Как получать радость от чтения

Как полюбить читать и зачем это нужно

Рассказываем, с чего начать, чтобы списки школьной литературы не пугали неотвратимой необходимостью

Школьникам и студентам приходится много читать, чтобы получать высокие баллы на контрольных и экзаменах. Но неверно думать, что после написания итогового сочинения и сдачи ЕГЭ причин читать не остаётся. Тело человека эволюционировало под влиянием физической нагрузки, а умственные способности развиваются благодаря чтению. Как получать удовольствие от чтения и начать читать регулярно — об этом наша статья.

Что даёт чтение

Изобретательность

Режиссёры каждый год выпускают экранизации увлекательных произведений. Чтобы узнать хорошую историю, не обязательно читать текст. Однако разница есть: при просмотре кино человек получает готовые образы, а когда читает книгу — представляет события и героев сам. Во время чтения работает воображение, которое необходимо для решения творческих нестандартных задач в учёбе и в жизни.

Нил Гейман (писатель, автор книги «Звёздная пыль» и сценария к сериалу «Доктор Кто») в 2007 году участвовал в конференции научной фантастики и фэнтези в Китае. Долгое время подобная литература в КНР была под запретом. Гейман спросил у чиновника, почему власти изменили отношение к фантастике. Оказалось, что китайцы долгое время прекрасно изготавливали вещи по чужому замыслу, но были неспособны изобретать что-то своё. Правительство направило делегацию в Apple, Microsoft и Google, чтобы разгадать секрет креативности. Выяснилось, что все изобретатели в детстве увлекались чтением фантастики.

Лексикон

Словарный запас делят на активный и пассивный. Активным словарём человек пользуется в своей речи, пассивный — это все слова, которые он понимает. Благодаря синонимам в описаниях и контексту художественная литература расширяет список знакомых читателю понятий. Чтобы стать эрудитом, полезно также читать сноски, предисловия и примечания редакторов и переводчиков.

Кругозор

Художественная литература на родном языке знакомит читателя с культурой и историей своей страны. Переводы зарубежных авторов показывают мир глазами иностранцев, позволяют путешествовать по свету не выходя из дома, узнавать о жизни за границей то, что не заметно в туристической поездке.

Концентрация

Во время чтения приходится постоянно следить глазами за строчкой текста. Для людей, привыкших к яркому мельтешению на экране смартфона, делать это бывает непросто. При этом способность долгое время концентрировать внимание на одном деле крайне полезна: в отличие от многозадачности это помогает доводить дело до конца и экономит время.

Грамотность и мышление

Поскольку большинство людей опирается на зрительную память, регулярное чтение качественной литературы помогает запомнить, как пишутся слова. Правила орфографии забудутся, а зрительные образы останутся в памяти навсегда.

Пунктуацию при чтении усвоить сложнее, а вот развить чувство языка вполне возможно. Постоянно прочитывая, проговаривая удачные формулировки, согласования разных частей речи и витиеватых фраз, читатель учится различать языковые тонкости, чтобы затем использовать в собственной речи.

Если ученику предстоит давать развёрнутый ответ на ЕГЭ по гуманитарным предметам или решать задачи повышенной сложности на олимпиадах по математике и физике, чтение поможет «прокачать» необходимые навыки.

С чего начать читать

Найти книгу

Не стоит читать, чтобы одолеть школьный список литературы. Чтение прекрасно вне школы и домашних заданий. Если ни одна книга из учебного списка не вызывает интереса, можно немного схитрить. В крайнем случае книги по программе можно послушать в аудиоформате и посмотреть экранизацию. Это не заменит вдумчивого чтения, но поможет написать сочинение.

Лучше выбирать книгу на основе собственных увлечений. Юному учёному наверняка будет интересно прочесть автобиографию нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Любителям моды подойдут книги по истории костюма. Всем, кто хочет разобраться в себе и улучшить навыки общения, советуем обратить внимание на «Ты можешь больше, чем ты думаешь» Томаса Армстронга и другие книги этой серии.

Найти писателя

Иногда стоит познакомиться с жизнеописанием автора, чтобы заинтересоваться его работой. Писатель Даниил Хармс, хоть и сочинял детские стихи, детей не любил. Ему нравились маленькие гладкошёрстные собачки, которым он выдумывал причудливые клички, например, «Бранденбургский концерт».

