- Выражение чувств и эмоций – развиваем правильно и эффективно
- Научитесь раскрепощаться
- Осваивайте технические приемы
- Тренируйте голос, интонацию и дикцию
- Копируйте, пародируйте, изображайте других
- Придумайте себе творческое хобби
- Эмоции актёра: как ими управлять? ЧАСТЬ 1
- Базовые эмоции
- РАДОСТЬ
- УДИВЛЕНИЕ
- ПЕЧАЛЬ
- ОТВРАЩЕНИЕ
- Список эмоций и подтекстов для актёра озвучания
Выражение чувств и эмоций – развиваем правильно и эффективно
Человеческая эмоциональность – черта, вокруг которой никогда не утихали споры о ценности и значимости ее проявлений в жизни. В различных культурах эмоциям отводятся разные роли: от постыдного проявления слабости характера до утонченности и богатства внутреннего мира. В то же время полностью подавить выражение чувств и эмоций не удавалось никому, предметом спора является лишь степень контроля и публичного проявления.
Ответа на вопрос, хорошо или плохо быть эмоциональным и экспрессивным человеком, не существует, т. к. без привязки к конкретной ситуации он теряет смысл. В ряде случаев проявлять эмоции нежелательно:
- если вас запугивают, нельзя проявлять страх;
- если продавец на рынке пытается взвинтить цену, нельзя проявлять заинтересованность;
- показательно наказывая сотрудника за серьезный проступок, нельзя проявлять жалость.
В других случаях вы ничего не сможете добиться от человека без эмоциональной выразительности:
- нельзя объясняться в любви с каменным лицом, иначе вам не поверят;
- убеждая человека поступить по-вашему, нужно заразить его личной заинтересованностью;
- если с вами поступают несправедливо, следует возмущаться, выражать протест и недовольство.
Человеку одинаково требуются оба умения, ни одно из которых нельзя ставить выше другого.
Почему без эмоций трудно выражать чувства и общаться? Эмоциональная выразительность – это один из способов обмена информацией. Причем, если слова передают сухие сведения, то эмоции – степень важности и отношение говорящего. Без выражения эмоций все, что вы говорите, будет звучать так, будто вам самому это не интересно, а значит, и собеседник вряд ли заинтересуется.
На уроках грамотной речи эмоциональную подачу изучают и тренируют на одном уровне с дикцией, дыханием и силой голоса. Ваши слова, а-ля «Не умею выражать свои чувства и эмоции», для преподавателя не преграда. Благодаря таким тренировкам выдающегося оратора можно понять, даже если его слов не слышно, что чаще всего и происходит в большой толпе.
Научитесь раскрепощаться
Меньше всего проблем с выражением чувств у маленьких детей, которые еще не умеют прятаться за масками и сдерживать себя. По мере взросления общество давит на них все больше и больше, в их жизни появляются такие понятия, как этикет, приличия, манеры. Нельзя говорить слишком громко, нельзя смеяться слишком заливисто, неприлично открыто выражать удивление, недовольство и многое другое. Под давлением ребенок учится не пользоваться эмоциями вообще и лишь в зрелом возрасте понимает, как ошибался.
Одним из способов вернуть природную непосредственность и снова научиться выражать свои эмоции и чувства является раскрепощение до детского уровня, когда социальные нормы и модели поведения, запреты и предрассудки были не властны над вами.
Для этого понаблюдайте за детьми, попробуйте понять причину их непосредственного поведения. Очень скоро у вас ничего не получится, потому что поведению детей не требуются причины, оно просто такое, каким его задумала природа. Причины нужны, чтобы запираться внутри себя и бояться сказать слово на полтона громче, чем все. Дети же получают удовольствие от жизни, от самих себя, от общения с другими детьми, ничто не мешает им в этом.
Ключ к вашему раскрепощению тоже лежит через удовольствие. Вы ведь любите беситься с друзьями или с любимым человеком, делать всякие глупости, когда на вас никто не смотрит, и т. д. Следует делать это почаще, перестать стесняться себя и поменьше беспокоиться о мнении окружающих. Дети ведь тоже не сильно переживают о том, как выглядят со стороны, и почему-то ими все любуются и восхищаются.
