Как помочь ребенку справиться со стрессом советы психолога

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Двадцать два совета, которые помогут обучить ребенка тому, как выходить из стрессового состояния

Стресс – это естественная и нормальная часть жизни детей, являющаяся неизменным спутником взросления. Дети начинают испытывать стрессы уже в очень раннем возрасте, причем они более уязвимы в случае психологического давления, нежели взрослые, потому что еще не владеют эффективными способами борьбы со стрессами. Поэтому родителям необходимо способствовать тому, чтобы дети приобрели соответствующие навыки, чрезвычайно важные не только в детском, но и во взрослом возрасте.

В чем должна заключаться помощь родителей?

1. Принимайте во внимание защитные факторы

Почему одни дети более стрессоустойчивы, чем другие? Исследования показывают, что существует множество различий между теми детьми, которые способны успешно бороться со стрессами, и теми, кто не способен к такой борьбе. Дети, которые хорошо управляют собой в стрессовых ситуациях, как правило, имеют высокую самооценку, хорошее чувство юмора, ощущение контроля над своей жизнью, сплоченную семью и ее четкую организацию (правила/ограничения), открытое общение и теплые, доверительные взаимоотношения с родителями, определенную степень религиозности, хорошие отношения с друзьями и учителями, а также одобрение и признание за свои достижения.

2. Помогайте детям учиться распознавать признаки наступления стрессового состояния

У детей бывают разные симптомы стресса, все они зависят от возраста ребенка, его личностных особенностей и уровня развития. Тем не менее существует много подсказок, которые дают детские организмы, свидетельствующих о том, что дети находятся в состоянии стресса. Такие подсказки могут включать в себя першение в горле, влажные ладони, головную боль, усталость, тошноту, диарею, внутреннее напряжение, расстройство желудка, ухудшение настроения, беспокойство, фрустрацию и нарушение сна. Бывают и другие симптомы, например, отрешенность, раздражительность, агрессивность, чрезмерная мечтательность, чрезмерная чувствительность, изменения в предпочтениях в еде и общие изменения в поведении. Умение распознавать эти признаки – первый шаг в борьбе со стрессом.

3. Готовьте детей к потенциально стрессовым ситуациям

Родители должны готовить своих детей к встрече с потенциально стрессовыми ситуациями, например, репетируя с детьми употребление способов поведения в таких ситуациях. Например, если ребенок чувствует напряжение из-за конфликта с другом в школе, родители должны научить его тому, как поговорить с другом, чтобы разрешить конфликт.

4. Избегайте чрезмерно опекать детей

Иногда родителям бывает трудно наблюдать, как их дети пытаются справиться со стрессовыми ситуациями, так как первый инстинкт велит им защищать своих детей от всевозможных опасностей. Однако стрессы неизбежны в жизни ребенка. Родители оказывают медвежью услугу, неизменно защищая его от стресса. Дети учатся справляться с подобными явлениями только тогда, когда испытывают их на своем опыте.

5. Старайтесь развивать самооценку ребенка

Родители должны помогать детям обрести уверенность в решении проблем, возлагая на них обязанности и позволяя им принимать собственные решения с самого раннего возраста. Необходимо также способствовать развитию интересов и талантов детей, в которых они способны преуспеть. Родители должны постоянно вдохновлять, поддерживать и грамотно хвалить своих детей.

6. Предоставляйте детям поддержку и одобрение

Родители должны быть рядом со своими детьми, когда те испытывают стресс, часто обнимать их, одобрительно похлопывать по спине, целовать и т. д., чтобы дети знали, что родители всегда готовы прийти им на помощь и поддержать. Когда дети испытывают стресс, родителям необходимо уверить их в том, что они понимают, через какие трудности проходят их чада. Теплые и доверительные отношения с родителями помогают детям лучше справляться со стрессовыми ситуациями.