Выбрать время

«Жаворонки», как правило, начинают с книги свой день, а «совы» обычно читают перед сном. Вдобавок к этому лучше брать книгу с собой и открывать её каждый раз, когда появляется минутка полистать мемы в интернете. Если читать в дороге и в минуты ожидания в течение дня, удастся быстрее втянуться в чтение.

Удобно устроиться

Кто-то любит читать лёжа на кровати, а кто-то сидя в кресле с чашечкой какао. Телевизор и компьютер нужно выключить, а телефон поставить на беззвучный режим или вовсе убрать в другую комнату, чтобы точно не отвлекал.

Читать стихи и афоризмы

Если тома художественной прозы пугают начинающего читателя, подойдут сборники мудрых изречений и стихов. Кстати, стихи — отличный способ пробудить образное мышление, ведь всего в несколько слов автор умудряется уместить идею целого произведения. Понравившиеся остроумные афоризмы отлично запоминаются, и их можно использовать в сочинениях и устных высказываниях на уроках.

Читайте также:  Как управлять своими чувствами советы

Посмотреть кино

Любопытно посмотреть экранизацию прочитанной книги: совпадут ли визуальные образы героев в воображении читателя с тем, что представил режиссёр? Какие сюжетные линии останутся в фильме, а какими сценаристы пренебрегут?

Перечень новинок кино может подсказать, какую книгу выбрать для прочтения, чтобы быть в тренде. В разное время экранизации «Гарри Поттера», «Властелина колец», «Хроники Нарнии» и «Алисы в стране чудес» вызывали всплеск интереса к одноимённым книгам. Когда читаешь модное произведение, всегда найдётся, с кем его обсудить.

Завести дневник

Читательский дневник будет полезен при подготовке к письменным работам. В старших классах его можно вести в любом удобном формате, например, в виде ментальной карты.

Важно помимо названия произведения и автора выписывать значимые цитаты, свои собственные вопросы и оценки, догадки, заметки на тему истории и искусства. При подготовке к экзамену по литературе отдельно стоит выписывать тезисный план произведения.

Книги могут стать отличной темой для влога: при желании можно научиться интересно и ёмко давать рецензию или лаконично и остроумно пересказывать её содержание.

Обсуждать литературу

Даже школьник со скудным читательским опытом способен поддержать интересную беседу о литературе. Расспрашивать о книгах можно и членов семьи, и сверстников, и учителей, и случайных знакомых. Читает ли собеседник книги, почему да или почему нет? Какая произвела наибольшее впечатление и почему? Как он находит новые книги? Какую книгу обязательно советует прочитать каждому и зачем?

По мере прочтения книг можно обсуждать их в виртуальных и офлайн клубах, которые проходят в социальных сетях, на форумах в интернете и в библиотеках. Если в школе нет книжного клуба, его можно создать. Дискуссии о замысле автора, добре и зле, качестве переводов и экранизаций дарят интеллектуальное удовольствие, доступное только читающим.

Что делать, если читать трудно

Разберём основные проблемы и способы их решения.

Получается сложно и медленно

Когда не удаётся читать бегло или непонятно, как ставить ударение в словах из прошлой эпохи, интерес к книге падает. В этом случае полезно следить глазами по строчкам и одновременно слушать аудиокнигу, прочитанную актёром. Этот метод применяют в изучении иностранных языков, но и произведения на русском так тоже можно читать. Слушать профессионального чтеца — отдельное удовольствие, при этом школьник учится использовать интонации, делать паузы в речи, замечать акценты, которые мог бы не уловить сам.

Постоянно что-то отвлекает

Бывает что книга интересная, лёгкая или с юмором, а всё равно хочется оторваться, взять в руки телефон, или съесть что-нибудь — проблема в концентрации внимания. Нужно её тренировать: например, завести таймер для начала на 1 минуту и читать безотрывно. Если получается, то постепенно увеличивать время, пока не удастся читать, не отвлекаясь, полчаса.

