Стресс – это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Это реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители.
Сам по себе стресс важен с точки зрения эволюции и выживания человека. Но не стоит путать такой вид стресса с хроническим, который может стать первопричиной ряда физических и психических заболеваний.
Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Но сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей – школьные домашние задания, важные контрольные, подготовка к которым происходит в режиме запугивания от учителей и, порой, родителей, необходимость соответствовать навязанным нормам по успеваемости и многое другое. В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу.
Иногда симптомы бывают маловыраженными, поэтому важно быть внимательным по отношению к своему ребенку, чтобы не допустить хронический стресс.
В этой статье мы рассмотрим, чем опасен стресс и каковы причины его возникновения. А также попробуем разобраться, как помочь детям, которые уже подверглись стрессу.
Стресс проявляет себя не сразу, а состоит из трех стадий, которые проявляются по нарастающей.
1. Первичная тревога (на этой стадии дети часто замыкаются в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство, физические изменения еще не затрагивают ребенка, но проявляется недоверие к окружающим людям).
2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).
3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).
Каждой стадии характерно все более угнетенное эмоциональное состояние, а затянувшийся стресс может в конечном счете перейти в депрессию.
Самыми распространёнными источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы:
— Переезды и расставания с близкими людьми
— Невнимание со стороны родителей (настоящее или мнимое)
— Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей
— Буллинг (травля со стороны сверстников)
— Резкая смена режима или распорядка дня
— Начало и конец учебного года
— Экзамены и подготовка к ним
— Увлечение агрессивными компьютерными играми
— Нехватка важных витаминов и микроэлементов (определяется лечащим врачом на основании ряда анализов)
Стресс может возникнуть даже у детей до года. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.
Очень важно распознать стресс на ранних этапах и не игнорировать его признаки. Стресс у детей можно выявить по ряду симптомов:
— Частая смена настроения
— Нарушение режима сна
— Впадение в детство (ребенок семи лет может начать вести себя как младенец – сосать палец, есть с ложечки только при помощи родителей и т.д.)
— Частые головные боли, боли в животе и другой физический дискомфорт
— Пониженная концентрация внимания и падение успеваемости
— Кошмарные сны и фобии
— Стремление все контролировать
— Побег от реальности (избегание встреч с неприятными людьми и ситуациями, симулирование болезней на этом фоне)
У малышей к этим опасным признакам можно добавить вредные привычки – сосание пальца, грызть ногти, беспричинное ковыряние в носу и т.д. У ребят постарше – это часто неадекватная агрессивная реакция.
Как влияет стресс на ребенка? Под влиянием стресса в 4 раза увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Обостряются различные хронические заболевания, ухудшается самоконтроль.
Хронический стресс в детском возрасте может спровоцировать ряд различных психических заболеваний во взрослом возрасте. Ведь большинство расстройств у взрослых людей связаны с детскими фобиями и психологическими травмами.
Как справиться со стрессом ребенку? Самостоятельно справиться со стрессом ребенок не сможет. Помощь родителей и специалистов является обязательной. Лечение бывает разнообразным, в зависимости от состояния ребенка и возможностей родителей.
Помощь самих родителей . Начать можно с того, чтобы отследить и устранить источник стресса. Станьте опорой для своего ребенка, дайте ему уверенность, что поддержите его в любой ситуации. Разрешайте ему выплескивать свои эмоции. Обсуждайте вместе его переживания. Поднимайте его самооценку. С маленькими детьми прорабатывайте стрессовые ситуации через игру.
Терапевт . Если родители устранили все стрессовые источники, но ребенок уже находится в «точке невозврата», следует обратиться к своему лечащему врачу, который даст направления на различные обследования организма и, скорее всего, направит к невропатологу или психологу.
Психотерапия . Если вы дошли до этого этапа, не стоит переживать. Психолог и даже детский психиатр не поставят крест на будущем вашего ребенка, а только помогут ему выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями для здоровья. Помощь психиатра – это не обязательно медикаментозное лечение, которое просто снимет беспокоящие в данный момент симптомы. В любом случае будет рекомендован новый режим, который станет профилактикой дальнейших стрессов.
Физиотерапия . В качестве поддерживающих процедур врач может назначить массажи, плавание, принятие лечебных ванн, диетическое питание.
Очень важно развивать стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.
Необходимо соблюдать гигиену сна – пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.
Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе (особенно в лесу и парке), плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д. Также становятся популярны занятия йогой для детей, которые помогут укрепить опорно-связочный аппарат, улучшат растяжку и осанку. Самое главное, сделать занятия регулярными.
Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.
Если мама счастлива и спокойна, ребенок скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу и вести ребенка к специалисту.
Примечание: Улучшит коммуникативные навыки, творческое мышление робототехника для детей. Купить курсы по разработке и оживлению роботов легко в образовательном центре POLYCENT. Проводим курсы авиамоделирования, где ребята обучаются основам технического моделирования.
Источник
Нельзя оградить ребенка от стресса, зато можно научить с ним справляться. Специалист по отношениям между родителями и детьми Самоцветова Мария Алексеевна приготовила для этого 6 простых правил.
