Психологическая помощь ребёнку с эмоциональными проблемами
Людмила Боголюб
Психологическая помощь ребёнку с эмоциональными проблемами
Психологическая помощь ребёнку с эмоциональными проблемами.
В последнее время педагоги детских садов всё чаще констатируют увеличение количества детей, которые отличаются агрессивностью, повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, конфликтностью. Эта проблема на сегодняшний день стала очень актуальной. Своевременную психологическая помощь как самим детям, так и их родителям и воспитателям должен оказать педагог-психолог. После психологической диагностики педагог-психологпланирует для себя направления: консультирование родителей (во время которого продолжается сбор информации о ребёнке и выявление особенностей воспитания ребёнка в семье) и педагогов. С самим же ребёнком полезно начать коррекционно0развивающую работу сначала индивидуально, а потом, постепенно переходить на работу в группе детей. Цикл занятий с таким ребёнкомможно разделить на три части:
I.Работа с гневом:
II. Тренировка навыков распознавания и контроля негативных эмоций :
III. Формирование способности к эмпатии, сочувствию,сопереживанию:
В статье приводится пример цикла занятий, составленного педагогом-психологом для ребёнка среднего дошкольного возраста, испытвающего вышеописанные проблемы эмоциональных нарушений.
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование навыков распознавания различных эмоций, контроля негативных состояний. Формирование способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
IРабота с гневом:
1. Упражнение «Волшебная коробка для крика»
2. Упражнение «кулачок»
3. Игра «Брыкающаяся лошадка»
4. Игры с песком «Найди ракушку», «Следы»
1. Упражнение «Волшебная коробка для крика»
2. Игра с песком «Приключения лошадки»
3. Рисование красками на свободную тему
1. Упражнение «Волшебная коробка для крика»
3. Рисование «Это я»
4. Игра «Брыкающаяся лошадка» (с отдыхом)
5. Игра в песочнице «Вот тот чудесный остров»
1. Упражнение «Волшебная коробка для крика»
3. Игры с водой (Ветер дует на кораблик»)
4. Игры с фибероптическим душем
1. Упражнение «Волшебная коробка для крика»
2. Игра «Печём пирог»
3. Наблюдение за рыбками в аквариуме (светильник)
4. Рисование «Мой детский сад»
1. Упражнение «Волшебная коробка для крика»
2. Игра «Печём пирог»
3. Лепка из пластилина на свободную тему
II,Тренировка навыков распознавания и контроля негативных эмоций :
1. Знакомство с пиктограммами эмоций»
2. Рисование на песке «Я сегодня вот такой»
3. Игра «Тренируем эмоции»
1. Упражнение с зеркалом «Какое у меня сегодня настроение и что я чувствую?»
2. Игра «Камушек в ботинке»
3. Рисование «Когда я сержусь»
4. Игра «угадай и изобрази эмоцию»
1. Упражнение с зеркалом «Какое у меня сегодня настроение и что я чувствую?»
2. Игра «Камушек в ботинке» (с группой детей)
3. Рисование «Когда я доволен»
4. Игра «Тренируем эмоции»
1. Упражнение с зеркалом «Какое у меня сегодня настроение и что я чувствую?»
2. Задание «Покажи на пиктограмме своё настроение»
3. Игры с лэпбуком «Путешествие в страну эмоций и чувств».
1. Упражнение с зеркалом «Какое у меня сегодня настроение и что я чувствую?»
2. Задание «Покажи на пиктограмме своё настроение»
3. Интерактивная игра «Путешествие в страну эмоций и чувств»
1. Упражнение «Какое у меня сегодня настроение и что я чувствую?»
2. Задание «Покажи на пиктограмме своё настроение»
3. Интерактивная игра «Путешествие в страну эмоций и чувств»
1. Упражнение «Какое у меня сегодня настроение и что я чувствую?»
2. Задание «Покажи на пиктограмме своё настроение»
3. Упражнение «Я уникальный»
III. Формирование способности к эмпатии, сочувствию,сопереживанию:
1. Разыгрывание ситуаций на песке (поссорились из-за игрушки, тебя толкнули и ты упал, ты толкнул и товарищ упал и т. п.)
2. Игра «Обзывалки»— с группой детей.