Что запомнить

  1. Чтение развивает воображение и способность концентрировать внимание, расширяет кругозор и словарный запас.
  2. Важно начать с увлекательной книги или писателя, близкого по духу.
  3. Для книги нужно место и время: утро или вечер, рабочий стол или уютный плед и горячий чай.
  4. Если крупные литературные формы пугают, для начала подойдут стихи и собрания умных мыслей.
  5. Смотреть фильмы по книгам бывает полезно как для вдохновения, так и для сравнения постановки с версией из своего воображения.
  6. При чтении произведений из школьного списка полезно вести читательский дневник. Заметки в форме интеллектальных карт, таблиц или даже видеоблога будут опорой при подготовке к экзаменам по литературе.
  7. Любопытно обсуждать прочитанные книги и расспрашивать людей об их литературных предпочтениях. Так можно расширить своё понимание сюжета и узнать о стоящих произведениях и авторах.
  8. Если читать текст пока трудно, можно слушать аудиокнигу и одновременно следить глазами по строчкам. Следя за голосом диктора, слушатель запоминает произношение новых слов и лучше понимает характеры персонажей благодаря интонациям.
  9. Чтение — это навык, который требует тренировки. Нагрузки лучше увеличивать постепенно. Даже одна минута чтения в день лучше, чем ничего. Постепенно, неделя за неделей начинающие читатели доходят до одной книги в месяц, а затем и в неделю.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

«Не нужно идти за толпой»: как научиться выбирать книги и получать удовольствие от чтения

Издатель «Горького» и директор магазина «Фаланстер» Борис Куприянов — о том, как полюбить литературу и можно ли обойтись без «Анны Карениной».

Борис Куприянов — известный российский издатель и публицист, один из соучредителей книжного магазина «Фаланстер» в Москве. Он также является генеральным директором популярного онлайн-издания о книгах и чтении «Горький». С 2009 года — член экспертного совета Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction. С 2012 по 2015 год был одним из руководителей Московского городского библиотечного центра. Деятельность Бориса помогла москвичам по-новому взглянуть на библиотеку как таковую. Борис преподаёт на совместном курсе Skillbox и «Горького» «Как выбирать книги».

В интервью Борис рассказал:

  • почему не нужно ориентироваться на списки книг для чтения;
  • сможет ли курс «Как выбирать книги» научить качественно оценивать литературу;
  • как выбрать формат книги, который подходит вам лучше всего;
  • благодаря чему некоторые произведения становятся классикой;
  • какие есть в мире интересные книжные места.

Обозреватель Skillbox Media, руководитель отдела «Бывший СССР» в «Ленте.ру». Эксперт по постсоветскому пространству. Интересуется политической философией и современной культурой.

Как правильно выбирать книги

— Как вы относитесь к распространённым в интернете спискам книг, которые «обязательно должен прочесть уважающий себя человек»?

Читайте также:  У меня радость синтаксический разбор

— Список — это всегда сублимация. Кто-то за вас составляет перечень книг, которые вы должны прочесть. Или мест, где вы должны побывать. Мне, например, очень нравится Стамбул, но у меня есть знакомые, которые ненавидят его. Если я буду составлять список городов, в которых нужно побывать, он там обязательно окажется. А человек туда приедет и начнёт плеваться, ему нравится Белград. И наоборот, кому-то Белград не нравится катастрофически. Поэтому список всегда — это усреднённая история, вам пытаются дать эрзац .

Вас пытаются подчинить перечню книг, в котором «главное», «модное» и «правильное».

Не смотрите на списки книг. Читайте то, что вам нравится. Вы не прочтёте после 40 лет «Трёх мушкетёров», если не читали их раньше. И не стоит этого делать. Можно прочитать другие книги, не обязательно художественные, которые дадут те же знания, что и произведение Дюма.

— А по каким критериям вы сами выбираете книги, учитывая, что вокруг вас их так много?

— Есть темы, которые меня волнуют. Есть детали, на которые я обращаю внимание при выборе книги: оглавление, вступительная аннотация, где она издана и кто её написал. Бывает, что я открываю книгу в случайном месте и смотрю, нравится мне текст или нет, интересен ли он.

Есть критерий Бродского, о котором мы писали в «Горьком». Он говорил, что, если вы хотите понять, интересна ли вам книжка или нет, нужно открыть параллельно ей классическую поэзию, которую вы знаете и любите. Затем начать читать одну страницу выбранной вами книги, потом — поэзию. Через 10 минут вы поймёте, что для вас приоритетнее сейчас.

Если вы захотите читать выбранную книгу — она вам подходит, если погрузились в поэзию — нет.

— Вы сделали целый курс «Как выбирать книги». Этому действительно нужно учить? И что в итоге — слушатели курса научатся качественно оценивать тексты?

