Как понять чувство страдание

Страдание

Страдание – это сложное эмоциональное напряжение с крайне неприятными, тягостными и мучительными ощущениями живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки, лишения.
Страдание по З Фрейду имеет три источника. Источники страдания таковы:
1. Предвосхищающие силы природы;
2. Бренность человеческого тела;
3. Недостатки интуиции, регулирующие взаимоотношения людей, в семье, обществе, государстве (В.Б.Шапарь с. 633).

Р.С.Немов в книге «психологический словарь» пишет: «Страдание психологическое состояние человека, характеризующееся глубокими, длительными и неприятными эмоциональными переживаниями типа горя печали, боли, тоски. При страдании соответствующие состояния обычно отчетливо и специфическим образом проявляются в мимике, жестах, пантомимике и других экспрессивно-выразительных движениях человека (с.419)
У. Макдауголл считает, что «существуют две первичные и фундаментальные формы чувства – удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. Удовольствие является следствием и знаком успеха, как полого, так и частичного, страдание – следствием и знаком неуспеха и фрустрации. Возможно, что примитивное удовольствие и страдание были альтернативами, практически друг друга взаимоисключающими»(с. 143).
Страдание может перейти в страдальчество.
Страдальчество — склонность направлять деструктивное, болезненное или оскорбительное самомучение. Предполагается, что посредством самомучения человек освобождается от чувства вины подобно тому, как исповедующийся в грехах или кающийся грешник испытывает облегчение. Впервые страдальчество описал Ф.М.Достоевский.

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/stradanie
Страдание — болезненное состояние организма в результате холода, голода, травм и других неприятностей.
Страдание часто отождествляется с чувством страдания, но это неточно.
Страдание как чувство
Страдание как чувство — (душевная боль) может быть и при отсутствии реальных страданий, также как и при наличии реальных неприятностей у человека может быть оптимистичный и позитивный настрой, без переживания страданий. Страдания характерны для людей с негативным мышлением. Типичные проявления страдания — обида, плач, причитания, печаль, расстройство, горе.
Страдание как переживание, как чувство страдания часто отождествляется состраданием как событием и фактом, но это неточно. Чувство страдания (чувство голода, холода, душевной боли) может быть и при отсутствии реальных страданий, также как и при наличии реальных неприятностей у человека может быть оптимистичный и позитивный настрой, без переживания страданий.
Страдание может быть способом требовать с другого человека: ты видишь, как мне плохо, поэтому ты, сволочь, обязан… Своеобразный способ привязывать и тянуть с другого человека.
Люди переживательного типа (и аналогичные общества) величину ценности измеряют временем и глубиной страдания при ее потери.
Вдова плачет — значит, любит. «Всякое истинное желание должно быть выстрадано…»
Понятно, что это не самый разумный подход. Люди деятельного типа (и аналогичные общества) величину ценности измеряют готовностью добыть и бережностью в использовании.
Жена заботится — значит, любит.
Какова природа чувства страдания? Чаще всего это выученное поведение, иногда имеющее целью (условной выгодой) привлечение внимания, когда-то оправдание или самооправдание — через убеждение себя или других в том, что потеря была ценима, и нередко является игрой на жалость. Если ребенок расстроился и расплакался, когда разбил чашку — его не накажут. А если не расстроился…
Страдать даже в трудных ситуациях не обязательно, есть более удачные способы поведения.
Господь дал мне три замечательных качества:
Мужество бороться там, где есть шанс победить,
Терпение — принять то, что победить не в силах и
Ум — способность отличать одно от другого.
И еще раз: посмотрите далее статью Душевная боль.