7. Обеспечивайте атмосферу открытого общения

Родители должны быть готовы внимательно слушать, когда детям необходимо высказаться. Если дети нуждаются в помощи при обсуждении причины их волнения, им важно задавать открытые вопросы (то есть вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет» и которые предполагают развернутые ответы). Вот примеры некоторых открытых вопросов: «Что ты думаешь о. » или «Что ты чувствуешь по поводу…?». Одно из преимуществ обсуждения стрессовых факторов заключается в том, что оно повышает осведомленность ребенка. Кроме того, родители должны быть готовы делиться некоторыми примерами своих стрессовых ситуаций и соответствующих переживаний, чтобы дети знали, что их чувства нормальны и естественны.

8. Предоставляйте детям достаточное время на сон и/или отдых

Читайте также:  Чувство жжения по всей спине

Дети, которые не высыпаются, не обладают достаточным количеством энергии, необходимой для борьбы со стрессами. Родители должны приложить все усилия, чтобы дети получали достаточное время для сна каждую ночь. Отход ребенка ко сну должен происходить в одинаковое время. Достаточный отдых имеет решающее значение для психического и физического здоровья детей.

9. Демонстрируйте навыки борьбы со стрессами

Дети учатся, наблюдая за своими родителями. Если дети видят, что родители, находясь в состоянии стресса, используют определенные навыки, они, скорее всего, тоже будут использовать те же грамотные навыки борьбы со стрессами. Родители должны демонстрировать, что стресс – это нормально, им можно управлять спокойно и эффективно. Нужно стараться быть оптимистами, которые рассматривают стрессовые факторы как вызов, а не катастрофу.

10. Помогайте детям овладевать навыками релаксации

Навыки расслабления могут помочь детям снять напряжение, вызванное стрессом. Существуют различные специфические методы релаксации, которым можно обучить детей. Некоторые из них заставляют детей включать свое воображение, чтобы вспоминать или придумывать позитивные и расслабляющие образы (например, игру на площадке, пляж). Другие методы релаксации учат детей последовательно напрягать и расслаблять различные группы мышц. Для достижения максимального эффекта практиковать их нужно ежедневно. На самом деле не так важно, какую технику релаксации вы выбираете. Важно, чтобы она нравилась детям, помогала, и чтобы дети практиковали ее постоянно. Конечно, предварительно родителям необходимо проконсультироваться с педиатром и найти квалифицированного тренера.

11. Учите детей правильно воспринимать критику

Каждый человек в тот или иной момент подвергается критике. Если ее трудно принять, это может привести к усилению состояния стресса. Дети часто подвергаются критике в раннем возрасте. Она может принимать форму насмешек сверстников или конструктивной ответной реакции учителей и родителей. Родители, в свою очередь, должны учить детей правильно реагировать на подобную критику. Детям нужно рассказывать, что никто не совершенен, и все мы совершаем ошибки, из которых извлекаем важные для себя уроки. Чтобы научить детей справляться с насмешками и несправедливой критикой, можно также использовать различные ролевые игры.

12. Обеспечьте детям правильное питание

Правильное питание – очень важный элемент борьбы со стрессом, особенно у детей. Лучший рацион при этом должен содержать некоторые добавки, правильное количество калорий для поддержания нормального развития и быть сбалансированным. Дети, у которых неправильный рацион питания (разбалансированный, с большим количеством нездоровой пищи), должны снижать потребление продуктов с высоким содержанием жиров, холестерина, соли и рафинированным или обработанным сахаром. Потребление нездоровой пищи и кофеина должно быть ограничено. Детей следует поощрять увеличивать потребление фруктов, овощей и злаков. Также важно поддерживать здоровый вес тела. Если дети имеют избыточный вес, необходимо проконсультироваться с детским врачом и получить соответствующие рекомендации о том, как снизить вес.