— Все люди так или иначе оценивают книги, даже на уровне «нравится или не нравится». Всем книга или интересна, или нет. Но мы хотим в курсе дать некоторую навигацию, объяснить, как вести поиск книг, которые вам стоит прочесть.

Мы расскажем, как не бояться не прочитать какие-то книги и что-то пропустить. Попытаемся снять у читателей определённый барьер и помочь им смотреть на выбор книг проще. Мы покажем некоторые приёмы, как выбирать те книги, которые вам действительно нужны.

А ещё в курсе объясняем простую вещь: не нужно вестись на хайп и общую моду. Нужно не стесняться чего-то не читать. Если вы не прочли «Анну Каренину», — а многие, думаю, этого не сделали, — желательно её прочесть. Но если вы не можете этого сделать — не мучайте себя. Вам нужно что-то другое, важное, что можно получить из иной литературы.

Главное — не нужно идти вслед за толпой и мейнстримом.

Если книжка очень модная, а вы её открываете и она вам не нравится — не стоит мучать себя и дочитывать её до конца. На курсе вы проработаете свои критерии выбора книг, которые могут не соответствовать общему модному подходу: в конечном счёте, любой критик точно такой же читатель, как и вы, тем более в наше время.

Читать или слушать классику?

— Как считаете, какой формат лучше: бумажный, электронный или аудио?

— Все форматы хороши. Но какие-то книги в принципе нельзя слушать, их нужно именно читать, например из-за особенной языковой игры и структуры, которую не считать в аудиоформате. Точно так же одни книги надо и полезно читать в электронном виде, а иные — нельзя или трудно.

Важно также, когда и как вы читаете — утром или перед сном, на ходу или целенаправленно.

Многое зависит от текста и пристрастия, удобства человека. По воле судеб я много читаю электронных книг, хотя больше люблю бумажные. Русскую литературу, признаться, больше слушаю, потому что немало времени провожу в машине и трачу его на художественные произведения — классику или книги, которые считаются сейчас модными. Но есть произведения, которые принципиально не могу слушать или даже читать в электронном виде.

— То есть нельзя сказать, что форматы конкурируют друг с другом?

— Они друг друга дополняют. Форматы — это только способы, носитель. Текст — вот важная история. Вам будет сложно воспринимать многогранный и важный текст в аудио или видео. В электронном варианте вы не сможете листать живые страницы и возвращаться к ностальгическим пометкам, сделанным карандашом.

Но в целом проблемы выбора формата не существует, она надуманная.

— Вы упомянули о книгах, которые считаются сейчас модными. Как вы думаете, почему одна литература становится классикой, а какая-то забывается?

— Есть тысячи разных факторов, которые объясняют, почему конкретная книга остаётся с читателями или забывается. Некоторые из них очень специфичны, и описать их непросто. Бывает, например, что книга была забыта, а потом внезапно о ней вспомнили, восстановили её в памяти и она стала классикой. Происходит и так, что однажды книга была очень известна, потом забыта, потом вновь стала известна. Или когда известная книга была забыта незаслуженно.

При этом книга, которая вам нужна, может не быть модной, популярной или классической. На меня очень сильно воздействовала сага Ивана Наживина «Распутин». Это большая семейная история о предреволюционных и послереволюционных годах, где описана русская жизнь с огромным количеством героев. Но эта книга, в отличие от «Доктора Живаго» или «Хождения по мукам», совершенно неизвестная и забытая. В тот момент, когда я её читал, она мне очень помогла и сподвигла на многие мысли и действия.

Читайте также:  Вы никогда не чувствовали себя лучше чем теперь ответ

И такие книги есть у каждого. Вопрос в том, находит их читатель или нет. Есть разные теории. Например, что книга находит человека сама, то есть когда он сам вчитывает в произведение связанные с собой мысли. На мой взгляд, это очень частое явление.

Выбираем свой книжный магазин

— При этом немалую роль в открытии и переоткрытии имён для читателей играют книжные магазины и издательства…

— Всё верно, они проводят определённую экспертизу. Если вы покупаете книги и любите какое-то одно издательство, то вы примерно знаете, что оно готово для вас подготовить, что оно вам даст, а что нет. Зная уровень, например, поэтической серии «Билингва» издательства «Текст», вы понимаете, что увидите хороший перевод и качественную поэзию. То же самое и с магазинами — это дополнительный уровень экспертизы. Если вы ходите в авторский магазин (а в большинстве случаев все независимые книжные — авторские), то это некий ваш выбор. Выбор, которому книжный магазин соответствует.