Душевная боль
Автор: Н.И. Козлов
Взрослые люди нередко создают душевную боль сами себе. Если ты знаешь, что твоя графиня не вернется, то зачем ты поставил ее фотографию перед собой? Чтобы травить душу?
Душевная боль, боль душевного тела — популярная психологическая метафора, ставшая в силу популярности жизненной реальностью.
Душевная боль как сказка нашей культуры — богатое переживание, говорящее о глубине и близости отношений. Душевная боль как житейское обстоятельство, как реальность — неприятное ощущение психосоматического характера, ответственность за возникновение которого перекладывается на внешние обстоятельства и окружающих.
Душевная боль возникает тогда, когда у человека в какой-то ситуации возникло физическое напряжение и задержка дыхания — связанная, например, с переживанием страха или задержанного гнева. Если эту ситуацию человек оформляет в сказку душевной боли, осмысляет ее не как чистую физиологию, а как событие его душевной жизни, а еще точнее — как неприятность или кошмар-ужас, то теперь он не просто ощущает мышечные напряжения и зажимы, а уже переживает душевную боль.
Иногда душевная боль возникает как реакция, как ассоциативная связь какого-либо неприятного события с памятью о прошлых больных переживаниях, иногда взрослые люди создают душевную боль сами себе.
Если ты знаешь, что твоя любимая женщина не вернется, то зачем ты поставил ее фотографию перед собой? Чтобы травить душу?
Нередко за душевной болью стоит та или иная внутренняя выгода: желание привлечь к себе внимание, страх неудачи, месть или борьба за власть. Нужно учесть и то, что современная культура душевную боль культивирует. Она воспитывает людей с душевной болью, считая ее добродетелью и приучая к тому, что переживание душевной боли естественно, неизбежно и есть достоинство воспитанного человека.
«У него ДУША БОЛИТ за дело!» / «Ну вы обо мне хотя бы немножко скучали?» / «Конечно, я расстроился! Мне же это не безразлично!»
Если душу не бередить, душевная боль проходит сама примерно с той же скоростью, с какой расслабляются мышечные зажимы: у детей за несколько часов, у взрослых за несколько дней, у людей пожилых за несколько недель.
К сожалению, у людей, склонных к больным переживаниям, есть привычка «сыпать соль на рану»: поднимать больные темы, видеться с человеком, к которому привязан, но отношения с которым бесперспективны, в ситуации острого переживания («незатянувшейся душевной раны») вспоминать о том, что было дорого, но уже не вернуть. Как возможность занять пустоту в душе или развлечь себя любимым делом попереживания, это понять можно, однако всерьез так мучить себя глупо и недостойно.
Учтем, что душевную боль могут осознанно или нет создавать окружающие вас люди (способы те же — поднимать больные для вас темы, напрягать привязанность, ударять по больным точкам в душе). В таком случае, возможно, вам стоит пересмотреть отношения с этими людьми, либо хотя бы временно уменьшить с ними контакты.
Возникновение душевной боли можно предупреждать, развивая свою эмоциональную стабильность, тренируя свою душевную стойкость, крепя душевную неуязвимость при встрече хотя бы с жизненными мелочами.
Самое смешное, тем не менее эффективно работающее средство — это, как ни странно, жвачка. Неоднократно проверено: если только страдалец начинает энергично и прочувственно обрабатывать сладкую резину челюстями, спустя минут десять исчезает и сладость жвачки, и горечь страдания. Дело в том, что душевные страдания предполагают достаточно тонкую работу лицевых мышц, а тупые и жесткие движения челюстей при жевании жвачки их уничтожают.
Ну не жуют при страдании! А если все-таки жуют, значит, приходится страдания отменять. Попробуйте представить:
– Луис Альберто, я так страдаю! — прошептала Марианна, пережевывая жвачку.
Впрочем, и любые другие тонкие душевные движения жвачкой уничтожаются так же надежно. Хотите ни любить, ни страдать — жуйте жвачку.

Читайте также:  Можно ли вылечить рекуррентную депрессию полностью

Жвачка и душевные страдания — две вещи несовместные.

Снятие душевной боли в работе психолога — отдельная тема, тут приходится говорить про очень разные вещи. Одно дело — снятие острой душевной боли, другое — кропотливая работа по устранению больных точек в душе. В любом случае все реально, было бы желание. Именно это — самое главное.