3. Игра «Ласковые лапки»— в паре.
1. Разыгрывание ситуаций на песке (два мальчика поссорились: помири их, твой друг обижен на тебя, извинись и попробуй помириться с ним.
2. Игра в паре» «Согласованные движения»: распилка дров, гребля в лодке, насос, волны.
3. Рисование «Мой друг!»
Упражнения в группе «Шел Я», «Тропинка», «Аэробус», «Жужа», «Два барана», «Передавалки» и др.
Литература: Лютова Е. К., Монина Б. К.Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. :Генезис, 2000
«Как помочь ребёнку разгадать ребус?» Слово «ребус» латинского происхождения (лат. rebus, при помощи вещей, «Non verbis sed rebus» — «Не словами, а при помощи вещей»).Зародился.
Зачем ребёнку друзья «Зачем ребёнку друзья» Ребенку, точно так же, как и взрослому, необходимы друзья. Ну, с кем еще можно поделиться своими маленькими секретами,.
Алгоритм сопровождения дошкольников с проблемами поведения в условиях ДОУ Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным.
Как отказать капризному ребёнку? Как сказать ребёнку «нет»? Часто можно слышать советы педагогов и детских психологов, которые советуют: «Не потакайте детским прихотям», но многие родители зачастую.
Комплексное сопровождение ребенка с проблемами в развитии Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, кохлеарный имплант, методика PECS, коммуникация. Багнюк Елена Сергеевна, педагог-психолог.
Интегрированное занятие для детей старшей группы с проблемами в интеллектуальном развитии. Драматизация сказки «Теремок» Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы с проблемами в интеллектуальном развитии. Драматизация сказки «Теремок» Воспитатель.
Консультация для родителей «Если ребёнку трудно, как ему предложить помощь?» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей о том, как предложить детям помощь, когда им трудно? Цель: объяснить.
Методы и приёмы работы с детьми с проблемами двигательной расторможенности и неустойчивости внимания Как заниматься с гиперактивным ребёнком: 1. Режим. У детей (тем более гиперактивных) недостаточно развита функция прогнозирования, поэтому.
Методы и приёмы работы с детьми с проблемами двигательной расторможенности и неустойчивости внимания Методы и приёмы работы с детьми с проблемами двигательной расторможенности и неустойчивости внимания. Как заниматься с гиперактивным ребёнком:.
Помоги себе сам! Психологическая помощь детям В жизни много вопросов и трудностей. Любой ребенок может попасть в ситуацию, когда ему будет нужна помощь. В этот момент важно быть услышанным.
Источник
«Как помочь эмоциональным детям». Консультация для родителей
Марина
«Как помочь эмоциональным детям». Консультация для родителей
Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже еще раньше. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подготовили «негативную почву» для эмоциональных проблем ребенка. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки. И очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ре-бенку не придется «разрываться» в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться и ловчить. При авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. Эмоциональность ребенка определяется и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш).
Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые, иные внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные, но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей. Что же делать?
Прежде всего, необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Когда родители в конфликтах проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется.Например: «Я тебя понимаю, что ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх, или хочешь (играть, гулять, кричать, но ты пойми и меня, я чувствую.». После этого останется только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка (лучше всего звуковая).Например: «Ты еще немного поиграешь, а когда зайчик тебя позовет, игра закончится».
Таким образом, убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в требованиях.А когда последовательности нет: если сегодня вы сказали «да», а завтра «нет», не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались!», тогда можете считать, что ребенок начнет вами манипулировать, искать «новые кнопки».
Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает «можно» и «нельзя»? На помощь приходит игра «Солнышки», в которую родители могут поиграть с детьми дома (жетонная терапия).
Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детямпредлагается вступить в игру: «Ты у нас уже совсем большой, многое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2-3 положительных качества ребенка, но, например, убирать игрушки у тебя еще не совсем получается.
(Объясняется, как надо убирать.) Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.
«Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь и сам правильно уберешь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается, то в конце дня получишь сюрприз». Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности.Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др. Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны, тогда можно приступать к формированию другого.
Родителям перед проведением такой игры рекомендуем выяснить, чего же все хотят от ребенка, каким его видят в будущем папа, мама, бабушка, дедушка. Некоторым семьям это удобно делать в письменном виде. Возможно, каждая семья сама выберет общий, единый образ-мечту для ребенка.
Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные игры» («Злая — добрая кошка», «Упрямая подушка», «Минута шалости» и др.). Кроме того, необходимо обучать их расслаблению, релаксации, так как постоянные зажимы у детей (агрессивные или тревожно-боязливые) могут приводить к психосоматическим заболеваниям.
В играх, как и в требованиях, желательно быть последовательными и систематичными. Если родителям не хватает предложенных психологических приемов, или что-то не получается, необходимо почувствовать свой путь, найти свои интересные решения. Собственная интуиция родителя может подсказать удивительные психологические техники. Например, мама ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу». Поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессонницу», а затем выбрасывала ее, прогоняя прочь, т. е. в игровой форме производилась релаксация ребенка.
Однако, прежде чем применять свои педагогические находки, рекомендуем родителям посоветоваться с профессиональным психологом. Так как иногда родительское творчество, вместо положительных результатов, приносит — отрицательные. Например, в семье, где с гиперактивным ребенком использовалась игра «Солнышки», родители добавили «тучки» (как элемент наказания, и ребенку стало нравиться «получать тучки».
С точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощрения (в речи — «Если сделаем так, то будет еще лучше», в действиях — обнять, погладить; в сюрпризах).
Родительская любовь поможет ребёнку справиться любыми трудностями.
Влияние классической музыки на развитие детей раннего возраста Пользу воздействия классической музыки на развитие и воспитание детей отмечают не только родители и педагоги, но и психологи и врачи. Дети.
Воспитание здорового ребенка как ведущее направление в работе ДОУ В наши дни очень серьезно встал вопрос о воспитании здорового ребенка. Так что же такое здоровье? Здоровье это состояние полного физического,.
Источник
Как помочь маленькому ребёнку справиться с эмоциями.
Проблемы в отношениях со своими детьми бывают практически у всех родителей. «Почему ты так себя ведешь, почему не слушаешься?» — похожие упреки слышал каждый ребенок. И каждые родители иногда чувствуют бессилие, когда не могут «достучаться» до своей дочери или сына. Но, возможно, так случается из-за того, что родители не всегда понимают, как понять ребенка и как донести до него свои мысли и чувства?
Дети входят в наиболее эмоциональную возрастную группу. Их чувства – абсолютно искренние. Ребенок не умеет, да и не считает нужным лгать и скрывать свои чувства. Существует прямая связь между тем, какие чувства испытывает ребенок и тем, как он себя ведет. Естественно, что если ребенок чувствует себя хорошо, то и вести себя он будет хорошо. А как родители могут помочь ребенку чувствовать себя хорошо? Для начала, приняв их чувства!
Обычная проблема — родители просто не понимают чувства своего ребенка. Типичные примеры: «на самом деле ты чувствуешь совсем другое», «нет никаких причин для того, чтобы расстраиваться», «ты ведешь себя так, потому что ты устал» и т.д. С одной стороны это учит ребенка не понимать свои внутренние чувства, не доверять им. С другой — постоянное отрицание родителями его чувств может сбить ребенка с толку, и даже взбесить его. На первый взгляд, каждому из нас может показаться, что это касается кого угодно, но только не меня. Но попробуйте понаблюдать за собой со стороны. Допустим, ребенок жалуется родителям на то, что ему жарко. Родители, конечно же, обеспокоены тем, чтобы он не простудился. Этим, они проявляют свою заботу о ребенке, но как они это делают? В абсолютном большинстве ответ будет такой: «не снимай свитер, здесь холодно, ты можешь заболеть». Видите, что произошло? Родители убеждают ребенка не доверять своим ощущениям, вместо этого безоговорочно положиться на их собственное мнение. А ребенок при этом чувствует, что его не понимают, его чувства полностью отрицают, что в свою очередь приводит к внутреннему протесту, и разговоры с родителями все чаще превращаются в спор или даже конфликт.