— Какие книги покупатели никогда не найдут на полках «Фаланстера»?

— У нас есть принципы, что продавать, а что нет. Например, читатели не найдут у нас книг по шахматам. Не потому, что мы не любим шахматы, просто так исторически сложилось. Кроме того, у нас практически нет детективов. Люди, которые приходят к нам за книгами, прекрасно знают о нашем выборе. Это нормальная, распространённая история. Так, у нас очень мало эзотерики, но есть целые магазины, которые на ней специализируются.

Читатели заходят, узнают, что нам нравится и не нравится, и делают свой выбор — покупать им у нас книги или нет. Например, в Санкт-Петербурге есть замечательный книжный «Подписные издания». Он построен совершенно по другим принципам. Но это не мешает ему быть прекрасным, одним из моих самых любимых магазинов. Он хорошо работает, он интересен.

— Каковы конкурентные преимущества «Фаланстера»?

— Конкурентное преимущество у нас только одно. Мы занимаемся своим делом достаточно долго. Ещё одно конкурентное преимущество не обеспечиваем мы сами себе, а нам его обеспечивает государство. Это в целом про тяжёлые условия, в которых существует малый бизнес.

В центре Парижа — не перестаю это говорить — на три с половиной миллиона жителей 700 книжных магазинов. В Москве на 15 миллионов — 160 книжных. Многие из них при этом не специализируются исключительно на книгах. Поэтому, к сожалению, у нас конкуренции нет. И новые книжные магазины, которые открываются в Москве, — это скорее наши друзья, нежели конкуренты. У них у всех другой выбор книг, другой подход, другое отношение к клиентам.

— Ваше любимое книжное место в России и в мире?

— Сложно назвать то или иное место книжным. Да, мне безумно нравится улица Муфтар в Латинском квартале Парижа. Хотя там, кажется, всего лишь один книжный магазин. Мне импонирует лондонская Bloomsbury Square — площадь, которая ассоциируется с издательством Bloomsbury Publishing PLC, хотя оно находится не там. На Блумсбери есть магазин журнала London Review of Books, но само ощущение площади очень литературное.

Никогда в жизни не был, но мечтаю побывать в маленьком городке Кейп-Код, связанном с «Моби Диком». Мне очень нравится Чаринг-Кросс в Лондоне — там много книжных магазинов, которые я люблю. Нравится и спуск к Золотому Рогу от улицы Истикляль в Стамбуле, где есть масса букинистических магазинов и лавок, где торгуют городским мусором. Он весь пропитан Памуком от начала до конца — или Памук пропитан этим районом. Сложно сказать.

Почти с каждым местом ассоциируется какая-то книга, поэтому его можно назвать книжным. Но очень сложно сказать, пропитывает ли произведение место или наоборот. Например, Шекспир никогда не был в Италии, однако, когда мы бываем в Вероне, у нас возникают определённые ассоциации с ним. Я никогда не был в Дублине. Но большая часть «Улисса» была написана Джойсом в Триесте. Там-то я как раз был, но всё равно городом «Улисса» для меня остаётся именно Дублин — то место, которое мне хочется посетить.

Если говорить о самых любимых книжных местах — наверное, это Пески и Невский проспект в Санкт-Петербурге. Там вспоминается сцена, когда по Невскому едет один из героев «Петербурга» Белого и думает о жителях Васильевского острова. У Петра Вайля есть замечательная книга «Гений места», где он как раз рассматривает эти связи…

— Есть ли книги, которые вы любите время от времени перечитывать?

— Конечно. Я, например, могу очень долго погружаться в книжку, которую читал в детстве. Могу в течение полугода перечитывать «Хаджи-Мурата», к примеру. И я читал его почти каждый день по несколько страниц. В самых различных форматах, даже аудио, хотя этот текст сложно воспринимать таким образом. Сейчас перечитываю «Некуда» Лескова, к которому возвращаюсь не первый раз.

— Что читаете сейчас?

— Каждый день я читаю одну или две книги. Если говорить о художественной литературе, то только что по долгу службы с большим удовольствием перечитывал «Охранную грамоту» Пастернака. Если говорить о модном — «Доктор Гарин» Сорокина.

обложка: Светлана Козлова для Skillbox Media

Источник

Оцените статью