Истероид и страдание Автор — А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»
«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», — истероид ищет страдания, потому что это привлекает к нему внимание. Он упивается своим страданием, не то что паранойяльный: тот всеми силами стремится избавиться от страдания и всех ставит на уши, чтобы ему помогли. Чтобы избавили. А истероиду нужно, чтобы ему сострадали и возились с ним. Всем нравится, когда с ними нянчатся, и не нравится, когда бросают в беде. Но истероид буквально купается в своих страданиях и хочет, чтобы все вокруг него суетились.
Посмотрите, дескать, как я страдаю, меня надо пожалеть.
Истероид стремится вызвать к себе не только сочувствие, но в большей степени жалость. Если не хватает естественных поводов для жалости, истероид что-то сделает недостаточно аккуратно и порежется, появится кровь, вокруг все будут бегать, а он окажется в центре внимания. Айша (Сугробова) называет такие случаи «самострелами».
А иногда в истерическом припадке дело доходит и до демонстративного членовредительства, порезов на локтевых сгибах, якобы для того чтобы вскрыть вены; добираются они чаще лишь до мелких сосудов, но крови много.
И вот: смотрите, до чего вы меня довели, смотрите, как мне плохо.
Гипотимы идут в монахи или в религиозные общины потому, что ищут тихого сочувствия, хотят, чтобы их приголубили. А истероиды жаждут громкого сочувствия: пожалейте меня, видите, как я страдаю.
Истероид вовлекает всех в свои страдания.
У истероидов — это крик о помощи. Когда истероидка проглатывает десяток таблеток и раскладывает десяток записок с указанием, где ее искать, — это она сообщает всем, что она покинута, что все ее бросили. И в голове: «Смотрите, как красиво я умру, все вы только тогда поймете, кого потеряли». Она думает и о том, помните, как будет смотреться в гробу. Да, это не шизоид, который может прийти к суициду потому, что схема мира в его голове не сложилась. А у истероида попытка суицида означает: «Я вообще-то жить хочу, но так жить не могу».
«Лет десять назад «Литературная газета» заинтересовалась вопросом суицида, И я дал небольшое интервью на тему того света. Я сказал, что до Страшного суда сам человек вершит суд над собой. И он необратимый, этот суд. Он тоже страшный, именно потому, что необратимый (ведь можно не рассчитать — проглотить на таблетку больше, и тогда конец). А кто судья? Мое разбушевавшееся самолюбие. Но ведь даже смертную казнь отменяют, чтобы в случае судебной ошибки не было необратимости. А тут сам человек может допустить «судебную» ошибку по отношению к себе. Здесь ведь он в одном лице и подсудимый, и жертва, и адвокат, и прокурор, и палач, и судья. »
Это я обращаюсь к человеку, решающему свести счеты с собой. Но те, кто окружает его, тоже могут воспользоваться этим рассуждением, чтобы его отговорить. Ведь такое состояние пройдет, и все начнет видеться, как чаще всего бывает, совсем в ином свете. И человек не имеет здесь права на ошибку, как не имеет права на ошибку судья.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Страдание — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений человека, при котором он испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки.
Согласно словарю Ожегова, страдание— физическая или нравственная боль, мучение. НФЭ определяет страдание как «претерпевание, противоположность деятельности; состояние боли, болезни, горя, печали, страха, тоски и тревоги». В то же время это форма активного напряжения физических и духовно-нравственных сил человека или совокупности индивидов; среди его свойств упоминают также отчаяние, раздвоение, страсти. Отмечают также, что страданию имманентен, в той или иной мере, опыт познания.

