояние ребёнка.

Особое внимание хочется обратить на использование в работе с детьми сказкотерапии

– лечение сказками, при котором происходит совместное с ребёнком открытие внутреннего мира ребёнка. Сказка поможет детям, как активизироваться, так и расслабиться.

Таким образом, все выше приведённые технологии и методики позволяют снять эмоциональное напряжение у детей дошкольного возраста, а так же направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и в семье.

Симптомы переживания эмоционального напряжения у взрослого человека

  1. Ощущение нескончаемости дел, трудности в разграничении времени на труд и времени на отдых.
  2. Потеря интереса к другим людям, ощущение раздражения на них и одновременная боязнь уединения, страх одиночества.
  3. Готовность «взорваться» в любую минуту.
  4. Чувство, что никому «не доверяю», ощущение враждебности окружающего мира.
  5. Утрата способности смеяться, отсутствие чувства юмора, неспособность выразить позитивные эмоции.
  6. Снижение концентрации внимания, проблемы с памятью, ригидность мышления, неспособность к творчеству, созданию новых идей, образов.
  7. Страх перед будущим, постоянное ожидание неудачи, «черного дня», ощущение собственной несостоятельности.
  8. Опасение показать истинные эмоции, чувства, мысли, боязнь быть неверно понятым.
  9. Ощущение собственной непривлекательности, чувство стыда за свою внешность.
  10. Страх заболеть.
  11. Постоянное чувство вины.
  12. Потеря интереса к жизни.

Если вы обнаружили у себя три и более из вышеперечисленных признаков, впору задуматься о собственном благополучии.

Поразмышляйте над указанными симптомами: есть ли какие-то типичные ситуации, после которых возникают подобные чувства. Соответствует ли образ жизни вашим ожиданиям и запросам? Часто ли вы позволяете себе отдыхать? И нет ли в вашей жизни повышенной эмоциональной и интеллектуальной нагрузки?

А, может быть, уже пора серьезнее отнестись к своей стрессоустойчивости?

Для тех, кто желает изменить свою эмоциональную жизнь к лучшему, я написала книгу «Как разрешить себе сильные переживания, эмоции и чувства, не разрушая себя и окружающих».

Источник

Читайте также:  Все что приносит радость вредно
Оцените статью