Как помочь подростку 16 лет при депрессии

Депрессия у подростков

Депрессия у подростков – это часто встречающееся состояние. 11% подростков до 18 лет страдают депрессивными расстройствами. Девочки страдают депрессией чаще, чем мальчики. Если игнорировать проявления депрессии и не оказать своевременную помощь, данное состояние может привести к трагическому исходу, например, суициду.


Причины подростковой депрессии

В переходном возрасте происходит бурный рост организма, который сопровождается гормональным сдвигом, перестройкой в жизнедеятельности всего организма. Также подростки испытывают стресс из-за учебной нагрузки, возрастающей ответственности, сложностями взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Вышеперечисленные моменты делают ребенка крайне уязвимым. Причинами развития депрессии могут быть как внешние причины (стресс, плохая успеваемость в школе, проблемы в отношениях в семье, со сверстниками, тяжелые заболевания), так и внутренние причины, связанные с нарушением биохимических процессов в головном мозге.

Симптомы депрессии у подростков

Диагностика депрессии в подростковом возрасте вызывает некоторые трудности, так как типичная картина депрессии проявляется у детей не всегда. Пубертатный возраст накладывает отпечаток на картину симптомов депрессии, определяет своеобразие болезненных переживаний. Гораздо чаще депрессия у подростков проявляется в виде нарушений поведения, интереса к алкоголю, наркотикам, постоянной скуки. Отмечается снижение успехов в учебе, обилие соматических жалоб на здоровье и т.д. Важно обращать внимание на изменения в поведении у ребенка, которые могут скрывать под собой симптомы депрессии, чтобы не упустить время и в нужный момент обратиться к врачу-психиатру, психотерапевту, психологу за помощью.

«Маски» депрессии у ребенка

Депрессия у подростков может скрываться за «масками», когда типичные проявления депрессии не являются первым, бросающимся в глаза компонентом. Условно выделяют несколько «масок» или, так называемых, эквивалентов депрессий у подростков.

Девиантный эквивалент. Этот эквивалент проявляется внезапно начавшимися, не свойственными ранее, нарушениями поведения. Подросток начинает испытывать тягу к «дурным» компаниям, прогуливать школу, сбегать из дома, проявлять интерес к алкоголю, воровству. Имеет место самоповреждающее поведение (ребята наносят себе порезы, ожоги, ввязываются в драки). Однако в отличие от истинного девиантного поведения, на состоянии ребенка лежит отпечаток отчаяния, и истинного удовольствия от своих поступков он не получает.
Употребление алкоголя и наркотических веществ связано с тем, что подросток хочет облегчить свое эмоциональное состояние. Как правило, подростки скрывают свои внутренние переживания от взрослых, но в голове у них могут скрываться довольно мрачные мысли о собственной несостоятельности, отсутствии смысла жизни, перспектив.
Психологи объясняют подобное поведение тем, что ребенок намеренно ищет наказания, так как думает о себе как о «плохом».

Случай из практики. Мальчик Р., будучи в младшей школе примерным ребенком, состоятельным в учебе, любимцем учителей, в подростковом возрасте внезапно начал употреблять наркотики, обманывать взрослых, воровать, наносить себе повреждения. Учителя, родители списывали изменения поведения на подростковый возраст и отнеслись к состоянию ребенка серьезно только после незавершенной суицидальной попытки. Впоследствии мальчик признавался врачам в том, что на протяжении длительного времени находился в подавленном состоянии, видел свое будущее в мрачном свете, считал себя бесполезным, думал, что он ничего не добьется, только подведет всех. После обращения к врачу и прохождения курса лечения, психотерапии мальчик вернулся к нормальной жизни, снова появилась заинтересованность в учебе, планы на будущее, отношения в семье стали более доверительными.

Апатический эквивалент. Характеризуется трудностями в учебе. Дети жалуются на быструю утомляемость, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, постоянную скуку. Часто подростки говорят о том, что они стали «как будто глупее». Вышеперечисленные проблемы приводят к снижению успеваемости. Дети начинают прогуливать школу, сидят дома, теряют интерес к общению, забрасывают хобби, кружки, пренебрегают личной гигиеной. Изменяется digital-активность подростка, например, на смену социальным сетям приходят однотипные игры или просмотр роликов в интернете, которые не несут смысловой нагрузки. При таком состоянии часто появляются мысли о «нежелании жить», так как подростки начинают корить себя за свою несостоятельность. Нередко взрослые списывают состояние подростка на лень, ругают ребенка, тем самым усугубляют тяжесть его состояния, создавая «порочный круг».

