- Учим ребенка справляться с эмоциями
- Нужно научить ребенка справляться с эмоциями: это поможет избежать конфликтных ситуаций
- Как помочь ребенку справиться со своими эмоциями. Рекомендации родителям
- «Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
- Как развивать самоконтроль
- Как научить ребёнка владеть собой
- Эмоции нужно принимать…
- … различать и выражать словесно…
- … анализировать
- Как ребёнок может помочь себе сам
- Как культура влияет на способы выражения эмоций
Учим ребенка справляться с эмоциями
Нужно научить ребенка справляться с эмоциями: это поможет избежать конфликтных ситуаций
Маленькие дети часто не знают, как справиться с чувством злости, но родители могут научить их расслабляться и отпускать свои эмоции. Разумеется, у взрослых больше реальных причин испытывать злость (у вас проблемы на работе, вы уронили и разбили телефон или попали в пробку). Но поставьте себя на место ребенка: в его жизни тоже много разочарований. Его расстраивают другие дети, не желающие делиться игрушками; взрослые, вмешивающиеся в его игры; старшие братья, имеющие в семье больше привилегий, и множество вещей, которые ребенок еще не освоил. Неудивительно, что маленькие дети так часто подвержены эмоциональным срывам.
Вы не можете устранить причины таких эмоциональных срывов, но уже в возрасте 2–3-х лет следует научить ребенка контролировать себя. Ваша задача – помочь ему найти способы выражать свои эмоции и справляться с ними. Когда ребенок впадает в истерику, у вас может возникнуть соблазн призвать его к порядку, но это еще больше его разозлит. Вместо этого стоит проявить сочувствие и предложить ребенку найти лучший способ выразить свои эмоции.
Дети, сохраняющие спокойствие в трудных ситуациях, более склонны достигать жизненного успеха. Согласно исследованию американских психологов, дети, которые лучше справлялись с эмоциями, показывали лучшие результаты в обучении и социальной жизни. Они также оказывались более эмоционально устойчивыми в стрессовых ситуациях.
Разумеется, некоторым детям труднее оставаться спокойными, когда они испытывают давление, чем остальным, но в любом случае родители могут помочь им стать спокойнее.
Определите чувства
Маленькие дети могут не понимать, что они чувствуют злость – они просто дают выход своим чувствам. Вам следует помочь ребенку осознать свои чувства, прежде чем он выразит их.
Объясняя ребенку природу чувств, используйте аналогию с вулканом: лава некоторое время кипит внутри вулкана, прежде чем прорвется наружу. Скажите ребенку, что чувство злости работает так же, но можно научиться предотвращать извержение.
Прежде всего, ребенок должен научиться называть свои эмоции. Обсуждайте с ребенком те или иные ситуации, например: «Мне кажется, ты злишься на своего друга, потому что он дразнил тебя, правда?» Со временем ребенок тоже научится использовать такие фразы. Когда он будет лучше понимать свои эмоции, научите его распознавать физические проявления чувств («Мои щеки горят») и ситуации, которые вызывают эти чувства («Я злюсь, когда мой старший брат делает то, что мне не разрешают делать»). Так он научится распознавать свои эмоции.
Делайте паузы
Поговорите с ребенком о том, как трудно трезво мыслить, испытывая отрицательные эмоции. Научите ребенка делать паузы, чтобы успокоиться, и после этого искать решение проблемы.
Чтобы ребенок успокоился, возможно, вам понадобится увести его в тихое и спокойное место. При этом вам нужно справиться с его противодействием (например, скажите: «Дорогой, тебе нужно успокоиться»). Если вы просто уводите ребенка из места, где происходит эмоционально сложная ситуация, этого может оказаться недостаточно. Вам нужно будет предложить ему какое-то действие (например, послушать музыку или побегать во дворе).
Есть еще один известный способ успокоиться – глубокое дыхание. Объясните ребенку, что чувство злости заставляет его дышать чаще. Чтобы успокоиться, необходимо медленно вдыхать через нос и выдыхать ртом. Ребенка можно научить этому с раннего возраста, и это войдет у него в привычку.
Обсудите ситуацию
Как только ребенок успокоился, он может сразу же забыть о том, что его беспокоило. Но, если он все еще злится, спросите, что он в следующий раз может сделать по-другому, чтобы избежать отрицательных эмоций. Если ребенок не может придумать ничего подходящего, предложите вариант сами (например, «Если ты предлагаешь брату поиграть в футбол, а он занят, предложи ему поиграть, когда он закончит свою работу). Воспринимая ваши идеи, ребенок научится и сам находить решения, которые устраивают всех.