Большая энциклопедия по психиатрии (2-е изд., 2012) приводит в качестве этимологии общеславянское «страда» — работа, нужда; лат. sterno – повергать в уныние, губить. И. В. Дробышева указывает греческое «страдание, болезнь, мучение», считающиеся родственными греческое «острый, грубый», лат. strnuus «усердный, предприимчивый».
В философии

По А. А. Чанышеву, «для античного мировосприятия вопрос о смысле (цели, оправданности) страдания почти невозможен», оно «выпадает на долю человека по закону, безразличному к отдельному лицу (рок)».
Со времён Аристотеля страдание наделяется категориальным статусом, это одна из десяти выделяемых им философских категорий.
Эпикур считал, что мудрость, как результат изучения философии, исцеляет от душевных страданий.
В литературе

В русской литературе
Достоевский в своих сочинениях проводит идею очистительного страдания. Алексей Ремизов противопоставляет страдание как полезные или необходимые неприятности и муке как бессмысленным неприятностям.
Страдание же есть состояние духовное, светоносное и окрыляющее; оно раскрывает глубину души и единит людей в полуангельском братстве; оно преодолевает животное существование, приоткрывает дали Божии, возводит человека к Богу, побеждает отчаяние, дает надежду и укрепляет веру. В страдании тает тьма и исчезает страх. Ильин И. Творчество А. М. Ремизова

В психологии страдание рассматривается, как состояние сильного внутреннего конфликта человека, когда различные внутренние желания или побуждения входят в противостояние друг с другом, как бы разрывая или наоборот скручивая человека изнутри. Предельное напряжение страдания есть мука.
В работах большинства психологов страдание трактуется как угрожающее здоровью человека состояние, приводящее к неврозам и психозам[.
Исследователь Д. А. Токарев отмечает, что отношение человека к страданию напрямую зависит от его отношения к жизни, от умения найти точку опоры в сложном и противоречивом мире.
По мнению исследовательницы Марии Бабалаевой, страдание побеждается любовью, всем жизненным устремлением человека к счастью.
Религия

Читайте также:  Почему во время месячных хочется плакать плохое настроение как с этим бороться

Ввиду того, что, сопровождая человечество на протяжении всей истории, страдания как таковые воспринимались как явное и наиболее острое отражение окружающей объективной действительности, они заняли особое место во многих вероучениях и философских системах. В частности, отдельное место страданиям отводится в буддийской философии, в христианстве, в иудаизме и др.:
•Страдание (буддизм)
•Страдание (христианство)
•Страдание (православие)
В своём трактате «Страдание» К. Льюис, рассматривая страдание через христианское вероучение, выделяет страдание как исцеление, страдание как возмездие, страдание как путь к счастью, страдание как познание, страдание как испытание.

Источник

Страдание. Две стороны одной медали

В нашем обществе принято страдать. Страдают все.

От одиночества, от отношений, наличия детей, отсутствия детей. Не знаем, что делать – страдаем, дел невпроворот — страдаем. Говорят, у нас нет своей национальной идеи. Враньё. Страдание — вот наша идея.

Складывается впечатление, что страдание заложено в нашем «генетическом коде». Так ли это? Давайте проверим. Начнём с определения термина страдание. Определений много. Мне нравится вот это:

«Страдания — это чувства, эмоциональное состояние человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье».

Основной тезис этого определения: страдания — это чувства, которые мы испытываем. Возникает вопрос: Что поддерживает эти чувства, которые вызывают страдания?

Если мы не будем ставить под сомнение искренность и тяжесть переживаемых страданий, то основная физиологическая функция этого комплекса эмоций — информирование человека о неблагоприятном воздействии на него тех или иных агрессивных факторов внешней среды или собственных умозаключений (!).

То есть в «норме», когда мы страдаем мы посылаем сигнал сами себе о саморазрушении и тогда, по идее, должен активироваться наш инстинкт самосохранения и мы должны ограничить /сократить/прекратить наши страдания. Почему этого не происходит? Предлагаю 5 вариантов ответа на Ваш выбор.