Читайте также:  Незрелые дети эмоционально незрелых родителей

Случай из практики. Подросток В., после смерти отца перестала посещать школу, спортивные кружки, стала жаловаться на ухудшение памяти, быструю истощаемость, не могла сконцентрироваться на сюжете фильма или книги, потеряла контакт с друзьями, со временем практически перестала вставать с постели. После обращения к психиатру и подбора терапии девочка стала активнее, инициативнее, вновь начала общаться со сверстниками, вернулась в школу, успешно закончила 10 класс. Психотерапия помогла ей принять потерю близкого человека. Впоследствии девочка стала большой поддержкой для своей мамы.

Ипохондрический эквивалент. Этот вариант «маски депрессии» встречается реже, чем первые два. Он проявляется многочисленными жалобами на здоровье, желанием постоянно обследоваться у врачей. Ссылаясь на слабое здоровье, такие подростки пропускают школу. При этом они не обманывают родителей, а на самом деле испытывают различные физические недомогания (головокружение, тошноту, может отмечаться подъем температуры до 38 градусов).

Случай из практики. Пациентка К., постоянно предъявляла различные жалобы на головные боли, боли в животе, ломоту в конечностях, головокружение, тошноту, просила обследовать ее, читала о заболеваниях в интернете. Полное обследование исключило наличие какого-либо заболевания, что ненадолго успокоило девочку. Спустя непродолжительное время она вновь находила у себя симптомы тяжелых заболеваний. По собственной инициативе девочка посетила психиатра. После подбора лечения постепенно пропали соматические жалобы, а после работы с психотерапевтом она выяснила причину своей депрессии и смогла ее побороть.

«Будто тяжелый металл закачали внутрь меня»

Помимо депрессивных «масок» в старшем подростковом возрасте могут встречаться и более классические депрессивные картины. Юноши и девушки жалуются на тоску, угнетенное настроение, плаксивость, тревогу. Голос становится тихим, речь замедляется, мимика оскудевает.
Для классической депрессии характерна бессонница с ночными и ранними утренними пробуждениями, снижение аппетита. Пища становится «как трава» на вкус, любимые прежде блюда не приносят удовольствия. Появляются идеи самообвинения, физические недостатки преувеличиваются, начинают казаться «уродствами». Периодически подростки очень красочно описывают свои переживания. Например, одна девушка так описывала свое состояние: «Будто тяжелый металл закачивают внутрь, и он разливается по всему телу. В груди камень. Мысли взяли и перевернули через мясорубку. В голове каша».

Как справиться с подростковой депрессией

Родителям необходимо обращать внимание на подобные изменения в поведении ребенка и вовремя обращаться за помощью к психиатру, психологу. Также в этот сложный период крайне важна поддержка семьи, окружения. В лечении депрессии у подростков чаще всего применяется комплексный подход (лекарственная терапия, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, другие реабилитационные мероприятия). Однако, каждый случай депрессии уникален. Для оптимального подбора лечения необходимо рассматривать ситуацию в индивидуальном порядке. При наличии симптомов депрессии у ребенка важно не отворачиваться от него, не бояться вовремя обратиться за помощью, чтобы вернуть сыну или дочке улыбку и радость жизни.

Источник

Подростковая депрессия: как помочь? Советы психолога

Кардинальные перемены в сознании и организме зачастую вызывают у подростков изменения характера не в лучшую сторону, неврозы. Не все позволяют себе открыто проявлять эти негативные чувства в силу воспитания, потому подавляют их. Если подросток не находит способа выразить свой гнев, он может впасть в депрессию. Как возникает это состояние и что делать родителям, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Надежда Ефимова.

Тревожные звоночки

Депрессия — стойкое продолжительное снижение настроения. Она может возникать в любом возрасте и свидетельствует о подавлении сильных эмоций, недовольстве собой.