Как же родителям «принять чувства» ребенка? Какая реакция с их стороны будет правильной? Для начала, давайте представим себя в ситуации, похожей на ситуацию ребенка. Предположим, что на работе ваш начальник попросил сделать для него дополнительную работу. Она нужна ему к концу рабочего дня. Вы должны были приняться за нее сразу же, но из-за большого количества других неотложных дел, вы попросту забыли про задание начальника. У вас было столько хлопот, что вы едва нашли время пообедать. И вот когда вы вместе с другими сотрудниками уже собирались идти домой, ваш начальник подошел к вам и попросил отдать ему готовую работу. Вы пытаетесь объяснить ему, что были сильно загружены и не успели выполнить задание. Но он не желает вас слушать, а просто перебивает вас громким и злобным голосом, после чего разворачивается и уходит, не дав вам ни единого шанса на оправдание. Остальные сотрудники делают вид, что ничего не видели и не слышали. Вы также уходите с работы, а по дороге домой встречаете своего давнего друга. Вы настолько расстроены происшедшим, что рассказываете ему обо всем. Ваш друг, конечно же, попытается вам «помочь». Я приведу здесь восемь разных способов такой «помощи» и «поддержки». Постарайтесь понять, какая спонтанная реакция (ассоциация) возникнет у вас при чтении каждого из ответов. Еще лучше, если вы запишете вкратце каждую вашу реакцию на бумажку, чтобы потом можно было проанализировать их. Хочу лишь заранее предупредить, что нет «правильной» или «неправильной» реакции. Какая бы ассоциация не возникла у вас — она нормальна для вас.
1. Отрицание ваших чувств: «Не расстраивайся, для этого нет причин, это пустяки, глупо переживать из-за этого. Ты просто замотался, устал, в конце концов, не делай из мухи слона. Все не так плохо, как ты думаешь, лучше улыбнись. Тебе очень идет, когда ты улыбаешься…»
2. Философский ответ: «Послушай, такова наша жизнь. Не всегда в ней происходит то, чего мы хотим. Попробуй научиться спокойно относиться к таким вещам. В этом мире нет ничего идеального».
3. Совет: «Я думаю, что завтра тебе надо зайти в кабинет к начальнику и извиниться. Скажи ему, что был не прав, а затем закончи ту работу, которую забыл сегодня сделать. И постарайся не отвлекаться на срочные дела. Если ты хочешь оставаться на этой работе и дальше, впредь ты должен никогда не повторять такой ошибки».
4. Расспросы: «А из-за каких именно неотложных дел ты забыл об особом задании начальника? Разве ты не понимал, что если ты сразу же не начнешь заниматься этим заданием, начальник рассердится на тебя? Случалось ли подобное когда-нибудь раньше? Почему ты не пошел за начальником, когда он вышел из комнаты, и не пытался объяснить ему еще раз?»
5. Защита начальника: «Я полностью понимаю реакцию твоего шефа. Наверное, у него и без этого жуткая нехватка времени. Скажи спасибо, что он не срывается на тебя чаще».
6. Жалость: «Это ужасно! Сочувствую тебе, бедняга. Давай вместе поплачем».
7. Психоанализ: «Послушай, а ты не задумывался о том, что настоящая причина того, почему это так расстроило тебя, заключается в том, что начальник символизируется с фигурой твоего отца? Когда ты был ребенком, возможно, ты боялся огорчить своего отца, и теперь, когда твой руководитель отчитал тебя, к тебе опять вернулся твой детский страх вызвать неудовольствие?»
8. Сопереживание: «Понимаю, это довольно неприятно пережить. Получить такую резкую критику перед другими сотрудниками, особенно после такого напряженного дня — это трудно перенести!»
Только что вы могли изучить, какая реакция возникает у вас на некоторые типичные методы людей «помочь» и «подбодрить». Конечно, все мы разные, но каждый человек в душе немного эгоист (и в этом нет ничего плохого). Поэтому, когда он расстроен или обижен, меньше всего ему хочется слушать философские или психологические размышления, советы или точки зрения других людей. От таких разговоров его состояние станет еще хуже, чем было. Жалость заставит его чувствовать себя несчастным, вопросы – защищаться. А если ему сказать, что у него нет причины чувствовать то, что он на самом деле чувствует, то это вызовет внутренний протест и, как следствие, отторжение такого участия. А вот если по-настоящему выслушать его, признать его внутреннюю боль, а также дать возможность ему рассказать больше о том, что он переживает, то он сразу начнет чувствовать себя менее расстроенным, менее озадаченным, способным справиться со своими чувствами и проблемами.