1. Страдания могут быть способом редукции внутреннего напряжения

Дело в том, что в некоторых случаях страдания цикличны. Определённая категория людей накапливает негатив (любой, не дифференцированный) по частям, повышая его концентрацию до порогового значения и дальше рефлекторно прорабатывает, сбрасывает его через страдания. Далее этот цикл повторяется.

2. Страдания могут быть способом коммуникации.

Весьма распространённая форма взаимодействия в дисгармоничном партнёрстве. В обычном состоянии здесь общение формализовано, дистантно и не эмоционально. Когда один из партнёров начинает страдать — появляется повод, поле и «выгодность» для коммуникации.

3. Страдания могут быть способом подсознательного манипулирования

Большинство людей воспринимает страдания других с жалостью и желанием помочь. Возникает эффект сострадания, который очень часто проявляется в удовлетворении невербального запроса страдающего.

4. Страдания могут быть способом структурирования жизни

Ещё одна конфигурация страдания, позволяющая на весьма длительный промежуток времени заполнить пустоту и отсутствие цели в собственной жизни. Такой саморазрушительный способ (говорю об этом без сарказма и злой иронии) проживания жизни со временем превращается в «стройную» Я – концепцию.

Основных видов Я – концепций, в основе которых «заложено» страдание как
Процесс и смысл одновременно, всего три:

1. Экзистенциальная концепция — страдание как ответ на окружающую действительность

  • Я – страдающий

  • Я – приносящий себя в жертву миру

  • Я – ждущий, когда же всё это закончится.

2. Концепция «Семейный Подвиг»

  • Я живу ради вас

  • Я терплю ради Семьи (тебя, детей и т. д.)

3. Концепция жизненного краха «Всё Пропало»

  • Ничего изменить невозможно

  • Дальше будет только хуже

  • Не вижу смысла что-либо менять

5. Страдание, как способ соответствия ожиданиям других

Общество поддерживает и поощряет страдания. Потому что так проще управлять и обеспечивать стабильность. Тезис о том, что человек слаб, делает общество «сильным». Этим охотно пользуются все — и «спасители», и «жертвы». Большинство мировых религий также построено на необходимости страдания. Вспомним известную народную мудрость: «Христос терпел и нам велел». Светское общество стоит на тех же позициях: «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать» (И. С. Тургенев) или «Страдания ведут к совершенству» (А. П. Чехов) Так или иначе страдания давно стало универсальной, социально одобряемой платой за изменения. И мы платим, но изменяемся ли?

Все пять типов страдания, которые были описаны выше, имеют одно общее свойство.

Они перестали быть только процессом чувствования, а стали формой взаимодействия человека с внешней средой, социумом. А если уж совсем называть вещи своими именами – иррациональным механизмом психологической защиты.

Мысль о том, что страдать может быть выгодно, далеко не нова. Ниже представлены основные предположения, почему люди выбирают страдание:

1. Страх перемен

2. Неизвестность будущего

3. Низкий уровень ответственности

4. Общественное мнение и т. д.

Убедительно? На мой взгляд, не очень. Давайте, в качестве примера, проанализируем страдания, которые поддерживаются страхом перемен.

Для того, чтобы убедиться что из-за страха перемен страдают далеко не все,
Обратимся к типологии.

  • Ретрограды не страдают, они просто не хотят перемен и не меняются.

  • Манипуляторы – тоже могут не меняться всю жизнь и прекрасно себя чувствуют.

  • Конформисты вообще трактуют понятие перемены исключительно с ситуативной точки зрения.

  • Реалисты – могут не хотеть перемен сейчас или меняться выборочно.

Испытывают ли эти люди страх? Думаю, что в той или иной степени — да, но никто из них не страдает.

Страдание – это удел специфической категории людей.