К симптомам депрессии относятся:

  • подавленное или постоянно меняющееся настроение в течение продолжительного времени;
  • снижение / потеря интереса практически к любой деятельности (ухудшается школьная успеваемость; возникает нежелание учиться и идти в школу);
  • снижение или повышение аппетита (изменение веса более чем на 5% в течение месяца);
  • нарушение сна (постоянная сонливость или бессонница);
  • психомоторное (мыслительное, двигательное) возбуждение или заторможенность, которая наблюдается каждый день, чередование этих состояний;
  • жалобы на плохое самочувствие (отсутствие сил, ощущение усталости, падение жизненного тонуса);
  • комплекс неполноценности или основная депрессивная идея в отношении самого себя (ребенок может говорить «я никому не нужен», «меня никто не любит», «я плохой», «я тупой, я бестолковый»);
  • снижение способности к концентрации внимания, нерешительность, замкнутость, безразличие;
  • мысли о смерти, суицидальное настроение, разработка плана, попытка самоубийства.
Читайте также:  Если нет радости творчества нет радости труда

«Если у подростка наблюдаются половина и более перечисленных симптомов на протяжении более двух недель, высока вероятность того, что специалист может поставить диагноз «депрессивный эпизод», — отмечает психолог.

Понять, что нужно изменить

По мнению американского клинического психолога и психотерапевта Дугласа Райли, чтобы лучше понять депрессию, следует рассматривать ее не только как определенное заболевание или набор симптомов, но и как некое послание. На самом деле депрессия пытается сообщить нам, что нечто в нашей жизни следует изменить, чтобы почувствовать себя лучше.

Депрессивное состояние дает нам обратную связь относительно неблагополучия трех аспектов нашей жизни:

  • Биохимия — нарушения физиологического характера, заболевания, влияние лекарственных препаратов на организм, гормональные нарушения.
  • Стресс, вызванный внешними условиями (неблагоприятной обстановкой в семье, появлением другого ребенка, утратой близкого, разрывом отношений, неудачами в учебе, негативным отношением учителя).
  • Негативные мысли и убеждения о себе и окружающих: «я хочу умереть», «я хуже всех», «я ни на что не гожусь», «я никогда никому не понравлюсь», «ко мне несправедливы», «я не могу жить без этого человека», «я схожу с ума», «мои родители меня не любят», «меня сделают счастливым алкоголь, наркотики, еда», «ничего никогда не изменится к лучшему».

Услышать и поддержать ребенка

На консультацию обратилась мама Екатерина с дочерью 15 лет. В процессе беседы девочка-подросток говорила, что у нее нет сил и желания что-либо делать, в школе она многое не понимает и не успевает, в связи с этим упала успеваемость. Она также не принимала и критиковала свою внешность («Я толстая, жирная корова»), говорила об отсутствии близких друзей: «все думают про меня только плохое», и это мешало ей выстраивать дружеские отношения, отмечала непонимание ее состояния родителями. Родители отрицали состояние дочери, акцентировав внимание на том, что это все лень и она сама во многом виновата. «В процессе терапии с Машей мы разбирались с ее негативными убеждениями и мыслями о себе. Поняли, когда они появились, какие чувства она испытывала, что способствовало именно таким выводам. Девочка училась выражать свои эмоции, чтобы быть понятой окружающими, при этом не разрушая себя изнутри», — рассказывает специалист.

Параллельно велась психологическая работа с родителями, в процессе которой психолог помогала искать причины непонимания, разбирала конфликтные ситуации, прорабатывала стратегии поведения во взаимоотношениях с дочерью.

Как результат, в семье выстроились доверительные, поддерживающие отношения. У Марии появилась уверенность в себе, она догнала учебную программу и сейчас успешно учится в школе, у нее появились силы и энергия, она строит планы на будущее. Мария приняла свою внешность и с заботой стала относиться к своему телу. Исчез страх негативных мыслей со стороны окружающих и это позволило обрести друзей.

Источник

Подростковая депрессия: как помочь? Советы психолога

Кардинальные перемены в сознании и организме зачастую вызывают у подростков изменения характера не в лучшую сторону, неврозы. Не все позволяют себе открыто проявлять эти негативные чувства в силу воспитания, потому подавляют их. Если подросток не находит способа выразить свой гнев, он может впасть в депрессию. Как возникает это состояние и что делать родителям, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Надежда Ефимова.

Тревожные звоночки

Депрессия — стойкое продолжительное снижение настроения. Она может возникать в любом возрасте и свидетельствует о подавлении сильных эмоций, недовольстве собой.