Осваивайте технические приемы
Что такое «технические» и как это слово применимо к выражению чувств? Когда человек недоволен, он хмурится. В этом мимическом жесте нет ничего сложного: достаточно сдвинуть брови и наморщить лоб, как все вокруг подумают, что вы недовольны. Обычно этому не учатся специально, так тело реагирует на химическую реакцию в голове, и человек даже не замечает, как подает сигнал. Но если с сигнальной системой есть проблемы, отработка внешних проявлений процесса может помочь по двум причинам:
- Лучше сознательно, чем никак.
- Существует обратная связь между эмоцией и ее выражением.
Второй пункт рассмотрим более внимательно. Проведите эксперимент над собой: когда заметите, что ваше настроение оставляет желать лучшего, просто улыбнитесь. Ничего не вспоминайте, не читайте анекдоты, не смотрите юмористические передачи – улыбнитесь без причины, в пространство или самому себе. Результат будет мгновенным, вам станет тепло и уютно, захочется задержать улыбку, а плохое настроение, если не исчезнет полностью, то заметно сдаст позиции.
Этот опыт свидетельствует об особенностях работы подсознания, которое не дифференцирует причину и следствие. Проще говоря, «мне хорошо, поэтому я улыбаюсь» и «я улыбаюсь, поэтому мне хорошо» – для подсознания одно и то же утверждение. Таким образом, можно будить в себе эмоции, начиная с конца, то есть с их внешних признаков в мимике, жестах, взглядах, движении, поведении тела.
Тренируйте голос, интонацию и дикцию
Чем шире голосовые возможности, к которым относится и интонация, тем больше оттенков эмоций человек может выразить, тем полнее его взаимодействие с окружающими. Развивать силу голоса лучше всего практикой, то есть начать пользоваться им интенсивнее и чаще, чем обычно. Основная проблема тусклой невыразительной речи в привычке говорить тихо и сдержанно, которая приводит к неумению пользоваться голосом полноценно и к боязни раскрыть его потенциал. Отсюда и неумение выражать свои чувства.
Психологи рекомендуют иногда кричать во весь голос, пока не почувствуете, что груз свалился с плеч. Делать это следует на природе или в специально отведенном месте с достаточной звукоизоляцией, например, в студии звукозаписи.
Копируйте, пародируйте, изображайте других
Наблюдательность – хлеб артиста, с ее помощью на сценах лучших театров России и мира создаются выдающиеся интерпретации классических ролей. Все они берутся прямо из жизни, прямо с городских улиц, парков, из общественного транспорта и очередей. В это сложно поверить, но это так, потому что человек никогда не сможет придумать сочный характерный образ лучше самой природы.
Воспользуйтесь собственной наблюдательностью, чтобы приобрести или улучшить выразительные навыки. Приглядывайтесь к людям вокруг, ищите интересные образы, запоминайте, составляйте ситуативные планы, затем пробуйте оживить увиденное. Это можно делать дома, но лучше записаться в театральную студию для взрослых и учиться выражать чувства правильно под присмотром опытного педагога.
Придумайте себе творческое хобби
Любой вид творчества способствует раскрепощению, в том числе эмоциональному. Чтобы творить и выражать свои чувства, нужно переживать, мыслить, ощущать и уметь интерпретировать разнообразные свои состояния в некий творческий продукт – художественное произведение. Лучшие варианты для хобби – это самодеятельный театр, авторская песня или художественное чтение. Эти формы творчества стимулируют внешние выразительные навыки, что безусловно пригодится вам в работе, например, при проведении деловых переговоров или освоении новых сфер.
Источник
Эмоции актёра: как ими управлять? ЧАСТЬ 1
Действующие актёры, да и что греха таить — актёры ARTfamily всегда работают с эмоциями. Эмоции, к слову, могут быть как положительные и радостные, так и не совсем приятные.
Актёру же необходимо «достать» нужную эмоцию у себя в памяти и снова её перепрожить.
О том как это делать — рассказываем ниже!
Базовые эмоции
Определить базовые эмоции пытались и пытаются до сих пор умы многих исследователей, но одного списка до сих пор нет. Зато есть несколько основных классификаций, и одна из них — Кэррола Изарда.