Есть мнение что в основе предрасположенности к страданиям лежат следующие специфические факторы:

1. Эффект искаженного самовосприятия

Страдалец воспринимает себя в жизни, как своеобразную мишень, в которую целятся «все и всё». Но, вместо того чтобы задать себе вопрос: «Что нужно сделать, чтобы изменить текущее положение вещей?» — он/она задаёт другой вопрос: «Почему это происходит именно со мной?», вызывая рефлексию и продолжение страданий. Инициируя чувство вины, страдалец блокирует собственную потребность в изменениях.

Парадоксально, но факт — большинство страдальцев являются эгоцентристами. И пусть Вас не смущает, что страдалец страдает о ком-то или о чём-то, смотрим глубже. Страдающий человек удовлетворяет свои (и только свои!) потребности. Вопрос — какие это потребности?

Основные базовые потребности страдающего представлены ниже:

  • Самоактуализация — я страдаю — значит я существую (без комментариев)

  • Самопрезентация – я страдаю и полностью отдаюсь этому «интимному» процессу. (Нам трудно признать, что страдание – универсальное явление, у которого есть общие закономерности, стадии и способы разрешения/избавления)

  • Саморегуляция – сейчас пострадаю, устану страдать, забудусь и станет полегче (для категории людей-«страдальцев» страдание действительно приносит краткосрочное облегчение, но, поскольку качественных изменений менталитета не происходит, такие «передышки» всегда временные)
Читайте также:  Злятся когда есть эмоции

  • Самоудовлетворение – получение специфического удовлетворения от негативных, а иногда явно деструктивных переживаний. (На первый взгляд, выглядит как мазохизм, но в основе лежит эффект мученичества, для которого характерно получение удовлетворения не от боли, которой в страдании и так достаточно, а от твердости веры в страдание, как в смысл жизни)

2. Отрицание принципа усилия

Суть этого феномена заключатся в двойственной природе самого страдания, как психологического явления.

Для того, чтобы прекратить страдание, надо приложить усилие, то есть увеличить степень страдания хотя бы на время! Эгоцентрически изменённое сознание страдальца не способно допустить такой поворот ни под каким соусом. Он и так страдает, куда уж хуже.

Справедливости ради, надо признать что существует и прямо противоположный подход к освобождению от страдания и называется он «метод парадоксальной интенции».

Разработан этот метод В. Франклом ещё в 1929 г., официально опубликован в 1947 г. Суть метода (применительно к страданию) сводится к тому чтобы страдалец заставлял себя страдать в 100, 1000, 10000 раз сильнее, чем он это делает сейчас и желательно без перерыва. Парадоксальность метода будет заключаться в том, что чем сильнее человек будет заставлять (именно заставлять насильно) себя страдать, тем быстрее эта интенция начнёт уменьшаться и исчезнет. Это достигается за счёт «дистанцирования» себя от «себя страдающего».

3. Внутренний монолог

Неотъемлемая часть страдающего человека. Содержание монолога может быть самое разное, для нас с вами принципиально важным является место действия данного монолога. Практически всегда – это либо прошлое, либо будущее. Почему не настоящее? Очень просто. Прочитайте вслух утверждение: «Мне плохо сейчас». Чувствуете? Что-то не так. Наше сознание требует уточнений и доказательств. Что плохо? Что происходит? Что можно сделать, чтобы стало лучше? «Сейчас» требует включённости в реальный жизненный контекст сегодняшнего дня. Включённость предусматривает другой уровень активности и, в конечном счёте, появление ВЫБОРА. Страдающий человек отрицает выбор, точнее так – он отрицает варианты выбора
(Потому, что уже выбрал страдание).

Получается, что страдание является инструментом саморазрушения и тогда (по этой логике) нам нужно всегда от него отказываться, избегать или блокировать? Наркоманы, игроманы, алкоголики и другие «зависимые» люди так и делают. Для всех остальных открыто принципиально другое видение:

Страдание, как инструмент достижения цели

Прошу Вас прочитать, не торопясь, две цитаты ниже.