К симптомам депрессии относятся:

  • подавленное или постоянно меняющееся настроение в течение продолжительного времени;
  • снижение / потеря интереса практически к любой деятельности (ухудшается школьная успеваемость; возникает нежелание учиться и идти в школу);
  • снижение или повышение аппетита (изменение веса более чем на 5% в течение месяца);
  • нарушение сна (постоянная сонливость или бессонница);
  • психомоторное (мыслительное, двигательное) возбуждение или заторможенность, которая наблюдается каждый день, чередование этих состояний;
  • жалобы на плохое самочувствие (отсутствие сил, ощущение усталости, падение жизненного тонуса);
  • комплекс неполноценности или основная депрессивная идея в отношении самого себя (ребенок может говорить «я никому не нужен», «меня никто не любит», «я плохой», «я тупой, я бестолковый»);
  • снижение способности к концентрации внимания, нерешительность, замкнутость, безразличие;
  • мысли о смерти, суицидальное настроение, разработка плана, попытка самоубийства.
Читайте также:  Когда меняется погода плохо себя чувствую

«Если у подростка наблюдаются половина и более перечисленных симптомов на протяжении более двух недель, высока вероятность того, что специалист может поставить диагноз «депрессивный эпизод», — отмечает психолог.

Понять, что нужно изменить

По мнению американского клинического психолога и психотерапевта Дугласа Райли, чтобы лучше понять депрессию, следует рассматривать ее не только как определенное заболевание или набор симптомов, но и как некое послание. На самом деле депрессия пытается сообщить нам, что нечто в нашей жизни следует изменить, чтобы почувствовать себя лучше.

Депрессивное состояние дает нам обратную связь относительно неблагополучия трех аспектов нашей жизни:

  • Биохимия— нарушения физиологического характера, заболевания, влияние лекарственных препаратов на организм, гормональные нарушения.
  • Стресс, вызванный внешними условиями (неблагоприятной обстановкой в семье, появлением другого ребенка, утратой близкого, разрывом отношений, неудачами в учебе, негативным отношением учителя).
  • Негативные мысли и убеждения о себе и окружающих: «я хочу умереть», «я хуже всех», «я ни на что не гожусь», «я никогда никому не понравлюсь», «ко мне несправедливы», «я не могу жить без этого человека», «я схожу с ума», «мои родители меня не любят», «меня сделают счастливым алкоголь, наркотики, еда», «ничего никогда не изменится к лучшему».

Услышать и поддержать ребенка

На консультацию обратилась мама Екатерина с дочерью Марией 15 лет. В процессе беседы девочка-подросток говорила, что у нее нет сил и желания что-либо делать, в школе она многое не понимает и не успевает, в связи с этим упала успеваемость. Она также не принимала и критиковала свою внешность («Я толстая, жирная корова»), говорила об отсутствии близких друзей: «все думают про меня только плохое», и это мешало ей выстраивать дружеские отношения, отмечала непонимание ее состояния родителями. Родители отрицали состояние дочери, акцентировав внимание на том, что это все лень и она сама во многом виновата. «В процессе терапии с Машей мы разбирались с ее негативными убеждениями и мыслями о себе. Поняли, когда они появились, какие чувства она испытывала, что способствовало именно таким выводам. Девочка училась выражать свои эмоции, чтобы быть понятой окружающими, при этом не разрушая себя изнутри», — рассказывает специалист.

Параллельно велась психологическая работа с родителями, в процессе которой психолог помогала искать причины непонимания, разбирала конфликтные ситуации, прорабатывала стратегии поведения во взаимоотношениях с дочерью.

Как результат, в семье выстроились доверительные, поддерживающие отношения. У Марии появилась уверенность в себе, она догнала учебную программу и сейчас успешно учится в школе, у нее появились силы и энергия, она строит планы на будущее. Мария приняла свою внешность и с заботой стала относиться к своему телу. Исчез страх негативных мыслей со стороны окружающих и это позволило обрести друзей.

В случае возникновения любых психологических затруднений во взаимоотношениях с детьми и подростками жители столицы всегда могут обратиться к специалистам Московской службы психологической помощи за бесплатной психологической поддержкой. Запись на консультации на сайте msph.ru. Круглосуточный телефон неотложной психологической помощи: 051 (с городского телефона); +7 (495) 051 (с мобильного телефона).

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Оцените статью