Такая стратегия общения может помочь вам контролировать ситуации, не допуская, чтобы ребенок испытывал отрицательные эмоции. Например, когда ребенок в магазине требует купить ему игрушку, можно поставить ему ультиматум под видом выбора: или он прекращает выпрашивать игрушку, или идет домой с папой. В таком случае он сам выбирает вариант дальнейшего развития событий.
Используйте юмор
Люди, которые могут посмеяться над своими проблемами и над собой, лучше справляются со сложными ситуациями. Когда ребенок видит, что вы с юмором относитесь к своим проблемам, он начинает делать так же. Например, если вы с ребенком едете в машине и попали в пробку, превратите ваше беспокойство в шутку («На прошлой неделе я видел в автосалоне летающие автомобили. Жаль, что я не купил такой автомобиль, сейчас бы он нам пригодился»). Если вы видите, что ребенок испытывает стресс, постарайтесь облегчить его состояние с помощью шутки («Ты злишься из-за того, что младшая сестра уронила твое мороженое на землю? Давай расскажем ей, что мороженое нужно есть, а не сажать в землю»).
Создайте в доме определенную зону, в которой нельзя кричать
Не стоит объяснять, что у родителей, которые кричат на своих детей, впоследствии дети также склонны кричать на окружающих. Нельзя ожидать, что ребенок научится контролировать свои эмоции, если вы сами не умеете это делать.
Даже если у вас возникают разногласия с ребенком, приучите его обсуждать ситуации спокойным тоном. Установив такое правило у себя дома, продумайте план, как научить этому ребенка. Например, сначала вы можете использовать напоминания («Не забывай правило – мы не кричим»), затем предупреждения («Если ты опять поднимешь голос, мы не пойдем на выходных в кино, как договаривались раньше»). Будьте готовы применить последствия, если предыдущие методы не сработают.
Разумеется, не только ребенок может нарушать это правило. Если вы сами поднимете голос во время разговора, извинитесь перед ребенком. Скажите ребенку: «Меня разозлило твое поведение, но я не должна была переходить на крик». Если вы чувствуете, что скоро можете потерять самообладание, возьмите паузу – последуйте тому же правилу, которому вы учите ребенка. Скажите ему: «Я слишком расстроен, чтобы обсуждать это прямо сейчас. Мне нужно время, чтобы успокоиться, и после этого мы сможем поговорить. Так вы не только показываете необходимость обсуждать ситуации без крика, но и учите ребенка управлять гневом.
Источник
Как помочь ребенку справиться со своими эмоциями. Рекомендации родителям
АЛЕСЯ ОСИПОВА
Как помочь ребенку справиться со своими эмоциями. Рекомендации родителям
Истерика у детей — это то, что чаще всего вызывает истерику у взрослых. тавтология но, по сути,это так и есть: состояние детской исиерики может вводить родителей и окружающих взрослых в состояние «душевного волнения». В такие моменты взрослые не могут толком себя контролировать, от этого детская истерика только усиливается.
Симптомы истерик бывают разные, они зависят от возраста ребенка и от причин,которые эту истерику вызвали:
— паденеи на пол с криками;
— падение на пол молча;
— битье головой об стену или пол;
— дети закрываются и уходят ото всех;
— дети просто визжат, кричат, не падая;
— дети проявляют агрессию по отношению к окружающим.
Причиана истерики ребенка от 1 года до 3 лет может скрываться в отсутствии психической перезагрузки, в том, что его не слышат и не понимают. А так же в том, что ребенок не может объясниться с окружающими, ведь его речь еще не развита.
В 3 года причины нчинают меняться. У ребенка накоплен достаточный опыт для манипуляции окружающими. И благодаря этому он входит в состояние «Я сдесь главный, я правлю миром».
У детей более старшего возраста причины истерик надо искать в усталости, желании добиться своего, недостатке родительского внимания.
Причины все разные и методы вывода из этих состояний тоже разные:
1. Пожалеть. Помните, что ребенку в этот момент не просто, он эмоционально страдает.
2. Метод «Эфыект присутствия». (для детей до 3 лет). Надо вспомнить о том, что ребенок устал, ему требуется 3-4 минуты на перезагрузку. Дайте ему поплакать. Строго по часам. В это время молча сидите рядом. После того, как время истекет, можно нормально поговорить и пожалеть ребенка.
3. Метод «Разговор шепотом». (для детей от 3 лет). В момент истерик, капризов-переходите на шепот. Это и вас успокоит и приведет ребенка в чувство.