Доктор философии Сиракузского Университета в Нью Йорке, профессор психологии Делавэрского Университета. Основным направлением его научной деятельности является проблема эмоций в развитии человеческих отношений (эмоциональное, умственное и социальное развитие).
Дал описание таких фундаментальных эмоций, как: интерес—возбуждение, радость, удивление, горе – страдание — депрессия, гнев – отвращение — презрение, страх — тревожность, стыд — застенчивость, вина.
Согласно Кэрролу Изарду, имеется одиннадцать базовых эмоций, а любые другие являются их комбинацией и модификацией, и возникают на их основе.
А вот и список:
- РАДОСТЬ
- УДИВЛЕНИЕ
- ПЕЧАЛЬ
- ГНЕВ
- ОТВРАЩЕНИЕ
- ПРЕЗРЕНИЕ
- ГОРЕ-СТРАДАНИЕ
- СТЫД
- ИНТЕРЕС-ВОЛНЕНИЕ
- ВИНА
- СМУЩЕНИЕ
Самое интересное впереди — мы расскажем как вызвать эти эмоции у себя благодаря знаниям их признаков физиологического проявления.
Тело — неиссякаемый источник памяти!
Попробуйте проделать самостоятельно то, что написано во внешних проявлениях эмоции — вы удивитесь, что постепенно вы действительно ощутите у себя эту эмоцию.
РАДОСТЬ
Положительная внутренняя мотивация, характеризуется чувством удовлетворения, счастья и удовольствия.
Физика и внешние проявления:
улыбка, желание заниматься активной деятельностью, ярко выраженная жестикуляция, учащённое сердцебиение, стремление к общению, хорошее настроение.
КАК вызвать радость:
подумайте о приятном радостном событии — воспроизведите это в своей голове;
пообщайтесь с человеком, у которого хорошее настроение;
купите то, о чем давно мечтали.
Да, это самая легкая эмоция 🙂
УДИВЛЕНИЕ
Появляется ввиду неожиданной ситуации, а в зависимости от нее, удивление может перейти в страх, интерес или радость.
Физика и внешние проявления:
поднятые брови, округлённые глаза, разомкнутые губы,
в другом случае — сведённые брови, наклонённая вперёд голова,
при сильном удивлении — пересекающие лоб морщины.
КАК вызвать удивление:
здесь сработает только физика 🙂 чтобы упростить себе задачу, можно мысленно представить что-то, что могло бы вас удивить: предмет, человека, ситуацию.
Элементарно, Ватсон! — Чтобы удивиться, нужно сделать вид, что вы удивлены!
ПЕЧАЛЬ
Занимает промежуточное положение между тоской, грустью и унынием, и способная склоняться то к одному, то к другому, то к третьему. Возникает в случае возникновения каких-либо огорчающих человека обстоятельств.
Физика и внешние проявления:
сведённые брови и приподнятая их внутренняя часть, натянутые уголки верхних век, опущенные уголки губ, вертикальные морщины между бровей, горизонтальные морщины в центре лба,
иногда — слёзы, пассивное поведение, желание остаться наедине с собой.
КАК вызвать печаль:
здесь помогает память — подумать о печальном, грустном, или даже трагическом событии (необязательно в своей жизни, ведь вы эмпатичная личность, раз пришли в театр/кино/на сцену) — постарайтесь почувствовать то, что чувствовали тогда, когда это событие произошло, и задержаться в этом состоянии какое-то время.
Эмоция с яркой отрицательной валентностью. Чаще всего гнев вызывается несправедливостью по отношению к человеку и желание эту несправедливость немедленно устранить.
Физика и внешние проявления:
сведённые и опущенные брови,
если гнев доходит до предела, то внешняя сторона бровей взмывает вверх, суженые или, наоборот, выпученные глаза, напряжённые веки, напряжённые и сомкнутые губы,
в других случаях возможен оскал, напряжённые мышцы шеи и подбородка, огромная мотивация к активным действиям, иногда неадекватным, желание воздействовать на объект гнева физически.