К ребенку это относиться в еще большей степени. Ему гораздо легче справиться со своими чувствами и проблемами, если кто-то, а еще лучше, родители готовы выслушать и сопереживать ему. К сожалению, большинство родителей не умеют этого делать. В основной своей массе нынешнее поколение мам и пап само выросло в условиях отрицания чувств. И чтобы овладеть этими новыми для них навыками сопереживания, родителям необходимо не только изучить эти приемы, но и практически упражняться в их применении. Вот эти приемы, с помощью которых родители могут выразить свое сопереживание ребенку:
1. Выслушайте его внимательно, покажите, что вам действительно интересно то, что он рассказывает. Ребенку гораздо легче рассказывать о своих неприятностях, если его действительно слушают. Даже не обязательно ему отвечать что-то. Порой все, что нужно ребенку — это сочувственное молчание.
2. Разделите его чувства с помощью таких слов и фраз, как «понятно», «ясно», «я понимаю». Ведь для ребенка очень сложно думать конструктивно, если ему задавать вопросы, давать советы или же обвинять его. Такие простые слова и фразы, как «понятно», «ясно», «я понимаю» могут очень помочь. В сочетании с внимательным отношением они являются стимулом ребенку понять свои чувства и мысли, или, даже, придумать свое собственное решение проблемы.
3. Назовите вслух те чувства, которые он испытывает. Как бы мы не «подбадривали» ребенка, убеждая прогнать плохие чувства, он, наоборот, будет еще больше расстраиваться. Вместо этого следует просто назвать то чувство, которое испытывает ребенок. Родители очень редко так делают из-за того, что они боятся, что сделают этим ребенку еще хуже. Но на самом деле если дети слышат название того, что они чувствуют и ощущают, то они быстрее успокаиваются. Ведь взрослые признали их чувства.
4. Покажите ребенку, что вам понятно его желание, подарите это желание в фантазии. Когда ребенок хочет что-либо, чего у него нет, родители обычно стараются объяснить логически, почему же у него этого нет. Получается, что чем усерднее мы пытаемся объяснить это, тем сильнее ребенок выражает свое несогласие. Если же ребенок видит, что вы понимаете, как сильно он желает что-то, то его отсутствие намного легче пережить.
Теперь вы знаете о четырех возможных способах, которые могут оказывать помощь вашему ребенку в случае, когда у него возникла проблема. Но ваше отношение гораздо важнее, чем все сказанные слова. Если родители не относятся к своему ребенку с сочувствием, то, что бы они ни сказали, ребенок, конечно же, будет ощущать, что его обманывают и манипулируют им. Только если ваши слова будут пронизаны искренним сопереживанием, вы сможете разговаривать напрямую с сердцем ребенка. Как показывает практика, из этих четырех навыков самым сложным для родителей является «назвать вслух чувство», которое испытывает ребенок. Нужно не только внимательно выслушать детские излияния, но и достаточная практика, чтобы понять, что ваш сын или дочь испытывают в этот момент. При этом очень важно давать ребенку словарный запас, который описывает его внутреннее состояние. Ему будет гораздо легче справиться со своими чувствами, если у ребенка появятся слова для их обозначения. Например, предположим, что ваш ребенок сказал(а) вам, что воспитательница накричала на него (нее) и все дети смеялись на ним (ней) из-за этого. Пожалуйста, подумайте какими словами или фразами вы могли бы назвать те чувства, которые испытывает ребенок? Какими фразами вы могли бы показать, что понимаете их?
Как правило, большинству родителей требуются огромные умственные усилия, чтобы показать ребенку, что они понимают его чувства. Многим из них попросту не приходят на ум такие фразы, как «конечно, это смутило тебя», «ты, наверное, очень рассержен» или «ты как будто злишься из-за этого». Тем не менее, подобные фразы показывают ребенку, что вы понимаете его чувства, и помогают ему самому начать разбираться со своей проблемой. Не бойтесь при этом употреблять новые, сложные для понимания ребенка слова. Один из самый простых способов выучить значение нового слова — это услышать, как оно употребляется в контексте предложения.
Источник