Невозможно оградить детей от неудач, болезней и страданий. Но если поменять формулировку с «Как не допустить страдание» на «Как научить справляться со страданием», задача становится более реальной.
Родители учат детей своим примером. С повседневным стрессом и неудовлетворенностью взрослые почти всегда умеют справляться. Ребенок видит, как папа ведет себя с шумными соседями, которые распевают песни в три часа ночи. И у него в голове складывается инструкция, что делать в такой ситуации.
Но в жизни случаются события, к которым и сами родители не всегда готовы. Тяжелая болезнь родственника, внезапный переезд, автомобильная авария, развод, несчастный случай, смерть близкого. На каждый случай не напишешь исчерпывающую инструкцию, но есть общие принципы, которые помогут пережить трудные времена вам и ребенку.
Большинство родителей попадают в ловушку. Когда возникает трудная ситуация, старшие договариваются «пока не говорить детям», чтобы, как они полагают, не травмировать.
Получается наоборот. Ребенок чувствует, что что-то не то: эмоциональный фон семьи изменился, родители напряженные, хмурые, часто молчат. На расспросы ребенка отвечают «всё хорошо», «потом узнаешь».
Детям очень легко заполнить незнание фантазиями, которые иногда бывают страшнее реальности. Сколько историй можно услышать уже от взрослых людей: «папа просто ушел, мне ничего не говорили, и я подумал, что это из-за меня. ».
Такое фантазийное объяснение развода куда травматичнее реальности. Поэтому разговаривайте с детьми, рассказывайте им о происходящем, объясняйте ситуацию. «В нашей семье наступили трудные времена. У дяди Толи серьезная болезнь, которая долго, тяжело и дорого лечится. Мы все переживаем за дядю Толю, поэтому я часто бываю грустной или задумчивой».
Да, от такого объяснения ребенок тоже может грустить, плакать. Но задача родителей не оградить ребенка от переживаний, а научить его справляться с ними, переживать их.
Если вы боитесь, грустите, злитесь, не бойтесь делать этого на глазах у ребенка. Он должен понять, что да, мама может выть от беспомощности или бессилия. Но потом она успокаивается, собирается и решает проблему.
Эмоции необходимо называть, а их причину — проговаривать. Мама, которая просто колотит по рулю в автомобиле — это одно. Мама, которая колотит по рулю и объясняет, что она в ярости от того, что для дяди Толи опять не нашлось бесплатных лекарств, а потом успокаивается и ищет новый способ решения проблемы, — это совсем другое. В первом случае ребенку страшно, он не понимает ситуацию и придумывает свое объяснение.
Реакции детей на стресс или травмирующее событие не всегда похожи на взрослые. Вместо того, чтобы заплакать, ребенок может начать много играть, полностью погрузиться в чтение или фантазии. Это не значит, что всё хорошо. Будьте рядом и уделяйте ему внимание.
В период стресса ребенок тратит много эмоциональных сил, чтобы с ним справиться. Примите это и не требуйте отличных оценок или безукоризненного послушания — ему и без того трудно. Будьте готовы к тому, что успеваемость, концентрация внимания, память и послушание снизятся.
Поговорите с учителями и воспитателями, объясните им, что сейчас семья переживает не лучшие времена, и это может сказываться на поведении ребенка.
Разрешайте детям оставаться детьми. Даже если дядю Толю не удалось вылечить, и вся семья переживает его кончину, разрешайте детям играть, смотреть мультики, смеяться или шутить. Ребенок не может находиться в состоянии дистресса постоянно, ему нужна передышка.
Самый мощный ресурс для ребенка — его родители. Они опора, поддержка, безопасная гавань, место утешения и принятия. Когда родители эмоционально, психологически и физически истощены, это сказывается на ребенке. Если вы чувствуете, что сил справляться со стрессом уже не хватает, обратитесь за помощью. Поддерживая себя, вы поддерживаете ребенка.
Источник
Все мы, взрослые, привыкли так или иначе справляться со стрессом — для этого в нашем арсенале есть самые разные стратегии. У детей этих стратегий нет. Если происходит что-то по-настоящему тяжелое и эмоции ребенка долгое время бушуют, это может привести к травматическому стрессу. Психолог Хилари Якобс Хендель предлагает несколько способов помощи.
Жизнь полна стресса. Чтобы расти и развиваться, нужно постоянно пробовать что-то новое. Борьба, преодоление трудностей и неудач воспитывают в ребенке уверенность в себе, убежденность в том, что он со всем справится. Но вся польза от борьбы с трудностями сходит на нет, если стресс слишком силен или продолжителен. Постоянная перегрузка нервной системы приводит к травматическому стрессу. Эмоциональные центры мозга все время находятся в состоянии «опасность», а организм — в режиме «бей, беги или замри».
Постоянное напряжение может вызывать множество проблем — от головных болей до расстройств пищеварения. Помимо этого, эмоциональные перегрузки мешают детям радоваться изучению нового, ведь любопытство к внешнему миру обычно возникает при ровном эмоциональном фоне.