4. Метод «Отвлечение» (для детей до 3 лет). Переключайте внимание ребенка на что угодно: птички полетели, пузыри надули, и т. д.
5. Метод «Соревнование»(для детей от 2 до 4 лет). Предложите ребенку что-то сделать на перегонки.Например: кто первый добежит до дома и т. д.
6. Метод «Игнорирование». (испльзуется только в знакомой для ребенка среде). Выходите из помещения и не наблюдаете истерику. Не говорите иничего обвиняющего, не успокаивайте. Важно, чтобы комната была освещенной. Дайте ребенку 3 -4 минуты.
7. Улыбнитесь и перевелите все в шутку.
Помните, что ребенок в момент истерики тоже страдает, отнеситесь к нему с пониманием и снисхождением просто потому, что вы старше и мудрее!
Как помочь тревожному ребенку Как помочь тревожному ребенку Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: 1. Повышение самооценки.
Консультация для родителей «Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет» — Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка. — Позвольте малышу.
Рекомендации родителям «Как помочь первокласснику подготовиться к Дню знаний» За несколько дней до 1 сентября: — Вручите ребенку красивый будильник. С этого дня у вас школьный режим дня. В выходные можно позволить.
Консультация «Как помочь стеснительному ребенку?» Им легко идти по жизни, потому что они всегда знают, как добиться того, чего хочешь, как найти общий язык с окружающими, как приобрести.
Консультация «Как помочь ребенку научиться играть?» Предметная среда. В помещении где проходит игра должно быть достаточно развивающих игрушек, которые побуждали бы малышей к разыгрыванию.
Консультация «Как помочь «гиперактивному» ребенку?» В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о.
Несколько советов родителям, как помочь ребенку в учебе Несколько советов родителям,как помочь ребенку в учёбе. В детском саду,в развивающих центрах,а затем в школе детям задают домашние задания.
Рекомендации родителям «Как сочинить ребенку сказку» Как сочинить ребенку сказку Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Именно со сказки у ребенка начинается.
Рекомендации родителям «Как сочинить ребенку сказку» Описание: Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с.
Советы родителям «Четыре способа помочь вашему ребенку завести новых друзей» Советы родителям Четыре способа помочь вашему ребенку завести новых друзей. 1. Приглашение в гости. Одним из самых простых способов познакомить.
Источник
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
С точки зрения биологии, каждый живой организм способен реагировать на раздражители. Для человеческого организма такой реакцией будут эмоции. Ежедневно мы все испытываем самую разную гамму эмоций, некоторые из них мы выражаем словами или действиями, а некоторые сдерживаем, потому что так предписывают традиции нашего общества. Детский психолог Павел Тарунтаев делится рекомендациями, как научить ребёнка владеть собой и разумно проявлять свои чувства.
Как развивать самоконтроль
К 5−6 годам у ребёнка уже начинают формироваться зачатки способности к самоконтролю, а это основа умения управлять собой и своими эмоциями. Развивать его относительно просто: для этого есть игры. Можно использовать настольные игры с правилами. Если ребёнок им не подчиняется, то не сможет выиграть или даже будет исключён из игры.
Прекрасно подойдут и сюжетно-ролевые игры. Когда ребёнок делает то, что предписано игрой, например, изображает часового, который не должен двигаться, он испытывает двойственные чувства. С одной стороны, ему хочется веселиться, а надо стоять молча; с другой, он справляется со своей ролью, а это приносит чувство глубокого удовлетворения. Так, играя, ребёнок учится самоконтролю.
Есть и специальные игры, формирующие произвольность у детей, например «Светофор»: у ведущего есть три цветные таблички. Когда он показывает зелёную, можно прыгать и кричать, жёлтую — нужно превратиться в мышку, красную — замереть. Если бы у современных детей было больше сюжетно-ролевых игр, у них было бы меньше проблем с самоконтролем.
Как научить ребёнка владеть собой
Не всегда бурное изъявление чувств ребёнком — это проблема, требующая срочного решения, всё зависит от темперамента. Некоторые дети эмоциональны от природы, и поделать с этим что-то сложно, да и не всегда нужно: такова их нервная система, и это не патология. Вопрос в том, чтобы помочь им лучше управлять собой и избежать серьёзных последствий. Поводом для тревоги служат длительные или слишком яркие негативные состояния (истерики, страхи, резкие перепады настроения) в любом возрасте.
Эмоции нужно принимать…
Относитесь с пониманием к чувствам ребёнка и не обесценивайте их. Пусть он не слышит от вас таких фраз: «Нечего тут бояться», «Мальчики не плачут», «Это ерунда, успокойся». Этими высказываниями мы как будто отнимаем у ребёнка право испытывать эмоции. А если их подавлять, то эмоции становятся неуправляемыми, вызывают стыд и приводят к лишней нагрузке на нервную систему.