13. Обеспечьте постоянный режим или расписание

Детям нужна предсказуемость. Им легче разобраться, чего следует ожидать от жизни, если у них есть расписание с прописанным временем на прием пищи, выполнение домашней работы, сон и т. д. Это, в свою очередь, помогает им чувствовать себя в безопасности и снижает уровень стресса.

14. Помогайте детям переосмысливать стрессовые ситуации

Детское восприятие стрессовой ситуации помогает определить, насколько высок уровень стресса. Родители должны принимать меры, чтобы помогать своим детям учиться альтернативно толковать факторы напряжения. Например, если ребенок испытывает стресс, потому что думает, что не нравится учителю, потому что тот не поздоровался с ним перед уроком, родители могут попросить ребенка попытаться придумать другие объяснения такого поведение педагога. Почему бы не предположить, что учитель просто задумался и забыл поздороваться. Это пример переосмысления стрессовой ситуации. Родители должны помогать своим детям придумывать альтернативные и более позитивные толкования стрессовых ситуаций. Конечно, невозможно переосмыслить их все. Иногда бывают ситуации, которые объективно приводят к детскому стрессу. В этих случаях родителям необходимо помогать своим детям справляться с подобными ситуациями другими способами.

15. Помогайте детям изменять их представления о стрессовых ситуациях

Убеждения детей оказывают существенное влияние на них самих: на то, как они себя ведут, кого они выбирают в друзья, чем увлекаются вне школы и т. д. Детские убеждения в определенной степени также определяют, что может стать причиной стресса для них, а что нет. Иногда некоторые детские представления приводят к усилению состояния стресса. В таких случаях родителям необходимо попытаться изменить их. Например, дети, которые считают, что должны получать оценку «12» за каждое домашнее задание, а любая другая оценка расценивается ими, как провал, испытывают стресс, когда не получают наивысший балл. В таком случае, чтобы значительно снизить уровень детского стресса, родители должны помочь им изменить свои убеждения и поверить в то, что неидеальные оценки – это тоже нормально.

Читайте также:  Что такое настроение человека для детей

16. Пусть дети делают то, что доставляет им удовольствие

Когда дети испытывают чрезмерное напряжение, родители должны побуждать их делать то, что им нравится (например, заниматься спортом, слушать музыку, играть в игры, рисовать, читать). Для того чтобы снизить уровень стресса, занятия должны быть приятными и отвлекать детей от проблем.

17. Заставляйте детей регулярно делать физические упражнения

Регулярные физические упражнения – отличный способ борьбы со стрессом. Прежде всего они помогают снять напряжение, которое накапливается в детском организме. Во-вторых, упражнения предусматривают физические нагрузки, которые позволяют организму становиться более эффективным в борьбе со стрессами. Наконец, физические упражнения помогают отвлечься и расслабить мозг. Однако физические упражнения теряют свою эффективность в борьбе со стрессом, если их не выполнять регулярно. Не столь важно, какие виды упражнений вы выбираете для ребенка. Важно, чтобы детям они нравились. Кроме того, дети будут охотнее выполнять физические упражнения, если их родители тоже регулярно будут заниматься спортом и физически развиваться.

18. Помогайте детям овладевать навыками решения проблем

Когда дети сталкиваются с серьезными проблемами, родители должны использовать такие возможности, чтобы обучать их эффективным стратегиям решения проблем. Для начала нужно помочь ребенку четко определить суть проблемы. Затем необходимо предложить ему составить список возможных решений (не оценивая их на данном этапе). После того как список будет готов, нужно предложить ребенку рассмотреть каждое возможное решение отдельно и оценить его шансы на успех. Как только все решения будут рассмотрены и оценены, пусть он выберет лучшее, по его мнению, решение. Родители должны поощрять и хвалить детей за использование эффективных стратегий решения проблем.

19. Учите детей мудро распоряжаться временем

Родителям важно учить детей расставлять свои занятия по приоритетам. Если дети пытаются взвалить на себя слишком большую ответственность, родители должны помочь им научиться ограничивать свои обязательства. Необходимо учить детей для достижения своих целей планировать собственное время (например, отводить определенные часы на выполнение домашнего задания).