КАК вызвать гнев:
вспомните или подумайте о том, что у вас вызывает откровенное чувство протеста и несправедливости, конфликтную ситуацию или человека, действия которого вызывают у вас негативные эмоции.
В случае с гневом очень хорошо помогает воспроизведение физиологических проявлений.
ОТВРАЩЕНИЕ
Сильная форма неприятия, отрицательно окрашенное чувство. Возникает в случаях, когда человек сталкивается с чем-то, что ему очень неприятно с моральной, физической, эстетической точки зрения.
Физика и внешние проявления:
сильно приподнятая верхняя губа,
поднятая или опущенная, но выпученная нижняя губа, приподнятые щёки, суженые глаза и немного опущенные брови, морщины у переносицы, желание отвернуться, отмахнуться, отойти подальше.
КАК вызвать отвращение:
постарайтесь во всех деталях представить в своём воображении что-нибудь очень неприятное для вас: объекты, ситуации, проявления и поведение людей, запахи, привкусы, картинки и т.д.
Легко выразить эмоцию отвращения, просто произведя внешние её проявления — скорее всего необходимые внутренние переживания возникнут у вас сами собой.
Продолжим в следующий раз с презрением, горе-страданием, стыдом, интересом-волнением и виной.
Источник
Список эмоций и подтекстов для актёра озвучания
Озвучивание текста — это процесс воздействия. Вам необходимо уметь выразить огромное количество эмоций — используя только звук своего голоса. Разумеется это должно звучать правдоподобно. Как это сделать?
В статье «Сделайте текст радиоролика своим» мы обсуждали, как вложить свои эмоции в сценарий. Теперь при помощи нижеследующего списка эмоций, вы можете тренироваться еще более эффективно.
Список эмоций для практики:
- гнев
- беспокойство
- высокомерие
- смущение
- скука
- уверенность
- удовлетворенность
- депрессия
- отвращение
- восторг
- усталость
- страх
- вина
- счастье
- надежда
- истерика
- одиночество
- любовь
- страсть
- романтичность
- возмущение
- застенчивость
- подозрение
Один из способов практиковаться в озвучивании рекламного текста, который нравится мне – это взять простое предложение, например «Хочешь пойти со мной в кино? » и прогонять его через список эмоций. Другой вариант: напишите на маленьких листочках по одной эмоции, положите в мешочек и перемешайте. Выбирайте наугад и читайте предложение соответственно написанной эмоции. Для большего разнообразия подготовьте второй мешок с различными фразами. Выберите одно предложение и одну эмоцию наугад и читайте.
(Если у вас есть что добавить к моему перечню – не стесняйтесь, пишите мне, и я обновлю список).
Но способность правдоподобно выражать эмоции — это только вершина айсберга. Есть ещё и «подтекст». Умение выразить то, что стоит за словами – ещё одно важное умение в дикторской работе с голосом.
У всех нас есть желания или потребности, которые стоят за тем, когда мы говорим. Потребность во внимании, признании, принятии и многом другом. Чтобы реализовать эти потребности мы и общаемся. Но интонации зависят непосредственно от наших мыслей. Мы сознательно, или подсознательно, решаем, какой результат хотим получить и под это подстраиваем свою речь. Это становится подтекстом, который окрашивает наше общение.
А теперь…ещё один список!
Далее я приведу список наиболее распространенных подтекстов, то, что люди подразумевают, когда общаются. Практикуясь, я предлагаю вам сначала сказать «Мой подтекст —», а затем нужное слово. Убедитесь, что вы выбрали правильный голосовой нюанс (автоответчик это или рекламный ролик), соответствующий подтексту.
Итак, подтексты:
- увлекать
- просить
- требовать
- очаровывать
- приказывать
- критиковать
- поражать
- предъявлять
- смущать
- поощрять
- льстить
- запугивать
- управлять
- мотивировать
- опекать
- радовать
- просить
- обольщать
- дразнить
- убеждать
Теперь, когда у вас есть различные возможности, пора перейти к текстам, над которыми вы работаете. Обычно у каждого сценария есть один главный подтекст. Это основная причина, почему эти слова мы произносим в первую очередь. Ваша задача состоит в том, чтобы понять что это за намерение, и читать сценарий удерживая этот подтекст.
Источник