Очень важно говорить ребёнку, что он имеет право испытывать самые разные эмоции. Ни в коем случае нельзя называть какие-то чувства неприемлемыми: «Нельзя злиться», «Разве можно так переживать?» Неприемлемой скорее может быть демонстрация каких-то чувств в определённых обстоятельствах. Например, когда мама не купила игрушку, которую хотел ребёнок, он может на неё разозлиться — для него это естественно. А вот ударить её за это он не имеет никакого права.
… различать и выражать словесно…
Помогайте ребёнку выражать свои чувства, причём вербально. Анализируйте их вместе: «Ты злишься, тебе обидно, потому что…» Важно, чтобы малыш осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает какие-либо эмоции. Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти контролируется. Если не уделять этому внимания, ребёнок будет чувствовать себя словно в бушующем море, не зная, куда ему двигаться и что делать.
Давайте детям возможность выплёскивать эмоции, радоваться и грустить без родительских замечаний. Можно даже оборудовать какой-то уголок, где ребёнок сможет выражать свою злость или бурную радость, прыгать и бегать, рвать бумагу и так далее. На мой взгляд, проще и действеннее всего дать детям какую-то физическую активность, поиграть с ними на улице, чтобы буря эмоций, которую они переживают, прошла безболезненно и для них, и для окружающих.
Для многих детей отдушиной и возможностью притупить агрессию становятся компьютерные игры-стрелялки. Я бы не советовал использовать их как способ выплеснуть эмоции, если речь идёт о детях 5−6 лет (и даже 14): они пока не способны до конца понять разницу между игрой и реальностью, и агрессия не прорабатывается, а усиливается.
… анализировать
Ребёнок опечален? Не говорите ему: «Не грусти», ведь ему уже грустно. Лучше всего отвлечь его, поиграть с ним и обязательно проговорить, что чувство, которое он переживает, пройдёт со временем. С одной стороны, мы показываем ребёнку, что эмоции мы не только испытываем: о них можно и нужно говорить. С другой стороны, мы даём ему важный совет: нужно уметь переключаться, а не зацикливаться и терзать себя. А ещё — принимать активные шаги для изменения ситуации.
Как ребёнок может помочь себе сам
Лет с 5−6 можно обучать ребёнка определённым способам релаксации, которые позволят ему держать себя в руках в моменты сильных переживаний и не поддаваться эмоциям. Это может быть и дыхательная гимнастика, и самомассаж, и даже игра воображения. Например, если ребёнок очень волнуется перед публичным выступлением, он может вообразить себя королём, а зрителей — подданными, и это поможет ему немного успокоиться.
Каждое эмоциональное состояние нужно признать, осознать его причины и дальше пробовать справиться с ним и сделать из этого какие-то выводы.
Как культура влияет на способы выражения эмоций
Нужно ли по-разному подходить к сдерживанию положительных и отрицательных эмоций? Это скорее культурный вопрос, и в нашем обществе большее внимание уделяется именно негативным проявлениям. В своей практике я не встречал детей, родители которых обозначали бы проблему так: «Он слишком бурно радуется».
Но иногда это может стать проблемой. Например, если школьник чему-то сильно обрадовался прямо на уроке, вряд ли он сможет прыгать и танцевать в классе — так не принято. Тут ему на помощь придут способы самоуспокоения, о которых я уже упоминал: посчитать про себя до десяти, задержать дыхание. В некоторых случаях важно уметь контейнировать эмоцию, то есть выплёскивать её не сразу, а потом, когда пройдёт время, и найти способ её выразить.
От мальчиков требуется больше контролировать себя и меньше выражать чувства, причём любые. Таковы культурные традиции, и сделать с этим что-то довольно трудно. Если пятиклассник заплачет при сверстниках, это, скорее всего, будет воспринято как слабость, повод для шуток и существенно понизит его статус. Но подавлять сильную печаль и гнев тоже нельзя: это приводит к эмоциональным проблемам и более серьёзным последствиям вплоть до нарушений психики. Мальчик должен знать: он имеет право испытывать любые чувства и возможность их выражать — где-то в безопасном месте, например, дома, рядом с доброжелательными родителями, которые всегда его выслушают.
Чуткое отношение к собственным эмоциям и умение ими управлять — очень важные качества, которые не возникают сами по себе. Помогите ребёнку прислушиваться к себе и владеть своими эмоциями.
Источник