Травматический стресс может привести к депрессии, хронической тревоге, изоляции или агрессии
Представьте себе, что вы сильно напуганы. Как вы себя чувствуете в этом состоянии? Вы готовы учиться, пробовать новое, активно общаться? Нет! Когда мы — и дети, и взрослые — напуганы, мы хотим убежать, спрятаться и оставаться в укрытии, пока снова не ощутим себя в безопасности и не почувствуем себя лучше. Мы ощущаем уязвимость и неуверенность, и, если это продолжается долго, возникает чувство безнадежности, внутреннего онемения или даже омертвения чувств. Травматический стресс может привести к депрессии, хронической тревоге, алкоголизму и наркомании, изоляции или агрессии.
Как помочь ребенку, страдающему от тяжелого стресса? Вот несколько способов.
Создатель теории привязанности Джон Боулби доказал, что детям для полноценного развития очень важно ощущать себя в безопасности. Страдающий от травматического стресса ребенок напуган, даже если посторонние этого не видят (его страх может принимать форму агрессии). Само ваше присутствие облегчит состояние ребенка, даже если кажется, что он вам не рад. Одиночество усугубляет страх.
Ребенок, страдающий от травматического стресса, очень хрупок и раним из-за перевозбужденной нервной системы. К сожалению, в нашей культуре гораздо больше ценится то, за что отвечает левое полушарие мозга, и мы мало говорим об эмоциональной безопасности, связанной с работой правого полушария. Оно отвечает за невербальную коммуникацию, которую мы неосознанно воспринимаем при общении: тон голоса, контакт глаз, язык тела.
Общаясь с напуганным ребенком, старайтесь говорить мягко и ласково, избегать резких движений, чтобы не испугать его еще больше.
Согласно поливагальной теории, игры стимулируют систему социального взаимодействия, связанную с блуждающим нервом (крупнейшим нервом в нашем организме), что помогает расслабиться. Игра улучшает самочувствие ребенка, помогает ему успокоиться за счет взаимодействия с другими, обмена положительными эмоциями, активности.
Может показаться неправильным предлагать ребенку в состоянии сильного стресса поиграть, но, если он сам не против, это пойдет ему на пользу.
Описывая эмоции словами, мы снижаем стресс и напряжение. Чтобы помочь ребенку это сделать, поделитесь своим опытом. Например, если он пережил травму из-за стресса, можно рассказать ему: «Когда я была маленькой, как-то раз моей маме пришлось надолго уехать. Она болела и отправилась туда, где доктора могли ей помочь. Хотя я знала, что так надо, мне все равно было очень грустно и страшно. Иногда я злилась на маму за то, что ее не было рядом. Такие чувства нормальны и естественны».
Есть много способов помочь ребенку выразить словами свои переживания. Например, вы можете показать ему картинки с лицами, выражающими различные эмоции, и предложить указать на те, которые лучше всего отражают его собственные чувства. Также помочь могут различные игры, рисование, куклы.
Наши эмоции содержат импульсы, вырабатывающие в нас энергию, и важно ее выплескивать, не давать ей копиться внутри. К примеру, когда ребенок находится в опасности, мозг создает ощущение страха. Страх посылает всему организму сигналы, побуждающие к бегству. Но если ребенок по каким-то причинам не может сбежать в безопасное место, энергия остается запертой в теле и в конечном счете приводит к симптомам травматического стресса.
Помогите ребенку выразить чувства — например, с помощью творчества: сочинения историй, фантазирования, игр с куклами. Не бойтесь экспериментировать и чутко прислушивайтесь к реакции, чтобы понять, что помогает ему лучше всего. Обращайте внимание, в какие моменты он явно испытывает чувство облегчения, выглядит спокойным и счастливым, готовым активно играть и общаться.
Обнимая ребенка, качая его на коленях, гладя по голове, мы помогаем его нервной системе, истощенной хроническим стрессом, успокоиться. Важно внимательно следить за реакцией — если ребенок напрягается, ваши объятия ему явно неприятны. Если же он, напротив, спокоен и расслаблен, вы все делаете правильно.
Не лгите ребенку. Найдите способ честно объяснить, что произошло или происходит в данный момент. Например, если он переживает вынужденную разлуку с родителями и временно находится у вас, можно сказать: «С мамой и папой все хорошо, скоро ты снова их увидишь. А пока я буду рядом и позабочусь о тебе». Необходимо объяснить ребенку, что он ни в чем не виноват, что он важен и нужен. Иначе он может начать считать себя «плохим» и ничтожным из-за того, что ему тяжело и плохо. Важно говорить четко и ясно: «С тобой все будет в порядке», «Эти чувства пройдут», «Ты не один», «Ты ни в чем не виноват», «Ты этого ничем не заслужил».
Во всех нас от природы заложена потребность в общении и установлении связей с другими, и для благополучия важно ощущать себя в безопасности. Если по каким-то причинам ребенок этого ощущения лишился, нужно сделать все возможное, чтобы поскорее ему его вернуть.
Источник