«Человек может претерпеть тяжелейшие испытания, если он видит в них смысл. Вся трудность заключается в создании этого смысла. Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и потерянным». Карл Густав Юнг «Архетип и символ»

Страдание есть таинственное самоцеление человека, его тела и души: это он сам борется за обновление внутреннего строя и лада своей жизни, он работает над своим преобразованием. Избавление уже началось, оно уже в ходу; и человек должен прислушиваться к этому таинственному процессу, приспособляться к нему, содействовать ему. Можно было бы сказать: «Человек, помоги своему страданию, чтобы оно верно разрешило свою задачу. Ибо оно может прекратиться только тогда, когда оно справится со своей задачей и достигнет своей цели». Иван Ильин « Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»

Получатся, что страдание имеет смысл, когда оно имеет смысл?

В истории человечества смысл страдания всегда был достаточно многолик и акценты регулярно смещаются с одного императива на другой. Проведём небольшой эксперимент: после каждого слова в столбце просто подставьте «. Через страдание».

Возвращение (к истокам)

Ну как? Мы видим, что смысл страдания так или иначе всегда ассоциирован с духовным ростом. Ничего не имею против, но в социуме этот духовный рост не может не быть локализован в реалиях повседневной жизни, то есть на уровне нового поведения. Осознанного поведения.

Похоже вырисовывается вот такая триада: страдание — осознание — изменения. Посмотрим на схему

На схеме показана трансформация страдания в изменения через осознание под действием группы факторов. Давайте попробуем проанализировать подробно каждый из этих факторов.

Фактор 1 Утрата

Я считаю, что именно утрата (как базовый элемент страдания) активирует процесс осознания и не важно, что потерял человек: чувства, способность, себя или другого человека — именно утрата стимулирует сильнейший эмоциональный отклик в его душе. Утрата делит жизнь этого человека как бы на две части — на то, что было до и на то, что есть сейчас. Возникает внутриличностный конфликт между желанием сохранения того, что было (но уже с другой степенью значимости и ценностью) и невозможностью это сделать. На этом фоне возникает осознание зарождения новой системы координат и себя в этой системе

Фактор 2 Прозрение

Мне близок тезис о том, что осознание сопровождается определённым прозрением. Предполагаю, что это прозрение скорее комплекс эмоций и мыслей, нежели какая-то моно реакция. Мой опыт работы с клиентами пережившими/прожившими страдания позволяет разделить феномен прозрения на следующие типы:

  • новое понимание себя

  • новое понимание ушедшего человека

  • новое понимание ценности того или иного чувства

  • новое понимание события или жизни в целом

Естественно, наиболее часто встречается микст из всех трёх подтипов. Как бы то ни было, прозрение вносит в жизнь человека нечто качественно новое.

Фактор 3 Импульс

Интересно то, что это качественно новое состояние, которое несёт в себе прозрение, имеет не только информационную, но и энергетическую составляющие. Сочетание информации и энергии в сознании человека образуют потребность в действии, которая реализуется в виде первичного импульса. Человек «оживает».

Изменения, произошедшие/происходящие в человеке, подводят черту под прошлыми страданиями.

В заключении немного практических советов:

1. Вы чувствуете свою вину и это мучает Вас?
Обратитесь за профессиональной психологической помощью.
Ваше чувство вины и «искупление» вины совершенно разные вещи. Чувство вины может вас разрушить, а искупление должно и может создать из Вас что-то новое, более ценное для себя и других.

2. Вы страдаете и не можете остановиться? Обратитесь за профессиональной психологической помощью.

Ваше страдание не является:

  • проявлением слабости
  • заблуждением
  • ошибкой

Страдание — это особенное состояние Вашей души, оно естественно и закономерно. Помощь при страдании не является только утешением. Основная задача вашей работы с психологом — помочь Вам найти смысл и опору для того, чтобы жить дальше. При всей нашей с вами уникальности, страдания – это неотъемлемая часть нас и от того, как мы через них проходим, зависит качество нашей жизни. И не только нашей.

Источник

Оцените статью