20. Учите детей быть ассертивными*

Дети, которые боятся защищать собственные интересы, как правило, испытывают трудности при управлении стрессовыми ситуациями. Родители должны учить своих детей отстаивать собственные интересы и делать это вежливо, с уважением к окружающим. Можно вместе с детьми разыгрывать проблемные ситуации и учить их стоять за себя подходящим, неагрессивным способом.

21. Развивайте у детей чувство юмора

Дети, которые способны видеть смешное во всем и могут посмеяться над самими собой, как правило, более эффективно справляются со стрессами. Родители должны учить своих детей не принимать вещи слишком серьезно. Смех – это отличное лекарство!

22. Обратитесь за профессиональной помощью, если дети продолжают испытывать трудности в борьбе со стрессами

Существуют ситуации, когда необходима профессиональная помощь, чтобы помочь детям справиться с чрезмерным стрессом. Если это необходимо, не пренебрегайте консультацией вашего участкового педиатра.

* Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

Источник

Как помочь ребенку справиться с тяжелым стрессом

Все мы, взрослые, привыкли так или иначе справляться со стрессом — для этого в нашем арсенале есть самые разные стратегии. У детей этих стратегий нет. Если происходит что-то по-настоящему тяжелое и эмоции ребенка долгое время бушуют, это может привести к травматическому стрессу. Психолог Хилари Якобс Хендель предлагает несколько способов помощи.

Жизнь полна стресса. Чтобы расти и развиваться, нужно постоянно пробовать что-то новое. Борьба, преодоление трудностей и неудач воспитывают в ребенке уверенность в себе, убежденность в том, что он со всем справится. Но вся польза от борьбы с трудностями сходит на нет, если стресс слишком силен или продолжителен. Постоянная перегрузка нервной системы приводит к травматическому стрессу. Эмоциональные центры мозга все время находятся в состоянии «опасность», а организм — в режиме «бей, беги или замри».

Постоянное напряжение может вызывать множество проблем — от головных болей до расстройств пищеварения. Помимо этого, эмоциональные перегрузки мешают детям радоваться изучению нового, ведь любопытство к внешнему миру обычно возникает при ровном эмоциональном фоне.

Травматический стресс может привести к депрессии, хронической тревоге, изоляции или агрессии

Представьте себе, что вы сильно напуганы. Как вы себя чувствуете в этом состоянии? Вы готовы учиться, пробовать новое, активно общаться? Нет! Когда мы — и дети, и взрослые — напуганы, мы хотим убежать, спрятаться и оставаться в укрытии, пока снова не ощутим себя в безопасности и не почувствуем себя лучше. Мы ощущаем уязвимость и неуверенность, и, если это продолжается долго, возникает чувство безнадежности, внутреннего онемения или даже омертвения чувств. Травматический стресс может привести к депрессии, хронической тревоге, алкоголизму и наркомании, изоляции или агрессии.

Читайте также:  Сегодня настроение всем улыбаться

Как помочь ребенку, страдающему от тяжелого стресса? Вот несколько способов.

1. Будьте рядом — присутствие близкого успокаивает

Создатель теории привязанности Джон Боулби доказал, что детям для полноценного развития очень важно ощущать себя в безопасности. Страдающий от травматического стресса ребенок напуган, даже если посторонние этого не видят (его страх может принимать форму агрессии). Само ваше присутствие облегчит состояние ребенка, даже если кажется, что он вам не рад. Одиночество усугубляет страх.

2. Проявляйте мягкость и чуткость

Ребенок, страдающий от травматического стресса, очень хрупок и раним из-за перевозбужденной нервной системы. К сожалению, в нашей культуре гораздо больше ценится то, за что отвечает левое полушарие мозга, и мы мало говорим об эмоциональной безопасности, связанной с работой правого полушария. Оно отвечает за невербальную коммуникацию, которую мы неосознанно воспринимаем при общении: тон голоса, контакт глаз, язык тела.

Общаясь с напуганным ребенком, старайтесь говорить мягко и ласково, избегать резких движений, чтобы не испугать его еще больше.

3. Играйте, чтобы наладить контакт и успокоить ребенка

Согласно поливагальной теории, игры стимулируют систему социального взаимодействия, связанную с блуждающим нервом (крупнейшим нервом в нашем организме), что помогает расслабиться. Игра улучшает самочувствие ребенка, помогает ему успокоиться за счет взаимодействия с другими, обмена положительными эмоциями, активности.

Может показаться неправильным предлагать ребенку в состоянии сильного стресса поиграть, но, если он сам не против, это пойдет ему на пользу.

4. Помогите ребенку сформулировать свои чувства

Описывая эмоции словами, мы снижаем стресс и напряжение. Чтобы помочь ребенку это сделать, поделитесь своим опытом. Например, если он пережил травму из-за стресса, можно рассказать ему: «Когда я была маленькой, как-то раз моей маме пришлось надолго уехать. Она болела и отправилась туда, где доктора могли ей помочь. Хотя я знала, что так надо, мне все равно было очень грустно и страшно. Иногда я злилась на маму за то, что ее не было рядом. Такие чувства нормальны и естественны».

Есть много способов помочь ребенку выразить словами свои переживания. Например, вы можете показать ему картинки с лицами, выражающими различные эмоции, и предложить указать на те, которые лучше всего отражают его собственные чувства. Также помочь могут различные игры, рисование, куклы.

5. Дайте ребенку возможность выплеснуть энергию

Наши эмоции содержат импульсы, вырабатывающие в нас энергию, и важно ее выплескивать, не давать ей копиться внутри. К примеру, когда ребенок находится в опасности, мозг создает ощущение страха. Страх посылает всему организму сигналы, побуждающие к бегству. Но если ребенок по каким-то причинам не может сбежать в безопасное место, энергия остается запертой в теле и в конечном счете приводит к симптомам травматического стресса.

Помогите ребенку выразить чувства — например, с помощью творчества: сочинения историй, фантазирования, игр с куклами. Не бойтесь экспериментировать и чутко прислушивайтесь к реакции, чтобы понять, что помогает ему лучше всего. Обращайте внимание, в какие моменты он явно испытывает чувство облегчения, выглядит спокойным и счастливым, готовым активно играть и общаться.

6. Почаще обнимайте ребенка, если он не против

Обнимая ребенка, качая его на коленях, гладя по голове, мы помогаем его нервной системе, истощенной хроническим стрессом, успокоиться. Важно внимательно следить за реакцией — если ребенок напрягается, ваши объятия ему явно неприятны. Если же он, напротив, спокоен и расслаблен, вы все делаете правильно.

7. Приободрите ребенка, помогите ему понять, что с ним происходит

Не лгите ребенку. Найдите способ честно объяснить, что произошло или происходит в данный момент. Например, если он переживает вынужденную разлуку с родителями и временно находится у вас, можно сказать: «С мамой и папой все хорошо, скоро ты снова их увидишь. А пока я буду рядом и позабочусь о тебе». Необходимо объяснить ребенку, что он ни в чем не виноват, что он важен и нужен. Иначе он может начать считать себя «плохим» и ничтожным из-за того, что ему тяжело и плохо. Важно говорить четко и ясно: «С тобой все будет в порядке», «Эти чувства пройдут», «Ты не один», «Ты ни в чем не виноват», «Ты этого ничем не заслужил».

Во всех нас от природы заложена потребность в общении и установлении связей с другими, и для благополучия важно ощущать себя в безопасности. Если по каким-то причинам ребенок этого ощущения лишился, нужно сделать все возможное, чтобы поскорее ему его вернуть.

Источник

Оцените статью